ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Лебедин. Церковь Трёх Святителей.

Трехсвятительская церковь


Лебедин. Церковь Трёх Святителей
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Трёх Святителей
Год постройки:1793.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Украина, Сумская область, г. Лебедин

Координаты: 50.580617, 34.479268 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.

Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Лебедин или в Лебедин, выходить на автостанция "Лебедин"



Церковь Трёх Святителей, Колокольня. Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Адрес хранения Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского<br>, Лебедин, Сумской район, Украина, Сумская область
Колокольня. Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Адрес хранения Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1913
Церковь Трёх Святителей, Колокольня. Фото 1913 г. из архива музея Лебедина<br>, Лебедин, Сумской район, Украина, Сумская область
Колокольня. Фото 1913 г. из архива музея Лебедина
Елена Григорьева
1 июня 1913
Церковь Трёх Святителей, Интерьер центрального верха. Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Адрес хранения Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского<br>, Лебедин, Сумской район, Украина, Сумская область
Интерьер центрального верха. Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Адрес хранения Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1913
Церковь Трёх Святителей, Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского<br>, Лебедин, Сумской район, Украина, Сумская область
Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1913
Церковь Трёх Святителей, Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Адрес хранения:  Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского<br>, Лебедин, Сумской район, Украина, Сумская область
Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1913
Церковь Трёх Святителей, Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Из архива Лебединского городского художественного музея им. Б.К. Руднева<br>, Лебедин, Сумской район, Украина, Сумская область
Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Из архива Лебединского городского художественного музея им. Б.К. Руднева
Елена Григорьева
1 июня 1913
Церковь Трёх Святителей, Фото 1913 года. Автор С. Таранушенко<br>, Лебедин, Сумской район, Украина, Сумская область
Фото 1913 года. Автор С. Таранушенко
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Церковь Трёх Святителей, Фото 1913 года. Автор С. Таранушенко<br>, Лебедин, Сумской район, Украина, Сумская область
Фото 1913 года. Автор С. Таранушенко
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий Артамонов
 
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  28 декабря 2022

Трехсвятительская церковь постр. в 1795 г. старан. прихож.; деревян. однопрестольн. Приписана к собору. Прихож. м. п. 810, ж. п. 767. Церк. капит. 2888 р. 51 к. Причта не полож. Хут. Калюжный в 10 в. Церк. стар. Игнатий Чигринец с 1896 г.

Источник: "Справочная книга для Харьковской епархии" 1904 года


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  16 октября 2023

По плану сооружение относится к распространенному на Левобережье типу: центр - квадрат, притвор - четырехугольник, алтарь - шестигранник, как в Синявцах (Николая), Зинькове (Воскресенская) и др. Трёхэтажная.

Церковь имеет отчетливые следы восстановления. У Ф. Гумилевского отмечено, что в 1828 г. церковь была «обновлена» (Гумилевский Ф. Историко-статистическое описание Харьковской епархии., т. III, с. 456).

Построена церковь из сосновых брусьев, основы – дубовые. В ходе измерений оказалось, что здание сохранилось в неудовлетворительном состоянии и срубы деформировались. В северо-восточных углах алтаря и центрального сруба углы разошлись, что позволило исследовать и замерить конструкцию вязания брусьев в углах. Срубы настолько ослабли, что их пришлось взять «в лисице». Срубы стен алтаря и притвора одной высоты, а сруб стен центрального участка выше. Но Трехсвятская церковь имеет одну редко встречающуюся черту: она одна из двух известных нам на Левобережье памятников, напоминающая западно-украинские церкви с корзинами, например, церковь Юрия в Дрогобыче (Драган М. Украинские деревянные церкви. Ч. I, II, Львов, 1937), а также церковь Петра и Павла в Чуднове на Волыни (Павлуцкий Г. Древности Украины. Киев, 1905), в которых восьмерики поддерживает конструкция по принципу костра.

Восьмерик притвора Трехсвятской церкви опирается не на четыре наклонных грани первого залома, а на три: западную, южную и северную. При этом южная и северная (обе длиннее западной) грани не пересекаются, как обычно на Левобережье, наклонной восточной гранью, а связаны в замки с западной гранью сруба стен центрального участка. Восточную же грань восьмерика притвора держит сволок, врубленный в южную и северную грани сруба первого излома. Расстояние между подошвой восьмерика притвора и западной гранью сруба стен центрального участка зашито в интерьере горизонтальным плоским потолком. Такую же конструкцию имеет и верх алтаря (построение восьмериков на конструкции по принципу костра мы встречаем еще в Троицкой церкви (Пакуль), но не в притворе и алтаре, а в южном и северном рукавах). Снаружи части крыши над корзинами досадно преломлены. Конструкция верха центрального участка такая, как и в других подобного типа достопримечательностям Левобережья.

Архитектурно-художественный образ лебединской Трехсвятской церкви после восстановления 1828 г. объединил народные традиции с чертами классической архитектуры. В планах срубов здания – квадрат (центр), четырехгранник (бабинец), у которого ширина равна апофеме равностороннего треугольника со стороной, равной длине, высота сруба стен центра равна длине плана участка. Внутренняя высота центрального участка меньше длины плана здания. В конструкции верхов алтаря и притвора наблюдаем корши, что является архаическим явлением. Но снаружи верхи имеют банистые перекрытия и завершены шарообразными главками. Восьмерик центрального участка – необычно широкий восьмигранник правильной формы с восемью окнами, напоминающий о круглых барабанах каменных церквей классического стиля. С запада, юга и севера к срубам стен приставлены портики с фронтонами. В интерьере верхние изломы всех трех участков здания остеклены и перекрыты широкими плафонами, что свидетельствует о стремлении строителя приблизить завершение верхов к форме бани.

Внутренний объем здания выдержан в спокойных пропорциях и формах. Исследование памятника в натуре и анализ мерных чертежей ее показал, что мастер при построении неукоснительно соблюдает народные принципы монументализма, сохраняет традиционные формы и средства компоновки составных частей здания. Вместе с тем мастер и в формы компонентов здания, и в пропорциональный ключ внес определенные изменения. Эти изменения убедительно свидетельствуют о том, что мастер глубоко понимал архитектурно-художественные ценности классической архитектуры – торжественное величество архитектурно-художественного образа, широту размаха в компоновке пространственных объемов. Мастер творчески воспринял эти ценности, органически связал и объединил с традиционной народной основой. Это характерная черта достопримечательности.

В интерьере здания, в срубах стен центрального участка и восьмерика мастер широко применяет ригели; их лицевая сторона обработана скромно, в виде тройной полочки, без фестонов. В притворе и алтаре ригели связывают вверху надворные углы стен; в центральном участке их больше: они расположены во всех четырех углах, первые – на уровне ригелей алтаря и притвора, вторые – выше – на грани сруба стен и излома и остальные – на грани восьмерика и второго залома.

Освещено помещение щедро. Окон много, прорезаны они и в срубах стенок, и в восьмериках. В центральном восьмерике их восемь. Все здание освещено более или менее равномерно. Средства контрастного освещения мастера не привлекают.

Исходный размер – ширина центрального участка. План центрального участка – квадрат. Бабинец в плане – четырехугольник; его ширина равна 1/2 диагонали плана центра, а длина – апофеме равностороннего треугольника со стороной, равной ширине притвора. Длина притвора и половина длины центра равны, а также диагонали четырехугольника, что составляет южную половину плана центра. Алтарь в плане шестигранник (квадрат со срезанными наружными углами), его ширина и длина равны 1/2 диагонали центра; южная грань – 1/2 длины центра, а восточная грань – 1/2 ширины алтаря.

Размеры срубов стен, изломов и восьмериков определяются размерами плана. Высота западной грани сруба стен центрального участка равна длине западной стороны плана центра. Высота верха центрального участка равна полусумме длины плана центра и притвора, или апофеме равностороннего треугольника, у которого основание – длина сруба стен.

Высота первого излома и сруба стен вместе равна сумме длины и ширины плана притвора. Длина и ширина восьмерика центрального верха равны 1/2 диагонали плана центра, а высота – 1/2 полной длины восьмерика. Высота восьмерика, первого излома и сруба стен вместе равна длине плана центра и притвора. Высота центрального верха равна полусумме длины плана центра и алтаря, а внутренняя высота центрального участка – меньше длины плана строения и равна удвоенной длине сруба стен участка (вверху).

Высота сруба стен притвора (западная грань, где малейшая осадка) равна полусумме длины плана притвора и центра. Высота первого излома и сруба стен притвора вместе равна длине сруба стен центра (вверху). У восьмерика длина и ширина равны 1/2 длины восьмерика центрального участка. Грани восьмерика имеют наклон внутрь, полная длина его вверху равна внутренней длине основания; высота восьмерика – 1/2 длины сруба стен участка (вверху).

Высота верха притвора равна трети суммы длины плана притвора и центра, или 1/2 диагонали прямоугольника, составляющей половину плана центра. Внутренняя высота притвора равна длине плана центра плюс 1/2 длины плана алтаря.

Высота срубов стен алтаря и притвора одинакова. Восточная грань первого излома алтаря (наклон под углом 60°) равна 1/4 длины плана алтаря; у восьмерика алтаря длина – длине восьмерика притвора вместе с обеими стенками сруба. Наклон граней восьмерика алтаря меньше, чем в притворе. Высота обоих восьмериков одинакова.

Высота верха алтаря равна высоте верха притвора, а внутренняя высота алтаря – диагонали плана центра.

Окна в срубах стен заложены на высоте, равной 1/2 ширины плана притвора. Окна в восьмерике центрального верха заложены над верхним венцом сруба стен участка на высоте, равной четверти полной длины сруба стен участка (вверху). На такой же высоте над верхним венцом сруба стен заложены окна и в восьмериках притвора и алтаря. Верх окон в восьмериках притвора и алтаря обозначают 1/2 полной длины плана строения, а центр окна в восьмерике центрального верха приходится на высоту, равную диагонали плана центрального участка.

Таранушенко С.А. «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины». – К.: 1976 г., перевод с украинского, орфография сохранена.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  19 октября 2023

В церкви Трёх Святых (1793 г.), благодаря более тучным баням и сильно акцентированному объему среднего помещения, эта самая тема выступает монументальнее. А в интерьере царит средний верх, ярко освещенный большими окнами, и поэтому он кажется очень просторным и высоким. Хрупко резные скобы красиво подчеркивают большие плоскости рубленых стен.

Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  29 марта 2024

В 2021 г. исполнилось 10 лет, как на месте, где на протяжении более двух веков стояла Трёхсвятительская церковь, начали сооружать часовню, освященную как и церковь в честь Трёх Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Деревянная Трёхсвятительская церковь находилась в южной части Лебедина, где сегодня проходит улица Первомайская (ранее – ул. Трёхсвятительская). Как и в церкви Воскресения, в Трёхсвятительской церкви колокольня была построена отдельно. Сама церковь построена до 1708 г. Это подтверждается документом 1740 г. о посвящении в попы при Бишкинской церкви певчего Сергея Осипова, который «родился в г. Лебедине на посаде в приходе Трехсвятительской церкви и от рода имеет 31 год».

Показатели церкви начинаются в 1742 г. Новый иконостас произведен в 1795 г. и обновлен в 1828 г. Площадь под сооружением была 500 кв. саженей. Церковь имела типичное для того времени трехбанное сооружение, возведенное из дубовой древесины. В архитектурном плане, Трёхсвятительская церковь принадлежала к Слободскому типу деревянных церквей. Её ампирные колонны, козырек над центральным входом придавали церкви праздничности, а постепенное сужение центральной бани доверху – сановитости и величества.

Известно, что в 1913 г. прихожане принялись строить рядом старой церкви новую, каменную. Уже были возведены часть стен и центральные опорные столбы. Тем не менее, Гражданская война остановила строительство. Уже в 1930-х г.г. деревянная церковь была уничтожена, а недостроенная каменная - в послевоенные годы.

Длительный период на святом месте оставались лишь руины. Однако, в 2010 г., по инициативе Лебединского предпринимателя Павла Показанца начался подготовительный процесс возведения часовни. В 2011 г. начались строительные работы, и настоятель Николаевского храма отец Иоанн дал благословение на установку купола.

Активное участие в процессе строительства приняли другие Лебединские предприниматели: Александр Утка, Александр Андреев и Василий Хасенко, а также жители улицы Первомайской. Осенью, в часовне были установлены иконы трех святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Освященная часовня была 12 февраля 2012 г. в день праздника Трёх Святых.

С тех пор, часовня на месте Трёхсвятительской церкви стала не только одним из шагов духовного возрождения Лебедина, но и местом, где каждый может коснуться истории и почувствовать силу духовного единения с Богом.

Андрей Гельминтинов, директор ЛМХМ. При подготовке использованы источники: Ткаченко Б.. «Лебедия: Исторические очерки в 2-х книгах». Книга 1. - Сумы: Издательство «Слобожанщина», 2000; Газета «Город мой», август 2011 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.