В 1212 г. Юрьев-Польский стал центром небольшого удела, принадлежащего сыну Всеволода III и внуку Юрия Долгорукого – князю Святославу Всеволодовичу. В это время в городе был основан княжеский Михайло-Архангельский монастырь, который, как говорится в летописи, был построен по собственному архитектурному проекту князя. Обитель в Юрьеве появилась следующим образом... Святослав был женат на Евдокии, дочери Муромских князей Петра и Февронии, но еще в самом расцвете сил, родив сына Димитрия, супруги решили жить для Бога. Евдокию князь отпустил в Борисоглебский Муромский монастырь к родителям, а сам построил в Юрьеве небольшой монастырь, в котором и начал свой монашеский подвиг.
Вся многовековая история Юрьева-Польского неразрывно связана с Михайло-Архангельским монастырём. Его строения, которые часто называют Юрьевским кремлём, определяют лицо города, придают ему самобытную красоту и величие. Михайло-Архангельский «княжечь» монастырь был основан в ХIII веке князем Святославом Всеволодовичем (память 16 февраля и 6 июля н.с. в Соборе Владимирских святых), младшим сыном Великого Владимирского князя Всеволода III известного в истории по прозвищу «Большое Гнездо». Точная дата основания неизвестна. Некоторые монастырские документы относят её к 1236 году. Через два года, в 1238 году, монастырь был разграблен полчищами Батыя, и восстановление его началось лишь в 1530 году по велению московского великого князя Василия Иоанновича.
В музее хранится монастырский Синодик в нём находим такую запись: «1535 года завершена строением деревянная церковь Архангела Михаила, да тёплая церковь Святого Пророка Илии, при державе благоверного царя и великого князя Иоанна Васильевича, самодержца российского, на деньги князя Михаила Ивановича Кубенского». Построенная усердием князя Кубенского деревянная соборная церковь Архангела Михаила, ставшая композиционным центром монастыря, прослужила четверть века, а в 1560 году на её месте был поставлен и освящён каменный храм того же наименования. Строительство велось настоятелем монастыря старцем Ионой, не дожившим трёх лет до его завершения.
Династия юрьевских князей пресеклась ещё в первой половине XIV в. Город стал владением московских князей. В начале XVII столетия, в Смутное время, польско-литовские интервенты вторглись в русские земли. Не избежал горькой участи и город Юрьев. Были сожжены монашеские кельи, захватчики вырезали всех насельников монастыря; тогда погиб весь архив, и настоятелю монастыря пришлось подавать прошение царю Михаилу Федоровичу о том, чтобы царь подтвердил привилегии, дарованные обители прежними государями. Такая грамота действительно была выдана. Понятно, что в этот период не было возможности отстраивать город. После этих трагических событий Михайло-Архангельский монастырь в течение почти двух столетий переделывался и обновлялся, пока не обрёл свой нынешний вид. Монастырю делались благотворительные взносы и подарки, в том числе от князя Д. М. Пожарского, у которого недалеко от Юрьева была вотчина – село Лучинское. В 1685 г. в монастырь на богомолье приезжали царевна Софья и русские цари Иван V и Петр I.
В 1792 году при архимандрите Антонии по причине ветхости, Михайловский храм перестраивается в новый пятиглавый собор. Сохранившиеся документы отмечают, что строительство велось на даяния «от разных христолюбивых Юрьева города жителей: господских, купеческих и всякого чина людей; все каменное строение складено до самых глав лучшим искусством и огромностью». При архимандрите Никоне собор покрывается листовым железом, на главах устанавливаются «кресты и под ними яблоки, вызолоченные через огонь золотом». Архимандрит Никон же и освятил собор в 1806 году. Он стал свидетелем и участником событий Отечественной войны 1812 года, которые не прошли мимо города. В августе 1812 года было создано Владимирское ополчение во главе с генерал-лейтенантом Борисом Андреевичем Голицыным. Сейчас этому событию посвящена одна из интереснейших экспозиций музея г. Юрьев-Польский. В то время архимандрит Никон благословил начальника Юрьевского полка ополченцев полковника Н. Черепанова образом Святого Архангела Михаила. В мае 1814 года этот образ был возвращен в монастырь, а в августе следующего года отец Никон скончался и был погребён у алтарной части главного собора. Сейчас икона хранится в городском музее.
Свой современный вид Михайло-Архангельский монастырь принял при архимандритах Антонии и Никоне. Вход на территорию монастыря шёл через Святые врата в западной части крепостной стены. Над вратами был воздвигнут храм во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, отмеченный праздничной нарядностью архитектурных форм. Принцип построения монастырского ансамбля напоминает расположение зданий Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале: прямо перед входом – собор, по сторонам колокольня и трапезная церковь. Эти постройки различны по своей художественной значимости и возрасту. Лучшей из них является колокольня XVII в. Она имеет очень представительный вид: над широким и низким четвериком возвышается массивный восьмигранный столп, все плоскости нижнего яруса которого сплошь покрыты квадратными ширинками, а второго яруса – фигурными нишками-киотцами. Аркада звона оформлена короткими и толстыми полуколоннами с огромными «бусинами» посредине. Над ней – величественный шатер с тремя ярусами окон-слухов.
Здание проникнуто вовсе не монастырским аскетизмом, а скорее сродни пышным купеческим постройкам XVII в., что говорит о проникновении в церковное зодчество мирских народных вкусов. Колокольня была построена в 1685-1688 годах. Это красивое массивное восьмигранное сооружение, грани которого испещрены украшениями. Завершает колокольню высокий шатер с тремя рядами «слухов». На ярусе звона было девять колоколов, среди которых были очень интересные старинные экземпляры. Так, например, два колокола были отлиты в XVII веке, один – на вклад вдовы Анфисы Початовой, которая таким образом обеспечила своему мужу вечное поминовение. Самый большой колокол, весов в 320 пудов (около 5250 кг), был подарен монастырю в 1804 году юрьевским купцом 1-й гильдии, Петром Петровичем Карцевым. Этот колокол разбился в 1807 году и был перелит заново во Владимире. К сожалению, ни одного колокола не сохранилось в советское время. После закрытия монастыря из сбросили с монастырской звонницы и увезли в неизвестном направлении (возможно на переплавку). Сегодня на звоннице подвешены металлические била, сделанные из кислородных баллонов и в 2002 г. к 850-летию города Юрьева поднятые на колокольню. Изготовлены они по подобию изобретённого в 1893 г. англичанином Герингтоном набора цилиндров разной длины с бьющими по ним молоточками. От той или другой длины цилиндров зависит высота звука, от большего или меньшего диаметра - сила. Преимущество таких «колоколов» в том, что они поддаются точному строю и не столь массивны, как колокола. Со смотровой площадки колокольни открывается прекрасный вид на город Юрьев-Польский и окрестности.
Другие храмы монастыря – пятиглавая надвратная церковь Иоанна Богослова (1670 г.), как бы повторяющий её композицию пятиглавый Михайло-Архангельский собор (1792-1806 гг.), Знаменская трапезная церковь (1625 г.). Они – достаточно типовые для своего времени, но хорошо вписываются в общий монастырский ансамбль.
Соборный храм, тогда ещё деревянный, во имя Архангела Михаила был разрушен в 1408 году во время очередного взятия города, на сей раз Едигеем, и вскоре снова отстроен. В 1535 году здесь значится деревянная церковь Михаила Архангела с приделом Пророка Илии, отстроенная иждивением великого князя Василия Иоанновича. В 1560 году был построен первый каменный храм, средства на его строительство пожертвовал князь Иван Михайлович Кубенский. В 1636 году храм был с трех сторон окружен папертями, а в конце XVIII века обветшавшее здание было разобрано. Строительство нового собора велось на средства жителей города; работы начались в 1792 году, а закончились в 1806 году. Еще около двух лет продолжалась внутренняя отделка храма, и в 1808 годуприбывший специально из Владимира епископ Ксенофонт (Троепольский) освятил новый собор.
Несмотря на время постройки, храм сохраняет черты архитектуры середины XVIII века, а кое-какие – даже века XVII-го. Высокое стройное бесстолпное здание с пятью главами богато украшено рустовкой, сочетающейся с резными карнизами и фризами. В соборе хранился образ Михаила Архангела, который в 1812 году настоятель монастыря Никон дал с собой 5-му полку Владимирского ополчения. Образ прошел всю войну и в 1814 году возвратился в монастырь. В Михайло-Архангельском соборе были погребены многие настоятели монастыря, в том числе здесь находится гробница сына основателя монастыря, схимонаха князя Дмитрия Святославича, который скончался в 1269 году. Мощи св. благоверного князя Святослава Всеволодовича были вновь обретены в 1991 году. В настоящее время находятся в Михайловском соборе монастыря, «идеже и ныне лежат Богом блюдомы и исцеления дар с верою приходящим подают». В храме по сей день сохранились две старинные монастырские иконы, почитающиеся чудотворными. Внутри собора хранится еще один уникальный экспонат — Святославов крест, который князь собственноручно вытесал из камня в память о своем чудесном спасении.
Михайло-Архангельский собор совсем недавно украсился святынями, которые много десятилетий хранились в музейных фондах, — подвесными паникадилами и подсвечниками ХVI века. В притворе была повешена Владимирская икона Божией Матери ХVII века. В музее хранятся более 300 частиц мощей, и они также были выставлены для поклонения верующих. С 1920 года, когда монастырь был закрыт богоборческой властью, начался его новый этап истории. 7 ноября 1920 года вновь избранной городской властью было постановлено: «Открытие музея приурочить ко дню празднования октябрьской революции, экспозиции и выставки разместить в монастырских зданиях". Буквально, в первые же годы советской власти, внутреннее убранство собора и храмов обители было разграблено, что-то вывезено из стен монастыря, а кое-что осталось на своих местах. Спустя некоторое время в зданиях бывшей обители, были размещены выставочные залы музея, находящиеся там и по сей день. Но несколько лет назад по договоренности с Владимирской епархией в храме снова стали проводиться богослужения, в связи с чем в 2006 г. состоялось великое освящение Свято-Михайловского собора.
Трапезная церковь в честь иконы Божией Матери "Знамение" была построена в 1625 году. Это простой невысокий храм с обширной трапезной палатой. Она соединяется с запада с келарской, или ризничьей палатой и погребами. Этот большой комплекс соединяется переходом с каменными архимандритским и братским корпусами, которые были выстроены в 1763 году. Подлинное украшение монастыря – надвратная церковь Иоанна Богослова – была построена в 1670 году. Она очень гармонично перекликается с более поздним собором Михаила Архангела (не исключено, что собор строили с учетом облика этой красивой и изящной церкви). Тесно посаженные главы на тонких барабанах придают храму дополнительную устремленность ввысь. Святые ворота, на которых стоит сама церковь, были построены чуть раньше, в 1654 году.
Стены и башни монастырской ограды были перестроены в камне в XVII-XVIII веках, до того они были деревянными. Но ограда была каменной уже в XVI веке, а позднее только перестраивалась. Сохранилась самая старая стена монастыря, западная, относящаяся к 1535 году. Сохранились в перестроенном виде и три древних башни, на которых можно увидеть сохранившиеся бойницы всех видов оборонительного боя, какие делали в те времена.
Во дворе монастыря находятся два памятника деревянного зодчества, перевезённые сюда из двух населённых пунктов Юрьев-Польского района в целях сохранения архитектурных памятников. Один из них – маленькая и скромная надкладезная часовня, имеющая, однако, богатую историю. По преданию, источник появился в те времена, когда по очень строгому уставу монахи не имели права выходить за пределы монастырских стен, и после общей молитвы родник вдруг забил прямо в монастыре. Сейчас источник снова освящен и из него можно брать воду.
Деревянная Георгиевская церковь из села Егорье (1718 г.) была разобрана и перевезена в монастырь в 1967-1968 годах Л.В. и В.М. Анисимовыми. Эта церковь – все, что осталось от древнего Георгиевского монастыря, первое упоминание о котором относится к 1565 году. Храм небольшой, но стройный и изящный, и он прекрасно вписался в общий монастырский ансамбль. Церковь является образцом трёхчленных храмов, в основе которых лежит принцип русской избы (трапезная-клеть-алтарь). Храм срублен топором, без использования пилы и гвоздей.
Монастыри на Руси были центром культуры, религиозного просвещения и духовно-нравственного воспитания. В связи с этим нельзя не упомянуть ещё об одном настоятеле монастыря — архимандрите Гаврииле. 12 февраля 1862 года он просит благословение на открытие школы по обучению бедных детей. На это прошение епископ ставит свою резолюцию: «Дозволить отцу настоятелю, открыть при своём монастыре воскресную школу для обучения детей русской грамоте, церковному пению, зачаткам Закона Божия, первым действия арифметики и зачаткам русской грамматики». Тихая и размеренная духовная жизнь продолжалась в этой обители до упразднения монастыря в 1918 году. В 1920-м году Михайло-Архангельский монастырь был закрыт, после чего архимандритский корпус был отдан под музей, но не сразу, а только при содействии известного архитектора и реставратора П.Д. Барановского. В остальных зданиях расположились различные учреждения, а в Михайловском соборе богоборцы умудрились устроить мельницу! Новая власть даже собиралась снести полностью обитель.
Спас Михайло-Архангельский монастырь архитектор и реставратор Петр Барановский, предложивший открыть в монастырских помещениях музей. К тому времени в городе уже был небольшой краеведческий музей, который ютился в двух комнатках местной школы. Его экспонатами были художественные ценности и предметы быта, национализированные у местных помещиков и купцов, а также у церквей и монастырей. Этот музей в 1922 году и переехал в обитель. За прошедшие 90 с лишним лет музейная коллекция значительно выросла, сегодня это свыше 10 тыс. единиц хранения. Постепенно, расширяющийся музей занял весь комплекс монастыря, и в наши дни продолжает оставаться там. В его экспозициях отражена вся история Юрьевского ополья, собрано множество икон и картин, предметов искусства и быта.
Часть территории со Свято-Михайловским собором мэрия города в 2006 году вернула Церкви, предоставив музею и монастырю делить площади храмов и подсобных построек. Сегодня Михаило-Архангельский монастырь в городе Юрьев-Польский — это одновременно и обитель, и крупный историко-архитектурный комплекс, и художественный музей.
С сайта: https://www.tourism33.ru/guide/places/yuriev-polskiy/v. korolkova/mihailo-arhangelskiy-monastyr и сайта: http://www.vidania.ru/monastery/bookmihailoarhangelsky.html