В период царствования Михаила Федоровича (примерно 1620–1643 гг.) на горе, на месте древней крепости, был возведен Свято-Троицкий Никольский мужской монастырь. В переписной книге 1646 г. указывался ружный деревянный шатровый храм Троицы с приделом Николая Чудотворца. Каменное строительство началось в монастыре в 1686 г., когда «посадский человек», богатейший купец Гороховца Семен Никифорович Ершов обратился к московскому патриарху Иоакиму с челобитной: "Бил челом нам… гороховлянин посадской человек Семен Ершев а в челобитной его написано в Гороховце де в Николаевском монастыре внутри города церковь Живоначальныя Троицы а под нею церковь чудотворца Николая теплая деревянная ветхия и служить нельзя и ныне де он обещался в том монастыре построить каменную церковь во имя Живоначальныя Троицы, а под нею другую, во имя Николая Чудотворца теплую и нам святейшему патриарху пожаловать бы его благословить велеть те церкви строить и о том дать ему нашу благословенную грамоту". Спустя три года, в 1689 г., выстроенный иждивением Ершова Троице-Никольский собор был освящен.
Храм поставлен практически посередине территории монастыря и потому хорошо просматривается со всех сторон. На первом его этаже размещена теплая Никольская церковь, на втором — холодная Святой Троицы. Венчают собор пять куполов, посаженные на большие барабаны, украшенные колоннами. К северо-западному углу здания примыкает шатровая колокольня (возможно, 1690-х гг.), которую можно считать местной достопримечательностью из-за своеобразия архитектуры: заниженный четверик и повышенный восьмерик. Потом именно такой тип колокольни станет традиционным для церковной архитектуры Гороховца. Крыльцо храма с лестницей с южной стороны также относится к образцам именно гороховецкого зодчества XVII в.: вместо легких колонок свод поддерживают массивные столбы-пилоны. Переход, соединявший паперть с колокольней, со временем был разобран.
Следующее каменное здание монастыря — надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы — было возведено иждивением другого состоятельного гороховецкого купца Григория Авдеевича Ширяева. О строительстве храма Ширяев «бил челом» патриарху Адриану в 1698 г.: "Бил челом нам… города Гороховца посадской человек Григорий Авдиев сын Ширяев, а в челобитной его написано в Гороховце де на горе в Троицком и Николаевском монастыре церковь деревянная во имя Покрова Пресвятыя Богородицы гораздо ветха и служить в ней не возможно и ныне де обещался он построить у того монастыря Святые врата каменные и на тех вратех построить церковь каменную ж во имя Покрова Пресвятыя Богородицы". Храм представлял собой одноглавый четверик с обходной галереей.
В 1930-е гг. его за ветхостью разобрали. Археологические раскопки конца 1980-х — начала 1990-х гг. показали, что фундаменты храма сохранились хорошо. Сейчас на его месте и в память о нем выстроена деревянная часовня. На краю северного склона горы, в линии монастырской ограды, стоит двухэтажная церковь Иоанна Лествичника — одноглавый бесстолпный храм с трапезной. Возведена в 1710–1716 гг. на деньги брата Григория Авдеевича Ширяева — Ивана Авдеевича Ширяева.
Исследователи архитектуры отмечают его крыльцо с мощными бочкообразными столбами, пристроенное с южного фасада. Оно имеет ярко выраженный светский характер и обладает выразительной формой, которая когда-то дополнялась более живописным абрисом кровли. Крыльцо проектировалось с большой выдумкой. Тщательно вытесывались кирпичи для криволинейных граненых столбов. В ширинки их пьедесталов вставлялись яркие самоцветы изразцов. Мастера старались идти в ногу со временем и в каменных перилах верхней площадки над традиционными ширинками поместили детали столичной архитектуры - балясины, рожденные под южным небом Средиземноморья. Мастера каменных дел еще не освоили тектоническую систему «фряжской» архитектуры, однако они с удовольствием применяют понравившиеся детали. Наличники окон второго этажа церкви уже включают колонки с коринфскими капителями и подобие классического трехчастного антаблемента, над которым совершенно неожиданно вырастает сложное декоративное завершение, получившее позднее образное наименование «петушиных гребешков».
Одновременно (или чуть позже) с храмом Иоанна Лествичника был выстроен двухэтажный настоятельский корпус, примыкающий к нему с запада. Возведен он в традициях гражданского древнерусского зодчества: «в две связи», то есть с сенями посередине и жилыми покоями по сторонам. Снаружи здание имеет довольно скромный вид: по вертикали фасады членятся «лопатками», а по горизонтали оформлены профилированными карнизами и междуэтажными тягами. Внутри здание часто перестраивалось, но большую часть времени на втором этаже была настоятельская келья, соединенная с церковью переходом, а внизу - братская трапезная. В начале XVIII в. возвели и «круг оного монастыря ограду каменную круглую мерою на сто пятьдесят саженех высотою две сажени с половиною, а в некоторых местах по две сажени» с башенками по углам. Башенки по углам ограды были украшены цветными изразцами, вставленными в ширинки. Главные ворота монастыря сделали в восточной стене.
Вот что пишут научные сотрудники археологической экспозиции Гороховецкого историко-архитектурного музея: «В 2017 году на территории городища проводились исследования, связанные с изучением фундаментных конструкций монастырской ограды XVIII в., проходящей по трассе ранее существовавших древних укреплений. В ходе работ получены данные о существовании оборонительных укреплений по всему периметру городища. В шурфе, заложенном с северной стороны городища, зафиксированы остатки фортификационных сооружений». В конце XIX в. монастырский ансамбль дополнила часовня-киворий над усыпальницей Петра Павловича Кожина (1829-1890) — героя Крымской войны, владимирского губернского предводителя дворянства, тайного советника, одного из самых богатых и влиятельных лиц Владимирского края, благотворителя и мецената, почетного попечителя Владимирской губернской гимназии. Вдоль юго-западной монастырской стены находился старинный некрополь элиты Гороховца XVII–XIX столетий. После разорения монастыря в 1920–1930-е гг. уцелело лишь несколько надгробий.
Кроме двух братских корпусов, построенных по правую и левую стороны Покровской церкви и святых врат, был построен еще один каменный одноэтажный корпус, который располагался в северной стороне, на той же линии, что и настоятельский корпус, за калиткой, со входом в монастырь от реки Клязьмы. По оградной восточной стене до башни к братским кельям примыкал конюшенный двор и сарай для хранения монастырского экипажа. За оградой в восточной части находились яблоневый сад и огород, колодец и баня. Все основные постройки Николаевского монастыря располагались по периметру комплекса, создавая вместе с оградой своеобразное пространственное обрамление основному архитектурному сооружению Троице-Никольского собора. Выразительный контур зданий монастыря, его органическая пространственная связь с природным ландшафтом гармонична, величественна и непринужденна. Гармония наблюдалась не только во внешнем, но и во внутреннем убранстве храмов, в росписях стен и потолков, в иконостасах и иконах, литургических принадлежностях и священнических облачениях.
В доказательство приведем опись предметов монастыря, содержащихся в Исторических сведениях: "Никольский монастырь основан в 1643 г., но кем именно — сведений не имеется. В означенном монастыре существует три каменных церкви. Троицко-Никольская двухэтажная каменная церковь, крытая железом. Построена в 1681 г. иждивением Гороховецкого посадского человека Семена Ершова. Общий вид храма — квадратный о пяти главах с восьмиконечными железными вызолоченными крестами. Храм длиною 15 сажень, шириною семь сажень, верхний во имя Св. Троицы, а нижний — во имя Св. Николая Чудотворца. Наружный вид храма особых украшений не имеет. Храм Св. Иоанна Спасителя Лествицы находится на северо-восточном углу монастырской ограды. Построен в 1710 г. Гороховецким посадским человеком Иваном Андреевым Ширяевым, каменный, крыт железом, имеет одну главу с вызолоченным крестом; длиною храм 30 аршин; снаружи особых украшений не имеет.
Храм в честь Покрова Пресвятыя Богородицы находится над святыми, стоящими на восточной стороне монастырской ограды, каменный, крыт железом, об одной главе, крест железный выкрашенный; длиною храм 20 аршин и шириною 15 аршин. Построен в 1689 г. иждивением гороховецкого посадского человека Григория Авдеева Ширяева. Храм квадратный, алтарь полукруглый, с папертью каменною. Колокольня каменная, стоит отдельно от Троицко-Никольской церкви, основание имеет квадратное, средняя часть восьмигранная, а верхняя имеет конусный вид, с малыми 24 пролетами и главою малого размера; крест железный крашеный; на колокольне имеется больших и малых 9 колоколов, из них самый большой колокол весит 157 пудов 27 фунтов, слит в г. Москве иждивением гостиного сотника Петра Иванова Ширяева в 1742 г. ноября 11 дня. В нижнем этаже колокольни находится монастырская кладовая, а в среднем этаже устроена в 1884 г. ризница".
Реформы Петра I каким-то образом не коснулись Николаевского монастыря, и до 1764 г. вотчина с 76 крестьянами была сохранена за монастырем, поэтому материально монастырю было гораздо легче выживать в эти годы. Управление до 1764 г. монастырь имел игуменское и только по выведению за штат в царствование Екатерины II, перешел на управление Священным Синодом.
Со времени Петра I в монастырь постоянно посылались на содержание больные и раненые военные, а также умалишенные преступники. Супруга Петра Великого, Екатерина I, подтвердила все указы, касавшиеся монастырей. Ужесточились меры по пресечению бегства из монастырей: беглых монахов предписывалось предавать суду и подвергать публичному наказанию плетьми. Пострижение разрешалось лишь вдовым священникам, остальные должны были получать разрешение от Синода. Послабление наступило в царствование Елизаветы Петровны, но и при ней правительство не отказывалось от Петровского законодательства. Только в 1761 году было дозволено постригать выходцев из всех сословий, Елизавета подтвердила прежние жалованные грамоты монастырям на владение населенными землями, освободила монастыри от содержания инвалидов и престарелых.
При Александре I (1801-1825 гг.) продолжалось возрождение монашества, этому содействовало и расположение императора к иночеству. В 1808 г. насчитывалось 447 православных монастырей (353 мужских и 94 женских), а монашествующих всего около 5000. В 1815 г. было уже 478 монастырей (387 мужских и 91 женский), монашествующих - 6600 человек. Ободрённые таким расположением государя монастырские власти и иноки нередко ходатайствовали перед ним о своих нуждах, и часто монастыри получали от него частные пособия то в виде денежных пожертвований, то земельных дач, то в виде отпуска из казны строительных материалов. К этому времени относятся некоторые земельные приобретения и Гороховецкого Николаевского монастыря (жертвуемые государством и частными гражданами), которые весьма поддерживают хозяйственную жизнь монастыря, имеющего большие трудности после изъятия у него земельной собственности во времена Екатерины II.
По указу Гроховецкого магистрата от 10 июня 1774 г., о пожертвовании в обитель фруктового сада от неизвестного гражданина Н. и о завещании от 1815 г. гороховецкого мещанина В. П. Ершевского на уступку участка своего сада к данному участку гражданина Н., а также свидетельству из Гороховецкого уездного суда о правах владения монастыря четырьями пашнями за рекой Клязьмой, монастырь вновь обрел хозяйственную независимость в виде земельных угодий, рыбных ловель, садов и мельницы. Но пожертвования совершались не только в виде недвижимости и земельных угодий, но и виде денежных средств.
В царствование Александра II (1856-1881 гг.) продолжалось улучшение внешнего благосостояния монастырей, возрастало и число монашествующих. Этому способствовали и те послабления, какие делало правительство касательно пострига в монахи. Оно увеличивало штатное количество братии для монастырей, указом 1865 г. предоставило епархиальным архиереям право пострижения без разрешения Синода и дозволило в заштатные монастыри принимать столько братии, сколько они могут содержать. Гороховецкий Николаевский монастырь к этому времени был переведен на штатное расписание 3-го класса, ему дозволялось содержать семь человек братии, помимо послушников и трудников.
Сохранилась монастырская опись: «Опись Николаевского монастыря 1860 г.", в которой в частности говорится: Кругом монастыря каменная ограда, на восточной стороне с двумя в смежности вратами, одни для торжественных ходов, а другие для въезда, на северной стороне — с калиткою. В ограде находятся здания: среди монастыря двухэтажная соборная церковь, вверху — во имя Св. Живоначальныя Троицы, а внизу — во имя Святителя и Чудотворца Николая, с стоящею при ней отдельно на север колокольнею на ней девять колоколов. Над вратами ограды церковь во имя Покрова… и по обеим сторонам врат одноэтажный корпус, на северном углу ограды над упраздненными службами — церковь во имя Иоанна Списателя Лествицы, в смежности с нею к западу — двухэтажный корпус, в северной же стене ограды за калиткою одноэтажный корпус.
Все здания каменные, соборная церковь покрыта железом, а прочие — тесом. Все церкви и большой корпус со сводами, а прочие — с накатниками. Настоятельские покои вверху двухэтажного корпуса о 16-ти с трех сторон окнах, в трех раздельных капитальными стенами комнатах и с двумя в них входами: наружною каменною и внутреннею деревянною лестницами. От каменной лестницы — комната холодная с кладовою, середняя — с кирпичною печью и разделена перегородками, с тремя в них дверьми, наугольная комната — с изразцовой печью и о четырех помещениях, в зале и спальне двери створчатые, резные, в одних нутряной замок с щеколдою.
Имеет смысл привести и последнюю опись Гороховецкого Троице-Николаевского монастыря, датированную 1913-м годом, аккурат перед войной 1914 года и революцией: «Ведомость о состоянии Гороховецкого Николаевского монастыря за 1913 год". Обитель, именуемая заштатным монастырем, основана в 1643 г., в оном монастыре существуют три каменные церкви: а) Троицко-Никольская двухэтажная крытая железом. Построена в 1681 г. иждивением Гороховецкого посадского человека Семена Ершова; б) Покровская каменная над святыми воротами, в 1893 г. покрыта железом, пожертвованным дворянкою Елизаветою Сергеевой Кислинской. Построена в 1689 г. иждивением Гороховецкого посадского человека Григория Авдеева Ширяева.
В 1903 г. возобновлен иконостас; в) Иоанно-Лествичная Списательская каменная двухэтажная крытая железом. Построена в 1710 г. иждивением Гороховецкого посадского человека Ивана Авдеева Ширяева. Колокольня каменная, когда и кем построена, неизвестно. Как здания церквей, так и здание колокольни довольно прочныя. Кругом всего монастыря каменная ограда не особенно прочная. Внутри монастыря имеются 4 каменных корпуса: а) настоятельский каменный двухэтажный крыт железом, в верхнем этаже помещается настоятель, а в нижнем братские кельи; б) второй корпус одноэтажный, в нем помещаются братские кельи и трапеза; в) третий корпус одноэтажный, в нем помещаются братские кельи, крыт железом; г) четвертый корпус в 1898 г. покрыт железом. В оградной стене от последнего корпуса присоединен скотный двор деревянный в каменных столбах; в 1891 г. был перестроен заново, за монастырской оградой в саду находится деревянная баня, крытая тесом».
Наступление на монастыри началось в 1918 г., когда еще не было издано об этом специального закона, по инициативе местных властей, одобренных центральной властью. Протесты против закрытия монастырей и насильственного выселения из них монахов пресекались в судебном порядке как акты сопротивления представителям власти. Массовый характер закрытие монастырей приняло в 1919-1923 гг. в ходе национализации их имущества. Оно сопровождалось глумлением над мощами святых угодников, а также страшными репрессиями против монашествующих. К этому времени относится и закрытие Гороховецкого Николаевского монастыря. Какое-то время из-за отдаленности от центра он мог удержаться от закрытия дольше других. Его закрытию предшествовало прибытие в августе 1919 г. в Гороховец представителей Наркомпроса.
Первая же встреча с городом вызвала восхищение, в своем дневнике руководитель экспедиции, художник и искусствовед, академик И.Э. Грабарь записал: «…и дивная Муромская архитектура, и сам Феофан поблекли перед Гороховцем. Правда, здесь половину дела сделала природа… Когда на дальнем высоком берегу Клязьмы показались огоньки, зажегшиеся от заходящего солнца в стеклах невидимых еще зданий, то уже это одно было изумительно хорошо. Вскоре стали вырисовываться какие-то монастыри, тонувшие высоко вверху в зелени. Казалось, что это не город, а просто два-три десятка церквей, разбросанных по горе в каком-то игрушечном стиле… Пошли бродить по городу, который весь оказался как бы застывшим с XVII века — ну просто как «Спящая красавица», — до такой степени, что мы не видели даже новых домов.
Все церкви белые, все почти без исключения не тронуты с XVII века, — не расшиты, как всюду, сохранили черепичную чешую главы, ста- рые ворота и ограды и столько старых каменных домов, сколько их нет во всей России. Мы ходили весь вечер и часть ночи как во сне… Другого такого «Китежа» я не знаю». В состав экспедиции помимо И.Э. Грабаря входили научные сотрудники А.И. Анисимов, И.Н. Померанцев, Т.Г. Трапезников, архитектор Н.К. Жуков, художник-реставратор Г.О. Чириков. Они обследовали произведения искусства, находившиеся в церквах, а также старинные постройки города. Наиболее ценные сооружения были взяты под государственную охрану: архитектурные ансамбли Сретенского, Николаевского и Знаменского монастыря, Благовещенский собор, а также Воскресенская церковь. Тем самым гарантировалась их неприкосновенность. Все вопросы, связанные с их дальнейшей жизнью решались теперь только Музейным отделом Наркомпроса.
В конце 1922 — начале 1923 гг. последние насельники покинули Николаевский монастырь и он был закрыт и передан сначала в ведение Губмузея, а затем превращен в детский дом. Местные жители пытались отстоять его от полного закрытия и ходатайствовали о переводе храма в приходской, но получили отказ. В конце 1980-х гг. существенно изменилась политическая обстановка в стране, что благотворно сказалось и на положении РПЦ. В 1988 г. торжественно было отмечено тысячелетие крещения Руси, и с этого момента началось возрождение православных монастырей. Новооткрытые монастыри столкнулись с большими трудностями внешнего и внутреннего характера. Храмы, как правило, находились в разрушенном состоянии, жилые корпуса были заняты жильцами и учреждениями, выселение которых растянулось на много лет.
Для чего только городские власти не использовали Никольский монастырь. Здесь был детский дом, в Троицком храме — склад кино и фотодокументов, затем — общежитие-коммуналка, в самом храме Иоанна Лествичника жили люди: вместо церковного свода — потолки, вокруг алтаря — балкон, на котором жильцы сушили белье. Казалось, восстановление монастыря невозможно, и многие говорили это новому настоятелю иеромонаху Петру (Радзину), который прибыл в город Гороховец 14 декабря 1993 года вместе с насельниками Муромского Благовещенского монастыря Владимиром, Дионисием (Шустовым), Романом (Радзиным), Вадимом и Владимиром.
19 декабря в день памяти святителя Николая Чудотворца в монастырь прибыл преосвященнейший владыка Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский, тогда еще епископ, чтобы отслужить праздничный молебен. Впервые после стольких лет запустения в монастыре вновь зазвучала молитва — началось его возрождение. Владыка подарил монастырю икону свт. Николая, а настоятель Казанского храма города Гороховца, митрофорный протоиерей Георгий, пожертвовал монастырю 9 икон и часть иконостаса. В конце декабря удалось подготовить храм Иоанна Лествичника к службе. 5 января 1994 года в монастыре был рукоположен первый дьякон, а 18 января состоялась передача актов — монастырь перешел в пользование иеромонаха Петра с братией.
Храм Иоанна Лествичника не выдержал первым. Время взяло свое — сгнили пол и потолки, а 22 января 1994 года рухнула крыша. С первых дней весны ее начали ремонтировать. Это являлось главной задачей монастырской братии и трудников, поэтому уже в мае первую половину работы выполнили — перекрыли трапезную часть храма и приступили к ремонту пола. 27 февраля 1994 года произошло еще одно важное событие в жизни монастыря — перед всенощным бдением в первый раз зазвучал монастырский колокол, впервые разнесся по всей округе радующий душу благовест. В декабре 1998 года возрожденная обитель отметила свое пятилетие. Многое за эти 5 лет изменилось в монастыре. В феврале 1997 года в монастыре запустили газовую линию, полностью закончили ремонт в храме Иоанна Лествичника, привели в порядок Троицко-Никольский собор, на месте разрушенной церкви Покрова Пресвятой Богородицы построили деревянную часовню, построили баню, дом для гостей, архиерейский домик.
Возрождение обители продолжалось, и в 1999 году был отстроен полностью разрушенный в советские годы алтарь теплой Никольской церкви. В 2000 году освящен крест на главном куполе Троицкого Собора. Освящен и водружен купол с крестом над алтарем церкви свт. Николая. В 2001 году поставлен новый иконостас в церкви Иоанна Лествичника. В 2006 году полностью восстановлено ограждение вокруг монастыря, отремонтирована, оштукатурена и окрашена каменная часть ограждения монастыря. Произведен ремонт барабанов купола Троицкого собора, его полная окраска снаружи.
Летом 2006 года начали восстановительные работы в теплом Никольском храме, была вновь проведена электропроводка, заведено и подключено отопление, оштукатурены стены алтаря, отремонтированы стены храма, убран старый бетонный пол, проведены земляные работы, настлан деревянный пол. Стены были окрашены, вставлены новые оконные рамы и двери, смонтирован иконостас, завезены и установлены церковные принадлежности (жертвенник, престол, аналой, паникадило, подсвечники).
19 декабря 2006 года в день свт. Николая владыка Евлогий провел первую литургию в теплом храме св. Николая Чудотворца, а 31 декабря 2006 года храм был освящен и стал основным повседневно-служебным храмом монастыря.
С сайта: https://stnmem.ru/monastyr/istoriya