"Нижняя церковь" была открыта во время археологических раскопок 1931-1939 гг. на территории Старого замка. Её первоначальное посвящение неизвестно, своё современное название она получила из-за того, что над её руинами в XIV в. была построена другая, также несохранившаяся церковь, получившая название "Верхняя церковь"- небольшой бесстолпный одноапсидный храм. В 1939 г. сохранившиеся фрагменты "Верхней церкви" были перенесены в отдельный павильон. Первоначально исследование "Нижней церкви" вели польские специалисты: директор Гродненского музея И.Иодковский и археолог 3.Дурчевский. После войны работы продолжил Н.Н.Воронин, обобщивший полученные результаты в книге "Древнее Гродно".
На основе проведённых исследований стало возможным восстановить архитектурный облик, время строительства и гибели храма. В плане он имеет размеры 18×12 метров. Сохранились стены на высоту до 3 метров и отдельные фрагменты обрушенной верхней части. Предположительно "Нижняя церковь" была построена при первом гродненском князе Всеволодке Давидовиче в пределах между 1116 г. (или 1128) и 1141 г. (годом его смерти). Скорее всего, это был первый каменный храм в Гродно. В 1183 г. удар молнии и последовавший за этим пожар привёл к обрушению храма. Именно об этом сказано в Ипатьевской летописи: "Того же лѣт Городенъ погорѣ всь и цр҃кы каменая ѿ блистания молниѣ и шибения грома". Гибель храма не была единовременной. Сначала в 1183 г. внутрь храма обвалились своды и часть столпов. Храм после пожара не был восстановлен, но стены еще стояли. Далее последовало их окончательное разрушение, связанное с какой-то общегородской катастрофой, происшедшей через сравнительно небольшой промежуток времени, возможно, в середине XIII в. При восстановлении Старого замка Витовтом, в конце XIV века, пространство "Нижней церкви" было засыпано булыжным камнем. Местами завал был пролит известковым раствором и образовал возвышенную платформу. Эта платформа и явилась фундаментом новой постройки – "Верхней церкви".
"Нижняя церковь", это главный храм княжеской крепости, располагавшийся почти в самом её центре. Он представлял собой одноглавую четырёхстолпную церковь с большой центральной апсидой. Боковые апсиды на фасаде не выражены, а скрыты в толще наружных стен в виде неглубоких дугообразных ниш. Мощные внутренние квадратные столпы имеют скошенные под 45° углы, придающие им восьмигранную форму. Они немного сдвинуты к западной стене. Подкупольным столпам соответствуют выступающие из стен лопатки. Дополнительная пара лопаток соответствует восточной стене основного объема храма, прорезанной тремя арками входов в алтарь. В юго-западном углу храма сохранились остатки врезанной в стены круглой винтовой лестницы, ведшей на хоры над западным нефом. Храм имел три входа в виде простых арочных порталов с юга, запада и севера. Возможно, южный вход в храм был главным, парадным.
На полу у входов лежали гладкие полированные камни. Под хорами в западной части пол был выстлан простой плинфой. Основное пространство храма имело майоликовые полы. В алтарной части пол представлял собой обычный набор из квадратных майоликовых плиток, уложенных рядами так, что плитки одного тона, желтые, зеленые или коричневые, шли по диагонали. В дьяконике узор был обогащен двумя пересекающимися полосами из желтых и коричневых плиток в виде ласточкина хвоста, в алтарной апсиде предположительно были вставки в виде фигур крестов. Боковые нефы имели простой настил из квадратных плиток. По контрасту с ними в подкупольном пространстве сохранился фрагмент великолепного узорчатого майоликового пола: в обрамлении пересекающихся широких лент желто-зеленой плетенки в квадраты вписаны желтые круги с орнаментальными крестами.
Внутренние стены не имели декоративного убранства, известь из швов растиралась, не покрывая всего кирпича, таким образом, стена оставалась красно-белой. На ее фоне выступали лишь горловины голосников, вложенных в стены. Скорее всего, храм не имел фресковых росписей. Деревянная алтарная преграда была украшена медными пластинами с огневым золочением, на фоне которого четко выступают глубокие черные линии гравированного рисунка. При раскопках были найдены кубики мозаики, которая возможно применялась в иконах.
В соответствии внутренним столпам, фасады членились широкими плоскими лопатками со скругленными углами. На углах храма лопаток нет, как и внутренние столбы, они срезаны под 45°. Цоколь выделен простой полочкой. Сохранившиеся части стен имеют вставки из больших плоских валунов, достигающих в поперечнике 1,35-1,40 м, часть из них полирована. В верхней части лопаток размещались наборные кресты из квадратных плиток трех типов: из пяти плиток, поставленных на угол, одна в перекрестье, другие образовали ветви креста, расцветка - 3 плитки по вертикали коричневые, боковые - зеленые или в центре коричневые, а остальные зеленые; из четырех плиток, две коричневые образуют горизонталь, а две зеленые, поставленные по центру, вертикаль креста; из четырех плиток, образующих квадрат, поставленные на угол коричневые и зеленые плитки образуют либо вертикаль, либо горизонталь креста.
На углах, где не было лопаток, шли один над другим наборные квадраты и кресты (из 5 и 4 плиток); плитки украшали и узкую поверхность угла. Храм имел позакомарное покрытие с кровлей из свинцовых листов. Центральный барабан увенчивался главой, покрытой медью; возможно, она была вызолочена. Обработка фасадов подобна Коложской церкви, но скромнее ее. Майолика была применена только в верхних частях фасадов, где шел ряд узких арочных окон. Найденные внутри захоронения позволяют говорить, что храм служил княжеской усыпальницей даже после своего разрушения.
Летописного упоминания о том, в честь какого святого был освящён храм, к сожалению не сохранилось.
По материалам книги Н.Н.Воронина "Древнее Гродно". Материалы и исследования по археологии древнерусских городов, том III, Н.Н.Воронин, Древнее Гродно (по материалам археологических раскопок 1932-1949 гг.), издательство Академии Наук СССР, Москва, 1954