Собор Благовещения Пресвятой Богородицы был и величественным, и праздничным, и просторным – главным в городе… но холодным. Обогреть такое огромное помещение по технологиям XVIII-XIX века было крайне затруднительно. Поэтому рядом с «летним » храмом в Гороховце, да и по всей России, всегда строили храм «зимний» – пониже и поменьше в размерах, отапливаемый, приспособленный лишь к немногочисленному собранию прихожан, пришедших на службу. Хранить тепло помогали низкие двери и своды, небольшие световые проемы, дверями отгороженный притвор, трапезная… Такая церковь рядом с главным храмом была необходима. Да и сама протяженная форма церкви с единственной главкой над центральной частью, казалась очень уютной и понятной: это тот же корабль, плывущий среди непогод житейского моря, а над ним – крест как символ нашего спасения. Казалось, если собор – Царство Божие на земле, то теплая церковь рядом – Божий Дом, открытый для молитвы всегда и для всех.
В Гороховце теплые церкви, отдельно стоящие от храма, – это церковь преп. Иоанна Лествичника при Свято-Троицком соборе Никольского монастыря, церковь преп. Сергия Радонежского при Сретенском соборе в Сретенском монастыре, церковь Трех святителей при Воскресенском храме (ныне не существует) и теплая церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, о которой идет речь в этой главе. Дата постройки условна – начало XVIII века (между 1700 и 1720 годами).
Все теплые церкви строились по общему для Гороховца образцу, наверное, потому, что создавались примерно в одно и то же время и на деньги одного заказчика – купцов Ширяевых. Заметим здесь, что и Ершовы и Ширяевы относились к самым зажиточным гороховецким родам – были очень крупными торговцами, преобразившими своими стараниями облик родного города. Искусство же строителей заключалось, в первую очередь, в том, как вписать зимнюю церковь в общий храмовый комплекс, не нарушив, не испортив главного замысла.
Предтеченская церковь не отвлекает на себя внимание. Она скромно оттеняет красоту собора, сама оставаясь на заднем плане и ограничивая территорию комплекса с северной стороны.
Стоят они рядом, почти касаясь друг друга, но Благовещенский собор – так, чтоб было видно отовсюду, а церковь – будто прячется за его мощными стенами и золотыми куполами. Внешне собор – аскетически строг и статичен, церковь же скромна и приземиста, но при этом очень нарядна. В их убранстве есть что-то общее: круглые кокошники (полукруглые украшения в верхней части стены), однотипно декорированные барабаны.
Пожалуй, наиболее полно всю значительность построек соборного ансамбля начинаешь ощущать, когда оказываешься под низкими, как бы придавленными сводами этого храма. Его интерьер очень камерный. От него веет домашней простотой и уютом. Сам тип церкви восходит к жилым деревянным постройкам. Отсюда и это чувство. Внутреннее пространство выглядит очень цельно. По оси с запада на восток посредством широких арочных проемов последовательно одно за другим раскрываются помещения трапезной, основного объема и апсиды. Низкий коробовый свод трапезной опирается на два столба, между которыми перекинута арка, а бесстолпный объем основного четверика перекрыт глухим сомкнутым сводом.
Если внутри храм выглядит скромно, то снаружи он более наряден. Основной объем выступает над трапезной и апсидой, которые имеют одну высоту. Небольшой барабан декорирован легким аркатурно-колончатым поясом и завершается луковичной главкой с изящной фигурной шейкой. Фасады четверика оформлены по углам плоскими лопатками, а вверху завешаются профилированным карнизом и декоративными кокошниками, очень близкими по характеру к подобным же формам рядом стоящего собора. Оттуда же был заимствован и прием оформления апсид круглыми полуколонками. Еще больше нарядность храма достигается за счет богато оформленных наличников, имеющих стройные полуколонки с пышными коринфскими капителями и изысканные «раковины» на очелье.
Хотя церковь простовата с виду (обычная, крытая железными листами двускатная крыша, безыскусная трехчастная архитектура), но при этом украшена изысканными наличниками и кокетливой главкой в форме утонченного бутона или изящной рюмочки из царского сервиза. Такие купола – луковки на узкой шейке и юбочке – в Гороховце вы больше не встретите. Эта форма купола свойственна церковной архитектуре барокко конца XVII века и часто встречается на муромских храмах. Не исключено, что именно в Муроме была подсмотрена такая архитектурная деталь, а может, и украшали церковку муромские строители.
Наличники тоже очень хороши. Они «имеют стройные полуколонки с пышными коринфскими капителями и изысканные «раковины» на очелье» – так описывает убранство церкви Н. Перетокин. Подобные наличники мы уже встречали на церкви Иоанна Лествичника в Никольском монастыре (построена Иваном Ширяевым в 1716 году). Сходство это очень важно местным краеведам для определения времени строительства и имени заказчика.
Без сомнения, Собор Благовещения и Церковь Иоанна Предтечи гармонично дополняют друг друга. И судьба у них общая. Ранее, когда постройки были деревянными, по переписным книгам 1646 года значилась «соборная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с двумя приделами: Макария Желтоводского и св. вмч. Параскевы, а позже придел св. вмч. Параскевы оказывается уже при теплой церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи.
Реликвиями этого храма «по древности» считались: местная икона Вседержителя (1659 г.), храмовая икона св. Иоанна Предтечи (1628 г.), икона св. Николая Чудотворца, иконы св. Алексия Человека Божия и Марии Египетской (последние две были написаны в 1652 г.).
В безбожные годы с церковью Иоанна Предтечи поступили гуманно, передав ее под историко-краеведческий музей в 1972 году. За зданием ухаживали, берегли его, но сейчас, конечно, церковь нуждается в реставрации и восстановлении. Тщательно забеленные музейщиками фрески еще непременно откроют свои тайны. Об этом нам говорит сохранившаяся удивительным образом в притворе фреска Ангела-Хранителя. Буквально, пару лет назад помещение церкви Иоанна Предтечи, было возвращено Владимирской епархии. Внутри храм отреставрирован и в нём уже проходят редкие Богослужения.
Из книги-путеводителя: Ольга Исаева. «ПОСЛАНИЕ ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ». Гороховец: монастыри и храмы. История Собора Благовещения Пресвятой Богородицы, 2023 г.