ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Тихвин. Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь.


Тихвин. Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:не ранее 1560.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Ленинградская область, Тихвинский район, г. Тихвин, ул. Тихвинская, д.1

Координаты: 59.65295, 33.520683
Проезд: До Тихвина из Санкт-Петербурга ходят электрички с Ладожского и Московского вокзалов, а также автобусы с автовокзала на Обводном канале. В Тихвине останавливаются все поезда дальнего следования, проходящие через город. Из Санкт-Петербурга на автомобиле следует выезжать по Мурманской трассе (М-18) и д ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда До Тихвина из Санкт-Петербурга ходят электрички с Ладожского и Московского вокзалов, а также автобусы с автовокзала на Обводном канале. В Тихвине останавливаются все поезда дальнего следования, проходящие через город. Из Санкт-Петербурга на автомобиле следует выезжать по Мурманской трассе (М-18) и двигаться по ней до Новой Ладоги, где нужно повернуть на Тихвин (А-114). Москвичам, жителям Тверской и Новгородской областей удобнее ехать на машине через Чудово (поворот с трассы Москва — Санкт-Петербург (М-10)). От поворота с трассы до Тихвина — около 140 км.



План Тихвинского Богородице-Успенского монастыря, Ленинградская  область
Собор Успения Пресвятой Богородицы Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Церковь Вознесения Господня Церковь Тихвинской иконы Божией Матери Церковь Двенадцати Апостолов Церковь Воздвижения Креста Господня Часовня «Крылечко» Звонница Северные братские кельи  Омутная башня («Водяные ворота») Тайничная (Северная Александровская) башня Столбовая (Юго-западная) башня Храмы монастыря:

1. Собор Успения Пресвятой Богородицы
2. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
3. Церковь Вознесения Господня
4. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери
5. Церковь Двенадцати апостолов
6. Церковь Воздвижения Креста Господня
7. Часовня иконы Божией Матери "Споручница Грешных"
8. Часовня "Крылечко"
9. Звонница (1600 г.)

Другие постройки:

10. Архимандричьи кельи (1682-1684 гг.)
11. Келарские кельи (1684-1685 гг.)
12. Северные братские кельи (1686-1690 гг.)
13. Братские “житнические” кельи (“Корпус Ванатовича”) (1699-1700 гг.)
14. Патриаршьи кельи (“Евфимиевские палаты”) (1699-1700 гг.)
15. Архиерейский корпус (“Казенные кельи”) (1699 г.)
16. Поварня (кон. XVI в.)
17. Монастырская постройка
18. Монастырская постройка
19. Омутная башня (“Водяные ворота”) (1800 г., воссоздана в 2004 г.)
20. Тайничная (Северная Александровская) башня (1801 г., воссоз. в 2004 г.)
21. Башня “Раскат” (Юго-восточная) (1799-1800 гг.)
22. Озерная (Южная Павловская) башня (1799-1800 гг.)
23. Столбовая (Юго-западная) башня (1791-1792 гг.)
24. Башня западной стены.
25. Стены ограды (XVIII-XXI вв.)
26. Камень-Памятник освободителям монастыря в декабре 1941 г. (2009 г.)
27. Некрополь
28. Сырково озеро

Скиты монастыря:
Сенно. Троицкий скит

Подворье монастыря: Церковь Димитрия Ростовского в Санкт-Петербурге

План составлен В.Д.Курковым



Сортировка:

Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Сергей Чернов
17 сентября 2024
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Алексей Кротов
31 августа 2024
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Алексей Кротов
31 августа 2024
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
МОРПЕХ879
9 сентября 2023
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Вадим Павлов
30 июля 2021
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Вадим Павлов
30 июля 2021
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, Вид с востока<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Вид с востока
Наталия
17 мая 2015
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
30 августа 2014
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, Вид с реки Тихвинки<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Вид с реки Тихвинки
Сергей Прохоров
20 августа 2014
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Вадим Павлов
17 октября 2012
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Матвеев Владимир
14 августа 2010
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Игорь Огнев
01.11.2009 - 07.11.2009
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Александр Л
4 июля 2009
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Борис
10 июня 2009
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Алексей Кротов
3 апреля 2009
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Алексей Кротов
3 апреля 2009
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Андреева Ирина
29 марта 2008
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, В арке звонницы виден южный фасад северных братских келий<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
В арке звонницы виден южный фасад северных братских келий
Игорь Монаков
10 мая 2006
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, Вид с юго-запада<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Вид с юго-запада
Игорь Монаков
10 мая 2006
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
strusto
11 июня 2005
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, Монастырь из-за Тихвинки<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Монастырь из-за Тихвинки
Михаил Владимиров
29 декабря 2004
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
7 ноября 2004
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, Покровская церковь и звонница<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Покровская церковь и звонница
Сергей Самусенко
8 июля 1994
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Алексей Кротов
31 августа 2024
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Алексей Кротов
31 августа 2024
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Вадим Павлов
30 июля 2021
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
МОРПЕХ879
15 сентября 2020
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, Купальня на Сырковом озере в Тихвинском Успенском мужском монастыре<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Купальня на Сырковом озере в Тихвинском Успенском мужском монастыре
Владимир Глазунов
25 августа 2019
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
30 августа 2014
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
30 августа 2014
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
2 сентября 2012
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
2 сентября 2012
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
2 сентября 2012
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
2 сентября 2012
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
2 сентября 2012
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
2 сентября 2012
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Борис
10 июня 2009
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Андреева Ирина
29 марта 2008
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Илья Щеголев
12 июня 2007
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, Сырково озеро (1560 г.). За ним - Озерная (Южная "Павловская") башня (1799-1800 гг.)<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Сырково озеро (1560 г.). За ним - Озерная (Южная "Павловская") башня (1799-1800 гг.)
Игорь Монаков
10 мая 2006
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, Большая монастырская трапезная (1581 г.). За нею - купол Покровской церкви (1581 г.)<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Большая монастырская трапезная (1581 г.). За нею - купол Покровской церкви (1581 г.)
Игорь Монаков
10 мая 2006
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, Северные братские кельи (1686-1690 гг.). Левее их- часть восточного фасада келарских келий<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Северные братские кельи (1686-1690 гг.). Левее их- часть восточного фасада келарских келий
Игорь Монаков
10 мая 2006
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, Слева - направо: Архимандричьи кельи, Святые врата с церковьюВознесения и приделом Федора Стратилата, келарске кельи. Под углом к последним - северные братские кельи.<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Слева - направо: Архимандричьи кельи, Святые врата с церковьюВознесения и приделом Федора Стратилата, келарске кельи. Под углом к последним - северные братские кельи.
Игорь Монаков
10 мая 2006
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
strusto
11 июня 2005
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, Шпиль юго-восточной башни монастырской стены. Архангел возвещает о наступлении Страшного Суда.<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Шпиль юго-восточной башни монастырской стены. Архангел возвещает о наступлении Страшного Суда.
Михаил Владимиров
7 марта 2005
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, Покровская церковь, звонница и корпуса Тихвинского монастыря.<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Покровская церковь, звонница и корпуса Тихвинского монастыря.
Михаил Владимиров
29 декабря 2004
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, Внешняя стена монастыря<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Внешняя стена монастыря
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
7 ноября 2004
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, Камень-Памятник освободителям монастыря в декабре 1941 г. (№26 на схеме)<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Камень-Памятник освободителям монастыря в декабре 1941 г. (№26 на схеме)
Наталия
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1909
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1909
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1909
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1909
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1909
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, Фото начала ХХ века. Альбом «Виды Тихвинского монастыря»  http://andcvet.narod.ru/tihvin/new/sam1.html и http://andcvet.narod.ru/tihvin/sam1.html <br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Фото начала ХХ века. Альбом «Виды Тихвинского монастыря» http://andcvet.narod.ru/tihvin/new/sam1.html и http://andcvet.narod.ru/tihvin/sam1.html
Т.
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, фото из журнала "Русский паломник"<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, Фото из журнала "Русский паломник"<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, Восточная стена с надвратной Никольской церковью. Уничтожены в 1926 г. Фотография А.М.Кузнецова, начало XX в. Л.В.Виноградова. Уездный город Тихвин. СПб, "Сударыня", 2006<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Восточная стена с надвратной Никольской церковью. Уничтожены в 1926 г. Фотография А.М.Кузнецова, начало XX в. Л.В.Виноградова. Уездный город Тихвин. СПб, "Сударыня", 2006
Сергей Прохоров
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, Фотография А.М.Кузнецова, начало XX в. Л.В.Виноградова. Уездный город Тихвин. СПб, "Сударыня", 2006. Видны восточная и северная стены, уничтоженные в 1920 - 1930-х гг. (Северная стена воссоздана в упрощенном виде в 2004 г..)<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Фотография А.М.Кузнецова, начало XX в. Л.В.Виноградова. Уездный город Тихвин. СПб, "Сударыня", 2006. Видны восточная и северная стены, уничтоженные в 1920 - 1930-х гг. (Северная стена воссоздана в упрощенном виде в 2004 г..)
Сергей Прохоров
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, Вид со стороны больницы ведомства путей сообщения<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Вид со стороны больницы ведомства путей сообщения
Елена Григорьева
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, Почтовая тиражная открытка для паломников нач. ХХ века. Приблизительная датировка: с 01.07.1900 г. по 01.07.1916 г.<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Почтовая тиражная открытка для паломников нач. ХХ века. Приблизительная датировка: с 01.07.1900 г. по 01.07.1916 г.
Алексей Кротов
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, Почтовая фотокарточка нач. ХХ века. Приблизительная датировка: 1909-1916 гг.<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Почтовая фотокарточка нач. ХХ века. Приблизительная датировка: 1909-1916 гг.
Алексей Кротов
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, Монастырские ворота. Почтовая фотокарточка нач. ХХ века. Приблизительная датировка: 1909-1916 гг.<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Монастырские ворота. Почтовая фотокарточка нач. ХХ века. Приблизительная датировка: 1909-1916 гг.
Алексей Кротов
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, Тиражная фотокарточка нач. ХХ века. Приблизительная датировка: 1909-1916 гг.<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Тиражная фотокарточка нач. ХХ века. Приблизительная датировка: 1909-1916 гг.
Алексей Кротов
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, Вид Тихвинского большого монастыря с северо-западной стороны (лубок), [1837 год]<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Вид Тихвинского большого монастыря с северо-западной стороны (лубок), [1837 год]
Лобготт Пипзам
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, Вид с севера<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Вид с севера
Наталия
17 мая 2015
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, Вид с противоположного берега Тихвинки<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Вид с противоположного берега Тихвинки
Наталия
17 мая 2015
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, , Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
vertuniya
24 августа 2010
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, Вид монастыря от реки Тихвины<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Вид монастыря от реки Тихвины
Сергей Самусенко
8 июля 1994
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь, Вид монастыря с озера вечером<br>, Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область
Вид монастыря с озера вечером
Сергей Самусенко
8 июля 1994



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 марта 2007

Тихвинский Большой Богородицкий монастырь, 1 класса, в городе Тихвине. Основан в 1560 году царем Иоанном Грозным, на месте явления иконы Пресвятой Богородицы в 1383 году (см. 26 июня). Соборный Успенский храм древней архитектуры воздвигнут в 1510 — 1515 годах великим князем Василием Иоанновичем на месте деревянной церкви, построенной в 1383 году по случаю явления чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. На этой святой иконе, ныне составляющей главную святыню монастыря, Богоматерь изображена в полурост, с короною на главе; на Ее левой руке сидит Богомладенец, благословляющий правой рукой, а в левой держащий свиток. Святая икона богато украшена; стоимость имеющихся на ней драгоценностей простирается до 70 тысяч рублей. Ежегодно тысячи народа стекаются в город Тихвин для поклонения святой чудотворной иконе, с которою в течение года 24 раза совершается крестный ход по окружным селениям монастыря. Кроме этой святой иконы, в рбители находится замечательная с нее копия, именуемая «Ополченной» иконой. Во время войны 1812 года сия икона дана была в благословение от Тихвинского монастыря Тихвинской дружине ополчения и по окончании похода возвращена в обитель; она же сопровождала Тихвинскую дружину ополчения и во время Крымской войны. В монастыре также весьма чтимы: образ Нерукотворенного Спаса, древнего письма, и древний образ святителя Николая. Ежегодно 26 июня, в память явления святой Тихвинской иконы, совершается в монастыре крестный ход, а также в 3-й день Пасхи и на 15 августа из всех городских церквей в монастыре и вокруг монастыря. При монастыре больница, богадельня и духовное училище.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Сергей Самусенко  10 июля 2007

Лесные болотистые земли по берегам рек Сяси и Тихвинки входили в состав одной из пятин Великого Новгорода. Летописцы называли их "страною тифинскою" и подчеркивали большое значение торгового пути ".. .вдоль Волхова, через ямы Сольковский и Пшогжу, а далее сухим путем. .." в одну из рек Волжского бассейна. Здесь возникло поселение, превратившееся впоследствии в город Тихвин. Исследователи сходятся на том, что Пречистенский погост на Тихвинке, положивший начало одному из крупнейших ныне городов Ленинградской области, возник в XIV в. Летописи отмечают в 1383 г. "явление иконы Богородицы", на месте которого закладывается погост Успенский. С распространением новгородского влияния на территорию нынешней Карелии через поселение на Тихвинке пролегли пути в Олонецкий и Архангельский края, и в лесах "тифинских" рядом с крестьянскими стали рубиться купеческие "хоромины", а вблизи от них - амбары на русский лад и бани для путников и служилых людей.

Можно предположить, что первые три церкви были деревянными и сгорели одна за другой в 1390, 1395 и 1500 гг. В 1507 г. на их месте московский "нарядчик" Дмитрий Сырков и некий Фрязин на средства великого князя московского Василия III начинают строительство каменной Успенской церкви. Законченная в 1515 г., она стала главным строением деревянного ансамбля предшествующего времени.

Значение Тихвина особенно возросло в XVII в., когда город оказался в центре исторических событий и горожане вместе с малочисленным гарнизоном показывали чудеса храбрости в боях с польско-шведскими захватчиками. Торгово-ремесленный городок вошел в историю как пограничная крепость, принявшая и успешно отразившая натиск иноземных захватчиков, направляющихся к Новгороду и Москве. В благодарность за проявленную доблесть город отстроили, украсили, даровали ему многие права, но вскоре о нем... забыли.

В XIX в., когда многие города России развились благодаря возникновению промышленных предприятий, Тихвин оказался обойденным и постепенно зачах. Но он вновь ожил, когда в 60-х годах нынешнего века в нем были построены цеха филиала ленинградского Кировского завода. В городе появились современные жилые районы, обособленная промышленная зона. Вместе с тем здесь берегут исторический центр с первоначальной планировкой и памятниками архитектуры XVI-XIX вв.

Реставрационные работы в комплексе Тихвинского Успенского монастыря ведутся по проектам инженера И. П. Любаровой, архитекторов В. В. Экк, А. Н. Милорадовича, К. А. Степанова, О. В. Бакеевой, Е. П. Варакипа.

Первоначальная оборонительная тыновая стена Тихвинской крепости на земляной подсыпке датируется 1560 г., а к 40-м годам XVII столетия она была перестроена в ограду с "тарасами" (деревянными срубами в земляной засыпке основания) с девятью башнями. Строительство оборонительных сооружений монастыря было завершено к 1608г. Через несколько лет они выдержали наступление войск шведского маршала Якоба Делагарди. Мощные крепостные стены позволили тихвинцам отразить атаки отряда наемников под водительством француза Ла Кумба. Благодаря правильно организованной обороне Тихвинская крепость устояла в 1613 г., а с подходом подкреплений из Москвы и Новгорода она стала центром борьбы с иноземными захватчиками. Шведские войска еще дважды пытались овладеть тихвинскими укреплениями (1614 и 1615 гг.), но эффективная оборонительная система монастыря-крепости выдержала и эти осады.

Об истории монастырских строений рассказывают "Книги городничего старца", должность которого была учреждена в 1658 г. Выбиравшийся из числа монахов, он следил прежде всего за состоянием оружия, нуждами гарнизона. Одни из первых городничих старцев - Варенцовский - в книге 1666 г. назвал и описал девять башен фортификационного ансамбля: Омутную, Тайничную, Раскатную, Озерную, Столбовую, стоявшие в центре оборонительных прясел, угловые: Мельницкую и Федоровскую, воротные: Введенскую и Никольскую. Башни соединялись ходом поверх рубленых стен, имели сквозные проходы по ярусам, что позволяло защитникам крепости под прикрытием переходить с одной стены на другую. Это описание относится ко времени максимального развития военной мощи монастыря-крепости, возросшей в ходе длительной и успешной борьбы тихвинцев со шведами.

В 1669 г. начались работы по замене деревянных укреплений каменными. Никольская и Введенская воротные башни и примыкающие к ним участки стен оделись в камень к 1700 г. А северная и южная стены перестраивались лишь в 1788-1795 гг. Кирпичная стена XVIII в. сохранилась почти полностью; она разрушена только на участке вдоль Тихвинки и с востока.

Каменная ограда Тихвинского монастыря легка и нарядна. Верхняя ее часть украшена круглыми декоративными амбразурами, а по внутренней стороне проходила деревянная открытая галерея на кирпичных аркадах нижнего яруса. Каменные башни ограды большей частью пустовали, так как после шведского нашествия Тихвин больше не подвергался разрушениям. Годы перестройки деревянных стен монастыря-крепости в каменные (1669-1699) стали временем формирования каменного монастырского ансамбля. Работы по его строительству продолжались в XVIII в.

Почти одновременно с каменными стенами (1668 г.) строятся Казенные кельи. Кирпичные одноэтажные корпуса под двускатной кровлей возводились артелью во главе с каменщиками Иваном Аникеевым и Яковом Агапитовым. В 1676 г. под руководством того же Агапитова произведена надстройка Казенных келий вторым этажом, а еще позднее, в 1812 г., они перестраиваются под архиерейские кельи.
В конце XVIII - начале XIX в. фасады келейных корпусов Успенского монастыря были переделаны "под один вид": были сбиты нарядные наличники окон, уничтожены порталы дверей; на смену криволинейному пластическому декору пришло строгое и подчас сухое оформление в манере классицизма. В ходе реставрации отдельных корпусов ансамбля в наши дни им возвращается первоначальное убранство.

По материалам книги Ю.М. Гоголицына и Т.М. Гоголицыной "Памятники архитектуры Ленинградской области", Стройиздат, Ленинградское отделение, 1987 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  29 августа 2019

Шёл третий год с тех пор, как отгремела славная для русского оружия Куликовская битва, когда рать великого князя Дмитрия Донского наголову разгромила Мамаевы полчища. Русь вставала с колен, осознавала себя как национальное целое, собиралась с силами, всерьёз задумывалась о своём будущем. Именно в этот момент в тогдашних новгородских землях произошло событие, эхо которого звучит в нашей стране по сей день. Основание спустя без малого двести лет Тихвинского Богородичного Успенского монастыря стало прямым его следствием.

Летом 1383 года рыбаки, занимавшиеся своим промыслом на Ладожском озере, были поражены неожиданным явлением иконы Божьей Матери. Некоторое время икона, окружённая ослепительным сиянием, парила над озёрными водами, а потом исчезла из виду. Вскоре после этого она ещё четыре раза показывалась людям в этих краях, пока 26 июня не обнаружилась на правом (высоком) берегу реки Тихвинки - там, где сейчас находится церковь Всех Святых (Полковая). Собрался народ во главе со священниками, все рыдали и истово молились. И случилось чудо - явленная икона спустилась на руки присутствующим. Тут же решено было рубить на этом месте храм; к вечеру сложили три венца и заготовили материал для работы, которую намеревались продолжить на следующий день, а пока у иконы оставили несколько человек для ночного бдения. Но те к утру задремали - утром же рядом с ними не было ни иконы, ни венцов, ни заготовленного леса. Народ горевал. Правда, горевал недолго - на противоположном (низком) берегу Тихвинки увидели ослепительный свет. Бросившись туда, нашли и начатый сруб, и материал, и - самое радостное! - икону Богородицы. Менее чем через два месяца, первый храм во имя Успения Богоматери был готов, и новый "дом" для чудотворного образа сразу же освятили. Так Русь обрела одну из главнейших своих святынь - Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы, писанную, по преданию, самим евангелистом Лукой и исчезнувшую незадолго до этого из Константинополя, которому через семьдесят лет суждено было пасть под ударами турок и навсегда потерять статус хранителя Православия.

Деревянный Успенский храм регулярно горел. Первый пожар уничтожил церковь уже в 1390 году, второй - в 1395 году, третий - в 1500 году. Но чудотворная икона при этом оставалась невредимой: дважды её находили неподалёку в можжевельнике, в последний раз образ вовремя вынес священник. В 1510 году великий князь Василий III велел строить на том месте каменный собор, изначально задуманный как место хранения Тихвинской иконы Божией Матери. Руководить строительством он прислал "нарядчика" (то есть, как сказали бы сейчас - прораба) Дмитрия Сыркова и мастера Фрязина - последний, судя по прозвищу, был итальянцем; его настоящего имени летопись не сохранила. В 1515 году работы были закончены, а спустя восемь лет сюда пожаловал сам великий князь, заложив тем самым многовековую традицию государственных богомолий к чудотворной Тихвинской иконе. Князю было о чём просить Богородицу. Незадолго до этого он развёлся со своей первой женой Соломонией Сабуровой, которая оказалась бездетной, и женился на Елене Глинской. Теперь он молился о даровании наследника. Горячая молитва князя была услышана - в 1530 году у него родился сын Иван (в будущем царь Иоанн Грозный). С именем Ивана Грозного связано рождение Тихвинского Богородичного Успенского монастыря. Царь в 1558 году начал Ливонскую войну, надеясь завладеть удобными гаванями на Балтике. Новгородские земли после этого превратились в "прифронтовую" полосу. Их следовало укрепить. Таким образом, решение основать хорошо защищённую обитель на северо-западе Руси было, помимо всего прочего, вызвано и задачами оборонительного характера. Соответствующее повеление царя появилось в 1560 году.

На левом берегу реки, где стоял Успенский собор был основан Богородичный Успенский Тихвинский монастырь, а на её правом берегу - меньший по размерам Введенский женский. Уже 11 февраля 1560 года архиепископ Новгородский Пимен освятил Успенский монастырь и сделал соответствующие назначения. Прибывший из Москвы Фёдор Сырков, сын строителя Успенского собора, довольно быстро возвёл необходимые здания и ограду с башнями. Качество его работы было испытано спустя полвека, в Смутное время. Стенам обители и её мужественным защитникам в эти годы пришлось неоднократно отражать атаки шведских "гостей". Дело в том, что когда в 1608 году Лжедмитрий II, поддержанный поляками, двинул свои войска на Москву, царь Василий Шуйский был вынужден позвать на помощь шведов (в обмен на некоторые северные территории). Но шведы повели себя на Руси как оккупанты. Отряд шведского военачальника (француза по происхождению) Якоба Делагарди в 1610 году захватил Тихвинский монастырь, а также прилегающий к нему Тихвинский посад, и разграбили их. В мае 1613 года терпению русских пришёл конец - они подняли восстание и уничтожили шведский гарнизон. Разъярённый Делагарди в ответ взял обитель в осаду. Она продолжалась более трёх месяцев. Потеряв голову, Делагарди грозился сровнять монастырь с землёй, а саму чудотворную икону рассечь мечом.

Тем временем в Москве венчался на царство Михаил Фёдорович Романов. Надежды на помощь из Москвы возрастали, но помощь медлила, а натиск шведов становился всё ожесточённее. В самый критический момент, 15 сентября, случилось чудо - Тихвинская икона Божией Матери защитила свой "дом". Немногие шведы, оставшиеся в живых, потом рассказывали, что им привидилось, будто со стороны Москвы идёт огоромное русское войско. Началась паника, шведы бежали, давя друг друга, их гнали, "секущие аки стеблие" брали в плен, сидевших во рвах засыпали землёй. В 1617 году неподалёку от Тихвина был заключён со шведами Столбовский мирный договор, причём порукой со стороны русских стал специально выполненный для этого список с чудотворного образа Тихвинской Богородицы. "Милостию Ея мирное земли устроение и христианству от тяготы облегчение даровася..." - говорил глава русского посольства Даниил Мезецкий. Этот список (тоже чудотворный) впоследствии перенесли в Софийский собор Новгорода, где он находится по сей день. "Мирное земли устроение" в Тихвинском монастыре продолжалось на протяжении всего ХVII века.

Обитель отстраивалась в камне. Рос и богател Тихвинский посад, оказавшийся на скрещении торговых путей. Сохранившийся городской план 1678 года показывает монастырь окружённый садами, несколькими десятками жилых домов, гостинным двором, торговыми рядами, таможней и другими строениями. Русские цари и императоры, а вслед за ними и представители аристократии и купечества щедро жертвовали на нужды обители, присылали украшения для иконы, сами нередко приезжали в монастырь на богомолье. После реформирования церковного землевладения (а в сущности - "экспроприации" монастырских владений), устроенного Екатериной Великой в 1764 году, Тихвинский монастырь почти на сто лет попал в разряд второклассных обителей. Вышедший из зависимости от него Тихвинский посад спустя девять лет получил городские права и стал собственно уездным городом Тихвином. Выгоревший дотла в 1770 году, он был заново отстроен по регулярному плану, созданному "прапорщиком от архитектуры" Василием Поливановым. В 1798 году состоялось перенесение Тихвинской иконы из Покровской (ранее Богородице-Рождественской) церкви в Успенский храм при участии императора Павла I и его родных.

С открытием в 1811 году Тихвинской водной системы, соединившей Балтику и Каспий, значение города ещё больше возросло. Но ненадолго. Уже во второй половине века он стал приходить в упадок. Главные железные дороги город обошли, а Тихвинской водной системе предпочли Мариинскую. И лишь к Богородичному Успенскому монастырю никогда не иссякал поток богомольцев. Множились чудеса, связанные с Тихвинской иконой Богородицы. И не только с самой иконой, но и с её списками. Некоторые из них становились знамениты на всю Россию. Так, в грозную пору 1812 года монастырь благословил тихвинское ополчение списком, получившим название "Ополченной иконы". В 1854-55 годах, когда шла Крымская война, "Ополченная икона" находилась в осаждённом Севастополе. В 1823 году обитель посетил император Александр I, в 1858 году - Александр II. В 1852 году обитель переводится в разряд монастырей I класса. В 1910 году проводилась кропотливая реставрация чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери.

1917 год лёг резкой границей в истории Богородичного Успенского монастыря (как впрочем, и всех православных обителей в России). На Церковь открылись гонения богоборцев, монастыри разорялись, монахи изгонялись из них. В 1924 году был закрыт и Тихвинский монастырь. Его помещения поочерёдно передавались тюрьме, продовольственному складу, госпиталю, производству Всесоюзного общества слепых и, наконец, музею. По поразительному недосмотру властей чудотворную икону не тронули (хотя золотую ризу весом более десяти килограммов с неё сняли ещё в 20-е годы и отправили в Петроград), она по-прежнему находилась в Успенском соборе, до 1931 года исполнявшем роль приходского храма, а потом тоже закрытом. Ещё в 1924 году обсуждался вопрос о передаче образа музею, но общественность воспротивилась, и якобы поэтому его не тронули. А в 1941 году икона, впервые за без малого шесть веков, покинула Тихвин. Немцы захватили город в ноябре 1941 года. Хозяйничали они в Тихвине всего месяц, но тем не менее, успели вывезти "предметы искусства". В их числе оказалась и икона Тихвинской Богородицы. Образ побывал в Пскове, потом в Риге, где чудесным образом попал в руки епископа Рижского Иоанна (Гарклавса), который и спас его в сумятице 1945 года. Вместе с архиереем икона в 1949 году перебралась в США. Владыка Иоанн, возведённый в сан архиепископа Чикагского и Миннеаполисского, завещал своему приёмному сыну протоиерею Сергею Гарклавсу вернуть чудотворную икону в Тихвинскую обитель, когда в России падёт богоборческая власть.

В 1995 году иноческая жизнь в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре возобновилась, а летом 2004 года произошло знаменательное событие - Тихвинская икона Богородицы вернулась на родину, и заняла своё привычное место в Успенском соборе - в киоте у первого столпа по правую руку от входа.

Из журнала "Православные монастыри. Путешествие по святым местам". Выпуск №10, ООО "Де Агостини", 2009


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 декабря 2024

Возведение надвратной церкви в 1593 г. и звонницы в 1600 г. традиционно датируется по летописцу конца XVII — начала XVIII в. из библиотеки Иверско-Валдайского монастыря.

XVI в. был ознаменован не только возрождением давней традиции строительства церкви на вратах, но и формированием нового типа такого храма. И в Белозерье, и в центральных областях Северо-Восточной Руси происходит достаточно ощутимый процесс перехода от четырехстолпного храма (церкви Сергия Борисоглебского под Ростовом и Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря) к более упрощенному типу. В Белозерье к двухстолпному с апсидой (церковь Спаса-Преображения Кирплло-Белозерского монастыря) и без нее (церковь Федора Стратилата Спасо-Прилуцкого монастыря).

В Москве и прилегающих землях уже до 1578 г. встречается бесстолпный с небольшим выделенным алтарным пространством (Белопесоцкий монастырь), которое здесь утрачивается, как и в Белозерье в начале 1590-х гг. (церковь Происхождения Древ Симонова монастыря). С этого времени этот тип храма становится повсеместным (Можайский Лужецкий, Владычный Серпуховской, Соловецкий монастыри). И церковь Вознесения 1593 г. Тихвинского монастыря не является здесь исключением. И по другим параметрам она связана с северо-восточным зодчеством. Выделение придела Федора Стратилата в отдельный храмик вполне объяснимо в контексте общей тенденции во второй половинные XVI в. к многопридельности, отголоском которой является появление капелл в надвратных храмах конца XVI в. (церкви Воздвиженья с приделом Николы в Можайске и Федора с приделом Ирины Ипатьевского монастыря).

Если композиция декора и конструкция свода говорят о том, что предшествующую монастырскую постройку 1581 г. — трапезную церковь — воздвигли новгородцы, то в отношении надвратной это сделать трудно из-за ее состояния. Как тип храма он встречается и в произведениях московских каменщиков и мастера из Неноксы в Соловецком монастыре.

И есть только одна деталь, которая по своей трактовке достаточно отдалена как от новгородских построек, так и от московских — оформление проездных арок ворот в виде профилированный порталов церквей, известное по Белозерью. Ворота в Тихвинском монастыре — упрощенная реплика перспективных порталов с подчеркнутым кильком архивольтов под церковь Федора в Спасо-Прилуцком монастыре. Однако были ли мастера приглашенными из соседней епархии, где в конце XVI в. храмовое строительство в отличие от новгородской было по-прежнему интенсивным, сказать пока трудно.

Аналогичная проблема возникает и в изучении звонницы. К. К. Романов впервые указал на то, что она принадлежит к псково-новгородскому типу «стеновой» звонницы, тогда как ее декор полностью исходит из построек Северо-Восточной Руси конца XVI в., что не позволяет отрицать ее постройку мастерами из ее областей. Стеновые звонницы, разновидностью которых является, тихвинская, существуют во второй половине XVI в. и в Северо-Bocточной Руси, наряду с «палатным» типом, получившим особое распространение в конце XVI в. (Спасо-Евфимиевский, Ипатьевский Серпухов, Владычный монастыри). Однако при этом они в основном трехпролетные многоярусные, в то время как в северо-западных аналогах возможность развески большого количества колоколов достигается увеличением числа пролетов.

И звонница Тихвинского монастыря принадлежит к последнему типу, о котором писец Псково-Печерского монастыря 1602-1603 гг. сказал: «по псковски широка». В то же время и детали, и приемы организации декора тесно связаны не только с храмовым московским зодчеством конца XVI в., но и с тем, как там декорировались звонницы (Б. Вяземы, Дьяково, у собора Покрова на Рву). При этом тихвинский памятник обладает одним существенным отличием, на которое уже указывал К. К. Романов. 

Итальянистический декор покрывает только плоскости северного и восточного фасадов, так как (по Романову) северный в отличие от южного обращен к собору, а не к внешнему кольцу стен, а западный был закрыт примыкавшей к нему трапезной церковью, тогда как восточный был обращен к невысоким деревянным постройкам. С этим нельзя не согласиться, но именно подобное мышление менее всего свойственно московским мастерам, которые всеми возможными средствами, включая иллюзорные приемы, стремились создать целостную структуру декора, охватывающего всю постройку. А это уже говорит о большем, нежели об обращении к архаичному типу.

Звонница строится в те годы, когда по всей стране может быть спад интенсивности строительства, начавшийся около 1595 г. Это связано с оттоком мастеров в Смоленск к строительству крепостной стены, строившейся по летописным сообщениям «всеми оспами московского государства». Известные по источникам и дошедшие до нас постройки того времени связаны с государевым или патриаршим заказом, местное же строительство практически прекращается. В литературе принято считать, что работы в Смоленске окончились в 1601-1602 г.

Анализ указания источника на время возведения звонницы показывает, что она могла быть построена примерно в это же время. Выражение: «По сем же (т. е. после 1593 г.) прешедшим седми летом, абие... создано бысть» можно понимать и так, что вскоре, по прошествии семи лет, а не точно в 1600 г., тем более что летописец поздний и указанное им событие могло произойти и в 1600 и даже в 1602 г.

В то же время одна деталь, на которую как на характерную для целого ряда памятников XVII в. указывал К. К. Романов, а именно, наличники окон первого яруса, находит аналогию именно в декоре Смоленской крепости. Они совпадают не только по профилировке, но и по пропорциям, в частности по характерно вытянутому фронтончику. Поэтому можно предположить, что мастера, привнесшие в Тихвин итальянистический декор, были привлечены до этого к строительству Смоленской стены. Вероятно, это произошло или после окончания ее возведения, когда мастера разошлись по своим городам, и в местную артель, из новгородской епархии, могли попасть среднерусские каменщики, или в 1600 г. царь Борис прислал от Смоленского строительства своего мастера в монастырь так же, как был прислан московский мастер Захар при царе Федоре и Антониево-Сийский монастырь, и который, как и мастер Захар, работал с местными мастерами.

Источник: Баталов А.Л. Архитектура годуновского времени в Тихвинском монастыре. В сб.: Археология и история Пскова и Псковской земли. Краткие тезисы докладов к предстоящей научно-практической конференции. 1989.

РусАрх


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 апреля 2025

«…Восстановление Тихвинского Богородицкого Успенского мужского монастыря после Смутного времени, предпринятое при игумене Макарии, сопровождалось щедрыми царскими пожалованиями. В 1614 году царь Михаил Федорович подтвердил прежние земельные пожалования и право монастыря владеть «…в Тихвинском рядку таможною и замытною и померною пошлиною…», а налоги и «…всякою пошлиною велел сбирати в дом Пресвятыя Богородицы…». В 1613 году монастырь получает «…за многое разорение и за осадное сидение в вотчину…»

Никольский Шунский погост в Заонежье, владение которым подтверждено грамотами царя Михаила Федоровича в 1616 и 1622 гг. В этот же период монастырь получает земли в соседнем Антоньевском Дымском погосте по реке Рядани в составе 18 пустошей. Это была вотчина небольшого новгородского Никольского Мостищского монастыря, пришедшего в упадок и запустение. Впоследствии сам данный монастырь был дважды приписан к Тихвинскому монастырю (с 1663 по 1711 гг. и с 1720 по 1764 г.). В течение XVII века, в разное время, приписными к монастырю были также Николо-Беседный монастырь (в 1607 – 1663 гг.), Троицкая Рекомская пустынь (1685 г.), Николаевская Боровинская, Троицкая Реконьская и Пятницкая Лепрудская пустыни.

Последней грамотой в царствование Михаила Федоровича монастырю была жалованная грамота 1644 года на 5 пустошей в Воскресенском Лученском погосте на месте бывшей деревни Батьков Конец. В дальнейшем при вступлении на престол царей из дома Романовых Тихвинский Успенский монастырь получал подтвердительные жалованные грамоты на все земельные владения вместе с проживающими на них крестьянами. Число зависимого населения непрерывно росло. В 1646 году он имел в Обонежской пятине без монастырских работников и посадских торговых и ремесленных людей – 305 человек зависимого населения, в 1678 году, после возвращения в монастырь в 1673 году заонежской Шунской волости, Тихвинский Успенский монастырь имел 3818 человек зависимого населения.

В 1623 году при игумене Александре в монастыре произошел пожар, сопровождавшийся взрывом хранящегося крепостного пороха, уничтоживший все деревянные постройки и частично разрушив каменные. Восстановительные работы заняли несколько лет и потребовали выделения значительных средств, полученных от государственных льгот, пожертвований населения и доходов монастыря.

К середине XVII века экономическое могущество монастыря возрастает во многом благодаря расцвету Тихвинского посада, принадлежащего монастырю, и ставшего важным центром ремесла и торговли на Северо-Западе России. Растет авторитет тихвинских игуменов, что обеспечивает им дальнейшее продвижение по службе. Макарий I в 1618 году хиротонисан в архиепископа Вологодского и Белозерского, а в 1620 году в митрополита Новгородского; Герасим (Кремлев) в 1640 году становится архиепископом Симбирским и Тобольским. Отдельной статьей (глава X, статья 60) Соборного Уложения 1649 года было указано, что за «бесчестье» должностных лиц Тихвинского монастыря виновный выплачивал «игумену – 25 руб., келарю – 20 руб., казначею – 10 руб.». Важным обстоятельством в жизни монастыря стал ежегодный обычай торжественного «поезда» с чудотворной иконой из Тихвинского Успенского монастыря в Москву, сохранявшийся до 1676 года. Игумен Пимен в 1651 году был произведен в архимандриты, а в дальнейшем архимандриты Тихвинского монастыря при богослужении пользовались преимуществами, присвоенными епископскому служению.

К середине XVII века монастырь накопил значительные богатства. Сотни крестьян обрабатывали принадлежащие монастырю десятки тысяч десятин земли. Увеличивались доходы от Тихвинского посада. Росли многочисленные вклады верующих за поминовение их в церковных службах или за место захоронения в пределах монастыря. В тяжелые для России годы к монастырской казне обращалось государство. Во время войны с Польшей в 1655 году царь Алексей Михайлович послал грамоту в Тихвинский монастырь: «Ведомо нам учинилось, что у вас в монастыре есть деньги многие, и мы указали взять у вас на жалование ратным людям 10000 рублей; а в оскорбление себе вы б того не ставили: как служба минется, мы те деньги велим вам отдать».

Война с Польшей затянулась до 1667 года, чередуясь с новой войной со Швецией, и Тихвинский Успенский монастырь с разрешения властей приступил к каменному строительству за свой счет. Начатое в 1668 году каменное строительство крепостных укреплений и монастырских сооружений, закончилось к концу XVII века созданием великолепного архитектурного ансамбля Тихвинского Успенского монастыря.

Власти Тихвинского Успенского монастыря постоянно проводили политику укрепления своего феодального иммунитета. Они удержали за собой, превратившийся в средневековый город, Тихвинский посад. Добивались от правительства необходимых для его развития льгот и постановлений, как например освобождение от содержания отставных стрельцов в 1684 году, или разрешении торговли иностранным купцам на посаде в 1680 году. Для успешного ведения монастырских дел в Новгороде и Москве в условиях приказного аппарата управления XVII в. выделялись специальные люди – монахи московского и новгородского подворий и монастырские стряпчие.

В соответствии с установленными обычаями большие расходы шли на «почести» - добровольные приношения всем приказным: от боярина - руководителя приказа до последнего переписчика бумаг. В качестве «почестей» выступали подношения икон, церковных книг, освященной воды, пасхальных яиц, вещей, различных продуктов и денег. Иногда почести стоили больших затрат. В 1684 году за монастырское дело в Новгородском приказе тихвинские монахи дали, не считая трат на оформление дела, думному дьяку Е.И. Украинцеву 30 руб. и стопу серебряную, подьячему И. Уланову – 20 руб., молодому подьячему Н. Ключареву – 10 руб. Всё это заносилось в расходные книги и контролировалось монастырскими властями.

Во второй половине XVII века монастырь превращается в важный культурный центр и становится постоянным заказчиком различных произведений искусства, собирая у себя лучшие художественные силы посада. В монастыре получает распространение книгописание. Одним из самых выдающихся местных иконописцев - Иродионом Сергиевым – в 1658 году была исполнена лицевая пространная редакция «Сказания о чудесах иконы Тихвинской Богоматери». Местные иконописцы получили известность далеко за пределами Тихвинского посада. Их приглашали для работы в Москву, в Великий Новгород, во многие монастыри. Выполненные ими настенные росписи сохранились до нашего времени на фасадах и в галереях Успенского собора монастыря.

Успешному развитию монастыря в данный период успешно содействовали его руководители: архимандриты Иосиф (1661-1666 гг.) - позднее с 1674 года митрополит Рязанский и Муромский; Корнилий (1666-1668 гг.) - с 1673 года митрополит Казанский, а с 1674 года митрополит Новгородский; Иона Баранов (1668-1674 гг.) - архиепископ Вятский и Великопермский; архимандрит Макарий - трижды руководивший монастырем в 1675-1697 гг. и дважды возвращаемый к руководству им по просьбе «братии» Успенского монастыря.

Несмотря на то, что к концу XVII века Тихвинский край был охвачен расколом, старообрядческие идеи не получили поддержки у руководства и большинства монашествующих Тихвинского Успенского монастыря. Он считался одним из самых благонадежных монастырей и постепенно стал использоваться и как место ссылки и заключения государственных преступников…»

По материалам очерка Л.А. Старовойтова «Средневековый Тихвин» на сайте МУК «Дворец Культуры г. Пикалево»

Дворец культуры г. Пикслево



Комментарии и обсуждение


Чудотворно-явленная Тихвинская икона Божией Матери уже вернулась в Россию. 8.07.04 Её в Тихвине встречали крестным ходом, а 09.07.04 Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II отслужил в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре божественную литургию по поводу этого радостного события.

9 января 2006.

Историческое описанiе первокласснаго Тихвинскаго Богородицкаго большаго мужскаго монастыря

Интересный факт: Перед Октябрьской революцией 1917 года в городе Тихвине проживало около 8 000 человек, количество же паломников к Тихвинской иконе Божией Матери превышало 75 000 человек. В первые годы советской власти Тихвинский Большой Богородицкий монастырь разделил печальную участь многих обителей. В 1919 году на территории монастыря размещается пересыльная тюрьма, в 1936-1938 годах в Успенском соборе располагается воинский продовольственный склад, в январе-феврале 1941 года - палата военного госпиталя, в 1946-1947 годах - цеха Всесоюзного общества слепых. Сам монастырь был закрыт ещё в 1924 году. Тихвинская Святыня по совершенно непонятным соображениям была оставлена верующим, правда, с неё содрали драгоценную ризу при экспроприации церковных ценностей ещё в 1922 году. Эта риза, на которой были многочисленные, редкие по своей красоте драгоценные камни - дары царской семьи, исчезла таинственным образом, где-то - под Ейском, когда большевики в первый раз струхнув, решили вывезти всё ценное подальше от столицы.

Из книги-путеводителя: Райков Г. П., Черемская Ю. Ю. "Санкт-Петербург-Тихвин". Издательство "Любавич". Тихвин, 2006 г.

9 июня 2018, Алексей Кротов.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.