ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Улан-Удэ. Церковь Вознесения Господня.


Улан-Удэ. Церковь Вознесения Господня
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Вознесения Господня, Иннокентия, епископа Иркутского
Год постройки:1809. (дата переноса за Уду; сруб относится к 18 веку).
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, улица Производственная, 6

Координаты: 51.817072, 107.587255
Проезд:на левом берегу реки Уда



Церковь Вознесения Господня, Вид из-за р. Уды<br>, Улан-Удэ, Улан-Удэ, город, Республика Бурятия
Вид из-за р. Уды
Yardkeeper
4 сентября 2018
Церковь Вознесения Господня, Вид с ЮЗ<br>, Улан-Удэ, Улан-Удэ, город, Республика Бурятия
Вид с ЮЗ
Сергей Зубарь
6 июня 2025
Церковь Вознесения Господня, С воздуха <br>, Улан-Удэ, Улан-Удэ, город, Республика Бурятия
С воздуха
Сергей Зубарь
29 апреля 2022
Церковь Вознесения Господня, С воздуха <br>, Улан-Удэ, Улан-Удэ, город, Республика Бурятия
С воздуха
Сергей Зубарь
29 апреля 2022
Церковь Вознесения Господня, , Улан-Удэ, Улан-Удэ, город, Республика Бурятия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
14 сентября 2021
Церковь Вознесения Господня, , Улан-Удэ, Улан-Удэ, город, Республика Бурятия
Георгий Маслик
10 сентября 2024
Церковь Вознесения Господня, , Улан-Удэ, Улан-Удэ, город, Республика Бурятия
Георгий Маслик
10 сентября 2024
Церковь Вознесения Господня, Интерьер Вознесенского храма<br>, Улан-Удэ, Улан-Удэ, город, Республика Бурятия
Интерьер Вознесенского храма
Сергей Зубарь
6 июня 2025
Церковь Вознесения Господня, Южный Иннокентьевский придел<br>, Улан-Удэ, Улан-Удэ, город, Республика Бурятия
Южный Иннокентьевский придел
Сергей Зубарь
6 июня 2025
Церковь Вознесения Господня, Фотография 1900-1909гг https://pastvu.com/p/631324 <br>, Улан-Удэ, Улан-Удэ, город, Республика Бурятия
Фотография 1900-1909гг https://pastvu.com/p/631324
Сергей Зубарь
1 октября 1905
Церковь Вознесения Господня, 1902 год с сайта https://pastvu.com/p/333631<br>, Улан-Удэ, Улан-Удэ, город, Республика Бурятия
1902 год с сайта https://pastvu.com/p/333631
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1902



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 декабря 2015

Точная дата постройки храма не известна, но существует несколько мнений по этому поводу. Одно из них говорит о том, что Свято-Вознесенская церковь долгое время была приписной к соборному храму Спаса Всемилостивого (ныне не существует, разрушен в 1934 г.) именовалась Богородице-Владимирской и располагалась на правом берегу реки Уда под острожной горкой.

В 1809 году «по просьбе прихожан и дозволению Епархиального начальства» (Клировая ведомость Градо-Верхнеудинской Спасской церкви за 1837г., Читинское архивное управление Восточносибирского края) церковь была перенесена на левый берег реки Уда (где и находится по сей день), а при ней открыто городское кладбище. Церковь деревянная, двухэтажная, с колокольней. Стены храма двойные, рубленные из лиственницы. Через два года нижний придел был освящен во имя Архангела Михаила, а уже в 1816 году состоялось освящение главного верхнего придела в честь Вознесения Господня.

В конце ХIХ века указом Святейшего Синода под № 1417 от 28 марта 1894 года Забайкальская область, входящая в состав Иркутской епархии, была преобразована в самостоятельную епархию, с назначением викарного епископа Селенгинского Георгия (Орлова) епископом Забайкальским и Нерчинским. На то время в епархии насчитывалось 5 монастырей, 254 храма, около 200 часовен и молитвенных домов.

После постройки Михаило-Архангельской церкви в 1907 году, нижний придел Свято-Вознесенской церкви был отремонтирован и переименован в честь святого пророка Иоанна Предтечи.

Февральская революция 1917 года и последующие события привели к фактическому прекращению существования Забайкальской и Нерчинской епархии. На основании ст. 36 декрета ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 г. и постановления ЦИК БМАССР здание Свято-Вознесенского храма изъяли и передали Верхнеудинскому горсовету. После закрытия храм использовали под столовую для рабочих кожевенного завода, а вначале 40-х годов ХХ века передали НКВД. Храм был переоборудован под общежитие, купола и кресты сняты и уничтожены. Колокола изъяты в марте 1930 г. и сданы на лом вместе с колоколами других храмов города.

Несмотря на гонения и притеснения, христианская община сохранилась. Согласно архивам, сохранившимся в Свято-Вознесенском храме, на протяжении двух лет, начиная с 1943 года, верующие обращались с письменными просьбами о возвращении церковных зданий, но ответы были отрицательными. В конце войны в отношении религии наступило потепление: получали разрешение на религиозное собрание христианские общины, постепенно стали передаваться храмы верующим, из мест заключения возвращались священнослужители. Первым храмом в Бурят-Монгольской АССР, переданным верующим, стала Свято-Вознесенская церковь.

4 мая 1945 года Совет Народных Комиссаров Бурят-Монгольской АССР удовлетворил ходатайство группы верующих о передаче здания Вознесенской церкви. Храм был настолько ветхим, что требовал капитального ремонта. Здание представляло собой полуразрушенный деревянный дом, без дверей, окон и полов. Начался сбор средств на восстановление храма, но их хватило только на ремонт нижнего этажа.
23 мая 1945 года « … под №1 зарегистрировано религиозное общество Русской Православной церкви, находящееся в городе Улан-Удэ БМАССР с предоставлением ему в пользование для удовлетворения религиозных нужд здания Вознесенской церкви, находящейся в городе Улан-Удэ, в Пригородном районе за рекой Удой по ул. Производственная, дом №6, со всеми правами, предусмотренными в действующих законах и постановлениях Правительства Союза ССР в отношении РПЦ ...» (справка, выданная о регистрации религиозного общества Советом по делам религиозных культов). 11 декабря 1945 года, после неоднократных письменных просьб верующих, с трудом было возвращено церковное имущество.

После возвращения храма верующим первым настоятелем с 17 сентября 1946 года архиепископом Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем был назначен протоиерей Василий Корнаков. С февраля 1947 года иеромонах Евгений (Красноперов) назначен вторым священником.

По законодательству того времени, ремонт храма должен был согласовываться с главным архитектором города, что в свою очередь не позволяло возводить купола и кресты. Также не разрешалось воздвигать колокольню и тем более звонить в колокола. В июле 1949 года было получено разрешение от Управления главного городского архитектора на капитальный ремонт храма с оформлением фасадов, но без всяких надстроек и пристроек. Через два года 23 ноября началось изготовление иконостаса с четырьмя рамами, царскими и дьяконскими вратами, а также два клироса с рамами и угловыми перилами. В связи с тяжелой болезнью протоиерея Василия Корнакова 20 декабря 1947 года настоятелем был назначен иеромонах Сергий (Амосов). После окончания ремонта 4 января 1951 года по благословению Высокопреосвященнейшего Палладия (Шерстенникова), архиепископа Иркутского и Читинского, состоялось освящение главного придела Свято-Вознесенской церкви благочинным и настоятелем протоиереем Павлом Балиным, протоиереем Александром Бедарем и иеромонахом Евгением (Красноперовым).

В 1960-х годах гонения на церковь возобновились. В 1962 году вновь закрылась Успенская церковь в Кяхте (открыта в 1946 году). До конца 1980-х годов единственным действующим православным храмом в Бурятии осталась Свято-Вознесенская церковь.

В начале 1980-х годов под руководством настоятеля протоиерея Василия Романова произведен капитальный ремонт храма, во время которого были совмещены два придела, верхний и нижний, в один, который был освящен в честь Вознесения Господня, а с южной стороны возведен и освящен придел во имя Святителя Иннокентия Иркутского. В то же время Кулыгин Никита Алексеевич изготовил пятиметровый иконостас, подсвечники и киоты для икон в мастерской при храме. Станок, на котором работал Никита Алексеевич, сохранился до нашего времени и находится в Этнографическом музее села Максимиха.

http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=burjatija&page=3

http://www.uud-eparh.ru


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 декабря 2015

Деревянный двухэтажный храм XVIII в. из лиственичных бревен, перенесённый за Уду, на кладбище, в 1809 г. Главный престол освящён в 1816 г. После переноса представлял собой обшитую тесом постройку с пятигранным алтарём, трапезной и колокольней. Основной объём в виде двусветного четверика завершался малым восьмериком. Вверху помещался Вознесенский престол, внизу Предтеченский (первоначально Михаило-Архангельский), был приписан к Спасской церкви города. В 1929 г. закрыт, венчания сломаны, в 1945 г. вновь возвращён верующим. При реконструкции в кон. 1970-х гг. второй этаж разобран, нижняя церковь освящена как Вознесенская, а из материала второго этажа выстроен южный придел Иннокентия Иркутского (1983 г.). Современный вид приобрёл в 1990-х гг.

По материалам сайта "Храмы России"



Комментарии и обсуждение


Вновь выстроенный южный придел свт. Иннокентия Иркутского освящен 13 июля 1980 г. Освящение главного, Вознесенского престола после реконструкции храма совершил 14 октября 1981 г. архиепископ Иркутский и Читинский Мефодий (Немцов).

Иркутская епархия. Окончание ремонта храма // Журнал Московской патриархии. 1982, № 10. С. 30-31.

25 октября 2022.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.