ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Белёв. Церковь Воскресения Словущего.

Воскресенская церковь


Белёв. Церковь Воскресения Словущего
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова), Михаила Малеина, Тихвинской иконы Божией Матери
Год постройки:Между 1760 и 1791.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Тульская область, город Белев, улица Софьи Перовской.

Координаты: 53.803134, 36.133278
Проезд:Церковное место находится на стыке улиц Софьи Перовской и протоиерея М.Ф.Бурцева.



Церковь Воскресения Словущего, Воскресенская церковь на дальнем плане.<br>, Белёв, Белёвский район, Тульская область
Воскресенская церковь на дальнем плане.
Андрей Сергеевич
16 июня 1910
Церковь Воскресения Словущего, Вид на церковное место с юга.<br>, Белёв, Белёвский район, Тульская область
Вид на церковное место с юга.
МОРПЕХ879
2 мая 2017



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


МОРПЕХ879  19 мая 2017

Воскресенская церковь стояла на возвышенном ровном месте, в виде, длинного высокого мыса, между речками Малою Выркой и Карцовкой, в юго-западной окраине города, на левом берегу нижнего течения Малой Вырки. Приход ее расположен отчасти на этом же мысу, а больше всего по скату этого мыса к Вырке, и на другом подобном же мысе за Карцовкой. По всей вероятности, в глубокой древности местность, занимаемая им теперь, составляла две отдельные слободы с имевшимися в них большими земляными укреплениями. Церковь оказалась почти в самом центре прихода и в этом отношении представляет собою единственную церковь в г.Белеве.

Приход Воскресенской церкви получил свое начало в отдаленной древности и, по всей вероятности, в начале состоял из одной только "Воскресенской Селидебной слободы", о коей упоминается в писцовых книгах XVII в. и которая потом вошла в состав посада г.Белева, так что в начале ХVII в. самая церковь по тем же книгам значится стоящей на посаде, а жители воскресенских улиц "посадскими людьми". Впоследствии, неизвестно по каким причинам, может быть, вследствие нового расселения всех вообще жителей Белева по новым местам после большого пожара 1719 года, когда весь город сгорел и все церкви погорели, прихожане Воскресенской церкви расселились по всему городу, и при том так неудобно, что вблизи церкви, в районе городской части прихода в 1860-1880 гг. находилось всего только пять приходских домов. В составе конца XIX в. приход Воскресенской церкви получил свое начало уже в 1880 г. Кроме городской части, в состав прихода входила Игумнова или Подмонастырская слобода. Общее население прихода составляло 439 д. м. п. и 477 ж. п. Большая часть прихожан состояла из мещан и крестьян, меньшая - из купцов, чиновников и военных. В приходе было несколько человек раскольников-поморцев и беглопоповцев. Большинство прихожан занимались торговлей и разного рода ремеслами. А женщины все почти чуть не поголовно, начиная с 6-ти летнего возраста и кончая 80-ти летними старухами, занимались плетением кружев, которые они сдавали многочисленным в городе торговкам, отправляющим их в С.-Петербург, Москву, Харьков, Одессу, Киев и Варшаву, откуда они отчасти идут в Париж.

В какое именно время Воскресенская церковь получила свое начало, с несомненной достоверностью определить невозможно. Первые сведения о ней восходят лишь к началу XVII в., но из этих сведений можно заключать, что она существовала в Белеве задолго до XVII века, как церковь самостоятельная, и принадлежит к числу древнейших церквей г.Белева. Основываясь на том, что церковь эта, вместе с Успенской, Сретенской, Покровской и Богородице-Рождественской, наделена была землею древними князьями Белевскими или даже еще Новосильскими в пустоши Володинской, а "Бошино Новосильская тож", как это видно из писцовых книг 1630 г., можно думать, что начало существования этой церкви восходит по крайней мере к началу XV в., если еще не ранее. Предание сохранившееся в Белеве даже до сего времени, говорит, что Воскресенская церковь построена в память одной битвы белевцев с татарами на берегу р. Малой Вырки, близ того места, где стоит Воскресенская церковь, случившейся в день обновления храма Воскресения Христова 13 сентября и окончившейся поражением татар, от коих белевцы отбивались бревнами. Таким образом, в народном предании, церковь эта является народным памятником, созданным в благодарность Господу за дарование белевцам победы над неверными татарами. Достоверность этого предания подтверждается и вещественными памятниками, находимыми в земле близ Воскресенской церкви.

Из писцовых книг и выписей из них начала XVII в. видно, что Воскресенская церковь была деревянная, построенная "клетцки", т.е. рубленная клеткою, и при ней была другая церковь св. мчц. Параскевы нареченной Пятницы. Когда эта последняя церковь получила начало, неизвестно. Известно лишь то, что в 1685 г. ее уже не было. Из истории древней Воскресенской церкви известно лишь то, что а) она исстари, едва ли не со времени Иоанна Грозного была "ружною", и руга получалась ею из царской казны, за совершение в ней "царского богомолия", в XVII в. из Приказа Большого дворца в Москве, а в XVIII из таможенных доходов; б) в 1719 году, во время великого белевского пожара она сгорела, но древние иконы ее были спасены. Чрез 6 лет она снова была построена деревянным зданием и освящена 21 мая 1726 г. Когда, кем и по каким побуждениям в этой церкви устроен придел во имя иконы Тихвинской Божией Матери, неизвестно. 27-го июня 1757 года церковь эта сгорала до основания, но иконы и церковная утварь были спасены. 9-го июля 1760 года заложена была в то же наименование и с таким же приделом каменная церковь. Чрез 9 лет, именно 20 декабря 1769 г. был освящен ее Тихвинский придел, а церковь была окончена и освящена только чрез 31 год, именно 11 сентября 1791 года. Главными строителями храма были прихожане его, братья Алексей, Василий, Иоанн и Стефан Басовы, но кроме них живейшее участие в постройки храма принимал бывший тогда настоятель церкви, священник Илья Львович. Для сбора пожертвований он с иконой Шуйской Богородицы, лично отправлялся ежегодно в Курск, Харьков, Полтаву и др. города. В пору же окончательной отделки храма главными деятелями были, кроме священника Ильи Львовича, сын его Феодор Ададуров, церковный староста Иосиф Васильевич Бобков и особенно сын его Николай Иосифович Бобков. Главными средствами к построению и украшению храма служили не столько собственные пожертвования строителей, сколько пожертвования посторонних людей, собранные по книжкам в Белеве, С.-Петербурге, на юге России и в войске во время войн персидской, турецкой и даже итальяно-французской. По недостатку средств, вновь устроенный храм быль тесен и не имел колокольни, которая была уже построена после старостой Н. Бобковым на добровольные пожертвования. Дальнейшая история Воскресенской церкви состояла в разных поновлениях и поправках ее внутри и снаружи. Так, в 1804 году Николаем Иосифовичем Бобковым, вместе с церковным старостой В.И. Басовым, для Тихвенского придела устроен новый иконостас, вместо прежнего, уцелевшего от пожара 1757 года. В 1849 г. трапезная церковь была расширена через соединение ее с колокольней.

В 1859-60 гг. церк. старостой Андреем Михайловичем Сорокиным и матерью его Елизаветой Андреевной, в память покойного мужа ее Михаила Ильина, с левой стороны трапезы устроен придел во имя преп. Михаила Малеина. Но с устройством этого иконостаса в трапезной церкви получалась большая несимметричность: Тихвинский придел был и шире, и длиннее Михайловского, дверь из трапезной в настоящую была узка и низка, аккустичности в церкви не было никакой, так что летом не только чтения, но даже и пения в трапезной не было слышно. В 1880 г. все эти неудобства были устранены: прежний иконостас заменен был новым одинакового размера с иконостасом Михайловского придела, трапезная церковь соединена с аркой широкими дверьми. Все это сделано на добровольные пожертвования, причем более крупные жертвы сделаны церковным старостой Никитой Михайловичем Моренковым (1150 р.) и священником Михаилом Феодоровичем Бурцевым (600 р.). Прежний же иконостас Тихвинского придала помещен в притворе храма. В 1891 г. произведены новые поправки и поновления в храме. Благодаря этим поправкам, храм сделался одним из лучших храмов в г.Белеве по своему внешнему виду и внутреннему благоустройству.

Некоторые иконы храма отличались своей древностью, таковы: 1) икона Знамения Божией Матери, 2) икона Смоленской Божией Матери Одигитрии, 3) икона Воскресения Христова и 4) икона св. Николая Ратного, а в часовне под колокольней стоял весьма замечательный по своей древности образ Господа Вседержителя, сидящего на престоле; за него раскольники давали 400 руб., не смотря на то, что Спаситель изображен с православным сложением перстов для благословения.

На содержание храма получался % с 1340 р. Причт состоял из священника и псаломщика. Для помещения их имелся церковный дом; в пользу причта получались % с 2480 р. Церковной земли имелось: усад. 740 саж., луговой 3/4 д. и полевой 29 с 1/4 д.

С 1867 г. в приходе существовало церковно-приходское попечительство, а в 1893 г. была открыта школа грамоты.

П.И. Малицкий "Приходы и церкви г. Белева"



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.