В конце ХIХ — начале ХХ века в Гродно существовал довольно крупный православный храм, о котором сегодня знают лишь немногие жители областного центра Принеманья. Он находился вблизи Занеманской части города и принадлежал войскам Гродненского гарнизона. Храм являлся лагерной дивизионной церковью и был освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского. О каком лагере и дивизии идет речь? Дело в том, что с конца 1860-х годов до 1892 года в теплое время года (с первых чисел мая до начала сентября) полки Гродненского гарнизона из состава 26-й пехотной дивизии (101-й пехотный Пермский, 102-й Вятский и 103-й Петрозаводский), а также 104-й пехотный Устюжский полк того же соединения, дислоцированный в неподалеку от Гродно, в Багратионовском штабе близ г. Августова Сувалкской губернии, обыкновенно стояли лагерем на левом берегу Немана, возле полотна железной дороги. Там войска усиленно занимались боевой подготовкой, в том числе стрельбой из стрелкового оружия.
В 1892 году лагерь со старого насиженного места перенесли на территорию имения Румлево, переданного военному ведомству вдовой его бывшего владельца генерала Васильковского. Местность, отведенная под летний военный лагерь, быстро преобразилась. Были построены домики для семейных и бараки для холостых офицеров, штабные здания, помещение лагерного офицерского собрания, полковые палаточные городки, а также необходимые хозпостройки, в том числе дивизионная баня, дезинфекционная камера, прачечные для солдат, лавка, мостики. Военнослужащие не забыли и про тактическое поле, тир и войсковое стрельбище, гимнастические городки, полковые плацы для построений, карцеры для арестованных нижних чинов. Тогда же проложили дороги и дорожки внутри лагеря и узкоколейную железную дорогу на конной тяге для подвоза провизии и других грузов из города. На Немане, на левом берегу которого находился лагерь, устроили купальню, каменную пристань для пароходов и паром.
Таким образом, в лагере для полного автономного существования войск не хватало только церкви. Если быть точным, полевые походные храмы существовали в каждом из вышеперечисленных четырех полков, но в летнее время в лагере они размещались в палатках, были неудобными и маловместительными. В палатку могло войти лишь несколько десятков военнослужащих, в то время как постоянный гарнизонный военный храм — нынешний Покровский собор — в свое время вмещал, по разным оценкам, от двух до пяти тысяч верующих.
Еще в 1888 году начальником 26-й пехотной дивизии стал генерал-лейтенант князь Александр Петрович Щербатов, один из основателей «Священной лиги» — офицерской организации, возникшей сразу после убийства императора Александра II с целью охраны государя и защиты России от действий революционеров. В 1898 году князь был назначен командиром 2-го армейского корпуса, штаб которого дислоцировался в Гродно и в который организационно входила 26-я пехотная дивизия. В 1899 году Щербатов был произведен в генералы от инфантерии. Именно по инициативе этого военачальника и по его распоряжению была возведена и лагерная дивизионная церковь.
Если говорить о времени постройки лагерной церкви, то оно наверняка не известно, но примерный период возведения храма определить возможно. В книге Г.А. Цитовича «Храмы армии и флота» (Пятигорск, 1913) сказано: «Лагерная церковь 26-й пехотной дивизии. Находится в 2-х верстах от города, в центре дивизионного лагеря. Устроена церковь сия в 1889 году на средства полков дивизии. Здание — деревянное, в два света, — длиною 28 аршин; на крыше поставлено пять глав. Звонница устроена подле церкви». Указанная Цитовичем дата постройки — 1889 год, вероятно, ошибочна. Во-первых, лагерь на новом месте оборудовался, начиная с 1892 года, во-вторых, об этом храме нет упоминания в Гродненском православно-церковном календаре 1899 года, в котором, однако, содержатся сведения о других военных храмах, существовавших на территории Гродно и одноименной губернии до 1897 года. В то же время лагерная церковь упоминается в труде М.Н. Вахрушева «История 101-го пехотного Пермского полка», изданном в 1897 году. Таким образом, храм, вероятнее всего, возведен после 1892 года, но по времени ближе к 1897 году.
Церковь размещалась в районе нынешнего гродненского торгового центра «Брест», что на проспекте Янки Купалы. Следов существования храма на том месте не осталось, но бывшее место его нахождения легко определяется путем наложения старых карт начала ХХ века на современные планы местности. Так, расположение лагерной церкви было обозначено типовым топографическим знаком в виде креста на немецкой карте города Гродно и его окрестностей периода Первой мировой войны, которая сохранилась до наших дней.
Церковь выглядела величественной. Это была достаточно большая постройка в русском стиле, длинной примерно 20 метров, увенчанная пятью куполами, с довольно большим центральным световым барабаном. Она являлась одним из крупнейших и красивейших православных деревянных храмов, когда-либо существовавших на территории Гродненской губернии. Церковь вмещала не менее тысячи человек. Однако в летнем лагере находилось от 6 до 8 тысяч военнослужащих и члены семей офицеров (от нескольких десятков до нескольких сотен человек), а потому отдельные молебствования и ритуалы, в которых должен был участвовать весь личный состав, могли осуществляться на открытом воздухе: вблизи храма, на полковых плацах или на тактическом поле, то есть на обычных местах построений воинских частей.
Территория вокруг храма была благоустроена. Он был обнесен забором, обсажен деревьями и кустами. Перед церковью была оборудована обширная площадь.
Интерьер храма был изящным и соответствовал всем требованиям, предъявляющимся к православной церкви. Световой барабан храма покоился на четырех деревянных столбах. Алтарная часть отделялась резным одноярусным иконостасом, иконы которого были написаны в академическом стиле. На царских вратах размещались две овальные иконы архангела Гавриила и Пресвятой Богородицы. Над царскими вратами — полукруглая «Тайная вечеря». В местном ряду имелись достаточно крупные прямоугольные ростовые иконы Спасителя, Богородицы и святого Александра Невского. По обе стороны от иконостаса находились киоты с иконами в окладах, скорее всего, Иисуса Христа и Богоматери. На окладе иконы, размещенной в киоте справа от входа в алтарную часть, размещались многочисленные серебряные вотивные подношения, что свидетельствует о ее чудотворности. Особо почитаемые иконы, одна из которых, несомненно, — икона святого благоверного князя Александра Невского — полковая икона 101-го пехотного Пермского полка, размещались на трех или четырех аналоях вблизи алтарной части. В церкви имелась и вся необходимая для богослужения утварь, приобретенная на пожертвования офицеров и нижних чинов дивизии, а также жителей города Гродно — членов семей военнослужащих. Вблизи алтарной части располагались венские стулья, предназначавшиеся, по всей видимости, для начальствующего состава дивизии.
Когда румлевский лагерный храм прекратил свое существование? Наиболее вероятное время его разборки — 1919 год или ближайшие после этой даты годы, то есть период, когда Гродно вошел в состав II Речи Посполитой. Известно, что храм благополучно пережил период кровопролитных и разрушительных боев за Гродно в августе — сентябре 1915 года. Немецкие оккупационные власти не спешили его демонтировать, во всяком случае, в 1916 году церковь еще существовала и находилась в хорошем состоянии, что можно увидеть на имеющихся в нашем распоряжении фотоснимках. Не исключено, что она могла использоваться в качестве храма для удовлетворения религиозных нужд воинских частей и подразделений немецкого гарнизона, занявшего и территорию бывшего румлевского летнего военного лагеря. Видимо, уже после передачи полномочий польским властям и эвакуации германских подразделений в апреле 1919 года из города Гродно храм был разобран.
https://orthos.org/eparkhiya/istoriya-eparkhii/zabytaya-svyatynya/