Недалеко от города Петровска есть удивительное место - небольшое село Годеново. Здесь стоит храм Иоанна Златоуста - церковь, в которой уже без малого сто лет хранится великая святыня - небоявленный Животворящий Крест Господень. Златоустовская церковь была построена в 1794 году, и с тех пор ни разу не закрывалась. Ни революция, ни войны словно не коснулись её. Все эти годы там бережно сохраняли старинные росписи начала ХIХ века и иконостас того же времени. Левый придел церкви освящён в честь Боголюбской иконы Божьей Матери. Там в несгораемом киоте выставлен на всеобщее обозрение Крест Животворящий. Чтобы поклониться ему, в Годеново всё время едут паломники, а в Свято-Никольском монастыре Переславля-Залесского тщательно фиксируют все чудеса, происходящие по молитве, обращённой к древнему Распятию. Этот крест был тайно, ночью перенесён в церковь Иоанна Златоуста в 1933 году из Крестовоздвиженской церкви Никольского Погоста, и с тех пор его стали называть Годеновским Крестом. С тех пор о Кресте заботились, но для всеобщего поклонения он был, разумеется, закрыт - вплоть до 1997 года. А уже в конце ХХ века этот храм стал подворьем Никольского монастыря, что в Переславле-Залесском.
С архитектурной точки зрения храм во имя свт. Иоанна Златоуста - широко распространённое архитектурное сооружение, считающееся "визитной карточкой" русского культового зодчества в ту эпоху, когда новомодные архитектурные тенденции, прижившиеся в больших городах, уверенно шагнули в провинцию, а провинция пока ещё столь же уверенно настаивала на сохранение традиционных архитектурных форм. Куб, четырёхскатная кровля, пятиглавие, шатровая колокольня - всё на первый взгляд как в допетровскую эпоху. Хотя опытному глазу, конечно, видно, что это - самый что ни на есть провинциальный ХVIII век. Пятиглавие нарочито измельчено относительно общего объёма четверика, да ещё визуально уменьшено узенькими барабанчиками и специфическими, в духе русского барокко, главками на "шейках". Это новая эстетика - эпоха могучих ярославских глав, на которых порой приходилось до половины высоты всего храма, уходила в прошлое... Да и шатёр колокольни уже не такой, как делали в ХVII веке. Одни отделённые прямым карнизом кокошники чего стоят - сравним с традиционным арочным завершением колокольного столпа, характерным для допетровского зодчества. Старые шатры являлись не только эстетическим, но и конструктивным, функциональным продолжением столпа. В ХVIII столетии у них уже скорее декоративная функция. Эта тенденция достигнет апогея ко второй половине ХIХ века - когда в эпоху расцвета "псевдорусского" стиля будет новый всплеск интереса к шатровым колокольням. Так-то оно так, да только при сравнении большинство "колоколен-ретроспекций" ХIХ века безусловно проиграет в изяществе "колокольням-оригиналам" века семнадцатого. Основание колокольни покоится на своде трапезной. Явление в русской архитектуре не очень частое, тем не менее практиковавшееся ростовскими зодчими ХVIII века. Всё, что выше сводов, в большей степени традиционно. Небольшой четверик основания переходит в восьмигранный столп.
Интересная деталь, не сразу бросающаяся в глаза, - арочные проёмы яруса звона не равны по ширине: те, что обращены строго по сторонам света, значительно шире. Алтарная часть храма представляет собой развитую полукруглую апсиду, украшенную декором, строго повторяющим убранство основного объёма, и перекрытую высокой, как бы "вздутой" конхой. Этот несколько гипертрофированный объём зримо перетягивает центр тяжести храма в сторону алтарной части - особенно это заметно со стороны северного фасада. Четверик храма - почти строго кубический объём, углы акцентированы декоративными лопатками. Перспективный портал, достаточно простые наличники и карниз "треугольниками" - узнаваемые элементы русского зодчества допетровской эпохи. Однако ни кокошников, ни тем более закомар уже нет - восемь в ряд перспективных полуциркульных ниш между двумя карнизами как бы намекает на пояс кокошников, но при ближайшем рассмотрении оказывается бутафорией. Ворота с оградой появились значительно позже самого храма, однако хорошо вписались в общий ансамбль. Их воздушное изящество стало хорошей архитектурной антитезой массивному Боголюбскому приделу, несколько "рапластавшему" храм по площади, "прижавшему" его к земле. Максимально приближенные к западному фасаду, воротца словно вписываются в него, активно вступая в общую игру архитектурных объёмов и вертикалей.
Интерьер Златоустовской церкви логично распадается на два самостоятельных объёма: собственно "главный храм" и придел во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Это само собой разумеется. Но есть и кое-что вне привычной логики: так уж сложилось, что "главный храм" в наши дни фактически является второстепенным объёмом, основное внимание акцентировано на приделе... Неудивительно - ведь именно в приделе находится главная Святыня - Животворящий Крест! С другой стороны, основной храм интересен своими фресками и иконами. Храм летний. Внутренний объём его двухсветный, стены выкрашены в умиротворяющий нежно-сиреневый цвет. Большую площадь занимают фрески, выполненные, однако же, не сплошной стенописью, а как бы в виде заключённых в рамы картин. Это - хорошо узнаваемая стилистика и техника ХIХ века: никогда не закрывавшемуся храму посчастливилось сохранить оригинальные росписи. Ими покрыты своды храма, в нишах окон - ростовые изображения святых. Очень хорош современный фрескам, золочёный резной четырёхъярусный иконостас, изготовленный с большим мастерством. Особенно эффектны детали растительного орнамента и искусно украшенные царские врата, по обе стороны которых - образа Спасителя и Божией Матери в драгоценных окладах. Иконостас увенчан распятием. В арочном переходе из трапезной в собственно храм, на стене справа, располагается храмовая икона Святителя Иоанна Златоуста.
Боголюбский придел, примыкающий к основному зданию с севера, оформлен более лаконично: в центре Животворящий Крест Господень, к-ый располагается справа от иконостаса. Алтарная преграда одноярусная. Фресок нет - стены покрыты побелкой. По стенам висят чтимые старинные иконы, среди них - Боголюбский образ Божией Матери, Иоанн Предтеча и Святой Георгий с житием и другие иконы.
Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №230, 2017 г.