ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кижи, остров. Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте.


Кижи, остров. Музей-заповедник
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Многоглавые храмы
Год постройки:1694.
Адрес:
Россия, Республика Карелия, Медвежьегорский район, о. Кижи, на территории Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника "Кижи" (сектор "Русские Заонежья")

Координаты: 62.067363, 35.223944
Входит в коллекцию:Шедевры деревянного зодчества





Сортировка:

Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
21 июля 2021
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
kei
15 августа 2015
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
18 августа 2021
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
21 июля 2021
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
21 июля 2021
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
21 июля 2021
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
29 августа 2018
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Костя
17 августа 2007
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
5 сентября 2005
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Людмила Хлопкина
30 июля 2004
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
18 августа 2021
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
18 августа 2021
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
18 августа 2021
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
18 августа 2021
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
18 августа 2021
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
18 августа 2021
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
18 августа 2021
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, потолок<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
потолок
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
21 июля 2021
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, иконы над входом в основной объем<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
иконы над входом в основной объем
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
21 июля 2021
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, Покровская церковь (вид с колокольни)<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Покровская церковь (вид с колокольни)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
21 июля 2021
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
21 июля 2021
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
29 августа 2018
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
sasa_1941
12 августа 2018
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
3 сентября 2015
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
3 сентября 2015
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, девятиглавое завершение<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
девятиглавое завершение
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 июля 2011
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 июля 2011
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, Церковь Покрова Богородицы. Главы из осинового лемеха.<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Церковь Покрова Богородицы. Главы из осинового лемеха.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
9 сентября 2005
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, царские врата иконостаса<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
царские врата иконостаса
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
21 июля 2021
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
29 августа 2018
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Ole Lukoye
15 августа 2015
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Ole Lukoye
15 августа 2015
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Natalia V
10 июля 2012
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
yozik
9 июля 2009
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
yozik
9 июля 2009
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
yozik
9 июля 2009
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, 1991<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
1991
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
1 января 1991
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
21 июля 2021
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, Вид с колокольни погоста<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Вид с колокольни погоста
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
3 сентября 2015
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Ole Lukoye
15 августа 2015
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, вид с юго-востока, в составе погоста<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
вид с юго-востока, в составе погоста
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 июля 2011
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
5 сентября 2005
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
5 сентября 2005
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, Фото 1943 г. Финский архив фотографий военного времени, http://sa-kuva.fi<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Фото 1943 г. Финский архив фотографий военного времени, http://sa-kuva.fi
Елена Григорьева
5 августа 1943
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, Фото 1943 г. Финский архив фотографий военного времени, http://sa-kuva.fi<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Фото 1943 г. Финский архив фотографий военного времени, http://sa-kuva.fi
Елена Григорьева
5 августа 1943
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, Фото из журнала "Мир искусства".<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Фото из журнала "Мир искусства".
Андрей Агафонов
1904
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, Фото из книги С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов. Русское деревянное зодчество. Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР. М., 1942 г.<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Фото из книги С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов. Русское деревянное зодчество. Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР. М., 1942 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.
Андрей Агафонов
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, Известия ИАК 1915 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Известия ИАК 1915 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1900



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Наталия  21 декабря 2007

Покровская «теплая» церковь построена рядом с «холодной» Преображенской. Службы в ней начинались с Праздника Покрова (1/14 октября) и продолжались до Пасхи. Считается, что Покровская церковь построена на 50 лет позже Преображенской – в 1764 году. Правда, в последнее время эта дата подвергается сомнению. В самом конце 17 века от удара молнии произошел пожар, уничтоживший все кижские церкви. Вскоре была построена новая церковь с теплым Никольским приделом внутри, т.о. зимняя «теплая» Покровская церковь превратилась в летне-зимнюю, т.к. теперь состояла из «холодного» храма и «теплого» Никольского придела в трапезной. Придел Николая Угодника просуществовал недолго и был разобран в 1865 году. Его фрагменты сохранились в современном интерьере Покровской церкви.

Центральный восьмерик увенчан своеобразным многоглавием: на каждом из восьми углов здания стоит глава; в центре – девятая, самая большая; десятая главка над алтарным прирубом. Девять верхних глав образуют поразительную по красоте ажурную корону – легкую, изящную, пронизанную светом и воздухом. Многоглавие такого типа уникально и подобного ему нет в русской деревянной архитектуре. Купола поставлены не прямо на пологую кровлю центрального объема, а на небольшие восьмерики, нижняя часть кровли которых заканчивается зубцами.

В основе Покровской церкви - четырехугольный сруб – четверик. Наверху при соединении с восьмериком он расширяется, образуя промежуточный повал, выполняющий архитектурно-конструктивную роль карниза. Еще более энергичным и плавным повалом заканчивается восьмерик. Под ним – декоративный пояс из резных треугольных фронтонов. Фронтонный пояс не только декоративная, но и конструктивно-защитная деталь, принимающая на себя часть осадков и отводящая их в стороны.

Объемно-пространственная структура Покровской церкви принадлежит к распространенному типу «восьмерик на четверике с трапезной». Крыльцо одномаршевое ассиметричное. Вход в церковь ведет в сени, оттуда в трапезную, потом в саму церковь. Церковь образует, таким образом, в плане вытянутый прямоугольник с двумя срезанными углами.

Первоначальный иконостас Покровской церкви утрачен. Ныне существующий сделан при реставрации в 1950-е годы, по образцу старинных иконостасов, он собран из заонежских икон 17 – начала 18 веков.

Литература: Ополовников А.В. Русский Север. М.: Стройиздат, 1977. Путеводитель Мир вокруг нас. Карелия. М.: ИД «Симон-пресс», 2003


Марина Зуйкова  28 августа 2017

Кижский погост — одно из древнейших русских поселений Заонежья — сохранил до наших дней две церкви, принадлежащие к числу наиболее значительных созданий русского деревянного зодчества.

Первая из них, Преображенская, построенная в 1714 г., имеет вид восьмерика с четырьмя прирубами, увенчанного двадцатью двумя главами. Внутри интересен потолок «небом» с балками, украшенными росписью, и трёхстенный иконостас 18 в. Наружная тесовая обшивка стен и покрытие бочек и глав железом — поздние.

Вторая церковь — Покровская, 1764 г. На невысокой кровле восьмерика девять маленьких восьмериков, несущих главы на круглых шеях; десятая глава увенчивает бочку, покрывающую алтарь. Церковь обшита тёсом, но сохранила лемеховое покрытие глав и бочки и алтаря и тесовое на курицах и потоках трапезной.

Отдельно стоящая шатровая колокольня, построенная в 1874 г. на месте старой, является приблизительным воспроизведением последней.

В настоящее время ведётся очередная реставрация всемирно знаменитой Преображенской церкви, вызывающая крайне негативную критику. По сообщениям официального сайта Кижского заповедника, поводов для беспокойства нет. По мнению профессионалов, критикующих избранную методику лифтинга, «проект носит экспериментальный характер и его реализация нанесет невосполнимый вред храму. В настоящее время проблему изучают эксперты ЮНЕСКО.

http://www.archnadzor.ru/2011/03/05/russkoe-derevo-5/


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  21 ноября 2018

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, стоящий по соседству со Спасо-Преображенским храмом и составляющий вместе с ним единый ансамбль, на 50 лет младше своего "соседа". Хотя его и начали строить в 1694 году, вскоре после пожара, уничтожившего предыдущие храмыКижского погоста, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в следующем столетии претерпела серьёзную перестройку, придя к своим нынешним формам и пропорциям. Произошло это в 1764 году. Чтобы новый храм полностью соответствовал главному храму Кижского погоста - Спасо Преображенскому, не контрастировал с его великолепием и в то же время не стушевался на его фоне, мастерами было решено сделать сооружение - "отголосок", своеобразное архитектурное "эхо".

При ремонте 1860-х годов Покровская церковь обшивается тёсом, которая была снята только в конце 1950-х годов, благодаря предпринятой реставрации по проекту московского реставратора А. В. Ополовникова. В 1865 году Покровский храм лишается Никольского придела, существовавшего в ней изначально, и разбирается "из-за тесноты". Основной объём храма представляет собой восьмерик на четверике, перекрытый восьмискатной крышей с малыми главками на малых же восьмериках. Восемь главок сгруппированы вокруг несколько большей по размеру девятой, что придаёт завершению Покровской церкви нечто от венца или короны. Этот восьмерик на четверике связывает в единый комплекс придел алтаря с дополнительной главкой, трапезную, сени и крыльцо.

С ХVII века, когда по всей России оживилась земская деятельность и окрепло местное самоуправление, трапезные становятся почти обязательной составляющей зимних церквей. Трапезная Покровской церкви - место мирской сходки - суема, на котором жители погоста обсуждали насущные житейские дела, здесь происходили судебные разбирательства, оглашались царские и воеводские указы, выбирались должностные лица и проч. В более позднее время в трапезной проходили занятия церковно-приходской школы. Недаром вдоль стен трапезной Покровской церкви расположены лавки, в углах её находились печи. В сенях ныне расположена небольшая выставка, посвящённая Кижскому восстанию 1769-1771 гг. По конструкции и декоративным деталям крыльцо Покровского храма тождественно крыльцам крестьянских домов - та же простота, выразительность, отточенность каждой детали. Многое роднит эту церковь с гражданскими постройками: и кладка сруба "в обло", и высокий подклет, и безгвоздёвая крыша с потоками, причелинами и полотенцем. Внутреннее убранство храма также менялось неоднократно.

Особенно серьёзным явилось поновление 1903 года, когда стены церкви были оштукатурены и выкрашены масляной краской, причём в нижней части окраска имитировала мраморный цоколь. Тогда же оштукатурили и потолки, украсив их лепными карнизами. Окна растесали; стену, отделяющую трапезную от собственно церковного помещения, почти полностью выпилили. В 1950-е годы интерьеры церкви были реставрированы по проекту А. В. Ополовникова и во многом вернули себе первоначальный облик, однако полностью "изгладить" память о существовавшей некогда штукатурке не удалось: следы её видны и теперь.

Воссозданием интерьера в 1960-е годы занималась Галина Ивановна Фролова - научный сотрудник музея-заповедника "Кижи", художник-реставратор темперной живописи, музейной коллекции икон. Иконостас в храме сборный, составленный в 1956-1959 годах из икон заонежского письма ХVII-ХIХ веков. Сегодня в зимнем храме Покрова Богородицы четырёхрядный тябловый иконостас, который был реконструирован Ополовниковым на основе схемы иконостаса, разработанной в 1948 году В. Г. Брюсовой (Светличной). Самые ранние иконы, датируемые 2-ой пол. ХVII века были подобраны для иконостаса из "Кижской коллекции", составленной из заонежских икон, вывозившихся в годы оккупации в Финляндию. Первоначальный иконостас не сохранился, известно лишь, что он тоже был тябловый. В самом храме разместилась небольшая выставка "Древнерусская живопись Карелии" из фондов музея-заповедника "Кижи". Высота церкви - 26 м, общая длина - 32 м, ширина - 8 м. Материал - сосна, осина.

В настоящее время Покровский храм используется совместно РПЦ и музеем. Раньше "зимний" храм отапливался, службы в нём проводились с 1 октября и до Пасхи. Богослужения вновь проводятся в летнее время с 1997 года.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №8, 2012 г.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 июля 2024

«…Покровская церковь возводилась рядом с Преображенской, но построена на полвека позже – в 1764 году. Безымянным зодчим предстояло ответить на вопрос: каким должен быть новый храм, чтобы не потеряться рядом с двадцатидвухглавым чудом Преображенской церкви? Решение было найдено в некоторой «подчиненности» Покровской церкви: она дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.

Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола этого храма отличаются выразительностью, утонченными пропорциями, и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского подворья - церкви Преображения. Преображенская церковь пирамидальна, Покровская же, как бы уравновешивая ее композиционно, расширяется кверху в верхней части восьмерика и завершается плавным повалом.

Украшена Покровская церковь весьма скупо. Зубчатый резной фронтонный пояс, вносящий «в монументальное сооружение ноту теплоты и чисто русской любви к узорчатой нарядности» (А. В. Ополовников), — один из немногих декоративных элементов этого храма. Однако и повал, и фронтонный пояс не только декоративные детали, это еще и средства защиты от влаги: благодаря повалу кровля выносится дальше от сруба, и дождевая вода не попадает на стены церкви. За каждым же зубчиком фронтонного пояса - желобок, куда собирается дождевая вода, нижние зубчики оснащены водометами, по которым вода отбрасывается от срубов церкви.

Высокое одномаршевое крыльцо ведет во внутренние помещения церкви, которых четыре. Они располагаются друг за другом - с запада на восток. Сначала - сени, необходимые в любом северном строении, затем - трапезная.

С ХVІІ века, когда по всей России оживилась земская деятельность и окрепло местное самоуправление, трапезные становятся почти обязательной составляющей зимних церквей.

Трапезная - место мирской сходки - суема, на котором жители погоста обсуждали насущные житейские дела, здесь происходили судебные разбирательства, оглашались царские и воеводские указы, выбирались должностные лица и прочее.

Помещение собственно церковное, где служились церковные службы, отличается более высоким потолком. Иконостас Покровской церкви - тябловый. Первоначальный иконостас не сохранился, но известно, что и он был тябловым.

Волна «боголепных поновлений» второй половины ХІХ века коснулась и Покровской церкви: была растесана стена между церковным помещением и трапезной, стены оштукатурены, а тябловый иконостас заменен на резной. Нынешний иконостас был реконструирован в 50-е годы ХХ в.

Самое восточное помещение - алтарь, святая святых каждого храма. Снаружи алтарь выявляется пятигранным срубом апсидой, на которой находится горизонтально вытянутая бочка, а на ней - десятая глава Покровской церкви. Небольшие размеры и простота внутренних помещений - характерная особенность северного храма, главное в котором все же внешний облик…»

Из книги: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 630-631.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 августа 2024

«…Проблема уточнения времени постройки Покровской церкви неожиданно возникла более 25 лет тому назад — в 1974 году. На мой запрос в Центральный Государственный Архив Древних Актов (ЦГАДА) c просьбой сообщить имеются ли в «Переписи Кижского погоста 1696 года» сведения о церквях Спаса Преображения и Покрова Пресвятой Богородицы вскоре пришел ответ, содержащий следующие сведения: «Погост Спасский в Кижах на Кижском острову, а на погосте строет церковь новую, теплую, клетски, во имя Покрова Богородицы. Да в той же церкви построен предел во имя Николы Чудотворца, настоящая церковь Преображения Господня и прежняя Покрова Богородицы в прошлом 7206 (1697- 1698 гг.) сгорели от молнии…»

Данная датировка нашла отражение в публикации В. А. и Б. А. Гущиных «Новое об истории памятников Кижского архитектурного ансамбля». Полученная информация позволила впервые установить следующее:

1. Выявить причину и время возгорания предшественниц кижских церквей: 1693-1694 годы.

2. Определить первоочередность построения новых церквей Кижского погоста. Согласно документу, первой после пожара начали строить Покровскую (зимнюю), а не Преображенскую (летнюю) церковь, как было принято считать прежде. Это позволило предположить, что Покровская церковь была построена не в 1764, а в 1694 году, и не младше Преображенской церкви на 50 лет, а старше ее на 20 лет.

3. Впервые удалось установить изначальный клетский тип Покровской церкви.

4. Впервые стало известно о наличии в помещении Покровской церкви придела Николая Чудотворца. Как известно, придел — это дополнительная церковь, устроенная внутри основного здания или пристроенная к нему во имя какого — либо святого. Что именно представлял собой Никольский придел, где он располагался, какого было его иконописное убранство удалось определить позднее в соответствии с архивными изысканиями и натурными исследованиями.

5. Констатация того, что Преображенская церковь в данном документе упоминается как «настоящая», позволяет предположить, что она сгорела не полностью, в отличие от Покровской церкви, названной «прежней».

Ранее, в 1972 году, московский архитектор Л. М. Лисенко предложил вниманию исследователей реконструкцию Покровской церкви, основанную на произведенных им детальных обмерах, исследовании и изучении памятника в натуре. Он пришел к заключению, что прежде Покровская церковь имела шатровое завершение. Об этом, по его мнению, убедительно свидетельствуют cледы врубок, гнезд и пазов, сохранившихся в настоящее время в ее девятиглавом верхе. Причем, их необходимость не вызывалась существующими сопряжениями. Вероятно, предположил автор, они были взяты из разобранного шатра Покровской церкви.

Располагая данными сведениями, появилась возможность проследить периоды становления кровельных завершений Покровской церкви от клетского через шатровое к девятиглавому. Вопрос по установлению временных рамок каждого из этих типов представляет определенную сложность. Благодаря комплексным исследованиям историков, архитекторов-реставраторов, реставраторов по древнерусской живописи, которые провели архивные, архитектурно-археологические и искусствоведческие исследования, удалось приблизиться к разрешению этой сложной проблемы.

Известно, что после пожара, возникшего в конце 17 века, Покровская церковь строилась как клетская ["… а на погосте строет церковь новую, теплую, клетски, во имя Покрова Богородицы. Да в той же церкви построен предел во имя Николы Чудотворца…"]. Таким образом, прежде зимняя [теплая] Покровская церковь превратилась в летне-зимнюю или "тепло-холодную" церковь, так как теперь она состояла из холодного храма [собственно-церковного помещения] и теплой трапезной, где располагался Никольский придел.

Наличие на погосте «двухкомплектной» приходской церкви, вероятно, и позволило не спешить с возведением главной Преображенской церкви.

Архитектурно-археологическое обследование интерьера Покровской церкви позволило выявить месторасположения придела Николы Чудотворца. Следы 2- го престола четко прослеживаются и в настоящее время. Известно, что наличие алтаря, расположенного непосредственно в основном, собственно-церковном помещении, крайне редкое явление. Архивныем исследования показали, что Никольский придел был разобран «за теснотою« в 1865 году. Об этом же свидетельствует запись, сохранившаяся на иконе «Покров Богородицы».

Следы расположения Никольского придела, сохранившиеся в существующей Покровской церкви, на мой взгляд, убедительно свидетельствуют о ее создании в клетском варианте сразу после пожара в конце 17 века. Вопроc о том, была ли Покровская церковь в своем первоначальном построении клетского типа впервые поставлен в 1977 году.

В 1978 году изучение бревенчатых срубов существующей Покровской церкви, произведенное архитектором В. А. Крохиным, подтвердило мнение Лисенко Л. М. о ее шатровом завершении. В данной статье В. А. Крохин опровергает предположение В. А. и Б. А. Гущиных о возможной впоследствии перестройке клетской Покровской церкви в шатровую.

Однако произведенный нами сравнительный исторический анализ старинных деревянных церквей клетского и шатрового типа позволил определить наиболее характерный для этих церквей трехстенный тип алтаря в отличие от более позднего пятистенного алтарного помещения. Данное обстоятельство нашло подтверждение при использовании пропорциональных соотношений предполагаемых архитектурно-конструктивных объемов Покровской церкви клетского и шатрового типов, произведенных В. А. Крохиным. В результате предполагаемые образы клетской и шатровой Покровской церкви — предшественницы современной — предстали в совсем иных пропорциональных соотношениях: c более соответствующим им трехстенным алтарем. В этом же исследовании архитектор-реставратор В. А. Крохин признает ранее опровергаемые им предположения В. А. и Б. А. Гущиных в связи с прослеживаемыми ими этапами создания Покровской церкви и соответствующими последовательными периодами ее реконструкций: от клетского через шатровый тип к многоглавию.

Благодаря комплексным исследованиям последних лет с применением методов дендрохронологического датирования выявлено три строительных периода Покровской церкви. Подробное рассмотрение особенностей 3-х строительных периодов дано в статье В. А. Крохина представленной в настоящем сборнике. В. А. Крохин предполагает, что первоначальный образ церкви клетского типа имел клинчатую двухскатную кровлю. Это предположение вполне допустимо для церквей данного периода.

Причину перестройки клетской церкви в шатровую Крохин В. А. объясняет композиционными решениями: достижением выразительной гармонии, художественным и монументальным единством ансамбля с вновь построенной в 1714 году 22-х главой Преображенской церковью. Причиной второй перестройки Покровской церкви (шатровой) в девятиглавую, предполагает Крохин В. А., явилось также и стремление к более лучшему варианту художественной выразительности двух погостских церквей. Близкой точки зрения, имеющей непосредственное отношение к определению 3-х строительных периодов, придерживается и А. Т. Яскеляйнен, который частично подтверждает вышеизложенные позиции исследователей, используя и новые убедительные аргументы в защиту уточнения и изменения официальной датировки Покровской церкви.

Тщательно произведенное натурное обследование церкви позволило А. Т. Яскеляйнену убедиться в том, что объект действительно подвергался серьезным перестройкам. Несмотря на большое количество разновременного и хаотически расположенного материала, часть конструкций А. Т. Яскеляйнен соотнес с 3-мя строительными периодами. Он также подтвердил наше предположение о разновременном устройстве дверных косяков, дополнив к ним разновременность оконных косяков и отметил, что наиболее «cтарые» признаки данных конструкций относятся к более раннему времени — 17-18 векам. Кроме того, результаты дендрохронологического анализа древесины, по мнению исследователя, также фиксируют их заготовку в конце 17 века. А. Т. Яскеляйнен считает: "… можно предположить, что почти сразу же после пожара 1694-го года был выстроен четверик новой Покровской церкви с отапливаемым Никольским приделом…"

В отличие от Крохина В, А., утверждающего, что в дальнейшем клетская церковь перебиралась, и, при этом, был разобран рубленный шатер, А. Т. Яскеляйнен подтверждая факт переборки церкви клетского типа, не согласен с существованием в прошлом на церкви шатрового завершения.

Таким образом, в результате исследований В. А. Крохина и А. Т. Яскеляйнена подтвердилось мнение В. А. и Б. А. Гущиных о времени постройки Покровской церкви в первоначальном клетском варианте в 1694 году, т. е. на 70 лет раньше официальной, общепринятой даты – 1764 года, с последующими изменениями ее образа в связи с дальнейшим формированием архитектурного ансамбля.

Датировка Покровской церкви концом 17-го века нашла также неожиданное подтверждение и в результате искусствоведческого анализа икон, произведенным художником-реставратором музея "Кижи" Фроловой Г. И. Так, на иконе «Царь Соломон» была обнаружена надпись, датируемая 1697 годом, позволившая реставратору сделать вывод о времени написания иконостаса одновременно с возведением Покровской церкви.

В результате творческих, комплексных исследований специалистов разных профилей удалось заглянуть вглубь истории создания Покровской церкви и неразрывно связанной с нею Преображенской церкви Кижского погоста. Считаю, что данные материалы достаточно убедительны для того, чтобы пересмотреть официально принятую датировку Покровской церкви уже на данном этапе исследований…»

Источник: Гущина В.А. К вопросу о датировке церкви Покрова Богородицы и колокольни Кижского архитектурного ансамбля. В кн.: Кижский вестник. Сб. статей. - Петрозаводск, 2001.

РусАрх - Гущина В.А. К вопросу о датировке церкви Покрова Богородицы и колокольни Кижского архитектурного ансамбля (rusarch.ru)


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 сентября 2024

Храм Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста с конца XIX в. привлекал к себе внимание иссле­дователей деревянного зодчества. Существует несколько точек зрения о времени его строительства и реконструкций. Гипотеза, представленная в данной статье, основывается на исследованиях последних лет, следах преобразований, зафиксированных на самом объекте, данных архивных и библиографических источников.

Менее всего имеется документальных сведений о жизни памятника с конца XVII в. до начала XIX в. История храма в период с XIX в. до XXI в. более очевидна, подтверждается рядом документов.

Из архивных документов известно, что на Кижском погосте в 1693/94 г. произошел пожар от удара молнии. Насколько серьезно были повреждены существовавшие к этому времени Преображенская и Покровская церкви, определенно сказать невозможно. Сведений о повреждении колокольни, которая на то время также стояла на погосте, не выявлено.

То, что Покровская церковь после пожара начата строительством в 1694-1695 гг. и существовала в качестве действующего храма на протяжении всего XVIII в. и далее до наших дней, можно считать фактом неоспоримым. О ее строительстве упоминается, начиная с «Переписной и отказной книги крестьянских и бобыльских дворов Спасского Кижского погоста...» 1696 г., в более поздних документах факт ее существования указывается непосредственно или определяется по косвенным данным. Но об ее облике до 1752 г. и проводимых на ней в XVIII в. работах упоминаний не обнаружено.

Вероятно, решение, как должны выглядеть восстанавливаемые погоревшие храмы Кижского погоста, было принято с начала их строительства. Покровская церковь возводилась в период, когда наиболее жестко ставился вопрос о запрете устройства шатровых завершений на церквях, поэтому можно допустить, что девятиглавие за­думано изначально. Восстановительные работы, вероятно, осуществляли этапами. В 1694-1696 гг. после пожара, судя по архивным данным, в первую очередь отстроили трапезную Покровской церкви с теплым Никольским приделом в ней, затем возвели Преображенскую церковь, после чего завершили строительство церкви Покрова.

Можно предположить вариант, что первоначально ал­тарь Никольского придела был выгорожен в пространстве трапезной, так как в документе сказано, что устроен придел, а Покровская церковь еще строится, т. е. логично считать, что располагать алтарь в недостроенном объеме храмовой части не очень удобно. Подобное решение с выгородкой в трапез­ной алтаря дополнительного придела встречается в ряде дру­гих храмов Севера (примеры в Каргополье - церковь Иоанна Златоуста в деревне Саунино, Георгиевская церковь в деревне Порженское, Ильинская церковь на Водлозеро). После завер­шения храмового объема алтарь Никольского придела мог быть перенесен туда из-за тесноты трапезной.

Нижняя прямоугольная клеть храма, вероятно, была срублена сначала на высоту, позволившую перекрыть крышей примыкавшую к ней трапезную, и достроена на следующем этапе. То, что в переписной книге сказано - церковь строят «клетски», может означать, что сруб ее незавершенной храмо­вой части представляет собой в плане четверик. Форма завер­шения в документе не упоминается. Понятие «клетцки» могли использовать при описании высотных храмов с компактным прямоугольным планом, это подтверждают встречающиеся в переписных книгах XVII в. характеристики храмов - «дре- вяна, клетцки, верх шатром», т. е. возможно, храм в один из технологических перерывов в его строительстве был пок­рыт временной двускатной крышей. Неопровержимые сле­ды существования или начала устройства шатрового верха на Покровской церкви отсутствуют.

На возведение храмового объема изначально по типу восьмерик на четверике косвенно указывают данные дендро­хронологического анализа, выполненного в 1998 г. и приведен­ные в статье А. Т. Яскеляйнена. Бревна восьмерика, у которых взяты керны для анализа, датируются 1673, 1719, 1712, 1714, 1721 гг. Учитывая допустимую погрешность в определении дат при таких исследованиях в пределах пяти лет, эти данные подтверждают предположение, что Покровская церковь после пожара возводилась постепенно, но уже следуя замыслу создания высотного объема храмовой части - восьмерик на четверике с девятиглавием. Нетипичным для времени строительства храма является его объемно-планировочное решение в отношении конфигурации плана, а именно выполнении его равно­широким.

Для времени строительства Покровской церкви (конец XVII - начало XVIII в.) у церквей двухосных, с продольно и вертикально развитыми объемами, наиболее характерным было устройство алтаря и храма разноширокими, при этом бревна продольных стен алтаря врубались в поперечную восточную стену храма.

Храм Покрова включает последовательно расположенные по горизонтальной оси алтарь, высотное хра­мовое помещение, трапезную и сени, при этом все помещения одной ширины. Подобное объемно-планировоч­ное решение может рассматриваться как отголосок архаичного приема, когда алтарь и молельное помещение, собственно храм, располагались в неразделенном капитальной стеной срубе, имели общие продольные стены, и алтарь мог отделяться только каркасом иконостаса. Вновь широкое распространение равноширокие храмы получили во второй половине XIX в., уже как результат рационализации строительства, упрощения форм, при этом алтарь и храм разделялись капитальной стеной.

В случае с Покровской церковью предполагаем, что предшественник ныне существующего - сгоревший от молнии храм - имел неразделенные капитальной стеной храм и алтарь. И при возобновлении церкви было принято решение использовать прежнюю конфигурацию здания, возможно, и часть фундамента, но для боль­шей конструктивной надежности и устойчивости надстраиваемого над четвериком восьмерика и создания бо­лее цельного облика храмовой части, опереть восьмерик на четыре бревенчатые стены нижней храмовой части.

Таким образом, оказались разделены равноширокие алтарь и храм капитальной бревенчатой стеной.

Предположить, что церковь отстраивалась после пожара разноширокой, а в конце XVIII - начале XIX в. полностью перебиралась с увеличением ширины алтаря до ширины храма, нет оснований. Следов возможно­го примыкания более узкого алтаря на восточной стене храмовой части нет. А замена большого числа бревен на этой стене храма в случае полной переборки церкви мало вероятна. Но исключить факт переборки храма или крупных ремонтных работ в конце XVIII в. тоже нельзя, так как в архивных документах начала XIX в. (1802 г.) при описании храмов Кижского погоста Покровская церковь характеризуется как «новая». Чем обусловлено такое определение, объяснить на сегодня трудно.

Имеется достаточно оснований предполагать, что Покровская церковь, вероятнее всего, перебиралась, примерно в середине XVIII в., но, возможно, не на всю высоту. Архивных документов, подтверждающих это, не выявлено, но на вероятность таких работ указывает сам памятник. Оказалось, что в состав сруба церкви включены бревна вторичного использования, часть из них находится в стенах алтаря, в уровне подклета, в вось­мерике храмового объема, в западном фронтоне сеней. Некоторые бревна просто перевернуты внутрь сруба ранее наружной стороной, на ряде вторичных бревен имеются штрабы и выбранные пазы для примыкавших ранее конструкций.

Большинство бревен основного восьмерика и малых восьмериков под главками имеют маркировки за­рубками. На бревнах вторичного использования, включенных в сруб восьмерика, маркировка отсутствует. Вероятно, маркировка была выполнена при разборке сруба в ходе его реконструкции. При обратной сборке стен некоторые бревна выбраковывали, на вновь вводимых маркировку уже не делали. Бревна маркировались по высоте от одного до десяти, чинами. Каждый последующий десяток имел дополнительную метку.

В восьмерике среди бревен, не имеющих маркировки, встречаются бревна значительно большего диамет­ра, чем средний диаметр остальных его элементов. Кроме того, на этих бревнах с внутренней стороны сруба подтеска в углах выполнена более небрежно, чем на бревнах остальной части сруба. Очевидно, что это бревна периода реконструкции. Факт переборки сруба подтверждают следы ликвидации при реконструкции храма первоначально существовавшего нижнего фронтонного пояса.

При переборке сохранена лишь часть бревен, к которым примыкали элементы этого пояса, о стальные, видимо, более поврежденные, были заменены. Судя по форме штраб, кровли нижнего фронтонного пояса в местах парусов - угловых переходов от четверика к восьмерику - имели западающий угол стыка двух смеж­ных скатов, что при существующей конструкции перехода от четверика к восьмерику выполнить достаточно сложно. Пример такой конструкции нижнего фронтонного пояса сохранился на церкви Петра и Павла в селе Лычный Остров Кондопожского района Карелии (1620 г.).

При реконструкции церкви Покрова от нижнего фронтонно­го пояса отказались, а углы четверика при переходе к восьмерику перекрыли более рациональными простыми двускатными кро­вельками - парусами.

На вероятность полной переборки храма Покрова в середи­не XVIII в. косвенно указывает и относительно хорошая сохранность с внутренней стороны бревен северо-западного угла трапезной, где с конца XVII в., с момента постройки храма, располагалась печь. Бревна северной и западной стены на этом участке не заменялись при реставрации 1950-1960-х гг., в отличие от сильно подгнивших бревен, примыкавших к печи, устроенной в 1903 г. в алтаре.

Как правило, в теплых трапезных, в местах расположения печи бревна оказывались сильно повреждены, деструктированы и при рестав­рации их приходилось заменять. Примерами служат такие теплые церкви, как Никольская в селе Ковда, Одигитриевская в селе Кимжа, Богоявленская в селе Лядины. В Покровской церкви бревна этого фрагмента сруба в относительно хорошем состоянии, и таковыми они были и до начала ХХ в., так как и тогда при ремонтах церкви их не меняли, судя по наличию на них следов штукатурки, выпол­ненной в 1902-1903 гг., и отсутствию указаний на работы в это вре­мя по замене бревен, при достаточно подробном описании в доку­ментах этого периода проводимых на объекте ремонтных работ.

Дендрохронологический анализ - это один из косвенных способов определения даты возведения бревенчатых срубов. Такой выполненный анализ по ряду бревен на Покровской церкви пока не позволяет с достаточной точностью указать даты реконструкций ввиду их недостаточности и отсутствия данных по наиболее информативным бревнам, так как для гарантированной точности даты она должна быть статистически подтверждена не менее чем 10 образцами. Рекомендуется дополнить эти исследования на основании разработанной программы.

На настоящий момент на основе всех имеющихся данных предлагаем периодизацию строительной ис­тории церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста с момента первого письменного упоминания о ней, при этом период с XVII в. до второй половины XVIII в. пока представлен в качестве рабочей гипотезы.

С середины XVI в. (времени первого письменного упоминания о храмах Кижского прихода) - до 1620-х гг. церковь Покрова - клетская, с теплой трапезной и неразделенными храмовой частью и алтарем.

1620-е гг. до 1693 г. - над клетской церковью надстроен восьмерик с шатром, трапезная теплая (надстройка, вероятно, по типу Богоявленской церкви в селе Челмужи).

1694 гг. - церковь сгорела от удара молнии.

1710-е гг. - строительство новой церкви. 1-й этап 1694-1695 гг. - построена трапезная с теплым Никольским приделом и его алтарем, выгороженным в трапезной, храмовая часть и основной алтарь возведены до высоты конька трапезной; 2-й этап - 1696-1710-е гг. - достраивается храмовая часть, восьмерик на четверике с завершением девятью главами, трехстенный алтарь под двускатной крышей (возможно, пятистенный со скатной крышей). Алтарь Никольского придела переносят в пространство Покровского храма, в стене между храмом и трапезной устраивается проем для царских врат этого алтаря.

Середина XVIII в. - реконструкция церкви с полной переборкой. В трапезной вместо трех поперечных балок потолка устанавливается пять, с креплением к дополнительным балкам над потолком металлическими хомутами. Если существовали в трапезной столбы, чего исключить нельзя, то они удаляются. Заменяются пов­режденные бревна сруба. Расширяются оконные проемы во всей церкви, косяки новые, трехкосящатые, соеди­нение вверху «на ус», с заплечиками со стороны интерьера. Окна обрамляются снаружи наличниками, для них подтесываются бревна. Алтарь выполняется пятистенным с бочечным покрытием.

1865 г. - упраздняется Никольский придел. Выпиливается широкий проем в стене между храмом и трапез­ной; заменяются на более узкие с соединением вверху в прямой угол косяки у окон трапезной, окон нижнего света храма на южном и северном окнах алтаря. Западное окно на южной стене трапезной зашивается. Стены снаружи обшиваются тесом, изнутри стены частично обшивают деревянными панелями. В трапезной в юго-западном углу устанавливают вторую печь. Тябловый иконостас заменяют рамным. Поднимается уровень потолка в алтаре.

1903 г. - штукатурятся по дранке стены и потолки в трапезной, храме, частично в алтаре. В трапезной кирпичные печи заменяются круглыми в металлических футлярах, устанавливается изразцовая печь в алтаре.

1950-1960-е гг. - реставрация церкви - снятие наружной обшивки, удаление штукатурной отделки в ин­терьере, разборка печей, воссоздание косяков XVIII в. на окнах, восстановление стены между храмом и тра­пезной с двустворчатыми дверьми по ее оси. Воссоздание двери XVIII в. в стене между сенями и трапезной. Восстановление тяблового иконостаса.

Учитывая вышесказанное, вероятно, для церкви Покрова при уточнении даты постройки и реконструкций более обоснованным является ее обозначение: 1694 г. - начало 1700-х гг.; середина XVIII в.; 1865 г. и, очевидно, ввиду значительных дополнений и выполненных замен, следует добавить время реставрации 1950-1960-е гг.

Источник: Рябининские чтения – 2023: Материалы IX конференции по изучению и актуализации традиционной культуры Русского Севера // Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023.

По материалам работы: Вахрамеева Т.И. (г.Петрозаводск) «Гипотеза строительной истории памятника. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Кижского Погоста» на сайте музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru

https://kizhi.karelia.ru/library/ryabininskie-chteniya---2023-materialyi-ix-konferentsii-po-izucheniyu-i-aktualizatsii-t/2240.html


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  10 декабря 2024

«…Среди всех известных церквей прионежского типа Покровская церковь в Кижах занимает особое место. Ее массивный восьмерик несколько шире четверика, а в месте сопряжения этих двух основных архитектурных форм устроен нижний повал. Заканчивается восьмерик верхним повалом - плавным и энергичным. Под верхним повалом расположен фронтонный пояс, оживляющий суровый массив восьмерика. За каждым фронтоном скрыты две наклонные доски, образующие подобие двускатной кровли, которая принимает на себя часть осадков и по наклонным лоткам отводит их в сторону. Как уже известно, такие фронтонные пояса - ожерелья; промежуточные повалы и связанное с ними уширение сруба стопы кверху - характерные особенности только прионежской школы народного деревянного зодчества и в других местах не встречаются. Фронтонный пояс Покровской церкви зафиксирован самым ранним изображением Кижского погоста - гравюрой Р. Зотова, относящейся к лету 1785 года.

Исследователи отмечали, что девятиглавое завершение Покровской церкви выглядит несколько облегченно для ее массивного сруба, предназначенного к несению высокого шатра. Действительно, Покровская церковь существенно отличается по своему идейному содержанию и образу от Преображенской церкви. Ее здание полностью подчинено задачам культового церемониала: в вытянутую схему «корабля» включены помещения алтаря и трапезной, утратившей прежнюю мирскую самостоятельность. Черты канонизации прослеживаются и в решении верха церкви: шатер над восьмериком снижен до обычной восьмискатной крыши и увенчан девятиглавием. Но, тем не менее, церковь эта, созданная в условиях жестких официальных требований, обладает значительной художественной ценностью.

Исследуя Покровскую церковь, архитектор Л. М. Лисенко пришел к заключению, что «конструктивное устройство верха Покровской церкви свидетельствует о том, что первоначально она имела шатровое завершение». Предполагаемая Л. М. Лисенко реконструкция, основанная на детальных обмерах, исследовании и изучении памятника в натуре, дает общее представление об изчезнувшем облике шатра Покровской церкви.

Дополнительным подтверждением гипотезы Л. М. Лисенко можно считать, на наш взгляд, также и яркую причастность Покровской церкви к культовым постройкам прионежской школы деревянного зодчества. Традиционная схема - восьмерик на четверике - peшена здесь с силой и выразительностью времени ее расцвета, не уступает известным сооружениям в Гиморецком, Рыборецком, Лычном острове. Но девятиглавие Покровской церкви среди шатровых церквей прионежского типа - явление уникального характера. Многоглавая композиция ее высотного объема была предопределена торжественным образом Преображенской церкви, силу которой не смогли ослабить все последующие модные отклонения в народном зодчестве. Шатровый вариант Покровской церкви не принес бы ей мировой славы и значительно обеднил бы Кижский архитектурный ансамбль. Долгий путь Покровской церкви - клетский тип*, шатровый** и многоглавие - увенчал творческие поиски зодчих разных поколений единственно верным ансамблевым решением - девятиглавием.

* Простейший тип церкви, представляющий комбинацию из трех прямоугольных срубов (клетей): собственно церкви, алтаря и трапезной.

** Со второй четверти XVII в. в архитектуре началось гонение против народной формы - шатра. Храмозданные грамоты настоятельно требовали: «церковь строить по правилам святых апостол и святых отец, чтоб была о пяти верхах, а не шатром». Центрические композиции уступили место вытянутым «кораблевым» планам (Покровская церковь в Кижах)…»

Источник: Кижский вестник 4. Заонежье // Ред. А.П.Журавлев. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 1994.

По материалам статьи: Гущина В.А., Гущин Б.А. «К вопросу о церквях Прионежского типа (Веппско-карельские элементы в архитектуре Кижского ансамбля)» (стр.133) на сайте музея-заповедника «Кижи»

kv-4-web.pdf


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 марта 2025

«…Примером многоглавых храмов в Карелии может служить Покровская церковь в Кижах (1764 г.). Этот памятник необычен — могучий четверик с отношением ширины к высоте 6:7 завершается небольшими повалами и несет невысокий восьмерик.

Таким образом, храмовый столп повторяет традиционную схему «восьмерика на четверике» и по своему пропорциональному построению рассчитан на нагрузку внушительного шатра. Поэтому несколько неожиданно воспринимается легкое девятиглавое венчание храма. Такое решение, нарушающее соразмерность частей Покровской церкви, вызвано соображениями ансамблевости — необходимостью подчинения частного общему. В остальном композиция храма характерна для культовых сооружений второй половины XVIII в.— сени, трапезная, собственно церковь и алтарь в плане вписаны в вытянутый прямоугольник со срезанными восточными углами и образуют анфиладу помещений…»

Источник: Орфинский В. П. Деревянное зодчество Карелии / Карельск. организация Союза архитекторов СССР]. - Ленинград: Стройиздат. Ленингр. отд-ние, 1972, стр. 94

text.pdf



Комментарии и обсуждение


Интересный факт: Церковь Покрова Пресвятой Богородицы изображена на почтовом блоке, выпущенном в 2008 году в России
2 апреля 2014, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Александр Богданов.

Фролова Г.И. (г.Петрозаводск) "Из истории внутреннего убранства Кижской Покровской церкви. Никольский иконостас"

https://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-6/269.html

9 октября 2024, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Юрий Верещагин.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.