В 1890-х г.г. возникла потребность соорудить новый кирпичный храм. Его поставили рядом со старой церковью (ул. Николаевская, д. 1). В 1914 г. (имеется дата на лестнице, которая ведёт на колокольню) строительство было завершено. Предполагается, что архитектором мог быть архитектор В.Х. Немкин – талантливый мастер, последователь строительства Мироносицкой церкви.
В новопостроенную церковь было перенесено все церковное убранство из старой церкви. Однако, в период гонения иконы и церковные книги были частично уничтожены, а частично скрыты прихожанами. В 1930-х годах в церкви устроили склад для хранения зерна. Повторно богослужение в Николаевской церкви возобновилось уже во время немецкой оккупации, в конце 1941 г. По преданию, старожилов, возле старой деревянной церкви находилось кладбище, где хоронили священнослужителей и именитых прихожан. Время уничтожения кладбища неизвестно.
Ныне существующая кирпичная Николаевская церковь не оштукатурена, она имеет компактный в плане объём однокупольной церкви с пристроенной колокольней, напоминающей форму латинского креста. К апсиде пристроены помещения жертвенника и дьяконника. Над средокрестием, на широком барабане – купол, боковые приделы перекрыты сводами. Колокольня тоже имеет крестовые своды в первом четырехгранном и втором восьмигранном ярусах, а уже в третьем ярусе она завершена сферическим куполом с главкой.
Церковь построена в формах «кирпичного» стиля с использованием модернизированных элементов русско-византийской и романской архитектуры. Центральный и боковые (в рукавах) кресты, оформленные монументальным и порталами с полуциркульными профилированными фронтонами над группами приставных (на высоких постаментах) колонн с капителями романского типа. Тот же ордер, выполненный в наличниках полуциркульных окон барабана, колокольни и декоративных полуколонн, акцентированных рустованными углами.
Боковины северного и южного приделов имеют большие окна – трифории с килевидными архивольтами, объединенные неглубокой арочной нишей. Линия карниза под куполами церкви и колокольней выделена аркатурой. В декоре использовании разнообразные варианты фигурной кладки (сухарики, поребрики, тяги, хребты). В целом для здания характерно эффектное использование декоративных качеств лицевого кирпича, которое придает фасадам яркую пластическую разницу.
Интерьер отличается целостностью и световой освященностью пространства. В церкви сохранилась масляная живопись (в основном изображение святых в полный зритель) и геометрический растительный орнамент начала ХХ века.
Николаевская церковь является городской архитектурной доминантой и играет важную роль в композиционной схеме центральной части города Лебедина. Решением исполкома Сумского областного совета от 20.05.1988 года Вознесенская церковь в Лебедине признана памятником архитектуры местного значения (охранный номер 102-См).
Ткаченко Б. «Лебедия: исторические очерки в 2-х книгах». Книга 1. - Сумы: издательство «Слобожанщина», 2000 г.; Филарет (Д.Г. Гумилевский) «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» в 3-х томах, т. 2, Харьковский частный музей городской усадьбы, 2005 г.; Голод Ю.: «Николаевская церковь в Лебедине» / «Жизнь Лебединщины», 1999 г., перевод с украинского.