ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Санкт-Петербург. Церковь "Всех скорбящих" иконы Божией Матери при больнице Всех Скорбящих.


Санкт-Петербург. Церковь
Церковь. Не действует.  
Престолы:"Всех скорбящих Радость" иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Ампир
Год постройки:Между 1828 и 1832.
Архитектор:Д.И. Квадри, П.С. Плавов
Адрес:
г. Санкт-Петербург, проспект Стачек, д. 158.

Координаты: 59.854504, 30.246076



Церковь "Всех скорбящих" иконы Божией Матери при больнице Всех Скорбящих, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Вадим Павлов
6 октября 2023
Церковь "Всех скорбящих" иконы Божией Матери при больнице Всех Скорбящих, Фото с сайта http://www.citywalls.ru/house2517.html<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото с сайта http://www.citywalls.ru/house2517.html
Андрей Агафонов
1 января 1920
Церковь "Всех скорбящих" иконы Божией Матери при больнице Всех Скорбящих, Фото с сайта http://www.encspb.ru/object/2804676842<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото с сайта http://www.encspb.ru/object/2804676842
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь "Всех скорбящих" иконы Божией Матери при больнице Всех Скорбящих, Рис с сайта https://ru.wikipedia.org<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Рис с сайта https://ru.wikipedia.org
Андрей Агафонов
1 января 1850



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 января 2016

Обуховская больница – старейшая и крупнейшая в Петербурге, возникла в конце 1770-х гг. на левом берегу Фонтанки, близ Обухова моста, от которого получила свое название. Позже число отделений в больнице постоянно увеличивалось, и от нее отделились несколько самостоятельных лечебных учреждений. По повелению Марии Федоровны дом умалишенных в 1828 г. был отделен от Обуховской больницы.

В сентябре 1832 г. больные были переведены из Обуховской больницы в новое здание. Церковь при больнице освятили 4 декабря 1832 г. во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». По церкви больница стала называться «Всех скорбящих». Первоначально больница была рассчитана на 120 человек (70 мужчин и 50 женщин), но вскоре этих мест стало не хватать. Корпуса больничных флигелей стали удлинять, пока они не образовали замкнутого каре со внутренним двором. На территории больницы появились еще павильоны для содержания больных, дома для проживания персонала, хозяйственные постройки. В 1847-1850 гг. Плавов возвел корпус для служащих больницы (пр. Стачек, 160) и корпус для неизлечимых больных (пр. Стачек, 148).

В 1828-1832 гг. производилась перестройка и расширение здания под больницу по проекту арх. Доменико Квадри, а затем П.С. Плавова. Главное здание после пристройки двух больничных корпусов приобрело в плане форму буквы «П». Внешний вид зданий после этой перестройки больше не менялся, дальнейшие перестройки в середине ХIХ в. касались внутренней планировки и пристройки новых клинических корпусов. В главном корпусе располагалась церковь, контора, приемные комнаты, столовые, отдельно для мужчин и для женщин, и залы, также отдельные для мужчин и для женщин, для «спокойных» больных. Из главного корпуса просторные коридоры вели в боковые флигели - мужской и женский. В ноябре 1852 г. в церкви отпевали умершего в Доме умалишенных художника П.А. Федотова.

В 1922 г. больницу переименовали: назвали именем швейцарского невропатолога и общественного деятеля Огюста Анри Фореля. В 1924 г. церковь ликвидировали. Помещение передали под клуб. Больница им. Фореля просуществовала до 1941 г., затем при приближении линии фронта была эвакуирована. В здании находились командные пункты ряда воинских частей, оборонявших Ленинград. В 1941 г. здесь находился штаб 21-й дивизии НКВД, принимавшей участие в обороне города. После войны усадьба представляла собой руины.

После Великой Отечественной войны архитекторами И.Н. Бенуа и М.М. Плотниковым были выполнены обмеры здания. Под осыпями штукатурки открылись следы барочных деталей, срубленных в 1780-х гг., что позволило графически реконструировать первоначальный облик дворца. Почти одновременно в Национальной библиотеке Варшавы исследователь Ю.М. Денисов обнаружил эскиз Растрелли с изображением главного фасада здания. Эскиз и графическая реконструкция практически совпали. И это здание было атрибутировано им как произведение Ф.- Б. Растрелли.

Обсуждался вопрос реставрации этого памятника, но было принято решение реконструировать его под дом культуры, дополнив комплекс новыми жилыми домами для рабочих Кировского завода. Под руководством Л.Л. Шретера при участии архитекторов Ю.А. Визенталь, Л.М. Гольдвассера, В.И. Заусской и других был создан и в 1950-1964 гг. реализован проект Кировского городка.

Бывший усадебный дом, сохранявший до этого облик 1780-х гг., был перестроен почти неузнаваемо: башня главного здания была снесена, его надстроили до 3-х этажей, флигели - до 4-х и увенчали бельведерами. Почти без перемен сохранились лишь соединительные галереи с колоннадами. Во внутреннем дворе от XVIII в. до нас дошла колоннада центральной части главного корпуса и несколько старых лиственниц (мраморная колонна, сохранявшаяся еще после войны, бесследно исчезла). За пределами «каре» главного корпуса уцелел старый круглый пруд. Сохранилась и часть центральной аллеи, но уже с молодыми деревьями.

Если «забыть» о фактическом уничтожении ценнейшего памятника, то следует признать, что комплекс обрел новое единство, а вновь возведенные дома обладают архитектурными достоинствами и стилистически связаны между собой. Комплекс является важнейшей архитектурной доминантой среди безликой застройки 1960-1970-х гг.

В 1965 г. в бывшем дворцовом здании был открыт Дом культуры - ныне Центр культуры и досуга «Кировец». В 1990 г. Кировский городок был взят под охрану государства как памятник архитектуры. В 2003 г. на главном здании установлена охранная доска.

Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия в 3-х т.

http://www.encspb.ru/object/2804678879?dv=2853952566&lc=ru


Марина Зуйкова  23 мая 2021

Петергофская дорога была в XVIII веке застроена загородными домами, окруженными большими парками. На 11 й версте стоял великолепный двухэтажный особняк в стиле барокко, возведенный во второй половине 1750-х знаменитым арх. Б. Растрелли для гр. К.Е. Сиверса и через 30 лет перестроенный в классицистическом духе, вероятно, И.Е. Старовым для кн. Г.А. Потемкина. Когда было решено отделить Дом умалишенных от Обуховской больницы, ее попечитель известный филантроп Джон Веннинг предложил приобрести у кн. П.П. Щербатова особняк и усадьбу, ибо из за местоположения „сие здание признается известнейшими медиками весьма удобным для помянутого заведения“. Врачи заботились о том, чтобы обеспечить „индивидуальный образ жизни пациентов в соответствии с психическим состоянием“.

После утверждения покупки Императрицей Марией Феодоровной арх. Д. Квадри начал в 1828, по плану лейб-медика И. Ф. Рюля, приспосабливать здание для новой цели и возводить дополнительные постройки. Квадри вскоре сменил П.С. Плавов, по проекту которого в парадном зале, украшенном росписью, была создана двусветная с хорами церковь, освященная 4 декабря 1832, через три месяца после открытия этой первой в России отдельной психиатрической лечебницы. Иконы для храма написал Я.В. Васильев. Старинная люстра в интерьере осталась от прежнего убранства. Над главным входом возвышалась колоколенка с пятью колоколами.

В ноябре 1852 в церкви отпевали умершего в Доме умалишенных художника П. А. Федотова. В августе 1896, по случаю столетия со дня рождения Николая I, на фасаде нового больничного корпуса появилась надпись: „В память милосердия Императора Николая I, основателя Больницы Всех Скорбящих“.

В 1853 в больнице была выстроена каменная часовня для отпевания, в 1890-х ее перестроил К.Г. Прейс.

С 1848 почти сорок лет настоятелем был прот. Иоанн Александрович Каченовский, последним – о. Александр Арсеньевич Сергиевский.
Эта больница, где одновременно лечились около 300 мужчин и женщин, была довольно богатой – в ней на двух больных приходился один служитель. Для прогулок имелись семь садов и большая роща, для труда – отдельные мастерские. В одном из павильонов была лютеранская часовня см. часовню при больнице "Всех Скорбящих". В 1906 в другом павильоне освятили дополнительную церковь на 250 человек (она сохранилась).

В 1922 больница получила имя швейцарского психиатра О. Фореля, а 15 ноября того же года церковь, считавшаяся памятником архитектуры, была закрыта и 20 октября 1924 ликвидирована. Позже ее помещение было передано больнице под клуб, а колокола – пожарной дружине в Ульянке.
Оказавшись в последнюю войну на передовой, комплекс был сильно разрушен. При его реконструкции в 1950–1964, которой руководил арх. Л. Л. Шретер, главное здание было перестроено под клуб, ныне носящий название – Центр культуры и досуга „Кировец“.

http://encspb.ru/object/2804676842



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.