ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кижи, остров. Музей-заповедник "Кижи".


Кижи, остров. Музей-заповедник
Музей деревянного зодчества.  (вся деревянная архитектура в каталоге →
Год постройки:1951.
Адрес:
Россия, Республика Карелия, Медвежьегорский район, о. Кижи

Координаты: 62.083903, 35.213327
Проезд:От Петрозаводска на теплоходе "Комета" на Великую Губу до пристани Кижи





Музей-заповедник "Кижи", Вид на сектор "Русские Заонежья" с колокольни погоста<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Вид на сектор "Русские Заонежья" с колокольни погоста
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
3 сентября 2015
Музей-заповедник "Кижи", Вид на южную часть острова с колокольни<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Вид на южную часть острова с колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
4 сентября 2022
Музей-заповедник "Кижи", , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
28 августа 2018
Музей-заповедник "Кижи", Общий вид Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника "Кижи". Вдали Спасо-Кижский погост.<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Общий вид Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника "Кижи". Вдали Спасо-Кижский погост.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
19 июня 2012
Музей-заповедник "Кижи", Поклонный крест, 1812 г. из д. Хашезеро (ныне - Медвежьегорский район респ. Карелия).<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Поклонный крест, 1812 г. из д. Хашезеро (ныне - Медвежьегорский район респ. Карелия).
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
19 июня 2012
Музей-заповедник "Кижи", На фоне Кижского погоста - дом Ошевнева из д.Ошевнево, справа от него - амбар Мешкова из д.Южный Двор (Вёгорукса)<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
На фоне Кижского погоста - дом Ошевнева из д.Ошевнево, справа от него - амбар Мешкова из д.Южный Двор (Вёгорукса)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 июля 2011
Музей-заповедник "Кижи", На среднем плане - баня из д.Мижостров, за ней - мельница из д.Волкосторов, справа - Михайловская часовня из д.Лёликозеро<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
На среднем плане - баня из д.Мижостров, за ней - мельница из д.Волкосторов, справа - Михайловская часовня из д.Лёликозеро
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 июля 2011
Музей-заповедник "Кижи", Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva
Наталия
6 июня 1941



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Воронов Юрий Викторович
 
Воронов Юрий ВикторовичАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 сентября 2013

Государственный музей-заповедник "Кижи" - это музей традиционной крестьянской культуры народов Карелии. Музей находится на острове Кижи и окрестных островах, входящих в состав Кижских шхер, а также участок материкового побережья в 55 км на северо-восток от Петрозаводска. Это один из первых в России историко - архитектурных и этнографических музеев под открытом небом. Первая постройка, вошедшая в состав его экспозиции, была перевезена на о. Кижи в 1951 г. Большую роль в его формировании, перевозке и реставрации памятников сыграл выдающийся исследователь народного зодчества Русского Севера архитектор Александр Викторович Ополовников. В настоящее время музей насчитывает 83 постройки, расположенных на площади более десяти тысячи гектаров. Фондовое собрание музея насчитывает более 42 тыс. предметов. Музей - заповедник на о. Кижи подразделяется на 4 экспозиционных сектора: "Русские Заонежья", включающий постройки Спасо - Кижского погоста, "Русские Пудожья", "Карелы" и " Постройки вепсов", а также две жилых деревни: Ямка и Васильево, в которые также свезены старинные постройки из Заонежья.

По материалам музея-заповедника "Кижи"


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  30 июня 2024

«…Музей-заповедник «Кижи» располагается на одноименном острове в 68 км от г. Петрозаводска, в Карелии. Весь остров - это музей деревянной архитектуры под открытым небом, который включает в себя памятники Кижского погоста (церковь Преображения Господня 1714 г., церковь Покрова Пресвятой Богородицы - 1764 г., колокольню Кижского погоста 1874 г.), внесенные в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО, крестьянские дома, хозяйственные постройки и самую древнюю деревянную церковь в России - церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря.

В Онеге насчитывается более полутора тысяч островов, но особое место среди них занимает остров Кижи. Обилие лесных массивов в Карелии, да и вообще на Севере России обусловило широкое развитие деревянной архитектуры. Самым ярким памятником деревянного зодчества являются многоглавые храмы погоста Кижи, в которых суровая мощь рубленых стен сочетается с изысканностью силуэта и теневой узорчивостью покрытых лемехом глав.

22-главая Преображенская церковь была построена в 1714 году, а 9-главая Покровская церковь В 1764 году. Пластичные, живописные по силуэту сооружения умело вписаны в окружающую природу и составляют гармоничный, неповторимый по красоте ансамбль. Кроме своей красоты они интересны и тем, что сделаны без единого гвоздя и шурупа. Архитектурно-ландшафтная экспозиция музея-заповедника «Кижи» расположена на острове Кижи, прилегающей к нему территории других островов, материковом побережье в районе Кижских шхер и охватывает пространство площадью 10 000 га. Она включает три сектора: деревни Русские Заонежья», «Русские Пудожья» и «Усадьба карела-ливвика», две экспозиционные Ямка и Васильево, а также отдельные памятники вепсов, северных карел и карел- людиков.

В постройках восстановлены интерьеры, размещены экспозиции и выставки, характеризующие традиционную культуру народов Карелии конца ХІХ начала ХХ в. Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» - один из первых музеев под открытым небом в нашей стране. Его формирование началось в конце 1940-х годов реставрацией Кижского архитектурного ансамбля. К настоящему времени в составе музея-заповедника «Кижи» - 87 памятников архитектуры.

Часть памятников сохраняется на своих местах. К ним относится, прежде всего, Кижский архитектурный ансамбль, составляющий ядро музея. В прежнем естественном окружении остались часовни из окрестных деревень, некоторые дома и хозяйственные строения. Другая часть памятников перевезена на остров из различных районов Карелии, нередко из труднодоступных и малонаселенных мест…»

Из книги: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 627.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  14 октября 2024

Каждый народ создает свою национальную культуру и искусство в соответствии с конкретными историческими условиями, присущими его национальному развитию, проявляясь и заявляя о себе теми или иными особенностями. На обширной территории совместного проживания финно–язычного и славянского населения (Карелия, Ленинградская и Вологодская области) исследователи деревянного зодчества уже давно и явно ощутили, что при тождестве основных архитектурных приемов, ряд характерных черт отдельных памятников свидетельствует о несомненном их отличии. Об отдельных, особо ярко выраженных элементах местной, вепсско–карельской архитектуры можно, прежде всего, судить, познакомившись с шатровыми и многоглавыми церквями Прионежья.

К шатровым церквям Прионежья обычно относятся церкви с последовательным расширением верхних частей сруба с помощью «повалов» (иногда от 1–го до 3–х) и устройству одного или двух «фронтонных поясов» по периметру восьмериков, а также чрезмерно выраженной высотностью. Период существования таких шатровых церквей был довольно длительным, со временем они стали подвергаться различным изменениям. Особенно существенные изменения с шатровым завершением произошли на острове Кижи: именно здесь шатер полностью исчез.

Рассмотрим это на примере изменения внешнего образа Покровской церкви в стадии ее существования в шатровом варианте. Уничтожение шатра и замена его 9–ти главием в данной ситуации не были случайным явлением. Находясь рядом с 22–ти двуглавой Преображенской церковью шатровое завершение Покровской церкви, видимо, не устраивало зодчих. Тогда они решили совместить отдельные элементы двух совершенно разных видов церквей (шатровой и многоглавой) в одной и достигли этим нового, свежего дыхания в ансамблевом звучании.

Такое дерзкое, смелое решение с полным попранием всех уже давно устоявшихся традиций, могло возникнуть лишь у особо одаренной творческой натуры — зодчего, сумевшего осуществить свой необычный замысел и добиться дивной гармонии двух многоглавых церквей. При всем этом, в отдельно взятой Покровской церкви слишком явно проступают ее конструктивные и художественные просчеты: изысканная, 9-ти главая «шапка» навершия не соответствует грузному бревенчатому основанию; фронтонный пояс — деталь, присущая только шатровым церквям прионежского типа, по соседству с многоглавием выглядит довольно чужеродной.

В данном варианте Покровская церковь «не спела своей песни», а «пожертвовала» чистотой своего стиля в угоду безупречной красоте 22–х главой Преображенской церкви, почти продублировав ее девятиглавое навершие. Другой вариант здесь, кажется, был бы просто неуместен. Преображенская церковь словно передала свою эстафету многоглавия Покровской церкви, уничтожив при этом ее шатер, низведя его до уровня восьмискатной, пологой крыши, но одновременно и утвердила шатер своим 22–х главием в его силуэтном исполнении. Кроме того, шатер здесь изначально представлен в ее пирамидальной конструкции, состоящей, как известно, из трех постепенно уменьшающихся кверху восьмериков с прирубами, «усеянными» разновеликими куполами.

Таким образом, на примере формирования Кижского архитектурного ансамбля в истории деревянного зодчества России произошло знаменательное событие: уничтожение шатра, излюбленной в народе формы церковного завершения, живописным девятиглавием (Покровская церковь) с одновременным его возрождением 22–ти главием (Преображенская церковь). 

В связи с этим можно утверждать: Кижский архитектурный комплекс является своеобразной концентрацией церквей с шатровым и многоглавым завершением, как результат многовекового эволюционного развития культового зодчества Российского Севера; Кижский архитектурный ансамбль - вершина в преломлении традиционных устоев в деревянном зодчестве северной России на примере церквей Прионежского типа; Кижский архитектурный комплекс - утверждение незыблемости пирамидальной конструкции - самой устойчивой в мире.

Рассмотрим предисторию формирования всех трех сооружений этого северного погоста с выявлением их локальных особенностей на примере сопутствующих им по времени создания церквей, расположенных в пределах бассейна Онежского озера. При изучении церквей данного региона возникает довольно интересное наблюдение: левобережье Онежского озера по преимуществу было “заселено” деревянными церквями с шатровым завершением:

Лычный остров. Петропавловская церковь. 1620 г. Кондопожский район;

Линдозеро. Никольская церковь. 1634 г. Кондопожский район;

Яндомозеро. Варваринская церковь. 1650 г. Медвежьегорский район;

Гимрека. Церковь Рождества Богородицы. 1659 г. Ленинградская область;

Деревянное. Никольская церковь. 1683 г. Прионежский район;

Горнее Шелтозеро. Ильинская церковь. 1685 г. Прионежский район;

Согинцы. Никольская церковь. 1696 г. Ленинградская область;

Пидьма. Преображенская церковь. 1696 г. Ленинградская область;

Рыбрека. Варваринская церковь. 1697 г. Прионежский район;

Кижи. Покровская церковь. До 1752 г. Медвежьегорский район;

Космозеро. Церковь Александра Свирского. 1768 г. Медвежьегорский район;

Кондопога. Успенская церковь. 1774 г. Кондопожский район.

Самой ранней из них является церковь на Лычном острове (1620 г.), а самой поздней — Успенская церковь в Кондопоге (1774 г.). Потребовалось 154 года, чтобы достичь высочайшего совершенства среди шатровых церквей. Зодчие подготавливались к своему будущему шедевру — церкви Успения в Кондопоге — неторопливо, с каждым новым объектом все более совершенствуя свое мастерство. Совсем наоборот, в отличие от шатровых церквей, развивались события на восточном берегу Онежского озера, который «заселили» многоглавые прионежские церкви:

Анхимово. Покровская церковь. 1708 г. Вологодская область;

Клименецкий монастырь. 1712 г. Медвежьегорский район;

Кижи. Преображенская церковь. 1714 г. Медвежьегорский район;

Палтога. Богоявленская церковь. 1733 г. Вологодская область;

Шуя. Предтеченская церковь. До 1752 г. Кондопожский район;

Кижи. Покровская церковь. До 1752 г. Медвежьегорский район;

Девятины. Успенская церковь. 1770 г. Вологодская область;

Шустручей. Ильинская церковь. 1781 г. Ленинградская область;

Щелейки. Дмитриевская церковь. 1783 г. Ленинградская область;

Ошта. Никольская церковь. 1791 г. Вологодская область.

Следует отметить, что многоглавые церкви, появившись значительно позднее шатровых, сразу заявили о себе каскадом звучных куполов, в отличие от шатровых, которые постепенно, на протяжении 154 лет, достигли своего высочайшего взлета (Успенская церковь в Кондопоге). Это наблюдение убедительно подтверждают 21 и 22–х главые церкви в Анхимове и на острове Кижи.

Именно на этот период приходится пора расцвета России, устремившейся к европейской цивилизации, к праздничности и свободе в разных видах творчества. Все другие церкви, построенные значительно позднее этих многоглавых церквей, стали только их отдаленными репликами, но со своими особенностями: резкими, ломкими контурами бочек, совершенно не соответствующих изящным, плавным силуэтам глав. Такое своеобразное решение, по всей вероятности, было вызвано присущим вепсско–карельскому населению, издавно проживающего на данной территории, тяготению к полюбившейся им подчеркнутой геометризации форм, как в народном деревянном зодчестве, так и в других видах местного искусства, что явно проявляется вплоть до настоящего времени.

Ломкие контуры бочечных завершений, характерные для многоглавых церквей Прионежского типа, хорошо прочитываются и на Покровской церкви в Анхимове, являющейся ближайшей предшественницей Преображенской церкви в Кижах. Именно на кижской церкви Преображения ломкость бочечных завершений была устранена полностью. Это позволило создать гармоничное взаимодействие с плавными, певучими линиями многочисленных разновеликих куполов и добиться новых форм, легко переходящих и вытекающих друг из друга.

Своеобразием отличается и кижская колокольня, которая, как утверждают некоторые исследователи, является единственной в Карелии колокольней с необычайно высоким четвериком основания и низким восьмериком. Именно такие пропорциональные соотношения характерны для шатровых храмов Прионежья. Высокий четверик колокольни в данном случае оправдал стремление зодчих к достижению ее единства с уровнями оснований главных частей двух соседних с нею церквей, что способствовало соблюдению единства и гармонии в ансамблевой застройке.

Таким образом, все три строения Кижского архитектурного ансамбля, расположенного в самом «центре» (между восточным и западным берегами Онежского озера), явились своеобразными аккумуляторами идей, выработанных на сопредельных землях местными зодчими, но творчески переосмысленных на каждом из рассматриваемых объектов. Исследователи давно отмечали необычные особенности шатровых и многоглавых церквей на данной территории, не связывая это с какими–то национальными признаками. И лишь с недавнего времени довольно четко стали проявляться вепсско–карельские различия в виде отдельных элементов в их конструктивно–архитектурных построениях.

Отмечено, что именно на землях сопредельного обитания разных народностей проявляются ярче всего их самые лучшие проявления во всех видах творчества и искусства. Именно здесь возникают шедевры! Рассматриваемый регион, на землях которого возросли уникальные памятники деревянного зодчества общепризнанные мировым сообществом – церковь Успения в Кондопоге и Кижский архитектурный ансамбль, включенный в Список ЮНЕСКО — лучшее подтверждение этому.

Источник: Локальные традиции в народной культуре Русского Севера: Материалы IV Международной научной конференции «Рябининские чтения-2003» // Редколлегия: Т.Г.Иванова (отв. ред.) и др. Музей-заповедник «Кижи». - Петрозаводск. 2003.

По материалам статьи: Гущина В.А. (г.Петрозаводск) «Кижский архитектурный ансамбль. Локальные особенности его формирования» на сайте музея-заповедника «Кижи»

https://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2003/101.html



Комментарии и обсуждение


Документы и материалы по истории Кижского архитектурного ансамбля (1946–1979 гг.) // Авторы-составители: В.А.Гущина, Б.А.Гущин. Редактор И.В.Мельников Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2014.

https://kizhi.karelia.ru/library/dokumentyi-i-materialyi-po-istorii-kizhskogo-arhitekturnogo-ansamblya-1946-1979-gg

2 октября 2024, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Юрий Верещагин.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.