ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Новозыбков. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Петуховская церковь


Новозыбков. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:1912.
Год утраты:1938 (сгорела)
Адрес:
Брянская область, Новозыбковский район, г. Новозыбков, Первомайская ул., 47.

Координаты: 52.53222, 31.938576



Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото из журнала "Церковь".<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Фото из журнала "Церковь".
Андрей Агафонов
1912
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото из журнала "Церковь".<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Фото из журнала "Церковь".
Андрей Агафонов
1912
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, В перспективе Чугуновской улицы от Гостиного ряда на Базарной площади церкви: Петуховская и Вонифатьевская (слева). Серия старинных открыток «Привет из Новозыбкова». Источник: Новозыбков.ру  <br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
В перспективе Чугуновской улицы от Гостиного ряда на Базарной площади церкви: Петуховская и Вонифатьевская (слева). Серия старинных открыток «Привет из Новозыбкова». Источник: Новозыбков.ру
Елена Григорьева
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Церковное место<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Церковное место
Сергей Меркулов
26 мая 2018



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 апреля 2016

Построена в 1912 году на средства купцов Петухова и Шведова. Сгорела в 1946 г. В настоящее время на месте храма находится родильный дом.

http://www.novozybkov.ru/blog/2011/09/30/vse-tserkvi-starogo-novozybkova/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  4 июня 2021

Согласно Трудам Черниговской губернской архивной комиссии за 1906-1908 г.г. (Чернигов, выпуск 7) к началу XX столетия в Новозыбковском уезде был построен и действовал 21 Богородичный храм: в Старых Бобовичах – Рождественско-Богородичная церковь (1870); в Деменке – Введения во храм Пресвятой Богородицы (1841); в Замишеве, Хохловке, Манюках, Сачковичах, пос. Злынке – в честь Покрова Пресвятой Богородицы; в пос. Климове – деревянная в честь Успения Богородицы (1778) и каменная Казанская церковь (1810); в Белом Колодце – деревянная Успенская церковь (1784); в Куршановичах – Благовещенская церковь (1853); в с. Лысые – Успенская церковь (1842); в селах Людкове, Митьковке, Новом Месте, Старом Ропске, Фоевичах, Янжуловке – Рождество-Богородичные церкви; в Семёновке – Соборо-Богородичная (1890) и Казанская (1874) церкви; в Чуровичах – церковь Успения.

В самом уездном центре – городе Новозыбкове – на ул. Тростанской (нынешней Первомайской), там, где сейчас располагается родильный дом, находилась церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Жители называли ее «Петуховской» – по фамилии главного устроителя.

Церковь была деревянная, с колокольней. По дошедшим до наших дней воспоминаниям и фотографиям, храм этот был одним из красивейших в городе, с уникальным резным иконостасом и древними иконами удивительного письма. Заложили и обустроили церковь местные старообрядцы в связи с дарованием им религиозной свободы царским Указом от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» и в память царствовавшего тогда Императора Николая II. На задней стене храма была установлена мраморная доска с соответствующей надписью.

Общину строивших церковь старообрядцев зарегистрировало Черниговское губернское правление 9 октября 1907 г. (все даты в тексте указаны по старому стилю). Помимо староверов в строительстве также приняла участие Новозыбковская городская Дума, члены которой единогласно проголосовали за предоставление дарового (бесплатного) материала – леса. Работы продолжались в течение полутора лет и были завершены к 1913 г. Всего израсходовано 20 260 рублей 38 копеек. Большую половину денежных средств пожертвовал купец и благотворитель Петухов Василий Ефимович.

Фамилия Петуховых была известна в городе наряду с Волковыми, Абросимовыми, Осиповыми, Шведовыми и другими представителями деловой элиты уезда. Вот что пишет Вольный А.Г. о Петуховых в своей книге «Глазами старожила: заметки о разных сторонах жизни г. Новозыбкова за последнее столетие» (Новозыбков, 1996):

«Петуховы тоже относились к числу именитых купцов Новозыбкова. В основном же они были известны новозыбковцам зерномольной мельницей, которую в народе называли «Петухова мельница». Находилась эта мельница на улице Чугуновской. Обращала внимание красным петушком, который венчал здание мельницы и как флюгер вращался во все стороны. Мука «петуховская» пользовалась большим спросом. И десятки тысяч пудов ее потребляли не только хлебопеки Новозыбкова, но и разных отдаленных регионов России.

Жили же Петуховы в основном в своем имении недалеко от посада Климово. Там отличались исключительным хлебосольством. То, что в обилии заготавливалось на полях, в садах и огородах Петуховым, в значительной мере отдавалось крестьянам. А многое и продавалось, отличаясь своим качеством.

Все это привело к тому, что когда в гражданскую войну какая-то красногвардейская группа попыталась поджечь имение Петуховых, крестьяне не допустили этого. И в последующие годы, когда в живых оставалась лишь Елена Васильевна, эта дружба с крестьянами поддерживала ее морально и материально. Еще в живых были такие, которые помнили, как родители Елены Васильевны без счета наделяли их копченостями, консервами, фруктами, а детишкам периодически вручали подарки к Рождеству, Новому году, Пасхе и т.д.»

Сейчас на территории бывшей петуховской мельницы ныне развёрнут торговый комплекс, который так и называется - «Мельница».

За понесенные труды на благо церкви Петухов В.Е. был избран старостой общины. Он же состоял в попечительском совете Новозыбковской женской гимназии. Являлся гласным городской Думы. Наряду с В.Е. Петуховым в совет общины входили настоятель Богородично-Рождественской церкви священник Павел (Глухов), Ковалев М.И., Шведов М.И., Абросимов Ф.П., Шишкин Т.Д., Юрченко М.А., Мастюгин В.Ф. Секретарем избрали Кожевникова И.Я. Названные лица были видными людьми города того времени.

Освятил церковь 21 октября 1912 г. прибывший из Москвы архиепископ Иоанн с диаконом Московского Рогожского кладбища о. Хрусталевым, а также двумя канонархами (канонарх – церковнослужитель, возглашающий перед пением глас и строчки из молитвословия, которые вслед за возглашением поет хор).

Владыку Иоанна встречали 20 октября епископ Новозыбковский Флавиан, весь состав общины во главе с Петуховым В.Е., священником Павлом (Глуховым) и причтом (духовенством). На вокзале собралось много народу, в городе звонили колокола. От имени старообрядцев владыку приветствовал Петухов В.Е. Он поднёс хлеб-соль, а школьный хор мальчиков местной старообрядческой школы пропел «Тако да просветится свет!». В церкви к архиепископу на встречу вышел отец Павел (Глухов) и сказал прочувственную речь. После краткой молитвы архиепископ с прочим духовенством отбыл в дом Аврамова Т.А., где ему были предложены чай и обед.

В 16 часов началось всенощное бдение, которое совершал архиепископ Иоанн в сослужении епископа Флавиана, восьми священников, диаконов и канонархов. На клиросе (клирос – место для певчих в церкви на возвышении перед иконостасом, с правой и левой стороны от Царских врат) пел смешанный хор, организованный товарищем председателя общины Юрченко М.А. Стройное, красивое пение отвечало общему радостному настроению молящихся.

Служба продолжалась до 12 часов ночи. На следующий день в 04 час. 30 мин. утра начался чин освящения храма. Несмотря на раннее время, молящихся собралось так много, что церковь не могла всех вместить. Многим приходилось стоять во дворе. На торжестве присутствовал местный исправник (начальник полиции) Параделов Е.П. По окончании отслужили божественную литургию. После богослужения диакон Хрусталев провозгласил многолетия Государю Императору, архиепископу Иоанну, епископу Флавиану, жертвователям и строителям храма, всем православным христианам.

Архиепископа пригласили в дом Петухова В.Е., где для духовенства, представителей старообрядческих общин и приходов Новозыбкова, а также других гостей была устроена трапеза. Здесь к владыке обратился Петухов В.Е. со своей супругой. Выслушав речь, владыка сердечно поблагодарил и благословил всех присутствовавших. Во время обеда Юрченко М.А. составил от имени Новозыбковской общины старообрядцев телеграмму на имя Императора Николая II с «выражением верноподданнических чувств и беспредельной благодарности за дарованную старообрядцам религиозную свободу». Громовое «ура» и гимн «Боже, Царя Храни» покрыли слова телеграммы. Одновременно отправили сообщение Черниговскому губернатору с благодарностью за предупредительность и образцовый порядок, проявленные местной полицией при освящении церкви.

За обедом было произнесено много теплых речей. Особенно выделялись слова архиепископа, исправника Параделова Е.П., Юрченко М.А. и Кондратьева А.А. Отслужив обедню и отобедав в доме Аврамова Т.А., 22 октября вечером архиепископ Иоанн поездом выехал в Москву.

В 1913 г. на очередном собрании членов общины, которых к тому времени было более 50-ти, рассматривались различные вопросы. Благодарили братьев Петуховых и Аврамовых за труды, понесенные при приёме епископа Флавиана и прочего духовенства, прибывшего на освящение храма. Утвержден отчет о постройке храма.

После прихода к власти большевиков и установления Советской власти церковь спустя несколько лет закрыли. Службы в храме были запрещены. Достоверные, документально-подтвержденные обстоятельства уничтожения церкви мне установить не представилось возможным. Документы на этот счет я не нашел.

По воспоминаниям местных жителей, храм загорелся и огнём был уничтожен дотла. Случилось это до войны, по полученным мною сведениям – в 1938 г. Прибывшие на пожар сотрудники милиции оцепили территорию и не давали возможности кому-либо приблизиться. От высокой температуры в результате горения жар стоял такой, что в частных домах напротив, где сейчас детский сад, в окнах трескались стёкла.

Был ли это умышленный поджог, неосторожность чьих-то действий или случайное стечение обстоятельств – теперь, пожалуй, не скажет никто. Однако не стоит забывать об отношении властей к религии и церкви в то время, когда поругание народных святынь всячески приветствовалось и было обычным делом. Теперь ничто не напоминает о том, что в городе был когда-то этот великолепный храм. Нет на святом месте ни поклонного креста, ни даже памятной доски...

Думается, что трагическим образом сложилась и дальнейшая судьба членов общины храма Рождества Пресвятой Богородицы, поскольку эти люди составляли костяк и гордость Российской Империи, являлись, если хотите, её элитой, а их взгляды на устройство общественной жизни явно не соответствовали представлениям власть предержащих.

Автор: Александр Дудников, Новозыбков.ru, http://www.novozybkov.ru/retroscope/archives/1489


Александр ДУДНИКОВ
 

Великий день светлого праздника – Христова Рождества ознаменован торжественным событием для Новозыбковской старообрядческой общины, в который раздался первый благовест колокола, вновь подвешенного и торжественно поднятого на церковную колокольню 23-го сего декабря. Событие это заставляет говорить за себя не как за событие общей радости дарованных свобод старообрядчеству, а как за ту чуткость старообрядческого сердца, за ту отзывчивость старообрядческой души и за то человеческое усердие, которое живет в некоторых людях этого мира к своему религиозному культу.

В прошлом 1912 году была освящена вновь выстроенная церковь Новозыбковской старообрядческой общиной. Устройство церкви, несмотря на богатство главных представителей этого прихода, было довольно стеснительное и пришлось обращаться за помощью к московским благотворителям, откуда и поступила весьма солидная лепта. Но в результате община по устройству церкви осталась и поныне состоит все-таки в долгу около четырех тысяч рублей.

При устройстве церкви были подвешены колокола, но в весьма ограниченном весе, что и было главным недостатком церковного украшения. И вот один из неожиданных благотворителей, купец Терентий Александрович Аврамов, случайно и очень недавно поселившийся в городе Новозыбкове, не принадлежащий к коренному составу Новозыбковской старообрядческой общины, а только в прошлом году принятый в ее члены, подметив этот недостаток церкви и восполняя таковой, пожертвовал колокол весом в 125 пудов стоимостью 2 500 рублей, который и был им доставлен на церковный двор 21 декабря. Такая щедрая лепта для этого человека не требует похвалы, и, делая это пожертвование для церкви (кстати сказать, больше, чем все главные представители прихода), Аврамов не искал присущего другим человеческого тщеславия, а в этом его усердии вылилась та чуткость человеческой души, та исконная вера в истинное христианское мировоззрение, которыми человек дожил до украшающих его голову седин.

Казалось бы, на этом можно было и покончить с описанным событием, но когда среди таких хороших дел наряду с благотворительностью одного примешивается зависть и тщеславие другого, ранее в себе воспитанная, то невольно голос человеческой справедливости в защиту лучшей добродетели требует изобличения такого тлетворного самолюбия и порицания преград и действий, чинимых благому начинанию старообрядческой жизни, ее лучшему развитию и процветанию теми, кто мнит себя «вершителем судеб» в некоторых общинах, в том числе и Новозыбковской, не желая отвыкать от прежней привычки самомнения о своем «могуществе сильного», презирая всякое общинное желание прихода, ставя свое «Я» на первое место, и попирая человеческое достоинство людей, далеко выше стоящих. Такая горькая истина сбылась и на живом примере описываемого события.

Когда Терентий Александрович Аврамов оповестил совет общины, что он сделал заказ на отливку колокола для церкви в 125 пудов, это, попросту выражаясь, «передернуло» заправил общины, до сего времени считавших только себя устроителями и создателями нового храма и с первого же момента вместо выражения благодарности господину Аврамову началась борьба за тщеславие: а как же это, мол, «мы, вершители судеб церкви, а вдруг какой-то пришелец станет высшим жертвователем», это унижает наше величие, а поэтому не сыграть ли на самолюбии.

И вот, когда Аврамов получил сведения о готовности к высылке колокола, он явился к председателю совета общины и предложил для подписи бланки заявлений железной дороги о льготном тарифе на провоз колокола, высланные заводчиком, и господин председатель на эту просьбу дал господину Аврамову весьма лаконический ответ: «Это не для нас бланки, а для хохлов» и отказался от подписи. Конечно, делая такой выпад, господин председатель рассчитывал задеть самолюбие господина Аврамова и этим вызвать его каприз, но чуткая к благому делу душа человека не поддалась тонкой уловке и не оставила порыв своей благотворительности и он решил докончить свое великодушное дело.

Тогда же Аврамов с теми же бланками явился к товарищу председателя совета общины, объяснил поведение председателя, просил содействия к подписи заявлений. Не желая считаться в таком хорошем деле с упрямством председателя совета, товарищ его, подписав предъявленные бумаги за председателя, приложив печать, выдал господину Аврамову, и колокол был выслан по назначению.

В ожидании колокола господин Аврамов в довершение своей благотворительности вознамерился также отпраздновать вместе с прихожанами торжественное освящение колокола, для чего решил пригласить и местного владыку-епископа, и едва стало об этом известно в приходе, как со стороны тех же заправил началась опять травля человека всевозможными упреками: и о тщеславии, и о самомнении, и о желании выхвалиться, и тут уже благоразумие мира и кротости взяло верх, и с горечью в душе маститый благотворитель ушел от всего и с гробовым молчанием доставлен был с вокзала колокол на церковный двор, где во время поднятия сам господин Аврамов даже не пожелал присутствовать.

Так и закончилась благотворительность этого лучшего человека. Проникший враг в сердца людей все-таки оказался попранным, и справедливость восторжествовала. Пусть же пожертвованный колокол своим благовестом напоминает благодетеля своего тем, кто противился его звону. Пусть пробудит в душе этих «себялюбов» угрызение совести перед миром. Пусть всякий осмысленный старообрядец поймет, что среди этого народа еще не вымерли достопамятные «Авраамии Палицыны».

Пусть этот памятник благотворительности послужит лучшим и назидательным примером дорогих воспоминаний для молодого поколения старообрядчества. Как истинный поборник справедливости, низко кланяюсь маститому благотворителю и от лица всей общины приношу ему глубокую благодарность.

Товарищ председателя Новозыбковской старообрядческой общины М.А. Юрченко

Старообрядческий церковно-общественный журнал «Церковь», № 3, год 1914


Александр ДУДНИКОВ
 

В г. Новозыбкове при храме Рождества Пресвятой Богородицы существует старообрядческая община. В мае 1914 года исполнится шесть лет ее существования. До учреждения этой общины всеми церковными делами общества, за исключением чисто канонических, ведали попечители, избираемые ежегодно неофициальным путем прихожанами храма.

С возвещением Высочайшего указа 17 октября 1906 года о порядке образования и действия старообрядческих общин наше общество пожелало образовать у себя общину и на ходатайство прихожан последовало разрешение на открытие в г. Новозыбкове общины с наименованием: «Старообрядческая община при храме Рождества Пресвятой Богородицы».

20 апреля 1908 года состоялось первое учредительное собрание образовавшейся общины, на котором был избран совет общины, председатель, его товарищ и казначей. С этого времени в жизни старообрядцев нашего прихода наступила как бы новая эпоха. То далекое прошлое время, время религиозных гонений отошло в область преданий…

Совет, избранный в первое учредительное собрание, в течение 3 лет вполне оправдал свое назначение и собрание членов общины в 1911 году, признавая деятельность его вполне плодотворной, вновь избрало таковой в прежнем его составе на следующее трехлетие.

Чтобы не быть голословным я хоть вкратце отмечу заслуги совета перед обществом. Вступив в управление делами общины, совет позаботился первоначально:

- укрепить за общиной имущество, бывшее записанным за частными лицами;

- возбудил перед правительством ходатайство о разрешении устройства нового храма;

- установил ведение метрических книг;

- ведет точную и аккуратную денежную отчетность общины, увеличив доходы таковой чуть ли не в три раза;

- ежегодно предоставляет общему собранию членов общины денежный отчет о состоянии церковных сумм и отчет о деятельности совета.

Одним словом, совет не ограничивается одной канцелярской работой, но проявляет таковую реально.

Приведу для примера следующий факт. Мысль об устройстве храма неоднократно возникала еще у отца покойного известного старообрядческого священника Е.П. Мельникова, но он не мог ее осуществить за неимением денежных средств и индифферентного отношения к этому святому делу заправил общества. И для прихожан желание отца Евфимия Мельникова было лишь красивой, но далекой мечтой и мечта эта в течение нескольких десятков лет оставалась мечтой.

Но наш приход учреждает общину и во главе ее избирается известный ревнитель древнего благочестия и церковно-общественный деятель В.Е. Петухов, который возымел благую верность создать в Новозыбкове новый храм. Ревность его имела успех и при его участии в течение некоторого времени собралась небольшая сумма денег, пожертвованная им и другими лицами, с которой и приступлено было к устройству храма, который был окончен в течение 1,5 лет и освящен в прошлом 1912 году архиепископом Иоанном. Ему одному, как инициатору и вдохновителю, а также много потрудившемуся при устройстве храма члену совета Ф.П. Абросимову общество обязано возникновением храма. Деятельность этих лиц на пользу святой церкви должна запечатлеться у каждого верующего христианина.

Пожелаем от души совету и в будущем также трудиться для пользы и славы святой церкви и нашего общества.

Старообрядческий церковно-общественный журнал «Церковь», № 1, год 1914


Александр ДУДНИКОВ
 

31 мая нашу общину посетил дорогой гость – преосвященный епископ Флавиан. В 9 часов вечера владыка был встречен на железнодорожной станции депутацией от общества и, сопровождаемый депутацией, проследовал к храму Рождества Пресвятой Богородицы. У ворот храма владыка был встречен пением мальчиков местной школы, которые пели: «Тако да просветится свет Твой пред человеки», и колокольным звоном при большом стечении народа.

В храме встретил владыку местный священник о. Павел Глухов, приветствовавший владыку краткой речью. Владыка, выслушав приветствие и осенив себя святым крестом, поднесенным ему священником, осенил им о. Павла и с пением «Достойно есть» проследовал в храм. После обычного отпуста владыка поблагодарил прихожан за радушный прием и после сего с пением и при колокольном звоне был препровожден в дом священника о. Павла.

1 июня владыка совершал всенощное бдение в сослужении с местным священником о. Павлом и диаконом из посада Клинцов, при двух стихарных. На утро, 2 июня, владыка при пении мальчиков, сопровождаемый множеством народа, следовал в церковь по пути от квартиры священника до самой церкви, устланной травой и белым полотном. По прибытии владыки в храм было совершено облачение владыки, после чего была по соборному чину совершена литургия. Храм был переполнен молящимися.

На вечерне, следовавшей по уставу вслед за литургией, коленопреклоненные молитвы читал сам владыка. Кроткое, благоговейное чтение молитв до глубины растрогало души молящихся, многие слушали их до самозабвения. По окончании службы владыка с пением и торжественным звоном прошел в квартиру священника, где была приготовлена для владыки и членов общины скромная трапеза. После трапезы диаконом были сказаны многолетия Государю Императору, Государыне Императрице, Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому, епископу Флавиану и священнику о. Павлу.

3 июня владыка опять совершал литургию. В среду, 5 июня, в 9 часов утра, владыка при церковном звоне отбыл из Новозыбкова.

Старообрядческий церковно-общественный журнал «Церковь» за 1913 год, № 27, стр. 659



Комментарии и обсуждение


18-го мая сего года состоялось общее собрание Новозыбковской старообрядческой общины при храме во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Собрание, происходившее в храме, было созвано советом общины для разрешения следующих вопросов:

1) Рассмотрение и утверждение отчета общины за время с 1 мая 1913 года по 1 мая 1914 года.

2) Отчета о пожертвованных суммах и о сделанных советом погашениях по долгам, числящимся на общине.

3) Принятие новых членов в общину.

4) О выборе на трехлетие с 1914 года членов совета, кандидатов к ним и членов ревизионной комиссии.

5) Текущие дела.

На собрание явилось 67 человек (больше половины). Председателем собрания был выбран В.Е. Петухов (председатель совета общины), секретарем – И.Я. Кожевников, временным председателем (на время рассмотрения отчета) – А.Е. Петухов.

Из представленного советом общины и проверенного ревизионной комиссией отчета видно, что наиболее крупными статьями прихода являются: 1) продажа свечей – 730 руб. 69 коп.; 2) кружечный сбор – 666 руб. 43 коп.; 3) тарелочный – 295 руб. 29 коп.; 4) от завещанного капитала И.Л. Шведова на содержание школы и учителя – 120 руб.; 5) от И.П. Абросимова – 100 руб.; 6) заказные обедни, за венчание, крещение, членские взносы и пр. – 296 руб. 26 коп. Всего прихода – 2 208 руб. 67 коп. Расхода – 1 272 руб. 35 коп.

Таким образом, отчет заключен с прибылью в 936 руб. 32 коп. После краткого обсуждения отчеты по первым двум пунктам повестки были утверждены.

Было принято в общину 16 новых членов. На новое трехлетие членами совета избраны следующие лица: Ф.П. Абросимов, Е.Т. Аврамов (вновь избран), П.Г. Белугин, И.Я. Кожевников, И.Н. Куров (новый), В.Ф. Мастюгин, В.Е. Петухов, М.И. Шведов, Т.Д. Шишкин.

В качестве непременного члена по должности в состав совета входит священник общины отец Павел Глухов.

Кандидатами в члены совета общины избраны: Г.Г. Гостев и Е.И. Дунаев.

Ревизионная комиссия избрана в следующем составе: И.А. Губарев, И.Ф. Тархов и В.Г. Тархов.

Известный местный старообрядческий жертвователь Терентий Александрович Аврамов, подаривший общине колокол весом более 100 пудов, избран общим собранием почетным членом общины. Постановлено ходатайствовать об открытии при общине церковно-приходской школы имени И.Л. Шведова.

На состоявшемся 25-го мая сего года заседании нового совета общины председателем и казначеем совета был избран В.Е. Петухов, товарищами председателя – Ф.П. Абросимов и В.Ф. Мастюгин, секретарем – И.Я. Кожевников, помощником казначея – Т.Д. Шишкин.

Старообрядческий церковно-общественный журнал «Церковь», № 28, год 1914

19-го мая сего года состоялось общее очередное собрание членов старообрядческой общины при храме Рождества Пресвятой Богородицы в г. Новозыбкове. Собрание открыл председатель совета общины В.Е. Петухов и, объявив, что на собрание прибыло 62 члена общины, то есть более половины действительных членов, почему оно должно считаться законно состоявшимся – предложил избрать председателя собрания. Председателем собрания единогласно был избран В.Е. Петухов.

Были заслушаны заявления некоторых лиц о принятии их в общину. Собрание постановило принять их в члены общины и допустить к участию в настоящем собрании. Далее собрание, рассмотрев предложенные советом общины вопросы, постановило денежный отчет общины с 1 мая 1912 года по 1 мая 1913 года о приходе и расходе церковных сумм утвердить, поручить совету выразить благодарность гласным Новозыбковской городской Думы за отпущенный безвозмездно для постройки храма лес, выразить В.Е. и Е.П. Петуховым и Т.А. и А.А. Аврамовым благодарность
за труды, понесенные ими при приеме архиепископа Флавиана и прочего духовенства, бывшего на освящении храма 21 октября 1912 года. Существующий на общине долг в сумме 4 771 руб. 60 коп. покрыть подпиской. В виду того, что вновь устроенный храм был заложен и устроен в память дарования старообрядцам манифестом 17 апреля 1905 года религиозной свободы и в память ныне благополучно царствующего Государя Императора Николая Александровича, постановлено соорудить мраморную доску с соответствующей надписью. Доска эта должна быть поставлена на задней стене церкви. Расход по постройке храма, выразившийся в сумме 20 260 руб. 38 коп. и отчет по постройке храма с протоколом ревизионной комиссии о поверке отчета утвердить.

В благодарность за 5-летнюю плодотворную деятельность совета на пользу общины, а также и за труды, понесенные ими при постройке храма, от прихожан были поднесены хлеб-соль и следующие адреса:

Председателю совета общины В.Е. Петухову

Высокочтимый Василий Ефимович!

Ровно пять лет тому назад общим собранием членов общины Вы, Василий Ефимович, были избраны председателем совета и с тех пор Ваша церковно-общественная деятельность была занята неустанными заботами на благо и процветание нашей общины. Благодаря Вам, Василий Ефимович, Вашей энергии, труду и материальной поддержке наше общество обязано Вам возникновением храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Начав постройку храма сравнительно с небольшими средствами, Вы приложили немало нравственных усилий по привлечению сторонних средств. И вот в течение полутора лет воздвигнут великолепный храм. Наша заветная мечта воочию осуществилась.

В деле просвещения Вы, Василий Ефимович, также немало проявили инициативы. По Вашему желанию открыта старообрядческая школа, в которой воспитываются в религиозно-нравственном духе около ста душ наших детей. Высоко ценя Ваши труды на пользу святой церкви и нашей общины, мы, нижеподписавшиеся, прихожане храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы, выражаем Вам, Василий Ефимович, нашу глубочайшую признательность. Спаси Вас Христос! Пусть Всевышний Создатель вознаградит Вас за Ваше ревностное служение церкви (следуют подписи).

В ответ на этот адрес В.Е. Петухов сказал краткую, прочувствованную речь. Он благодарил собрание за теплое и сердечное к нему отношение и выразил, что такая внимательность к нему со стороны прихожан воодушевляет его с удвоенной силой работать на пользу святой церкви и общества.

Товарищу председателя М.А. Юрченко

Высокочтимый Мина Ананьевич!

Сегодня, в пятилетнюю годовщину существования нашей общины, мы, нижеподписавшиеся, прихожане храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы, не можем не вспомнить всей Вашей просвещенной церковно-общественной деятельности. Весь пятилетний период Вы, высокочтимый Мина Ананьевич, посвятили свои силы служению обществу. Вы немало приложили трудов к возвеличению и благосостоянию внутренней жизни нашей общины. В Вашем лице общество видело отзывчивого к интересам и нуждам нашей общины просвещенного деятеля, и мудрыми Вашими советами общество неоднократно пользовалось.

Служение церковно-общественным идеалам – вот Ваш девиз! Наши слова просты, но они исходят от глубины сердца. Примите Вы, Мина Ананьевич, за Ваше усердие святой церкви и обществу нашу искреннюю благодарность. Спаси Вас Христос! (следуют подписи).

На выслушанный адрес М.А. Юрченко ответил речью, в которой благодарил собрание за проявленное к нему внимание.

Члену совета Ф.П. Абросимову

Высокочтимый Федор Петрович!

Движимые чувством глубочайшей признательности и высоко ценя Ваши труды на пользу святой церкви и нашей общины и следуя наставлению апостола Павла, который в своем послании говорит: «Поминайте братию труждающуюся у Вас», мы, нижеподписавшиеся, прихожане храма в честь Рождества Богородицы, в этот день вспоминаем, высокочтимый Федор Петрович, понесенные Вами труды при постройке храма.

Благодаря Вашей энергии, неустанному труду в сравнительно короткое время воздвигнут великолепный храм, который во всех отношениях вполне соответствует тем желаниям, которые высказывались обществом.

Особенно же мы Вам благодарны за соблюдение на пользу нашей общины материальной экономии, так как при этом великолепии храма, благодаря Вашему знанию в строительном искусстве и добросовестном отношении к делу, сама постройка обошлась очень дешево. Выражая Вам, Федор Петрович, нашу искреннюю благодарность, мы уверены, что понесенные Вами труды на постройку храма надолго останутся в памяти каждого из нас. Ваше имя мы передадим в потомство. Да сохранит Вас Всевышний Создатель на многие лета. Спаси Вас Христос! (следуют подписи).

Федор Петрович в ответ выразил сердечную признательность собранию.

Затем благодарственные адреса были поднесены и всем остальным членам совета: Т.Д. Шишкину, М.И. Шведову, В.Ф. Мастюгину и М.И. Ковалеву. Собрание и чествование прошло весьма торжественно.

Старообрядческий церковно-общественный журнал «Церковь», № 25, год 1913



Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.