ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Мартвили. Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Мартвильский собор


Мартвили. Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы
Собор. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:приблизительно 925 - 955.
Адрес:
Грузия, край Самегрело и Земо-Сванети, Мартвильский муниципалитет, город Мартвили

Координаты: 42.405398, 42.37762





Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Мартвили, Самегрело и Земо-Сванети, Грузия
Вадим Павлов
10 декабря 2022
Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, вид с юго-востока<br>, Мартвили, Самегрело и Земо-Сванети, Грузия
вид с юго-востока
zavar-vera
20 июля 2016
Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, вид с северо-запада<br>, Мартвили, Самегрело и Земо-Сванети, Грузия
вид с северо-запада
zavar-vera
20 июля 2016
Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, наличник окна<br>, Мартвили, Самегрело и Земо-Сванети, Грузия
наличник окна
zavar-vera
20 июля 2016
Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Мартвили, Самегрело и Земо-Сванети, Грузия
zavar-vera
20 июля 2016
Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, декор апсиды<br>, Мартвили, Самегрело и Земо-Сванети, Грузия
декор апсиды
zavar-vera
20 июля 2016
Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Мартвили, Самегрело и Земо-Сванети, Грузия
zavar-vera
20 июля 2016
Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, декор апсиды<br>, Мартвили, Самегрело и Земо-Сванети, Грузия
декор апсиды
zavar-vera
20 июля 2016
Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, северный придел<br>, Мартвили, Самегрело и Земо-Сванети, Грузия
северный придел
zavar-vera
20 июля 2016
Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Мартвили, Самегрело и Земо-Сванети, Грузия
zavar-vera
20 июля 2016
Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Мартвили, Самегрело и Земо-Сванети, Грузия
zavar-vera
20 июля 2016
Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, алтарная апсида<br>, Мартвили, Самегрело и Земо-Сванети, Грузия
алтарная апсида
zavar-vera
20 июля 2016
Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, портреты ктиторов<br>, Мартвили, Самегрело и Земо-Сванети, Грузия
портреты ктиторов
zavar-vera
20 июля 2016
Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, фреска алтарной апсиды<br>, Мартвили, Самегрело и Земо-Сванети, Грузия
фреска алтарной апсиды
zavar-vera
20 июля 2016



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Терентий
 
ТерентийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 января 2025

Самое крупное и заметное на территории монастыря - это кафедральный собор Успения Богородицы, который часто в литературе называется Мартвильский Собор. Подобно Успенскому собору в Ананури он Успенский, но не Сионский. Это весьма впечатляющее строение, если принять во внимание время его построения — середину X века. Это первый крупный собор на территории Грузии. Примерно в те же годы построят собор в Ошки, чуть позже построят храм в Кумурдо, а через полстолетия — храм Баграти в Кутаиси. Серия монументальных грузинских храмов начинается именно с мартвильского собора. Его очертания несколько грубоваты. Гораздо грубее, чем джвариобразные храмы, по типу которых он был построен изначально. Может быть, архитекторы ещё не умели работать с большими обьемами.

Когда вы войдёте в ворота, вы сразу увидите его восточную стену. Обратите внимание, как она похожа на восточную стену Джвари: та же гранёная апсида, те же две ниши сбоку, всё такое же, но гораздо грубее. Собор купольный, сам купол конический, он опирается на стены (а не на столбы), и весь собор имеет явно выраженную в плане форму креста, вернее, тетраконха. Это явно говорит о его древности, посольку после начала VII века тетраконхи в Грузии почти не строили. Надо понимать так, что при престройке сбора сохранили его изначальную планировку.

Помимо обычных храмовых росписей, в соборе есть портреты князей Чиковани. Эти князья владели областью Лечхуми, а с 1700 года Гиоргий Липартелиани стал князем всей Мегрелии. В северной апсиде собора есть портрет Георгия с женой Севдией. Напротив портрет его отца Кации с сыном Иесе (братом Гиоргия). Тут стоит обратить внимание, насколько прижилась в Мегрелии турецкая культура к этому времени. Одежда князей почти совсем турецкая, а Гиоргий даже изображён в чалме. Интересно, что его план во многом напоминает храм Джвари или Атенский Сион, а вот пристройка с запада очень нехарактерна для Грузии, зато подозрительна похожа на армянский гавит (хотя похожа только внешне). Эта пристройка поздняя: видно, что еедовольно грубо прилепили к старому фасаду здания.

Те, кто немного вчитался в историю грузинской архитектуры, то уже знает, что раз храм построен в Х веке, то в нём будут какие-то странности. И да, они есть. Мы знаем, что купол держится или на тромпах или на парусах. А тут что? Непонятно. Углы собора сведены в круг какими-то странными тройными арками. Это уже не тромп, но еще и не совсем парус. Видимо, архитекторы экспериментировали.

Примерно с 1700 года этот монастырь был некрополем князей Дадиани-Чиковани. Сейчас в соборе множество могильных плит с их именами, из нихсамая заметная - черная плита Екатерины Дадиани. Она была дочерью Александра Чавчавадзе и сестрой Нины Чавчавадзе-Грибоедовой. Одно время лично правила Мегрелией и лично командовала ополчением во время вторжения турецкой армии в 1855 году. Она умерла в 1882 году, на 16 лет пережив независимую Мегрелию. Белая плита справа — это её сын Николай, который в 1866 году отдал Мегрелию Российской империи. Он умер в 1903 и на его похоронах тогда собралась едва ли не вся страна.

По материалам сайта "Грузия для всех"


Терентий
 
ТерентийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  3 февраля 2025

Основная часть монастырского комплекса — Успенская церковь (21 х 17,5 м) — построена в центре небольшой огороженной площади. Храм дошел до нас в сильно перестроенном виде. Первоначально это было здание крестового типа. Арабо-турецкие нашествия сильно повредили его. В X веке, во время правления царя Абхазии Георгия II, церковь была основательно переделана: были надстроены внешние стены, надстроена шейка нового купола, так что снаружи она уже не напоминает памятник крестового типа. Западный придел также относится к X веку. Только на востоке сохранилась неповрежденная граненая полка, имеющая глубокую отметину с обеих сторон. Пол покрыт плитками, которые радиально отъодят от центра. Престол был изготовлен в XVIII веке. К эпохе возведения памятника относится небольшой фрагмент мозаики, оставшийся в люнете Западных ворот с изображением Девы Марии, держащей Младенца Иисуса. В верхней части западного корпуса находится большое рельефное изображение со старинной грузинской надписью (X в.).

Храм многократно расписывался. Сохранились лишь некоторые фрески оригинала VII века. Фрески XVI-XVII веков, на которых изображены фигуры Чкондидели, сохранились сравнительно лучше.

По материалам сайта "Georgian travel guide"



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.