Джвари ("крест") — знаменитый храм VII века на горе около города Мцхета, пункт №1 в программе всех экскурсий и любимый храм у искусствоведов. Интересен с исторической, и ландшафтной точки зрения, и с архитектурной тоже. Джвари совершенно невозможно не заметить, его видно со всех окрестностей Мцхеты, что вообще-то не свойствеyно грузинским храмам. Джвари — символ грузинской храмовой архитектуры и важнейший этап в её непростой истории.
Место, на котором стоит храм — это гора над Мцхетой, которая была священной в языческую эпоху, на ней могло находится капище и кладбище. После крещения Грузии Святая Нина установила в Иберии три поклонных креста: на горе Тхоти и в Уджарме, а затем и на этом месте. Подробности этого события, в том числе и чудеса, связанные с третьим крестом, излагаются в житии Святой Нины во фрагменте «Установление трёх крестов». В науке существует мнение, чтов ся история про три креста миф, а крест был установлен только один, конкретно джварский. Джварский крест в одной из поздних версий сохранился и сейчас стоит в Троицком соборе на самом видном месте. В самом же храме в 2009 году соорудили новый, кипарисовый, раз в пять больше размером. Из жития Евстафия Мцхетского мы знаем, что в середине VI века храма здесь ещё не было. Евстафий, отправляясь на смерть в Тбилиси, проезжал мимо этого места и поклонялся кресту на горе. Где-то между 545 и 586 годом на горе была построена так называемая малая Мцхетская церковь, которая сейчас находится с северной стороны храда Джвари. А потом случилось вот что. В 591 году Иран передал Византии большой кусок Армении и западную половину Иберии — это событие известно в истории как Ктесифонский договор. Граница Византии и Ирана прошла между Тбилиси и Мцхетой, примерно через нынешнюю гидростанцию. На этой территории греки основали православный Аванский католикосат и построили в Аване Аванский кафедральный собор. Это было экспериментальное сооружение, и его с некоторыми усовершенствованиями скопировали, когда строили храм Святой Рипсиме в Армении и Джвари в Грузии. Аванский собор был халкидонским (православным), а не «армяно-григорианским» (Его строил православный католикос Иоанн Багаранский). Есть предположение, что это именно халкидонский тип храма, построенный так необычно, с куполом, для того, чтобы визуально отличаться от базилик. И вот если Мцхета с 591 по 602 годы подчинялась Аванскому католикосату (что возможно, но не вполне прояснено), то это значит, что и Аванский собор и Джвари — часть единого византийского проекта. Некоторым доказательством тому служит купол Джвари, который не пирамидальный (иранского типа), а плоский (греческого типа). Что это значит? Что единственый раз за всю историю Мцхета оказалась в составе Византии, и от этого короткого момента остался визуальный, вещественный след — храм Джвари.
В Армении принято думать, что Джвари строили армяне, и такой вариант исключать нельзя. Но похоже на то, что это были православные армяне, которые в те времена армянами не считались. Ситуация запутанная, как и всё, связанное с армянами-халкидонитами. И получается, что Аванский собор стал первым купольным храмом в Закавказье, а Джвари первым купольным храмом в Грузии. Но тут есть одна неувязка. Академик Чубинашвили когда-то датировал купольный собор Ниноцминда около Сагареджо серединой VI века. И есть ещё храм Дзвели Гавази в Кахетии, про который тоже принято думать, что это VI века. Согласно Чубинашвили, Никорцминда — это не очень удачный эксперимент, а Джвари второй эксперимент, более удачный. Но сам же Чубинашвили пишет, что Джвари явно создан по типу Авана. Возможно, Чубинашвили ошибается (а у него бывали ошибочные датировки) и Ниноцминда построена всё же позже. В таком виде история архитектуры стала бы более стройной и логичной.
Храмы бывают штучные и серийные, а Джвари стал основателем серии. Уже после Джвари по той же схеме будет построен Атенский Сион и чуть позже храм в монастыре Чкондиди, малый храм в монастыре Старая Шуамта, храм в Мартвили, Манглисский храм, возможно Сионский собор в ранней версии, храм Мастара в Армении и ещё некоторые. Это будет целая эпоха «Храмов типа Джвари», про которую у Чубинашвили есть целая книга. Потом будет коротенькая эпоха центральнокупольных храмов, а потом культурный провал на 200 лет.
Через полвека придут арабы, а вскоре после здесь образуется Тбилисский эмират, и можно только гадать, стал ли храм мечетью или был заброшен, или каким-то образом действовал. Известно только, что во время одного из нашествий около 960 года мусульмане сожгли храм и увезли деревянный крест. В 1807 году в храме была построена кирпичная алтарная перегородка. На ней даже дата стояла.
В дальнейшем здесь не происходило никаких исторических событий. Пушкин в 1829 году не обратил на него внимания. Около 1837 года тут побывал Лермонтов и внёс смущение в сознание людей, создав поэму «Мцыри» (опубликовано в 1840), где упомянул монастырь у слияния Арагви и Куры. Но об этом ниже. В 1893 году кто-то из грузинских дворян заказал храму крышу из оцинкованного железа. В 1916 году храм был разведывательно изучен академиком Гиоргием Чубинашвили, а в 1919 году его начали изучать уже всерьёз. Весной 1921 года в Грузии установилась советская власть, но искусствоведение жило своей особой жизнью и продолжало работу: летом того года храм опять описывали и измеряли. В 1924 году прошёл первый небольшой ремонт под руководством профессора Северова, того самого, что лет через 10 построит театр «Руставели». В 1928 году прошёл уже серьёзный ремонт. У храма сняли цинковую крышу и разобрали алтарную перегородку, чтобы проверить, что там под ней. Обнаружили камень, который явно служил постаментом для креста.
На камне был текст. Академик А. Шанидзе предложил такой перевод: "Крест этот Мцхетский украсили в моление за Стефаноза Патрикия, Деметре Ипатия, Адрнерсе ипатия в помощь их душам и телу и в покровительство всего рода." Как можно видеть по именам, надпись сделана тогда же, когда и строился сам храм.
Храм этот довольно сложен по конструкции. Это несколько нестандартный тетраконх - с квадратными помещениями в углах креста. Атенский Сион построен по точно такому же плану, а вот Цромский собор скопировал только восточную часть, а все остальное переделано до неузнаваемости. Стоит так же иметь в виду, что армянский храм Святой Рипсиме, построенный в 618 году — практически точная копия.
Если войти внутрь, то первое, что бросается в глаза - это некое вызвышение в центре храма, на котором стоит крест. Очень нестандартное явление, но совершенно логичное, если учесть, где и почему храм построен. Есть мнения, что это каменное возвышение существенно древнее самого храма и сохранилось еще ли не с времен Святой Нины. Про это крест есть интересное упоминание в хронике Леонтия Мровели: "В эту же пору вторглись сарацины, коих именовали Саджами. Полонили Кахети, спалили Джвари во Мцхете и удалились; ушли и захватили с собой крест пречистый и разрушили его. Но обуял их недуг живота и порешили они, что пострадали от (того) креста. Собрали его части и вернули в Джвари, водрузили на место прежнее, уложив его в собственное же гнездо" (это примерно в 960 году).
Далее приведу большую цитату от специалистов:
Основой здания является центральный квадрат, перекрытый сферическим куполом, опирающимся на восьмигранный широкий барабан. Купол является венцом, который подчиняет себе все остальные элементы интерьера: конхи апсид — словно отголоски полусферы купола; внутреннее пространство храма уравновешенно, спокойно, величественно; соотношение частей, пропорции гармоничны. Зодчий, имя которого, к сожалению, неизвестно, глубоко продумали целое, и детали. Глубоко продумана и система освещения: четыре окна в барабане купола, три — в алтарной, т.е. в главной апсиде, дверь и одно окно в южной апсиде, одно окно в западной и только дверной проем в северной. Боковые ниши для прохода в угловые комнаты, не имеющие самостоятельного значения, вовсе лишены окон. Таким образом, создается вполне логичная градация освещения отдельных частей в соответствии с их функцией и значением.
Внешний вид здания отражает внутреннее членение. Если в Дзвели-Гавази и Ниноцминда зодчий только пассивно повторяет то, что ему диктовали внутренние формы, то в Джвари мастер художественно решает соответствие внутренних и внешних объемов. Впервые на протяжении развития средневековой грузинской архитектуры фасад в Джвари приобретает самостоятельное значение, так как он тщательно проработан в художественном отношении.
Ядром внешнего построения также является подкупольный квадрат. Он как бы собирает вокруг себя все остальные компоненты здания: его венчает восьмигранный барабан, перекрытый широкой пологой кровлей; рукава креста, тоже с пологими кровлями, «исходят» из него; их кровли раскрываются в виде зонта и как бы вторят очертаниям купола. Рукава креста выше боковых крыльев фасадов, которые соответствуют угловым комнатам.
Глубоко продумана композиция фасадов. Разработка каждого из них соответствует их функциям и значению. Особенно интересен восточный фасад. На трехгранном выступе алтарной апсиды три окна, по одному на каждой грани, над каждым окном рельефные арочные навершия, связывающие оконные проемы. Кроме того, над тремя центральными окнами помещены рельефные изображения эрисмтаваров: Стефаноза, Деметре и Адарнасе. Выделяя важнейшую часть здания — алтарную апсиду, они вместе с окнами и надоконными навершнями связывают в единое целое весь фасад.
Внешний вид Мцхетского Джвари, так же как и внутреннее пространство, поражает зрителя художественной цельностью и гармоничностью пропорции. Облик храма строг, спокоен и производит величественное впечатление. Уровень технического исполнения очень высок. Стены облицованы прекрасно отесанными плитами песчаника. В заключение следует отметить органическую связь храма с окружающей природой. Безошибочно найдены соотношения высоты храма и горы, которую он венчает, чем достигается впечатление их неразрывного единства, они представляют как бы части единого организма.
Могу добавить только то, что храм очень информативен — тут много каких-то кусков резьбы, остатков украшений, непонятных пристроек. Это все можно долго рассматривать и строить версии.
За полторы тысячи лет истории храма на нем много кто что нацарапал, хотя по необъяснимой причине не осталось ни одной арабской надписи. Кроме того, существуют надписи, сделаные непосредственно строителями. Их четыре.
По материалам сайта "Грузия для всех"