ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь.


Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Престолы:Троицы Живоначальной
Год основания:1842.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево

Координаты: 55.039895, 43.246095
Проезд: поездом следует ехать до станций Арзамас-1, Арзамас-2, Мухтолово или Нижний Новгород. Далее автобусом до с. Дивеево (от ст. Арзамас-2 в пути 1 час, из Н. Новгорода — 4 часа). Можно воспользоваться услугами такси. Автомобильная дорога из Москвы до Дивеево проходит через Коломну, Рязань, Шацк, Сасово ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда поездом следует ехать до станций Арзамас-1, Арзамас-2, Мухтолово или Нижний Новгород. Далее автобусом до с. Дивеево (от ст. Арзамас-2 в пути 1 час, из Н. Новгорода — 4 часа). Можно воспользоваться услугами такси. Автомобильная дорога из Москвы до Дивеево проходит через Коломну, Рязань, Шацк, Сасово. По всем вопросам проживания, трапезы и экскурсий обращайтесь в Паломнический центр (одноэтажное деревянное голубое здание у входа в монастырь, под одной крышей с кельей блаженной Паши Саровской) ежедневно с 8 до 21 часа. Остановиться можно в Дивееве и в гостинице — их в селе несколько, от самых простеньких до дорогих.



План Серафимо-Дивеевского Троицкого монастыря, Нижегородская область

Храмы монастыря:

1. Собор Троицы Живоначальной
2. Собор Спаса Преображения
3. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы
4. Церковь Казанской иконы Божией Матери
5. Церковь Александра Невского
6. Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в богадельне
7. Церковь иконы Божией Матери «Целительница» в больнице
8. Церковь Марии Магдалины в игуменском корпусе
9. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
10. Церковь Рождества Христова
11. Часовня Серафима Саровского деревянная
12. Часовня Серафима Саровского на водокачке
-- Домовая церковь Державной иконы Божией Матери
13. Колокольня

Утраченные храмы монастыря:

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери
Часовня Серафима Саровского на мельнице

Другие постройки и сооружения:

14. Гостиница для священников
15. Дом паломника с трапезной
16. Паломнический центр (2009 г.)
17. Дом Галактионовых (ок. 1900 г.)
18. Дом Долгинцевой (нач. XX в.)
19. Ризный корпус (2-я пол. XIX в.)
20. Хлебный корпус (2-я пол. XIX в.)
21. Здание советского периода
22. Корпуса старой больницы (XIX в.)
23. Житница
24. Новый больничный комплекс (в здании XX в.)
25. Кельи (2-я пол. XIX в.)
26. Литографический корпус (1890 г.)
27. Монастырские постройки
28. Бывшая бакалейная лавка (1912 г.)
29. Келия св. блж. Параскевы, в наст. вр. - музей
30. Летняя трапезная для паломников
31. Бывшая иконная лавка (1895 г., в XX в. надстроена)
32. Фруктовый сад
33. Часовня-сень Серафима Саровского (водосвятная)
34. Некрополь
35. Книжная лавка
36. Монастырские лавки (трапезные)
37. Туалеты
38. Стены старой ограды
39. Святая канавка (1829-1833 гг.)
40. Современные границы монастыря
41. Поклонные кресты
42. Погребной корпус
43. Бывший монастырский пруд

Часовни на близлежащих источниках:

Скиты монастыря:

Подворья:



Сортировка:

Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, , Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Олег Сыромятников
26 августа 2022
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, , Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Алексей Трифонов
8 августа 2017
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, , Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Алексей Трифонов
8 августа 2017
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, , Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Юрий Шабунин
26 августа 2016
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, , Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Михаил Пертулисов
20 сентября 2015
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, , Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Матвеев Владимир
27 августа 2015
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, , Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Сергей Чернов
1 марта 2015
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, , Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Николай
6 февраля 2015
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, , Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Николай
6 февраля 2015
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, , Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Михаил Пертулисов
18 октября 2014
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, , Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Lepoli
13 августа 2013
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, Вид от паломнического центра<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Вид от паломнического центра
Ирина Ростов/н/Д
10 июля 2013
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, Фото Елены Агафоновой<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Фото Елены Агафоновой
Андрей Агафонов
1 января 2007
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, , Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Татьяна
4 июня 2006
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, Вид от Канавки на строения монастыря<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Вид от Канавки на строения монастыря
Владислав Константинович Норкин
15 августа 2003
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, , Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Михаил Суханов
31 января 2003
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, , Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Тамара Заводскова
сентябрь 2002
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, Саровские ворота<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Саровские ворота
Алексей Кротов
22 июля 2024
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, Саровские ворота<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Саровские ворота
Алексей Кротов
22 июля 2024
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, Памятник Святым Царственным страстотерпцам<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Памятник Святым Царственным страстотерпцам
Алексей Александров
25 августа 2018
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, хлебный корпус<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
хлебный корпус
Матишо
13 мая 2016
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, некрополь<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
некрополь
Матишо
12 мая 2016
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, ризный корпус<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
ризный корпус
Матишо
12 мая 2016
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, фонтан (на месте книжной лавки - на плане №35)<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
фонтан (на месте книжной лавки - на плане №35)
Матишо
12 мая 2016
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, , Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Людмила Кольцова
18 октября 2015
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, Трапезная<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Трапезная
Михаил Пертулисов
18 октября 2014
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, , Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Lepoli
13 августа 2013
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, Паломнический центр на территории монастыря<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Паломнический центр на территории монастыря
Ирина Ростов/н/Д
10 июля 2013
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, Дом-музей св. блаженной Параскевы<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Дом-музей св. блаженной Параскевы
Фатинья
10 мая 2013
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, , Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Надежда Лаврова
17 декабря 2011
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, , Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Людмила Будылина
12 августа 2011
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, , Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Людмила Будылина
12 августа 2011
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, , Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Людмила Будылина
12 августа 2011
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, Святая канавка.<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Святая канавка.
Алексей Александров
17 августа 2009
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, Канавка<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Канавка
Елена
23 августа 2008
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, , Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Алексей Александров
10 сентября 2007
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, Поклонный крест в конце Канавки.<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Поклонный крест в конце Канавки.
Татьяна
19 июня 2006
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, Вид с паперти Преображенского собора<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Вид с паперти Преображенского собора
Владислав Константинович Норкин
15 августа 2003
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, , Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Михаил Суханов
31 января 2003
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, Вид с реки Вичкинзы, 1910 г.<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Вид с реки Вичкинзы, 1910 г.
Елена Григорьева
1 июня 1910
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, Панорама монастыря. Слева-направо: церковь Казанской иконы Божией Матери, колокольня, собор Троицы Живоначальной. Фото М.П. Дмитриева, 1904 г.<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Панорама монастыря. Слева-направо: церковь Казанской иконы Божией Матери, колокольня, собор Троицы Живоначальной. Фото М.П. Дмитриева, 1904 г.
Елена Григорьева
1 июня 1904
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, Вид с южной стороны, архивное фото, 1904 г.<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Вид с южной стороны, архивное фото, 1904 г.
Елена Григорьева
1 июня 1904
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, Вид Дивеева с Саровской дороги. Фото М.П. Дмитриева, 1904 г. Перед нами - нынешняя улица Октябрьская, слева, за сараями - дома священников<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Вид Дивеева с Саровской дороги. Фото М.П. Дмитриева, 1904 г. Перед нами - нынешняя улица Октябрьская, слева, за сараями - дома священников
Елена Григорьева
1 июня 1904
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, Фотография сделанная 19 июля 1903 г. (по ст.. ст.). В ожидании царской семьи, в день приезда их в Дивеево для прославления Серафима Саровского.<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Фотография сделанная 19 июля 1903 г. (по ст.. ст.). В ожидании царской семьи, в день приезда их в Дивеево для прославления Серафима Саровского.
Алексей Кротов
19 июля 1903
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, Храм в честь Александра Невского и пустынька блаженной Параскевы Дивеевской (Прасковьи Ивановны, Паши Саровской). Фото начала ХХ в.<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Храм в честь Александра Невского и пустынька блаженной Параскевы Дивеевской (Прасковьи Ивановны, Паши Саровской). Фото начала ХХ в.
Елена Григорьева
1 июня 1903
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, На ближнем плане - церковь Александра Невского, в отдалении - собор Троицы Живоначальной, архивное фото конца XIX в. Источник: официальный сайт Дивеевского монастыря.<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
На ближнем плане - церковь Александра Невского, в отдалении - собор Троицы Живоначальной, архивное фото конца XIX в. Источник: официальный сайт Дивеевского монастыря.
Елена Григорьева
1 июня 1890
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, Пустынька блаженной Прасковьи Ивановны в Серафимо-Дивеевском монастыре. Фото 1890-х г.г.<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Пустынька блаженной Прасковьи Ивановны в Серафимо-Дивеевском монастыре. Фото 1890-х г.г.
Елена Григорьева
1 июня 1890
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, Фото из журнала "Русский паломник"<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, Фото из журнала "Русский паломник"<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, Фото из журнала "Русский паломник"<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, Фото из журнала "Русский паломник"<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, Фото из журнала "Русский паломник"<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, Фотоснимок с дореволюционной почтовой фотокарточки нач. ХХ века. С cайта: Fotostarina,ru.<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Фотоснимок с дореволюционной почтовой фотокарточки нач. ХХ века. С cайта: Fotostarina,ru.
Алексей Кротов
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, Монастырь в годы запустения. Фото из окна литографического корпуса (школа, педучилище). Предположительно, 1950-е г.г. Фото из альбома А.И. Омётовой<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Монастырь в годы запустения. Фото из окна литографического корпуса (школа, педучилище). Предположительно, 1950-е г.г. Фото из альбома А.И. Омётовой
Елена Григорьева
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, План<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
План
Ирина
18 августа 2008
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, «Вид Серафимо-Дивеевского монастыря и его святынь». Литография Серафимо-Дивеева Монастыря Нижегородской губернии. Июля 10 дня 1904 года<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
«Вид Серафимо-Дивеевского монастыря и его святынь». Литография Серафимо-Дивеева Монастыря Нижегородской губернии. Июля 10 дня 1904 года
Елена Григорьева
10 июля 1904
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, http://нэб.рф/catalog/000199_000009_006558971/viewer/<br>, Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_006558971/viewer/
Андрей Агафонов
1903
Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, , Дивеево, Дивеевский район, Нижегородская область
Юрий Моченов
5 января 2009



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Колокольня и главный вход на территорию монастыря. Начало постройки колокольни относится к 1893 году, проект епархиального архитектора А.К. Никитина. Первые колокола подняли на неё в октябре 1901 года. Колокольня пятиярусная, высота её от земли до верхнего карниза – 55,4 м, а высота с кровлей и крестом – 70,3 м. Строительство колокольни было завершено незадолго до прославления преподобного Серафима Саровского в 1903 году. На колокольне были установлены большие часы, которые отбивали каждый час: «Пресвятая Богородице, спаси нас». В северном и южном флигелях располагались мастерские. В советское время на верху колокольни, лишённой купола и креста, был установлен телевизионный ретранслятор, а Святые врата приспособлены под гараж. Они были освобождены в июне 1991 года, перед перенесением мощей преподобного Серафима в Ди веево. В настоящее время колокольня полностью восстановлена, собран необходимый комплект колоколов. Во флигелях колокольни размещаются административные и жилые помещения монастыря.

Закладка собора состоялась 5/17 июня 1848 года. Освящение собора состоялось 28 июля/9 августа 1875 года в день празднования иконе Умиление Серафимо-Дивеевской. В честь этой иконы 2/14 июня 1880 года освящён нижний южный придел. 3/15 июня 1884 года освятили справа на хорах престол во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, а на следующий день – левый придел на хорах в честь Третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Нижний северный придел игумения монастыря Мария (Ушакова) оставляла неосвящённым в течение 28 лет, ожидая прославления батюшки Серафима Саровского. 22 июля/4 августа 1903 года, сразу после прославления Преподобного, придел был освящён. Автор проекта – архитектор А.И Резанов.

Преображенский собор построен по проекту архитектора А.Е. Антонова. Закладка собора состоялась в 1907 году, к 1916 году строительство было в основном завершено. Внутренняя отделка и роспись стен от пола до потолка были выполнены силами сестер иконописной мастерской монастыря под руководством палехского художника П. Парилова. Освятить собор не успели – грянуло революционное лихолетье. В 1991 году собор передан возрожденному монастырю, освящение главного престола состоялось 3 сентября 1998 года. В том же году освящён южный придел в честь собора Архистратига Михаила и прочих небесных сил безплотных, а северный придел – в честь Всех святых.

Трапезный храм во имя Святаго благовернаго князя Александра Невскаго расположен поблизости от Троицкого и Преображенского соборов и вместе с ними образует просторную красивую центральную площадь монастыря. Построен в 90-е годы XIX века при игумении Марии (Ушаковой). В храме служили в основном зимой. Трапезный зал вмещал до 1600 человек. В западной части здания размещалась кухня. 14/27 ноября 2000 года храм вновь освящён митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем.

В самом начале обхода Канавки я оглянулся назад и восхитился видом, который и предлагаю на снимке. Здесь видна алтарная часть храма св. Александра Невского, колокольня, Троицкий и Преображенский соборы и земляной вал высотой 2,15 м с внутренней стороны канавки. По верху вала проложена хорошо выполненная дорожка, огражденная металлической декоративной оградой.

Канавка. Особая дивеевская святыня. Расположение ее в плане, глубина канавки и высота вала (2м 15 см) указаны Преподобному Серафиму самой Богородицею. Начало устроения канавки относится к 1827 году. По словам Преподобного, канавка эта – стопочки Божией Матери. Тут обошла ее Сама Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Протяжённость Канавки – около 800 метров.

Источник преподобного Серафима. Расположен примерно в 15 километрах от Дивеева на окраине саровского леса. В полукилометре отсюда – город Саров (бывший Арзамас-16). Источник чудесным образом открылся в 60-х годах прошлого века. Купаются в нём православные , несмотря на то , что вода в нём холоднющая, всего градуса 4. Небольшая часовенка – место для омовения. Часовня на берегу пруда, образованного источником преподобного Серафима.

Последнее перед разгоном монастыря богослужение совершено 21 сентября 1927 года. Передача храма верующим состоялась в октябре 1989 года. Весной 1990 года восстановлен крест, богослужения возобновились в апреле 1990 года. С 1 января 1991 года богослужения в главном дивеевском соборе совершаются ежедневно. 30 июля 1991 года святые мощи преподобного Серафима Саровского прибыли в Дивеево и положены в Троицком соборе.

Сведения о зданиях монастыря почерпнуты из путеводителя, приобретенного мною в одной из иконно-книжных лавок.


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 марта 2007

Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, общежительный, в 24 верстах от города Ардатова и в 12 верстах от Саровской пустыни, близ села Дивеева, на берегу реки Аомовки. Первоосновательницей обители была помещица Владимирской губернии Агафея Симеоновна Мигульнова, в иночестве Александра (+ 13 июня 1789 года). В 1788 году она построила рядом с сооруженной ею в селе Дивееве на свои средства Казанской церковью 3 кельи с надворными строениями и положила здесь начало женской общины. После смерти ее, попечение об обители принял на себя, исполняя волю матери Александры, преподобный Серафим Саровский (см. 2 января). В 1827 году преподобный Серафим устроил особую общину, отдельную от общины при Казанской церкви, в 100 саженях от нее, на пожертвованном г-жей Постниковой участке земли, соорудив здесь в 1829 году двухэтажный каменный храм во имя Рождества Христова. После кончины преподобного Серафима обе общины были соединены в одну, с наименованием ее Серафимо-Дивеевской. В 1861 году Серафимо-Дивеевская община возведена в монастырь. Пользуясь покровительством преподобного Серафима при жизни его и крепкая верою в его молитвенное представительство о ней после его кончины, обитель достигла высокой степени внутреннего и внешнего благоустройства.

Соборный храм во имя Живоначальной Троицы поражает своим величием и красотою. Сооружался он с 1848 по 1875 годы. Живопись его обладает высокими художественными достоинствами. Вся она есть духовная жертва Дивеевских подвижниц, несущих «живописное послушание». В соборе хранится драгоценная святыня — икона Божией Матери «Умиление», пред которою молился и скончался преподобный Серафим. Богоматерь на этой иконе изображена в полурост, с крестообразно сложенными руками на груди, без Богомладенца; икона написана на полотне, натянутом на кипарисную доску, и украшена серебряной вызолоченною ризой. Перед нею теплится неугасимая лампада из серебра, украшенного разноцветной эмалью, пожертвованная Государем Императором Николаем Александровичем в 1902 году. Здесь же находится икона Успения Божией Матери, с камнем от гроба Ее, в золотом ковчеге, присланная в дар при грамоте от Кирилла, патриарха Иерусалимского, В монастырской кладбищенской Преображенской церкви алтарь устроен из дальней пустыньки (пустынной кельи) преподобного Серафима; кругом его — светлый коридор, где за стеклом помещаются принадлежавшая преподобному Серафиму вещи: лапти, сапоги, кожаные рукавицы, топорик, кафтан, шуба, шапочка, камилавка, шерстяная полумантия и четки, выточенные из дерева самим преподобным.

В алтаре хранятся: Евангелие с псалтирью, в кожаном переплете, которое преподобный всегда носил с собою, епитрахиль и поручи, в которых он принимал святые Тайны, и часть Четьих Миней с собственноручной надписью преподобного, Благоговейное внимание богомольцев привлекает деревянный домик в обители, представляющий как бы футляр, в котором хранится ближняя пустынка преподобного Серафима, сохраняющаяся в том самом виде, в каком была при его жизни. Здесь хранятся: обрубок дерева, который преподобному Серафиму заменял стул, часть камня, на котором он молился в кельи. При монастыре гостиница для богомольцев, больница с аптекой, богадельня для престарелых монахинь и приют с двухклассной школой для девочек — сирот. В монастыре находится завод церковных свечей, фабрика черных монашеских материй для мантий и ряс и множество мастерских: иконная, киотная, чеканная (для чеканки иконных риз), церковных облачений, шитья по золоту, кружевная, вязальная, столярная, типография, литография, фотография, метахромотипия; имеются пасеки, сады и большое сельское хозяйство с мукомольной мельницей; все работы, кроме конного двора, производятся только трудом сестер, которые разделяются на более чем 70 «послушаний», каждое во главе с опытной «манатейною» монахиней; искусство иконописи, а также занятия метахромотипией и фотографией доведены здесь до высокой степени совершенства. Монастырь имеет подворье в Нижнем-Новгороде.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  6 сентября 2019

Серафимо-Дивеевский монастырь стал четвёртым земным уделом Пресвятой Богородицы. Он был основан по Её указанию на месте, избранном Божией Матерью, и возрастал под присмотром и стараниями преподобного Серафима Саровского. Это призошло около 1760 года в Киеве. После усердной ночной молитвы Агафья Семёновна Мельгунова увидела Пресвятую Богородицу, Которая сказала ей: "Это Я, Госпожа и Владычица твоя... Я пришла возвестить тебе волю Мою: иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих, и будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою и прославлю Имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою, на которую низведу все благословения Божии и Мои, со всех трех жребиев Моих на земле: с Иверии, Афона и Киева!" Агафья Семёновна рассказала о видении старцам Киево-Печёрской Лавры, и они, признав видение истинным, благословили её отправиться в путь и ждать указания Богоматери. Странствуя, Агафья Семёновна пришла в Нижегородскую губернию и направилась в Саровский монастырь, в то время процветавший святостью. В селе Дивееве, не дойдя двенадцати вёрст до Сарова, она остановилась отдохнуть. Присев на лужайке возле церкви, Агафья Семёновна задремала и вновь увидела Пречистую Деву: "Вот то место, - сказала Богоматерь, - которое Я повелела тебе искать на севере России... И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих, и Я всегда буду с тобой и всегда буду посещать место это, и Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет: это четвёртый жребий Мой во вселенной. И как звёзды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих: и благодать Всесвятого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного!" Придя в себя, Агафья Семёновна поспешила в Саров: попросить совета, как поступать в столь удивительных обстоятельствах. Саровские старцы посоветовали ей предаться воле Божией и исполнить всё, указанное Царицей Небесной. И Агафья Семёновна осталась в Дивееве. В 1767 году на месте, где ей было второе явление Богоматери, Агафья Мельгунова начала постройку каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Уже в Дивееве скончалась её десятилетняя дочь, и тогда всё своё имущество она продала, средства от продажи частью употребила на богоугодные дела, частью оставила на устроение новой обители. Строительство заняло более 10 лет. Благодаря подвижнической жизни вокруг Агафьи Мельгуновой - в монашестве Александры - собралось несколько ревнительниц духовной жизни из ближних селений. Складывалась община, и мать Александра решила строить кельи.

В 1788 году дивеевская помещица Жданова пожертвовала общине землю рядом с Казанской церковью, и на ней мать Александра поставила три кельи с оградой. Новую общину опекал Саровский монастырь. Его игумен Пахомий руководил духовной жизнью и обеспечивал их необходимым для жизни, в свою очередь сёстры выполнили посильные работы для саровской братии. В июне 1789 года приблизившуюся к смерти мать Александру соборовали игумен Пахомий и казначей отец Исайя. С ними тогда был тридцатилетний иеродиакон Серафим - будущий преподобный Серафим Саровский. Мать Александра просила отца Пахомия не оставлять общину, собранную по воле Богоматери. Но игумен, ссылаясь на старость и указав на иеродиакона Серафима, сказал: "Духовность его тебе известна, и он молод, ему и поручи это великое дело". Матушка просила отца Серафима не отказываться от святого послушания Царице Небесной. "Она же и поможет тебе в свое время сделать все необходимое", - сказала умирающая. 13 июня подвижница скончалась. В общине оставались только три послушницы, а через семь лет собралось уже 52 сестры. В их числе была вдова из Тулы Ксения Михайловна Кочеулова, вскоре ставшая начальницей общины. Отец Серафим уважал мать Ксению, называл её "огненным столпом до неба", но не одобрял её чрезмерную уставную строгость. Он просил её смягчить устав, из-за которого сёстры уходили из общины, но та решительно отказала, ссылаясь на правила, заведённые при отце Пахомии. Тогда отец Серафим отстранился от дел общины, однако продолжал посылать сестёр в Дивеево.

25 ноября 1825 года батюшка Серафим пробирался через лес к своей дальней пустыньке. И вдруг на берегу Саровки увидел Божию Матерь в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова. "Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы Моей Агафьи - монахини Александры? - сказала Богоматерь. - Ксению с сестрами ее оставь, а заповедь сей рабы Моей не только не оставляй, но и потщись вполне исполнить ее: ибо по воле Моей она дала тебе оную. А Я укажу тебе другое место, тоже в селе Дивееве: и на нем устрой обетованную Мной обитель Мою". Богоматерь велела взять из Казанской общины восемь сестёр, которых назвала по именам, и с ними начать Ее обитель. Место Богоматерь указала на востоке Дивеева, напротив алтаря Казанской церкви, приказав обнести это место канавой и валом, для обители срубить из саровского леса ветряную мельницу и кельи, а затем построить церковь в честь Рождества Ее и Сына Ее Единородного. Устав для обители Матерь Божия дала батюшке новый и нигде до того времени не существовавший. Непременным было правило о приёме в обитель одних лишь девиц, о которых Сама Она изъявит Свое благоволение.

Спустя год, 9 декабря 1826 года в праздник праведной Анны, состоялась закладка мельницы на месте, указанном Богородицей. "В зачатие праведной Анны и я хочу зачать обитель!" - торжественно объявил в тот день батюшка Серафим. Новая общинка стала называться Мельничной. Поначалу в ней подвизалось восемь сестёр, вскоре отец Серафим ввёл ещё пять девушек. 7 июля 1827 года мельница замолола. В мельнице все сёстры и жили, только в октябре они построили себе отдельную келью. Молитвенный устав отец Серафим дал сёстрам нетрудный, чтобы от излишней строгости молодые девушки не унывали. "Нет хуже греха, чем уныние!" - говорил преподобный. В 1829 году вокруг мельницы сёстры начали рыть канавку в три аршина глубиной, как указала Пресвятая Богородица. Одновременно шла постройка храма во имя Рождества Христова и Богородицы, на паперти Казанской церкви. Строительством церкви заведовал преданный ученик и друг отца Серафима Михаил Васильевич Мантуров, которого батюшка исцелил от тяжёлой болезни. В благодарность Богу и по благословению отца Серафима Мантуров продал своё имение, все средства употребив на устроение Дивеевской обители, сам же при этом жил в нищете. Отец Серафим никуда не выходил из монастыря или лесных пустынек, поэтому всё, касающееся управления девичьей общиной, он поручал своему Мишеньке. Материальная и юридическая поддержка поручалась Николаю Александровичу Мотовилову, ставшему доверенным батюшки после исцеления в 1831 году. Третьим попечителем оставался всё тот же Михаил Мантуров.

После кончины отца Серафима в 1833 году на осиротевшую обитель обрушились несчастья, обернувшиеся, впрочем, во славу Божия Матери и преподобного Серафима. Саровский послушник Иван Толстошеев ещё при жизни отца Серафима стал помышлять о захвате власти в Дивееве. Не раз Серафим обличал намерения Толстошеева, но тот не останавливался. Сёстры, живо ещё помня заветы преподобного и приказание его никого не допускать чужого в управление обителью, единогласно заявили Толстошееву своё несогласие на его попечительство. Рассвирипев, он обещал стереть с лица земли Мельничную общинку. Выдавая себя за ученика преподобного, Толстошеев в 1842 году при помощи властей добился соединения Казанской и Мельничной общин. Он запечатал храмы, ломал постройки, отменил правило о приёме в общину одних девиц. Епархиальный архиерей был на стороне смутьянов. Но всё-таки в 1848 году, 5 июня, совершилась закладка Троицкого собора, задуманного ещё отцом Серафимом, и именно на указанном им месте. Это был первый радостный день дивеевским сиротам за все 15 лет после кончины его. В начале 1860-х годов Н. А. Мотовилов отправился в Москву к митрополиту Филарету, изложив ему всё через наместника Сергиевой Лавры архимандрита Антония, которому отец Серафим предсказывал: "Придет время, не оставь моих сирот дивеевских". Митрополит Филарет доложил императору Александру II. В результате ревизии Толстошеева совершенно отстранили от участия в обители; возвращена была начальницею Елизавета Алексеевна Ушакова, снятая по интригам Толстошеева. Ушакову постригли в монашество с именем Мария и возвели в игумении. Сбылись слова преподобного Серафима: "На 12-й начальнице устроится монастырь!" Обитель стала расцветать духовно и материально.

К началу ХХ века число монахинь доходило до двух тысяч. В Дивееве было более 30 хозяйственных построек и корпусов для сестёр, вознесла свои ярусы монастырская колокольня, выстроен величественный Спасо-Преображенский собор (до революции не успели освятить), а также пруд, фруктовый сад и многое другое. 19 июля (1 августа по н. с.) 1903 года по инициативе императора Николая II состоялось прославление преподобного Серафима в лике святых. Подобного Саровским торжествам тогдашняя Россия не знала. Во время крестного хода великие князья во главе с царём несли на своих плечах великого угодника Божия. Мощи источали потоки чудес и исцелений. На протяжении четырнадцати лет после этого Дивеевская обитель благоденствовала. А потом грянула революция.

17 декабря 1920 года в Сарове большевики кощунственно вскрыли мощи святого Серафима и увезли их в неизвестном направлении. В 1927 году на праздник Рождества Богородицы начался разгон Дивеевского монастыря. Батюшка Серафим предсказывал: "Придет время, и мои сиротки в Рождественские ворота посыпятся как горох". Недоумевали сёстры: "Какие же это ворота будут?" Теперь поняли. На литургии в этот день епископ Серафим (Звездинский) говорил: "Монастырь закрывается, но монашества с вас никто не снимает. Сейчас каждой из вас поднесена Чаша, и кто как ее выпьет, насколько достойно? До сих пор вы горели одной общей свечой, а теперь разделяетесь на отдельные маленькие свечечки. Нужно сохранить этот огонь". Сёстры на время рассеялись, но молитвенная дивеевская жизнь не прекращалась. Инокини постепенно собирались вокруг обители, устраивались на всевозможную работу. Службы совершались тайно по домам, случались и постриги.

21 июля 1991 года было объявлено решением Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря. 29 июля в Дивеево торжественно прибыли святые мощи преподобного Серафима, чудесно обретённые в Санкт-Петербурге в Казанском соборе - тогда Музее атеизма и религии. 17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай торжественно, при большом стечении народа, посвятил в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову). В 1992 году самое старое здание обители - Казанская церковь, была передана монастырю. 31 июля 2004 года, накануне 250-летия со дня рождения преподобного Серафима, состоялось торжественное освящение главного престола восстановленой Казанской церкви. В 2007 году Казанская церковь Серафимо-Дивеевского монастыря приросла ещё восемью приделами - во исполнение предсказаний батюшки Серафима. 28 июня 2002 года в Дивеевской обители зримо объединились четыре удела Пресвятой Богородицы: во время литургии в Троицком соборе пели четыре хора: 14 монахов со Святой Горы Афон, 10 певчих из Грузии, 16 семинаристов из Киево-Печёрской Лавры и Дивеевский хор.

Из журнала "Православные монастыри. Путешествие по святым местам". Выпуск №24, ООО. "Де Агостини", 2009


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  9 февраля 2021

Святая Канавка, одна из ярчайших святынь Дивеева, представляет собой молитвенное, духовное сосредоточение Четвёртого удела Пресвятой Богородицы, его сердце. Канавка вырыта по той тропе, по которой прошли стопы самой Пресвятой Богородицы. В 1829 году госпожа Баташёва пожертвовала Девичьей общине две десятины земли. Весной границу этой земли трижды опахали, и батюшка Серафим благословил вырыть по периметру Канавку в три аршина глубиной и три аршина шириной. Вынимаемую землю из Канавки необходимо было бросать вовнутрь обители, образовывая тем самым высокий вал. На этом валу преподобный Серафим Саровский велел посадить крыжовник. Старец говорил, что, когда на землю придёт Антихрист, то эту Канавку он не сможет преодолеть. Канавку начали копать в 1829 году.

По дивеевским преданиям, считается, что сам отец Серафим прокопал первый аршин, незримо явившись ночью в Дивеево, тем самым усовестив девушек, которые долгое время не находили решимости приступить к столь трудному делу. Далее работы не прекращались ни летом, ни зимой. Работа была завершена в 1833 году, в дни кончины преподобного Серафима Саровского. Из-за спешки Канавка во многих местах была прокопана всего на 1-2 аршина. Потом предполагалось завершить Канавку в требуемых размерах, но, видимо, это так и не было сделано. Периметр Канавки имеет вид ломаной линии; при этом конец Канавки не достигает её начала приблизительно на 125 метров. Это был единственный проезд в Мельничную общину, и на этом месте должен был разместиться тёплый собор. После того как Казанская и Мельничная общины слились, уход за Канавкой прекратился, и она стала заплывать грунтом. Через Канавку были сделаны мосты и переходы.

С образованием монастыря в 1861 году началось восстановление Канавки. Мосты и переходы были уничтожены, начали очистку святыни от сора. Все сестры ежедневно вечером обходили Канавку, выполняя правило, заповеданное преподобным Серафимом Саровским: 150 раз читать молитву "Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благославленна Ты в женах и благославлен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших". В дни прославления Серафима Саровского в июле 1903 года на Канавке произошло много чудес и исцелений. Примерно к этому времени Канавка с двух сторон была обсажена деревьями, некоторые из них сохранились. В 1904 году в день получения известия о рождении наследника престола Российского Алексея, на Канавке была посажена лиственница, которая растёт и сейчас. После закрытия монастыря Канавку во многих местах засыпали, вал сровняли. Особенно большие повреждения Канавка претерпела в послевоенное время; во многих местах её перерезали различными коммуникациями, а в южной части в Канавку были заложены канализационные трубы. Несмотря на запреты, по Канавке продолжали ходить и совершать молитвенное правило и в советское время. С восстановлением Дивеевского монастыря возродилась и молитвенная жизнь на облагороженной Святой Канавке.

Из книги: Агапов А.А. Саров-Дивеево: Путеводитель. - Саров; Саранск: Типография "Красный Октябрь", 2002


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  26 июня 2022

Блаженная Прасковья Ивановна (известная также как Паша Саровская) занимает особое место среди Дивеевских святых. В Серафимо-Дивеевскогом монастыре она, совершая духовный подвиг, проживала с 1884 по 1915 г.г. За это время в ее келии побывало множество людей. В том числе был и государь Николай II, приезжавший на открытие мощей преподобного Серафима Саровского. Именно в келье Паши Саровской в 1903 году царю были предсказаны многие радостные и трагичные события его жизни, от рождения наследника, до революции и падения престола.Прасковья Ивановна умерла 22 сентября 1915 года в возрасте около 120 лет. Келья блаженной стала после ее смерти местом паломничества и почитания верующих. Вплоть до закрытия монастыря в 1927 году в келье читалась неусыпаемая псалтирь.

После 1927 года, в здании дома-кельи разместилась сберегательная касса, что когда-то было предсказано самой Пашей, а позднее - молочная кухня. В результате этого исторический облик памятника исказился: оказалось полностью утрачено крыльцо на северном фасаде, на южном крыльце отсутствовали декоративные резные элементы, были пробиты новые оконные проемы, а внутри здания выполнена перепланировка помещений.

Пустынька расположена в южной части Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Построена в конце XIX в. Материал стен - бревенчатый сруб с обшивкой тесом покоящийся на кирпичном цоколе. Здание одноэтажное, прямоугольное в плане, с подвальным помещением, перекрыто вальмовой крышей со слуховыми окнами на каждом скате.

В ходе натурных изысканий в марте 2004 года были выявлены остатки исторической планировочной структуры, а также сохранившиеся детали и элементы декоративного убранства. В ходе архивных и библиографических изысканий обнаружены материалы дореволюционного периода истории памятника, в основном представленные фотографиями внешнего вида здания 1890-х–1904 г.г.

Летом 2004 года в домике был открыт музей блаженной Параскевы. Первоначально его экспозицию составляла только воссозданная келья Паши Саровской, в остальных комнатах размещался паломнический центр. Автор проекта реставрации архитектор В.В. Коваль. В настоящее время реконструкция интерьеров пустыньки полностью завершена и создана большая мемориальная экспозиция.

Неоценимую помощь в работе над проектом реставрации оказали встречающиеся в библиографических документах 1890-х–1926 г.г. описания планировки пустыньки, порой противоречащие друг другу.

http://аргрупп.рф/pustynka-blazhennoj-praskovi-ivanovny/


Марина Зуйкова  23 октября 2022

23 октября 2022 года состоялось освящение нового собора Серафимо-Дивеевского монастыря – Благовещенского. Накануне в новосозданном соборе при закрытых царских вратах перед алтарем состоялась служба Обновления храма. Богослужение совершил клирик обители игумен Серафим (Дубровский).

Новый собор является воплощением пророчества преподобного Серафима Саровского, который благословил поставить собор внутри Канавки, на одной линии с Троицким собором и колокольней. С тех пор минуло почти два столетия, и в наше время это благословение исполнилось.

Новый Благовещенский собор уникален своим внутренним убранством. Весь его периметр, который включает два храма: верхний – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и нижний – в честь Ее Успения, украшен мозаичными композициями площадью восемь тысяч квадратных метров.

Строительство собора началось в 2012 году. За архитектурную основу был взят соборный храм московского Заиконоспасского монастыря. Этот стиль, близок к русскому барокко, которое было характерным для архитектуры начала XVIII века. В этом же стиле выстроен и первый дивеевский храм – Казанский. Пропорции Благовещенского собора определены золотым поясом Спасителя, длина которого 1,2 метра, и составляют двадцать поясов в ширину (двадцать четыре метра), тридцать в длину (тридцать шесть метров), пятьдесят в высоту (шестьдесят метров).

На трех уровнях Благовещенского собора разместились двенадцать престолов. Начиная с 2015 года, одиннадцать постепенно были освящены.

https://diveevo-monastyr.ru/


Светлана Бубликова
 
Светлана Бубликова  27 марта 2024

 Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, домовая церковь в честь Всех святых в земле Русской просиявших

30 января 2021 года на территории Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря в келейном корпусе, находящемся в пределах святой Канавки, была освящена домовая церковь в честь Всех святых в земле Русской просиявших. Чин Великого освящения совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. В новоосвященном храме митрополит Георгий возглавил Божественную литургию.

https://monasterium.ru/novosti/novosti-eparkhialnykh-monastyrej/v-diveevskoy-obiteli-osvyashchen-khram-v-chest-vsekh-svyatykh-v-zemle-russkoy-prosiyavshikh/


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  4 августа 2024

4 июня 2022 года в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре состоялось освящение восстановленного исторического въезда – Саровских врат. В сослужении духовенства Саровские врата, расположенные напротив бывшего здания администрации Дивеевского района Нижегородской области, освятил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Стоит упомянуть, что 12 мая 2021 года, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий возглавил чин закладки Саровских врат. А уже в нынешнем году, 25 марта 2022 года, владыка освятил семь крестов и семь куполов Саровских врат. Высота Саровских врат достигает 29 метров, ширина всей композиции – не менее 42 метров.

Саровские ворота – исторический въезд в Дивеевский монастырь в западной части южной границы обители. Прежде они представляли группу проездных арок. Старинные ворота, как и монастырская ограда, не сохранились до нашего времени. Теперь планируется вновь возвести монастырскую стену (но уже в других границах), после чего Саровские врата станут неотъемлемой частью ансамбля обители.

Ворота состоят из трех арок, изнутри декорированных мозаичными панно, а сверху увенчанных семью луковичными куполами. Они выполнены в стиле русского узорочья XIX и ХХ веков. Подлинность стиля достигается и за счет способа строительства: сложная геометрия частей выстроена не с помощью железобетонной формовки, а за счет традиционной кирпичной кладки. Форма пилястр (плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба) также создана из кирпича, а не из пластика и пенополистирола.

В мозаике выполнены и иконы, которые увенчают арки с двух сторон. При входе в обитель на вратах располагается образ «Спас Нерукотворный», икона преподобного Серафима Саровского и икона Божией Матери «Умиление». На выходе – образы преподобных жен Дивеевских.

Строительство велось по заказу АНО «Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера» в рамках развития паломническо-туристического кластера «Арзамас – Дивеево – Саров». Проект выполнен специалистами Центра классической и традиционной архитектуры Московского архитектурного института (МАРХИ).

С сайта: foma.ru/Освящен восстановленный исторический въезд в Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 января 2025

«…Село Дивеево Нижегородской области расположено на берегу реки Вичкинзы, в 180 км от Нижнего Новгорода (в Ардатовском р-не), 65 км от Арзамаса, 12 км от Сарова. Является крупным административным центром. Село возникло в 1559 г., а название получило по имени первого владельца - татарского мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова. После победы над татарами Иван Грозный за военные заслуги возвел Дивея в княжеский титул и подарил землю с пахотными угодьями на реке Вичкинзе.

Во второй половине XVIII в. Дивеево - небольшое село с деревянной церковью в честь Святителя Николая Чудотворца и Архидиакона Стефана. Церковь стояла на пересечении дорог, что вели в Саров. Паломники, которые шли в Саровский монастырь, останавливались на отдых у церкви. Именно здесь решила отдохнуть основательница Серафимо-Дивеевского монастыря Агафия Семеновна Мельгунова. В ХІХ веке селом владели многие собственники, среди них - Мотовиловы, Толстая, Цицианов, Баташовы, Ждановы, Шахаевы. Дивеево известно как Четвертый и последний удел Божией Матери. На этой святой земле располагается Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

На протяжении полутора столетий созидался Дивеевский монастырь. Начался он с каменной Казанской церкви, построенной в 1773-1780 годах. По благословению преподобного Серафима к Казанскому храму были пристроены церкви Рождества Христова (1829) и Рождества Богородицы (1830). В центре обители в 1865-1875 годах был возведен пятипрестольный Троицкий собор. В линию с ним, на рубеже XIX и XX веков, поднялась пятиярусная колокольня.

По сторонам от Троицкого собора в конце XIX века были построены Игуменский корпус с домовым храмом в честь равноапостольной Марии Магдалины и трапезный храм благоверного князя Александра Невского. В начале XX века (1907-1916) за Троицким собором воздвигнут Преображенский собор.

В храмах обители почивают в святых мощах ее небесные покровители: преподобный Серафим Саровский, преподобные жены Дивеевские - Александра, Марфа и Елена, блаженные Дивеевские Пелагия, Параскева и Мария.

Святая Канавка - одна из ярчайших святынь Дивеева - представляет собой молитвенное духовное средоточие Четвертого удела Пресвятой Богородицы, Ее сердце. <…>

В первой половине XVII века в Киеве на Подоле был основан Флоровский монастырь при церкви Святых Флора и Лавра. Приблизительно около 1760 г. в Киево-Флоровский монастырь прибыла некая богатая помещица, владения которой находились в Ярославской, Владимирской и Рязанской губерниях.

Называлась паломница Агафьей Семеновной Мельгуновой, вдовой полковника. По рождении она носила фамилию Белокопытова и значилась нижегородской дворянкой. Во владении Агафьи Семеновны находилось 700 крестьянских душ. Она имела немалый капитал.

В Киев Агафья Семеновна прибыла с трехлетней дочерью. Здесь, во Флоровском монастыре, она и приняла монашество с именем Александра, полагая в обители и посвятить себя служению Богу. Но ее подвижническая жизнь в монастыре продолжалась недолго.

Однажды, после долгого полуночного моления, впав в легкую дремоту, Агафья Семеновна ясно увидела Пресвятую Богородицу, которая повелела ей покинуть монастырь и отправиться в северную землю России в обход святых обителей. Там ей и будет указано место, предназначенное для богоугодной жизни.

«На том месте, - сказала Матерь Божия, - Я осную такую обитель великую Мою, на которую изведу Я все благословения Божии и Мои со всех трех жребиев Моих: Иверии, Афона и Киева». В 1760 году мать Александра шла из города Мурома в Саровскую пустынь. В Дивееве, у западной стены тогдашней деревянной Никольской церкви, на лужайке она сидя отдыхала. И в легкой дремоте снова увиделась ей Божия Матерь, которая сказала ей: «Вот то место, которое Я повелела тебе искать на севере России. Живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней своих, и Я всегда буду с тобою. Я осную здесь такую обитель, равной которой не было и не будет никогда на всем белом свете: это четвертый жребий мой во вселенной. И, как звезды небесные и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня, Приснодеву Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Всесвятого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного!»

Здесь, в Дивееве, мать Александра на свои средства вместо ветхой деревянной церкви построила каменный храм в честь Казанской Божией Матери с приделами Святителя Николая и святого архидиакона Стефана.

На земле, пожертвованной помещицей Ждановой, матушка построила келии и поселилась в них с четырьмя послушницами, управляя общиной под руководством саровских старцев Исайи и Пахомия. Праведная матушка Александра, которую отличали особое милосердие и чрезвычайное смирение, с особым уважением обращалась к еще юному отцу Серафиму, провидя в нем исполнителя начатого ею Божиего дела.

В 1789 г. матушка Александра скончалась. Община, увеличившаяся постепенно до 40 сестер, продолжала жить по уставу саровскому. Монахини кормились от рукоделия по заказам Саровской пустыни. С 1825 г. деятельное участие в жизни Дивеевской общины принял старец Серафим. Он увидел, что среди сестер все большее преобладание получала строгая уставность в ущерб милосердию и любви, а потому и благодатных указаний свыше не было. Отец Серафим посоветовал новой начальнице общины Ксении Михайловне Кочеуловой отказаться от непосильного для большинства сестер устава, но старица не согласилась. Тогда и явилась преподобному Божия Матерь: «Ксению с сестрами оставь, а заповедь рабы Моей Александры не только не оставляй, но и потщись выполнить ее... Я укажу тебе другое место, тоже в селе Дивеево, и на нем устрой обетованную Мою обитель... Возьми из общины Ксении 8 сестер...» Богоматерь назвала имена сестер, указав, что новая община должна состоять лишь из девиц, причем новый устав для них был дан самой их Верховной Игуменьей - Царицей Небесной.

В записях Н. А. Мотовилова говорится, что Божия Матерь указала отцу Серафиму место на «востоке, на задах села Дивеево, против алтаря церкви Казанского явления Своего... И указа- ла, как обнести это место канавкой и валом, приказала ему сначала из саровского леса сру- бить... ветряную мельницу и келии первые, а потом соорудить в честь Рождества Ее и Сына Ее Единородного двухпрестольную церковь для сей обители, приложив оную к паперти церкви Казанского явления Своего...»

В течение года отец Серафим сам заготавливал лес для нового строительства. В конце 1826 г. была заложена мельница-«питательница», а летом 1827 г. она заработала. При мельнице были построены келии для сестер образовавшейся Мельничной общины, часть из них старец поставил своими руками. Устроенная преп. Серафимом в 1825 г. небольшая Мельничная девичья община дала начало этому монастырю в 1842 г.

В 1828 г. была заложена церковь Рождества Христова с западной стороны Казанской церкви. Через год, стараниями и на средства Михаила Васильевича Мантурова, близкого друга своего исцелителя отца Серафима, церковь была построена и освящена. По указанию старца и по выданной им мерке под ней была устроена еще одна церковь, освященная в 1830 г. в честь Рождества Богородицы. Этой подземной церкви отец Серафим предрекал стать «усыпальницей мощей»: «Четыре столба - четверо мощей... Четверо мощей у нас тут почивать будут!» Преподобный предсказывал, что три монахини Дивеева станут святыми и «открыто в мощах почивать будут». Это Агафья Семеновна Мельгунова - мать Александра, Мария Семеновна Мелюкова и Елена Васильевна Мантурова. М. С. Мелюкова, «дивная отроковица», умершая в 19 лет и постриженная отцом Серафимом перед кончиной в схиму с именем Марфа, была свидетельницей явления преподобному Божией Матери с указанием о дивеевских сестрах. Батюшка называл ее своей невестой в Царствии Небесном, также начальницей Небесного Дивеева. Е. В. Мантурова, сестра «Мишеньки», рясофорная монахиня и начальница Мельничной общины, по исключительной своей преданности воле Божией, взяла на себя небывалый подвиг вольной смерти по послушанию вместо смертельно больного брата...

В 1829 г. наследница генерала Баташова, госпожа Постникова, пожертвовала по просьбе отца Серафима под Мельничную общину три десятины земли. Весной старец велел вспахать эту землю три раза и обрыть ее канавкой в три аршина глубины, а вынутую землю бросал внутрь, в сторону общины, чтобы образовался вал.

«Канавка эта - стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная. Эта канавка до небес высока. Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица. Тут у меня и Афон, и Киев, и Иерусалим! Как антихрист придет, везде пройдет, а канавки этой не перескочит!» - говорил Преподобный.

Отец Серафим предсказываал строительство большого холодного собора Пресвятой Троицы, превращение Казанской церкви из приходской в монастырскую, появление «к концу века дивного собора» и даже набросал план будущего монастыря с многочисленными постройками, что в то время, при бедности обители, казалось мечтой. Преподобный предрекал: «Еще не было и нет примеров, чтобы были женские Лавры, а у меня, убогого Серафима, будет в Дивееве Лавра. Лавра-то будет кругом, то есть за канавкою, в обители матушки Александры... у ней могут жить в обители и вдовы, и жены, и девицы, а киновия будет только в канавке... в обители моей будут одне лишь девицы».

Предчувствуя свою кончину, старец Серафим не раз с болью говорил дивеевским сестрам: «После меня отца уже не будет вам, останетесь вы совершенными сиротами... Самой Матери Божией Царице Небесной вручаю вас. Она Сама все управит!», указывая при этом на свою келейную икону Божией Матери «Умиление».

После кончины преподобного Серафима управление общиной принял на себя саровский послушник Иван Тихонов (Толстошеев), «чуждопосетитель», как называл его старец. Истинные друзья обители, М.В. Мантуров и приходской священник отец Василий Садовский, были оттеснены Тихоновым, который добился в 1842 г. насильственного соединения Казанской и Мельничной общин. Наступили для дивеевских сестер времена, которые им предрекал отец Серафим: «До антихриста не доживете, но времена антихриста переживете». При Тихонове все здания, построенные по указанию Преподобного, сломали или перенесли. Новые здания строились задним фасадом к Святой Канавке. Обе Рождественские церкви были запечатаны, нарушился наказ святого старца, дабы вечно, неугасимо горели свеча и лампада перед храмовыми иконами.

На месте Мельничной общины Тихонов затеял возведение деревянного храма, истратив на него средства, предназначавшиеся для строительства собора по завету преподобного. Эта церковь была освящена в честь Тихвинской Божией Матери в 1847 г. Чтобы уничтожить со временем память о Мельничной обители отца Серафима и основать свой собственный «Ивановский» монастырь, духовно ослепленный Иван Тихонов хотел построить собор, изменив его посвящение, не на специально купленной отцом Серафимом земле, а в трех верстах от обители и перенести туда весь монастырь. Однако преосвященный Иаков в 1848 г. освятил закладку собора на предуказанном преподобным месте. (Возможно, был использован проект архитектора К. А. Тона). Но строительство собора было надолго заброшено по вине Тихонова. В то же время пензенская дворянка Д. М. Каменская построила деревянную кладбищенскую церковь Преображения Господня в 1855 г., как предрекал преподобный.

По благословению преосвященного Иеремии келия отца Серафима в дальней пустыньке была обращена в алтарь церкви, вокруг нее устроили витрины для вещей старца. В 1861 г. Серафимо-Дивеевская община была преобразована в монастырь. Однако смута и духовные нестроения не прекращались.

Только благодаря старицам-блаженным, находившимся под благодатью, а не под законом, среди которых выделялась Пелагея Ивановна Серебренникова, «второй Серафим обители», да при помощи Царицы Небесной и преподобного Серафима, община выдержала смуту.

В 1841 г. Серафимовские сестры окончательно отказались перед лицом духовных властей от возглавления их обители Тихоновым, к тому времени уже отцом Иоасафом. Вмешательством митрополита Филарета и Святейшего Синода было достигнуто умиротворение в монастыре, а наставницей была назначена Елизавета Алексеевна Ушакова, в монашестве мать Мария, которая в течение «смутного времени» отстояла заветы отца Серафима и, став игуменьей в 1862 г., более 40 лет возглавляла Дивеевский монастырь.

В 1864 г. было возобновлено строительство собора, а в 1875 г. он был освящен в честь Пресвятой Троицы, как и хотел преподобный Серафим. Внутренняя отделка собора продолжалась силами сестер обители под руководством монахини Серафимы. Правый придел в честь иконы Божией Матери «Умиление» освятили в 1880 г., а левый был оставлен неосвященным до 1903 г. в ожидании прославления Преподобного Серафима. На хорах усердием А. Д. Нарышкина был устроен придел Владимирско-Оранской Божией Матери, освященный в 1884 г.: с левой стороны хоров был воздвигнут придел во имя Обретения главы Иоанна Предтечи.

Осенью 1904 г. игуменья Мария скончалась, оставив после себя монастырь, насчитывавший около 1000 сестер, в котором было «изобилие во всем». Место игуменьи заняла монахиня Александра. На средства, пожертвованные Ф. В. Должинцевым, в 1905 г. был заложен против Св. Канавки огромный теплый собор. В 1915-1916 гг. он был построен по проекту архитектора А. А. Румянцева и расписан сестрами обители под руководством художника Парилова. Однако устройство отопления задержало окончание строительства. Собор, который предполагалось освятить в честь иконы Божией Матери «Умиление» в феврале 1917 г., так и не был освящен. Серафимо-Дивеевский монастырь представлял собой в начале ХХ в. богатейший архитектурный комплекс, в котором кроме перечисленных построек имелись колокольня, многочисленные корпуса келий, трапезная, богадельня для сестер с домовой церковью, больница, училище на 10 девочек; вне ограды - дома священнослужителей, две гостиницы, мастерские: живописная, литографская, портновская, ризная, свечная, мантийная, свиточная, стекольная, красильно-малярная.

При монастыре были мельница, две житницы, молотильня, водокачка, сад, огороды, конный двор и кузница. Над всеми этими постройками доминировали два грандиозных собора, каждый из которых представлял собой интереснейший образец храмовой архитектуры XIX-XX вв.

Однако при изобилии «будет и конец всему», как предсказывал преподобный Серафим. В ноябре 1917 г. были конфискованы монастырские хутора. Как «нетрудовой элемент», монахини подлежали выселению; тогда они организовали в монастыре артель. В 1927 г. артель была закрыта, богослужение запрещено. Сестры расселились в округе, тайно собираясь на службы. В 1937 г. по суду «тройки» монахини были сосланы в лагерь в Среднюю Азию, кто на 3 года, кто на 10 лет... Но и там сестры берегли свое монашество.

В лагере монастырь просуществовал до конца 40-х годов. Сроки заканчивались, и монахини постепенно снова собирались вокруг обители. Умирали старые сестры - их место занимали новые. Молитвенная дивеевская жизнь все эти годы не прекращалась. 31 марта 1990 г., на праздник Похвалы Богородице, при огромном стечении паломников, архиепископом Нижегородским и Арзамасским Николаем был вновь освящен Троицкий собор в Дивееве. Во иереи был рукоположен священнослужитель из рода Мантуровых, потомок М. В. Мантурова. Только одна последняя сестра дореволюционного Серафимо-Дивеевского монастыря дожила до этого дня - схимонахиня Маргарита.

В 1991 г. св. мощи преп. Серафима были обретены в Санкт-Петербурге, в Казанском соборе, превращенном безбожниками в «музей религии и атеизма», и торжественно возвращены в Дивеево, где они покоятся и поныне в Троицком соборе.

В 2003 г. Православной Церковью и Российским государством широко отмечалось 100-летие прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых, а в 2004 г. - 250-летие со дня его рождения. В связи с этими торжествами большая часть храмов и зданий монастыря была подновлена, а старинная Казанская церковь почти полностью реставрирована (восстановлена в прежнем виде). Святая Канавка приняла вид, заповеданный преподобным Серафимом. Дивеевская земля славится Святыми источниками - Матушки Александры, Иверской Божией Матери, Казанской Божией Матери, Преподобного Серафима Саровского, Явления Божией Матери и другими…»

Источник: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 758-763



Комментарии и обсуждение


22 июня 2007 архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил придел в честь свв. Иоакима и Анны Спасской церкви в Кутузовском скиту Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Владыке сослужили священники Кулебакского благочиния, на территории которого расположен скит. На следующий день, 23 июня, владыка совершил чин освящения храма в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» в скиту святых Флора и Лавра. Эта церковь разместилась на кладбище, где планируется хоронить почивших сестер обители.

По сообщению Седмица.Ru
25 ноября 2007, Наталия.

Интересный факт: в 2003 году в России была выпущена почтовая марка, на которой изображен Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.



Видео

  Снято:         Прислал(а): Архиповы Маргарита и Владимир