Первое упоминание о соборной церкви в Севске встречается в переписной книге 1646 г., однако в этом документе не упоминается посвящение церкви. Успенская же церковь (не названная собором) упоминается в записках архидьякона Павла Алеппского, сопровождавшего в 1654 г. своего отца, Антиохийского патриарха Макария, на пути в Москву:
«Воевода шёл пешком, пока не ввели нас в высокую церковь, как бы висящую на прочных основаниях, во имя Успения Владычицы; кругом неё идёт галерея, господствующая над окрестностями; на ней стоят женщины. В церкви три двери, как обыкновенно бывает в их церквах, о чём мы уже упоминали. Наш владыка окропил их святою водой и мы вышли; при этом колокола всех церквей, что внутри этой крепости, гудели».
По всей вероятности, в этих документах речь идёт об одном и том же храме. В документах XVII – начала XIX вв. Успенский храм именуется и собором, и церковью, но официально он был учреждён городским собором только 19 мая 1820 г., после перенесения архиерейской кафедры из Севска в Орёл.
В «Путешествии Антиохийского патриарха Макария» утверждается, что Успенская церковь находилась в «третьей крепости», то есть в самой укреплённой части города – его кремле, или Городке. К кремлю примыкал второй пояс укрепления – «большой город», или острог, внутри которого находилось место нынешней главной городской площади. Построенная в 1683 г. новая Успенская церковь стояла уже не в кремле, а в «большом городе», рядом с воеводским двором. В 1689 г. упоминаются её приделы Николая Чудотворца и Феодора Стратилата. К тому же времени относится изложенное Д.О. Святским описание этого храма и находившихся в нём святынь:
«Размер церкви квадратных 6х6 саж., алтарь рублен в 5 стен, размером 2х4 саж. На церкви и алтаре главы и кресты обиты белым железом, а на трапезе глава чешуёю, у крестов цепи железные; почти везде "окочинье стекляничные в олове, церковь и алтарь, и трапеза и осьмерики крыты тёсом соснового лесу в подзоры и с зубцами". Около всей церкви паперть "забрана снизу до половины досками косящатыми, мощёна сосновым тёсом, прибивата гвоздием железным". В той церкви четверы двери. "В церкви царские двери с синью, завис (завеса) долгошивный"; в иконостасе, в первом ярусе – иконы Успения и Боголюбской Божией Матери с "пелены камчатными", Николая Чудотворца и Государевых Ангелов (св. Иоанна и Петра). Далее следует подробное описание четырёхъярусного иконостаса, на верху которого стояли фигурные изображения Распятия и по сторонам ап. Иоанна и Богородицы. Перед иконостасом стояли деревянные, точёные и крашеные подсвечники и висели лампады медные, одна серебряная и на самом верху, перед Распятием, "из белого железа спускная". В церкви были также полковые подвижные иконы и государево знамя. На нём вверху изображён Бог-Отец с тиарой на голове; по сторонам надпись: "Свет от света восия нам Господь Саваоф". По бокам херувимы. Посредине знамени изображён Св. Дух и под Ним написан кондак праздника Св. Троицы, причём есть разница с современным текстом; внизу св. Георгий, поражающий змия. С правой стороны сидит Христос в виде молодого и безусого, безбородого юноши, с свитком в руках (свернутым), потом стоят Иоанн Предтеча с крыльями и свернутым свитком в руках и ап. Пётр с мечом и огромным ключом; эти последние фигуры – "государевы ангелы". С левой стороны сидит Богоматерь и стоят св. Алексей и преп. Сергий Чудотворец с развёрнутым свитком в руке. Подпись на нём гласит: "Имате чада послушание". По четырём углам знамени, под ногами Богоматери и Христа – херувимы. Внизу подпись, из которой видно, что знамя сооружено в 1692 г. при царе Иоанне и Петре Алексеевичах. Изображение Бога Отца в тиаре польского папы, Иоанна Предтечи с крыльями и Христа в виде юноши, по-видимому, указывают на польское влияние, под которым находился художник. В общем же лики, конечно, чисто суздальские: искажение византийского сурового письма. Образ Частоховской (вер., Ченстоховской) Божией Матери, висевший над воротами севского кремля, также говорит за несомненное существование в то время польского влияния на севскую церковную живопись, что вполне объясняется пограничным положением этого города».
Упомянутые «подвижные иконы» и «государево знамя» были присланы из Москвы в Севский полк для его походов. Позднее знамя хранилось в храме Знамения на Городке, после чего его передали в московский Исторический музей.
Весной 1706 г. во время грозы деревянная Успенская церковь сгорела, и летом того же года была благословлена постройка новой. В 1711 г. «соборная во имя Успения Пресвятыя Богородицы, в большом остроге» церковь упомянута действующей.
В ночь на 19 апреля 1718 г. в Севске вновь случился пожар. Успенская церковь в нём «едва спаслась, а из той церкви износили св. иконы и церковную утварь всю, также из алтаря св. престол во страстех был изнесен же». Храм после ремонта пришлось освятить вновь.
9 сентября 1749 г. в Севске освятили каменную Успенскую церковь. В 1764 г. в храме упоминается придельный престол во имя Иоанна Воина.
Место, где стоял храм Успения, – на городской площади, близ крепостного вала – как нельзя лучше подходило для городского собора. Но сама церковь была невелика по размерам, самостоятельного причта в конце XVIII – начале XIX вв. не имела и считалась приписной к собору архиерейского Спасо-Преображенского монастыря, да и приход её, по переписи 1797 г., состоял всего из 12 дворов. Чтобы украсить город большим и красивым собором, Успенский храм разобрали, а 16 июня 1801 г. епископ Орловский и Севский Досифей заложил на его месте новую каменную церковь. 6 июня 1809 г. епископ Досифей освятил новопостроенный храм.
Собор Успения Пресвятой Богородицы был построен в стиле классицизма. Его основной объём завершал массивный цилиндрический барабан с 12 окнами. Над куполом красовалась главка, выполненная в форме чаши. Ещё одна главка венчала алтарную часть. Слабо выраженную крестообразность плану собора придавали боковые четырёхколонные портики с треугольными фронтонами. Четверик, апсида и трапезная имели одинаковую высоту, превышавшую 10 м, и были двусветными; при этом окна верхнего света имели меньший размер, нежели нижние оконные проёмы. Окна, которых во всём здании насчитывалось 60, равномерно располагались по всему периметру здания, протяжённость которого в длину (с колокольней) достигала 47 м, а в ширину – 34 м. Стены собора снаружи и внутри были оштукатурены.
В 1822 г. к собору пристроили трёхъярусную колокольню высотой 31 м, с 8 колоколами и внушительным шпилем. Нижний её ярус представляет в плане квадрат со стороной 9,8 м. Долгое время на звоне не было подобающего собору большого колокола, и только в 1848 г. старанием М.В. Медведева таковой был приобретён. Позднее М.П. Корчагин выделил средства для замены 90-пудового колокола на 150-пудовый. В 1901 г. в процессе капитального ремонта колокольни, благодаря пожертвованиям купца П.Н. Прохорова, на её верхнем восьмигранном ярусе были установлены куранты, изготовленные петербургской фирмой «Ф. Винтер».
Широкое алтарное пространство изначально предполагало устройство в нём трёх престолов, но приделы были освящены значительно позже. После упразднения стоявшей на той же площади Пятницкой церкви, бывшей с 1820 г. приписанной к собору, северную сторону центрального помещения отгородили, утеплили, поставили парусиновый иконостас и освятили придел во имя Параскевы Пятницы. Позднее, в 1832 г., с южной стороны устроили придел во имя Иоанна Воина. До 1874 г. «тёплым» в соборе был только Пятницкий придел, а затем на церковные средства утеплили весь храм, оборудовав в нём пневматическую амосовскую печь.
В 1850-х г.г. территорию собора обнесли каменной оградой с 35 простенками, в каждом из которых находилась чугунная решётка. На западной стороне ограды находились ворота; их фланкировали массивные пилоны со шпилями. По углам ограды стояли четыре приземистые каменные башни с главками над куполами. К башням ограды с внутренней её стороны пристроили каменные торговые лавки. В 1878 г. возле юго-восточной башни появился свечной магазин. В пристройке к северо-западной башне ограды была оборудована церковная сторожка.
9 сентября 1825 г. по пути в Таганрог Успенский собор посетил император Александр I. Собор неоднократно посещали и служили в нём правящие архиереи – епископы Орловские и Севские.
С 1898 г. за собором стала числиться Александровская часовня, стоявшая на площади, приблизительно на месте упразднённой Пятницкой церкви. Эта построенная в 1896 г. на городские средства кирпичная входная часовня была посвящена памяти императоров Александра II и Александра III. Внешний облик часовни определил модный в то время псевдорусский стиль: её кубический объём украшали пояски, «дыньки», арочные ниши, ступенчатые карнизы, кокошники. Невысокий шатёр с «луковицей» в завершении был обрамлён поставленными по углам куба малыми главками.
14 июня 1928 г. постановлением Президиума Брянского губисполкома Александровская часовня была закрыта с предписанием использовать её под станцию ветсаннадзора. Позднее эту постройку разрушили.
В 1930 г. были арестованы и осуждены настоятель собора Пётр Кавказский и несколько монашествующих и мирян религиозной общины, после чего собор закрыли. Во время боёв за освобождение Севска от фашистской оккупации его здание было повреждено артиллерийским огнём. По сведениям 1948 г., собор использовался под электростанцию. На колокольне взамен утраченного шпиля был вывешен красный флаг.
В 1955 г. Успенский собор был взорван, но его колокольня сохранилась и сегодня возвышается над центральной площадью Севска, ныне носящей имя Октябрьской Революции. В 1980-х гг. по проекту архитектора Л.Н. Ряжской колокольню отреставрировали, вернув ей шпиль. Сегодня она остаётся самым высоким зданием города. Как и встарь, мерно отбивают время куранты: они ненадолго замолкали после попадания снаряда во время войны и после утраты деталей из цветных металлов в 1990-е годы. Колокольню теперь окружает чистый и ухоженный сквер.
В августе 2000 г. архиепископ Брянский и Севский Мелхиседек освятил в первом ярусе колокольни часовню в честь Успения Пресвятой Богородицы.
По материалам книги «Храмы Севского уезда»