Воздвигнута в 1936 году при храме Дома Милосердия на участке Скорбященского подворья по инициативе и под руководством епископа Петропавловского и Камчатского Нестора (Анисимова).
Имя югославского короля Александра I Карагеоргиевича (1888–1934) долгие годы было малоизвестно даже в самой Югославии. Благодаря его усилиям десятки тысяч русских беженцев получили не только приют в королевстве Югославия, но и были приравнены в правах к югославским гражданам. В Сремских Карловцах получил убежище Заграничный Синод Русской Православной Церкви, ставший на многие годы Духовным Центром всей русской эмиграции. В 1934 году король Александр отправился во Францию для заключения договора о союзе. 9 октября 1934 года вместе с министром иностранных дел Франции Л. Барту он был убит в Марселе агентами хорватской националистической организации. Убийство короля Александра глубоко потрясло российскую эмиграцию. Многие находили явные параллели между трагическими судьбами короля Александра и его названного отца – Николая II. Именно тогда у владыки Нестора родилась мысль о необходимости совместного почитания Венценосных мучеников и строительства часовни-памятника в Харбине. Эту идею поддержал Н. К. Рерих, также глубоко почитавший Николая II и короля Александра I.
Н. К. Рерих стал автором первого проекта часовни, однако он не был осуществлен и не сохранился. Автором реализованного проекта стал епархиальный архитектор М. М. Осколков. Строительство часовни-памятника осуществлялось небывало высокими темпами. Всего несколько месяцев оказалось достаточным, чтобы всколыхнуть российскую эмиграцию во всех странах рассеяния и сформировать строительный комитет. Благодаря авторитету епископа Нестора, его энергии и настойчивости, почетными членами строительного комитета согласились стать выдающиеся деятели эмиграции, откликнулись меценаты и многие жертвователи, проживавшие в Манчжурии, Китае, Югославии, Чехословакии, Англии, Франции, Германии, Японии и США. На строительство часовни была собрана и израсходована сравнительно небольшая сумма – чуть более шести тысяч гоби (манчжурских юаней). Денежные средства были истрачены главным образом на строительные материалы, оборудование и оплату наемных рабочих. Основные работы по проектированию, декоративно-пластической обработке фасадов и интерьера часовни выполнялись безвозмездно.
До 1945 году епископ Нестор на Соборной площади Харбина открыто, а после – тайно совершал ежегодно 17 июля панихиду по убиенной в Ектеринбурге Царской Семье и Алапаевским Мученикам. В 1948 году это обстоятельство, как и сам факт строительства часовни-памятника, послужили, среди прочего, основанием для обвинения владыки Нестора в антисоветской деятельности и заключения его в лагерь.
Часовня вызывала своей необычной архитектурой и интерьерами восхищение современников. Неоклассическую архитектуру часовни-памятника отличает рационализм композиции. Семантика форм, деталей, декоративного убранства глубоко символичны. Четверик часовни перекрыт полусферическим куполом, он стилизован под регалию русских великий князей и царей – один из символов идеологемы «Москва – Третий Рим» – шапку Мономаха. Часовня-памятник от улицы была отделена чугунной оградой, украшенной литыми медными двуглавыми орлами — символом стражи русской славы на дальневосточных рубежах. В нише на восточном фасаде – огромная икона Святого распятия Христова и надписью в тимпане «Господи, прости им: не ведят бо, что творят» (автор иконы – игуменья Олимпиада /Болотова/). В простенках между лежачими окнами барабана – барельефы крестов. Пропорции классического ордера и его обработка, пропорции и форма арок, окон, оригинальная стилизация купола, синтез разнообразнейших изобразительных средств (литье, барельефы, орнамент, росписи) свидетельствуют о преобладании стремления создать нечто новое, с опорой на образцы классического наследия.
К. А. Караулов (воспитанник Нестора) принимал участие в работе по интерьерному и экстерьерному оформлению часовни. Он, как и иконописец М. М. Осколков, был награжден югославским королем Петром орденом Святого Саввы II степени. Художественные работы выполнил скульптор-художник В. Ф. Винклер.
Часовня действовала в соответствии с мемориальным и богослужебным ее предназначением всего около десяти лет. С утверждением коммунистической власти в Китае некоторые изображения и надписи в часовне пришлось удалить, а с массовым разъездом русских эмигрантов из Китая в середине 1950-х гг. она стала постепенно приходить в упадок и в период «культурной революции» была разрушена. Сейчас на ее месте стоит семиэтажный жилой дом.
Источник: http://www.artrz.ru/menu/1804649234/1804821426.html