Владимирские Епархиальные ведомости /1894, №19/
Казанский собор в гор. Вязниках /по поводу освящения его/
Дни 14-17-го июля были для гор. Вязников непрерывным торжеством и надолго останутся в памяти горожан и многочисленных богомольцев. В эти дни Высокопреосвященнейший Сергий осчастливил Вязники своим пребыванием в них и освятил. в течение двух лет возобновлявшийся и украшавшийся, собор Казанский, святыню к украшение города. Вязниковский Казанский собор принадлежит к числу замечательных памятников-храмов как по своей сравнительной древности и богатству внутреннего украшения, так в особенности по находящейся в нем святыне /Каз. соб. №б - приписка/.
Время построения Казанского собора определяется следующим документом. В писцовых книгах Назария Засецкого да подьячего Тимофея Степанова написано: "В Вязниковской слободе начата соборная церковь в 178/1670/году июля во 25 день, а совершена во 182 году /1674/ в августе месяце. На построение пошло Великого Государя /Алексея Михайловича/ дворцовыя казны 934 руб. и 1400 пудов железа; церковныя казны 264 руб. и 75 коп. и мирского подаяния на ту церковь вкладу 473 руб. и 36 коп. А всего та церковь стала опричь железа за 1672 руб. З алт. и 4 денги, да от написания деисусов и праздников /иконостаса/ отдано приходских 100 руб."./1/
/Сноска 1. Владимирские губернские ведомости, 1880г. №2/
Из приведенных документов видно. что Казанский соборный храм построен более 2-х столетий тому назад и, главным образом, на средства дворцовой казны./2/
/Сноска 2. До 1670 года, вероятно, существовал еще более древний, но уже обветшавший храм. В пользу этого предположения говорит:
а/. Приведенный выше документ, упоминающий о церкви и приходе, откуда взято было на построение соборной церкви, но какая же это церковь?
б/. В соборе хранятся серебро-позлащенный крест напрестольный с мощами с надписью: «Повелением Вел. Гос. Царя и вел. кн. Михаила Феодоровича всея России Самодержца и его благоверной царицы и вел. княгини Евдокии Лукиановны... сделан сей крест в Вязники в церковь Пречистыя Богородицы Казанския Лета 7150 /1642/;
в/. Хранится серебряное кадило, теми же Высочайшими особами приложенное;
г/. В ХVII веке /около 1622 г./ старцем Николо-Шартомской обители, что близь гор. Шуи, преп.о. Иоакимом написана Казанская икона Божией Матери для Вязниковского храма. В 1624 г. октября 11 дня, по указу царя Михаила Феодоровича и благословения патр. Филарета Никитича, эта икона была освидетельствована особой комиссией. При освидетельствовании совершилось, по указанию описи, от иконы множество чудес к в том числе - исцелен был причетник той церкви, где находилась эта икона. Ясно, что церковь существовала, хотя о ней и не сохранилось прямых известий. Это будет особенно понятно, если обратить внимание на то, что время основания сначала слободы, а потом гор. Вязников, нужно отнести к концу ХIV или началу ХV в./ Гор. Вязники. История его древ. и стат. свящ. Веселовского. 1871 г., г. Владимир/.
д/. Копии от документов хранятся в соборе, № 242.
Построенный на дворцовую казну, Казанский собор и впоследствии привлекал внимание государей и пользовался их особым расположением. Так в 1682 г. Феодор Алексеевич приложил небольшой золотой, с маленьким, в верхнем конце, алмазом, крест к чудотворной Казанской иконе Божией Матери, когда путешествовал через Вязники во Флорищеву пустынь. /Сняв с себя/. Ныне крест этот вделан в золотом венце Казанской иконы Божией Матери. Далее, в 1691 г. приложено Евангелие, по указу вел. госуд. царей и велик. кн. Иоанна к Петра Алексеевичей. В 1700 г. в силу челобитной протопопа Льва с братиею, поданной царю Петру Алексеевичу, был послан каменных дел подмастерий для составления сметы на переделку каменных глав и связей./З/.
/Сноска З. Копия с указа хранится в Каз. соборе./ Кроме сего, в соборной ризнице хранятся столбцы старинных актов, по которым жертвовались царями причту Казанского храма земля. Такое отношение царей к Казанскому собору продолжалось до конца сороковых годов ХVIII века. В настоящее время Казанский собор представляется в следующем виде.
Расположенный на ровной обширной площади, в центре города, при небольшой речке – Волшнике Казанский собор находится в средине между /зимним/ Никольским собором с левой стороны и колокольней, с правой; имеет величественный вид и по архитектуре представляет собой памятник ХVII в. древне-византийского стиля. Построенный в форме квадрата с примыкающими к восточной стороне тремя полукружиями для алтаря, он увенчан пятью большими главами с золочеными крестами; своды его и находящиеся над ними 5 глав поддерживаются 4-мя внутренними столбами. Фасады собора разделены вертикально пилястрами на отделы, завершенные полукружиями, над которыми сделан прямой карниз под четырехскатной крышей; горизонтально фасады разделены поясом на два этажа и в обоих этажах, в отделах между пилястр находятся окна с перемычками из двойных арочек с висячими сережками; над окнами сделаны тройные дуговые кокошники, а по бокам окон находятся колонки, весьма красиво составленные из шаблонных кирпичных штук. /См. Артлебен. ВГВ, 1880г. №2, н/ч./ Под спуском общей крыши на всех 4-х сторонах - картийные клейма по 3 на восточной и западной стороне и по 4 на северной и южной с изображением двунадесятых и других великих праздников. В 1885 г. с западной стороны пристроена обширная каменная паперть. Дверей в собор три.
Близь Казанского собора возвышается современная ему осьмигранная с высоким шатровым верхом и часами колокольня, на которой находится колокол, прилаженный царем Феодором Алексеевичем в Московский Данилов монастырь в 1682 г.и привезенный в Вязники около 1701 г.
Кругом храмов Казанского и Николаевского и колокольни устроена прекрасная ограда с железной решеткой между столбами, часовней на месте древнего Никольского храма и с башнями по углам. С западной стороны ее устроены Св. ворота в древне русском стиле ХУП века. Весь внешний вид собора приятно поражает уже издали, когда приближаетесь к нему, особенно с южной стороны города.
Внутреннее благолепие храма отличается художественностью отделки и богатством утвари: это один из богатейших храмов не одной только Владимирской епархии. Самые размеры храма внутри и отношение отдельных его частей приятно пропорциональны. Внутри свет, изящная живопись, блестящая орнаментовка в стиле рококо и прямо привлекающий все внимание массивный деревянный золоченный иконостас. Иконостас своей массивностью, архитектурным искусством и поставленными в нем иконами представляет большое сходство с иконостасом Владимирского Успенского кафедрального собора. Устроен из дерева в пол. ХVII века в три высокие яруса с карнизами, украшен крупной золоченой резьбой и массивными витыми колоннами. Резьба изображает ветви, листья, гроздья, гирлянды цветов. На концах иконостаса - резные ангелы, и на высоте его, восходящей до самого верха всех трех трибунов, утверждены резные массивные прекрасные изображения Преображения Господня, распятия и воскресения /особенно величественно на западной стороне изображение распятия/ с множеством резных херувимов. Иконы в иконостасе все художественно работы; есть иконы очень древние, как-то: Успения Божией Матери, Николая Чудотворца /300 лет/, Воздвижения, Преображения Господня /250 лет/ и др. Все иконы нижнего яруса в дорогих сребро-позлащенных ризах, а среднего в серебренных с вызолоченными венцами.
Царские врата резные, с лепным изображением Сошествия Св. Духа на апостолов. массивны и как нельзя более подходят к архитектуре иконостаса. То же нужно сказать и о престоле, обложенном металлическими позлащенными досками, с изображением на западной стороне Тайной вечери. на южной - положение во гроб Христа Спасителя, на северной - Воскресения и восточной - Моления о чаше. Над престолом великолепная сень.
Стены и столпы собора расписаны в царствование императора Николая Павловича в 1843 г., и в настоящее время, 1893-94 гг., подновлены иконописцем села Палеха Сафоновым. одно имя которого говорит за правильность и изящество работы. В самом верху находятся лицевые изображения символа веры /в среднем трибуне/,заповедей блаженства /в южном/ и молитвы Господней /в северном/. По стенам – лицевые изображения событий из евангельской истории и Святых. На столпах соборных - вверху лицевые изображения. в больших размерах, апостольского собора и семи вселенских, - внизу устроены массивные вызолоченные киоты с витыми колонками и множеством ангелов; в киотах находятся иконы художественной работы в богатых серебряных и сребро-позлащенных ризах. С уверенностью можно сказать, что в соборе все служит к внутреннему благолепию, начиная от горнего места и до западных дверей, и производя впечатление света, гармоник к красоты, вливает отраду в сердце и располагает душу к молитве.
Но драгоценнейшем украшением Казанского собора и предметом благоговейного поклонения служит местная чудотворная икона Божией Матери Казанская. Написана она была для Вязниковского храма старцем Николо-Шартомской обители, что близ города Шуи, преп. о. Иоакимом около 1622 г. и вскоре после этого прославилась чудесами./4/.
/Сноска 4. "Сказания о чюдеси Пречистые Богородицы чюдотворные иконы Казанские, Михайлова моления Обросимова" в рукописном сборнике ХVII в., хранящемся в библиотеке Москов. Дух. Акад. 201, л.365 и 365 об. От находящейся в Вязниках Казанской иконы Божией Матери было, по свидетельству описи, более двухсот чудес. Магистра иеромонаха Иоасафа, "О святых иконах, особо чтимых, находящ. во Владимирской епархии", 1859.
Слух о них дошел до святейшего всероссийского патр. Филарета и царя Михаила Федоровича. И вот в 1624 г. октября 11 дня, по указу царя к благословению патриарха из Владимира прибыла особая комиссия для свидетельствования./ См.ранее сноску и работу о. Иоасафа/... Так икона признана была чудотворной. Она не отличается большими размерами: в вышину 12 вершков, в ширину 10 вершков. Лик Богоматери изображен превосходно, сохранился в первобытном виде и поражает свежестью и отчетливостью письма. /№1З/. Оклад иконы и венец сребро-вызолоченные, с множеством драгоценных камней; в венце вделан золотой драгоценный крест - дар царя Феодора Алексеевича, сверху креста - алмаз; одежда вынизана сплошным жемчугом; звезды на убрусе и правом раме у Богоматери, а также запонка у Нея и Предвечного Младенца составлены из бриллиантов. Икона вставлена в сребро-позлащенную ризу с зеркальным стеклом; рама же вставлена в осмелистную доску, покрытую сребро-позлащенным окладом, на котором сделано 11черневых священных изображений. Выше иконы на окладе корона из ценных камней с двумя ангелами. В верху сего образа в клейме изображено Рождество Богородицы, а внизу в клейме же - разные исцеления, бывшие от чудотворной сей иконы. Икона стояла неподвижно, и только лет 10 тому назад, с особого разрешения духовной власти, стала переноситься на зимнее время в теплый Никольский собор и три года обноситься вокруг города в последнее воскресенье пред днем храмового праздника в честь ее /8 июля/. До 1885 года /года построения папертей/ в любой вечер в году на открытых папертях Казанского собора можно было встретить молящихся до полуночи и далее. И в настоящее время от Казанской иконы Божией Матери с верою приходящим подается помощь, и посему местное городское население и окрестное чтит ее глубоко: жители считают за непременную обязанность ежегодно и по нескольку раз молебновать пред этой святыней.
С того времени, как началось возобновление собора, казанская икона Божией Матери перенесена была в Николаевский собор и здесь находилась в течение двух лет. В настоящее время, с обновлением и освящением Казанского собора, чудотворная икона Богоматери находится в этом последнем, по левую сторону царских врат.
Священник А.Вознесенский. Статья с сайта: https://kasanskisobor.ucoz.ru/news/vjaznikovskij_kazanskij_sobor_istorija/2014-05-25-2
2 ноября 2012 года , в канун праздника иконы Казанской Божией Матери, на соборной площади города Вязники был отслужен молебен на строительство колокольни Казанского собора. Каменный Собор в честь иконы Казанской-Вязниковской иконы Божией Матери был построен в 1670-74 годах. Вместе с собором была выстроена колокольня. В 1929 году колокольня была разрушена. Чуть позже та же судьба постигла и сам собор.
Восстанавливать ансамбль Казанского собора решили с восстановления его колокольни. До начала работ провели наружные археологические раскопки, определили точное место, где некогда стояла колокольня, ее габариты, составили проектно-сметную документацию. В 2006 году вязниковским меценатом, предпринимателем М.Ю. Вительсом были изысканы 40 свай и забиты под фундамент будущей колокольни. Это стал первый и самый большой вклад.После этого строительство колокольни было заморожено.
В апреле 2008 года был создан попечительский совет по строительству колокольни, задачей которого стало изыскание и сбор денежных пожертвований, как от предпринимателей, предприятий, так и от граждан города, области и зарубежья. Заказчиком строительства колокольни является приход Кресто-Воздвиженского храма г. Вязники.
Был подготовлен проект строительства колокольни, согласно которому это будет здание, состоящие из двух ярусов и звонницы. Звонницу завершает купол, на котором будет установлен позолоченный крест. Общая высота колокольни составит 39 метров. Колокольня будет построена точно в том месте, где до этого 256 лет стояла прежняя колокольня. Именно здесь состоялся молебен о призвании помощи Святаго Духа на всякое благое дело, возглавил который благочинный Вязниковского района протоиерей Владимир. Ему сослужили: его сын протоирей Сергий Соловьев, благочинный Юрьев-Польского района, а также священник Кресто-Воздвиженского храма протоиерей Андрей Шабанов, диакон Алексий Кокорев. Вместе со священством молились глава района Владимир Лопухов и глава города Роман Кавинов, жители города Вязники. По завершении молебна, каждый из присутствующих мог положить свой камень в стену часовни.
Протоиерей Андрей Шабанов: пресс-служба Вязниковского благочиния. http://www.eparh33.ru/news/V_Vyaznikah_vozobnovleno_stroitelstvo_kolokolni_Kazanskogo_sobora/