Основан в 1856 г. по инициативе горожан Елабуги. В 1850 г. купец Григорий Стахеев обратился к епископу Вятскому Елпидифору (Бенедиктову) с предложением на предоставленной Елабужским градским обществом земле учредить женскую обитель. Место под строительство было выделено на выгонной земле к северу от города, «между дорогою в село Сарали и оврагом Безымянным, у Сарапульскаго тракта, за чертою земляного назначенного для города вала». В представлении, направленном в Святейший Синод, епископ Елпидифор писал, что основание Елабужского монастыря «представляется возможным, а по отдаленности города Елабуги и всего тамошнего края от двух существующих в Вятской епархии женских монастырей, признается полезным и нужным». Определением Синода от 31 октября 1855 г. и указом императора Александра II от 15 июля 1856 г. Елабужский монастырь был учрежден как нештатный общежительный, но торжественное открытие монастыря, в котором приняли участие архиепископ Вятский Аполлос (Беляев), благочинный монастырей архимандрит Иосиф, городской голова Д. М. Пупышев, состоялось лишь 9 сентября 1868 г. Благотворитель, купец первой гильдии, И. И. Стахеев (брат Г. И. Стахеева) истратил на строительство обители и последующее содержание монашествующих свыше 1 млн. руб. Жертвователями монастыря были также Д. И. Стахеев и П. К. Ушаков.
В 1857-1868 г.г. по проекту известного петербургского архитектора Г. А. Боссе в Елабужском монастыре был возведен пятиглавый трёхпрестольный каменный собор в честь Казанской иконы Божией Матери с четырёхъярусной надпапертной колокольней, освященный 9 сентября 1868 г. архиепископом Вятским Аполлосом (Беляевым). Приделы были освящены в честь Иоанна Предтечи и великомученицы Параскевы Пятницы.
В монастыре также были выстроены два трехэтажных каменных сестринских корпуса - северный и восточный. В северном корпусе размещалась монастырская больница с домовой церковью во имя великомученицы Варвары (1872). К западу от собора находился 2-х этажный дом игуменьи; в одной линии с этим домом, к югу от восточного корпуса - полутораэтажный дом монастырских служителей. Имелись также каменные просфирня и гостиница, три деревянных флигеля. Территория монастыря обнесена каменной стеной, при вратах которой 18 августа 1869 года была освящена часовня.
На территории обители имелись также хозяйственный двор, огород, фруктовый и ягодный сад. Рядом с ним - кладбище для монахинь и благодетелей обители. Предположительно, за алтарем главного храма в 1926 г. была похоронена почетная гражданка города, благотворительница обители Глафира Федоровна Стахеева, построившая в 1903 г. Елабужское епархиальное женское училище.
Среди святынь монастыря почиталась принесенная в 1869 году икона Божией Матери «Достойно есть» - копия с чудотворной иконы, хранящейся на Святой Горе Афон.
К началу XX в. обитель была крупнейшей в Вятской епархии. Елабужский монастырь возглавляли с 18 апреля 1868 г. постриженица Кирсановского Тихвинского монастыря Тамбовской губернии игумения Анфия (1822-1890), с 1889 г. - игумения Елисавета (Симонова), затем игумения Ангелина (Багаева). Первый монашеский постриг шести сестер состоялся 27 и 28 июля 1869 года. В 1869 году в монастыре проживало 106 насельниц, в 1877 г. - 130, в 1884 г. - 159, 1893 г. - 255, в 1900 г. - 273 насельницы. Среди монахинь представители самой многочисленной социальной группы населения - крестьянства - составляли от 50 % в 1875 г. до 79 % в 1914 г. А среди рясофорных послушниц и ещё выше - от 52 % в 1869 г. до 81 % в 1914 г.
Подобная картина в конце XIX в. наблюдалась в большинстве провинциальных монастырей. В их числе и Чистопольский Успенский женский монастырь Казанской Епархии. В отчете игумении обители Апполинарии за 1883 г. среди восьми монахинь лишь одна из крестьянства, из восьми рясофорных послушниц - их уже пятеро, а среди 55 послушниц белиц уже 43 (78%). Заметное место в пополнении Елабужского монастыря занимали представительницы мещанского сословия. Среди монахинь их было от 11% в 1914 году до 43% в 1875 году. Среди рясофорных послушниц - от 12% в 1905 году до 38% в 1869 г. В Елабужском монастыре практически нет представителей купечества (за весь дореволюционный период существования обители - одна монахиня и две рясофорные послушницы), офицерских дочерей, выходцев из высших сословий российского общества, которые предпочитали больше столичные монастыри.
Отметим и незначительную долю пополнения монастыря из духовенства. Хотя среди рясофорных послушниц их число несколько больше нежели среди монахинь (до трёх среди монахинь и семи среди рясофорных послушниц). За всю 50-летнюю дореволюционную историю монастыря среди рясофорных послушниц было всего семь дворянок и только две из них приняли монашеский постриг. Это монахиня Евпраксия (Софанеева Екатерина Федоровна) и монахиня Мареопила (Анферова Мария Спиридоновна).
Своеобразное «хождение» дворянок и разночинок в послушницы было примечательным явлением тех лет, оставшимся, к сожалению, почти незамеченным в нашей литературе. Думается, оно было связано с общим настроением «возвращения долга народу», которым жило молодое поколение 60-х годов. Юноши и девушки становились сельскими учителями, врачами, фельдшерами, занимали другие должности в земстве. Многие молодые люди шли в революционные кружки. Девушки, имевшие религиозное мировоззрение, предпочитали общины или монастыри с благотворительным уклоном. В этих общинах они работали бок о бок с мещанками и крестьянками. Некоторые из этих последних сознательно отказывались от замужества ради религиозного поприща, у других не сложилась личная жизнь, третьи (особенно рано овдовевшие бездетные женщины) бежали в общины от гнета большой патриархальной семьи, надеясь найти себе здесь приют и трудиться равными среди равных.
С самого начала монастырь формировался из числа прихожан православных общин Елабужского уезда. Так, в 1869 г. из 21 рясофорной послушницы 17 чел., или 81% были из сёл и городов Вятской губернии (Елабуги, Сарапула, Слободского, Еранска), а из 80 белиц послушниц - 67 чел., или 84%. Но были монашествующие и издалека: Перми, Рыбинска, Орловской, Смоленской, Оренбургской, Тобольской губерний. Основная часть монашествующих в 1914 году прибыла из Вятской губернии (77 чел., 76%), из Казанской губернии (7 чел., 7%), остальные из Уфимской, Самарской губерний, Перми, Рыбинска.
Для обучения послушниц, не знавших грамоты, уже в сентябре 1869 г. в монастыре была открыта школа. В 1870 г. в ней обучались 31 насельница. Сестры работали на пасеке, в саду, а также в иконописной и златошвейной мастерских.
С 1870-х г.г. при монастырях, в том числе женских, стали создаваться иконописные школы академической ориентации. Эта тема недостаточно ещё изучена и освещена в современной исторической литературе. Даже в «Православной энциклопедии», изданной к 2000-летию Рождества Христова в обширной статье «Живопись» И. Л. Бусевой-Давыдовой имеется лишь беглое упоминание о женщинах-иконописцах. Иконописная деятельность монахинь Елабужского монастыря насчитывает более 40 лет. В отчете игуменьи обители матушки Анфии за 1877 г. отмечалось, что послушание в живописных кельях несла монахиня Феофания Титова. Судя по всему, она и была одной из первых, кто начинал в монастыре иконописную деятельность. Анализируя архивные данные, нами установлено, что за период с 1877 по 1918 год несли послушание в живописной мастерской одиннадцать монахинь и рясофорных послушниц. Старшими в мастерской были - в 80-е г.г. XIX в. - монахиня Евпраксия (Анастасия Иванова Фирсова); в 90-е г.г. XIX в. - монахиня Аполлинария (Анна Димитриева Иконникова), а последние пятнадцать предреволюционных лет - монахиня Аглаида (Александра Петрова Тютикова). Примечательно, что церковной живописью занималась целая семья Иконниковых выходцев из починка Удалово Елабужского уезда: сестры Анна и Евдокия, а также их племянница Ольга. Отметим, что ещё две их сестры Стефанида и Мария были тоже монахинями обители.
В первые годы XX столетия старшей в живописной мастерской становится монахиня Аглаида из семьи государственного крестьянина села Лекарево Елабужского уезда Тютикова Петра Ивановича. Под её началом было шесть сестёр-инокинь: Мария (31 год), Надежда (34 года), Ольга (35 лет), Елизавета (46 лет), Елена (47 лет) и Анастасия (49 лет). Спустя девять лет, в 1914 году, - пять рясофорных послушниц. Состав тот же, отсутствует лишь Надежда, а послушница Елизавета 7 июля 1907 г. была пострижена в монашество и стала монахиней Емилией. Особо отметим, что иконописцы монастыря в основном были родом из Елабужского уезда. Для сравнения, в Казанско-Богородицком монастыре несли послушание в живописной мастерской больше монахинь и послушниц, нежели в Елабужской обители. По отчетам настоятельниц монастыря видно, что в 1873 г. их было 14, а в 1910 г. 20 человек и даже в 1927 г., накануне его закрытия, в иконописной мастерской трудилось 21 человек.
В 1918 г. монастырь был официально закрыт. В 1922 г. монастырь был зарегистрирован как «Казанско-Богородицкое православно-христианское религиозное общество», в котором состояло 243 чел., в т.ч. 173 монахини и послушницы во главе с игуменией Ангелиной (Багаевой). Решением президиума Елабужского горсовета от 20 ноября 1928 г. общество было ликвидировано. 17 декабря того же года в Елабужский горсовет безуспешно обращалась община Казанской церкви с просьбой вернуть помещение храма. Сестры переселились к родным, прихожанам, длительное время спустя подвергались репрессиям. Последний клирик, служивший в монастыре в 1920-х г.г., священник Василий Головин, решением Кировского областного суда от 9 мая 1939 г. был осужден к 8 годам лишения свободы (по статье 58-10).
В 1930-е г.г. XX в. Казанский храм был разрушен. До настоящего времени сохранились лишь фрагменты стен с башенками-пинаклиями, 2 двухэтажных сестринских корпуса, одноэтажный флигель, основание колокольни и трапезной. До войны постройки монастыря использовались под детский городок Наркомата просвещения. В 1943 г. в кельях бывшей обители разместили немецких военнопленных из дивизий Паулюса. После 1945 г. в помещениях монастыря находился психоневрологический интернат, в иконописной мастерской - авторемонтная база.
Елабужский монастырь - единственный в республике среди бывших женских православных обителей, учрежденных в конце XIX столетия, в котором возродилась монашеская жизнь. 16 июля 1995 г. святая обитель была открыта. К 2007 г. в монастыре проживает около 20 сестер, настоятельница игумения Вера (Шевченко). Богослужения совершались в небольшом домовом храме во имя великомученицы Варвары (1872), находящемся в восстановленном 3-х этажном келейном корпусе. В 2012 г. заново был отстроен храм Казанской иконы Божией Матери на средства директора банка «Заречье» Н. В. Девятых. 31 октября этого же года был освящен митрополитом Казанским и Татарстанским Анастасием. При монастыре имеется скит в селе Анзирка - с восстановленной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери (1847–1858). Храм 27 сентября 2003 г. был торжественно освящен архиепископом Казанским Анастасием в сослужении священников из Елабужского и Набережночелнинского благочиний. В скиту ведется собственное хозяйство для нужд обители.
https://elabugablago.ru/hramy/elabuzhskij-monastyr/