Севск - известный старинный город. Воскресенская и Ипатьевская летописи впервые упоминают о нём в 1146 году. Во время татарского нашествмя он был разрушен и начал восстанавливаться только с 1582 года. С начала ХVI века севская земля вошла в состав Московского государства. Севская крепость, грозный и неприступный западный форпост государства, была восстановлена в ХVII века. Сейчас от неё остались лишь мощные рвы и валы. Атмосфера старинного города ощущается в Севске как ни в каком другом городе Брянской области.
В городе сохранилось большое количество старинных храмов, среди которых стоит выделить Кресто-Воздвиженскую церковь, с 2000 года получившая статус собора вновь образованного Кресто-Воздвиженского женского монастыря. Церковь Воздвижения находится в Замарицкой части города на холме левого берега реки Марица в бывшей Пушкарской слободе и является доминантой этого района. Деревянный храм известен здесь с 1628 года, упомянут он также в описи 1646 года; в 1646 и 1729-31 гг. сооружался заново с приделами великомученика Георгия и апостола Иуды. В 1824 году, вместо вновь обветшавшего деревянного храма, построено нынешнее каменное здание церкви на средства севского купца П. И. Нестерова и прихожан. В 1860 году церковный староста, севский городской голова Василий Нестеров, устроил вокруг церкви Воздвижения каменную ограду с чугунными решётками, а в конце жизни он завещал 700 рублей на украшение храма.
Церковь Воздвижения Креста Господня - интересный памятник архитектуры Севска периода зрелого классицизма, с рядом деталей, свойственных более раннему этапу развития этого стиля. Кирпичное и оштукатуренное здание вытянуто по продольной оси. По типу принадлежит к бесстолпным однокупольным храмам с трёхчастным построением. Прямоугольные в плане алтарь и трапезная с закруглёнными углами примыкают к повышенному кубическому объёму центральной части, увенчанному широким барабаном с восемью окнами и сферическим куполом. Соединённая коротким переходом с трапезной стройная колокольня из трёх четвериков с арочными проёмами и коротким шпилем является вертикальной доминантой всей объёмной композиции.
В парадном и строгом убранстве фасадов главную роль играют четырёхколонные портики тосканского ордера с высокими фронтонами, украшающие боковые стороны куба, и меньший портик с двумя парами колонн в центре восточной стены алтаря. Из других элементов декора интересны рустовка закруглённых углов трапезной и алтаря, плоские пилястры в широких простенках барабана и рамочные наличники окон в духе раннего классицизма: с "ушами" и своеобразными зубчатыми сандриками или прямоугольными нишами в завершении (барабан). Лишь проёмы внутри портика имеют арочное обрамление. Ярусы колокольни украшают парные полуколонны (нижний) или пилястры (верхние), упрощённые антаблементы и фронтоны. Её арочные проёмы обрамлены архивольтами на импостах и с замковыми камнями. Алтарь перекрыт цилиндрическим сводом с лотком с востока и распалубками над окнами, а трапезная имеет плоское перекрытие, опирающееся на два столба. У нижнего яруса колокольни - вспарушенный свод, у перехода и внутренней лестницы в северной стене - коробовый. Роспись масляными красками тёмнокрасных, серовато-синих и разбелёных охристых тонов выполнена в конце ХIХ века в духе позднего академизма; поновлена в 1973 году. В куполе традиционно написана Новозаветная Троица, между окнами барабана - отдельные фигуры апостолов, под ними - евангельские сцены, на парусах - евангелисты, в алтаре - изображения святых в медальонах.
Сборные иконостасы - главный трёхъярусный и придельный одноярусный - выполнены в конце ХIХ - нач. ХХ вв в русском стиле, иконы - ХIХ - нач. ХХ вв. Основными элементами их декора являются арочные обрамления икон с витыми колоннами деисусного чина, крестами, церковными атрибутами (в основном объёме), килевидные завершения на иконах и царских вратах (в приделе). В интерьере храма сохранилась редкая для Бряншины деревянная скульптура "Христос в темнице" ХIХ века. Главная святыня обители - Молченская чудотворная икона Божией Матери. По преданию, её принесение из Путивльского женского монастыря состоялось 7 мая 1612 года и укрепило славу только что начавшегося организовываться тогда в Севске женского монастыря во имя Святой Троицы.
После закрытия Троицкой обители в 1920-х годах икона хранилась у одной из монахинь, а после её смерти была передана в Кресто-Воздвиженский храм. Большая часть монахинь закрытого Севского Троицкого монастыря поселились в городе Севске и его окрестностях. На богослужения и молитвы они собирались в Кресто-Воздвиженском храме. В переписях по делам РПЦ Брянского облисполкома в 1951 году указывается, что храм посещают 52 монахини, приход богатый, многолюдный. Это был единственный приход на пять районов Курской, Брянской и Орловской областей. Ныне это единственный полностью сохранившийся севский храм. Он не был закрыт в годы богоборчества.
Севский Кресто-Воздвиженский женский монастырь был открыт 18 мая 2000 года на месте прихода Кресто-Воздвиженского храма, по посвящению которого и получил своё название. Настоятельницей назначена монахиня (с 2007 г. - игумения) Афанасия (Личаева).
Из книг: "Православные святыни Брянщины". - Брянск, 2014 и "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область". - М: Наука, 1998.