Самое крупное и заметное на территории монастыря - это кафедральный собор Успения Богородицы, который часто в литературе называется Мартвильский Собор. Подобно Успенскому собору в Ананури он Успенский, но не Сионский. Это весьма впечатляющее строение, если принять во внимание время его построения — середину X века. Это первый крупный собор на территории Грузии. Примерно в те же годы построят собор в Ошки, чуть позже построят храм в Кумурдо, а через полстолетия — храм Баграти в Кутаиси. Серия монументальных грузинских храмов начинается именно с мартвильского собора. Его очертания несколько грубоваты. Гораздо грубее, чем джвариобразные храмы, по типу которых он был построен изначально. Может быть, архитекторы ещё не умели работать с большими обьемами.
Когда вы войдёте в ворота, вы сразу увидите его восточную стену. Обратите внимание, как она похожа на восточную стену Джвари: та же гранёная апсида, те же две ниши сбоку, всё такое же, но гораздо грубее. Собор купольный, сам купол конический, он опирается на стены (а не на столбы), и весь собор имеет явно выраженную в плане форму креста, вернее, тетраконха. Это явно говорит о его древности, посольку после начала VII века тетраконхи в Грузии почти не строили. Надо понимать так, что при престройке сбора сохранили его изначальную планировку.
Помимо обычных храмовых росписей, в соборе есть портреты князей Чиковани. Эти князья владели областью Лечхуми, а с 1700 года Гиоргий Липартелиани стал князем всей Мегрелии. В северной апсиде собора есть портрет Георгия с женой Севдией. Напротив портрет его отца Кации с сыном Иесе (братом Гиоргия). Тут стоит обратить внимание, насколько прижилась в Мегрелии турецкая культура к этому времени. Одежда князей почти совсем турецкая, а Гиоргий даже изображён в чалме. Интересно, что его план во многом напоминает храм Джвари или Атенский Сион, а вот пристройка с запада очень нехарактерна для Грузии, зато подозрительна похожа на армянский гавит (хотя похожа только внешне). Эта пристройка поздняя: видно, что еедовольно грубо прилепили к старому фасаду здания.
Те, кто немного вчитался в историю грузинской архитектуры, то уже знает, что раз храм построен в Х веке, то в нём будут какие-то странности. И да, они есть. Мы знаем, что купол держится или на тромпах или на парусах. А тут что? Непонятно. Углы собора сведены в круг какими-то странными тройными арками. Это уже не тромп, но еще и не совсем парус. Видимо, архитекторы экспериментировали.
Примерно с 1700 года этот монастырь был некрополем князей Дадиани-Чиковани. Сейчас в соборе множество могильных плит с их именами, из нихсамая заметная - черная плита Екатерины Дадиани. Она была дочерью Александра Чавчавадзе и сестрой Нины Чавчавадзе-Грибоедовой. Одно время лично правила Мегрелией и лично командовала ополчением во время вторжения турецкой армии в 1855 году. Она умерла в 1882 году, на 16 лет пережив независимую Мегрелию. Белая плита справа — это её сын Николай, который в 1866 году отдал Мегрелию Российской империи. Он умер в 1903 и на его похоронах тогда собралась едва ли не вся страна.
По материалам сайта "Грузия для всех"