Серафимо-Дивеевский монастырь стал четвёртым земным уделом Пресвятой Богородицы. Он был основан по Её указанию на месте, избранном Божией Матерью, и возрастал под присмотром и стараниями преподобного Серафима Саровского. Это призошло около 1760 года в Киеве. После усердной ночной молитвы Агафья Семёновна Мельгунова увидела Пресвятую Богородицу, Которая сказала ей: "Это Я, Госпожа и Владычица твоя... Я пришла возвестить тебе волю Мою: иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих, и будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою и прославлю Имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою, на которую низведу все благословения Божии и Мои, со всех трех жребиев Моих на земле: с Иверии, Афона и Киева!" Агафья Семёновна рассказала о видении старцам Киево-Печёрской Лавры, и они, признав видение истинным, благословили её отправиться в путь и ждать указания Богоматери. Странствуя, Агафья Семёновна пришла в Нижегородскую губернию и направилась в Саровский монастырь, в то время процветавший святостью. В селе Дивееве, не дойдя двенадцати вёрст до Сарова, она остановилась отдохнуть. Присев на лужайке возле церкви, Агафья Семёновна задремала и вновь увидела Пречистую Деву: "Вот то место, - сказала Богоматерь, - которое Я повелела тебе искать на севере России... И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих, и Я всегда буду с тобой и всегда буду посещать место это, и Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет: это четвёртый жребий Мой во вселенной. И как звёзды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих: и благодать Всесвятого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного!" Придя в себя, Агафья Семёновна поспешила в Саров: попросить совета, как поступать в столь удивительных обстоятельствах. Саровские старцы посоветовали ей предаться воле Божией и исполнить всё, указанное Царицей Небесной. И Агафья Семёновна осталась в Дивееве. В 1767 году на месте, где ей было второе явление Богоматери, Агафья Мельгунова начала постройку каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Уже в Дивееве скончалась её десятилетняя дочь, и тогда всё своё имущество она продала, средства от продажи частью употребила на богоугодные дела, частью оставила на устроение новой обители. Строительство заняло более 10 лет. Благодаря подвижнической жизни вокруг Агафьи Мельгуновой - в монашестве Александры - собралось несколько ревнительниц духовной жизни из ближних селений. Складывалась община, и мать Александра решила строить кельи.
В 1788 году дивеевская помещица Жданова пожертвовала общине землю рядом с Казанской церковью, и на ней мать Александра поставила три кельи с оградой. Новую общину опекал Саровский монастырь. Его игумен Пахомий руководил духовной жизнью и обеспечивал их необходимым для жизни, в свою очередь сёстры выполнили посильные работы для саровской братии. В июне 1789 года приблизившуюся к смерти мать Александру соборовали игумен Пахомий и казначей отец Исайя. С ними тогда был тридцатилетний иеродиакон Серафим - будущий преподобный Серафим Саровский. Мать Александра просила отца Пахомия не оставлять общину, собранную по воле Богоматери. Но игумен, ссылаясь на старость и указав на иеродиакона Серафима, сказал: "Духовность его тебе известна, и он молод, ему и поручи это великое дело". Матушка просила отца Серафима не отказываться от святого послушания Царице Небесной. "Она же и поможет тебе в свое время сделать все необходимое", - сказала умирающая. 13 июня подвижница скончалась. В общине оставались только три послушницы, а через семь лет собралось уже 52 сестры. В их числе была вдова из Тулы Ксения Михайловна Кочеулова, вскоре ставшая начальницей общины. Отец Серафим уважал мать Ксению, называл её "огненным столпом до неба", но не одобрял её чрезмерную уставную строгость. Он просил её смягчить устав, из-за которого сёстры уходили из общины, но та решительно отказала, ссылаясь на правила, заведённые при отце Пахомии. Тогда отец Серафим отстранился от дел общины, однако продолжал посылать сестёр в Дивеево.
25 ноября 1825 года батюшка Серафим пробирался через лес к своей дальней пустыньке. И вдруг на берегу Саровки увидел Божию Матерь в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова. "Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы Моей Агафьи - монахини Александры? - сказала Богоматерь. - Ксению с сестрами ее оставь, а заповедь сей рабы Моей не только не оставляй, но и потщись вполне исполнить ее: ибо по воле Моей она дала тебе оную. А Я укажу тебе другое место, тоже в селе Дивееве: и на нем устрой обетованную Мной обитель Мою". Богоматерь велела взять из Казанской общины восемь сестёр, которых назвала по именам, и с ними начать Ее обитель. Место Богоматерь указала на востоке Дивеева, напротив алтаря Казанской церкви, приказав обнести это место канавой и валом, для обители срубить из саровского леса ветряную мельницу и кельи, а затем построить церковь в честь Рождества Ее и Сына Ее Единородного. Устав для обители Матерь Божия дала батюшке новый и нигде до того времени не существовавший. Непременным было правило о приёме в обитель одних лишь девиц, о которых Сама Она изъявит Свое благоволение.
Спустя год, 9 декабря 1826 года в праздник праведной Анны, состоялась закладка мельницы на месте, указанном Богородицей. "В зачатие праведной Анны и я хочу зачать обитель!" - торжественно объявил в тот день батюшка Серафим. Новая общинка стала называться Мельничной. Поначалу в ней подвизалось восемь сестёр, вскоре отец Серафим ввёл ещё пять девушек. 7 июля 1827 года мельница замолола. В мельнице все сёстры и жили, только в октябре они построили себе отдельную келью. Молитвенный устав отец Серафим дал сёстрам нетрудный, чтобы от излишней строгости молодые девушки не унывали. "Нет хуже греха, чем уныние!" - говорил преподобный. В 1829 году вокруг мельницы сёстры начали рыть канавку в три аршина глубиной, как указала Пресвятая Богородица. Одновременно шла постройка храма во имя Рождества Христова и Богородицы, на паперти Казанской церкви. Строительством церкви заведовал преданный ученик и друг отца Серафима Михаил Васильевич Мантуров, которого батюшка исцелил от тяжёлой болезни. В благодарность Богу и по благословению отца Серафима Мантуров продал своё имение, все средства употребив на устроение Дивеевской обители, сам же при этом жил в нищете. Отец Серафим никуда не выходил из монастыря или лесных пустынек, поэтому всё, касающееся управления девичьей общиной, он поручал своему Мишеньке. Материальная и юридическая поддержка поручалась Николаю Александровичу Мотовилову, ставшему доверенным батюшки после исцеления в 1831 году. Третьим попечителем оставался всё тот же Михаил Мантуров.
После кончины отца Серафима в 1833 году на осиротевшую обитель обрушились несчастья, обернувшиеся, впрочем, во славу Божия Матери и преподобного Серафима. Саровский послушник Иван Толстошеев ещё при жизни отца Серафима стал помышлять о захвате власти в Дивееве. Не раз Серафим обличал намерения Толстошеева, но тот не останавливался. Сёстры, живо ещё помня заветы преподобного и приказание его никого не допускать чужого в управление обителью, единогласно заявили Толстошееву своё несогласие на его попечительство. Рассвирипев, он обещал стереть с лица земли Мельничную общинку. Выдавая себя за ученика преподобного, Толстошеев в 1842 году при помощи властей добился соединения Казанской и Мельничной общин. Он запечатал храмы, ломал постройки, отменил правило о приёме в общину одних девиц. Епархиальный архиерей был на стороне смутьянов. Но всё-таки в 1848 году, 5 июня, совершилась закладка Троицкого собора, задуманного ещё отцом Серафимом, и именно на указанном им месте. Это был первый радостный день дивеевским сиротам за все 15 лет после кончины его. В начале 1860-х годов Н. А. Мотовилов отправился в Москву к митрополиту Филарету, изложив ему всё через наместника Сергиевой Лавры архимандрита Антония, которому отец Серафим предсказывал: "Придет время, не оставь моих сирот дивеевских". Митрополит Филарет доложил императору Александру II. В результате ревизии Толстошеева совершенно отстранили от участия в обители; возвращена была начальницею Елизавета Алексеевна Ушакова, снятая по интригам Толстошеева. Ушакову постригли в монашество с именем Мария и возвели в игумении. Сбылись слова преподобного Серафима: "На 12-й начальнице устроится монастырь!" Обитель стала расцветать духовно и материально.
К началу ХХ века число монахинь доходило до двух тысяч. В Дивееве было более 30 хозяйственных построек и корпусов для сестёр, вознесла свои ярусы монастырская колокольня, выстроен величественный Спасо-Преображенский собор (до революции не успели освятить), а также пруд, фруктовый сад и многое другое. 19 июля (1 августа по н. с.) 1903 года по инициативе императора Николая II состоялось прославление преподобного Серафима в лике святых. Подобного Саровским торжествам тогдашняя Россия не знала. Во время крестного хода великие князья во главе с царём несли на своих плечах великого угодника Божия. Мощи источали потоки чудес и исцелений. На протяжении четырнадцати лет после этого Дивеевская обитель благоденствовала. А потом грянула революция.
17 декабря 1920 года в Сарове большевики кощунственно вскрыли мощи святого Серафима и увезли их в неизвестном направлении. В 1927 году на праздник Рождества Богородицы начался разгон Дивеевского монастыря. Батюшка Серафим предсказывал: "Придет время, и мои сиротки в Рождественские ворота посыпятся как горох". Недоумевали сёстры: "Какие же это ворота будут?" Теперь поняли. На литургии в этот день епископ Серафим (Звездинский) говорил: "Монастырь закрывается, но монашества с вас никто не снимает. Сейчас каждой из вас поднесена Чаша, и кто как ее выпьет, насколько достойно? До сих пор вы горели одной общей свечой, а теперь разделяетесь на отдельные маленькие свечечки. Нужно сохранить этот огонь". Сёстры на время рассеялись, но молитвенная дивеевская жизнь не прекращалась. Инокини постепенно собирались вокруг обители, устраивались на всевозможную работу. Службы совершались тайно по домам, случались и постриги.
21 июля 1991 года было объявлено решением Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря. 29 июля в Дивеево торжественно прибыли святые мощи преподобного Серафима, чудесно обретённые в Санкт-Петербурге в Казанском соборе - тогда Музее атеизма и религии. 17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай торжественно, при большом стечении народа, посвятил в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову). В 1992 году самое старое здание обители - Казанская церковь, была передана монастырю. 31 июля 2004 года, накануне 250-летия со дня рождения преподобного Серафима, состоялось торжественное освящение главного престола восстановленой Казанской церкви. В 2007 году Казанская церковь Серафимо-Дивеевского монастыря приросла ещё восемью приделами - во исполнение предсказаний батюшки Серафима. 28 июня 2002 года в Дивеевской обители зримо объединились четыре удела Пресвятой Богородицы: во время литургии в Троицком соборе пели четыре хора: 14 монахов со Святой Горы Афон, 10 певчих из Грузии, 16 семинаристов из Киево-Печёрской Лавры и Дивеевский хор.
Из журнала "Православные монастыри. Путешествие по святым местам". Выпуск №24, ООО. "Де Агостини", 2009