ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Витебск. Церковь Сошествия Святого Духа.


Витебск. Церковь Сошествия Святого Духа
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Духа Святого Сошествия
Год постройки:приблизительно 1785 - 1800.
Год утраты:1962 (взорвана)
Адрес:
Республика Беларусь, Витебская область, г. Витебск, ул. Пушкина

Координаты: 55.190357, 30.211403



Церковь Сошествия Святого Духа, Храм в 1954 г. Источник: http://evitebsk.com/w/images/a/ab/Sv-duh-cerk-1954.jpg<br>, Витебск, Витебск, город, Беларусь, Витебская область
Храм в 1954 г. Источник: http://evitebsk.com/w/images/a/ab/Sv-duh-cerk-1954.jpg
Dmitry N.
1 января 1954
Церковь Сошествия Святого Духа, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Витебск, Витебск, город, Беларусь, Витебская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
29 декабря 1941
Церковь Сошествия Святого Духа, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Витебск, Витебск, город, Беларусь, Витебская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
4 ноября 1941
Церковь Сошествия Святого Духа, Вид с северо-востока. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Витебск, Витебск, город, Беларусь, Витебская область
Вид с северо-востока. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
29 сентября 1941
Церковь Сошествия Святого Духа, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Витебск, Витебск, город, Беларусь, Витебская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
8 сентября 1941
Церковь Сошествия Святого Духа, Храм в 1914 г. Источник: http://evitebsk.com/w/images/a/a5/1914-cerkov.jpeg<br>, Витебск, Витебск, город, Беларусь, Витебская область
Храм в 1914 г. Источник: http://evitebsk.com/w/images/a/a5/1914-cerkov.jpeg
Dmitry N.
1 января 1914
Церковь Сошествия Святого Духа, Вид церкви и женского духовного училища до постройки (1902) нынешнего здания, в котором теперь находится облисполком. Источник: http://evitebsk.com/w/images/0/07/Svjatoduhovskaja.jpg<br>, Витебск, Витебск, город, Беларусь, Витебская область
Вид церкви и женского духовного училища до постройки (1902) нынешнего здания, в котором теперь находится облисполком. Источник: http://evitebsk.com/w/images/0/07/Svjatoduhovskaja.jpg
Dmitry N.
??
Церковь Сошествия Святого Духа, Руины храма до 1956 г. Источник: http://evitebsk.com/w/images/5/54/Duhovskaya-cerk-do1956.jpg<br>, Витебск, Витебск, город, Беларусь, Витебская область
Руины храма до 1956 г. Источник: http://evitebsk.com/w/images/5/54/Duhovskaya-cerk-do1956.jpg
Dmitry N.
??
Церковь Сошествия Святого Духа, Источник: http://evitebsk.com/w/images/3/34/Duh_uchilische_tserkov.jpg<br>, Витебск, Витебск, город, Беларусь, Витебская область
Источник: http://evitebsk.com/w/images/3/34/Duh_uchilische_tserkov.jpg
Dmitry N.
??
Церковь Сошествия Святого Духа, Источник: http://evitebsk.com/w/images/a/a2/Cerk-sv-duha-nach20.jpg<br>, Витебск, Витебск, город, Беларусь, Витебская область
Источник: http://evitebsk.com/w/images/a/a2/Cerk-sv-duha-nach20.jpg
Dmitry N.
??
Церковь Сошествия Святого Духа, Церковь Сошествия Святого Духа, архивное фото конца XIX века<br>, Витебск, Витебск, город, Беларусь, Витебская область
Церковь Сошествия Святого Духа, архивное фото конца XIX века
Елена Григорьева
??
Церковь Сошествия Святого Духа, На месте церкви построена башня с часами<br>, Витебск, Витебск, город, Беларусь, Витебская область
На месте церкви построена башня с часами
Dmitry N.
1 октября 2016



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  13 февраля 2019

Православный храм Святого Духа построен при князе Ольгерде около середины XIV века (1340). Неизвестно, каменной или деревянной была построенная церковь. При храме был основан женский монастырь, чаще считается, что его основательницей была вторая жена Ольгерда Иулиания (Ульяна), которая была в нём и похоронена.

Церковь упоминается в привилее Витебской земле польского короля и великого князя литовского Александра Ягеллончика 1503 года. В инвентаре 1618 года церковь названа в числе каменных. 30 октября 1632 года в «Пунктах успокоения граждан Короны и Великого княжества Литовского русского народа религии греческой» упоминалась пустая церковь Св. Духа «в поле» в Витебске. Но несмотря на требования православных церковь перешла к униатам.

В августе 1649 года войско украинского казацкого гетмана Богдана Хмельницкого разбило армию польского короля Яна Казимира под местечком Зборов в Украине. Итогом сражения стал договор Хмельницкого с польским королём, среди условий которого было предоставление свободы вероисповедания православным Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, а также возвращение им забранных униатами церквей, среди которых «Богородицы в Витебске Благовещения Богоматери в нижней крепости и церковь за городом Св. Духа». Однако уже в 1652 году Ян Казимир подтвердил привилей, данный униатам Владиславом IV 14 марта 1635 года.

При взятии Витебска русскими войсками на период русско-польской войны 1654-1667 г.г. церковь Святого Духа становится православной (богослужения с 1661 г.). Каменной она изображена на чертеже Витебска 1664 года. Но по условиям Андрусовского перемирия 1667 года, город был возвращен Речи Посполитой.

В 1697 году при церкви основан униатский базилианский женский монастырь. В конце XVIII века (?) храм полностью перестроен в стиле позднего барокко на средства мещанина Потапа Бибки. Каменная церковь XVIII века изображена на рисунке Ю. Пешки начала XIX века.

В 1839 году, после присоединения униатов к православию, храм и монастырь преобразованы в православные. Монастырь упразднён в конце 1850 - начале 1860-х годов. К 1870 году храм был перестроен.

Церковь закрыта в 1923 году. Здание храма пострадало в Великую Отечественную войну. 15 мая 1948 года республиканская комиссия по охране памятников архитектуры постановила здание не восстанавливать и исключить из списков памятников республиканского значения. Окончательно разрушено в конце 1950-х - начале 1960-х (взорвана в 1962 г.).

Храм являлся сложным по композиции каменным строением, увенчанным пятью шатрами с головками на светловых барабанах. Бабинец церкви имел два яруса: на верхнем находились хоры, которые со стороны главного фасада освещались окнами: тремя высокими прямоугольными и одним круглым. Церковь, построенная на основе старого храма в XVIII веке, была трёхнефной шестистолпной базиликой с двумя многоярусными башнями на главном фасаде. Она была выполнена в стиле, близком к «виленскому барокко». Однако, от других храмов этого стилевого направления Духовскую церковь отличало наличие большого купола над центральным нефом. В подвалах храма были устроены двухъярусные погребальные камеры. Храм был ориентирован по оси запад-восток. После перестройки церкви в конце 1860-х годов она приобрела псевдорусские черты. Две фасадные башни были разобраны, вместо них построена шатровая колокольня, переделаны окна.

Памятная книжка Витебской губернии на 1865 год. Санкт-Петербург, 1865 г.


Елена Григорьева
 

Согласно преданию, Свято-Духов монастырь был основан при Свято-Духовской православной церкви, построенной витебским князем Ольгердом в первой половине XIV века на холме (Духовская гора) при слиянии Гапеева, Дуная и безымянного ручьёв. Основание монастыря чаще всего приписывают второй жене Ольгерда Иулиании (Ульяне) Тверской во второй половине XIV в. При этом существует мнение, что монастырь основан в первой половине XIV века первой супругой Ольгерда - Марией Витебской, а Иулиания была второй попечительницей обители.

Незадолго до кончины в 1392 г. Иулиания Александровна приняла схиму в монастыре под именем Мария (Марфа) и после смерти была похоронена в нём. Историк М.О. Без-Корнилович в середине XIX века писал, что в монастырском архиве хранился документ о погребении Иулиании в обители, но «куда девался документ неизвестно». Между тем, в Московском летописном своде конца XV века говорится, что Иулиания в монашеском чину была наречена именем Марина, а после смерти весной 1392 г. погребена в Киево-Печерской лавре.

Церковь Святого Духа упоминается в привилее 1503 г., данном жителям Витебской земли польским королём и великим князем литовским Александром Ягеллончиком: «Штож нам в домы церковный, в дом Божий светое Богородицы, и в дом Божий Светого Духа, и теж в дом Божий Благовещенья Пречистое и в иные церькви не вступатися». В Инвентаре города 1552 г. в числе главных храмов города Духовская церковь не упоминается, из чего можно сделать вывод, что она не существовала или была в запустении. Но в Инвентаре 1618 г. церковь названа в числе каменных.

После принятия Брестской унии 1596 года православие в Витебске подверглось гнёту, однако, не сразу. Произошло это с вступлением униатского епископа Иосафата Кунцевича в должность Полоцкого архиепископа в 1618 г., когда православные храмы города были закрыты. С убийством Кунцевича православными горожанами положение православия в городе ещё более усугубилось.

14 и 18 марта 1635 года польский король Владислав IV выдал два привилея: униатам и православным. Несмотря на общий примиряющий характер документов, в привилее данном униатам говорилось, что «в Витебске, Полоцке и Новогрудке неуниты никогда не должны иметь ни одной церкви» (перевод с польского). 30 октября 1632 года в «Пунктах успокоения граждан Короны и Великого княжества Литовского русского народа религии греческой» упоминалась пустая церковь Св. Духа «в поле» в Витебске.

В августе 1649 года войско украинского казацкого гетмана Богдана Хмельницкого разбило армию польского короля Яна Казимира под местечком Зборов в Украине. Итогом сражения стал договор Хмельницкого с польским королём, среди условий которого было предоставление свободы вероисповедания православным Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, а также возвращение им забранных униатами церквей, среди которых «Богородицы в Витебске Благовещения Богоматери в нижней крепости и церковь за городом Св. Духа». Однако уже в 1652 г. Ян Казимир подтвердил привилей, данный униатам Владиславом IV 14 марта 1635 года.

В 1654 году в ходе русско-польской войны русские войска заняли Витебск. С 1661 года в Свято-Духовской церкви возобновились православные богослужения. На чертеже Витебска 1664 года, созданном русскими для царя, церковь изображена каменной. В 1667 году по Андрусовскому перемирию Витебск возвращён Речи Посполитой.

18 января 1697 г. униатский архиепископ Полоцкий Мартин Бяллозор (Белозор) выдал грамоту на фундуш земскому судье Витебского воеводства князю Фёдору Лукомскому на постройку женского базилианского монастыря при церкви Святого Духа. Таким образом, первые постройки униатского монастырского комплекса появились на рубеже XVII - начале XVIII в.в.

В 1772 году, в результате Первого раздела Речи Посполитой, Витебск вошёл в состав Российской империи. В 1792-1793 г.г. на средства мещанина Потапа Бибки и его сыновей Свято-Духовский храм был полностью перестроен, в левой башне были повешены колокола, под церковью разместилась крипта с погребениями, были устроены 2 ризницы, 7 алтарей. В обители были возведены каменные 2-этажные келейные корпуса, хозяйственные постройки. При монастыре существовал платный пансион для 19 девочек. В начале XIX века в монастыре жили 14 монахинь. При присоединении униатских белорусских епархий к православию в 1839 году Свято-Духов монастырь передан Полоцкой епархии Православной российской церкви. Кроме Свято-Духовской при монастыре существовала также тёплая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Она имела размеры ~15х5 метров.

В 1855 году в монастыре было лишь 6 монахинь. В 1857 году монастырь был упразднён. Здания и земли вместе с Свято-Духовской церковью были переданы мужскому духовному училищу и хотя смотритель училища Иоасаф стал там жить, но фактически постройки оказались заброшены и разрушались. Тёплую зимнюю церковь разобрали, а из Свято-Духовой церкви вся церковная утварь была перенесена в ризницу кафедрального собора. 25 октября 1865 года здания были переданы Полоцкому училищу девиц духовного звания.

В конце 1860-х г.г. Свято-Духовская церковь была реконструирована. А Полоцкое училище переехало в перестроенные помещения в 1872 году. В 1902 г. на месте главного корпуса бывшего монастыря построили новый трёхэтажный корпус училища (сейчас это облисполком), который переходом был соединён с церковью Святого Духа.

Церковь закрыли в 1923 году. В 1962 году она была взорвана.

Витебская энциклопедия



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.