ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сызрань. Церковь Петра и Павла.

Петропавловская церковь


Сызрань. Церковь Петра и Павла
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Петра и Павла
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1897 и 1903.
Год утраты:приблизительно 1930 (снесена)
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Самарская область, г. Сызрань, на месте здания по адресу ул. Челюскинцев, д. 25

Координаты: 53.166132, 48.472623
Проезд:школа №30, ул. Челюскинцев, 25



Церковь Петра и Павла, Фотография начала 20 века<br>, Сызрань, Сызрань, город, Самарская область
Фотография начала 20 века
ToLik Мечтатель
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  16 февраля 2023

В 1892 г. было подано прошение епископу Симбирскому и Сызранскому Варсонофию (Охотину) о разрешении на постройку храма, которое было получено 7 октября 1893 г. 24 февраля 1894 г. жители Новой Линии собрались в доме Городского Общества на ул. Большой (ныне – Советская, 47) для обсуждения вопросов, связанных со строительством. Был избран Строительный комитет, куда вошли: председатель - статский советник Евгений Михайлович Синявский, начальник участка тяги станции железной дороги Петр Эдуардович Цабель, командир 1-го кавалерийского запасного полка полковник Вилланов, дворянин Лев Александрович Топорков, купцы Петр Васильевич Ревякин, Димитрий Иванович Бажанов, Алексей Григорьевич Корман, Николай Иванович Цветков, Кузьма Никанорович Соболеков и мещанин Филипп Алексеевич Оленин.

Собрание единогласно решило, что храм будет освящен в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Протоиерей Сызранского Казанского собора Матфей Ксанф в сослужении с несколькими городскими священниками отслужили молебен Спасителю, Богородице и святым апостолам. «Горячо молились жители Новой Линии, чтобы Господь помог им с успехом начать и благополучно окончить предпринимаемое во Славу Божию дело».

Деньги на строительство храма собирали всем миром. Так, по многим магазинам были розданы сборные кружки. Также были поставлены маленькие часовни, в которых был организован сбор средств на строительство. Купец П.В. Ревякин пожертвовал более 10000 руб. Большие суммы поступили также от купцов Николая Петровича Ревякина, Петра Матвеевича Ионова, Николая Ивановича Цветкова, а также от Анны Андреевны Самариной, Матрены Степановны Григорьевой и других. Член Строительного Комитета Ф.А. Оленин ездил в Москву, Петербург и Кронштадт для сбора пожертвований. Дважды по 100 рублей поступало от отца Иоанна Кронштадтского.

В октябре 1895 г. Комитет заключил договор с симбирским архитектором Махчинским на составление проекта плана церкви, который был готов и утвержден епархиальным начальством спустя полгода. Члены Строительного Комитета водрузили Крест на том месте, где, по указанию архитектора, должен быть алтарь, отслужили молебен и принялись за заготовку материала на собранные деньги. К концу 1897 г. было заготовлено 97 тыс. кирпичей, 500 пудов (8 т 190 кг) извести, 100 кубов бутового и цокольного камня.

В полдень 15-го июня 1897 г. из Казанского собора к месту закладки храма на пересечении улиц Мещанской и Торговой (современный адрес – ул. Челюскинцев, 25) двинулась торжественная процессия городского духовенства и огромного количества народа с хоругвями и иконами. И совершилось, наконец, давно ожидаемое жителями Новой Линии событие – закладка храма во имя апостолов Петра и Павла. Началось строительство. Все каменные работы производились подрядчиком сызранским мещанином Петром Андреевичем Урусовым. К осени 1902 года постройка храма была завершена и уже 9-го ноября в нем была отслужена первая всенощная. 29-го декабря того же года на колокольню были водружены четыре колокола весом более 40 пудов (почти 656 кг), стоимостью 583 рубля, пожертвованные сызранским мещанином Александром Ивановичем Поляковым.

12-го января 1903 г. был заказан иконостас мастеру Александру Андреевичу Лаврентьеву, жертвенник и Престол за 1000 рублей. В то же время были заказаны 25 икон крестьянину села Палех Владимирской губернии, известному мастеру Михаилу Васильевичу Белоусову. Он же выполнил заказ общества официантов, служащих при вокзале «Сызрань» - написал икону на Горнее место «Моление о Чаше». Киот для нее делал мастер Лаврентьев за 100 руб. Все священные принадлежности: священные сосуды, одеяния, ризы, подсвечники и многое другое было пожертвовано добрыми христианами.

Великое освящение храма состоялось 21-го декабря 1903 г. Освящал храм епископ Симбирский и Сызранский Никандр (Молчанов). Ему сослужили: наместник Сызранского Вознесенского мужского монастыря архимандрит Антоний (Никольский), протоиерей Симбирского кафедрального собора М.Ф. Троицкий, протоиерей Казанского сызранского собора М.Е. Ксанф и три городских священника. Членами Строительного Комитета по окончании архиерейской Литургии была поднесена Владыке икона святых равноапостольных Петра и Павла и выражена глубокая благодарность за теплое участие и поддержку в их трудах...

В 1904 г. епископом Гурием (Буртасовским) был назначен причт в новый храм. Настоятелем стал священник Иоанн Петровочи Гиляровский из села Новая Рачейка Сызранского уезда, диаконом – Николай Порфириевич Флоринский, бывший псаломщик Ильинской церкви и псаломщиком - Иоанн Егорович Спасский, псаломщий из села Михайловки Сенгилеевского уезда. В том же году о. Иоанна Гиляровский был переведен в Успенскую церковь г. Сызрани, а на его место назначен священник Димитрий Петрович Цветков из села Ясашная Ташла Симбирского уезда. Спустя пять лет отца Димитрия Цветкова, переведенного в сызранскую Преображенскую церковь в свою очередь сменит священник Борис Васильевич Востоков. Первым церковным старостой был избран член Строительного Комитета сызранский мещанин Филипп Алексеевич Оленин. Причт жил в домах на улицах Мещанской, Торговой и Петропавловской (ныне – район сельского поселения Варламово)...

Церковь, рассчитанная на 1500 человек, оказалась крайне мала. Из-за тесноты и духоты многие по праздникам уходили в городские храмы. Встал вопрос о строительстве придельных алтарей. Приступить было нелегко, так как были долги. Но положение скоро изменилось. Прихожанин Феодор Александрович Поляков, согласно завещанию отца, выдал церковному старосте 300 рублей на покупку кирпичей, а по завещанию сызранской мещанки Татианы Иордановны Спрышковой было получено 1275 рублей, специально предназначенных на устройство придельных алтарей.
Был избран Строительный Комитет в составе: инженера, начальник XI участка службы пути Илариона Константиновича Захарова и членов – смотрителя зданий станции Сызрань Николая Дмитриевича Татаринова, приходских священников о. Востокова и о. Яблонского, церковного старосты Гладкова.

11 августа 1913 г. после совершения Литургии, при большом стечении прихожан, по установленному чину была совершена закладка придельного алтаря во имя Покрова Пресвятой Богородицы и освящено место левого придела. В этот строительный сезон были возведены стены правого придела до крыши и сделан фундамент для левого придела. Весной 1914 г. по желанию прихожан решили устроить в левом приделе на диаконник, как намеревались ранее, а алтарь святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Все каменные, малярные и кровельные работы взял на себя подрядчик Е.А. Холтобинский. К августу правый придел был совершенно готов, однако много дел оставалось еще в левом приделе.
В половине сентября настоятель отец Борис Востоков отправился в Симбирск для получения благословения на освящение алтарей и священных антиминсов.

Всё было получено и 21 сентября 1914 г. было совершено торжественное освящение правого придела алтаря во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Освящение левого придельного алтаря во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского состоялось 9-го октября 1916 г. Чин освящения и Литургию совершил благочинный сызранских городских церквей протоиерей П.М. Городецкий. В придел святителя Николая прихожанами были пожертвованы семисвечник, два больших подсвечника к местным иконам, выносной подсвечник, водосвятная чаша, лампадка на жертвенник, сосуд для елея – всего на 327 рублей. Пожертвование это тем более ценно, что было сделано беднейшей частью прихожан во время страшной дороговизны и без чьего-либо воздействия. В том же году прихожанами было собрано свыше 400 рублей на устройство иконы и иконостаса на Горнее место в приделе святителя Николая.

После Октябрьской революции, по декрету Совета народных комиссаров РСФСР от 20 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», имущество церкви было национализировано и сдавалось в бессрочное и бесплатное пользование обществу верующих по договору. В религиозном обществе Петропавловской церкви на январь 1930 г. состояло 209 человек. Однако городские власти предполагали закрыть церковь и использовать здание под Дом обороны. Так оно впоследствии и случилось. Решением президиума Сызранского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 26.11.1930 г. Петропавловская церковь была закрыта. Здание решено передать местному комитету Учебного профсоюза железнодорожников под Дом обороны, «…культовые предметы: золото, серебро, парча, драгоценные камни, колокола, мебель, люстры и т.п. передать в распоряжение Горрайфо, а историко-художественные ценности – в музей местного края».
Жилые дома, ранее принадлежавшие Петропавловской церкви, были муниципализированы и переданы в ведение городской коммунальной службы.

В начале 1930-х гг. церковь была «разобрана на материал для строительства школы». На церковном фундаменте поставили железнодорожную школу № 22 (в настоящее время – школа № 30, ул. Челюскинцев, 25).

По материалам статьи: Ольга Макарова "Петропавловская церковь: утрачена, но не забыта", https://syzran-eparhia.ru/novosti/publikatsii/item/3497-petropavlovskaya-tserkov-utrachena-no-ne-zabyta.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.