Церковь, построенная в 1908 г. на Пристани (район Харбина), стала первым храмом-памятником в честь событий Ихэтуаньского («Боксерского») восстания 1899–1901 гг. и Русско-японской войны 1904–1905 гг. Инициатива возведения церкви принадлежит начальнику Особого Заамурского округа Пограничной стражи Н.М. Чичагову, построена на средства чинов Пограничной стражи этого округа.
Автором проекта является архитектор К.Х. Денисов. Общая композиция здания близка к русскому стилю, но взятая за исходный образец схема пятиглавого московского храма усложняется и интерпретируется по-новому. На западном фасаде церкви над притвором вместо колокольни высится звонница, напоминающая типичный прием новгородско-псковской школы. Укрупненность и чистота простых, ясно читаемых форм, многократно повторяющиеся крупные детали, цветовой контраст немногочисленных белокаменных деталей и краснокирпичных фасадных плоскостей создает декоративизм здания в целом, что свойственно неорусскому стилю. Четвериковый двусветный объем храма, его отдельных частей и даже деталей характеризует ступенчатость объемов, последовательное облегчение кверху. Изразцовый фриз, живописные панно в нишах звонницы, мозаика в отделке интерьера отвечают новой концепции «национального романтизма.
Одновременно с постройкой приготовлялся и иконостас резчиками-солдатами по плану архит. Денисова, иконы были заказаны в г. Чернигове художественной мастерской Киашко-Зинковича, в числе 32 иконостасных и 4 киотных икон. Икона Запрестольная Воскресения Христова была заказана известному академику-художнику Васильеву.
На первый взгляд, строгая симметричность, уравновешенность сооружения, подчеркнутая «стилобатной» частью не является характерной чертой для национально-романтической темы, под влиянием которой явно находился автор. Но статус Пантеона воинской славы обусловил выбор композиции, наиболее полно выявляющей мемориальную функцию церкви-монумента. Это не исключение, а скорее правило для храмов с мемориально-поминальной функцией.
Кроме главного алтаря, в храме было два придела: правый в честь преподобного Серафима Саровского и левый в честь св. Николая Мирликийского. Иконостас был выполнен из темного дуба, украшенный искусной резьбой. В церкви под руководством художника В. А. Михайлова была создана роспись, далекая от традиционной иконографии. Ее особенность заключается в том, что вместо канонических сюжетов из священной истории и жизни Христа разрабатываются сюжеты из русской воинский истории. По воспоминаниям епископа Нестора (Анисимов), интерьер церкви отличался «строгой иконописью в стиле Васнецова и Нестерова».
Кроме росписей, подчеркнуто мемориальный облик интерьеру храма-памятника придавали иконы, переданные из действующих русских полков, сражавшихся ранее в Манчжурии, и мемориальные мраморные плиты, закрепленные на колоннах и по верху западной и северной стен, с именами русских воинов, погибших на Дальнем Востоке. После Крымской войны этот способ увековечивания исторических событий укоренился в практике строительства русских храмов-памятников. Позднее в Иверской церкви продолжали вписывать уже по арочным сводам имена павших в Первую мировую и Гражданскую войнах.
Храм, где традиция увековечивания событий и людей с помощью росписей на сюжеты из христианской истории вытесняется батально-патриотическими полотнами и мемориальными досками – своеобразными документами, превращается в памятник русской истории и культуры.
Церковь располагалась на Офицерской улице – месте, где размещалось большинство харбинских госпиталей. Под ее сенью был организован Серафимовский приют для мальчиков-сирот, Серафимовская столовая. В 1939 г. был создан Серафимовский кружок, члены которого изыскивали средства для содержания этих благотворительных предприятий. Несколько позже основан Серафимовский приют для престарелых. В конце 1930-х гг. был основан приют для маленьких детей «Ясли», здание которого располагалось непосредственно в саду храма (гражданский инженер Е.А. Уласовец).
С началом Гражданской войны в России храм стал олицетворением идеи единства духовности и созидательности. После смерти последнего настоятеля церкви о. Валентина Барышникова в 1964 г. была закрыта. Здание, использовавшееся местным населением под пошивочную мастерскую, потом под продуктовый склад, сохранилось по сей день, но с большими утратами.
Среди бывших русских харбинцев, рассеявшихся по всему свету, зародилась идея восстановления храма, вдохновителем и движителем этой идеи стал известный общественный деятель Н.Н. Заика.
http://www.artrz.ru/1804901186.html
"Вся площадь Иверского храма занимает по внутреннему обмеру 70,21 кв. сажен, распадаясь на пять составных частей: алтарь — 14,58 саж., средняя часть храма для молящихся 24,69 саж., в двух боковых нефах 29,34 саж. и звонница — 1,60 сажен. Деньгами вся постройка обошлась в 69 721 р. 78 коп., но много было и пожертвованного материала. Архитектором был К.X. Денисов, десятником — ближайшим наблюдателем работ, техник Н. Денисов, подрядчиком А.В. Серебренников, поставщиками материалов Стан. Климович (кирпич), Л.С. Скидельский (лес), И.А. Истратенко и И.В. Казанцев (известь): означенные поставщики и сами были жертвователями; Т/д И.Я. Чурин, Т/д Самсонович, Т/д Кунст и Альберс".
http://rusk.ru/st.php?idar=424188