ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сызрань. Церковь Троицы Живоначальной.


Сызрань. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Космы и Дамиана Римских, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, святителей Московских
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:1802.
Год утраты:приблизительно 1940
Архитектор:М.М. Рушко
Ссылки: Страница на сайте епархии 
Адрес:
Россия, Самарская область, г. Сызрань, ул. Карла Либкнехта, д. 17

Координаты: 53.145976, 48.461964



Церковь Троицы Живоначальной, Фото из журнала "Живописная Россия".<br>, Сызрань, Сызрань, город, Самарская область
Фото из журнала "Живописная Россия".
Андрей Агафонов
1 января 1905



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Вадим кр
 
Вадим кр  21 апреля 2017

Троицкая церковь, облик которой сегодня можно представить только по архивным чертежам, занимала особое место в градостроительном развитии Сызрани: храм, возведённый в период между составлением двух регулярных планов Сызрани (1782 и 1804 гг.), являлся единственным примером стиля развитого барокко во всей истории каменной архитектуры города.

Троицкая церковь находилась в центральной части города, восточнее крепости и до постройки Казанского собора (1866-1872 гг.) служила главным украшением панорамы, открывавшейся на Сызрань со стороны Волги, так как занимала угол крайнего квартала, выходившего одной стороной к рукаву этой крупной реки — Воложке. Вероятнее всего, после завершения строительства Троицкая церковь, как по своей объёмной структуре, так и по декоративному убранству фасадов, стала самым эффектным зданием Сызрани.

Сначала Троицкая церковь была деревянной. Время её сооружения не установлено, но произошло это в дорегулярный период развития города, так как на «геометрическом» плане 1782 г. она уже нанесена, причём в окружении старой застройки. Деревянная церковь, облик которой сегодня неизвестен, сгорела в крупном пожаре, произошедшемпримерно в 1795 г.; его разрушительные последствия были таковы, что позволили городу к началу 19 в. войти в границы уличной сети, запроектированной планом 1782 г. Квартал, в котором стояла деревянная Троицкая церковь на регулярном плане 1804 г. обозначен как вновь застроенный после пожара.

Каменную Троицкую церковь возвели на месте деревянной предшественницы в 1802 г. на средства сызранских купцов Петра Гавриловича Завороткова и Петра Веденисова. Автор проекта неизвестен, но стилистические особенности фасада позволяют предположить, что им мог быть губернский архитектор М. Рушко. Через пятьдесят восемь лет после сооружения храма, 12 мая 1860 г., был высочайше утверждён проект придела во имя святых Козьмы и Дамиана, пристроенного впоследствии к трапезной с севера (придел, посвященный им же, имелся и в деревянной церкви). Именно этот проект, запечатлевший не только предполагаемый к построению придел, но и уже существоваший храм, позволяет представить облик не дошедшего до нашего времени памятника.

Построенная из камня и оштукатуренная Троицкая церковь имела сложную объёмную композицию. Главный объём представлял собой квадратный в плане четверик с восьмериком на нём под восьмигранной гуськовой кровлей. Последняя была усложнена четырьмя люкарнами по сторонам света и венчалась небольшой луковичной главой на гранёном барабане, прорезанном полуциркульными проёмами. С одной стороны к четверику примыкали превышавшая его по ширине прямоугольная в плане трапезная и восьмигранная трёхъярусная колокольня, а с другой - сильно выступающая апсида. В толще северной стены колокольни находилась лестница, ведущая к звону. Как и основной объём, колокольня и трапезная заканчивались небольшими главами: такая же по форме, но меньшего размера главка на сквозном основании завершала более пологую восьмигранную кровлю колокольни; ещё одна маленькая, но на глухой шейке имелась над плавно изогнутой кровлей трапезной.

Храм имел довольно нарядное барочное убранство. Все основные объёмы были объединены антаблементом, проходившим на уровне верха стен алтаря, четверика, трапезной и первого яруса колокольни. Профилированный карниз антаблемента отделял восьмерик от четверика и два верхних яруса колокольни от более высокого нижнего (одной высоты с четвериком, апсидой и трапезной), через который был устроен главный вход в церковь. Кроме главного входа Троицкая церковь имела ещё два -северный и южный. Постаментом для здания служил невысокий профилированный цоколь.

Четверик, трапезная и апсиды были прорезаны высокими арочными проёмами, в простенках которых поставили одиночные (по сторонам северных и южных дверей четверика) и сдвоенные колонны, из-за чего цоколь и антаблемент получили раскреповку. Окна, обрамлённые рамочными наличниками с фартуками и серьгами, дополнительно были заключёны в декоративную арку, опиравшуюся на цоколь. Участок стены между окнами и антаблементом заполняли композиции из сандриков с пятью сильно вытянутыми прямоугольными спусками под ними и мелкими лепными накладками сверху.

Основание восьмерика колокольни, имевшее одинаковую высоту с кровлей апсиды и трапезной, пластически обогащали прямоугольные горизонтально лежащие ниши. Каждая грань этого объёма была фланкирована сдвоенными колоннами с ионическими капителями. Его арочные окна имели обрамления в виде наличников с замковым камнем и ушами. Поверху восьмерик опоясан неполным антаблементом (фриз с дентикулами и профилированный карниз), над которым располагались небольшие треугольные фронтоны, размещённые на одной оси с люкарнами под дугообразными фронтончиками. Профилированный антаблемент с дентикулами во фризе отделял друг от друга и ярусы колокольни. Грани двух верхних ярусов колокольни имели арочные проёмы (по сторонам света) с ограждениями в виде перил на фигурных балясинах.

После возведения в начале 1860-х гг. прямоугольного придела с полукруглым алтарным выступом на востоке и небольшого квадратного помещения, расположенного в углу между трапезной и колокольней, практически вся трапезная и большая часть первого яруса колокольни оказались закрыты с северной стороны. В декоре фасада придела был стилизован декор старого здания.

Бесстолпное внутреннее пространство храма было перекрыто восьмилотколвым сводом со световым барабаном и проёмами люкарн. Поскольку в архивных документах упоминается о том, что иконостас «был перенесён» в новую пристройку, видимо, можно предположить, что его выполнили в начале 19 в. Иконы изящного одноярусного (двухчинового) иконостаса, имели резные обрамления в стиле барокко. Завершался иконостас антаблементом с раскреповкой, образованной пилястрами, отделявшими пять осей иконостаса Друг от друга. Поверх антаблемента, на одной оси с царскими вратами располагалась икона, фланкированная лопатками и волютами.

Яхонтов, 1901, с. 80; СГВ, 1853, М 25 (20 июня), с. 106. РГИА, ф. 1293, on. 168, д. 37, 39 (Планы Сызрани 1782 г.), л. 1; РГИА, ф. 1293, on. 167, д. 39 б, л. 2 (План Сызрани 1804 г.); РГИА, ф. 218, on. 4, д. 921, лл. 6, 7, 9 (фасад, план, разрез, придельный иконостас Троицкой церкви). Из книги: И.В.Бурая «Архитектура Сызрани концаXVII - началаXXвека». Сызрань, 2008 г.

Троицкая церковь. Храм каменный, теплый, построен в 1802 г. купцами Петром Веденисовым и Петром Заворотковым. Престолов в нем три: главный во имя Живоначальной Троицы, в правом приделе во имя трех Святителей Московских и всея России чудотворцев Петра, Алексия и Ионы и в левом во имя свв. бессребреников и чудотворцев Космы и Демьяна. Капитал церкви 835 руб. Причт состоит из священника и псаломщика; дома для них церковные. Капитал причта 3335 р. Прихожан в г. Сызрани в 144 дв., 575 м. и 581 ж.; сверх того раскольников в 13 дв., 51 м. и 45 ж. Церк.-приход. попечительство существует с 1883 г. В приходе два городских приходских училища: 4-е мужское и 3-е женское и смешанное училище общества Сызранских приказчиков.

Из книги: Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Приложение к Симбирским епархиальным ведомостям на 1903 год. Симбирск. Типо-литография А.Т. Токарева

http://www.syzranhistory.ru/put/Troickaja-cerkov.htm


ToLik Мечтатель
 
ToLik Мечтатель  1 февраля 2023

Первоначально Троицкая церковь была построена в форштадте, то есть в местности за границей крепости, недалеко от Сызранского кремля, на пересечении улицы Троицкой (в настоящее время – Карла Либкнехта) и переулка Троицкого (ныне – пер. Берлинского). Это был красивейший храм – единственный пример стиля развитого барокко во всей истории каменной архитектуры Сызрани. Впрочем, великолепный, богатый храм, на благоукрашение которого горожане не жалели ни сил, ни средств, после революции исчез с лица земли, словно его и не было…

Вначале на месте Троицкого храма стояла деревянная однопрестольная церковь, освященная в честь святых мучеников и бессребренников Космы и Дамиана. Этому имеется следующее подтверждение. Летописец, перечисляя особые ценности храма, отмечал: «Есть еще замечательная древность. Это холщовый Антиминс, священнодействованный Казанским епископом Лукой в 1750 году, декабря 1-го дня. На Антиминсе наверху надпись: «во имя царевича Петра» и внизу – «во имя Космы и Дамиана». Церковь эта сгорела в 1794-1796 годах.

Каменный трехпрестольный храм в честь Святой Троицы был построен на месте деревянного в 1802 году. Основными храмоздателями выступили сызранские купцы Пётр Гаврилович Заворотников и Пётр Веденисов.

Начиная с 12-го декабря 1937 года, после ареста последнего настоятеля протоиерея Петра Пантюхина, в Троицком храме службы больше не проводились. Еще полтора-два года храм был открыт, в нем продавали свечи, иконы, церковную утварь. Люди приходили, ставили у икон свечи, молились.

Решением исполкома Сызранского городского Совета депутатов трудящихся от 7-го февраля 1940 года «…и по ходатайству рабочих и служащих коллективов сызранских предприятий и принимая во внимание, что Троицкая церковь не функционирует с 1937 года…» храм был закрыт. Аналогичное решение было принято 2-го марта того же года на областном уровне. Здание Троицкой церкви передали артели «Красный пищевик» на слом. За что городской бюджет получил от артели 18 тысяч рублей. Так со временем и была стерта с лица земли красивейшая Троицкая церковь.

Но ее история с разрушением храма не закончилась. На Пасху 2000 года в нашем городе начал свою деятельность приход в честь Святой Троицы, расположенный в Юго-Западном районе. Газета этого прихода в 2006 году писала: «История Свято-Троицкого храма – это не только шесть лет, которые прошли со дня первого богослужения в нашем храме. История эта, как и у большинства храмов России, глубока и зачастую трагична». И далее: «В нашем городе до 1937 года был Свято-Троицкий храм. Храм закончил свое существование с расстрелом последнего настоятеля священника Петра Пантюхина. Милостию Божией, наш приход считает себя преемником этого славного храма».

Сначала на приходе службы шли в вагончике, потом появился маленький храм-новодел. В настоящее время совершаются службы в новом каменном большом храме. 19-го сентября 2019 года, в бытность настоятелем секретаря Сызранской епархии протоиерея Михаила Гордеева, состоялось важнейшее событие в жизни Троицкого храма - установка главного 16-тонного шатра под купол.

По материалам: https://syzran-eparhia.ru/khramy-i-dukhovenstvo/khramy/syzranskoe-blagochinie/item/2530-khram-svyatoj-troitsy.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.