Без малого 500 лет прошло с тех пор, как на белёвской земле был основан Спасо-Преображенский монастырь. В краеведческой литературе, начиная с работы И. Ф. Афремова "Краткое историческое описание города Белева с уездом его", в качестве года основания монастыря приводится 1525 год. Белёв - один из древнейших городов тульского края. Это второй после Тулы кафедральный город Тульской епархии.
Белёв впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1147 годом. В составе вятичских земель входил в Киевское древнерусское государство, а после его распада - в Черниговское княжество. Когда после смерти в 1246 году черниговского князя Михаила Всеволодовича, убиенного в Орде, черниговская земля в свою очередь распалась, Белёв отошёл в один из образовавшихся уделов - Глуховское, а затем - Новосильское княжество. Княжества, образованные в результате дробления Глуховского, расположенные в верхнем течении реки Оки, получили название Верховских княжеств.
Святому князю Михаилу Черниговскому был дан особый духовный дар - благочестие его рода. Городом Белёвым управляли потомки св. князя Михаила. У потомков, бездетное прежде четы Марии и Михаила, князей Белёвских, по молитве прп. Кирилла Белозерского, родилось трое детей. Именно эти чудесно рождённые дети из рода удельных князей Белёвских, став взрослыми, заложили новый монастырь Спасо-Преображенский.
В начале ХV века из Новосильско-Одоевского княжества выделился Белёвский удел. В ХVI-ХVII вв. хорошо укреплённый Белёв входил в оборонительную линию на юге Русского государства - Засечную черту. На территории городского поселения Белёв, на высоком берегу реки Оки возвышаются отреставрированные за последние годы строения Спасо-Преображенской обители, видные ещё до подъезда к городу. Известно, что его начали возводить ещё в 1460 году на месте древнего городища, а окончание строительства датируется 1525-м годом.
Согласно челобитью игумена Спасо-Преображенского монастыря Геласия, приведённого в жалованной грамоте царя Алексея Михайловича от 14. 08. 1647 года сказано следующее: "изстари де устроили у них в Белевском уезде Белевские князи в Белеве на посаде, на старом городище монастырь Преображение Господне". В этой обители белёвские князья посвящали свои молитвы Богу, а после из смерти монастырь, по замыслу, должен был стать усыпальницей белёвских удельных князей. Первый вклад в монастырь (Богдана Тимофеевича Воейкова) датируется 1557 годом согласно вкладной книге.
Первое датированное посещение белёвского монастыря царём Иваном IV было зафиксировано в 1565/1566 г. во вкладной книге Перемышльского Шаровкина монастыря и, если доверять сообщению И. Ф. Афремова, под этим же годом в Синодике Спасо-Преображенского монастыря. Закладывая здесь монастырские постройки, наши предки руководствовались не только эстетическими принципами. Внушительное каменное строение, помимо всего прочего, являлось выжным форпостом, защищавшим русские земли от набегов воинственных кочевников.
В своё время монастырь имел огромное значение и влияние. Когда царский поезд Ивана Грозного подъезжал к городу, то царь отчётливо видел хорошо укреплённую деревянную крепость с пятью бревенчатыми храмами, стоящую на вершине холма прямо над Окой. В 1558 году царь Иоанн IV Васильевич, укрепляя централизованное государство с единой самодержавной властью, городок Белёв включил в число земель, взятых в опричнину и предназначавшихся для "испомещения", т. е. содержания царских служилых людей. "И белевские князья извелися, и вотчину их, Белев, царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси, взял на себя" - записано по этому поводу в летописи. При утверждении опричнины в 1565 году Иоанн Васильевич объявил Белёв своей собственностью и в числе 27 городов с волостями забрал в опричнину.
По установленным сведениям известно, что в конце апреля 1563 года и в мае 1566 года царь со свитой навещал городок над Окой в конце апреля 1563 и в мае 1566 года. Сюда он приезжал с опричниками, как в свою вотчину. Наличие оборонных городов-крепостей на юго-восточном рубеже Российского государства давало большие преимущества в обороне всей его южной окраины т. н. Дикого поля. Случалось, что к стенам белёвской крепости приходили непрошенные гости. Так, в начале ХVI веке на крепость и святую обитель совершили набег татары. Нападение на белёвские, козельские и одоевские земли в 1507 году вылилось первым открытым боестолкновением между русскими и татарами в череде последующих многочисленных крымских набегов на Русь и ответных походов русских войск на Крым в многовековом противостоянии обеих держав, и во многом предопределило характер будущих внешнеполитических отношений между двумя государствами на несколько столетий вперёд.
В начале ХVII века белёвские земли разорили польско-литовские отряды, а в 1618 году городок с монастырём разорил отряд воеводы Чаплинского. После того, как как крепостные и монастырские сооружения были отстроены заново, в 1681 году деревянные строения вновь сгорели. Тогда было принято решение о восстановление святой обители в камне, а утратившую к тому времени деревянную крепость белевцы с воеводой решили не возобновлять. Согласно наиболее раннему сохранившемуся описанию монастырских построек, по писцовой книге 1624/1625 г., в монастыре находились "церковь большая Преображение Спаса древяная островерханова, да церк. Иоанна Предтечи, теплая древяная ж..." В составе рядом расположенной монастырской слободки упоминались дворы 25 человек. В 1681 году началось строительство кирпичного Спасо-Преображенского собора. В 1686 году уже состоялось освящение этого монастырского храма.
В 1695-1697 гг. на месте главного въезда в монастырь были построены кирпичные "Святые ворота" с надвратной церковью святого Алексея, митрополита московского, над ними. В 1698-1700 гг была выстроена кирпичная Введенская церковь. С некоторыми изменениями здания этих храмов сохранились до настоящего времени. А вот церковь в честь Иоанна Предтечи, выстроенная в 1706-1712 гг., до нашего времени не сохранилась, и в наши дни от неё можно видеть лишь фундамент. Общегородской пожар, вспыхнувший в Белёве в 1719 году привёл к значительным утратам монастырских построек, утвари и интерьерам храмов. В ХVII веке белёвскую обитель посещал патриарх Макарий Антиохийский. Спасо-Преображенскому мужскому монастырю принадлежала Николаевская церковь в Завырской стороне; в ней находилась весьма чтимая обществом икона святого Николая Чудотворца, явившаяся 400 лет тому назад на этом месте. Именно в Спасо-Преображенском монастыре в 1761 году открылась первая городская школа в Белёве, так называемая "Русская школа", предназначавшаяся для детей священников. Для уездного города Белёва генеральный план застройки города был разработан в 1779 году.
В "Описании Белева и Белевского уезда 1792 года" можно отметить следующее: "Мужской монастырь Спаса Преображения Господня; ограждён девятиугольной с семи сторон каменной стеною с двумя воротами; в нем четыре церкви каменные: 1) Cоборная Спаса Преображения с приделом Архангела Михаила; 2) Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Богослова; 3) Иоанна Предтечи; 4) Надвратная Алексея Митрополита. Келий каменных четыре, деревянных десять". Как известно, что в непосредственной близости от Спасо-Преображенского монастыря располагается Свято-Крестовоздвиженский женский монастырь, основанный в 1625 году. В том же документе о женском монастыре говорится следующее: "Монастырь Крестовоздвиженский огражден десятиугольною каменною стеною с одними воротами. В нем каменная церковь Воздвижения креста Господня с приделом Николая Чудотворца. Келий деревянных двенадцать".
В ХIХ - первой половине ХХ века городскую застройку определяли четырнадцать церквей и два монастыря. Особенно живописно Белёв воспринимался с противоположного низкого берега Оки. Панорама города в утренние часы была необычайно красива - многочисленные купола сверкали на солнце. В ХIХ веке в Спасо-Преображенском монастыре находилось Белёвское духовное училище и духовное правление, а в начале ХХ века было открыто Алексеевское братство призрения и воспитания беспризорных детей и братство трезвости. До разорения монастыря безбожниками, в мужской обители хранились: серебряный напрестольный крест, сделанный по убитому в 1605 году князю Андрею Романовичу Волконскому, крест воздвигаемый, обложенный серебром, позолоченный, обнизанный жемчугом, подаренный в 1637 году князем Иваном Тимофеевичем Волконским, две иконы - Преображения Господнего и Божией Матери "Одигитрия", - пожертвованные княгиней Анной Васильевной Волконской в 1622 году.
В ХIХ - нач. ХХ века в Спасо-Преображенском и Введенском храмах сохранялись иконостасы, созданные не позднее 1 четверти ХVIII века. В числе реликвий хранилась икона Преображения Господнего, подаренная в главный монастырский храм в 1700-м году окольничим Тимофеем Борисовичем Юшковым. Согласно записи Т. Б. Юшкова на иконе, её благословил царь Иоанн Алексеевич. До разорения монастыря, в обители также находился древний образ святого Иоанна Предтечи (Крестителя). В 1734 году к северной стене Спасо-Преображенского храма был пристроен Михайловский придел, позднее разобранный.
В период секуляризации в 1764 году значительная часть монастырских земель была изъята в государственную собственность. До второй половины ХVII века настоятелями монастыря являлись игумены, затем до 1773 года - архимандриты, с 1773 до 1798 года - вновь игумены. До 1788 года монастырь входил в Крутицкую епархию, а после её упразднения в 1788 году - в Коломенскую. С образованием в 1799 году самостоятельной Тульской епархии монастырь находился в ведении Тульских и Белёвских архиреев. В 1764 году монастырь был причислен к 3-му классу, указом Святейшего Синода в августе 1906 года обращён из необщежительного в общежительный.
В начале ХIХ века в 1914 году в монастыре был устроен лазарет из 12 кроватей, из которых 5 были на полном содержании монастыря. Во второй половине ХVII века к монастырю был приписан упразднённый Троицкий монастырь Кромского уезда. В 1724 году по Духовному регламенту Оптина Козельская пустынь также была приписана к Белёвскому Спасо-Преображенскому монастырю. В 1724 году Оптину пустынь закрыли, все строения этого монастыря (кроме церкви) разобрали и со всем имуществом перевезли в Белёвский Спасо-Преображенский монастырь; туда же переведена и оптинская братия. В 1727 году Оптина пустынь восстановлена как монастырь.
Со 2-й пол. XVII в. до секуляризации 1764 г. Спасо-Преображенский монастырь владел в Белёвском уезде селом Манаенки, деревнями Кузьмёнки, Величной, Ламоновой, Кураковой, Сенюхиной, Подмонастырской и Игумновой слободами, пустошами Вороновская (прежде починок Анисимов), Толчева, Коровинская, Кренина, Крысина, Осанова, Добрятина, Котоланова; Корытной и Сластухиной Полянами, а также деревни Колычевой Кромского уезда. В оброчном владении Спасо-Преображенского монастыря были 3 казенные мельницы в селе Манаенки, в деревне Кузьмёнки и Игумновой слободе. До 1764 г. к Белёвскому монастырю было приписано 2329 человек, в 1797 г.- 2331 человек. После причисления к 3-му классу вотчины были отобраны в государственную собственность, назначено штатное жалованье - 956 рублей 30 копеек и угодья. К 1917 г. во владении Белёвской обители находилось 150 десятин земли.
После победного окончания Отечественной войны 1812 года Спасо-Преображенский монастырь приступил к грандиозному по своему масштабу строительству новой колокольни. Высота её вместе с венчающим шпилем - около 45 метров. Для небольшого уездного города, каким был Белёв в начале XIX века, сооружение весьма внушительное. К 1818-1820 годам строительство было завершено.
В 1920 году решением советских властей Спасо-Преображенская мужская обитель была закрыта, монахи были изгнаны из своих вековых келий, которые были тут же заселены приезжим пролетариатом и названо это все было местными жителями – «Краснорабочим поселком». С этого времени до середины 1930-х годов в стенах Спасо-Преображенского собора был образован музей древности, куда были собраны все сохранившиеся от разграбления иконы и церковная утварь, но и это наследие от недолжного присмотра пришло в негодность, а что-то было украдено, и поэтому до наших дней практически ничего не дошло. В остальных храмах были устроены разные склады и хранилища, опять же без должного присмотра, из-за чего все храмы к концу ХХ века пришли в остро-аварийное состояние.
В 1970-1980-х годах на памятниках архитектурного ансамбля монастыря начались ремонтно-реставрационные работы, которые в конце 1980-х - начале 1990-х годов были свернуты из-за наступившего в стране финансово-экономического кризиса. В эти же годы стал подниматься вопрос о возобновлении монашеской жизни в монастыре, но конкретные шаги были предприняты уже в начале XXI века.
В феврале 2007 года в здании администрации Белёвского района прошла конференция, посвященная проблеме сохранения и восстановления Белевского Спасо-Преображенского монастыря - единственного целостно сохранившегося в Тульской области архитектурного ансамбля XVII-ХIХ веков. Тогда же впервые после закрытия монастыря под открытым небом рядом с монастырским собором был совершен молебен святым и новомученикам и исповедникам Белевским. В резолюции, принятой участниками конференции, было следующее: просить епархиальное начальство возобновить монашескую жизнь в монастыре и обратиться в Правительство РФ с просьбой о передаче ансамбля Спасо-Преображенского монастыря в безвозмездное, бессрочное пользование. 15 апреля 2008 году Священный Синод РПЦ постановил открыть Белевский Спасо-Преображенский мужской монастырь в городе Белёве.
В 2015-2018 годах на объектах монастыря проводились ремонтно-реставрационные работы. Спасо-Преображенский собор приобрел первоначальную полихромную окраску фасадов, на которую указывали историки ещё в XIX веке. Архитектурное убранство и шесть цветов, использованные в декоре собора, придают ему особую торжественность. Первое богослужение в храме состоялось в 2016 году, ещё во время реставрации.
19 августа 2019 года состоялся чин великого освящения соборного храма Преображения Господня.
Из брошюры: Спасо-Преображенский мужской монастырь в Белёве Тульской и Белёвской епархии