ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Елец. Церковь Рождества Христова.


Елец. Церковь Рождества Христова
Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Христова
Архитектурный стиль:Русско-византийский стиль
Год постройки:Между 1860 и 1871. Колокольня и трапезная - 1848.
Архитектор:Н. Ефимов (основной объём)
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Липецкая обл., г. Елец, ул. Ярославского, 7

Координаты: 52.6322, 38.49684



Сортировка:

Церковь Рождества Христова, Вид с севера, от Знаменского монастыря<br>, Елец, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Вид с севера, от Знаменского монастыря
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
5 мая 2018
Церковь Рождества Христова, , Елец, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Юрий Шабунин
7 августа 2013
Церковь Рождества Христова, , Елец, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
sasa_1941
3 января 2024
Церковь Рождества Христова, , Елец, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
sasa_1941
3 января 2024
Церковь Рождества Христова, , Елец, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
МОРПЕХ879
23 сентября 2020
Церковь Рождества Христова, , Елец, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
МОРПЕХ879
23 сентября 2020
Церковь Рождества Христова, , Елец, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Sonic_off
29 июля 2019
Церковь Рождества Христова, , Елец, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Sonic_off
29 июля 2019
Церковь Рождества Христова, , Елец, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
11 марта 2017
Церковь Рождества Христова, , Елец, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Игорь Герасимов
8 ноября 2016
Церковь Рождества Христова, , Елец, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Игорь Герасимов
8 ноября 2016
Церковь Рождества Христова, , Елец, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Игорь Герасимов
8 ноября 2016
Церковь Рождества Христова, , Елец, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Игорь Герасимов
8 ноября 2016
Церковь Рождества Христова, , Елец, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Илья Смирнов
3 июля 2014
Церковь Рождества Христова, , Елец, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
oldboy
3 мая 2014
Церковь Рождества Христова, , Елец, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Юрий Шабунин
7 августа 2013
Церковь Рождества Христова, , Елец, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Владимир Поваляев
9 сентября 2012
Церковь Рождества Христова, , Елец, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Владимир Поваляев
19 февраля 2012
Церковь Рождества Христова, , Елец, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Балашов Олег
1 января 2009
Церковь Рождества Христова, , Елец, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Балашов Олег
1 января 2009
Церковь Рождества Христова, , Елец, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Балашов Олег
1 января 2009
Церковь Рождества Христова, Купол<br>, Елец, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Купол
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
5 июня 2022
Церковь Рождества Христова, , Елец, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
11 марта 2017
Церковь Рождества Христова, , Елец, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
11 марта 2017
Церковь Рождества Христова, , Елец, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Игорь Герасимов
8 ноября 2016
Церковь Рождества Христова, , Елец, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Игорь Герасимов
8 ноября 2016
Церковь Рождества Христова, , Елец, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Игорь Герасимов
8 ноября 2016
Церковь Рождества Христова, , Елец, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Владимир Поваляев
19 февраля 2012
Церковь Рождества Христова, , Елец, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Владимир Поваляев
19 февраля 2012
Церковь Рождества Христова, , Елец, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Балашов Олег
1 января 2009
Церковь Рождества Христова, , Елец, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
sasa_1941
3 января 2024
Церковь Рождества Христова, Храм Рождества Христова. Архивное фото начала ХХ в.<br>, Елец, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Храм Рождества Христова. Архивное фото начала ХХ в.
Елена Григорьева
1 июня 1901



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Владимир ЛыковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 сентября 2011

Деревянная церковь Рождества Христова впервые упоминается в 1628 году. В то время она находилась на территории современного Бабьего базара, в западной его части, в 400 метрах к юго-востоку от ныне существующего каменного Христорождественского храма. Храм в то время, был самым маленьким в городе, однако имел своё кладбище. В приход Рождественской церкви входили казаки Александровской слободы. Первый деревянный храм к кону 17 века пришёл в ветхое состояние, по этому к началу 18 на прежнем месте выстроен новый деревянный, также освящённый в честь Рождества Христова. В 1730-х годах по неизвестной причине церковь сгорела и в течении 20 лет не восстанавливалась.

В 1758 году жители Александровской слободы обратились с просьбой о возобновлении их приходского храма. Благословение было скоро получено, и в апреле 1759 года началось строительство новой деревянной церкви,  которое завершилось в феврале 1760 года. В мае того же года храм был освящён. Однако через несколько лет прихожане осознали необходимость замены деревянной церкви на каменную, и в декабре 1767 года был получен указ епархиального начальства на строительство нового храма. Пока строился новый храм, деревянная церковь сгорела во время большого пожара 1769 года. На её месте, на Щепной площади впоследствии была поставлена часовня.

Новый каменный храм был построен всего за три года, и в 1772 освящён. На рубеже 18-19 веков к церкви была пристроена каменная трёхъярусная колокольня. Использован был привычный для Ельца архитектурный прём «восьмерик на четверике». Но и этот храм простоял не долго. Размеры каменного храма были невелики (8х8 м), к тому же поспешность в его постройки сказалась на прочности здания, отчего в начале 1840-х годов прихожане приняли решение о строительстве нового храма. Подготовленный проект был одобрен Орловской губернской строительной комиссией. Но из-за недостаточности средств, прихожане решили перестроить лишь трапезную часть и колокольню. В 1848 году новый храм был освящён. Однако уже в 1858 году епископом Орловским Поликарпом было принято решение о перестройке храма. Весной 1860 года старый храм разобрали, и началось строительство новой пятиглавой церкви на средства старосты купца Никиты Лагутина. К 1869 году работы были закончены, и был освящён левый придел в честь св. вмч. Пантелеимона. Главный престол освящён в 1871 году во имя Спаса нерукотворного образа. Отныне храм по главному престолу стал именоваться Спасовским. Так храм принял свой нынешний облик.

В 1922 году из храма изъяли церковные ценности. Церковь прекратила действовать в первой половине 1930-х годов, после ареста и ссылки священника Николая Преображенского. В 1937 году был разобран иконостас, а в помещении устроен склад. За это время церковь осталось достаточно крепкой, были утеряны лишь малые главки на храмовой части.

В 2004 году Спасовский храм был передан общине Знаменского монастыря. И через год в нем возобновились богослужения. До настоящего времени производятся реставрационные работы.

Использован материал из книги: Клоков А.Ю., Найдёнов А.А., Новосельцев А.В. «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец» - Липецк, 2006.


Елена Григорьева
 

Деревянная церковь Рождества Xpистова с приделом Владимирской иконы Божией Матери, «строение попово и мирское», впервые упоминается в писцовых книгах 1628-1629 г.г. В длину с трапезной и папертью церковь, большинство прихожан которой в то время составляли казаки Александровской слободы, имела «4 сажени, а поперек 2 сажени с третью», а «округ той церкви кладбище огорожено вновь». Храм Рождества Христова неоднократно упоминается в документах XVII ст. - в писцовых и переписных книгах 1646 и 1678 г.г., окладных книгах Рязанской митрополии 1676 г.

В писцовой и межевой книге стольника Тихона Камынина за 1691-1693 г.г. даётся наиболее полное описание храма: «Церковь Рождества Христова, что в козачьей Александровской слободе древяная ветхая, да предел Владимерские Богородицы. А в той церкви Царские Двери, и Деисус, и местные иконы, и книги, и ризы, и всякая церковная утварь, и колокола, строение попово и мирское. А мерою той церкви в длину с олтарем и с трапезою, и с папертью 4 сажени, поперег 2 сажени с третью. И круг той церкви кладбище огорожено вновь по наезду. А мерою того кладбища поперечнику по восточной стороне 17 сажен, по заподной стороне 14 сажен, а длину по южной стороне 28 сажен бес трети, по северной 26 сажен. А от церкви мерою от олтаря на восток 6 сажен, на юг 5 сажен, на север 8 сажен, на запод 29 сажен. Да той же церкви на церковной земле поп Козма Суфимов, у него дворовый человек Матвейко Волынцев, у него 2 сына Гришка тринатцати, а Лешка двенатцати лет, место дьяконово, место пономарёво, место просвирницыно…».

Вместо первого, пришедшего в ветхость деревянного Христорождественского храма, в конце XVII-начале XVIII в. на его месте была построена новая деревянная церковь прежнего храмонаименования. В 1730-х г.г. она сгорела по неизвестной причине и около 20 лет не восстанавливалась. В 1758 г. однодворцы Прохор и Карп Минаевы, Михаил Кабанов и Михаил Редькин от имени всех жителей Александровской слободы ходатайствовали перед епархиальным начальством о возобновлении их приходского храма. Благословение правящего архиерея было вскоре получено, и 18 апреля 1759 г. началось строительство новой деревянной церкви, которое завершилось в феврале 1760 г. Указ Преосвященного Кирилла (Ляшевецкого), епископа Воронежского, предписывающий освятить построенный храм присутствующему в Елецкой духовной канцелярии священнику Успенской церкви о. Михаилу, последовал 12 мая 1760 г. К Христорождественскому храму тогда же был определён священник Тимофей Стефанов. Приход его в это время состоял из 32 дворов и 176 душ.

Однако уже через несколько лет прихожане осознали необходимость замены их небольшого деревянного храма на более вместительный и из долговечного материала. Главным поводом к построению каменной церкви послужило установление с 1761 г. по прошению прихожан и по благословению епископа Кирилла в праздник Тихвинской иконы Божией Матери (26 июня по ст. ст.) крестного хода из Воскресенского собора в Христорождественский храм, где был устроен «на особливой доске образ во имя Пресвятыя Богоматери Тихвинския». По свидетельству священника храма, в этот день «приходящему народу бывало великое утеснение». Вследствие такого желания прихожан, выразившегося в соответствующем прошении на имя епархиального начальства, им 18 декабря 1767 г. был выдан указ на построение каменной церкви с приделом Тихвинской иконы Божией Матери.

Строительство нового храма велось при приходском священнике Тимофее Павлове в 200 саж. от прежней деревянной церкви, которая сгорела во время большого пожара 10 апреля 1769 г. На её месте на Щепной площади впоследствии была построена часовня. При пожаре удалось спасти лишь местночтимую икону Тихвинской Божией Матери, а в обгоревшем остове храма был обретён невредимым образ Нерукотворного Спаса, ставший после этого чудесного события одной из главных святынь Христорождественского прихода.

Вновь лишившись приходского храма, жители Александровской слободы «поспешно» достроили в 1770 г. трапезную часть нового каменного храма, в котором освятили с правой стороны придельный алтарь во имя Тихвинской Божией Матери, почитаемый ельчанами, образ которой занял на нём подобающее место. Строительство храма было завершено в необычайно короткие для того времени сроки. Освящение главного престола его во имя Рождества Христова произошло спустя три года, после пожара в 1772 г. На рубеже XVIII-XIX в.в. к храму была пристроена каменная колокольня. Но и этот каменный храм простоял недолго, всего семьдесят лет.

О том, каким был в то время Христорождественский храм, можно судить по архивным чертежам 1842 г., когда намечалась его перестройка. Церковь представляла собой характерный для Ельца XVIII в. конструктивный тип приходского храма «восьмерик на четверике» с пониженной полукруглой апсидой, трапезной и трёхъярусной колокольней. Окна нижнего яруса храмовой части украшали барочные наличники. В верхнем ярусе - наличники простой формы и расположенные парами угловые пилястры. Восьмерик венчался высоким куполом со световым барабаном. Трапезная, где находился дополнительный престол, имела два окна с северной стороны и четыре с южной. Окна были оформлены простыми наличниками.

Композиционно храм был близок к другим приходским храмам Ельца, выстроенным к этому времени. Однако конструктивной особенностью оформления его храмовой части было отсутствие на фасаде декоративного перехода от четверика к восьмерику в виде треугольного (как у Введенской церкви) или полуциркульного (как у Преображенской церкви) фронтона-тимпана. Такое решение возвращает нас к более древним памятникам - Талицкой церкви или старой Покровской в Ельце. Судя по изображениям храмовой главки и завершения, имевших упрощённый вид, храм на рубеже XVIII-XIX вв. потерял свое барочное оформление в виде наличников на восьмерике и световой главке. Тогда же, видимо, была выстроена и колокольня с мощным шпилем, но уже в классическом стиле. Нижний же ярус храма имел барочные наличники, характерные для середины XVIII в. и не сохранившиеся к настоящему времени ни на одном из храмов Ельца, за исключением вскрытых при реставрации фрагментов таких наличников на четверике Преображенской церкви. Дальнейшие перестройки середины XIX в. не сохранили от древнего храма ни одного фрагмента.

Размеры каменного храма (8х8 м) были невелики, к тому же поспешность в его постройке сказалась, по всей видимости, на прочности здания, отчего в начале 1840-х г.г. прихожане приняли решение о сооружении нового храма и подали об этом соответствующее прошение епархиальному архиерею. Подготовленный проект был одобрен Орловской губернской строительной комиссией, после чего епископ Орловский Евлампий (Пятницкий) обратился с ним в Синод, откуда 23 апреля 1841 г. запросили дополнительные чертежи. Тем временем прихожане пытались собрать на постройку храма необходимые средства, но к 1 декабря 1841 г. было собрано только 5 749 руб. 71 коп., кошелькового сбора - 2 297 руб.. Кроме того, среди прихожан стало преобладать нежелание начинать постройку всей церкви, что привело бы к прекращению службы на длительное время. В приходе тогда числилось 448 душ мужского пола. Земли под храмом - 31 саж., пашни, сенокоса и неудобной - 55 дес.

В результате 15 декабря 1841 г. прихожане решили ограничиться строительством новой колокольни и трёхнефной трапезной с двумя дополнительными престолами. С правой стороны городской голова Матвей Кириллович Горшков планировал устроить собственным иждивением придел в честь Нерукотворного образа Господня Иисуса Христа. Второй придельный алтарь Тихвинской Божией Матери, «с давних времен с правой стороны находящийся», предполагалось перенести на левую сторону. Вследствие нового желания прихожан Христорождественского храма потребовалось переделать прежний проект, который и был представлен в новом виде в 1842 г., а уже 17 февраля 1843 г. утверждённый проект был отправлен в Орловскую духовную консисторию, после чего в том же году колокольня и трапезная храма были разобраны, и началось строительство, оконченное вчерне без штукатурки в 1845 г.. В 1848 г. в законченной постройкой трапезной части храма освящены придельные алтари. Более других о Христорождественской церкви в это время имели попечение елецкие купцы Никита Иванович Калабин, Афиноген Петрович Чашин и Никита Анисимович Лагутин.

В 1857 г. при храме открыт второй штат священнослужителей и к его приходу отчислена от Покровской церкви часть Александровской слободы.

В 1858 г. епископ Орловский Поликарп (Радкевич) доносил Священному Синоду: «В 1845 году при Христорождественской церкви г. Ельца по одобренному в 1842 г. проекту устроены трапезная и колокольня… храм по ветхости своей и старинной архитектуре решительно не соответствует новоустроенным… и чрез то безобразит всю церковь…» Поэтому Преосвященный просил рассмотреть прилагаемый проект на перестройку храмовой части и сообщал о том, что на строительство «имеется… до 8 тысяч рублей серебром». 24 декабря 1858 г. проект, выполненный елецким городским архитектором В. Графом, был препровождён в канцелярию обер-прокурора Синода для последующей отсылки в Главное управление путей сообщения. А 7 февраля 1859 г. Орловская духовная консистория получила заключение: храм спроектирован слишком большим, и размеры его необходимо уменьшить. Кроме того, рекомендовалось строить храмовую часть отдельно от ранее существующей трапезной ввиду возможной неравномерной осадки и образования трещин. Прихожане согласились несколько изменить проект храма в сторону уменьшения его размеров, но решительно настаивали на пристройке его к трапезной, поскольку «залежи природного известняка подходят в этом месте близко к поверхности и служат лучшим основанием для постройки». Новый проект перестройки храмовой части, выполненный елецким городским архитектором Н. Ефимовым, рассматривался 24 августа - 11 сентября 1859 г. и был утверждён 7 января 1860 г. Утверждённый проект 18 января 1860 г. был отправлен в Орловскую епархию.

Весной 1860 г. старый храм разобрали, и началось строительство новой пятиглавой церкви на средства старосты купца первой гильдии Никиты Анисимовича Лагутина и других прихожан. Вклад Н. А. Лагутина в виде пожертвований и трудов в возведение приходской церкви был столь значителен, что в 1867 г. он был высочайше награждён золотой медалью на Станиславской ленте.

К 1869 г. работы были окончены, и в том же году в храме был освящён левый придел во имя св. Пантелеимона. Главный престол во имя Спаса Нерукотворного образа был освящён 6 июня 1871 г., правый придел в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня - 7 июня 1871 г. Бывший главный престол в честь Рождества Христова стал отныне придельным с правой стороны в трапезной церкви, с левой стороны которой находился придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Отныне храм по главному престолу стал официально именоваться Спасовским, но по-прежнему часто назывался Христорождественским.

Так храм принял свой окончательный облик. Причём построенные в разное время колокольню, трапезную и храмовую часть объединяет общее архитектурное решение: во многом чувствуется дух официального русско-византийского стиля. Объёмно-пространственная композиция почти в точности повторяет храмы К. А. Тона и, в частности, Вознесенский собор Ельца: кубовидный двусветный четверик четырёхстолпного пятикупольного храма с ложными закомарами над пряслами стен, разделённых трёхчетвертными колонками. Завершают храм восьмигранный световой барабан с восьмигранной луковицей и четыре ложные главки (ныне утраченные). Углы граней на главке закреплены пучком тройных полуколонок тоскано-дорического ордера. Стены храмового барабана прорезаны окнами с полуциркульными завершениями, стены собственно храма - прямоугольными окнами, в центральной части - сдвоенными и обрамленными наличниками в виде полуколонок, завершёнными треугольными сандриками. С юга и севера в храм устроены входы в виде каменных крылец. В целом в оформлении храмовой части ярко прослеживаются и классические элементы: отголоски ордерной системы в виде полуколонок, антаблемента, украшенного триглифами и сухариками карниза. То же - в оформлении второго и третьего яруса трёхъярусной колокольни, венчаемой такой же восьмигранной луковицей, покоящейся на восьмерике с проёмами, прорезаными по сторонам света. Второй ярус колокольни - квадратный в плане. Его углы закреплены гранёными трёхчетвертными колонками. Оформление первого яруса колокольни и трапезной отличаются лишь в деталях: антаблемент трапезной проходит по завершению первого яруса колокольни. Вход в колокольню устроен с западной стороны, с южной и северной - полуциркульные окна. Фасад трапезной членится на три прясла пилястрами с двойными по бокам и тройным в центре окнами, соединяемыми полуциркульным наличником. Завершение пилястр на двускатной кровле выполнено в виде парапетных столбиков.

Спасовская церковь, кроме важной градостроительной роли - удержание композиции северной части городского центра, представляет архитектурный интерес и как памятник русско-византийского стиля, несущий черты классицизма. В 1879 г. в Тихвинском приделе Спасовской церкви сделан новый иконостас, а 1899 г. вся церковь была отремонтирована. 18 марта 1912 г. Преосвященный Митрофан (Землянский), епископ Елецкий, освятил новый иконостас Спасовской церкви.

По страховым оценкам 1913 г., ширина трёх иконостасов в храмовой части составляла 25 арш., а максимальная высота - 12 арш. В трапезной было два иконостаса высотой 8 арш. и шириной каждый по 18,5 арш., считая боковые с севера и юга. Оценены иконостасы в 15 тыс. руб. Стоимость всего храма составила 64 200 руб.

Главной достопримечательностью и святыней Спасовского храма являлась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, почитаемая с 1761 г. жителями Ельца и соседних уездов. У иконы с 1887 г. совершались чудеса: с 13 июня 1887 г. по 1891 г. зафиксировано было 60 чудесных случаев. В 1895 г. Тихвинскую икону украсила сребропозлащённая риза весом 2 пуда 10 фунтов, венцы Богородицы и Младенца на ней были украшены бриллиантами. Размеры иконы - 2,5 х 2 арш., стоимость ризы оценивалась в 6 017 руб. 37 коп. С 1888 г. икону разрешали брать в дома прихожан. Для перевозки её по городу были пожертвованы два экипажа - зимний и летний - и особо устроенные носилки. Пред иконой ежедневно в храме совершались молебны с акафистом после литургии и вечерни.

Другая икона - Нерукотворного Спаса - была тем чудотворным образом, который уцелел в огне пожара 1769 г., спалившего старый деревянный храм. Размер иконы - 8х5 верш. Украшала его серебряная риза. Согласно легенде, священник сгоревшей церкви отправился за утешением в Задонский Богородицкий монастырь к святителю Тихону, который сказал ему: «Храм сгорел - Спаситель остался. Возьми Спасителя - и иди с Ним по сбору пожертвований для сооружения нового храма». Священник тогда понял сказанное угодником Божиим лишь в переносном смысле, но, вернувшись на пепелище храма и найдя среди пепла и углей икону Спаса Нерукотворного, повесил её на грудь и стал собирать средства на строительство новой церкви.

Третья храмовая святыня - икона св. великомученика Пантелеимона с частицей мощей святого - была прислана в храм в 1869 г. с Афона. Икона покрыта сребропозлащённою ризой с эмалью. Размеры её - 5 четвертей х 1 арш.

Еще одной достопримечательностью храма были красивые Царские Врата с резными фигурами евангелистов и Благовещения в одном из иконостасов. Согласно преданию, пожертвованы они были царём Петром Великим елецкому купечеству, жертвовавшему на постройку судов для русского флота. В послереволюционное время они демонстрировались в Елецком антирелигиозном музее.

В 1903 г. приход Спасовского храма составляли 3 655 жителей пригородных слобод - Александровской, Подмонастырской и Прокопной Поляны. По штату в церкви служили два священника, диакон и два псаломщика.

При храме с 1864 г. действовала церковно-приходская школа в одноэтажном кирпичном здании размером 24 х 15 арш., высотой 4,5 арш., с 14 окнами и сенями размером 15х6 арш. Школу эту, одну из первых в Ельце, выстроил староста Никита Лагутин, а сын его - Николай Лагутин - долгое время состоял попечителем церковно-приходской школы при Спасовской церкви. Заведующим и законоучителем школы в первые годы её работы был настоятель Спасовской церкви о. Алексей Васильевич Звягинцев, с 1872 по 1891 г. - о. Василий Васильевич Феноменов. Преподавал законоучитель безвозмездно, а двум учителям школы платил жалование попечитель - Николай Лагутин.

Решением прихожан Спасовской церкви от 30 ноября 1880 г. при храме было открыто церковно-приходское попечительство под председательством губернского секретаря Митрофана Элпифидоровича Трофименко, а членами его стали елецкие купцы Николай Никитич Лагутин, Николай Палладьевич Чашин, Иосиф Ираклиевич Моссолитинов, а также причт храма и многие приходские жители - дворяне, мещане и крестьяне. Активным членом попечительства стал староста храма надворный советник Иван Михайлович Сомов, которому в 1881 г. объявлена благодарность епархиального начальства за пожертвование 1 500 руб. на исправление ветхостей Спасской церкви.

К храму была приписана кирпичная часовня на Манежной улице, «против театра», построенная в 1770 г. на месте сгоревшего храма, стоявшего на Щепной площади, а также столб-голубец с иконой Божией Матери и неугасимой лампадой, находившийся в 300 саженях западнее храма, на пустоши, на территории, называемой Винные подвалы, или «убогим домом».

После революции 1917 г. Спасовская церковь разделила судьбу большинства елецких храмов. В 1922 г. в ней происходило изъятие художественных и исторических ценностей - серебряной утвари общим весом 89 золот. Последний раз в том году из храма изъяли 10 декабря 1922 г. «резной деревянный барельеф с изображением бюста Христа работы XVIII ст. с киотом, за стеклом».

Храм прекратил действовать в первой половине 1930-х г.г., скорее всего, после ареста и ссылки священника Николая Иоанновича Преображенского, служившего в храме с 1904 г. В 1937 г. «инвентарь Рождественской церкви, за исключением вещей антикварного значения», передали местному театру, что было прямым нарушением инструкции НКЮ 1918 г. и постановления ВЦИК: «…иконы, облачения, хоругви и др., имеющие специальное освящение, не могут быть изъяты для клуба, театра и т.п., но должны изыматься из молитвенного здания самими верующими». Затем последовал приказ «об изъятии из ликвидированной церкви «Рождество» иконостасов, рам и других предметов, имеющих позолоту для смывки золота представителем московского завода обработки металлов т. Полосиным… не позднее 14 декабря 1937 г.». Впоследствии здание Спасского храма много лет использовалось как складское помещение. В это время были утрачены четыре малые главки на храмовой части.

В начале 1990-х г.г. в храме находился реставрационный участок, который безуспешно ввиду различного рода причин пытался привести здание в порядок. В 2005 г. в Спасовском-Христорождественском храме, переданном общине Знаменского женского монастыря, возобновились богослужения. Храм уже обновлён внутри - поштукатурены стены, промыты фрагменты сохранившихся росписей, установлены три иконостаса, готовятся реставрационные работы фасада и восстановление четырёх главок по имеющимся архивным чертежам середины XIX в.

По материалам книги Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец / А. Ю. Клоков, А. А. Найдёнов, А. В. Новосельцев — Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2006.; http://rus-towns.ru/category/g-elec/xramy-g-elca/page/4/


Анонимный участник  30 августа 2020

Согласно монографии протоиерея Валерия Лавринова "Обновленческий раскол в портретах его деятелей" М., 2016, в Христорождественской церкви с октября 1929 г. располагалась кафедра обновленческих архиепископов Елецких (с. 72). Последний их них, Василий (Павлов), был 1 сентября 1937 г. арестован и 8 октября расстрелян. Следовательно, церковь была закрыта осенью 1937 г.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 октября 2022

Приход Спасовской церкви, известный больше под именем Рождественского по прежнему храму в честь Рождества Христова, состоит из трех пригородных слобод Ламской волости: Подмонастырской, Александровской, Прокопной Поляны и из 250 городских дворов. Слободские прихожане состоят из крестьян, а горожане за небольшим исключением принадлежат к торговому классу. Всего в приходе считается 1852 души муж. пола и 1872 жен. пола.

Когда и как образовался приход – определить нельзя из-за отсутствия каких-либо сведений. Известно лишь по писцовым и межевым книгам 1628-29 гг., что он уже существовал в это время и большинство его прихожан составляли казаки Александровской слободы. Уже тогда в приходе была «церковь Рождества Христова деревянная, ветхая, да придел Владимирская Богородица – строение попово и мирское; округ той церкви кладбище огорожено вновь. Эта церковь имела в длину вместе с трапезою и папертью 4 саж., а поперек 2 сажени с третью». На ее месте построена была опять деревянная церковь, которая сгорела в 30-х гг. XVIII ст. от неизвестной причины.

После этого Рождественские прихожане более 20 лет не имели своего храма. В 1758 г. однодворцы Прохор и Карп Минаевы, Михаил Кабанов и Михаил Редькин от имени всех жителей Александровской слободы заявили епархиальному начальству о своей готовности построить новую церковь, что и было им дозволено. Основание ее последовало в апреле 1759 г., а в феврале 1760 г. церковь была уже готова и освящена. В это время при ней считалось дворов 32, душ обоего пола 176.

Однако уже в 1767 г. был возбужден вопрос о построении новой каменной церкви во имя Рождества Христова с приделом Тихвинской Пресвятой Богородицы, хотя деревянная церковь далеко не была ветха. Поводом к построению новой каменной и более обширной церкви послужил крестный ход, ежегодно совершавшийся сюда из Собора в день Тихвинской Богоматери. Как доносил священник: «приходящему народу бывало великое утеснение».

Закладка каменного храма состоялась в 1766 г. на новом месте, в 200 саж. от прежнего храма. Едва приступили к постройке нового храма, как старый сгорел до основания со всею утварью в 1769 г. Удалось спасти только особенно чтимую икону Тихвинской Богородицы, а при раскопке обгоревших остатков был найден невредимым «Образ Нерукотворенного Спаса». В виду этого прихожане поспешно построили пока трапезную церковь с приделом Тихвинской Богоматери, освященным, как видно из «храмосвятной грамоты», в 1770 г. с благословения свят. Тихона, епископа Воронежского. Главный же храм с колокольнею построен после с престолом Рождества Христова, но когда именно – неизвестно.

Так как церковь строилась спешно, то оказалось, что она непрочна и тесна, поэтому прихожане в 1842 г. ходатайствовали перед Орловским Епархиальным начальством дозволить им трапезную церковь разобрать и построить более просторную. Разрешение последовало, и в 1848 г. на средства прихожан выстроена новая трапезная с колокольнею, существующая в этом виде и теперь.

В 1860 г. была разобрана и главная церковь, а построена в 1869 г. просторная пятиглавая, на средства церковного старосты купца Никиты Лагутина и других прихожан с тремя престолами: главным – в честь Нерукотворенного Образа Спаса, южным – Воздвиженским и северным – в честь вмч. Пантелеймона. В трапезе два престола: левый – во имя Тихвинской Богоматери и правый – в честь Рождества Христова. В 1879 г. в Тихвинский придел сделан новый иконостас, а в 1899 г. вся церковь ремонтирована.

Главную святыню храма составляет чудотворная икона Тихвинской Богоматери, существующая около 200 лет. В 1887 г. у иконы стали совершаться чудеса, подтвержденные на формальном следствии исцелившимися под присягой. Чудеса совершаются и доныне, а потому икона почитается не только у жителей Ельца и уезда, но и соседних уездов. В 1895 г. на эту икону возложена сребропозлащенная риза весом 2 пуда 10 фунт., а венцы Богоматери и Младенца украшены драгоценными камнями; риза стоит 6 017 руб. 37 коп. Для провоза иконы по городу имеются два пожертвованных экипажа – летний и зимний, а в села она носится на особо устроенных носилках. Перед иконою ежедневно совершаются в храме молебны с акафистом после литургии и вечерни.

Другая чудотворная икона – Нерукотворенный Образ Спаса, уцелевшая вместе с Тихвинской от пожара древнего деревянного храма. И третья – св. вмч. Пантелеймона, присланная из Афонского монастыря в 1869 г., с частицею мощей Угодника. В 300-х саженях от храма, в местности Винные подвалы есть пустошь, кругом огороженная, с «Голубчиком» в середине. Здесь на деревянном столбе в киоте помещается старинная икона Божией Матери с неугасимой лампадой. Это место называется «Убогим домом» потому, что здесь, по преданию, когда-то стояла виселица для казни преступников. Сюда ежегодно в четверг перед Троицыным днем совершается крестный ход из храма и служится молебен с акафистом Успению Божией Матери и панихида по всем усопшим.

Спасовской церкви принадлежат: каменная часовня на месте сгоревшего в 1769 г. деревянного храма, одноэтажный каменный дом церковно-приходской школы и два сарая деревянных для дров и экипажей, в которых возят по городу Тихвинскую чудотворную икону. На содержание церкви и причта поступают % с пожертвованных капиталов в 2 075 руб.

«Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии». Том I. - Орел. Типография Губернского Правления, 1905 г.



Комментарии и обсуждение


Церковь  Рождества Христова, наверное, единственная в Ельце, где процесс реставрации продвигается планомерно. Примерно в  2010 году  купола были покрыты золотом, а уже в конце 2011 года вся храмовая часть и трапезная были оштукатурены и покрашены, в скором времени  будет завершено и восстановление колокольни. По сравнению с состоянием на 2009 год - результат на лицо. 
19 февраля 2012, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Владимир Поваляев.