ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Цроми. Собор Рождества Пресвятой Богородицы.


Цроми. Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Собор. Действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 626 и 634.
Адрес:
Грузия, край Шида-Картли, Хашурский муниципалитет, село Цроми

Координаты: 41.993508, 43.736787



Собор Рождества Пресвятой Богородицы, западный фасад<br>, Цроми, Шида-Картли, Грузия
западный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
18 апреля 2017
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, вид с ю-з<br>, Цроми, Шида-Картли, Грузия
вид с ю-з
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
18 апреля 2017
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, вид с юга<br>, Цроми, Шида-Картли, Грузия
вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
18 апреля 2017
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, вид с ю-в<br>, Цроми, Шида-Картли, Грузия
вид с ю-в
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
18 апреля 2017
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Восточный фасад<br>, Цроми, Шида-Картли, Грузия
Восточный фасад
zavar-vera
15 июля 2015
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Цроми, Шида-Картли, Грузия
zavar-vera
24 июля 2014
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Цроми, Шида-Картли, Грузия
zavar-vera
24 июля 2014
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Цроми, Шида-Картли, Грузия
zavar-vera
24 июля 2014
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Цроми, Шида-Картли, Грузия
zavar-vera
24 июля 2014
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Цроми, Шида-Картли, Грузия
zavar-vera
24 июля 2014
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Цроми, Шида-Картли, Грузия
zavar-vera
24 июля 2014
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Цроми, Шида-Картли, Грузия
zavar-vera
24 июля 2014
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Цроми, Шида-Картли, Грузия
zavar-vera
24 июля 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Терентий
 
ТерентийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 января 2025

Цромский собор (формально Храм Рождества Богородицы) — один из самых ранних храмов Грузии и при этом удивительно большой — гораздо больше современных ему Джвари и Атенского Сиона. Первый и единственный центральнокупольный храм в Грузии. Сейчас расположен в тихом малопосещаемом месте в самом центре посёлка Цроми.

Сейчас село Цроми — это небольшой посёлок и центр цромской общины, но в прошлые эпохи это был, видимо, значимый населённый пункт и есть сведения о его существовании еще в V веке. Например, сообщается, что именно в этом месте в 457 году персы убили Раждена, первого грузинского святого. Этнический перс, он перешёл в христианство и командовал грузинской армией, за что был схвачен и распят на кресте в Цроми. Его похоронили тут же, но почти сразу перезахоронили в Никози. Место первоначального захоронения стало почитаемым и именно на этом месте и был построен Никозский собор.

Считается, что собор построен между 626 и 634 (636?) годами, хотя это условная датировка. Если она верна, то это значит, что он построен третьим после Джвари и Атенского Сиона. И он действительно похож на Атенский храм, но больше его размерами. Этот собор строился лет через 20 после отхода Грузии от монофизитства (610), как раз в годы похода императора Ираклия на Тбилиси (Ираклий мог видеть собор в начальной стадии постройки), лет через 40 после восстановления царства Иберия и через полвека после трудов ассирийских отцов. Где-то после 1000 года собор пережил землетрясение, и в XVI веке — ещё одно. В 1731 году его основательно повредили лезгины. В 1937 началась реставрация, но землетрясение 8 мая 1940 снова повредило собор. В 1960-е годы прошла последняя реставрация, результаты которой мы наблюдаем сейчас.. По ее результатам почти с нуля построен барабан купола и западный придел.

По конструкции собор представляет собой крестово-купольный храм, при этом купол опирается на 4 колонны — это самая ранняя конструкция такого типа в Грузии. Все предыдущие купольные храмы — от Гавази до Джвари и Атени — были безстолпными тетраконхами. Цромский же собор не тетраконх, чем и интересен — с него начнется новая эпоха в грузинской архитектуре. Этот храм — отражение внезапно вспыхнувшей моды на центральнокупольные храмы. Архитекторы придумали подкупольные столбы, и начали размещать купол не ближе к алтарной части, как впоследствии, а строго по центру храма. В Армении так построены в те же самые годы храм Гаяне и храм Одзун.

Здесь грузинские архитекторы впервые решили пристроить к храму что-то ещё. Мы видим прямоугольный притвор с запада и остатки галереи с юга. Такой же примерно притвор есть в храме Гаяне, а Одзун с трёх сторон обнесён галереей. Широкий западный притвор смутно напоминает армянские гавиты, но вот только гавитов ещё не изобрели в то время. Из-за этого притвора западный фасад выглядит плоским и скучным. Входная дверь очень небольшая. Цроми остался единственным центральнокупольным храмом в грузинской истории, продолжений у него не было. Сразу после постройки собора начался культурный провал, связанный с арабским завоеванием, поэтому следующая постройка это уже Руисский собор, который не считается центральнокупольным, хотя в нём смутно угадывается что-то от Цроми.

Храм построен из гальки и облицован песчаником. Камень это мягкий, поэтому время основательно его погрызло.
Если войти в притвор, то сразу налево будет видна лестница на хоры. Обычно в соборе никого нет и по этой старой, полустёртой лестнице можно подняться на самый верх. Хоры весьма удивительны. Это очень непростая конструкция, и в Грузии их строили редко — хотя бы потому, что тетраконхи хоров не имеют в принципе. Здесь же это громадное, монументальное сооружение. Сейчас там можно свободно ходить и рассматривать подробности архитектуры. Оттуда же хорошо видно всё внутреннее пространство.

Когда-то в верхней части апсиды (называется конха) находилась мозаика с цитатами из Евангелия от Иоанна. В 1932 году её сняли и увезли в столичный Музей Искусств Грузии. Левее алтаря видна ниша — она обозначает место первого захоронени Святого Раждена. В нише сейчас находится икона этого святого.

Если пройтись вокруг собора с внешней стороны, то там хорошо видна кладка доремонтного и послеремонтного времени. Специалисты пишут, что на старых блоках можно найти надписи и различные символы. Несколько режут глаз поздние молодёжные выцарапывания на камнях. С восточной стороны видим две высокие ниши. Они интересны тем, что это первый случай такого типа ниш в грузинской архитектуре. Впоследствии они станут обязательным элементом любого крестово-купольного храма. Возможно, это нововведение имеет какую-то связь с христологическими спорами тех лет — например, намекают на две сущности Христа.

По материалам сайта "Грузия для всех"


Терентий
 
ТерентийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 января 2025

Цроми – полуразрушенный храм в одноименном селении Юго-Восточной Грузии вблизи от районного центра Хашури. Он является самым ранним для грузинского зодчества образцом центрально-купольного храма с опорой на четыре свободно стоящих столба, а также примером оформления восточного фасада двумя глубокими, треугольными в плане нишами – мотив, впоследствии широко распространенный в грузинской архитектуре.

Сведения о Цроми содержатся лишь в относительно поздних письменных источниках и весьма скудны. Само место упоминается в жизнеописании грузинского первомученика Раждена – первого святого, канонизированного Грузинской Церковью. Перс по происхождению и приверженец зороастризма, он был наставником дочери персидского царя Йездигерда II, вышедшей замуж за грузинского царя святого Вахтанга Горгасали. Вместе с ней будущий первомученик прибыл в Картли, где принял Святое Крещение, и когда вновь вспыхнула война с персидским царем Перозом (457 год), святой Ражден возглавил грузинское войско в столице и в близлежащих крепостях. Персы схватили единоплеменника, и, не сумев склонить его к огнепоклонству, распяли на кресте в местечке Цроми.

Цромскую церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы описывает Вахушти Багратиони (XVIII в.), называя ее «прекрасной» и останавливаясь на строении ее купола и живописи, «сделанной мозаикой». Оттуда же известно, что 24 сентября 1731 года на Цроми напал отряд лезгин и сильно повредил церковь.

Вопрос о датировке храма проясняет цромская эпиграфика. На южном фасаде церкви, слева от среднего окна, содержится надпись в три строки. Т. Жордания в середине XIX века прочел ее следующим образом: «Святая церковь, помилуй ипатоса Стефаноза». Жордания отождествил упоминаемое в надписи лицо с эрисмтаваром Картли Стефанозом II, определяя дату постройки церкви промежутком между 626 и 634-635 гг. Уточнение даты постройки Цроми находит свою опору и в искусствоведческом анализе – в дате трех строений такого же типа (30-е гг. VII века): это церковь св. Гаяне в Вагаршапате (Эчмиадзин), церковь св. Карапета в Багаване, собор в Мрене (все – в Армении).
Время создания Цромского храма подтверждается и анализом сохранившейся части мозаики в его конхе. Исследователь Я. И Смирнов доказал, что тема мозаики, ее композиция и частности, формы и техника не содержат аналогий с византийской традицией XI-XII вв., и, таким образом, все параллели падают в основном на древнехристианские памятники V-VI вв., изредка VII века и в одном-двух случаях – IX века.

Первое сильное разрушение собора последовало в результате землетрясения – от него пострадали также и маленькие церкви по соседству от Цроми в радиусе 12 км. Датировка маленькой церкви в Хциси (1002 год) дает верхнюю границу времени разрушения, а нижняя может быть определена по отсутствию каких бы то ни было разрушений на соседнем Кинцвиси, возведенном в 1200 году. Второе разрушение, опять же вследствие землетрясения, произошло, судя по работе реставраторов (неряшливое восстановление кирпичом, характерное для позднего средневековья) в XVI-XVII вв. Последним историческим разрушением, которое строение не смогло вынести, было, очевидно, засвидетельствованное историком нападение лезгин в 1731 году, после чего строение приходило в упадок и не ремонтировалось до середины XX века. Отсутствие облицовки снаружи или ее замена при ремонтах ни в коем случае не говорит об изменении самого сооружения: все стены, окна и двери, все остальные своды (крестовые и цилиндрические), все арки и четыре угловых тромпа под куполом сохранились в первоначальном виде, о чем ясно свидетельствуют первоначальная четкость форм.

В марте 1937 года начались работы по очистке и восстановлению кроли храма. После землетрясения 8 мая 1940 года и сильного повреждения здания специальная комиссия нашла «возможным произвести лишь очистительные работы внутри памятника с предварительной разборкой нависающих частей». Некоторые работы по укреплению и консервации стен храма, проведенные в 1949 и 1951 гг. Отделом охраны памятников архитектуры, оказались недостаточными, а частью и некачественными. Вопрос охраны памятника был вновь поставлен в 1953, 1957—1958 гг. с проведением некоторых мероприятий, а также составлены наметки реставрационных работ. В 60-е годы были проведены основные ремонтно-укрепительные и реставрационные работы: капитальное выравнивание западной стены после установления монолитности больших ее участков, реставрированы трещины и недостающие части кладки. В настоящее время храм является действующим.

Церковь Цроми – крестово-купольное здание с четырьмя свободно стоящими устоями и хорами в западной части. Купол расположен в центре и определяет развитие и размер всех частей здания. От купола расходятся четыре рукава креста под двускатными крышами, определяя таким образом основную форму здания. Двум вытянутым за пределы среднего квадрата рукавам креста (восточному и западному) приданы с юга и севера небольшие выступы под самостоятельными односкатными крышами. Фундамент двусложный: верхний уровень, до глубины 65 см от уровня земли, возведен из рваного камня и булыжника на известковом растворе, а нижний – до глубины 1 м 25 см – на растворе глины. Здание имеет цоколь: по восточному фасаду цоколь состоит из трех ступеней, по западному ясно открыта одна ступень.

Церковь выстроена из правильных квадров чисто тесаного песчаника. Швы кладки идут непрерывными параллельными линиями по всему зданию, еще более подчеркиваясь фасками. На некоторых квадрах камня видны знаки каменотесов – это или буквы древнегрузинского заглавного письма асомтаврули, или особые знаки (пятиконечная звезда, крест, шестиконечная снежинка, дуги, солярный символ, андреевский крест, заключенный в квадрат, другие графические знаки). Реже знаки высечены на камнях, украшенных орнаментом. Сопоставление знаков выявляет их схожесть с аналогичными в Джвари и Атени Сиони, кроме того, имеются совсем новые.

Восточный фасад делится на три части: две боковые, низкие и гладкие, заканчивающиеся наклоном односкатных кровель, в каждой прорезано удлиненное окно в середине; и высокая средняя часть, заканчивающаяся фронтоном, соответствующая алтарю церкви. Средняя плоскость, в свою очередь, поделена аркатурой на три части, где каждая рака охватывает нишу – глубокие боковые и среднюю плоскую. В глубине боковых треугольных ниш имеется по паре колонок с гладкими капителями и маленькими базами. Узкая соединительная полоса между колонками покрыта узором «елочка». В конхах ниш сохранились остатки лучеобразной разрисовки. Плоская средняя ниша охватывает большое окно алтаря: боковые ее стороны покрыты до начала арки ленточным плетением в три полосы, охваченным маленьким валиком.

Степень сохранности восточного фасада, не подверженного ветрам, дующим главным образом с запада, наилучшая. Разрушены верхняя часть и боковой край северного крыла, верхняя часть фронтона. Южное крыло фасада было обновлено во исполнение плана графини П. С. Уваровой в 90-е гг. XIX века.

Западный фасад выполнен в манере строгой и простой монументальности. Это большая развернутая плоскость с двумя рядами горизонтально расположенных окон с центральным акцентом большого окна. Дверь перекрыта тимпаном, на котором дано изображение креста на ступенчатом подножии почти в полную высоту камня. Большое среднее окно над дверью сохранило остатки украшавшего его орнаментированного навершия с горизонтальными отворотами. Остальные окна (четыре нижнего ряда, четыре – верхнего, и одно круглое наверху по центру) точно и строго прорезаны в толще стены. Дверь была отмечена парными колонками, фрагменты которых стоят на верхней ступени цоколя. На парных колонках, очевидно, была арка, отвечавшая арке в кладке над тимпаном.

Кладка сильно пострадала, однако большая часть фасада до верхнего ряда окон почти нетронута. Западный фасад подвергся существенной реставрации после землетрясения 8 мая 1940 года. Боковые фасады оформлены одинаково и имеют небольшие различия между собой. Они шире западного фасада, но не столь монументальны и мощны. Средняя часть под фронтоном повторяет мотив вертикальной подчеркнутости линией проемов двери, большого удлиненного окна и круглого окна наверху. В боковых частях также сделаны круглые окна – одно восточное и два западных. Оба боковых крыла каждого фасада образуют по-разному сильно выступающие и разной высоты особые части, которые вполне обоснованы планом. Подчеркнутость середины проемами усиливается. Кроме того, их орнаментацией; вход под большим гладким камнем тимпана, обведенный аркой, имеет по скосу полосы орнамента. Среднее окно отмечается орнаментально украшенным навершием.

В тимпане главного входа южного фасада помещено изображение креста в половину высоты камня, другое изображение креста с двумя рядами отделки листьями находится еще выше – под фронтоном. Над ним, в свою очередь, в карнизных камнях грубо высечены розетки и лист. На южном фасаде у окна находится строительная надпись Стефаноза ипатоса. П. Уварова упоминает существование двух надписей Стефаноза. Обследование фасада при косых лучах солнца выявило несколько одиночных букв по южной стене восточного рукава креста над фронтоном. Возможно, это остатки именно упоминаемой графиней Уваровой надписи. Хуже других сохранность южного фасада. Развалившиеся наверху части внешних стен в глубине западного рукава обнаружили ряд ниш, открывающихся в проход и представляющих собой тайник в толще стены.

Облицовка восточного выступа южного фасада, как и обрамление окон и дверей, были почти полностью заменены в 90-е гг. XIX века, когда здесь была устроена сельская церковь. При расчистке фасадов в 1940 году выявилось оформление входа в церковь колонками, от которых на ступенях цоколя с правой стороны помещен объем базы – т. е. аналогичное восточному фасаду, а также большой и малой церквям Джвари и Атени Сиони оформление колонками.

Верхние части всего сооружения сильно повреждены и сохранились, во многом благодаря неоднократным реставрациям. Кровли церкви выложены из камня, вырезанного в форме черепицы. Первоначальным покрытием кровли была глиняная черепица, которой ремонтировались многие части стен снаружи. Все сохранившиеся части карниза не относятся ко времени возведения постройки: они результат позднейших средневековых ремонтов. Карниз сделан в виде выкружки с валиком – такая форма была распространена в разные века зрелого средневековья Грузии.

Внутреннее пространство церкви в Цроми развито, согласно предшествовавшей строительной традиции Грузии, из центра, который венчался куполом. Основной квадрат, над которым был сооружен восьмигранный барабан купола, резко выделяется четырьмя стройными широко расставленными устоями. Переход от квадрата к восьмиугольнику осуществлен четырьмя большими угловыми тромпами полуконической формы и с выделенной лицевой аркой. Они относятся ко времени основания. Северо-западный тромп сильно разрушен. Сохранившиеся фрагменты барабана и легкий карниз южной стороны были восстановлены в позднее время.

К подкупольному квадрату примыкают четыре рукава креста почти одного размера. Восточный рукав удлинен апсидой, западный – средними хорами. Форма креста особенно подчеркивается мощными цилиндрическими сводами, расположенными перпендикулярно. Каждый рукав освещен большим окном. Апсида повышена. Сохранились в поврежденном виде и позднейшего времени нижние каменные плиты алтарной преграды, а также фрагменты круглых белых мраморных колонн, составляющих, очевидно, части аркатуры прежней алтарной преграды. Восточный рукав. Кладка камней в конхе алтаря выполнена мастерски и осталась почти нетронутой. Замковый камень имеет ту же форму, что и в Джвари. Хорошо сохранилась и кладка свода в восточном рукаве.

Помещение алтаря позднее, видимо, было выдвинуто на запад до середины бокового арочного проема, и таким образом было создано пространство бемы. Полукруглая в плане ниша с конхой обрисована четкими линиями и доходит до самого пола – ее арка опиралась на импосты. Сохранившийся престол алтаря (может быть, первоначальный) сделан из монолита и имеет кубическую форму с угловыми лопатками по трем сторонам. Вдоль закругления стены идут в два уступа узкие сидения. Кладка камней крестового свода дает рисунок линий, аналогичный Джвари: каждая четверть сложена в ребре из проходящих в обе стороны камней.

Боковые рукава креста менее глубоки, чем восточный. На восток и запад они хорошо связаны арками с частями помещения за подкупольными столпами. Эти части сохранились хорошо и без исправлений до линии цилиндрического свода. Только главный свод южного рукава был возобновлен легким пористым камнем и неравномерной неправильной кладкой. Свод северного рукава состоит в средней части из литого бутобетона, смешанного с булыжником, как и в сводах Мартвили, что позволяет отнести его ко времени основания.

Западный рукав храма соответствует глубине восточного, к его пространству примыкают на средней высоте хоры, он связан арками с прилегающими частями здания во всех направлениях. Часть под хорами отделена стеной с дверью от западного рукава. Хоры охватывают западный рукав с трех сторон, образуя один средний отрезок и два боковых, которые доходят до западных подкупольных устоев. Каждая часть хор имеет цилиндрический свод. Средние хоры освещаются большим западным окном, боковые – небольшими удлиненными окнами в западной стене и круглыми окнами в северной и южной стенах. В средней части хор видны небольшие прямоугольные отверстия (ходы), расположенные на высоте примерно трех метров над уровнем пола хор и ведущие в крытый сводом коридор с нишами в стене. Эти ходы служили как камеры хранения для нужд церкви, а также в качестве облегчения стен в этих местах в западной части при широком западном фасаде.

Удлиненный нартекс имеет внешнюю дверь с запада, боковой вход с юга и три прохода в церковное помещение. Боковой проход на север ведет в лестничную клетку на хоры – он перекрыт большим тимпанным камнем, восточный конец которого утоплен в стене. Такой же большой тимпан оттеняет северный проход из нартекса на восток. Такой же большой тимпан оттеняет северный проход из нартекса на восток.

Главный вход в храм орнаментирован. Мощный архитрав в трех местах (очевидно, от землетрясения) имеет трещины, укрепленный в средние века скобами. Нартекс освещается довольно скудно четырьмя маленькими окнами и разделен на три части подпорными арками на пилястрах. Большая средняя часть перекрыта цилиндрическим сводом, а боковые квадратные — крестовыми. По восточной стене продолжается цоколь одной ступенью с южного фасада через боковой вход. Снаружи этот вход снаружи имеет гладкий тимпан, а внутри нартекса за ним следует арочный люнет. Цоколь в нартексе перерезается всеми тремя проходами в храм.

Ход к хорам имеет лестницу в четыре марша, каждый из которых опирается на арку, образуя квадратное помещение, перекрытое цилиндрическим сводом и хорошо освещаемое двумя большими окнами в северной и западной стенах. В юго-западном выступе, который примыкает к нартексу и хорам, находятся отдельные помещения в двух этажах: на нижний (позже засыпанный землей), представляющий собой открытое помещение с цилиндрическим сводом и аркой, вел вход на кронштейнах; верхний, откуда вела дверь на хоры, сильно разрушен.

Разрушения западной части храма от землетрясения были отмечены в докладной записке от 17-18 мая 1940 г.: «Землетрясение нанесло главный изъян в юго-западной части храма. Разрушенные части все за малым исключением находятся внутри храма. Таким образом, он главным образом в середине примерно на один метр высоты заполнен большими плитами камня и известью, также заполнен и западный притвор». Наклон западной стены в южной части внутрь здания «всей своей тяжестью налегает на южную арку хор, которая была уже ранее деформирована, ныне же от полученной нагрузки чувствительно прогнулась в замке..., а с другой стороны, вся масса стены, выпяченная внутрь, фактически опирается только в одной точке». «Верхняя арка хор во время разрушения потянула за собой пол хор или, иначе говоря, коробовый свод притвора, от которого уцелели на месте камни пяты». «Обрушился пол северных хор или, иначе говоря, крестовый свод пространства позади северо-западного столба. Два замковых камня арки этого пространства и среднего входа в западный рукав вывалились из гнезд и висят пустым углом... Вообще почти все замковые камни арок вышли из своих гнезд и повисли». «Тимпан входа, объединяющий притвор с западным рукавом, был разломан еще до землетрясения на три части, теперь все эти части значительно сдвинулись. Арке над тимпаном не хватает двух камней, а над ней из стены вывалилось несколько камней».

В процессе реставрационных работ 50-60-х гг. XIX века были выровнены части западной стены, разошедшейся в разные стороны; восстановлены и ремонтировали арки и своды как нижнего, так и верхнего этажей; коридор в южном своде был полностью восстановлен по типу северного; части, ранее закрытые землей, полностью раскрыты.

Восточные боковые камеры. Восточные боковые выступы сооружения образованы равномерно, как дополнительные алтари, которые были доступны как снаружи здания, так и изнутри. В восточной стене обоих помещений устроено по одной алтарной нише с окном и по две прямоугольных в плане со сводчатым верхом. Арка алтарных ниш опирается на капители со слабым профилем выкружки. Алтарное окно юго-восточной камеры внизу заложено. Помимо алтарного, каждое помещение имеет еще одно окно, круглое в боковой стене.

Свод помещений оформлен различно: в северо-восточном крестовый свод, перекрывающий квадрат, с дополнительными соответствующими удлиненной площади помещения арками; в юго-восточном средний квадрат перекрытия расположен между двумя боковыми арками и имеет четыре угловых тромпа и звездчатый свод из восьми распалубок. Кладка камней великолепно выполнена и полностью сохранилась; что касается фасадов, они сильно повреждены. Цвет камня, как бы покрытого паутиной, в помещениях темнее, чем на фасадах.

Мозаика (VII в.). Конха апсиды была украшена большим мозаичным полотном, остатки которого были тщательно исследованы Я. И. Смирновым. Им было установлено, что цромская мозаика представляла некогда окаймленное широкой полосой лиственного орнамента изображение Христа, стоящего на драгоценном злато-серебряном с камнями подножии, с поднятой благословляющей десницей и развернутой хартией с надписью в левой руке, а также двух апостолов в позе Дейсиса. По низу мозаика имела трехстрочную грузинскую надпись, уцелевшую в небольшом фрагменте. Надпись на свитке Христа состояла из 12 строк, из которых к 1916 году сохранились полностью семь верхних, а от остальных пяти были видны части справа.

В 1930 году были сфотографированы уцелевшие шесть строк, а в 1932 году уцелевшие фрагменты (вторая, третья и четвертая) были сняты и перенесены в Музей искусств Грузии в Тбилиси. Текст представляет собой несколько соединенных отрывков из Евангелия от Иоанна (8:12; 11:25): «Аз есмь свет, аз есмь жизнь, аз есмь воскресение; верующий в меня, аще и умрет, оживет». Начертание буквы «Б», головка которой закрыта в кружок, аналогична древнейшим лапидарным надписям в Болнисском Сиони и Джвари, что И. А. Джавахишвили разъяснил, как определенный этап исторического развития письменности.

Фресковая живопись (X в.) апсиды покрывает части стены ниже мозаики, а также два верхних ряда кладки у окна, ниже стена заштукатурена и исписана посетителями. Слой штукатурки с мозаикой гораздо толще фрескового, в результате чего синяя полоса перехода сильно наклонена вперед. На стенах апсиды сохранились довольно большие куски штукатурки с росписью – видны части фигур на голубом фоне. Особенно хорошо сохранился кусок орнаментального бордюра справа от единственного окна апсиды.

Среди единично сохранившихся элементов архитектурного убранства храма следует выделить фрагменты капителей колонн: маленький фрагмент капители с корзиночным плетением, сохранившийся внутри храма (не редки параллели VI и VII вв.), и сильно пострадавшая капитель, которая была найдена торчащей из земли перед южным входом (также нередки параллельные формы VI и VII вв.). К 1966 году первой (фрагментированной) с плетением капители не оказалось в здании; в то же время найдена еще одна - в алтаре, тех же размеров и с корзиночным плетением из трех лент и верхней орнаментированной полочкой с необработанной задней стороной (видимо, прилегала к стене).

Сохранились три фрагмента каннелюрованной колонны (50, 50, 89 см высотой, 44-46 см в диаметре, 19 каннелюр на двух, третий гладкий), найденные у северо-восточного столба (с более поздней сильно испорченной надписью в пять строк шрифтом нусхохуцури), в куче камня, заполнявшего нишу алтаря в северо-восточной камере и в южном углу нартекса. При очистке от наносной земли был раскрыт орнаментированный карниз: на его гладком скосе в 25 см высоты вырезан орнамент, внизу полувалик в 5 см, а вверху гладкая полочка в 6 см. Величина фрагмента — около 65 см длиной на 25 см шириной. В алтаре стоял утерянный кубический постамент (81х44х52 см) с надписью: «О крест! Прости Марии», с изображением креста. В постаменте сверху сделано прямоугольное углубление (18х26,5Х11/12 см. Его описал Т. Жорданиа и связал с фрагментом стелы с крестом).

Литература: Чубинашвили Г. Н. Цроми: Из истории грузинской архитектуры первой трети VII века. Москва, 1969.

Наталья Крашенинникова, 16 февраля 2005 года

Православие.ру


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 июня 2025

«…В Грузии, как и в Армении, долгое время преобладало монофиситское течение (в восточной Грузии — до конца VI века). Втянутая в борьбу за экономическое и политическое господство на Востоке между Византией и сасанидским Ираном, Грузия принуждена была переменить, после побед императора Ираклия, свою политическую ориентацию. Примкнув к Византии, она порвала с армянской церковью и признала для себя обязательными решения Халкедонского собора. Это создало благоприятные предпосылки для развития грузинской монументальной живописи. Уже малый храм Джвари, датируемый серединой VI века, имел в конхе апсиды мозаику (не сохранилась). Остатки мозаики и подготовительного рисунка к ней обнаружены также в конхе храма в Цроми. Эти мозаические фрагменты, ныне хранящиеся в Музее грузинского искусства в Тбилиси, дали основание Я. И. Смирнову реконструировать утраченную композицию.

По мнению Я. И. Смирнова, с которым согласился Ш. Я. Амиранашвили, в конхе цромского храма было представлено Даяние закона (Traditio legis). К стоявшему со свитком Христу якобы подходили с обеих сторон апостолы Петр и Павел. Не говоря уже о том, что подобный сюжет стоял бы совершенно особняком как в армянской, так и грузинской живописи, его наличие легко опровергается остатками подготовительной прориси, которые видел в 1917 году Д. П. Гордеев. Он отметил у боковых фигур следы высоко поднятых крыльев и отождествил эти фигуры с ангелами. Фрагменты армянских фресок VII века дают основание по-иному восстановить мозаику конхи. Здесь был изображен сокращенный извод Вознесения: к Христу, как на сирийской миниатюре из Евангелия Рабулы и на армянской фреске из храма в Аруче, подходили с обеих сторон ангелы.

Надпись на свитке Христа — «Я свет миру, Я есмь воскресенье и жизнь; верующий в Меня если и умрет, оживет», — представляющая вольную композицию из двух глав Евангелия от Иоанна (VIII, 12 и XI, 25), полностью подтверждает такую реконструкцию. При отсутствии фигур Богоматери и апостолов Вознесение утрачивало характер исторического происшествия, уподобляясь величественному богоявлению. Наиболее вероятным временем возникновения мозаики в Цроми следует считать VII век, на который указывают палеографические особенности грузинской надписи на свитке…»

Источник: Лазарев В. Н. «История византийской живописи» на сайте «Христианство в искусстве»

[IV.10. Болгария, Югославия, Армения, Грузия] - Лазарев В. Н., История византийской живописи



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.