История больницы, располагающейся на Ленинском проспекте, 27 (бывшая Большая Калужская улица) и называющейся ныне Центральной клинической больницей Святителя Алексия Митрополита Московского, отсчитывается с 1900 года, когда Московская городская дума выделила участок земли на Калужской улице, напротив Нескучного сада, для постройки здесь комплекса зданий больницы и богадельни. Деньги на строительство больницы завещала известная благотворительница, купеческая вдова Александра Ксенофонтовна Медведникова. Иван Логинович и Александра Ксенофонтовна Медведниковы принадлежали к старинному иркутскому купеческому роду, но большую часть жизни прожили в Москве.
Согласно духовному завещанию А.К. Медведниковой, умершей в 1899 году, две трети ее капиталов передавались городу Москве на благотворительные цели. На эти средства было построено здание гимназии в Староконюшенном переулке, комплекс приюта для эпилептиков близ Канатчиковой дачи, но большая часть денег предназначалась для строительства комплекса больницы «для неизлечимых больных христианского вероисповедания, без различия званий, пола и возраста» и богадельни при ней.
Больничный комплекс был выстроен в 1902–1903 годах по проекту академика архитектуры Сергея Устиновича Соловьева. Вдоль Большой Калужской улицы разместились два больших корпуса: богаделенный — с церковью Тихвинской иконы Божьей Матери и больничный — с церковью Козельщанской иконы Божьей Матери (сейчас — Святителя Алексия). В глубине владения были построены корпуса с квартирами для врачей и персонала, хозяйственные строения, ледник и часовня. Все постройки были спроектированы в неорусском стиле. В архитектуре домовых церквей чувствуется влияние ростовского храмового зодчества XVII века. Внутренние росписи храмов были выполнены мастерской братьев Пашковых, мозаичные панно и изразцы, украшающие фасады зданий, изготовлены в мастерских Строгановского училища.
Комплекс благотворительных учреждений имени Ивана и Александры Медведниковых был торжественно открыт в декабре 1903 года в присутствии Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны. В 1908 году на средства, завещанные благотворительницей Александрой Карповной Рахмановой, была выстроена еще одна богадельня, с отдельным входом со стороны Калужской улицы. Автором этого проекта также был архитектор С.У. Соловьев.
В советские годы богадельни были упразднены, в бывшем корпусе богадельни разместили больных. Домовые храмы и часовня были закрыты вскоре после революции и приспособлены под больничные нужды. В 1924 году Медведниковская больница была переименована в 5-ю Градскую клиническую больницу. В 1992 году она получила название Центральная клиническая больница Святителя Алексия Митрополита Московского Русской Православной Церкви. Храмы были отреставрированы и возвращены верующим.
Мария Подъяпольская http://um.mos.ru/houses/
На самой длинной улице Москвы, к сожалению еще именуемой Ленинским проспектом, находится владение № 27. Этому красивейшему архитектурному ансамблю столицы, обращающему внимание всех проходящих и проезжающих, более 100 лет. Здания, похожие на дворец или солидный банк, когда-то были Медведниковской и Рахмановской богадельнями и больницей. После революции 1917 года весь комплекс стал Пятой Градской больницей, а с 1992 года – больницей, носящей имя святителя Алексия, митрополита Московского и недавно полностью переданной Русской Православной Церкви.
История создания Пятой Градской больницы относится к первой половине XIX столетия и начинается с богатых купцов Медведниковых, живших тогда в Иркутске. Представители этого известного сибирского купеческого рода вели оптовую торговлю с Китаем и Аляской. Они ввозили из «Поднебесной» чай и ткани, а на Аляске обменивали у индейцев-алеутов разные материалы на меха и золото. Медведниковы были известными благотворителями. В Иркутске ими были устроены Сиротопитательное заведение (приют) и банк, проценты из которого шли на поддержание этого детского приюта.
К 1850-м годам одни из представителей купеческой семьи Медведниковых – супруги Александра Ксенофонтовна и Иван Логгинович перебрались в Москву. Иван Медведников пользовался большим авторитетом как в Иркутске, где он исполнял должность Городского головы, так и в первопрестольной. По его кончине, последовавшей в 1884 году, вдова Александра Ксенофонтовна все средства стала употреблять на благие дела. В Иркутске была создана Образцовая больница. В Подмосковном селе Поречье, близ Звенигорода, был открыт приют для престарелого духовенства и церковь Казанской иконы Божией Матери. В этой церкви в 1899 году была похоронена сама благотворительница. По ее завещанию все состояние - более 5 миллионов рублей - должно было быть истрачено на благотворительность в Москве и в Иркутске. В годовщину со дня кончины Александры Ксенофонтовны в ее приходском храме Иоанна Предтечи в Староконюшенном была проведена заупокойная лития и панихида. Как отмечали газеты, «храм был переполнен почитателями и родными Медведниковой, представителями городского управления, гласными Городской думы, представителями учреждений, получившими денежные суммы». Присутствовал и Московский Городской голова кн. В.М. Голицын.
Примерно 2/3 капиталов отдавалось Москве, остальные отправлялись на родину, в Иркутск. Душеприказчик Медведниковых Н.А. Цветков выполнил волю завещательницы. В Москве в Староконюшенном переулке во владении Медведниковых и на их завещанные средства выстроили одну из лучших в городе гимназий, действующую и ныне. 300 тысяч отдавалась приюту в Поречье. Всем храмам Москвы и Иркутска единоразово выдавалось по 100 рублей, монастырям по 10 тысяч. Часть средств пускалось на создание церковно-приходских школ, раздачу милостыни беднякам. По завещанию супругов Медведниковых, около 1 миллиона рублей отпускалось на создание в Москве больницы и богадельни. Для них город в 1900 году купил землю на Б.Калужской улице, снес незначительные строения и приступил к строительству зданий Медведниковской больницы и богадельни. Больница и богадельня были предназначены для людей «христианского вероисповедания, без различия звания, пола, возраста».
Проектировать здания душеприказчики предложили талантливому архитектору, академику Сергею Устиновичу Соловьеву. Выпускник Императорской Академии художеств, член Московского Археологического общества, преподаватель Строгановского училища и Училища живописи, ваяния и зодчества, он прекрасно знал древнерусское искусство, участвовал в реставрации Успенского собора Кремля, собора Василия Блаженного. По его чертежам была изготовлена сень над мощами Василия Блаженного. Соловьев построил множество красивейших зданий в Москве: храмы Знамения в Кунцево и Романа Сладкопевца в Новоспасском монастыре, ансамбль Серпуховского монастыря в честь иконы «Отрада и Утешение», здания Третьяковской богадельни, здание Высших женских курсов, ныне Педагогического университета.
Ансамбль Медведниковских строений Сергей Соловьев спроектировал как образ древнего города. Три разновеликих 2-х и 3-х этажных корпуса с примыкающими к ним храмами и отдельно стоящей часовней смотрелись очень живописно. Архитектор придал фасадам декор псковских храмов и псковских Поганкиных палат. Очень оригинально была выполнена ограда: круглые щиты, над которыми высятся пики воинов, и шлемовидные навершия незримых воинов незримо «охраняют» территорию. Будучи прекрасным акварелистом, сам Соловьев создал эскизы для росписей храмов. По его эскизам были выполнены и мозаики, и фасадная керамика. Над всеми входами были укреплены мозаичные изображения св. Георгия Победоносца – покровителя Москвы. Мозаики выполнили ученики Строгановского училища. Они же изготовили резные металлические детали – флагодержатели, кронштейны водостоков и карнизов, кресты. Керамические плитки и диски для оформления стен были выполнены на знаменитом заводе Саввы Мамонтова «Абрамцево».
К росписи интерьеров храма архитектор привлек мастерскую «Наследники П.П. Пашкова». Расписан храмы был необычно. Иконостаса в обычном понимании не было, он был выполнен прямо на стене храма. Только в первом из трех его ярусов имелись деревянные иконы. Орнаменты и сюжеты во многом напоминали русские фрески XVI столетия. Строительство и общее обустройство зданий больницы и богадельни длилось с 1901 по 1903 год. Готовые учреждения были названы в честь супругов-благотворителей.
30 декабря 1903 года «С большим торжеством состоялось освящение 2-х зданий больницы для неизлечимо больных и богадельни им. И. и А. Медведниковых на Калужской улице, против Нескучного сада. На церемонии освящения, которое совершил Высокопреосвященный Владимир, митрополит Московский и Коломенский, присутствовали и. и. высочества В. кн. Сергей Александрович и В. кн. Елизавета Федоровна», отмечала газета «Московские ведомости». «Московские церковные ведомости» писали, что «в 1903 году состоялось освящение учреждений им. И.и А. Медведниковых – богадельни на 60 человек обоего пола и больных на 150 человек, в каждой из которых, согласно воле А.К. Медведниковой, своя церковь с небольшими куполами и звонницами». Дважды в день в храмах проходили короткие службы.
В 1904 году построенные храмы были освящены: при богадельне - во имя Тихвинской иконы, при больнице - во имя Козельщанской иконы Божией матери. Храмоиздателем обоих храмов стал душеприказчик А. Медведниковой – потомственный почетный гражданин Москвы Николай Алексеевич Цветков. Внук священника, он был известен промышленной Москве как великолепный финансист. Цветков был заместителем председателя Московского купеческого банка. Он пожертвовал храмам из личных средств серебряную утварь и дорогие облачения. Первым освятили больничный храм во имя Козельщанской иконы Богородицы - 20 июня 1904 года. Козельщанский храм был единственным в Московской губернии, посвященный этой иконе. 10 ноября того же 1904 года митрополит Московский и Коломенский Владимир освятил богадельный храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери.
В октябре 1918 года персонал больницы организовал приходскую общину, поскольку оба храма отделили от больницы. Тогда же была произведена конфискация ценного церковного имущества. Не смотря на все старания прихожан, в апреле 1923 года храмы были опечатаны и вскоре разорены.
В 1908 году известная московская семья купцов Рахмановых выделила средства для строительства богадельни. Было решено пристроить богадельню к уже существующему богадельному корпусу Медведниковых. Было решено построить богадельню «для эпилептиков и идиотов», «к какому бы вероисповеданию они не принадлежали». Двухэтажное здание Богадельни им. А. и Э. Рахмановых было возведено также С. Соловьевым в 1908-1909 годах рядом с Медведниковской богадельней и имело отдельный вход. 4 января 1910 года было «совершено освящение больницы, рассчитанной на 60 человек больных и калек. Больница была построена на средства, завещанные Э.К. Рахмановой. При освящении присутствовали: городской голова Н.И.Гучков, сестра покойной жертвовательницы Агн.К. Рахманова, Н.А. Цветков, член Управы Н.Ф. Малинин, главные врачи городских больниц и директор Медведниковской богадельни С.Я. Попов», сообщала газета «Голос Москвы».
После Октябрьского переворота богадельни был ликвидированы, их помещения отданы под организуемую 5-ю градскую больницу. Часовня на углу с М.Калужской улицей (д. №14) была надстроена до 3-х этажей и обезображена. В Богадельном корпусе разместились 1-е хирургическое, 1-е терапевтическое отделения и лаборатория электрокардиограммы. В больничном корпусе были открыты терапевтические отделения. Могила И. Медведникова в Спас-Андронниковом монастыре была уничтожена, приют и храм в Поречье с могилой А. Медведниковой также исчезли с лица земли.
В 1992 году правительство Москвы передало комплекс 5-й Градской больницы Московской Патриархии. Ныне оба храма – Святителя Алексея и Тихвинской иконы действуют. Росписи храмов реставрируются.
http://testan.narod.ru/moscow/article/bolnica.htm