В исторической части Гродно, на высоком правом берегу Немана, неподалёку от старинного замка, стоит небольшая церквушка во имя святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, известная также как Коложская - по названию урочища, которое когда-то находилось на этом месте. Предположительно, церковь была построена во время правления гродненских князей Бориса и Глеба Всеволодовичей и освящена в честь их небесных покровителей, Бориса и Глеба. В честь первых русских святых Всеволод Давыдович Гродненский назвал своих старших сыновей, которые после смерти отца зимой 1141 года возглавили Гродненское княжество. Наличие храма с Борисоглебским посвящением в древнем Гродно и соответствующей практики имянаречения местных князей со всей очевидностью доказывает, что культ первых русских святых являлся частью церковной жизни Гродно ХII века. По другой версии - храм возведён в 1180-е годы детьми Бориса и Глеба.
Возведение церкви осуществлялось на месте урочища Коложань (слово "коложень" обозначает место, где бьют многочисленные родники), которое почиталось окрестными язычниками. Согласно другим исследованиям, название урочища происходит от жителей псковского пригорода Коложа, взятых в плен великим князем Витовтом во время его нападения на Псков в 1406 году, и поселённых на территории, примыкающей к Борисоглебской церкви. После разрушительного пожара 1184 года, который уничтожил соборную церковь древнего Городенска (так тогда назывался Гродно), Борисоглебская церковь стала главным городским храмом. П. А. Раппопорт считал, что основную роль в вопросе о происхождении мастеров, которые участвовали в сложении гродненской строительной организации, сыграли южнорусские архитектурные традиции, принесённые, очевидно, группой мастеров с Волыни, работавших в Луцке, а затем в Турово-Пинской земле. Вместе с тем в гродненской архитектуре ощущается и влияние полоцкого зодчества, особенно в способе формовки кирпичей. Следовательно, сложение собственной строительной организации в Гродно происходило довольно сложным путём - заимствованием приёмов, характерных для нескольких древнерусских центров. Скорее всего, строительная артель не приезжала в Гродно из других мест, а сложилась на месте - из волынских каменщиков, полоцких плинфотворителей и, вероятно, гродненских ремесленников (главным образом гончаров). Никаких следов романского влияния, которое было бы логичным в пограничном Гродно, в городском зодчестве не обнаруживается. Обращает на себя внимание исключительная быстрота формирования своеобразной гродненской архитектуры, что, по мнению П. А. Раппопорта, говорит о ведущей роли какого-то очень талантливого и самобытного зодчего.
О Коложской церкви в первые триста лет её истории определённо можно сказать только то, что вокруг неё в это время складывается монастырь. Обитель, получившая своё посвящение по имени соборного храма во имя Бориса и Глеба, на первых порах входила в юрисдикцию епископа Туровского, а с рубежа ХIV-ХV веков подчинялась непосредственно митрополитам Киевским и всея Руси. В записи под 1480 годом "Хроника игумнов, архимандритов, ктиторов и покровителей Гродненского Коложского монастыря", относящаяся к 1738 году, упоминается имя первого известного настоятеля обители. Им был игумен Каллист. Со второй четверти ХVI века монастырь управлялся архимандритами. Возможно, до конца ХV столетия он не отличался большим богатством. По крайней мере, сохранившиеся скужные известия свидетельствуют о покровителях, которых можно отнести, в лучшем случае, к числу ктиторов средней руки. Это гродненский мещанин Иван Сергеевич и некий Гринко Ходкевич. Первый завещал обители усадьбу Понемонь на правом берегу Немана, неподалёку от монастыря (ныне это памятник усадебно-парковой архитектуры позднего барокко, бывшая резиденция короля Станислава Августа Понятовского), второй назначил в монастырь ежегодное продовольственное пособие, о чём около 1500 года была сделана запись в Евангелии.
Большой удар по благосостоянию Коложская церковь и окружавший её монастырь нанесли русско-литовские воины рубежа ХV-ХVI веков. Эти воины были вызваны глубинным противостоянием двух идеологических центров Восточной Европы - Вильно и Москвы, - один из которых являлся католическим, а другой - православным. Итогом военных действий между Великим княжеством Литовским и Московским государством стало запустение Борисоглебского монастыря. Коложская церковь, по свидетельству современников, "стояла обвалившейся и от того опустевшей", богослужения в ней не совершались. У храма отсутствовала крыша и верхняя часть стен. Однако нет худа без добра. В 1500 году Александр Ягеллончик по просьбе своей жены, русской княгини Елены Ивановны, пожертвовал монастырю "из-за уважения к древности святыни" сад. Вслед за великим князем Александром, который с 1501 года правил Польшей, помощь Борисоглебской обители оказала и Церковь - в лице митрополита Киевского Ионы II, ставленника Елены Ивановны. Иноческая жизнь гродненской обители возобновилась на пожертвования королевского писаря Богуша Боговитиновича. За счёт личных средств он восстановил храм и другие постройки, а в 1506 году навечно вложил в монастырь хутор Чешевляны "с землями пашными и бортными и з данми грошовыми и медовыми".
Митрополичьей грамотой от 20 июля 1506 года Борисоглебская обитель поступала в потомственное "подиванье" ктитору Богушу Боговитиновичу с правом указания им кандидата в игумены, избираемого братией. В том же году владыка Иона II отказался за себя и своих преемников от всех доходов, собиравшихся в митрополичью казну с монастыря и его вотчин. Примечательно, что с историей Коложской церкви оказался связан и род князей Глинских, впоследствии породнившийся с правящей московской династией Даниловичей. Так, князь Михаил Глинский Дородный, будучи душеприказчиком киевского воеводы Димитрия Путяты, пожертвовал храму, согласно воле покойного воеводы, денежную сумму. В 1512 году король Сигизмунд Старый подтвердил права Борисоглебского монастыря на приобретённые обителью незаселённые земли, отписанные виленским каштеляном Александром Юрьевичем. Вообще, начало ХVI века стало временем хозяйственного возрождения на Коложах. Обитель приобрела от многих жертвователей значительные земельные угодья, возобновила монастырские жилые и хозяйственные постройки, располагавшиеся, согласно археологическим данным, на восток от храма. При монастыре действовала богадельня, на содержание которой в 1529 году Сигизмунд Старый выделил часть доходов с королевских имений. Здесь обучали и живописи; возможно, даже существовала иконописная школа. После смерти Богуша Богутиновича его права и обязанности, относительно Борисоглебского монастыря, унаследовали его потомки, а затем - род Гринкевичей, который привёл обитель к потере имущества и разорению. По распоряжению короля Сигизмунда II Августа управление было передано другому лицу.
В 1546 году архимандрит Иона жаловался на притеснения и грабежи со стороны светских лиц. Грамотой от 13 июля 1546 года Сигизмунд II Август велел не чинить "кривд и втисков" братии, ибо "это монастырь... наш господарский". Тем не менее, к 1550-1560-м годам в обители не осталось насельников. Новый ктитор Семён Волович убеждал короля: это произошло из-за того, что "монахи при избрании себе настоятеля пришли в раздор и разошлись в разные стороны". Чтобы в опустевшем монастыре не прекратились богослужения, Волович пригласил сюда белого священника для совершения литургии. Под властью светских лиц Борисоглебская обитель находилась до 1591 года, когда гродненский подскарбий Богдан Годкинский принял монашество с именем Климент и возобновил здесь архимандритию. Монастырь тогда находился в жутком запустении, его стены, согласно документальным свидетельствам, "обвалились и ошарпаны так, что не только самому архимандриту, но и учителям, причетникам и слугам церковным при церкви Божией жить негде". После принятия большинством западно-русских епископов Брестской унии, в 1596 году монастырь стал объёктом споров между православными и униатами. Митрополит Пётр (Могила) выступал с инициативой учреждения в Гродненском монастыре "резиденции или самого православного Киевского митрополита или его коадъютора для управления неуниатскими церквами и духовенством". Универсалом короля Владислава IV Вазы от 14 марта 1633 года Гродненский монастырь получил статус резиденции Западнорусской митрополии, однако передача монастыря Киевскому митрополиту не состоялась в результате обмена... на киевский Выдубицкий монастырь. Дипломом короля Владислава на сейме Речи Посполитой 1635 года Гродненский монастырь был окончательно подчинён униатской иерархии (униаты уступили православным Выдубицкий монастырь). На протяжении второй половины ХVII и в ХVIII веке Борисоглебский монастырь продолжал бедствовать. Досталось обители во время русско-польской войны 1654-1667 годов. Коложская церковь с обвалившимися сводами представляла собой печальное зрелище.
В 1795 году, после третьего раздела Речи Посполитой, Гродно вошёл в состав Российской империи. С начала 1830-х годов во многих униатских монастырях и храмах началась подготовка к воссоединению с Православием. В 1838 году в Борисоглебский монастырь прибыл священник Лонгин Шавурский, занявшийся подготовкой к воссоединению обители с православием, что произошло на следующий год. Обитель определили во второй класс. В 1845 году Коложский храм закрыли из-за угрозы обвала стен. В ночь с 1-го на 2-е апреля 1853 года южная и часть западной стены всё-таки обрушились. В 1854 году Борисоглебский монастырь перебрался на новое место, после чего Коложская церковь, серьёзно пострадавшая во время оползня правого берега Немана, случившегося снова в 1889 году (обрушилась апсида), пребывала в запустении (первый проект реконструкции Коложской церкви был предложен академиком архитектуры Иваном Ивановичем Горностаевым ещё в 1864 году). Через двадцать лет в уцелевшей алтарной части была устроена часовня, где в летнее время совершались богослужения. Недостающая стена была заменена деревянной (в январе 2018 года была восстановлена находившаяся в аварийном состоянии эта деревянная часть стены, в качестве материала использована термодифицированная сосна). В 1906 году в храме вновь освятили престол во имя Бориса и Глеба.
С 1920 по 1939 год Гродно находился в составе Польши. Более сорока лет гродненская Борисоглебская церковь не являлась домом молитвы, как то было ей уготовано изначально. Однако нельзя сказать, что время без литургии стало для храма совсем напрасным или, тем паче, губительным. В отличие от многих других храмов, Коложская церковь находилась под охраной, её оберегали и изучали. В 1947 году епископ Гродненский Варсонофий сообщал о Коложской церкви в статье, написанной им для "Журнала Московской Патриархии": "Много раз церковь была полуразрушаема и своими и чужими, не пощадили её и стихии. Но всё же она, хотя не в прежнем основном виде, с разными переделками, существует доныне, находясь в ведении местного археологического музея и православного собора, духовенство которого вместе с местным женским монастырём пользуется и прилегающем к нему огородом в 6 га... В летнюю пору в храме соборное духовенство совершает богослужение: литургии и молебны. Местный народ почитает свою старинную святыню". Однако уже на следующий год православных гродненцев ждала утрата - Коложский храм был полностью передан историко-археологическому музею, рядом власти открыли парк для народных гуляний.
Прошло двадцать лет, и в 1967 году церковь на Коложах объявили объектом историко-археологического заповедника. Ещё через десять лет храм стал филиалом Республиканского музея атеизма и религии. В начале 1990-х годов на Коложах вновь начали славить Христа. Много воды унёс быстрый Неман за те двадцать лет, что на его крутом берегу в Борисоглебском храме к небу возносились молитвы, много событий произошло в жизни Коложского прихода. В 1995 году Борисоглебскую церковь посетил Патриарх Алексий II. В декабре 2012 года при Коложской церкви был освящён церковно-приходской комплекс с домовым храмом. Новую домовую церковь посвятили Коложской иконе Божией Матери. Пока обе церкви предполагается использовать одновременно: в древнем храме прихожане будут собираться по воскресеньям, в домовой церкви - по остальным дням. Предполагается, что после реставрации церковь будет выглядеть так, как перед оползнем 1853 года. Есть надежда, что она попадёт в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №23, 2013 г.