ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Джвари, гора. Монастырь Святого Креста. Церковь Святого Креста.

Храм Джвари


Джвари, гора. Монастырь Святого Креста. Церковь Святого Креста
Церковь. Действует.  
Престолы:Креста Господня
Год постройки:Между 586 и 604.
Адрес:
Грузия, край Мцхета-Мтианетия, Мцхетский муниципалитет, Джвари, гора

Координаты: 41.838354, 44.733431





Сортировка:

Монастырь Святого Креста. Церковь Святого Креста, , Джвари, гора, Мцхета-Мтианети, Грузия
Вадим Павлов
28 ноября 2024
Монастырь Святого Креста. Церковь Святого Креста, , Джвари, гора, Мцхета-Мтианети, Грузия
anatoli
13 июня 2018
Монастырь Святого Креста. Церковь Святого Креста, Вид с с-в<br>, Джвари, гора, Мцхета-Мтианети, Грузия
Вид с с-в
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
16 апреля 2017
Монастырь Святого Креста. Церковь Святого Креста, вид с юга<br>, Джвари, гора, Мцхета-Мтианети, Грузия
вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
16 апреля 2017
Монастырь Святого Креста. Церковь Святого Креста, вид с востока<br>, Джвари, гора, Мцхета-Мтианети, Грузия
вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
16 апреля 2017
Монастырь Святого Креста. Церковь Святого Креста, , Джвари, гора, Мцхета-Мтианети, Грузия
Павел В. Воробьев
10 сентября 2016
Монастырь Святого Креста. Церковь Святого Креста, , Джвари, гора, Мцхета-Мтианети, Грузия
Илья Смирнов
14 марта 2016
Монастырь Святого Креста. Церковь Святого Креста, , Джвари, гора, Мцхета-Мтианети, Грузия
Илья Смирнов
14 марта 2016
Монастырь Святого Креста. Церковь Святого Креста, , Джвари, гора, Мцхета-Мтианети, Грузия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
5 ноября 2014
Монастырь Святого Креста. Церковь Святого Креста, , Джвари, гора, Мцхета-Мтианети, Грузия
oldboy
27 октября 2014
Монастырь Святого Креста. Церковь Святого Креста, , Джвари, гора, Мцхета-Мтианети, Грузия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
23 сентября 2012
Монастырь Святого Креста. Церковь Святого Креста, , Джвари, гора, Мцхета-Мтианети, Грузия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pchelka
9 февраля 2011
Монастырь Святого Креста. Церковь Святого Креста, , Джвари, гора, Мцхета-Мтианети, Грузия
Илья Смирнов
14 марта 2016
Монастырь Святого Креста. Церковь Святого Креста, , Джвари, гора, Мцхета-Мтианети, Грузия
Илья Смирнов
14 марта 2016
Монастырь Святого Креста. Церковь Святого Креста, , Джвари, гора, Мцхета-Мтианети, Грузия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
23 сентября 2012
Монастырь Святого Креста. Церковь Святого Креста, , Джвари, гора, Мцхета-Мтианети, Грузия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
23 сентября 2012
Монастырь Святого Креста. Церковь Святого Креста, , Джвари, гора, Мцхета-Мтианети, Грузия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
23 сентября 2012
Монастырь Святого Креста. Церковь Святого Креста, , Джвари, гора, Мцхета-Мтианети, Грузия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
23 сентября 2012
Монастырь Святого Креста. Церковь Святого Креста, , Джвари, гора, Мцхета-Мтианети, Грузия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
23 сентября 2012
Монастырь Святого Креста. Церковь Святого Креста, , Джвари, гора, Мцхета-Мтианети, Грузия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
23 сентября 2012
Монастырь Святого Креста. Церковь Святого Креста, , Джвари, гора, Мцхета-Мтианети, Грузия
Павел В. Воробьев
10 сентября 2016
Монастырь Святого Креста. Церковь Святого Креста, , Джвари, гора, Мцхета-Мтианети, Грузия
Павел В. Воробьев
10 сентября 2016
Монастырь Святого Креста. Церковь Святого Креста, , Джвари, гора, Мцхета-Мтианети, Грузия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
5 ноября 2014
Монастырь Святого Креста. Церковь Святого Креста, , Джвари, гора, Мцхета-Мтианети, Грузия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
5 ноября 2014
Монастырь Святого Креста. Церковь Святого Креста, , Джвари, гора, Мцхета-Мтианети, Грузия
Александр В. Зайцев
15 октября 2000



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


СержАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 октября 2006

К концу VI века в Грузии создается ряд выдающихся купольных сооружений, знаменующих эпоху первого расцвета зодчества феодального периода. Блестящие купольные постройки этого периода завершают целый этап творческих исканий и отличаются строгостью композиции, четкостью и текто-ничностью архитектурных форм, сдержанным применением декора, высоким мастерством каменной кладки.

Ярким образцом этого является мцхетский храм св. Креста — Д ж в а р и, построенный на вершине горы. Гармонично связанный со всей окружающей природой, храм как бы вырастает из холма, заканчивая его естественное построение, являясь одним из самых выдающихся примеров органичной связи архитектуры с природой.

Автомобильная дорога, ответвляющаяся от главной магистрали Военно-Грузинской дороги, подводит вплотную к памятнику. Здесь в IV веке вместо поверженных языческих идолов был поставлен символ новой религии — деревянный крест, на поклонение к которому шли не только с разных концов Грузии, но и принявшие христианство другие народности со всего Кавказа. В честь этого креста грузинской церковью был установлен праздник, проводимый ежегодно. В середине VI века, после восстановления в Грузии национальной государственной власти, уничтоженной персами за несколько десятков лет до этого, первый из представителей этой власти эрисмтавар Гуарам построил рядом с крестом небольшую церковь, поставленную над погребальными камерами. Аккуратно выложенное из тесаного камня маленькое строение было украшено столбиками с резными капителями, а кон-ха алтаря была покрыта мозаикой, следы и остатки которой и сейчас прослеживаются.

Сегодняшнее состояние церкви не соответствует первоначальному виду. Северный портик перестроен в придел, а южный — стал частью ведущего в большой храм перехода. В церкви привлекает внимание декоративно оформленная ниша— место католикоса Грузии, — парные колонны южного входа с украшенными орнаментальными узорами капителями и др.

Но маленькая церковь не могла удовлетворить возросшие требования ставшей на путь развития феодальных отношений страны, популярность места привлекала огромное количество верующих, и уже при сыне Гуарама эрисмтаваре Степанозе I началось строительство большого храма, вплотную приставленного к малой церкви с южной стороны. В строительстве храма принимали участие члены семьи Степаноза I—Деметре и Адрнерсе.

Изображение ктиторов дано на скульптурных рельефах восточного фасада.

Надписи на рельефах и другие исторические документы позволяют точно определить дату постройки храма между 585—587 и 604—605 годами.

По сравнению с большинством памятников древнегрузинского зодчества Джвари лучше сохранился и дошел до наших дней без значительных переделок. В X веке арабы подожгли храм, но, к счастью, он уцелел, и отдельные мелкие ремонты не меняют его первоначального вида.

В плане Джвари — тетраконх: в его основе лежит крест, слегка удлиненный по направлению восток — запад. Рукава креста со всех четырех сторон имеют полукруглую форму. Между рукавами устроены маленькие, квадратные в плане помещения, переход к которым осуществляется через округленные ниши.

Каждая из маленьких комнат имела свое назначение: у алтаря с обеих сторон были жертвенник и дьяконник, юго-западная комната предназначалась для женщин. Надпись над входом в эту комнату свидетельствует, что она выстроена на средства некой Темистии. Четвертая комната в северо-западной части предназначалась для членов семьи правителей.

Внутреннее пространство храма при относительно малых габаритах сооружения (высота храма не более 25 м) поражает величественностью и цельностью архитектурных форм. Единое внутреннее пространство настолько совершенно, что зритель забывает о реальных размерах храма, чувство торжественности превалирует над всем. Пропорциональное взаимоотношение отдельных частей уже в плане выражает гармоничность единого организма. Для цельности пространственного построения архитектор использует все возможности. Так, например, для перехода от главного пространства к маленьким угловым комнатам созданы высокие ниши, имеющие в плане три четверти круга. Этим архитектор стирает ожидаемый контраст и создает мягкий переход от большого к малым помещениям, подчиняя его основной пространственной композиции.

В отличие от более поздних памятников грузинской архитектуры, храм Джвари внутри не был покрыт росписью, что соответствовало основным тенденциям архитектуры интерьера того времени. Лишь конха алтаря, видимо, была украшена, как и рядом стоящая малая церковь, мозаикой. Четкая горизонтальность квадровой кладки как снаружи, так и внутри создавала особую привлекательность строгостью линий и мастерством строительного исполнения. В этом смысле аккуратно выложенные гладкие стены не нуждались ни в каких дополнительных украшениях, и на их фоне поднятая двумя высокими ступенями алтарная часть создавала акцент, подчеркнутый ярко освещенными тремя окнами восточного фасада. Огромное значение в художественном решении интерьера придается находящемуся в центре октогону, который огораживал поставленный в центре на каменном же постаменте крест — тот самый крест, который являлся реликвией новой религии и в честь которого был построен сам храм. Привлекает внимание конструктивное построение храма. Здесь переход от подкупольного квадрата к куполу осуществлен тромпами, что также характерно для памятников раннего феодализма. Над основными четырьмя тромпами идет два ряда малых тромп, последний же ряд образует тридцатидвухгранник, который служит основанием для круга купола.

Наружные массы соответствуют внутреннему построению храма. К поднятому над остальными объемами кубическому основанию главы с четырех сторон примыкают более низкие пятигранные апсиды, между которыми — угловые помещения. Все это четко читается на фасадах храма.

На южном фасаде находится рельеф с изображением Кобула, принявшего впоследствии имя Степаноза II. Полагают, что коленопреклоненная фигура на грани барабана является скульптурным изображением архитектора храма, так и не назвавшего себя; рельеф без всякой надписи. Над южным входом находится рельефная композиция «Вознесение креста» — широко распространенный в раннехристианском искусстве сюжет. Тимпан входа заполняют фигуры крупного размера, держащие медальоны с изображением креста. Рельеф акцентирует вход в храм. Над дверью, ведущей в помещение для женщин, дан плоский рельеф с изображением вознесения Христа. Таким образом, декоративное украшение на фасадах Джвари играет важную роль — оно органически дополняет архитектуру и еще больше подчеркивает значение отдельных акцентов в общем архитектурном облике храма.

Джвари — образец логического осмысления функционально-художественных задач, единства и гармонии архитектурных форм. Простота и четкость планового решения, повышенное внутреннее пространство при небольших наружных габаритах, строгие, соответствующие внутреннему решению фасады и, наконец, удивительная связь с окружающей природой делают этот храм одним из лучших образцов мировой архитектуры раннего средневековья.

Храмы типа Джвари известны лишь в Грузии и Армении. Архитектура Джвари оказала огромное влияние на последующее развитие грузинского зодчества.

Н. Джанберидзе, К. Мачабели. «Тбилиси, Мцхета». М., «Искусство», 1981. Стр. 209-216.


Т.  4 декабря 2012

Джвари (храм Креста, VI век) – знаменитый храм, расположенный на горе у слияния рек Куры и Арагви, напротив древней столицы Грузии Мцхеты (позднее прямо напротив него в Мцхете был построен кафедрал Светицховели). Он построен правителем Восточной Грузии над деревянным крестом, поставленным на горе св. Ниной. Из письменных свидетельств известно, что в середине VI века крест возвышался открыто и виден был издалека, являясь объектом поклонения, и в честь него в грузинской церкви было установлено празднование.

Во второй половине VI века правитель Гуарам построил рядом с крестом малый храм Джвари.

В 586 году сын Гуарама Степаноз I начинает строительство большого Джвари, который должен был стать достойной оболочкой для национальной святыни – креста св. Нины. Строительство было закончено в 604 году , и храм дошел до нас почти без изменений.

Храм Джвари – одно из самых замечательных достижений древней грузинской архитектуры, и без преувеличения, самый популярный памятник Грузии, воспринимаемый как бессмертный символ народного гения. Храм построен на крутом утесе, на самом краю скалы, которую он продолжает и завершает. Он виден со всех сторон с далекого расстояния и активно участвует в окружающем ландшафте. Отличающийся гармоничностью пропорций, он представляет собой перекрытый куполом на восьмигранном барабане тетраконх (22м х 18,4 м), с 4 примыкающими к нему угловыми помещениями. На фасадах рельефы, включающие изображения ктиторов. К Джвари примыкает крестообразная в плане церковь Малый Джвари (сохранилась в руинах).

Невозможно представить себе мцхетский пейзаж без Джвари – он как бы связал окружающие горы. Мцхетский Джвари – гениальное творение грузинского культового зодчества, исполненное простоты, спокойствия, строгости и гармонии. Столь же гармонично и внутреннее пространство Джвари: чистая, полновесная и завершенная классика чарует своим совершенством.

Исключительную художественную ценность имеют рельефы Джвари, особенно надо отметить «Вознесение Креста» в тимпане южного входа. После всего сказанного неудивительно, что именно эти гармония и таинственность привлекли в свое время внимание Лермонтова к этому месту, «где, сливаяся, шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры», и именно сюда им было перенесено место действия поэмы «Мцыри».

Сейчас монастырь восстанавливается силами монахов и послушников (их ок. 15 чел. в возрасте от 16 до 40 лет).

Дополнительно: Валентина Алфеева "Джвари"

Источник: сайт Грузинской Православной Церкви http://georgia.orthodoxy.ru/monasteries7.htm


Терентий
 
ТерентийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 января 2025

Джвари ("крест") — знаменитый храм VII века на горе около города Мцхета, пункт №1 в программе всех экскурсий и любимый храм у искусствоведов. Интересен с исторической, и ландшафтной точки зрения, и с архитектурной тоже. Джвари совершенно невозможно не заметить, его видно со всех окрестностей Мцхеты, что вообще-то не свойствеyно грузинским храмам. Джвари — символ грузинской храмовой архитектуры и важнейший этап в её непростой истории.

Место, на котором стоит храм — это гора над Мцхетой, которая была священной в языческую эпоху, на ней могло находится капище и кладбище. После крещения Грузии Святая Нина установила в Иберии три поклонных креста: на горе Тхоти и в Уджарме, а затем и на этом месте. Подробности этого события, в том числе и чудеса, связанные с третьим крестом, излагаются в житии Святой Нины во фрагменте «Установление трёх крестов». В науке существует мнение, чтов ся история про три креста миф, а крест был установлен только один, конкретно джварский. Джварский крест в одной из поздних версий сохранился и сейчас стоит в Троицком соборе на самом видном месте. В самом же храме в 2009 году соорудили новый, кипарисовый, раз в пять больше размером. Из жития Евстафия Мцхетского мы знаем, что в середине VI века храма здесь ещё не было. Евстафий, отправляясь на смерть в Тбилиси, проезжал мимо этого места и поклонялся кресту на горе. Где-то между 545 и 586 годом на горе была построена так называемая малая Мцхетская церковь, которая сейчас находится с северной стороны храда Джвари. А потом случилось вот что. В 591 году Иран передал Византии большой кусок Армении и западную половину Иберии — это событие известно в истории как Ктесифонский договор. Граница Византии и Ирана прошла между Тбилиси и Мцхетой, примерно через нынешнюю гидростанцию. На этой территории греки основали православный Аванский католикосат и построили в Аване Аванский кафедральный собор. Это было экспериментальное сооружение, и его с некоторыми усовершенствованиями скопировали, когда строили храм Святой Рипсиме в Армении и Джвари в Грузии. Аванский собор был халкидонским (православным), а не «армяно-григорианским» (Его строил православный католикос Иоанн Багаранский). Есть предположение, что это именно халкидонский тип храма, построенный так необычно, с куполом, для того, чтобы визуально отличаться от базилик. И вот если Мцхета с 591 по 602 годы подчинялась Аванскому католикосату (что возможно, но не вполне прояснено), то это значит, что и Аванский собор и Джвари — часть единого византийского проекта. Некоторым доказательством тому служит купол Джвари, который не пирамидальный (иранского типа), а плоский (греческого типа). Что это значит? Что единственый раз за всю историю Мцхета оказалась в составе Византии, и от этого короткого момента остался визуальный, вещественный след — храм Джвари.
В Армении принято думать, что Джвари строили армяне, и такой вариант исключать нельзя. Но похоже на то, что это были православные армяне, которые в те времена армянами не считались. Ситуация запутанная, как и всё, связанное с армянами-халкидонитами. И получается, что Аванский собор стал первым купольным храмом в Закавказье, а Джвари первым купольным храмом в Грузии. Но тут есть одна неувязка. Академик Чубинашвили когда-то датировал купольный собор Ниноцминда около Сагареджо серединой VI века. И есть ещё храм Дзвели Гавази в Кахетии, про который тоже принято думать, что это VI века. Согласно Чубинашвили, Никорцминда — это не очень удачный эксперимент, а Джвари второй эксперимент, более удачный. Но сам же Чубинашвили пишет, что Джвари явно создан по типу Авана. Возможно, Чубинашвили ошибается (а у него бывали ошибочные датировки) и Ниноцминда построена всё же позже. В таком виде история архитектуры стала бы более стройной и логичной.
Храмы бывают штучные и серийные, а Джвари стал основателем серии. Уже после Джвари по той же схеме будет построен Атенский Сион и чуть позже храм в монастыре Чкондиди, малый храм в монастыре Старая Шуамта, храм в Мартвили, Манглисский храм, возможно Сионский собор в ранней версии, храм Мастара в Армении и ещё некоторые. Это будет целая эпоха «Храмов типа Джвари», про которую у Чубинашвили есть целая книга. Потом будет коротенькая эпоха центральнокупольных храмов, а потом культурный провал на 200 лет.
Через полвека придут арабы, а вскоре после здесь образуется Тбилисский эмират, и можно только гадать, стал ли храм мечетью или был заброшен, или каким-то образом действовал. Известно только, что во время одного из нашествий около 960 года мусульмане сожгли храм и увезли деревянный крест. В 1807 году в храме была построена кирпичная алтарная перегородка. На ней даже дата стояла.
В дальнейшем здесь не происходило никаких исторических событий. Пушкин в 1829 году не обратил на него внимания. Около 1837 года тут побывал Лермонтов и внёс смущение в сознание людей, создав поэму «Мцыри» (опубликовано в 1840), где упомянул монастырь у слияния Арагви и Куры. Но об этом ниже. В 1893 году кто-то из грузинских дворян заказал храму крышу из оцинкованного железа. В 1916 году храм был разведывательно изучен академиком Гиоргием Чубинашвили, а в 1919 году его начали изучать уже всерьёз. Весной 1921 года в Грузии установилась советская власть, но искусствоведение жило своей особой жизнью и продолжало работу: летом того года храм опять описывали и измеряли. В 1924 году прошёл первый небольшой ремонт под руководством профессора Северова, того самого, что лет через 10 построит театр «Руставели». В 1928 году прошёл уже серьёзный ремонт. У храма сняли цинковую крышу и разобрали алтарную перегородку, чтобы проверить, что там под ней. Обнаружили камень, который явно служил постаментом для креста.

На камне был текст. Академик А. Шанидзе предложил такой перевод: "Крест этот Мцхетский украсили в моление за Стефаноза Патрикия, Деметре Ипатия, Адрнерсе ипатия в помощь их душам и телу и в покровительство всего рода." Как можно видеть по именам, надпись сделана тогда же, когда и строился сам храм.

Храм этот довольно сложен по конструкции. Это несколько нестандартный тетраконх - с квадратными помещениями в углах креста. Атенский Сион построен по точно такому же плану, а вот Цромский собор скопировал только восточную часть, а все остальное переделано до неузнаваемости. Стоит так же иметь в виду, что армянский храм Святой Рипсиме, построенный в 618 году — практически точная копия.
Если войти внутрь, то первое, что бросается в глаза - это некое вызвышение в центре храма, на котором стоит крест. Очень нестандартное явление, но совершенно логичное, если учесть, где и почему храм построен. Есть мнения, что это каменное возвышение существенно древнее самого храма и сохранилось еще ли не с времен Святой Нины. Про это крест есть интересное упоминание в хронике Леонтия Мровели: "В эту же пору вторглись сарацины, коих именовали Саджами. Полонили Кахети, спалили Джвари во Мцхете и удалились; ушли и захватили с собой крест пречистый и разрушили его. Но обуял их недуг живота и порешили они, что пострадали от (того) креста. Собрали его части и вернули в Джвари, водрузили на место прежнее, уложив его в собственное же гнездо" (это примерно в 960 году).
Далее приведу большую цитату от специалистов:
Основой здания является центральный квадрат, перекрытый сферическим куполом, опирающимся на восьмигранный широкий барабан. Купол является венцом, который подчиняет себе все остальные элементы интерьера: конхи апсид — словно отголоски полусферы купола; внутреннее пространство храма уравновешенно, спокойно, величественно; соотношение частей, пропорции гармоничны. Зодчий, имя которого, к сожалению, неизвестно, глубоко продумали целое, и детали. Глубоко продумана и система освещения: четыре окна в барабане купола, три — в алтарной, т.е. в главной апсиде, дверь и одно окно в южной апсиде, одно окно в западной и только дверной проем в северной. Боковые ниши для прохода в угловые комнаты, не имеющие самостоятельного значения, вовсе лишены окон. Таким образом, создается вполне логичная градация освещения отдельных частей в соответствии с их функцией и значением.

Внешний вид здания отражает внутреннее членение. Если в Дзвели-Гавази и Ниноцминда зодчий только пассивно повторяет то, что ему диктовали внутренние формы, то в Джвари мастер художественно решает соответствие внутренних и внешних объемов. Впервые на протяжении развития средневековой грузинской архитектуры фасад в Джвари приобретает самостоятельное значение, так как он тщательно проработан в художественном отношении.

Ядром внешнего построения также является подкупольный квадрат. Он как бы собирает вокруг себя все остальные компоненты здания: его венчает восьмигранный барабан, перекрытый широкой пологой кровлей; рукава креста, тоже с пологими кровлями, «исходят» из него; их кровли раскрываются в виде зонта и как бы вторят очертаниям купола. Рукава креста выше боковых крыльев фасадов, которые соответствуют угловым комнатам.

Глубоко продумана композиция фасадов. Разработка каждого из них соответствует их функциям и значению. Особенно интересен восточный фасад. На трехгранном выступе алтарной апсиды три окна, по одному на каждой грани, над каждым окном рельефные арочные навершия, связывающие оконные проемы. Кроме того, над тремя центральными окнами помещены рельефные изображения эрисмтаваров: Стефаноза, Деметре и Адарнасе. Выделяя важнейшую часть здания — алтарную апсиду, они вместе с окнами и надоконными навершнями связывают в единое целое весь фасад.

Внешний вид Мцхетского Джвари, так же как и внутреннее пространство, поражает зрителя художественной цельностью и гармоничностью пропорции. Облик храма строг, спокоен и производит величественное впечатление. Уровень технического исполнения очень высок. Стены облицованы прекрасно отесанными плитами песчаника. В заключение следует отметить органическую связь храма с окружающей природой. Безошибочно найдены соотношения высоты храма и горы, которую он венчает, чем достигается впечатление их неразрывного единства, они представляют как бы части единого организма.
Могу добавить только то, что храм очень информативен — тут много каких-то кусков резьбы, остатков украшений, непонятных пристроек. Это все можно долго рассматривать и строить версии.

За полторы тысячи лет истории храма на нем много кто что нацарапал, хотя по необъяснимой причине не осталось ни одной арабской надписи. Кроме того, существуют надписи, сделаные непосредственно строителями. Их четыре.

По материалам сайта "Грузия для всех"



Комментарии и обсуждение


Храм на вершине горы у слияния рек Куры и Арагви,близ Мцхеты. Построен в 586/587-604 г.
На фасадах рельефы, включающие изображения ктиторов.
У храма в руинах церковь малая Джвари (середина 6 века)
19 сентября 2006, Сергей Колганов.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.