Выборгский Преображенский собор находится на южной стороне города Выборга и алтарем обращен на юго-восток. Прежде он стоял внутри древней крепости, обнесенной со всех сторон высоким земляным валом, обшитым снаружи рваным диким камнем. Этот вал, после крымской войны, по ходатайству городского начальства, во многих местах ныне уничтожен и на месте его красуются бульвары и обширные строения, каменные и деревянные. Через это самый город распространился и слился с форштадтами Петербургским и Выборгским. Таким образом, собор находится в самом центре распространившегося города. Хотя он находится в нижней части города, но помещен посреди лучшей площади, которая названа Екатерининскою, вероятно, от находящейся вблизи лютеранской церкви св. Екатерины. Площадь эту окружают лучшие здания города, как то: императорский выборгский гофгерихт (надворный суд), с отдельным домом для президента, городская ратуша, лютеранская кирка и казармы, перед которыми устроена площадь для военных парадов, а подле лютеранской церкви - сквер для прогулки жителей.
По некоторым церковным бумагам видно, что Выборгский собор до 1788 года назывался Рождественским, но трудно определить, где этот собор находился. Говорят, что когда Выборг был покорен Петром Великим и когда здесь, кроме воинских команд, стали поселяться и другие лица, преимущественно из торговцев и промышленников, тогда для них и был построен первый в Выборге православный храм, но он не был новым зданием, а только был переделан из каменной лютеранской кирки, также обращенной из католического костела. Находилось это здание на северной части города.
Народное предание можно подтвердить следующим письменным свидетельством. В записках Болотова (Русская Старина 1870 года, стр. 116) читаем: "Город Выборг разделяется на две части: одну небольшую часть составляет старинная крепость, наполненная довольно изрядным немецким каменным строением и имеющая внутри себя несколько кирок и церквей. Одна, наизнаменитейшая из них, превращена была в нашу церковь и была соборная." От этого здания доныне сохранились: часовня и брандвахтенная городская каменная башня, бывшая колокольня Рождественского собора, а отделение провиантского магазина, находящееся в нескольких саженях от башни, есть часть самого храма. Вероятно, по построении нового храма в 1788 году этот временный храм упразднили, здания передали в казенное ведомство, а иконы и церковную утварь - в новоустроенный собор.
Собор Преображенский, устроенный из кирпича, на гранитном фундаменте, сооружен в 1788 году, по Высочайшему повелению, на казенную сумму. Но в разные времена собор подвергался перестройкам. Главная часть соборного здания прежде отделялась совершенно от колокольни и представляла вид малого креста. Колокольня осталась в прежнем виде. Она делится на 3 яруса и высота ее, от основания до креста, более 35 сажень. В третьем ярусе прежде были часы, но когда механизм часов испортился, а на поправку его собор не имел средств, то при последнем исправлении собора, с разрешения епархиального начальства, часы были уничтожены, механизм продан и вырученные от продажи деньги обращены на издержки по исправлению собора.
Когда с увеличением числа православных жителей Выборга храм оказался тесным, тогда по просьбе причта и прихожан в 1817 г. на переделку собора было отпущено 44 915 руб. 65 коп. асс. из капиталов бывшей комиссии духовных училищ. На эту сумму собор был совершенно исправлен по плану инженера генерал-майора Сулимы: именно уничтожены хоры, которые стояли на гранитных колоннах и занимали очень много места; кроме того, через возведение новых боковых стен, также через устройство потолка и кровли, колокольня соединена с самим храмом. Тогда же, с благословения митрополита Амвросия, перенесен в новоустроеный храм придел во имя святителя Николая, помещавшийся в весьма тесной южной нише прежнего храма; в прибавленной части храма устроены две печи. При совершенной таким образом переделке храм представил вид продолговатого креста, а внутри разделился на две части; на теплую, между колокольнею и прежним храмом, и на холодную или самый храм. Между частями храма устроена большая створчатая стеклянная дверь. Зимою богослужение совершалось в теплом приделе св. Николая, а летом, по снятии стеклянной двери, служили в главном приделе Преображения Господня.
В 1826 году, по указу с.-петербургской консистории от 21 июня за № 1594, устроен в теплой части храма, на северной стороне, придел во имя Богородицы „Всех скорбящих Радости" тщанием прихожан и церковного старосты, купца Стахия Александрова.
В 1852 г., когда по случаю вооружения крепости число воинских команд в городе увеличилось, тогда теплое отделение храма оказалось тесным, особенно в большие праздники, кроме того, по указаниям офицеров, стены теплого отделения во многих местах потрескались, сделали заметный уклон наружу и угрожали падением. Тогда, при тщательном исследовании повреждений собора, военный генерал-губернатор Финляндии, князь Меншиков ходатайствовал о выдаче суммы, потребной на исправление собора. Сумма была отпущена из государственного казначейства и в 1861 г. приступили к заготовке нужного материала, а к 1866 г. работы были уже окончены. В теплом отделении сделали стрельчатый свод на четырех колоннах, приделы перенесли в боковые ниши главной части храма и через устройство в разных местах печей весь собор сделан теплым. В последние годы собор обнесен чугунною решеткою на восьмиугольной ограде из тесаного гранитного камня. В ограде разведен сад.
При соборе есть небольшая библиотека, которою пользуются члены причта и прихожане, так как книги приобретаются на церковные деньги. Библиотека помещается в ризничном шкафу. Церковный архив находится частью в библиотечном шкафу, частью в особом помещении, под колокольнею. Хозяйственные документы хранятся в церковном сундуке. Сюда относятся: план и фасад прежнего и план новоисправленного собора; купчая крепость, страховые бумаги и другие документы на церковный дом; план и фасад Никольской часовни; документы на отведенное магистратом место в Ристмяки для приходского кладбища и пр. Церковные документы существуют при соборе с разных годов, именно: метрические книги с 1799 г., исповедные с 1805 г. , обыскная с 1807 г., приходорасходные с 1809 г., брачные и другие документы с 1810 г.
Причт соборный в прежние годы состоял из протоиерея, 2 священников, диакона и 4 причетников. В 1829 г. одно место причетника заменено вторым диаконом, на причетническом окладе. В 1871 г. место 2 диакона, по резолюции высокопреосвященного Исидора, упразднено, а содержание его разделено между наличными членами причта. По штату 2 августа 1823 г. причту полагается следующее из финляндских штатных сумм жалованье: протоиерею 1 285 руб. 80 коп., священникам по 385 руб. 80 коп., диакону 300 руб., причетникам по 214 руб. 30 коп., просвирне 64 руб. 30 коп. Доходов за исправление треб получается до 1 500 руб. в год. Из каждой сотни получаемых рублей протоиерей получает 30 руб., священники по 20, диаконъ 12, три причетника по 6 рублей. Земли у причта не имеется. Такое содержание причта нельзя признать обеспеченным, если сообразить при этом, что духовенство, по финляндским законам, обременено налогами наравне со всеми городскими обывателями, имеющими недвижимую собственность. Этих налогов в 1873 г. каждый священник заплатил до 30 руб. слишком, протоиерей значительно более, причетники до 10 рублей и т.д.
К выборгскому Преображенскому собору принадлежат все православные жители Выборга и обоих его форштадтов, исключая военных, состоящих на службе. У них свои церкви и причты. К соборному же приходу принадлежат православные, живущие по окрестным мызам на расстоянии 10 - 40 верст от Выборга. Прихожане большею частью русские, немного карел; есть и природные финны, перешедшие из лютеранства. Число всех прихожан простирается до 1 800 душ обоего пола. Прихожане - преимущественно торговцы; есть между ними люди, достаточно развитые: многие из них, кроме русского, знают финский, шведский и немецкий языки. В существующих здесь училищах, именно в гимназии и в двух школах - мужской и женской, духовенство православное преподает закон Божий детям православных прихожан, оно же учит закону Божию и детей, учащихся в частных школах и пансионах. Уставы церкви прихожане соблюдают усердно; по праздникам исправно ходят в церковь; кроме крестных ходов на воду в Крещенье, в Преполовение и 1 августа бывает еще крестный ход из собора в приписную Ильинскую церковь 20 июля.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск 4, Санкт-Петербург, 1875 г. Напечатано в типографии Департамента Уделов (Литейный проспект д. № 39)