ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Гороховец. Троицкий Никольский мужской монастырь.

Троице-Никольский монастырь


Гороховец. Троицкий Никольский мужской монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1644.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Владимирская область, Гороховец, улица Пролетарская, 12

Координаты: 56.20374, 42.67407
Проезд:На въезде в город с трассы Е22 (М7) повернуть влево и въехать на Пужалову Гору, ориентир указатели коммерческой гостиницы с услугами горнолыжной трассы. Далее двигаться по Комсомольской улице вдоль гребня горы до упора под знак "проезд запрещен". Пешим ходом можно подняться к монастырю снизу с центральной площади города с любой из трех сторон.



План Николо-Троицкого монастыря в Гороховце
Храмы монастыря:

1. Собор Троицы Живоначальной
2. Церковь Иоанна Лествичника
3. Часовня-усыпальница П.П. Кожина
4. Часовня на месте Покровской церкви

Другие постройки и объекты:

5. Настоятельский корпус (XVIII в.)
6. Кельи
7. Хозяйственная постройка
8. Монастырская постройка
9. Монастырская постройка (строится)
10. Туалет
11. Колодец
12. Ограда (XVIII в.)
13. Южные ворота (XVIII в.)
14. Северные ворота (XVIII в.)
15. Башня ограды (XVIII в.)
16. Некрополь
17. Смотровая площадка

Скиты монастыря:
Свято-Георгиевский скит Преподобного Сергия Радонежского, левый берег реки Клязьма, 14км в западу от Гороховца



Сортировка:

Троицкий Никольский мужской монастырь, , Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
ДмитрийП.
3 мая 2015
Троицкий Никольский мужской монастырь, , Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Тамара Заводскова
17 сентября 2003
Троицкий Никольский мужской монастырь, , Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Юрий Моченов
17 марта 2024
Троицкий Никольский мужской монастырь, Ограда с башней, некрополь<br>, Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Ограда с башней, некрополь
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
9 июня 2021
Троицкий Никольский мужской монастырь, , Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
25 апреля 2021
Троицкий Никольский мужской монастырь, , Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
25 апреля 2021
Троицкий Никольский мужской монастырь, , Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Altaets
20 апреля 2021
Троицкий Никольский мужской монастырь, , Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Altaets
20 апреля 2021
Троицкий Никольский мужской монастырь, , Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Altaets
20 апреля 2021
Троицкий Никольский мужской монастырь, , Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Алексей Трифонов
21 февраля 2021
Троицкий Никольский мужской монастырь, , Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
31 октября 2016
Троицкий Никольский мужской монастырь, , Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
31 октября 2016
Троицкий Никольский мужской монастырь, , Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
ДмитрийП.
3 мая 2015
Троицкий Никольский мужской монастырь, вид с востока<br>, Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
вид с востока
chirokov
13 сентября 2010
Троицкий Никольский мужской монастырь, Панорама с юго-востока<br>, Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Панорама с юго-востока
Олег Щёлоков
26 апреля 2008
Троицкий Никольский мужской монастырь, , Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Алексей Кротов
3 ноября 2024
Троицкий Никольский мужской монастырь, , Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
25 апреля 2021
Троицкий Никольский мужской монастырь, Надвратная икона<br>, Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Надвратная икона
Вестернин Александр
15 августа 2019
Троицкий Никольский мужской монастырь, , Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
31 октября 2016
Троицкий Никольский мужской монастырь, , Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
31 октября 2016
Троицкий Никольский мужской монастырь, Башня ограды<br>, Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Башня ограды
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Андрей и Татьяна Павловы
12 мая 2016
Троицкий Никольский мужской монастырь, , Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Алексей Кротов
21 сентября 2013
Троицкий Никольский мужской монастырь, На заднем плане деревянная часовня-памятник на месте Покровской церкви<br>, Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
На заднем плане деревянная часовня-памятник на месте Покровской церкви
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
7 августа 2009
Троицкий Никольский мужской монастырь, , Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
1 июля 2008
Троицкий Никольский мужской монастырь, , Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
1 мая 2008
Троицкий Никольский мужской монастырь, Николо-Троицкий монастырь.Ограда с воротами.<br>, Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Николо-Троицкий монастырь.Ограда с воротами.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
19 октября 2007
Троицкий Никольский мужской монастырь, Ограда монастыря с башней<br>, Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Ограда монастыря с башней
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
19 октября 2007
Троицкий Никольский мужской монастырь, Сайт «Фотостарина. Старые фотографии России»<br>, Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Сайт «Фотостарина. Старые фотографии России»
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Антипин
1 июня 1900
Троицкий Никольский мужской монастырь, Почтовая открытка нач. ХХ века<br>, Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Почтовая открытка нач. ХХ века
Алексей Кротов
01.01.1900 - 01.01.1917
Троицкий Никольский мужской монастырь, Фотоснимок с дореволюционной фотокарточки.<br>, Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Фотоснимок с дореволюционной фотокарточки.
Алексей Кротов
Троицкий Никольский мужской монастырь, Строительные работы в монастыре - мощение дорожек к кельям.<br>, Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Строительные работы в монастыре - мощение дорожек к кельям.
Черниховский Дмитрий
4 августа 2011



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Вадим кр
 
Вадим кр  1 июня 2016

Свято-Троице Никольский мужской православный монастырь в городе Гороховец был основан во второй четверти XVII века на месте старой городской крепости. Расположился он на вершине Пужаловой горы. В XVIII веке монастырскую территорию обнесли каменным забором, установив по углам башни.

Главным строением Свято-Троице Никольского мужского монастыря, построенным на средства купца Ершова, является Троицкий собор. На двух этажах храма расположились две церкви: зимняя церковь Николы – на первом этаже, летняя Святой Троицы – на втором. Стены кирпичного строения в виде бесстолпного четверика украшены резными деталями из камня. Венчают собор 5 позолоченных куполов.

В северной части Свято-Троице Никольского мужского монастыря в начале XVIII века возвели двухэтажную церковь Иоанна Лествичника, в которой первый этаж играл роль склада, второй отдали под алтарь. Над главными воротами с восточной стены была построена надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, завершавшаяся небольшим куполом и имевшая скромное убранство фасадов.

В закрытом в 20-х годах XX века Никольском монастыре монашеская жизнь возобновилась только в 1993 году. На сегодняшний день Свято-Троице Никольский монастырь является действующим.

http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/nikolskiy-muzhskoy-pravoslavniy-monastir.html


Сергей Ковров   16 декабря 2017

Троице-Никольский мужской монастырь — старинная монашеская обитель в городе Гороховец Владимирской области, живописно расположенная на Никольской (Пужаловой) горе высоко над городом. Монастырь был основан в XVII веке, по преданию, на этом месте и ранее существовала небольшая обитель, основанная преподобным Сергием Радонежским во время путешествия через Владимир в Нижегородский край. Главным храмом обители стал Троицкий собор, который был заложен в 1681 году. Строительство продолжалось до 1689 года. Троицкий собор имеет два этажа, где размещаются две церкви. На первом этаже находится теплая (зимняя) церковь Николы, а на втором холодная (летняя) церковь Святой Троицы. В основании храм имеет прямоугольник правильной формы, стены украшены резными каменными деталями, окна украшены наличниками. Венчают собор пять куполов, посаженные на большие барабаны, украшенные колоннами.

Вход в Троицкий собор украшен крыльцом, а с северо-западной стороны к собору пристроена шатровая колокольня. В основании колокольни находится четверик, который переходит в восьмерик. В следующие годы такой тип колокольни стал традиционным для церковной архитектуры Гороховца. В северной части монастыря в 1710 году была построена двухэтажная церковь Иоанна Лествичника. Строительство закончилось в 1716 году. Первый этаж был отдан под склады, а на втором этаже разместился сам храм. Здание выполнено в стиле трапезных русских храмов.
В восемнадцатом веке монастырь был обнесен каменным забором с башнями по углам. Главные ворота находились в восточной стене. Над воротами построена церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Это классическая для семнадцатого века надвратная церковь с небольшим куполом и скромным убранством фасадов. Рядом находился корпус с кельями монахов. Все строения на территории монастыря прилегают к каменной ограде, в центре расположен только Троицкий собор.

В XIX веке обители оказывал покровительство представитель старинного рода Кожиных — Петр Павлович Кожин, герой Крымской войны, владимирский губернский предводитель дворянства. Он был похоронен на территории монастыря в 1890 году, а над его могилой возвели часовню.
Свято-Троице Никольский монастырь был закрыт в 1920 году. Монастырь был отдан в распоряжение властей. Церкви были разорены, имущество монастыря национализировано. В Троицком соборе располагался местный склад кинопроката. Со сменой власти в стране, монастырь был возвращен Владимирской епархии Русской Православной Церкви. В 1993 году в Никольский монастырь снова начали стекаться монашествующие. В настоящее время монастырь является действующим. В Троицком соборе обители находится икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей, освященная в городе Бари (Италия).

http://meparhia.ru/eparh/31/39


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  18 февраля 2019

В городе Гороховец находится знаменитый Николо-Троицкий монастырь, который носит почетное звание главной достопримечательности города. Это – мужской православный монастырь. Буквально из любой точки города можно заметить кресты Николо-Троицкого монастыря, ведь его возвели на возвышенном месте Гороховца – Пужаловой горе. В 11 веке в данной местности было образовано поселение, а спустя век уже существовала оборонительная деревянная крепость.

Основание монастыря произошло в 17 веке. Главным храмом Николо-Троицкого монастыря стал Троицкий собор, заложение которого произошло в 1681 году. Необходимые денежные средства на возведение Троицкого собора были щедро пожертвованы богатым купцом из Гороховца Ершовым С.Н. Окончательно собор был выстроен к 1689 году. Он располагает двумя этажами, в пространстве которых размещены две церкви. Первый этаж занят теплой церковью Николы, а на втором этаже находится летняя церковь, освященная в честь Святой Троицы. Основание храма представлено правильной формы треугольником, а его стены украшены в виде резных, сделанных из камня деталей; при этом оконные проемы украшены необычными наличниками. Венчание собора выполнено в виде пяти куполов, которые посажены на внушительные барабаны, оснащенные колоннами.

Перед входом в Троицкий собор можно увидеть изящное крыльцо, а со стороны северо-запада стоит шатровая колокольня, в основании которой положен четверик, переходящий в восьмерик. На протяжении многих лет именно такой тип колокольни стал традиционным для церковно-православной архитектуры Гороховца.

В 1710 году в северной части Николо-Троицкого монастыря была выстроена двухэтажная церковь, освященная в честь Иоанна Лествичника. Строительные работы были завершены только в 1716 году. На первом этаже церкви были размещены склады, а второй этаж был занят алтарем. Храм Иоанна Лествичника был выстроен в стиле исконно русских трапезных церквей.

В середине 18 века Николо-Троицкий монастырь был обнесен забором, вымощенным из камня, а по его углам располагались небольшие башни. Парадные ворота разместились в восточной стене. Стоит отметить, что они несколько преграждали главную дорогу, по которой многочисленные монахи спускались на территорию города.

Прямо над воротами состоялось возведение церкви, освященной в честь Покрова. Данная церковь является надвратной и сконструирована согласно архитектурным традициям 17 столетия. Храм оснащен небольшим куполом и отличается довольно скромным фасадным убранством. Неподалеку от нее расположен корпус с монашескими кельями, которые были выстроены практически сразу с момента основания монастыря. Стоит отметить, что все постройки, расположенные на территории Николо-Троицкого монастыря, несколько прилегают к ограде; центральная часть двора отведена по главный Троицкий собор.

Как известно, в годы правления советской власти проводились масштабные антирелигиозные мероприятия, направленные на подавления влияние Православной Церкви. Свято-Троице-Никольский монастырь не смог избежать данной участи, и в 1920 году его закрыли. Все церкви монастыря были разграблены и разорены, а имущество полностью национализировано. После проведенных мероприятий в здании Троицкого собора расположился кинотеатр, а также склад, предназначенный для кинопроката.

Как только власть в стране поменялась, Николо-Троицкий монастырь был возвращен Владимиро-Суздальской епархии. Ближе к 1993 году его почти полностью заселили монахи, которые стали постепенно заново обустраивать монашеские кельи. На сегодняшний день монастырь действует, а его великолепные ворота открыты для многочисленных посетителей. На данный момент в Николо-Троицком монастыре бережно хранятся частицы мощей преподобного святого Николая Угодника, по причине чего в монастырь приходит большое количество православных верующих, чтобы помолиться возле останков одного из самых почитаемых святых на русской земле.

https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=1729

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Никольском Гороховецком монастыре (утрачена)

Надвратная церковь над восточными Святыми воротами монастыря, построенная на средства купца Г. А. Ширяева в 1689 г. Одноглавый четверик с обходной галереей. Сломана в середине ХХ в.

https://svyatsy.org/churches/vladimirskaya_oblast/gorohoveckiy_rayon/gorohovec/cerkov_pokrova_presvyatoy_bogorodicy_v_nikolskom_gorohoveckom_monastyre/


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  9 декабря 2024

В период царствования Михаила Федоровича (примерно 1620–1643 гг.) на горе, на месте древней крепости, был возведен Свято-Троицкий Никольский мужской монастырь. В переписной книге 1646 г. указывался ружный деревянный шатровый храм Троицы с приделом Николая Чудотворца. Каменное строительство началось в монастыре в 1686 г., когда «посадский человек», богатейший купец Гороховца Семен Никифорович Ершов обратился к московскому патриарху Иоакиму с челобитной: "Бил челом нам… гороховлянин посадской человек Семен Ершев а в челобитной его написано в Гороховце де в Николаевском монастыре внутри города церковь Живоначальныя Троицы а под нею церковь чудотворца Николая теплая деревянная ветхия и служить нельзя и ныне де он обещался в том монастыре построить каменную церковь во имя Живоначальныя Троицы, а под нею другую, во имя Николая Чудотворца теплую и нам святейшему патриарху пожаловать бы его благословить велеть те церкви строить и о том дать ему нашу благословенную грамоту". Спустя три года, в 1689 г., выстроенный иждивением Ершова Троице-Никольский собор был освящен.

Храм поставлен практически посередине территории монастыря и потому хорошо просматривается со всех сторон. На первом его этаже размещена теплая Никольская церковь, на втором — холодная Святой Троицы. Венчают собор пять куполов, посаженные на большие барабаны, украшенные колоннами. К северо-западному углу здания примыкает шатровая колокольня (возможно, 1690-х гг.), которую можно считать местной достопримечательностью из-за своеобразия архитектуры: заниженный четверик и повышенный восьмерик. Потом именно такой тип колокольни станет традиционным для церковной архитектуры Гороховца. Крыльцо храма с лестницей с южной стороны также относится к образцам именно гороховецкого зодчества XVII в.: вместо легких колонок свод поддерживают массивные столбы-пилоны. Переход, соединявший паперть с колокольней, со временем был разобран. 

Следующее каменное здание монастыря — надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы — было возведено иждивением другого состоятельного гороховецкого купца Григория Авдеевича Ширяева. О строительстве храма Ширяев «бил челом» патриарху Адриану в 1698 г.: "Бил челом нам… города Гороховца посадской человек Григорий Авдиев сын Ширяев, а в челобитной его написано в Гороховце де на горе в Троицком и Николаевском монастыре церковь деревянная во имя Покрова Пресвятыя Богородицы гораздо ветха и служить в ней не возможно и ныне де обещался он построить у того монастыря Святые врата каменные и на тех вратех построить церковь каменную ж во имя Покрова Пресвятыя Богородицы". Храм представлял собой одноглавый четверик с обходной галереей.

В 1930-е гг. его за ветхостью разобрали. Археологические раскопки конца 1980-х — начала 1990-х гг. показали, что фундаменты храма сохранились хорошо. Сейчас на его месте и в память о нем выстроена деревянная часовня. На краю северного склона горы, в линии монастырской ограды, стоит двухэтажная церковь Иоанна Лествичника — одноглавый бесстолпный храм с трапезной. Возведена в 1710–1716 гг. на деньги брата Григория Авдеевича Ширяева — Ивана Авдеевича Ширяева. 

Исследователи архитектуры отмечают его крыльцо с мощными бочкообразными столбами, пристроенное с южного фасада. Оно имеет ярко выраженный светский характер и обладает выразительной формой, которая когда-то дополнялась более живописным абрисом кровли. Крыльцо проектировалось с большой выдумкой. Тщательно вытесывались кирпичи для криволинейных граненых столбов. В ширинки их пьедесталов вставлялись яркие самоцветы изразцов. Мастера старались идти в ногу со временем и в каменных перилах верхней площадки над традиционными ширинками поместили детали столичной архитектуры - балясины, рожденные под южным небом Средиземноморья. Мастера каменных дел еще не освоили тектоническую систему «фряжской» архитектуры, однако они с удовольствием применяют понравившиеся детали. Наличники окон второго этажа церкви уже включают колонки с коринфскими капителями и подобие классического трехчастного антаблемента, над которым совершенно неожиданно вырастает сложное декоративное завершение, получившее позднее образное наименование «петушиных гребешков».

Одновременно (или чуть позже) с храмом Иоанна Лествичника был выстроен двухэтажный настоятельский корпус, примыкающий к нему с запада. Возведен он в традициях гражданского древнерусского зодчества: «в две связи», то есть с сенями посередине и жилыми покоями по сторонам. Снаружи здание имеет довольно скромный вид: по вертикали фасады членятся «лопатками», а по горизонтали оформлены профилированными карнизами и междуэтажными тягами. Внутри здание часто перестраивалось, но большую часть времени на втором этаже была настоятельская келья, соединенная с церковью переходом, а внизу - братская трапезная. В начале XVIII в. возвели и «круг оного монастыря ограду каменную круглую мерою на сто пятьдесят саженех высотою две сажени с половиною, а в некоторых местах по две сажени» с башенками по углам. Башенки по углам ограды были украшены цветными изразцами, вставленными в ширинки. Главные ворота монастыря сделали в восточной стене.

Вот что пишут научные сотрудники археологической экспозиции Гороховецкого историко-архитектурного музея: «В 2017 году на территории городища проводились исследования, связанные с изучением фундаментных конструкций монастырской ограды XVIII в., проходящей по трассе ранее существовавших древних укреплений. В ходе работ получены данные о существовании оборонительных укреплений по всему периметру городища. В шурфе, заложенном с северной стороны городища, зафиксированы остатки фортификационных сооружений». В конце XIX в. монастырский ансамбль дополнила часовня-киворий над усыпальницей Петра Павловича Кожина (1829-1890) — героя Крымской войны, владимирского губернского предводителя дворянства, тайного советника, одного из самых богатых и влиятельных лиц Владимирского края, благотворителя и мецената, почетного попечителя Владимирской губернской гимназии. Вдоль юго-западной монастырской стены находился старинный некрополь элиты Гороховца XVII–XIX столетий. После разорения монастыря в 1920–1930-е гг. уцелело лишь несколько надгробий.

Кроме двух братских корпусов, построенных по правую и левую стороны Покровской церкви и святых врат, был построен еще один каменный одноэтажный корпус, который располагался в северной стороне, на той же линии, что и настоятельский корпус, за калиткой, со входом в монастырь от реки Клязьмы. По оградной восточной стене до башни к братским кельям примыкал конюшенный двор и сарай для хранения монастырского экипажа. За оградой в восточной части находились яблоневый сад и огород, колодец и баня. Все основные постройки Николаевского монастыря располагались по периметру комплекса, создавая вместе с оградой своеобразное пространственное обрамление основному архитектурному сооружению Троице-Никольского собора. Выразительный контур зданий монастыря, его органическая пространственная связь с природным ландшафтом гармонична, величественна и непринужденна. Гармония наблюдалась не только во внешнем, но и во внутреннем убранстве храмов, в росписях стен и потолков, в иконостасах и иконах, литургических принадлежностях и священнических облачениях.

В доказательство приведем опись предметов монастыря, содержащихся в Исторических сведениях: "Никольский монастырь основан в 1643 г., но кем именно — сведений не имеется. В означенном монастыре существует три каменных церкви. Троицко-Никольская двухэтажная каменная церковь, крытая железом. Построена в 1681 г. иждивением Гороховецкого посадского человека Семена Ершова. Общий вид храма — квадратный о пяти главах с восьмиконечными железными вызолоченными крестами. Храм длиною 15 сажень, шириною семь сажень, верхний во имя Св. Троицы, а нижний — во имя Св. Николая Чудотворца. Наружный вид храма особых украшений не имеет. Храм Св. Иоанна Спасителя Лествицы находится на северо-восточном углу монастырской ограды. Построен в 1710 г. Гороховецким посадским человеком Иваном Андреевым Ширяевым, каменный, крыт железом, имеет одну главу с вызолоченным крестом; длиною храм 30 аршин; снаружи особых украшений не имеет. 

Храм в честь Покрова Пресвятыя Богородицы находится над святыми, стоящими на восточной стороне монастырской ограды, каменный, крыт железом, об одной главе, крест железный выкрашенный; длиною храм 20 аршин и шириною 15 аршин. Построен в 1689 г. иждивением гороховецкого посадского человека Григория Авдеева Ширяева. Храм квадратный, алтарь полукруглый, с папертью каменною. Колокольня каменная, стоит отдельно от Троицко-Никольской церкви, основание имеет квадратное, средняя часть восьмигранная, а верхняя имеет конусный вид, с малыми 24 пролетами и главою малого размера; крест железный крашеный; на колокольне имеется больших и малых 9 колоколов, из них самый большой колокол весит 157 пудов 27 фунтов, слит в г. Москве иждивением гостиного сотника Петра Иванова Ширяева в 1742 г. ноября 11 дня. В нижнем этаже колокольни находится монастырская кладовая, а в среднем этаже устроена в 1884 г. ризница".

Реформы Петра I каким-то образом не коснулись Николаевского монастыря, и до 1764 г. вотчина с 76 крестьянами была сохранена за монастырем, поэтому материально монастырю было гораздо легче выживать в эти годы. Управление до 1764 г. монастырь имел игуменское и только по выведению за штат в царствование Екатерины II, перешел на управление Священным Синодом. 

Со времени Петра I в монастырь постоянно посылались на содержание больные и раненые военные, а также умалишенные преступники. Супруга Петра Великого, Екатерина I, подтвердила все указы, касавшиеся монастырей. Ужесточились меры по пресечению бегства из монастырей: беглых монахов предписывалось предавать суду и подвергать публичному наказанию плетьми. Пострижение разрешалось лишь вдовым священникам, остальные должны были получать разрешение от Синода. Послабление наступило в царствование Елизаветы Петровны, но и при ней правительство не отказывалось от Петровского законодательства. Только в 1761 году было дозволено постригать выходцев из всех сословий, Елизавета подтвердила прежние жалованные грамоты монастырям на владение населенными землями, освободила монастыри от содержания инвалидов и престарелых.

При Александре I (1801-1825 гг.) продолжалось возрождение монашества, этому содействовало и расположение императора к иночеству. В 1808 г. насчитывалось 447 православных монастырей (353 мужских и 94 женских), а монашествующих всего около 5000. В 1815 г. было уже 478 монастырей (387 мужских и 91 женский), монашествующих - 6600 человек. Ободрённые таким расположением государя монастырские власти и иноки нередко ходатайствовали перед ним о своих нуждах, и часто монастыри получали от него частные пособия то в виде денежных пожертвований, то земельных дач, то в виде отпуска из казны строительных материалов. К этому времени относятся некоторые земельные приобретения и Гороховецкого Николаевского монастыря (жертвуемые государством и частными гражданами), которые весьма поддерживают хозяйственную жизнь монастыря, имеющего большие трудности после изъятия у него земельной собственности во времена Екатерины II.

По указу Гроховецкого магистрата от 10 июня 1774 г., о пожертвовании в обитель фруктового сада от неизвестного гражданина Н. и о завещании от 1815 г. гороховецкого мещанина В. П. Ершевского на уступку участка своего сада к данному участку гражданина Н., а также свидетельству из Гороховецкого уездного суда о правах владения монастыря четырьями пашнями за рекой Клязьмой, монастырь вновь обрел хозяйственную независимость в виде земельных угодий, рыбных ловель, садов и мельницы. Но пожертвования совершались не только в виде недвижимости и земельных угодий, но и виде денежных средств. 

В царствование Александра II (1856-1881 гг.) продолжалось улучшение внешнего благосостояния монастырей, возрастало и число монашествующих. Этому способствовали и те послабления, какие делало правительство касательно пострига в монахи. Оно увеличивало штатное количество братии для монастырей, указом 1865 г. предоставило епархиальным архиереям право пострижения без разрешения Синода и дозволило в заштатные монастыри принимать столько братии, сколько они могут содержать. Гороховецкий Николаевский монастырь к этому времени был переведен на штатное расписание 3-го класса, ему дозволялось содержать семь человек братии, помимо послушников и трудников.

Сохранилась монастырская опись: «Опись Николаевского монастыря 1860 г.", в которой в частности говорится: Кругом монастыря каменная ограда, на восточной стороне с двумя в смежности вратами, одни для торжественных ходов, а другие для въезда, на северной стороне — с калиткою. В ограде находятся здания: среди монастыря двухэтажная соборная церковь, вверху — во имя Св. Живоначальныя Троицы, а внизу — во имя Святителя и Чудотворца Николая, с стоящею при ней отдельно на север колокольнею на ней девять колоколов. Над вратами ограды церковь во имя Покрова… и по обеим сторонам врат одноэтажный корпус, на северном углу ограды над упраздненными службами — церковь во имя Иоанна Списателя Лествицы, в смежности с нею к западу — двухэтажный корпус, в северной же стене ограды за калиткою одноэтажный корпус.

Все здания каменные, соборная церковь покрыта железом, а прочие — тесом. Все церкви и большой корпус со сводами, а прочие — с накатниками. Настоятельские покои вверху двухэтажного корпуса о 16-ти с трех сторон окнах, в трех раздельных капитальными стенами комнатах и с двумя в них входами: наружною каменною и внутреннею деревянною лестницами. От каменной лестницы — комната холодная с кладовою, середняя — с кирпичною печью и разделена перегородками, с тремя в них дверьми, наугольная комната — с изразцовой печью и о четырех помещениях, в зале и спальне двери створчатые, резные, в одних нутряной замок с щеколдою.

Имеет смысл привести и последнюю опись Гороховецкого Троице-Николаевского монастыря, датированную 1913-м годом, аккурат перед войной 1914 года и революцией: «Ведомость о состоянии Гороховецкого Николаевского монастыря за 1913 год". Обитель, именуемая заштатным монастырем, основана в 1643 г., в оном монастыре существуют три каменные церкви: а) Троицко-Никольская двухэтажная крытая железом. Построена в 1681 г. иждивением Гороховецкого посадского человека Семена Ершова; б) Покровская каменная над святыми воротами, в 1893 г. покрыта железом, пожертвованным дворянкою Елизаветою Сергеевой Кислинской. Построена в 1689 г. иждивением Гороховецкого посадского человека Григория Авдеева Ширяева.

В 1903 г. возобновлен иконостас; в) Иоанно-Лествичная Списательская каменная двухэтажная крытая железом. Построена в 1710 г. иждивением Гороховецкого посадского человека Ивана Авдеева Ширяева. Колокольня каменная, когда и кем построена, неизвестно. Как здания церквей, так и здание колокольни довольно прочныя. Кругом всего монастыря каменная ограда не особенно прочная. Внутри монастыря имеются 4 каменных корпуса: а) настоятельский каменный двухэтажный крыт железом, в верхнем этаже помещается настоятель, а в нижнем братские кельи; б) второй корпус одноэтажный, в нем помещаются братские кельи и трапеза; в) третий корпус одноэтажный, в нем помещаются братские кельи, крыт железом; г) четвертый корпус в 1898 г. покрыт железом. В оградной стене от последнего корпуса присоединен скотный двор деревянный в каменных столбах; в 1891 г. был перестроен заново, за монастырской оградой в саду находится деревянная баня, крытая тесом».

Наступление на монастыри началось в 1918 г., когда еще не было издано об этом специального закона, по инициативе местных властей, одобренных центральной властью. Протесты против закрытия монастырей и насильственного выселения из них монахов пресекались в судебном порядке как акты сопротивления представителям власти. Массовый характер закрытие монастырей приняло в 1919-1923 гг. в ходе национализации их имущества. Оно сопровождалось глумлением над мощами святых угодников, а также страшными репрессиями против монашествующих. К этому времени относится и закрытие Гороховецкого Николаевского монастыря. Какое-то время из-за отдаленности от центра он мог удержаться от закрытия дольше других. Его закрытию предшествовало прибытие в августе 1919 г. в Гороховец представителей Наркомпроса.

Первая же встреча с городом вызвала восхищение, в своем дневнике руководитель экспедиции, художник и искусствовед, академик И.Э. Грабарь записал: «…и дивная Муромская архитектура, и сам Феофан поблекли перед Гороховцем. Правда, здесь половину дела сделала природа… Когда на дальнем высоком берегу Клязьмы показались огоньки, зажегшиеся от заходящего солнца в стеклах невидимых еще зданий, то уже это одно было изумительно хорошо. Вскоре стали вырисовываться какие-то монастыри, тонувшие высоко вверху в зелени. Казалось, что это не город, а просто два-три десятка церквей, разбросанных по горе в каком-то игрушечном стиле… Пошли бродить по городу, который весь оказался как бы застывшим с XVII века — ну просто как «Спящая красавица», — до такой степени, что мы не видели даже новых домов.

Все церкви белые, все почти без исключения не тронуты с XVII века, — не расшиты, как всюду, сохранили черепичную чешую главы, ста- рые ворота и ограды и столько старых каменных домов, сколько их нет во всей России. Мы ходили весь вечер и часть ночи как во сне… Другого такого «Китежа» я не знаю». В состав экспедиции помимо И.Э. Грабаря входили научные сотрудники А.И. Анисимов, И.Н. Померанцев, Т.Г. Трапезников, архитектор Н.К. Жуков, художник-реставратор Г.О. Чириков. Они обследовали произведения искусства, находившиеся в церквах, а также старинные постройки города. Наиболее ценные сооружения были взяты под государственную охрану: архитектурные ансамбли Сретенского, Николаевского и Знаменского монастыря, Благовещенский собор, а также Воскресенская церковь. Тем самым гарантировалась их неприкосновенность. Все вопросы, связанные с их дальнейшей жизнью решались теперь только Музейным отделом Наркомпроса.

В конце 1922 — начале 1923 гг. последние насельники покинули Николаевский монастырь и он был закрыт и передан сначала в ведение Губмузея, а затем превращен в детский дом. Местные жители пытались отстоять его от полного закрытия и ходатайствовали о переводе храма в приходской, но получили отказ. В конце 1980-х гг. существенно изменилась политическая обстановка в стране, что благотворно сказалось и на положении РПЦ. В 1988 г. торжественно было отмечено тысячелетие крещения Руси, и с этого момента началось возрождение православных монастырей. Новооткрытые монастыри столкнулись с большими трудностями внешнего и внутреннего характера. Храмы, как правило, находились в разрушенном состоянии, жилые корпуса были заняты жильцами и учреждениями, выселение которых растянулось на много лет.

Для чего только городские власти не использовали Никольский монастырь. Здесь был детский дом, в Троицком храме — склад кино и фотодокументов, затем — общежитие-коммуналка, в самом храме Иоанна Лествичника жили люди: вместо церковного свода — потолки, вокруг алтаря — балкон, на котором жильцы сушили белье. Казалось, восстановление монастыря невозможно, и многие говорили это новому настоятелю иеромонаху Петру (Радзину), который прибыл в город Гороховец 14 декабря 1993 года вместе с насельниками Муромского Благовещенского монастыря Владимиром, Дионисием (Шустовым), Романом (Радзиным), Вадимом и Владимиром. 

19 декабря в день памяти святителя Николая Чудотворца в монастырь прибыл преосвященнейший владыка Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский, тогда еще епископ, чтобы отслужить праздничный молебен. Впервые после стольких лет запустения в монастыре вновь зазвучала молитва — началось его возрождение. Владыка подарил монастырю икону свт. Николая, а настоятель Казанского храма города Гороховца, митрофорный протоиерей Георгий, пожертвовал монастырю 9 икон и часть иконостаса. В конце декабря удалось подготовить храм Иоанна Лествичника к службе. 5 января 1994 года в монастыре был рукоположен первый дьякон, а 18 января состоялась передача актов — монастырь перешел в пользование иеромонаха Петра с братией.

Храм Иоанна Лествичника не выдержал первым. Время взяло свое — сгнили пол и потолки, а 22 января 1994 года рухнула крыша. С первых дней весны ее начали ремонтировать. Это являлось главной задачей монастырской братии и трудников, поэтому уже в мае первую половину работы выполнили — перекрыли трапезную часть храма и приступили к ремонту пола. 27 февраля 1994 года произошло еще одно важное событие в жизни монастыря — перед всенощным бдением в первый раз зазвучал монастырский колокол, впервые разнесся по всей округе радующий душу благовест. В декабре 1998 года возрожденная обитель отметила свое пятилетие. Многое за эти 5 лет изменилось в монастыре. В феврале 1997 года в монастыре запустили газовую линию, полностью закончили ремонт в храме Иоанна Лествичника, привели в порядок Троицко-Никольский собор, на месте разрушенной церкви Покрова Пресвятой Богородицы построили деревянную часовню, построили баню, дом для гостей, архиерейский домик.

Возрождение обители продолжалось, и в 1999 году был отстроен полностью разрушенный в советские годы алтарь теплой Никольской церкви. В 2000 году освящен крест на главном куполе Троицкого Собора. Освящен и водружен купол с крестом над алтарем церкви свт. Николая. В 2001 году поставлен новый иконостас в церкви Иоанна Лествичника. В 2006 году полностью восстановлено ограждение вокруг монастыря, отремонтирована, оштукатурена и окрашена каменная часть ограждения монастыря. Произведен ремонт барабанов купола Троицкого собора, его полная окраска снаружи.

Летом 2006 года начали восстановительные работы в теплом Никольском храме, была вновь проведена электропроводка, заведено и подключено отопление, оштукатурены стены алтаря, отремонтированы стены храма, убран старый бетонный пол, проведены земляные работы, настлан деревянный пол. Стены были окрашены, вставлены новые оконные рамы и двери, смонтирован иконостас, завезены и установлены церковные принадлежности (жертвенник, престол, аналой, паникадило, подсвечники).

19 декабря 2006 года в день свт. Николая владыка Евлогий провел первую литургию в теплом храме св. Николая Чудотворца, а 31 декабря 2006 года храм был освящен и стал основным повседневно-служебным храмом монастыря.

С сайта: https://stnmem.ru/monastyr/istoriya


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 февраля 2025

«…Продолжим осмотр достопримечательностей Гороховца. Вернемся назад и пройдем под несуществующей аркой ворот на территорию древнего «града». Справа, где сейчас сады и огороды, стояли в старину «осадные дворы», в которые перебирались во время нападения врага зажиточные гороховчане. Слева красовался деревянный Храм ружной Николы Чудотворца и располагались казенные постройки. Затем их сменили монастырские здания. Скупые строки летописей сообщают, что в XVII веке Никольский монастырь выгорел до основания и был возобновлен в 1643 году «усердием местных обывателей».

Святые ворота духовной обители, увенчанные одноглавой Покровской церковью, выходили на дорогу, разрезавшую город на две части. Надвратная церковь строилась в 1689 году на средства купца Григория Ширяева. Представим себе арочный проем стоявших когда-то ворот, над которыми теплилась лампада у почерневшего лика «чудотворца Николая», возвышающийся объем церкви с узорными наличниками и наклонившейся маковкой. Ворота намечали главную пространственную ось монастыря.

Перешагнем через несуществующий порог маленькой калитки для прихожан и направимся к монументальному храму. Это первая каменная постройка монастыря — Троицко-Никольская церковь. Возводилась она в 1681—1686 годах «иждивением посадского человека Семена Ершова». Сильно выдвинутое на юг крыльцо храма с «рундуком», имевшим в свое время шатровое завершение, направляет наше движение. Несмотря на то, что Троицко-Никольская церковь построена в последней четверти XVII века, ее простые, лаконичные формы ближе началу столетия. Основной кубический объем поставлен на подклет, в котором находилась теплая церковь во имя святого Николы. Во втором «апартаменте» размещался холодный храм во имя пресвятые живоначальные Троицы. Церковные окна обрамлены тонкими, почти иллюзорными, линиями наличников, еще больше подчеркивающими материальность стены. Только нарочито правильное расположение окон, их большие размеры и геометрическая основа композиции выдают возраст храма, эпоху, когда регулярные начала завладевают умами зодчих. В неповторимом сочетании декоративности с рационализмом угадывается конец XVII века.

С западной стороны к Троицко-Никольской церкви примыкает двухэтажная пристройка, соединявшаяся переходом с колокольней. На второй этаж в «нищевик», а оттуда в холодную церковь вело сохранившееся и ныне приземистое крыльцо. Его грузные столбы, изукрашенные ширинками, устойчивые широкие арки хорошо сочетаются с монументальной массой храма. Крыльцо с пристройкой зрительно уравновешивается до предела упрощенным, почти прямоугольным объемом апсид, а выступу крыльца отвечает выдвинутая на север колокольня. Однако такое устойчивое, взаимоуравновешенное построение в плане нарушается в объемно-пространственной композиции, приобретая живописность и динамическую заостренность. Центричность храма как бы специально противопоставляется мастерами динамически нарастающей композиции, развивающейся по оси юг-север, от ползучих арок крыльца и наклонной кровли к вертикали колокольни.

Колокольня, построенная одновременно с храмом в 1681 году, имеет характерную для Гороховца форму. На невысоком квадратном в плане основании возвышается восьмиугольный объем звонницы, завершающийся каменным шатром со «слухами». Формы колокольни, несомненно, восходят к деревянным прототипам, к постройкам, которые люди Древней Руси метко назвали «восьмерик на четверике». Надо полагать, что деревянные предки этой колокольни возвышались в древности среди обывательской застройки града Гороховца. Об этом свидетельствует перепись 1678 года, которая отмечает, что на посаде рядом с теплой церковью Богородицы стояла «колокольня рублена в замок на осмь углов».

Надо отдать справедливость, что гороховецкие каменных дел мастера создали очень тектоническую структуру колокольни. Столпообразное сооружение поставлено на своего рода постамент, придающий всей композиции особую устойчивость. Почти глухие плоскости основной восьмиугольной части заканчиваются большими арочными проемами. Стена зрительно облегчается кверху, переходя в грани шатра, сходящиеся к одной точке, и языком архитектуры рассказывает о работе конструкции, о больших напряжениях в нижних частях и меньших в верхней.

Обратим внимание на некоторое несоответствие куполов Троицко-Никольской церкви тяжелой нерасчлененной массе храма. Освященное веками пятиглавие, которого требуют «духовные пастыри», в XVII веке выглядит немасштабным. Особенно игрушечными кажутся четыре угловых стройных барабана. Они выполняют только символическую роль. Их глухие объемы стоят просто на своде и изнутри были даже не видны. Только центральный барабан имел световые проемы и был раскрыт в пространство храма.

От внутреннего убранства церкви ничего не сохранилось. Она изменила свои функции, предоставив помещение конторе кинопроката. Вместо посредственных икон, в основном XVIII века, с мертвыми ликами святых, в соборе хранятся кинопленки с тысячами образов живых людей, людей, воскресающих ежевечерне на экранах кинотеатров.

Вдоль северной стены монастыря вытянулись жилые здания. Фронт этих безликих построек прерывается приветливо выдвинутым навстречу посетителю своеобразным крыльцом. Три столетия тому назад оно вело в трапезную, где монахи справляли свои далеко не аскетические пиршества. Крыльцо имеет ярко выраженный светский характер и обладает выразительной формой, которая когда-то дополнялась более живописным абрисом кровли. В наивных кувшинообразных формах поддерживающих столбов угадываются их прототипы — деревянные мощные опоры, которым умелая рука «древоделов» придавала затейливую форму. Подобные столбы чудом уцелели на Нагорной улице (дом № 4).

Крыльцо делалось гороховецкими мастерами с большой любовью. Тщательно вытесывались кирпичи для криволинейных, граненых столбов, в ширинки их пьедесталов вставлялись яркие «самоцветы» изразцов. Мастера старались идти в ногу со временем и в каменных перилах верхней площадки, над традиционными ширинками, поместили детали столичной архитектуры — балясины, рожденные под южным небом Средиземноморья. Красное крыльцо — прекрасное, красивое, в понимании древнерусского человека — строилось, очевидно, одновременно с трапезной церковью во имя Иоанна «спасителя лествицы» в 1710 году. Деньги на сооружение монастырской трапезы пожертвовал «от щедрот своих» посадский человек Иван Авдеевич Ширяев — брат Григория, на деньги которого воздвигалась надвратная церковь.

Монастырские документы тщательно фиксировали своих «благодетелей», перечисляя их многочисленные вклады и пожертвования, но имена непосредственных создателей архитектурных чудес редко упоминаются на пожелтевших страницах. Как правило, они встречаются в денежных документах, указывающих, что за каменное дело уплачено «подмастерью Евсютке Иванову со товарищи денег двенадцать рублев, 6 алтын и дадено запасу 30 четей муки ржаной, 3 чети крупы овсяной, 2 чети гороху да 20 пуд мяса свинова». А что делал мастер? Откуда он? Кто его «сотоварищи», вложившие все свои знания, талант в постройку? На эти вопросы нет ответов в скаредных записях монастырских ключников.

Церковь Иоанна Лествичника строилась в годы северной войны со шведами. Петр I резко поворачивал Русь на дорогу технического прогресса, ломал вековые традиции, совершенствовал государственное и военное дело, а заодно стриг бороды и обрезал длинные рукава опашней. Но эпоха петровских преобразований мало отразилась на архитектуре гороховецкой церкви. Новшества западноевропейского зодчества медленно проникали в далекие уголки России. Мастера каменных дел еще не освоили тектоническую систему «фряжской» архитектуры, однако они с удовольствием применяют понравившиеся детали. Наличники церкви Иоанна Лествичника уже включают колонки с коринфскими капителями и подобие классического трехчастного антаблемента, над которым совершенно неожиданно вырастает сложное декоративное завершение, получившее позднее образное наименование «петушиных гребешков». Церковь лишилась своей единственной главы и обросла сарайчиками, приобретя какой-то домашний, житейский вид…»

Источник: Тиц А.А. По окраинным землям Владимирским (Вязники, Мстера, Гороховец). - М., 1969.

РусАрх - Тиц А.А. По окраинным землям Владимирским (Вязники, Мстера, Гороховец)



Комментарии и обсуждение


Троицкий-Николаевский монастырь, заштатный, в городе Гороховце. Основан в 1644 году.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.