Возведённый на территории крепости, Христорождественский собор вплоть до начала 19 в. являлся композиционным центром её застройки: остальные сооружения (дом воеводы, воеводская канцелярия, соляные и винные магазины и пр.) как бы обступали храм, располагаясь по периметру укреплённой цитадели. Собор, построенный на месте деревянной церкви Живоносного источника (кон. 17 - нач. 18 в.), - один из наиболее древних памятников города, сохранившихся нашего времени.
Вместе со Спасской башней (кон. 17 в.) и Казанским собором (1866-1872 гг.), он и сегодня составляет выразительный ансамбль на высоком левобережье реки Сызрань. Возведённый на средства купца А.В. Кандалаева в стиле нарышкинского барокко, Христорождественский собор вплоть до начала 19 в. служил образцом стиля в местной культовой архитектуре, о чём свидетельствует облик более поздних приходских церквей (как сохранившихся, так и известных лишь по архивным чертежам и дореволюционным фотографиям), выстроенных из камня взамен деревянных в течение второй половины 18 в.
В основу плана Христорождественского собора положена трёхчастная композиция: собственно собор с трёхапсидным алтарём со слабо выступающими апсидами и трапезная нанизаны на продольную ось. Центральный объём собора выстроен по распространённой в это время схеме — восьмерик на четверике. Цоколь оштукатуренного кирпичного здания профилирован двумя полувалами. Трапезная покрыта двускатной крышей с фронтоном в торцовой части. Восьмерик, четыре грани которого (по сторонам света) прорезаны небольшими прямоугольными окнами, оканчивается слегка приплюснутым куполом. Завершением всего сооружения служит гранёная луковица главы на изящной восьмигранной шейке, каждая грань которой декорирована узкими прямоугольными нишами. Колокольня при соборе не строилась, поскольку колокола имелись неподалёку, на Спасской башне.
В интерьере пространство основного объёма и алтаря соединено тремя арочными проёмами. Храм перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом на тромпах, апсида и трапезная — коробовыми сводами с распалубками над оконными проёмами. Углы четверика, трапезной и стыки апсид снаружи подчёркнуты лопатками, которые в нижней части заглублены и украшены ширинками. По карнизу все основные объёмы опоясаны рядами мелких кронштейнов (трёхуступчатых по карнизам четверика и восьмерика и четырёхуступчатых — над трапезной и апсидой). Прямоугольные окна и дверные проёмы обрамлены наличниками с лучковыми сандриками; исключение составляет главный вход под полуциркульным завершением с архивольтом. Оконных проёмов с мелкой квадратной разбивкой всего 17: четыре — в двух противоположных стенах трапезной, по три окна в двух противоположных стенах центрального четверика (по одному в нижнем ярусе и по два в верхней его части), четыре — в восьмерике и три в алтарной части. Асимметричное расположение оконных проёмов в четверике напоминает об архаичных традициях, идущих от зодчества 17 в. Таким образом, Христорождественский собор в архитектурном отношении представляет собой сплав древнерусских традиций с новым стилем барокко.
Памятники истории и культуры Куйбышевской области, 1979, с. 214; Яхонтов, 1901, с. 11; Материалы для географии и статистики России..., 1868, Ч. II, с. 728. Из книги: И.В. Бурая «Архитектура Сызрани концаXVII - началаXXвека». Сызрань, 2008 г.
Тюремная церковь. Храм, бывший соборный, каменный, теплый, построен в 1741 г. Престол в нем в честь Рождества Христова. Причт состоит из священника и псаломщика. Жалованья от тюремного отделения: священнику 450 руб. и псаломщику 150 р. Капитал причта 100 руб.
Из книги: Н.Бажанов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Приложение к Симбирским епархиальным ведомостям на 1903 год. Симбирск. Типо-литография А.Т. Токарева
http://www.syzranhistory.ru/put/Hristorozhdestvenskij-sobor.htm