ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Атени. Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Атени Сиони


Атени. Собор Успения Пресвятой Богородицы
Собор. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:приблизительно 682 - 689.
Архитектор:Тодосак
Адрес:
Грузия, край Шида Картли, Горийский муниципалитет, cело Атени

Координаты: 41.903988, 44.09589
Проезд:Кюгу от г. Гори, в ущелье р. Тана



Сортировка:

Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Атени, Шида-Картли, Грузия
zavar-vera
25 августа 2022
Собор Успения Пресвятой Богородицы, Вид с юго-востока<br>, Атени, Шида-Картли, Грузия
Вид с юго-востока
zavar-vera
25 августа 2022
Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Атени, Шида-Картли, Грузия
zavar-vera
15 июля 2015
Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Атени, Шида-Картли, Грузия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
17 апреля 2017
Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Атени, Шида-Картли, Грузия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
17 апреля 2017
Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Атени, Шида-Картли, Грузия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
17 апреля 2017
Собор Успения Пресвятой Богородицы, сцена охоты<br>, Атени, Шида-Картли, Грузия
сцена охоты
zavar-vera
15 июля 2015
Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Атени, Шида-Картли, Грузия
zavar-vera
15 июля 2015
Собор Успения Пресвятой Богородицы, рельеф тимпана портала<br>, Атени, Шида-Картли, Грузия
рельеф тимпана портала
zavar-vera
15 июля 2015
Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Атени, Шида-Картли, Грузия
zavar-vera
15 июля 2015
Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Атени, Шида-Картли, Грузия
zavar-vera
24 июля 2014
Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Атени, Шида-Картли, Грузия
zavar-vera
25 августа 2022
Собор Успения Пресвятой Богородицы, Купол в интерьере<br>, Атени, Шида-Картли, Грузия
Купол в интерьере
zavar-vera
25 августа 2022
Собор Успения Пресвятой Богородицы, Росписи конхи апсиды, 11 век<br>, Атени, Шида-Картли, Грузия
Росписи конхи апсиды, 11 век
zavar-vera
25 августа 2022
Собор Успения Пресвятой Богородицы, Cон Иосифа. Фреска, 1080 г.<br>, Атени, Шида-Картли, Грузия
Cон Иосифа. Фреска, 1080 г.
zavar-vera
24 июля 2014
Собор Успения Пресвятой Богородицы, Обличение Марии горькой водой. Фреска, 1080 г.<br>, Атени, Шида-Картли, Грузия
Обличение Марии горькой водой. Фреска, 1080 г.
zavar-vera
24 июля 2014
Собор Успения Пресвятой Богородицы, Апостол Андрей. Фреска, 1080 г.<br>, Атени, Шида-Картли, Грузия
Апостол Андрей. Фреска, 1080 г.
zavar-vera
24 июля 2014
Собор Успения Пресвятой Богородицы, ктитор<br>, Атени, Шида-Картли, Грузия
ктитор
zavar-vera
15 июля 2015
Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Атени, Шида-Картли, Грузия
zavar-vera
15 июля 2015
Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Атени, Шида-Картли, Грузия
zavar-vera
24 июля 2014
Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Атени, Шида-Картли, Грузия
Михаил Анатольевич
21 октября 2013
Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото 1957 года из коллекции археолога-антиковеда А.С. Башкирова (Государственный исторический музей)<br>, Атени, Шида-Картли, Грузия
Фото 1957 года из коллекции археолога-антиковеда А.С. Башкирова (Государственный исторический музей)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото приблизительно 1950 года из фондов Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея<br>, Атени, Шида-Картли, Грузия
Фото приблизительно 1950 года из фондов Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Атени, Шида-Картли, Грузия
Павел В. Воробьев
10 сентября 2016
Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Атени, Шида-Картли, Грузия
Михаил Анатольевич
21 октября 2013
Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Атени, Шида-Картли, Грузия
Михаил Анатольевич
21 октября 2013



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Терентий
 
ТерентийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 января 2025

Храм в селе Атени, несколько южнее Гори, на левом берегу реки Тана. Построен чуть позже, чем знаменитый Джвари, в самом начале VII века, около 630 года, еще до арабского нашествия. Внутри сохранились фрески эпохи Золотого Века, примерно 1080 года. Помимо фресок, сохранилось огромное количество надписей изнутри и снаружи. По количеству таких надписей и их исторической важности Атенский Сион однозначный лидер среди всех храмов Грузии.

Для начала мы знаем, что эта часть Атенского ущелья когда-то была плотно заселена, а конкретно на месте храма или где-то совсем рядом располагался большой город. Возможно, это и был упоминаемый в литературе город Атени. Соответственно, здесь были храмы. На месте современного Сиона сначала стояла базилика. Сейчас от неё остался небольшой кусок с изображением двух оленей: его вмонтировали в стену над северным входом.

Атенский Сион датирован 630 годом. Академик Чубинашвили считал, что его построил армянский архитектор Тодоса(к), строительная надпись которого имеется на фасаде с юга:

Чубинашвили расшифровывал её как «Я, Тодоса, строитель святой церкви», и писал, что надпись очень напоминает по стилю аналогичные надписи VII века. Храм построен сразу после знаменитого храма Джвари, так что представляет собой что-то вроде ремейка. Это все тот же тетраконх, как и все 4 храма, что ему непосредственно предшествовали, и как храм Святой Рипсиме в армянском Вагаршапате, который тоже является точной копией. Но атенский — один из последних тетраконхов. Мода на храмы в стиле Джвари скоро кончилась, и построенный чуть позже храм в Ркони или Цромский собор уже не имеют с Джвари ничего общего. Храм этот важен для истории архитектуры хотя бы потому, что уцелел. Только трём храмам этого типа удалось дотянуть до нашего времени: этому, Джвари и храму в монастыре Старая Шуамта.

В конце VIII века храм предположительно оказался в границах Тифлисского Эмирата, но на самой его окраине. Уже в конце Х века эту территорию (Атенское ущелье) присвоили клдекарские эриставы, известные как Багваши или Липаритиды. Примерно в 960-е или 970-е годы эристав Рати Багваши сделал тут странные вещи: он снял с храма некоторые грузинские барельефы и заменил их на армянские. Примерно в то же времяна северной стене появилась большая надпись, говорящая, что храм построили армяне. Один из этих барельефов изображает и самого Рати (на восточной стене). В XI веке началась долгая война между Липаритом Багваши и царём Багратом IV, и мы не знаем, как эта война отразилась на Атенском ущелье, но в 1060-е годы ущельем распоряжается уже Баграт, который перестраивает город Атени, а на южном фасаде Сиона создаёт надпись строчек в 12. Сейчас это самая большая надпись на храме. В 1089 году царём становится Давид Строитель. В одном месте написано, что именно он окончательно отобрал Атенское ущелье у Липаритидов. Мы, во всяком случае, знаем, что после 1080 года Липаритиды куда-то загадочно исчезают из истории. И вот завладев ущельем, царь давид около 1093 года заказывает расписать Сион фресками. На стенах Сиона появляются изображения его самого, епископа Чкондидского и, что особо интересно, изображение предыдущего царя, Гиоргия II, который ушёл в монахи. Так прямо в монашеском виде он и изображён.
В 1556 году какой-то русский путешественник доумался написать на стене "Преставися раб Божий", и точно указать год кириллическими цифрами. Весной 1614 года сюда дошла армия шаха Аббаса (во время его первого нашествия), который развёл в храме костёр. Чернота на стенах храма осталась до сего дня. Во всяком случае, так утверждается. Не так давно, примерно в 2011 году, началась реставрация храма и фресок. Лет семь храм простоял в лесах и только в 2018 году все леса наконец убрали.

Если вам случится оказаться около этого храма, то обратите внимание на одну странность. Джвари и Атенский Сион совершенно идентичны, у них довольно скучный западный фасад и чуть более симпатичный восточный. Симпатичность достигаетсядвумя небольшими нишами по обеим сторонам восточной апсиды: она немного расширяетапсиду и зрительно уменьшает стены справа и слева от этой апсиды. Но Джари повернут скучной стороной к обрыву, а симпатичной стороной к людям. Атенский Сион же стоит на скале, и основной подход к нему с запада. Из-за этого мы видим в основном его скучную западную сторону. Восточную тоже можно увидеть, но там можно стоять только у самой стены и рассматривать ее сложнее. По этой причине Атенский Сион кажется грубее и брутальнее, чем Джвари. И всё же это точная копия (не считая купола), и повторены даже барельефы на восточной апсиде. Однако, барельефы Джвари имеют надписи, а на Атенском Сионе просто изобразии несколько фигур без всяких надписей.

У храма есть только один минус — его трудно фотографировать. Удачные кадры могут получиться, если перейти ущелье и подняться на гору с другой стороны. Но на это не многие решаются.

Внутри храм точно повторяет Джвари, и отличается только фресками. Как и Джвари, он никак не пострадал от времени и его своды не содержат следов позднего ремонта. Как и в Джвари, мы видим здесь тромпы - арки, помогающие восьмигранному куполу стоять на четырехгранном основании. В храме есть фрески. И их много. И они в основном XI века, а для Грузии фрески такого рода редкость. К сожалению, они во многих местах пострадали, в частности от костра шаха Аббаса, и сейчас видны только фрагментами. В храме довольно темно, поэтому яркости красок вы не почувствуете. Ниже приведу для примера четыре фотографии этих фресок. Цвета здесь немного вытянуты фотошопом.

Фрески эти сделаны в 1093-1094 годах по приказу Давида Строителя. На них он изображён сам, из чего следует, что мы имеем прижизненный его портрет. Он изображён в алтарной апсиде, и рядом есть изображения других исторических лиц той эпохи, так что из фресок Сиона можно было бы сделать огромное количество исторических выводов и теорий, если бы они получше сохранились.
Атенский Сион особо интересен с точки зрения грузинской письменности. Вышло так, что в нем нашлась самая ранняя надпись шрифтом хуцури и самая ранняя надпись шрифтом мхедрули. Надписи на асомтаврули там тоже есть, но не особо ранние. Я замечал в храме надписи, нацарапанные шрифтом хуцури, но подозреваю, что это позднее. Храм вообще сильно попорчен такими надписями. Все потому, что облицовочный камень мягкий.Надписи внутри Сиона подробно изучены историками и про них есть большая статья в грузинской википедии. К сожалению, надписи видны очень бледно и читать их очень трудно.
Больше всех прославилась надпись внутри собора, на правой стороне южной апсиды. Она небольшая, немного больше ладони размером, и находится чуть выше уровня глаз человека среднего роста. Надпись упоминает нашествия Буги-Турка в 853 году

В последние годы (2020—2023) на месте алтарной перегородки храма стоит странная картонная конструкция. Это при том, что есть фотографии XIX века, на которых видно, что тогда она была вполне себе классическая, каменная, в стиле XIII века.

По количеству древних надписей на стенах Атенский Сион превзошёл всех. Здесь их множество, самых разных размеров и эпох. Они в основном на грузинском, но есть одна на армянском и одна на русском. Русская надпись 1556 года находится на западной стене у северо-западного угла и её хорошо видно. Остальные надписи можно разделить на три категории. Первая — это поздние, российского и советского времени на русском и грузинском. Ценности у них никакой. Вторая — это нечто другое. Это средневековые граффити, где-то века до XVI, но они не несут информации и написаны по шаблону: "Христос, помилуй такого-то".

В этих надписях не упомянуто исторических лиц и не указано дат. Ценность их тоже очень невелика. А вот третья категория — это надписи царей и надписи с датировками. Не все из них поддаются идентификации, но одна надпись особенно огромна. Она находится на южной стене.

По материалам сайта "Грузия для всех"


Терентий
 
ТерентийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 января 2025

Возведен во 2-й половине VII в. в правление эрисмтавара Картли Нерсе (682/86-689), относится к кругу архитектурных памятников т. н. переходного периода типа Джвари. Из сирийского послания VI в., в котором еп.ископСимеон из монастыря Бейт-Мар (Сирия) угрожает анафемой епископам Картли, собравшимся в Атени, известно о существовании здесь церкви еще до VII в. (Draguet R. P. 59-89). Археологические раскопки 1969-1970 гг. на площадке (24´ 19 м; высота 22 м), где находится Атенский Сион показали наличие под его основанием остатков базилики V в. (фрагменты барабанов, баз, капителей, четырехгранных колонок от амвона или алтарной преграды из проконесского мрамора, обломки каменных крестов). Факт возведения ныне стоящего центральнокупольного храма отмечен в однострочной армяеской эпиграфической надписи на южном фасаде, относимой по палеографическим признакам к VII в. В ней указано имя строителя А. С.- зодчего Тодосака, вместе с которым трудились упомянутые также в армянских надписях мастера Аарон, Гиорг, Григор, Дапс. Согласно другой концепции, надписи на армянском языке и ряд рельефных композиций, сопровожденных надписями на армянском, были созданы при восстановительных работах конца X в. На стенах юго-восточного и северо-западного угловых помещений в 80-х гг. VII в. высечены надписи с перечнем пожертвований эрисмтавара Нерсе I на строительство храма. Среди множества других грузинских надписей на асомтаврули (в т. ч. греческие и еврнйские тексты), нусхури и мхедрули - надпись 711 г., которая повествует о восшествии на престол Степаноза Мампала, сына эрисмтавара Нерсе I, и о посылке ему короны византийским кесарем Филиппиком (Варданом). Там же находится надпись об установлении поминального дня Нерсе и десятистрочная фресковая надпись, сделанная Георгием, сыном Степанозы, о кончине Степаноза Мампала 14 окт. 739 г. Рядом находятся эпитафии царице Гуарамавр (837) и феодалу Сумбату (885). В южной апсиде - рифмованные стихи на грузинском языке 1-й половины IX в. и надпись 835 г., повествующая о нашествии Буги Турка. Из надписи 980 г. в западной апсиде известно об облицовочных работах, проведенных в интерьере храма при царе Баграте III; в пространной надписи на южном фасаде храма зафиксировано, что в строительстве города Атени (1060-1068) по распоряжению царя Баграта IV принимали участие Мириан, сын Тархуна, и глава атенской крепости Гурганели. На фасадах храма сохранились также сирийские, греческие, арабские, персидские, церковнославянские надписи, множество надписей паломников и надписи официального характера.

Центральнокупольный храм возведен на трехуступчатом цоколе, материалом послужили чисто тесанные квадры мелкозернистого туфа серовато-желтого, красновато-розоватого и зеленоватого оттенков. Стены в интерьере сложены ровными рядами каменной кладки, не рассчитанной под роспись. Основой плана является тетраконх, вытянутый по оси восток-запад. Барабан купола опирается на выступы апсид и связан с центральным квадратом посредством 3 рядов конических тромпов. Свод купола украшен рельефным каменным крестом. Подкупольное пространство с 4 сторон организуют глубокие апсиды, составляющие в плане крест, между рукавами которого расположены 4 пастофория: 2 служили жертвенником (северо-восточный) и диаконником (юго-восточный), 3-й (юго-западный) являлся отделением, где молились женщины, а 4-й (северо-западный), возможно, местом для клириков. Угловые помещения сообщаются с основным пространством глубокими трехчетвертными нишами. Источниками света служат окна в барабане купола (4), в апсидах (5, в алтарной - 3) и в пастофориях (5). Алтарное пространство подчеркнуто двухступенчатой солеей, в полукружии апсиды - каменный синтрон в 3 уступа с епископским местом в центре. Пространственная организация интерьера отражена во внешних формах храма. Первоначальная черепичная кровля в Х в. заменена перекрытием из плит.

Фасады Атенского Сиона украшены скульптурными рельефами 3 периодов. Наиболее ранние - фрагменты базилики V в.: изображение 2 оленей, припавших к источнику (на тимпане северного входа), мифического существа сенмурва (на западном фасаде), антропоморфных капителей полуколонн (северный портал). От убранства VII в. сохранились изображение ктитора храма, предстоящего перед святым первомучеником архидиаконом Стефаном (средняя грань выступа северной апсиды), и сцена конной охоты на оленей (на западном фасаде). Остальные рельефы исполнены во время обновления Атенского Сиона. в конце X в. представителями рода Багваши, клдекарских эриставов, в чьи владения во 2-й половине X в. входило и Атенское ущелье. На восточном фасаде представлены скульптурные портреты Рата Багваши с моделью церкви в руках и его сына Липарита. Рельефы с изображениями мастеров (Гергиума, сына Эрхасана, Григори Дапса, Тодосака; последнее утрачено) были размещены на западном и северном фасадах и в барабане купола. На южном фасаде высечено изображение Микаела Багваши, названного строителем ограды. На запажном фасаде сохранился крест XIV-XV вв.

Архитектурно-конструктивные части в интерьере храма украшены аниконической росписью кон. VII в. Рисунок выполнен по неокрашенной фактуре облицовочного камня. В конхах апсид, софитах окон и дверей роспись имитирует кладку; в больших тромпах - веерообразный рисунок, в конхах трехчетвертных ниш - лучистые солнцеобразные фигуры. Доминантой аниконической росписи является большой красный крест в своде купола, символизирующий Христа Спасителя. На подкупольных выступах и архитравах угловых помещений изображены 12 процветших крестов, исполненных красной и белой красками, символизирующих 12 апостолов. Кресты нанесены на известковую штукатурку, к-рой была покрыта нижняя часть стен в интерьере вскоре после завершения строительства храма. На штукатурке сохранились многочисленные граффити.

В 90-х гг. XI в. стены Атенского Сиона были полностью покрыты живописью в технике секко. В тромпах изображены персонификации райских рек: Нила, Фисона, Тигра и Евфрата в виде юношей античного типа, возлежащих в волнах. В конхе алтарной апсиды - Богоматерь «Никопея» с Младенцем Христом, по сторонам архангелы Михаил и Гавриил. Ниже представлены апостолы в молитвенных позах, обращенные к кресту, на стенах вимы композиция «Евхаристия». В нижнем регистре фронтально изображены монументальные фигуры святителей (Власия, Григория Богослова, Василия Великого, Афанасия Александрийского и других), в проеме центрального окна - столпники Симеон Алеппский и Симеон Дивногорец, на выступах апсид - архидиакон Стефан Первомученик и святой Роман Сладкопевец. В своде вимы представлен медальон с погрудным образом Христа Пантократора, по обе его стороны фигуры пророков и святого Иоанна Предтечи в рост. В южной апсиде располагаются сцены из апокрифического жития Пресвятой Богородицы (14 сцен); в северной- праздничный цикл (11 сцен); в западной- композиция «Страшный Суд».

В алтарной апсиде также представлены ктиторские изображения царя Давида IV Строителя и царского мцигнобартухуцеси (канцлера) епископа Чкондидского Георгия в предстоянии Спасителю, образ которого вписан в сегмент неба, царей Баграта IV и Георгия II, царицы Исдухт и феодала Сумбата, сына Ашота, обращенные к Богородице, представленной в сегменте неба. Изображение Сумбата из кларджетской ветви рода Багратиони, исконных владетелей Атени, вместо клдекарских эриставов из рода Багваши,- дополнительное свидетельство перемен, происшедших в стране в начале царствования Давида IV, который в 1093-1094 гг. взял в плен и выслал из страны Липарита Багваши. Роспись выполнена вскоре после этого события артелью живописцев.

По материалам сайта "Православная энциклопедия"



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.