В середине ХVIII столетия остров, на котором построили Богоявленскую церковь, приобрёл купец и фабрикант Конон Ларионович Гуттуев. Появилось на карте Санкт-Петербурга новое название - Гуттуевский остров. К 1800 году из названия окончательно выпала вторая буква "т". Впрочем, суть острова от перемены имён не менялась: вплоть до конца ХIХ века он пустовал. Лишь в 1870-е годы здесь принялись копать Петербургский морской канал, а позже перевели на остров Торговый порт и Портовую таможню. Как следствие - бурное развитие торговли, швартующиеся морские суда, склады. Чтобы обслуживать сложившуюся инфраструктуру, требовалось всё больше людей, многие из которых предпочитали селиться поближе к работе. Молиться же было негде - тогда задумались об устройстве церкви.
Сначала сотрудники таможни договорились собрать деньги на постройку каменной часовни в самой высокой части острова. Потом, поразмыслив, решили возвести деревянную церковь - в самом деле, ближайший приходской храм находился слишком далеко. Проект составили быстро, делал его инженер С.И. Андреев. Но не вышло. Известный фабрикант Иван Агапович Воронин выступил с идеей построить храм в камне и пожертвовал на него весьма крупную сумму - сто тысяч рублей, с единственным условием: разместить в будущей церкви свою семейную усыпальницу. В брошюре об истории храма, написанной одним из его дореволюционных настоятелей, священником Павлом Лебединским, есть запись: "Закладка состоялась 29 апреля 1892 года, а ровно через семь лет в этот же день последовало и освящение этого величественного и роскошного по отделке храма. Чин освящения и первая литургия в нём были совершены приснопамятным Антонием, Митрополитом Петербургским". Между прочим, в освящении участвовал и отец Иоанн Кронштадтский. Среди молящихся в тот день в храме были замечены министр финансов С.Ю. Витте, будущий председатель Совета министров В.Н. Коковцов и другие известные лица.
Так получилось, что этот храм строился сразу в честь двух событий, касавшихся правящей династии, - чудесного спасения императорской семьи во время крушения поезда у станции Борки в 1888 году и не менее чудесного спасения цесаревича Николая Александровича - будущего Николая II - после покушения на его жизнь в японском городе Оцу. Тогда, в 1891 году, наследник отправился на Восток, чтобы познакомиться с обычаями разных народов. Получается, что Богоявленский храм, возведённый по проекту архитектора Василия Косякова при участии Б.К. Правдзика, стал по сути копией церкви, построенной чуть раньше на месте крушения царского поезда в Борках. Почти 50-ти метров высотой, огромный и величественный, он вмещал без малого полторы тысячи человек и был виден едва ли не первым в городе всем иностранным судам, плывущим со стороны Финского залива. Строительство и убранство храма обошлось в 300 тысяч рублей. Огромное впечатление на современников произвели колокола, отлитые на заводе А.Д. Самгина, и фаянсовый иконостас. Колоколов всего насчитывалось десять (причём самый тяжёлый из них весил восемь с половиной тонн). Их даже возили на Всемирную выставку в Чикаго (1893 год). Что касается иконостаса, то он побывал на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Его красота так поразила организаторов мероприятия, что изготовившая иконостас фабрика М.А. Кузнецова тогда получила медаль. Храмовые росписи тоже были удивительны: к примеру, запрестольную "Тайную Вечерю" поместили так, что молящиеся видели её с любого места. А пейзажи для "Крещения Господня" художник А.С. Сланцев писал... с натуры: для этого живописец специально ездил в Палестину.
Богоявленская церковь на Гутуевском острове поражала не только великолепием своего убранства. Техническое оснащение тоже оказалось на высоте. Для храма специалисты разработали уникальную по тем временам систему электрификации: помещение освещали полсотни лампочек, искусно спрятанных за притолоками алтарной части. Имелись также дополнительные бра и три бронзовых паникадила. Современники отмечали их красоту. Более того храм оборудовали калориферным и пароводяным отоплением. Тогда это было абсолютно в диковину: в отдельном здании располагалась котельная (она сохранилась по сей день), а в подвале находились калориферные камеры. Автором этих технических решений являлся Бронислав Казимирович Правдзик - близкий товарищ архитектора В.А. Косякова. Фаянсовый иконостас Богоявленского храм был выше всяких похвал. Между тем история подобных иконостасов в России к тому времени насчитывала менее двадцати лет. Известно, что первый фаянсовый иконостас в нашей стране установили в 1881 году в петербургской Спасо-Бочаринской церкви (уничтожена в 1930-е годы). Позже "Товарищество по производству фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова" наладило почти серийный выпуск таких иконостасов. По разным данным, до революции мастера успели их изготовить от 18 до 38 штук, но до наших дней сохранились лишь пять... Один из них можно увидеть в селе Саввине, что в Железнодорожном. Примечательно, что автором проекта местного храма был тот же архитектор В.А. Косяков, по чьему проекту строилась Богоявленская церковь в северной столице. К сожалению, оригинальные интерьеры Богоявленского храма практически полностью погибли в советское время. Утраченное великолепие до сих пор ещё полностью не восстановлено.
При входе в храм действительно захватывает дух - такой он просторный и светлый. Грандиозное крестообразное помещение (образованное осью "притвор-алтарь" и двумя приделами, северным и южным) буквально залито светом. Днём храм освещался естественным способом - солнце буквально врывалось в огромные окна; вечером, включали электричество. На момент освящения церкви фресковая живопись покрывала внутренние стены сплошным ковром. Сюжетную часть писал А.С. Славцев, иконы - А.М. Постников, орнаменты - К.Н. Бутаков. Нижний ярус фресок составляли картины на евангельские сюжеты - они фактически заменяли собой праздничный чин иконостаса (тот был всего лишь однорядным). Всего же икон в Богоявленской церкви насчитывалось около двухсот. Ныне буквально приходится по крупицам восстанавливать былое благолепие. Как отмечают служители храма, ни одна из находящихся сегодня в его стенах икон не была куплена. Все они пожертвованы или написаны специально для церкви. Так, современный иконописец Олег Мансуров подарил храму образ Божией Матери "Неупиваемая Чаша" и резную Голгофу, выполненную в соавторстве с резчиком Александром Стрепетовым. В соборе восстановлен поражающий прочувствованным реализмом и поэтичными красками заалтарный образ. Он состоит из двух частей: внизу - Тайная Вечеря, вверху - Крещение Господне. Взгляд скользит вверх к парусам свода, на которые опирается могучий барабан. Раньше паруса были украшены образами четырёх евангелистов. Над аркатурно-колончатым поясом, оформляющим нижнюю часть барабана располагаются хоры. Иконы, занимавшие межоконные пространства внутренней поверхности барабана, были написаны маслом по холсту, потом их наклеивали на щиты. Эти тридцать два образа безвозмездно восстановил художник Владимир Крачмер. В куполе (более тридцати метров над уровнем пола!) словно парил над прихожанами образ благословляющего Христа.
С архитектурной точки зрения, церковь Богоявления на Гутуевском острове - яркий и характерный, но отнюдь не "типичный" образец так называемого "краснокирпичного" псевдорусского стиля; Богоявленский храм - не из их числа. Архитектору Василию Косякову удалось создать сооружение безусловно выдающееся. Этой церкви действительно идёт красное. Яркий облицовочный и лекальный кирпич фасадов, впрочем, не мешает воспринимать стильный рисунок декора. Очень часто архитекторы псевдорусского стиля, черпая вдохновение в эпохе "узорочья", чересчур увлекались именно декором, забывая о цельности образа. Косякову удалось избежать крайностей. Фасады церкви украшены традиционными наличниками, карнизами, ширинками, изразцовыми и майоликовыми вставками, венчают их декоративные кокошники - проверенный временем орнамент, художественно переосмысленный в конце ХIХ века. Огромный барабан, установленный на центральный объём, если присмотреться, двухсветовой: над рядами больших вертикальных окон - ряд кокошников, а над ним ещё ряд маленьких окошек. Ощутимая тяжеловесность этого барабана зрительно компенсируется богатым вертикальным (в нижней части) и горизонтальным (в верхней части) членением. Венчает всё это - грандиозная золочёная луковичная глава, видная даже в современной застройке. В основе храма - традиционная для России схема "восьмерик на четверике". Вообще, с точки зрения композиции, Косяков следовал старинным русским традициям "храма-корабля", вытянутого с запада на восток. Удачно найденные пропорции говорят о тонком чутье архитектора. Основной объём - в плане квадратный, снабжён двумя приделами, увенчанными монолитными глухими шатрами. Завершения шатров - сложные декоративные главки.
К алтарной апсиде с востока примыкает часовня. С запада к церкви пристроены относительно небольшая трапезная и колокольня. Невысокая с одним ярусом звона, последняя выглядит лёгкой и ажурной. Её шатёр перекликается с шатрами приделов. Вход в храм оформлен в виде пристроенного к колокольне портала. Высота церкви Богоявления - 42 метра. Она господствует в городской панораме в районе западной части Обводного канала и речки Екатерингофки. Храм вмещает до 1400 человек. Проект реставрации церкви выполнен в 1980 году архитектором К.П. Ворпулевым. Храм Богоявления на Гутуевском острове вернули Церкви в аварийном состоянии. С 1999 года проделана огромная работа: требовалось восстановить главу, вернуть на места кресты, воссоздать изразцы, мозаичные иконы и настенные росписи. А уже через некоторое время на колокольне появились колокола - самый большой из них весит почти две тонны. Здесь снова зазвучали слова молитвы...
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №87, 2014 г.