ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Лебедин. Церковь Воскресения Христова.

Воскресенская церковь


Лебедин. Церковь Воскресения Христова
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Воскресения Христова, Василия Великого, Преображения Господня
Год постройки:1789. После расширения 1867 г. стала трехпрестольной.
Адрес:
Украина, Сумская обл., г. Лебедин, ул. Кобыжча, д. 121

Координаты: 50.59837, 34.482919
Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Лебедин или в Лебедин, выходить на автостанция "Лебедин"



Церковь Воскресения Христова, Дальний план<br>, Лебедин, Сумской район, Украина, Сумская область
Дальний план
Neyka
9 мая 2012
Церковь Воскресения Христова, Близкий план<br>, Лебедин, Сумской район, Украина, Сумская область
Близкий план
Neyka
9 мая 2012
Церковь Воскресения Христова, , Лебедин, Сумской район, Украина, Сумская область
V.Petrovich
28 октября 2011
Церковь Воскресения Христова, , Лебедин, Сумской район, Украина, Сумская область
V.Petrovich
28 октября 2011
Церковь Воскресения Христова, , Лебедин, Сумской район, Украина, Сумская область
V.Petrovich
28 октября 2011
Церковь Воскресения Христова, Церковный колодец возле церкви<br>, Лебедин, Сумской район, Украина, Сумская область
Церковный колодец возле церкви
Neyka
9 мая 2012
Церковь Воскресения Христова, Фото 1913 г. из фондов Института рукописей Национальной библиотеки Украины<br>, Лебедин, Сумской район, Украина, Сумская область
Фото 1913 г. из фондов Института рукописей Национальной библиотеки Украины
Михаил Мещанинов
6 июля 1913
Церковь Воскресения Христова, Икона из иконостаса. Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского<br>, Лебедин, Сумской район, Украина, Сумская область
Икона из иконостаса. Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1913
Церковь Воскресения Христова, Икона из иконостаса. Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского<br>, Лебедин, Сумской район, Украина, Сумская область
Икона из иконостаса. Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1913
Церковь Воскресения Христова, Интерьер верха центральной части. Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского<br>, Лебедин, Сумской район, Украина, Сумская область
Интерьер верха центральной части. Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1913
Церковь Воскресения Христова, Фрагмент иконостаса. Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского<br>, Лебедин, Сумской район, Украина, Сумская область
Фрагмент иконостаса. Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1913
Церковь Воскресения Христова, Фото с сайта our-travels.info<br>, Лебедин, Сумской район, Украина, Сумская область
Фото с сайта our-travels.info
Андрей Агафонов
1900
Церковь Воскресения Христова, Воскресенская церковь в г. Лебедине. Вид с северо-востока.<br>, Лебедин, Сумской район, Украина, Сумская область
Воскресенская церковь в г. Лебедине. Вид с северо-востока.
Сергей Ковров
Церковь Воскресения Христова, Лебедин Воскресенська церква, загальній вигляд, фото С. Таранушенка, 1913 р.<br>, Лебедин, Сумской район, Украина, Сумская область
Лебедин Воскресенська церква, загальній вигляд, фото С. Таранушенка, 1913 р.
Сергей Ковров



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  9 декабря 2013

ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1748 г. Перестраивалась. Деревянная, на кирпичном, оштукатуренном цоколе, первоначально пятисрубная, крестовая в плане, пятиглавая. Западный сруб с колокольней утрачены, центральный — восьмигранный в плане, восточный — шестигранный, боковые — квадратные. Все срубы несут восьмерики, завершенные грушевидными главами с главками. По сторонам восточного сруба — прямоугольные пристройки. с западной стороны — тамбур. В интерьер с трех сторон ведут широкие каменные лестницы. Окна украшены фронтончиками. Снаружи обшита вертикально поставленными досками с нащельниками. В интерьере доминирует высотно раскрытое пространство. Территория ограждена штакетником.

Памятник — самое раннее из сохранившихся деревянных культовых сооружений восточных областей Украины. Принадлежит к слободской школе народной деревянной архитектуры.

«Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр.21, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 год


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  6 апреля 2019

В начале ХХ в. в городке Лебедин было 5 деревянных церквей: Рождественская, Георгиевская, Николаевская, Трёхсвятительская и Воскресенская. Четыре из них исследовал и описал в своих трудах Степан Таранушенко (Таранушенко С. "Памятники искусства старой Слобожанщины", Харьков, 1922; "Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины", Киев, 1976). К сожалению, до сих пор сохранилась лишь пятая - Воскресенская церковь. Одна из старейших на Сумщине деревянная Воскресенская церковь (1789) находится в северном пригороде Кобыжча. Церковь является ярким представителем слобожанской школы деревянного храмового строительства. Первоначальный её вид был восстановлен после разрушений 1937-1939 г.г. Сначала церковь была крестообразной в плане, пятиглавой, с пристроенной позже колокольней. Ныне уцелел основной крестообразный одноэтажный объем с центральным барабаном четырехгранной формы со срезанными углами. На каждой грани прорезано четырехугольное окно с переплётами в виде решетки с квадратными ячейками. Купол имеет плоскую восьмигранную луковичную форму с венчающей главкой на невысоком восьмерике. Над боковыми квадратными в плане рукавами креста и над алтарем возвышаются барабаны меньших размеров, но повторяющие композиционно главного. Притвор пристроен заново без венчающего барабана.

За два с половиной века своего существования церковь пережила многое. Больше всего ей досталось в 30-е г.г. ХХ в. Тогда церковь хотели уничтожить, но не получилось - разобрали только каменную колокольню. А когда приступили к разбору самого здания, мужчина сбил крест с главного купола, сорвался с высоты и разбился на смерть. Это событие произошло у всех на глазах - как раз тогда в церковь пришли практически все прихожане. Старожилы вспоминают, что зрелище изуродованного тела было настолько ужасным, что больше никто не осмелился поднять руку на святыню. Этот случай лебединцы восприняли как кару Господню. Церковь превратилась в склад. В начале 1990-х г.г. храм возвращен верующим.

Остальные 4 деревянные церкви Лебедина, к сожалению, сохранились лишь на старых фото.

https://andy-travelua.livejournal.com/470302.html


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  8 апреля 2019

Слабожанщина теряет уникальную казацкую церковь. Эта деревянная церковь построена в 1789 г. из материала от разобранных строений Михайловской пустыни (1680-1685) по уникальной технологии - без единого гвоздя - единственная на Левобережной Украине. Это самое древнее деревянное сооружение на Слобожанщине. Долгое время церковь никто не ремонтировал. Да и вообще, последний раз капитальный ремонт тут проводился ещё во время немецкой оккупации... Тогда, на непродолжительный период, в храме возобновили богослужения, которые в 50-е г.г. были приостановлены.

Время шло и оно не пощадило деревянные конструкции храма. Еще в начале 90-х г.г., когда легендарный в Сумской области священник отец Иван Приходько возобновил работу храма, был проведен необходимый ремонт, но на полное обновление церкви или хотя бы на остановку процесса разрушения средств не было.

В 1991 г. Сумской отдел института «Укрпроектреставрация» провел инспекцию состояния сооружения. Еще тогда обнаружили деформацию венцов и отклонение конструкций стен от вертикальной оси до 20 см. В заключении обращалось внимание на то, что сооружению необходимо немедленно укрепить фундамент, заменить нижние венцы. К сожалению, денег на эти работы найти не было возможности.

В 1997 г. была проведена еще одна экспертиза. Тогда комиссия пришла к выводу, что общее состояние строения катастрофически ухудшилось. «Центральный барабан имеет аварийный крен в западном направлении с отклонением от вертикальной оси до 75 см. Малые главы также имеют хорошо заметные наклоны. Просадка венцов сруба и поражение бурой гнилью по причине намокания наклона. Процесс гниения интенсивный. Дабы избежать дальнейшее разрушение и утрату стойкости, необходимо безотлагательно провести противоаварийные мероприятия», - сказано в заключении комиссии.

Именно тогда, в конце 1997 г., ушел из жизни отец Иван. Он похоронен под восточной стеной Воскресенской церкви, судьба которой была ему очень небезразлична. Каждое утро нынешний настоятель храма отец Николай приходит к могиле отца Ивана, здоровается со своим предшественником и духовным наставником, просит у него поддержки и помощи. Но, вполне возможно, что уже скоро прах отца Ивана будет покоится не возле любимой церкви, а вблизи её руин...

«Парафия Воскресенской церкви небольшая – сюда в основном ходят пожилые женщины с улицы Кобижча, на которой находится святыня, и ближайших улочек и проулков», - рассказывает отец Николай. И действительно, это историческое место. Когда идешь к церкви кажется, что попал как минимум на 100 лет назад. Только изредка общее впечатление портит редкая машина, проезжающая по разбитой дороге. Энергетика этого места просто ошеломляет. Как только заходишь во двор храма – сразу же ощущаешь такой душевный покой, такое счастье... Кажется, что здесь всегда светло, всегда спокойно и уютно. Вот что говорит по этому поводу настоятель: «Вы только представьте: больше 200 лет здесь молились люди, здесь крестили детей, заключали браки, провожали в последний путь. В конце концов, здесь погребен просто святой человек – отец Иван. Это очень намоленное место с уникальной энергетикой».

Отец Николай развернул бурную деятельность по спасению уникальной церкви. Стоит ли говорить, что буквально все небольшие пожертвования прихожан идут на ремонт храма. Но этого мало – нужно немедленно провести реставрационные работы. В противном случае эта уникальная для Слобожанщины деревянная церковь будет потеряна навсегда.

«Абсурдная ситуация: старинная деревянная церковь спаслась в страшные времена гонения веры, а сейчас находится под угрозой полного уничтожения, - рассказывает отец Николай и добавляет. - Ориентировочная стоимость работ по «консервации» сооружения и остановки разрушения составляет 300 тысяч гривен. На реставрацию необходимо значительно больше. Но сейчас необходимо как можно быстрее хотя бы остановить процесс разрушения. Боюсь, однажды храм просто рухнет...».

Препятствием для возобновления церкви является ещё и то, что проводить реконструкцию памятника архитектуры можно только при условии соответствующего разрешения Государственной службы по вопросам национального культурного наследия. Интересно, что по словам отца Николая, 326 тысяч гривен на проведение необходимых ремонтных работ были выделены еще в прошлом году (2009). Но этих денег церковная община так и не дождалась. Наибольшее разрушение произошло этой весной. Тогда отец Николай утром пришел в храм и обнаружил, что потолок при входе обрушился... Сейчас его уже отремонтировали. Но этого явно недостаточно.

Последнее обследование церкви было проведено в июле 2010 г. Оно установило, что стены храма имеют отклонение от вертикальной оси на 30 см. Центральный барабан и малые главы имеют наклон от вертикальной оси до 70 см. Нижние венцы поражены гнилью и утратили свою несущую способность. Некоторые несущие конструкции частично протрухли, цоколь в отдельных местах разрушен и отошел от стены. Фундамент храма проседает. Особенно явственно это заметно на юго-восточной стороне. По этой причине прорезь входа в храм имеет значительный перекос. Вход в северную часть храма также перекошен. Западная основа арки просела более чем на 40 (!) см.

Заключение обследования: «Процесс разрушения неуклонно продолжается. В недалеком будущем это приведет к полному разрушению храма. Наибольшей деформации здание было подвержено весной 2010 г., поэтому можно предположить, что процесс разрушения значительно ускорился и стремится к своему логическому завершению», - это последний абзац заключительной части экспертного вывода.

Надежды на то, что отцу Николаю удастся за короткое время собрать 300 тысяч гривен, практически нет. На помощь властей рассчитывать также не приходится. Прихожане неоднократно обращались за помощью и к бывшим губернаторам Сумщины – Павлу Качуру и Николаю Лаврику, но всё напрасно. Вряд ли поможет в восстановлении храма и нынешний руководитель области Юрий Чмырь. Кажется, что эта церковь нужна только настоятелю и тем старушкам, которые каждый день приходят сюда на Службу Божию...

Религиозно-информационная служба Украины, 28 сентября 2010 г., https://risu.org.ua/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  14 апреля 2022

Воскресенская деревянная церковь построена старанием священника Григория Шкурского в 1789 г. Но это не первый храм сего имени в Лебедине. Метрики Воскресенской церкви начинаются с 1742 г., и самая первая из уцелевших писана священником Иваном Ивановым Шкуркою; в 1725 г. Воскресенский священник Иоанн писал, что он посвящен в 1701 г.; а по другому делу видно, что в 1709 г. умер священник Лебединской Воскресенской церкви Стефан.

Книги богослужебные: псалтырь М.п. 1739 г., акафист вмуч. Варваре Черниговской печати 1737 г., служебник черниговской печати 1747 года.

При Воскресенской церкви Лебедина 120 дворов. Ныне к приходу Воскресенской Лебединской церкви принадлежит сельцо Кудиновка, где был храм св. Троицы, при котором было прихожан в 1750 году 150 муж.,141 жен., в 1770 г. 163 муж. 162 жен., в 1790 г. 172 муж. 202 жен., в 1810 г. 189 муж. 194 жен.

«Историко-статистическое описание Харьковской епархии». 1857 год.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  15 апреля 2022

Самый старинный храм современного Лебедина - деревянная Воскресенская церковь. Располагается она в центре улицы Кобыжча, д. 125. Этот ценный памятник архитектуры имеет долгую и интересную историю, охраняется государством (охранный номер 631). Самая старая церковь Слобожанщины, единственная на Левобережье построена из дерева без единого гвоздя. Церковь сложена из соснового бруса. Под центральным срубом частично сохранились дубовые стояны. Срубы возведены в 1867 году на кирпичных фундаментах. Первоначальными являются центральный восьмигранный сруб и пятистенный алтарь.

Площадь под тогдашним сооружением достигала 590 кв. саженей. Пожар конца 18 века уничтожил церковь. Древнейшая уцелевшая запись в ее метрике была сделана в 1742 г. священником Иоанном Ивановичем Шкуркой. Как гласит документ за 1783 год, церковь «починки не требует». Итак, сгорела она между 1783 и 1789 годами.

После того, как царские власти приняли в 1788 году решение о закрытии монастыря Предтеченская пустынь, михайловские помещики генерал-майор А.Г. Иваненко и майор И. Сек. Миклашевский отдали одну из монастырских церквей - трапезную церковь «Введение Богоматери во Храм» на восстановление уничтоженного огнем Воскресенской церкви в Лебедине.

Строительство ее завершилось в 1789 году в значительной степени благодаря стараниям священника Григория Шкурского. В церковной метрической книге читаем: «На место погорелой вновь построена Воскресенская церковь при священнике Григории Шкурском. Оная Воскресенская церковь построена деревянная при ней колокольня особо срубленная деревянная». Построена церковь в 1789 году «тщанием прихожан» и «старанием священника Григория Шкурского». В документе Сумского областного архива читаем, что «церква спочатку була однопрестольна, «деревянная, в трех главах, в одном престоле, главы покрыты белым железом, окрашена зеленою краскою, окон больших и малых 24, дверей четыре, колокольня деревянная, особо от церкви построенная в одну главу». В рапорте епископа Слободско-Украинского и Харьковского в 1816 году о ней сказано: «крепкая, под новой крышей».

Позже церковь стала трехпрестольной: Воскресение, Преображение и Василия Великого. В 1867 году её реконструировали - «исправлена и расширена устройством приделов», в 1880 году уже - крыша поставлена, а в 1881 году посвящены алтари. Тогда же была соединена с церковью колокольня. Она была на железном фундаменте, с железной кровлей, с колокольней. В 1906 году построена «ограда каменная с железною решеткой». Капитал церкви в 1904 году составлял 614 рублей. В 1913 году храм застраховали на 14,5 тыс. руб.

Росла и численность прихожан. В 1790 г. их было - 1170. в 1868 г. - 1572, в 1904 г. - 2324. Согласно книге Харьковской епархии, с 1904 года священником здесь служил 26-летний Иоанн Алексеевич Исиченко, псаломщиком - Георгий Любарский, церковным старостой крестьянин Алексей Власенко. В 1913 году священником остался Исиченко, псаломщиком стал Феодосий Владимирович Матвеев. В 1929 году один из тогдашних руководителей СССР Л.М. Каганович подписал циркуляр «О мерах об усилении антирелигиозной работы».

После этого в Лебедине были закрыты все храмы, в том числе и Воскресенская церковь. В 1937-1939 годах половину церкви разобрали, а материал использовали на сооружение свинарника в местном колхозе имени Сталина. Тогда же снесли здесь звонницу. Уничтожили ограду. Церковь частично сохранилась только потому, что во время разрушения человек, сбивший креста с центральной бани, при скопившемся народе упал и убился. Старожилы вспоминают, что зрелище изуродованного тела было настолько ужасным, что больше никто не согласился уничтожать церковь. Это было воспринято как кара Божья, и прекратило разрушение.

Колокольня, Бабинец и ограда церкви были разобраны весной 1941 г. До начала войны церковь использовали как колхозную кладовую. Во время немецкой оккупации прихожане отремонтировали храм, изготовили новый иконостас и начали богослужения. Продолжалась Божья служба и после войны. В 50-60-х г.г. церковь снова закрывали, разгоняли «двадцатку» и только благодаря настойчивости прихожан достопримечательность архитектуры удалось сохранить от полного разрушения.

В течение многих послевоенных лет священником в Воскресенской церкви служил Иван Дмитриевич Приходько. В период сталинского правления он отбыл 25 лет каторги в Сибири за веру в Бога и религиозное подвижничество. Своими средствами и усилиями прихожан отец Иоанн отстроил и возобновил деятельность 12 церквей на Сумщине. Жизнь этого мученика и правдолюбца продолжалось 97 лет. Он умер 31 декабря 1997 года. Похоронили его во дворе Воскресенской церкви, справа от входа в храм. В 1993 году настоятелем церкви был Михаил Андреевич Кудлай. Отец Михаил приложил немало усилий для ремонтных работ в храме. Здесь установили газовое отопление, соорудили новое деревянное ограждение.

Из церковных древностей в храме были: «Псалтырь» - 1749 г., «Акафист» - 1737 г., «Служебник» -1747 г. Две последние книги - Черниговской типографии. Ещё и сегодня в церкви хранятся хоругви XVIII в. - образец металлопластики тех времен. Сохранил их от уничтожения прихожанин Алексей Зеленый.

Каждое утро нынешний настоятель храма отец Николай приходит к могиле отца Иоанна, здоровается со своим предшественником и духовным наставником, просит у него поддержки и помощи. Отец Николай развернул активную деятельность по спасению уникальной церкви. Стоит ли говорить, что буквально все небольшие пожертвования прихожан тратятся на ремонт храма. Но этого мало - нужно немедленно провести реставрационные работы. Иначе эта уникальная для Слобожанщины деревянная церковь будет потеряна навсегда. «Абсурдная ситуация: старинная деревянная церковь спаслась в страшные времена разрушения храмов, но сейчас находится под угрозой полного уничтожения, - рассказывает отец Николай и добавляет: - На реставрацию нужны немалые средства. Но сейчас просто необходимо хотя бы остановить разрушение. Боюсь, что однажды храм просто рухнет...».

Воскресенская церковь – характерное, и на сегодня, уникальное произведение последнего этапа развития Слобожанской школы народной деревянной архитектуры. Великолепная красота памятника старинной архитектуры привлекает жителей города и его гостей, многочисленных туристов. Церковь изображена на полотнах мастеров кисти - Лебединского живописца В.И. Корниенко, сумских художников И.И. Гапоченко, С.И. Побожия.

«Воскресенская церковь Лебедина»


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  22 октября 2023

Изначально эта церковь была трапезной в Михайловской пустыне (возле с. Михайловки Лебединского района). После закрытия пустыни церковь в 1788 г. перевезли в Лебедин на Кобижчу и поставили здесь вместо Погорелой. Из-за многочисленных капитальных репараций (перестроек) строение утратило не только первоначальный внешний вид, но и старый абрис плана. Сохранилась в ней лишь верхняя часть срубов стен и центральный восьмерик с резными ригилями, которые и были нами зафотографированы.

Таранушенко С.А. «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины». Полная редакция / Стефан Таранушенко; сост. прим. А.А. Савчук. - 2-е изд., стер. - Харьков: Издатель Александр Савчук, 2017. с.619-620, перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  17 июня 2025

В Воскресенской церкви, кроме центральной бани, величественно возвышаются вверх ещё четыре. Более крупные - над северным и южным входами и алтарем, чуть меньшая - над бабинцем. Все они – восьмигранные с двумя заломами. Центральная баня как будто намеренно успокаивает свой взлет и тем уступает в стремительности меньше, создавая впечатление мира и покоя — словно в небе расцвел пятилепестковый цветок. Посетители этого храма часто обращают внимание на его конструктивные особенности: циркульную арку Бабинца, монтировку резных ригелей, пропорциональные соотношения элементов храма.

Тем не менее, это не первая церковь Воскресения в Лебедине. Первая (сгоревшая) церковь была построена лебединцами (в слободе Кобыжча) в 1676 году. В 1725 году в церкви правил священник Иоанн, писавший, что сам он посвящен в 1701 году. В другом документе записано, что в 1709 году умер священник Воскресенской церкви Стефан. Древнейшая уцелевшая запись в ее метрике была сделана в 1742 году священником Иоаном Ивановичем Шкуркой. Как свидетельствует этот документ за 1783 год, церковь «починки не требует». Следовательно, сгорела она между 1783 и 1789 годами.

После того как царские власти закрыли в 1788 г. монастырь Михайловская пустынь, Михайловские помещики генерал-майор А.Г. Иваненко и майор И.С. Миклашевский отдали одну из монастырских церквей – церковь «Введение Богоматери в храм» с трапезной на восстановление уничтоженной огнем Воскресенской церкви в Лебедине. Строительство ее велось артелью местных мастеров и завершилось в 1789 г., в значительной мере, благодаря стараниям священника Григория Шкурского.

Новую деревянную церковь поставили на месте сгоревшей – в равнинной местности на значительном возвышении надзаплавной террасы правого берега реки Ольшанки. Церковь занимает островное положение посреди центрального, треугольного в плане, Майдана бывшей пригородной слободы Кобыжча. Это единственная архитектурная доминанта этой части Лебедина. Она стоит на осях улиц, которые сходятся к майдану, что усиливает её композиционную роль, как доминанты. Благодаря своему выразительному силуэту она господствует над массивом одноэтажной усадебной застройки. Хорошо просматривается из поймы реки Ольшанки и Левобережья. В северной части церковного двора находится одноэтажный деревянный дом церковно-приходской школы.

Первоначально церковь была трёхсрубной, трёхверхой, с двухзаломными верхами и отдельно стоящей колокольней. В 1867 году церковь была перестроена по проекту, утвержденному в 1865 году. Под неё частично подвели кирпичный подмурок (фундамент), устроили Северный и Южный боковые алтари со световыми верхами. В Южном алтаре помещался престол во имя Преображения Господня, в Южном – св. Василия Великого. Вдоль главного алтаря пристроили массивные прямоугольные в плане жертвенник и дьяконник. К бабинцу пристроили притвор с высокой двухъярусной колокольней, увенчанной шатром. Таким образом, церковь стала крещатой в плане и пятиверхой. В 1906 году церковный двор окружили каменной оградой с железной решеткой кузнечной работы.

Сложенная церковь из соснового бруса. Под центральным срубом частично сохранились дубовые стояны. Срубы возведены в 1867 году - на кирпичных подмурках. Первобытным является Центральный восьмигранный сруб (в плане – квадрат со срезанными углами) и пятистенный алтарь. Их венчали двухзламные верхи. Потолок алтаря теперь зашит досками, поэтому световой восьмерик находится только над центральным бревном.

Первоначально центральный верх имел два световых восьмерика, был высоким и имел тонкие пропорции. Тем не менее, во время перестройки 1867 года верхний световой восьмерик разобрали, устроив вместо него маленький глухой фонарик с луковой макушкой. При этом изменилось очертание бани, которая несмотря на упругую форму образующей, стала непропорционально массивной.

Грани центрального восьмерика в уровне начала первого и второго взломов стянуты в углах резными ригелями - затяжками, размещенными попарно. Все компартименты объединены благодаря широким аркам - вырезам сегментной формы. Места скрепления срубов в интерьере укреплены приставными деревянными колоннами. Прямоугольные в плане боковые алтари, жертвенник и дьяконник имеют плоские потолки по деревянным балкам. Это обеспечивает доминирующую композиционную роль щедро освещенному центральному восьмерику. Все срубы ошалеваны вертикально с нащельниками, что подчеркивает грани формы и измельчает плоскости пристроек 1867 года. Все окна одинаковые: большие и прямоугольные, окаймленные наличником, с треугольными странниками. Площадь под сооружением - 590 кв. саженей (213,9 кв. м).

Достраивалась церковь также в 1880 годах. В 1881 году с церковью была соединена колокольня. В церковній метриці читаємо: «На место погорелой вновь построена Воскресенская церковь при священнике Григории Шкурском. Оная Воскресенская церковь построена деревянная при ней колокольня особо срубленная деревянная». Построена церковь в 1789 году» тщанием прихожан «и старанием священника Григория Шкурского». В документе Сумского обласного архиву читаем, что церква сначала была однопрестольная, «деревянная, в трёх главах, в одном престоле, главы покрыты белым железом, окрашены зеленою краскою, окон больших и малых - 24, дверей четыре, колокольня деревянная, особо от церкви построенная в одну главу». В рапорте епископа Слободско-украинского и Харьковского в 1816 году о ней сказано: «крепкая, под новой крышей».

В 1930 г. в Лебедине были закрыты все храмы, в т.ч. и Воскресенская церковь. До войны ее использовали как колхозный амбар. Начиная с 1937 года, церковь постепенно уничтожалась по приказу местных властей, и сохранилась лишь благодаря тому, что в 1939 году во время разрушения человек, сбивший креста с центральной бани, во всеуслышание упал и убился. Это было воспринято как кара Божья и положило конец разрушению. Но колокольня, Бабинец и ограда церкви были разобраны весной 1941 года. Материал пошел на строительство свиноводческого колхоза им. Сталина.

Из старопечатных книг в церкви были: «Псалтырь» - 1749 года, «Акафист» - 1737 года, «Служебник» - 1747 года. Две последние книги - Черниговской типографии. Ещё и сегодня в церкви хранятся хоругви XVIII века - образец металлопластики тех времен. Сохранил их от уничтожения прихожанин Алексей Зеленый.

Во время немецкой оккупации, в конце 1941 г., прихожане подстроили храм, изготовили новый иконостас и начали богослужения. Продолжалась Божья служба и после войны. В 1960-х годах церковь снова закрывали, и только благодаря настойчивости прихожан ее удалось сохранить от полного разрушения, признав памятником архитектуры. Сейчас на ней установлена охранная доска.

На протяжении многих послевоенных лет священником в Воскресенской церкви служил Иоанн Приходько. В период сталинской диктатуры он 6 раз арестовывался и отбыл 25 лет каторги в Сибири за веру в Бога и религиозное подвижничество. Своими средствами и усилиями прихожан отец Иоанн отстроил и возобновил деятельность 12 церквей на Сумщине. Жизнь этого мученика и правдолюбца продолжалась 97 лет (1900-1997). Умер он 31 декабря 1997 г. похоронили его во дворе Воскресенской церкви, справа от входа в храм. На могиле изначально был установлен деревянный, чуть позже – каменный крест.

Воскресенская церковь в городе Лебедине - характерное и на сегодня уникальное произведение последнего этапа развития Слобожанской школы народной деревянной архитектуры. Обидно лишь то, что во время ремонтных работ в ней все больше используются современные (не аутентичные) материалы.

Сегодня Воскресенская церковь в Лебедине является памятником архитектуры национального значения (охранный номер 631).

Ткаченко Б. «Лебедия: исторические очерки в 2-х книгах». Книга 1. - Сумы: издательство «Слобожанщина», 2000 г.; Филарет (Д.Г. Гумилевский) «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» в 3-х томах, т. 2, Харьковский частный музей городской усадьбы, 2005 г.; Голод Ю.: «Древнейшая, деревянная, Воскресенская» / «Жизнь Лебединщины», 1999 г., перевод с украинского.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.