В 1643 г. по велению вел. кн. Михаила Феодоровича была сооружена в монастыре деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделами святых: Михаила Малеина и Алексия человека Божия.
В 1683 г., по данной от великого Святейшего патриарха Иоакима благословенной грамоте, по челобитию игумена Моисея и строителя Авраамия с братией, была упразднена деревянная и построена каменная двухэтажная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с прилегающей к ней каменной колокольней. Благовещенский престол устроен в верхнем этаже холодной церкви, а в нижней теплой - престол во имя Трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Что было поводом к упразднению приделов: Михаила Маленина и Алексия человека Божия, об этом монастырь положительных сведений не имеет.
Вероятно та же артель мастеров строила храмы Гороховца и Соликамска - по крайней мере, повторялся тот же самый довольно редкий рисунок фриза, а возведены они в то же время.
Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы была освящена в 1689 г. Благовещенский престол устроен в верхнем этаже холодной церкви, а в нижней теплой устроен престол во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с приделом священномученика Антипы. Во всех приделах иконостасы были прежде старинные, а во времена иеромонаха Макария, бывшего здесь настоятелем с 1805 по 1823 год, сделаны вновь в современном вкусе и позолочены при пособии доброхотных дателей, из числа коих более всех жертвовал на это дело Вязниковский купец Григорий Семенович Елизаров.
Благовещенский храм, построенный в виде корабля, в византийском стиле, был крыт железом, окрашен медянкой, с пятью главами, обшитыми белой жестью в черепицу. На главах железные, вызолоченные сусальным золотом на мардан, решетчатые кресты с железными цепями. Наружные стены храма гладкие. По местам сделаны из кирпича украшения, а именно: под кровлей в два кирпича на ребро карниз, затем со всех четырех сторон клейма, в коих написаны образа, обведены из кирпича полуваликами и глателью, кои внизу опираются на капители в сухарь на ус. В четыре ряда с трех сторон из тисненного кирпича решетка, а с северной стороны она сделана только под капителями; от верхнего карниза до кровли паперти и алтаря сделаны по три полуколонны. Посередине церковного здания проведен широкий в семь рядов пояс, выделанный из кирпича на ребро и угол, а внизу сделан цоколь из кирпича такого же размера и такой же формы, как пояс.
Верхний этаж, в коем храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в длину и ширину по семи сажен; окна размещены пропорцинально с трех сторон посредине церкви: на южной и северной сторонах в два света по шести окон, а на западной стороне так же в два света пять окон вверху три одинаковые с прежде сказанными, внизу же по сторонам двери два окна малых, без всяких украшений, выдающиеся на паперть. С внешней стороны окна сделаны с висячими арками, с кокошниками в три стрелки и в одну и наличниками из кирпича, полуколонками, переймами с кувшинчиками. Решетки в окнах железные, яйцовой формы с перевязками. Двери в верхнем храме на западной стороне железные двустворчатые. При церкви алтарь в три полукружия, отделанный от храма каменной стеной, с тремя пролетами; длиной он три сажени, а шириной 7 сажен; в нем пять окон: два из них в помещении монастырской кладовой палатки, отделенной от алтаря каменной стеной, вход в которую из алтаря против южной алтарной двери. С западной стороны пристроена паперть, длиной 9 сажен и 2 ½ аршина, а шириной 3 сажени, крытая железом, окрашенным медянкой, на один скат, внизу которой помещается церковно-приходская школа.
С внешней стороны паперти, между фризами в углублениях вставлены 25 штук муравленых разноцветных кафелей, с изображением птиц и цветов; на той же стороне паперти имеются 9 окон, сведенных в арку, украшенных снаружи полуваликами, внизу коих тянется в 7 рядов пояс из кирпича в штаб полувалик и шахму. Вход в паперти с северной стороны, крыт железом, окрашенным медянкой, ширина ее 3 сажени, а длина 4 сажени, лестница каменная с тремя площадками, по сторонам ее точеный раскрашенный балясник; во входе три окна на запад без украшений. Дверей во входе три: с севера створчатые дубовые с разноцветными стеклами, а с востока и запада простые, окрашенные под дуб, все филенчатые, с южной же стороны из коридора братского корпуса обыкновенная дверь. Над входом в паперть устроена палатка с четырьмя малыми окнами, в которой помещается братская монастырская библиотека. На каждой стороне храма малые окна под кровлей для света шатра и одно с правой части алтаря над помещением ризницы. Стенопись внутри Благовещенского храма на масле; росписана в 1860 г. села Палеха, Вязниковского уезда, крестьянином Софоновым.
В нижней церкви алтарь пристроен полуциркульный, шириной 4 сажени, а длиной 2 сажени и 1 аршин, крыт железом, оакрашенным медянкой; в нем три окна, в храме два и в трапезе с приделом шесть окон, на внешних сторонах коих сделано по одному кокошнику вверху. Дверей в нижнем храме две на север и запад без всяких украшений. К северной двери пристроена малая паперть, в роде тамбура, каменная, крытая железом, у западной же двери две колонны, сведенные вверху аркой с висячей гирькой.
На северо-западном углу Благовещенского храма устроена шатровая колокольня, первая часть коей четырехугольник, вторая восьмиугольная, а третья шатер, крытый белым железом в шахмат с восьмью окнами, перекрытыми в арку, карнизами, капителями и пилястрами по углам. В средней части ее пять окон, без всяких украшений. На шатре колокольни на каждой грани по два фальшивых окна, украшенных колонами, пилястрами и кокошничками.
1867 г. «Внутренность описываемой церкви следующая: в правой стороне верхнего алтаря есть отдельная маленькая комнатка для хранения церковного имущества и документов, а за южной дверью алтаря сделан внутренний ход стеною на церковный купол. Во всех окнах, кажется повременно переделанных, железные решетки. Внутренность как верхней холодной, так и нижней теплой церкви – квадратная; верхняя без столбов, а нижняя с одним столбом посреди церкви; алтари в той и другой отделены каменной стеной с тремя пролетами для дверей царских, северных и южных. Своды верхней холодной церкви крестообразные, идущие от четырех стен, а в нижнем основаны тоже на стенах и в добавок поддерживаются одним, поставленным среди церкви, столбом. Алтари вверху и внизу троечастные, разделенные двумя поперечными стенами с арками.
Из древней деревянной церкви, на месте которой с давнего времени стояли два каменные столбика, ничего не сохранилось кроме иконы святого Алексия человека Божия, поставленной на левой руке от бокового входа в теплую церковь, но и это одно только предпололожение, основанное на видимой древности иконы. Ни мощей святых угодников Божиих, ни гробниц княжеских в монастыре нет.
Из святыни достоин замечания большой животворящий крест, пользующийся благоговейным чествованием всех окрестных жителей; а из вещей составляют собственность монастыря следующие древности:
1. Серебропозолоченный сосуд, самой обыкновенной работы; на нем надпись: «лета 7178 генваря въ 11 день сиi церковные сосуды построiлъ Никитинъ ввезники в благовещенской монастырь».
2. Такой же сосуд с надписью: «181 г. марта въ 1 день сиi церковные сосуды приложилъ Смосквы задворъной конюхъ Андреи Никитинъ в Вязники в Благовещенской монастырь, служить в нихъ по вся дни».
3. Евангелие, печатанное 7171 (1663) года с следующей по листам надписью: «186 года февраля во 2-й день по указу великаго государя сия книга дана въ приказъ большаго дворца благовещенскiй что въ Вязникахъ». Если давать полную вероятность устному преданию, Евангелие это приложено Государем Феодором Алексиевичем лично в проезд в 1681 году во Флорищеву пустынь.
4. Книга о Священстве, надписанная по листам: 186 года апреля въ 13-й день Великiй Государь Царь и Великiй Князь Феодоръ Алексiевич всеа великiя и малыя и белыя Россiи Самодержецъ пожаловалъ книгу о священстве безденежно на Вязники в Благовещенскiй монастырь».
5. Книга Жезл Правления, по листам же надписанная: «186 г. апреля въ 13-й день Великiй Царь и Великiй Князь Феодоръ Алексеевичъ и всеа великiя и малыя Россiи Самодержецъ пожаловалъ книгу Жезлъ Правленiя безденежно на Вязники в Благовещенской монастырь».
6. Требник митрополита Петра Могилы, надписанный по листам: «7166 (1652) г. Великiй Господинъ Святейшiй Корнилiй митрополитъ Казанскiй и Свiяжскiй далъ сiю книгу въ Государеву дворцовую въ Ераполческую волость въ володимерскомъ уезде въ вязниковскую слободу въ домъ Пречистыя Богородицы честнаго славнаго Ея Благовещенiя въ новой монастырь всвое обещанiе к прежнему своему вкладу по своихъ родителехъ».
7. Минея на Октябрь месяц с такой же надписью и им же Корнилием приложенная.
https://sv-blag-33.ucoz.net/index/letopis/0-81