ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Тотьма. Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери.


Тотьма. Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Сретения Владимирской иконы Божией Матери, "Утоли моя печали" иконы Божией Матери
Год постройки:1797.
Год утраты:1920 (разобрана)
Адрес:
Вологодская область, г. Тотьма, микрорайон Заречье, городское кладбище

Координаты: 59.96255, 42.75579 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Фото нач. ХХ в. http://qr35.ru/ru/ru/obekty/o3510172004?par=full<br>, Тотьма, Тотемский район, Вологодская область
Фото нач. ХХ в. http://qr35.ru/ru/ru/obekty/o3510172004?par=full
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
1900



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 октября 2019

Первоначальные сведения о существовании монастыря на этом месте находятся в переписной книге 7154 г. (1646) "дозору и переписи князя Ивана Семеновича Вяземского да подьячего Левотья Нестерова Тотме, посаду и всему Тотемскому уезду" (Кн. 15049). В этой книге, на обороте 135-го листа, записано: "Да на Тотме за Сухоною рекою против речки Песьей Деньги новая пустыня, а в ней церковь Стретения Пречистые Богородицы иконы Владимирские. Церковь другая Алексия митрополита Московского и всея Руси чудотворца. На церковной (136 л.) монастырской земле в келье поп Иона да коровье дворце вкладчик Томилко Игнатьев с сыном с Кондрашкою. На том же дворе живут церковной дьячек Ивашко Плетнев да пономарь Елизарко Денисов Попов; поселились и церкви поставили после писцов Фоки Дурова да подьячего Остафья Колюпанова. И всего в новой пустыне две церкви да в келье черной поп, да на коровье дворце четыре человека". Перепись, произведенная писцами Ф. Дуровым и Евст. Колюпановым, была в 1623-1625 годах. Через сколько лет спустя после этой переписи основалась на этом месте новая пустынь, к сожалению, определенно сказать нельзя. Должно быть, незадолго до переписи 1646 г., так как число братии, как видим, было еще очень невелико, да и земельных вложений у пустыни еще нет.

К следующей переписи, через 30 лет, новая пустыня вполне устроилась. В писцовых книгах 1676-1679 гг. о ней уже сказано: "Пустыня новая на реке на Сухоне, на дикой стороне, против посаду и Песьей Деньгой. В пустыне церковь Пречистые Богородицы Владимирские древяная, клецки, верх шатровой. В церкви образов местных: образ Пречистые Богородицы Владимирские с чудесами, в киоте на золоте... Другая церковь великих святителей Петра и Алексея и Ионы да в пределе Изосимы и Саватия соловецких чюдотворцев, древяная, клецки, теплая, с трапезою. В церкви образов местных... Колокольня на столбах. На колокольне 6 колоколов медных. На монастыре три кельи да хлебня, а в них живут черной поп Ефросин да два брата иноков. За монастырем двор скотей, а в нем живут работные люди. А монастырской пашни паханые худые земли чет в поле, а в дву потому ж. Сена по речке по Ковде да на реке на Сухоне вверх на ходючей стороне на переволоке, против Дедова острова, да на дикой стороне по Внуковскому ручью в трех местах, да по тому ж ручью два закосца, да на Черной речке, да по речке на Ковде на пожнях, всего 30 копен. Да к той же пустыни меж Печенские и Вотчинские волостей займище Блохина гора с исадными починками лежат впусте, - пашни и сенных покосов нет. Да к той же пустыне две пустоши Рудинские, - оброку платят в съезжую избу по гривне в год" (Кн. 482, об. 419 л. и 420-423 л. л.). В книге подробно перечислены иконы, сосуды, ризы и книги, находившиеся в монастырских церквах.

В переписной книге тех же писцов; Богдана Засецкого да подьячего Емельяна Телицина 1677-1678 годов (Кн. 15050, л. 112), о пустыне сказано почти то же самое, но несколько короче: "Пустыня построена вновь на реке Сухоне, на дикой стороне против посада. А в ней церковь Стретение Пресв. Богородицы Владимирская, древяна, клецки, верх шатровой. Другая церковь Петра и Алексея и Ионы московских чудотворцев, древяна, клецки, с трапезою, о дву верхах. Да на монастыре три кельи да хлебня: черной поп Ефросин да два брата иноков да три бельца-вкладчика; двор скотей, а в нем живут работные наемные люди", и т. д.

Мужской Богородский монастырь за р. Сухоной существовал до 1681 года. В челобитной священников г. Тотьмы на тотемского стольника и воеводу Н. Юшкова 1689 г. (7191) помечен и подписался "Из-за Сухоны реки пустыни Пресв. Богородицы Владимирские поп Иоанн" (См.: С. А. Белокуров, Материалы для Русской Истории, М., 1888 г., стр. 383). Но здесь почему-то не отмечено, какой пустыни: мужской или женской. Зато в писцовых книгах 1687-1688 гг. не только описана пустынь, но отмечены и все проишедшие в ней перемены. А именно: "Пустыня новая на реке на Сухоне, на дикой стороне, против посаду и речки Песьи Деньги. В пустыне церковь Пресв. Богородицы Владимирские, древяна, верх шатровой. Другая церковь триех святителей: Петра и Алексея, Ионы и Филиппа Московских чудотворцев, построена вновь, теплая, с трапезою. Колокольня над вороты, рубленая. На колокольне 6 колоколов. На монастыре три кельи да хлебня, а в них живут игуменья Ульянея, с сестрами,- 15 сестер. А что жили преж сего старицы, и они переведены по указу блаженные памяти великого Государя и великого Князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белые России Самодержавца и по грамоте в Суморин монастырь во 189 (1681) году. А по указу Великих Государей и по грамоте, велено игуменье Ульянее с сестрами давать Государеваго жалованья из таможенных доходов головам со 192 (1684) году игуменьи с сестрами по пятидесяти рублий, попу с причетники по пять рублев (по 65 р.). За монастырем двор скотей, а в нем живет скотник Данилко Лунин (?) сын Хромой да работные наемные люди, наймуютца погодно. Пашни паханые худые земли четверть пашни в поле, а в дву потому ж. Сена на реке на Ковде да на реке Сухоне вверх ходучей стороне на переволоке против Дедова острова, да на дикой стороне по Внуковскому ручью в трех местах, да по тому ж ручью два закосца, да на Черной речке, да на речке Ковде на пожнях, - всего 30 копен. Да к той же пустыне меж Печенгской и Вотчинской волостями займище Блохина гора с исадными починками впусте, пашни сенных покосов нет. Да к той же пустыне дае пустоши Рудинские, а на тех пустошах половники: Лучка Степанов сын Ша-лаевской з детми с Кирилком да с Петрушкою. Да к той же пустыне пустош Губаревская на реке на Сухоне и усть речки Черной. Пашни паханой земли полосмины да лесом поросло две чети без полуосмины в поле, а в дву потому ж, лесу пашенного 6 десятин, а непашенного 10 десятин. Владеют тою пустошью новые пустыни Пресв. Богородицы Владимирские игуменья Ульянея с сестрами: на льготные годы отдано, на двадцать лет, со 182 по 202 год" (с 1674 по 1694 г.).

"Во льготные годы велено оброку платить в приказную избу по двадцати по одному алтыну на год и с пошлинами. А как льготные годы отойдут, и им платить всякие государския подати з живущего с полчети выть. Да к той же пустыне, по указу блаженныя памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича всея великие и малые и белые Росии Самодержавца и по грамоте, дана ж пожня (возле деревни Выползово), что владели Воскресенские священники до 196 (1688) году. Против челобития Воскресенских священников и прихожан, по прежним писцовым книгам Фоки Дурова да подьячего Остафья Колюпанова 133 (1625) году и по данной Митрошки Плотника 116 (1608) году, тою пожнею велено владеть к церкве Воскресению Христову по-прежнему, а игуменье с сестрами от тое пожни было отказано. И во 196 (1688) году прислана Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великие Государыни Благоверные Царевны и Великия Княжны Софии Алексеевны всея великия и Малыя белыя Росии Самодержцев грамота к писцам: к Никифору Кондратьевичу Озерову да к подьячему Ивану Гордееву. А по той великих государей грамоте, велено той пожней владеть Новодевичья монастыря игуменье с сестрами, и в писцовых книгах записать за монастырем именно, а Воскресенским прихожанам к церкви той пожней владеть не велено. И по указу Великих Государей и по грамоте, от прихожанам той пожней к церкве не владеть".

Кроме того, по указу же Великих Государей, как было уже сказано выше (в описании Зелени), Новодевичьему монастырю были даны безоброчно рыбные ловли в реке Сухоне (Прим. Кн. 891, л. 156). Из книг тех же писцов следует, что в число сестер "по указу Великих Государей и по грамоте, во 190 (1682) году были переведены за реку Сухону в Пречистенскую пустынь" нищие-старицы, жившие до этого времени в кельях при городских церквах: Рождественской, Предтеченской, Георгиевской, Воскресенской и Воскресенской у варниц (Прим. Кн. 891, об. 37 л., об. 56 л., 72 л. и об. 132 л.), и что священником в Новодевичьем монастыре состоял иромонах Суморина монастыря Иона, служивший ранее священником в Богоявленском соборе.

В "Истории Российской иерархии" о Тотемском Богородицком девичьем монастыре напечатано: "Тотёмский Богородицкий девичь монастырь, упраздненный при штатах 1764 года, находился в бывшей Велико-Устюжской, а ныне Вологодской Епархии, в городе Тотьме за рекою Сухоною, на правом берегу противу самого города, где ныне Заречная слобода, и в ней осталась еще каменная большая монастырская церковь приходскою. Когда основан был сей монастырь, неизвестно: однако ж значится существовавшим еще при составлении переписных книг 7186 или 1678 года, в коих он был и написан, но без всякой земли и владений. А по грамоте Государей Царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича и Царевны Софии Алексеевны, жалованной в 7194 (1686) году, дана монастырю сему четвертная пашня, на 2 четверти в поле и в двух по тому ж: да сенокосу на 50 копен или 150 пуд: да из Томской воеводской Канцелярии велено выдавать монастырю сему жалованья по 65 рублей и на монастырския потребности по 28 рублей на год. Тою же грамотою положено быть, кроме Игуменьи, 30 сестрам, одному священнику, дьячку и пономарю. После, до 1736 года отпускалось только половинное число упомянутаго денежнаго жалования, а с 1736 все остановлено".

Сравнивая эти сведения с вышеприведенными, выписанными из подлинных писцовых книг, мы видим, что они во многом далеки от истины и спутаны. Во-первых, никакой Заречной слободы против г. Тотьмы в 1812-1815 гг. (последний - год издания книги) да и ранее не бывало. В ревизских сказках седьмой ревизии 1816-го года, сохранившихся в архивах Тотемского казначейства в Окологороднои волости, за рекой Сухоной показана только деревня Пономареве (Выползово тож), а в ней жителей 15 муж. пола и 19 жен. пола. Но эта деревня занесена уже в писцовые книги 1620 г. (Кн. 479, л. 66) и затем значится и во всех книгах переписей последующих годов, о Заречной же слободе ни в одной из них не упоминается. Нет упоминания об ней и в "Ведомости, учиненной об учрежденных по Тотемской округе волостных правлениях и новом составе волостей на 1793 г. (Прим. Архив Тотемского казначейства, дела 1-го разряда, указы) и в окладных книгах Тотемского Казначейства последующих годов.

Очевидно, автор "Истории Церк. Иерархии" перепутал: назвал Зеленскую слободу Заречной и перенес ее из-за реки Песьей Деньги за р. Сухону. Во-вторых, Богородская пустынь значится существовавшей "без всякой земли и владений" в переписных книгах 1646 г., а не 1678, и притом - мужской, а не женской. В книгах же 1676-1679 гг. Богородский монастырь тоже записан мужским и с землею и другими угодьями, которые потом, при преобразовании монастыря, и перешли к женскому монастырю. И в-третьих, о преобразовании монастыря и сведениях, приводимых автором "Истории Рос. Иерархии", хотя с большим изменением, сказано в писцовых книгах 1687-1688 гг. Насколько достоверны сведения о дальнейшей выдаче жалованья монастырю, приводимые автором, положительно сказать не можем.

В 1764 г., при учреждении штатов, Богородицкий девичий монастырь был назначен к упразднению, а церковь решено было обратить в приходскую. Но на самом деле монастырь существовал до 1768 г. В этом году, по закрытии монастыря, игуменья его Мария (Анцининых) и 16 монахинь были переведены во вновь преобразованный Устюжский Иоанна-Предтеченский женский монастырь. Богородская церковь была обращена сначала в приходскую, а затем - в городскую кладбищенскую с самостоятельным причтом. С какого времени она была обращена в кладбищенскую, точных сведении не имеем. В 1791-м году она была еще приходскою а в 1810-м году - уже городскою кладбищенскою. С 1816 года Богородская церковь приписана Богоявленскому собору и с того времени не имеет отдельного причта.

В настоящее время в Богородской церкви о бывшем монастыре напоминают только два колокола на колокольне. Надпись на одном из этих колоколов говорит еще как бы о существующем монастыре: "1701 году вылит сей колокол в дом Пресвятыя Богородицы в девич монастырь при игумение Улиании и при священнике Константине". На другом надпись уже говорит о бывшем монастыре: "1775 году генваря перваго дня куплен сей колокол в Москве в город Тотьму в былой (или: бывый) девич монастырь на казенные деньги".

По церковной же летописи существующая кладбищенская Богородская церковь построена и освящена в 1797 г. и затем, после значительных переделок, вновь освящена в 1857 году. По той же летописи, придел в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали" вновь построен в 1854 год и в 1855 году освящен. Между тем, как в отношении из Тотемского Духовного Комитета, от 29 марта 1857 г., за № 2, сказано, "что в архиве Тотемского Духовного Правления найдены: "...3., дела с описями храмозданными грамотами (в копии) о построении церквей: Владимирской - бывшаго девичья монастыря - 1752 г...". Кроме того, и надписи на сохранившихся в церкви двух храмозданных деревянных крестах говорят иное. На одном из них: "Освятися жертвенникъ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храмъ Пресв. Богородицы Владимирския при державы... Елисаветы Петровны... по благословлению преосвящ. Варлаама, еп. Велико-Устюжскаго и Тотемскаго въ лето 7267 от Р. Хр. 1759 месяца Iунiа 25 на память преп. Феврошя", а на другом: "Освятися жертвенникъ... во храмъ четырехъ святителей Петра, Алекоя, Iоны и Филиппа митрополитовъ Московскихъ... (то же самое) ...въ лето 7263 отъ Р. Хр. 1755 фев. 17 дня на память влм. Феодора Тирона". Затем П. И. Челищев, посетивший Тотьму в 1791 г., в своем дневнике при перечислении городских каменных церквей, пишет: "...на другой стороне Сухоны, где до штатного положения был девичий монастырь, а ныне приходская ж, церковь; в ней настоящий для летнего служения теплый придел - Святителям Христовым Петру, Алексею, Ионе и Филиппу Московским чудотворцам. Таким образом, в церковной летописи, очевидно, допущена ошибка: разрешение на постройку было выдано в 1752 г., а годами окончательного устройства и освящения Богородской церкви с ее приделом нужно считать 1755 и 1759, т. е. еще во время существования девичья монастыря, а не 1797 и 1854; кроме того, придел был первоначально освящен в честь Московских святителей и притом раньше главного храма, внутренняя отделка которого почему-то затянулась на четыре года. В 1854 году придел был не вновь построен, а только после ремонта переосвящен в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали".

Архитектура существующего храма, если отбросить все позднейшие поправки, говорит о том, что здание первоначально было построено в русском стиле, может быть, с примесью барокко. С северной стороны большая часть прямоугольных окон трапезы и храма украшена кокошниками со стрелкой, одно окно без него и одно окно, крайнее к алтарю, украшено фронтоном в стиле барокко, как и все окна второго яруса. Эти фронтоны, составленные как бы из переломленного карниза, сходны с фронтонами окон городских церквей Предтеченской и Воскресенской и, по-видимому, особенно в нижнем ярусе, сделаны при Богородской церкви в позднейшее время. Вход с северной стороны в холодную церковь устроен вместо бывшего окна, так как часть кокошника, украшавшего окно, уцелела и виднеется над крышею крыльца. Окна алтаря почти квадратные и украшены только наличниками. Окна в приделе, кроме алтарного, все украшены кокошниками.

Крыльцо-паперть с запада пристроено вновь, на что указывает верхняя часть наличника входной арки, которая срублена и находится под крышей паперти. Главки, увенчивающие четверик храма, построены вновь, что заметно по старым каменным барабанам, украшенным по бокам колонками, и по деревянной надстройке у средней главы. У основания барабанов сохранились еще полукруглые закомары. Вероятно, в прежнее время, до переделок, храм был увенчан обычным пятиглавием. Стены храма украшены пилястрами. Колокольня состоит из двух четвериков. Основной четверик по углам с рустиками. Углы второго четверика, в котором помещается звон, округлены, и благодаря сильно выступающим наличникам окон верхний ярус колокольни издали кажется восьмиугольным. Колокольня увенчана шпилем.

Когда была построена колокольня, в церковной летописи нет указаний, но, судя по стилю ее, во всяком случае не ранее XIX века и, вероятно, одновременно с перестройкой церквей в 1854-1856 годах. Возможно, что первоначально колокольня была шатровая, на что отчасти указывает вход на колокольню, устроенный против обычая: первая лестница, как у всех церквей, идет в стене нижнего четверика и неожиданно выводит вас под крышу над трапезой; отсюда, пройдя небольшое пространство над трапезой, вы снова входите в колокольню и уже по второй лестнице поднимаетесь к звону. Что послужило причиной для указанных поправок и переделок первоначального здания, неизвестно.

Внутреннее убранство обоих приделов Богородской церкви (иконостасы, иконы и настенная живопись) новое, XIX века, и довольно простое. Из древних икон сохранилось лишь несколько в алтаре: икона Владимирской Божией Матери за жертвенником и несколько пядничных икон, размещенных по стенам алтарей. Упоминаемая в "Описании приписных церквей к Богоявленскому собору"114 икона преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев,- дар в 1684 г. князя Василия Одоевского в Богородский девичий монастырь,- находится за левым клиросом в теплом приделе и едва ли не заменена новою, так как надпись жертвователя оказалась не внизу оклада, как сказано в описании, а на задней стороне доски и написана хотя славянскими буквами, но нынешними чернилами. Кроме того, задняя сторона доски совершенно белая, как у новой иконы.

https://gorodtotma.ru/page,2,302-kladbishhenskaja-bogorodskaja-cerkov.html


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  28 октября 2019

Тотемская Богородицкая (Владимирская) кладбищенская церковь. РФ: г. Тотьма, Вологодская обл.

Владимирская кладбищенская церковь, 1797 г., каменная (за рекой Сухоной). Престолы в честь: иконы Божией Матери «Владимирская» - главный, иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали». В окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года Владимирская церковь не указана. В XIX в. была приписана к Тотемскому Богоявленскому собору

Источники: С-в Н. (Суворов Н. И.). Несколько топографических и статистических сведений о бывшей Великоустюжской епархии. // ВЕВ. - 1872. - №18. - Прибавления. - С. 517. Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. - Т. 1. - С. 86, 136. http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=1632


Марина Зуйкова  5 октября 2020

По церковной же летописи существующая кладбищенская Богородская церковь построена и освящена в 1797 г. и затем, после значительных переделок, вновь освящена в 1857 году. По той же летописи, придел в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали" вновь построен в 1854 год и в 1855 году освящен. Между тем, как в отношении из Тотемского Духовного Комитета, от 29 марта 1857 г., за № 2, сказано, "что в архиве Тотемского Духовного Правления найдены: "...3., дела с описями храмозданными грамотами (в копии) о построении церквей: Владимирской - бывшаго девичья монастыря - 1752 г..."

Кроме того, и надписи на сохранившихся в церкви двух храмозданных деревянных крестах говорят иное. На одном из них: "Освятися жертвенникъ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храмъ Пресв. Богородицы Владимирския при державы... Елисаветы Петровны... по благословлению преосвящ. Варлаама, еп. Велико-Устюжскаго и Тотемскаго въ лето 7267 от Р. Хр. 1759 месяца Iунiа 25 на память преп. Феврошя", а на другом: "Освятися жертвенникъ... во храмъ четырехъ святителей Петра, Алекоя, Ионы и Филиппа митрополитовъ Московскихъ... (то же самое) ...въ лето 7263 отъ Р. Хр. 1755 фев. 17 дня на память влм. Феодора Тирона". Затем П. И. Челищев, посетивший Тотьму в 1791 г., в своем дневнике при перечислении городских каменных церквей, пишет: "...на другой стороне Сухоны, где до штатного положения был девичий монастырь, а ныне приходская ж, церковь; в ней настоящий для летнего служения теплый придел - Святителям Христовым Петру, Алексею, Ионе и Филиппу Московским чудотворцам. Таким образом, в церковной летописи, очевидно, допущена ошибка: разрешение на постройку было выдано в 1752 г., а годами окончательного устройства и освящения Богородской церкви с ее приделом нужно считать 1755 и 1759, т. е. еще во время существования девичья монастыря, а не 1797 и 1854; кроме того, придел был первоначально освящен в честь Московских святителей и притом раньше главного храма, внутренняя отделка которого почему-то затянулась на четыре года. В 1854 году придел был не вновь построен, а только после ремонта переосвящен в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали".

Архитектура существующего храма, если отбросить все позднейшие поправки, говорит о том, что здание первоначально было построено в русском стиле, может быть, с примесью барокко. С северной стороны большая часть прямоугольных окон трапезы и храма украшена кокошниками со стрелкой, одно окно без него и одно окно, крайнее к алтарю, украшено фронтоном в стиле барокко, как и все окна второго яруса. Эти фронтоны, составленные как бы из переломленного карниза, сходны с фронтонами окон городских церквей Предтеченской и Воскресенской и, по-видимому, особенно в нижнем ярусе, сделаны при Богородской церкви в позднейшее время. Вход с северной стороны в холодную церковь устроен вместо бывшего окна, так как часть кокошника, украшавшего окно, уцелела и виднеется над крышею крыльца. Окна алтаря почти квадратные и украшены только наличниками. Окна в приделе, кроме алтарного, все украшены кокошниками.

Крыльцо-паперть с запада пристроено вновь, на что указывает верхняя часть наличника входной арки, которая срублена и находится под крышей паперти. Главки, увенчивающие четверик храма, построены вновь, что заметно по старым каменным барабанам, украшенным по бокам колонками, и по деревянной надстройке у средней главы. У основания барабанов сохранились еще полукруглые закомары. Вероятно, в прежнее время, до переделок, храм был увенчан обычным пятиглавием. Стены храма украшены пилястрами. Колокольня состоит из двух четвериков. Основной четверик по углам с рустиками. Углы второго четверика, в котором помещается звон, округлены, и благодаря сильно выступающим наличникам окон верхний ярус колокольни издали кажется восьмиугольным. Колокольня увенчана шпилем.

https://gorodtotma.ru/page,2,302-kladbishhenskaja-bogorodskaja-cerkov.html


Воронов Юрий Викторович
 
Воронов Юрий ВикторовичАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  12 августа 2022

Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери (в народе её сокращённо называли Владимирской) была построена в Заречной части города в 1797 году в стиле позднего барокко. С середины ХVII века на этом месте находился Тотемский Богородицко-Владимирский мужской монастырь.

В переписной книге 7154 г. (1646) записано: "Да на Тотме за Сухоною рекою против речки Песьей Деньги новая пустыня, а в ней церковь Сретения Пречистые Богородицы иконы Владимирские. Церковь другая Алексия митрополита Московского и всея Руси чудотворца". Это первое упоминание о монастыре. В более поздних писцовых книгах за 1676-1679 годы уточняется, что оба храма деревянные, причём Владимирская церковь шатровая летняя. Теплый, вновь построенный храм с трапезной был освящён в честь Петра, Алексия, Ионы и Филиппа святителей Московских с приделом Зосимы и Савватия Соловецких. В монастыре в то время стояла колокольня на столбах (видимо, по типу известной Кимжской звонницы - первоначальный тип колоколен на Руси), на которой висело 6 колоколов.

Монастырь был небольшим: стояли три кельи, в которых проживали настоятель Ефросин и два монаха и "хлебня". За монастырём находился скотный двор, на котором проживали "работные" люди. Мужской монастырь просуществовал до 1681 года, когда братия монастыря была переведена в Спасо-Суморин монастырь, находящийся в междуречье Ковды и Песьей Деньги в 1 версте к западу от города (сейчас он находится на территории Тотьмы). Обитель была преобразована в женскую. В обитель пришли сёстры, жившие до этого времени в кельях при Рождественской, Предтеченской, Георгиевской и Воскресенской городских церквях, а так же Воскресенской церкви у варниц.

В писцовых книгах 1687-1688 годах сообщается, что в монастыре стоит деревянная надвратная колокольня с теми же шестью колоколами. В монастыре находятся игуменья Ульянея с 15 сёстрами. О других изменениях в монастыре писцовые книги не сообщают. По указу Великих Государей монастырю были даны без оброка рыбные ловли в реке Сухоне, а также хорошие сенокосные угодья. В начале XVIII века монастырь приобрёл на колокольню новый колокол, надпись на котором гласила: "1701 году вылит сей колокол в дом Пресвятыя Богородицы в девич монастырь при игумение Улиании и при священнике Константине". Есть сведения, что в 1750-х годах на территории Богородицкого женского монастыря была построена новая каменная церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, придел Святителей Московских был освящён в 1752 году, а главный престол - в 1759.

При учреждении штатов в 1764 году Богородицкий девичий монастырь был назначен к упразднению, а церковь решено было обратить в приходскую. Но на самом деле монастырь существовал до 1768 года, когда игуменья Мария (Анцининых) и 16 монахинь Богородицкого монастыря были переведены в преобразованный в 1764 году из мужского Иоанна-Предтеченский женский монастырь в городе Великий Устьюг. Церковь Богородицкой обители была обращена в приходскую с самостоятельным причтом. Приходом храма в 1775 году на казённые деньги был приобретён в Москве второй колокол. Постепенно территория опустевшего монастыря стала покрываться городским Владимирским кладбищем.

Согласно церковным документам, на месте Богородицкого женского монастыря в 1797 году была построена новая приходская кладбищенская церковь в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери с приделом Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь была каменная, одноэтажная, в одной связи с колокольней. В 1816 году храм приписывают к городскому Богоявленскому собору, и с того времени церковь больше никогда не имела своего отдельного причта. В середине XIX века храм претерпел обновления. После значительных переделок, церковь вновь была освящена в 1856 году. Придел в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали" был пристроен к храму с южной стороны в 1854 году, а в 1855 (1857) году был освящён и сам обновлённый, при этом придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы уже больше не упоминается.

Местный краевед Д.А. Григоров в начале XX века даёт этому храму такую общую характеристику: «Здание церкви сильно пострадало от перестроек, но до сих пор в своих главных частях сохранило архитектуру последних переживаний русского стиля. Главный двухъярусный четверик храма, к которому с востока примыкает пятистенная алтарная апсида, увенчан пятью небольшими главками, из которых средняя двухъярусная. Четверик довольно высоко поднимается над низким продолговатым корпусом трапезы, соединяющим храм с колокольней, уже перестроенной в позднейшее время в ампирном стиле. Теплый придел во имя иконы Божией Матери "Утоли моя печали" пристроен с южной стороны главного храма и с севера, со стороны реки Сухоны, незаметен, а потому не портит фасада храма. Вся церковь, кроме окрашенных в белый цвет рельефных частей, выкрашена желтой краской приятного тона и красиво выделяется на высоком берегу среди окружающей её зелени. Уединенное положение церкви вдали от всяких построек и вблизи леса, при первом взгляде на нее издали, невольно вызывает предположение, что это монастырь или пустынька».

Д.А. Григоров достаточно подробно описал декор здания: «Архитектура существующего храма, если отбросить все позднейшие поправки, говорит о том, что здание первоначально было построено в русском стиле, может быть, с примесью барокко. С северной стороны большая часть прямоугольных окон трапезы и храма украшена кокошниками со стрелкой, одно окно без него и одно окно, крайнее к алтарю, украшено фронтоном в стиле барокко, как и все окна второго яруса. Эти фронтоны, составленные как бы из переломленного карниза, сходны с фронтонами окон городских церквей Предтеченской и Воскресенской и, по-видимому, особенно в нижнем ярусе, сделаны при Богородской церкви в позднейшее время. Вход с северной стороны в холодную церковь устроен вместо бывшего окна, так как часть кокошника, украшавшего окно, уцелела и виднеется над крышею крыльца. Окна алтаря почти квадратные и украшены только наличниками. Окна в приделе, кроме алтарного, все украшены кокошниками. Крыльцо-паперть с запада пристроено вновь, на что указывает верхняя часть наличника входной арки, которая срублена и находится под крышей паперти. Главки, увенчивающие четверик храма, построены вновь, что заметно по старым каменным барабанам, украшенным по бокам колонками, и по деревянной надстройке у средней главы. У основания барабанов сохранились еще полукруглые закомары. Вероятно, в прежнее время, до переделок, храм был увенчан обычным пятиглавием. Стены храма украшены пилястрами. Колокольня состоит из двух четвериков. Основной четверик по углам с рустиками. Углы второго четверика, в котором помещается звон, округлены, и благодаря сильно выступающим наличникам окон верхний ярус колокольни издали кажется восьмиугольным. Колокольня увенчана шпилем».

В 1920-е годы храм был закрыт и вскоре разобран на кирпич. Перед уничтожением его успел запечатлеть на полотне «Владимирское кладбище» местный художник Феодосий Михайлович Вахрушов.

Сейчас на месте храма находится пустырь на правом берегу реки Сухоны. Городское кладбище разрослось в южном направлении и уже подошло к автодороги Тотьма - Никольск.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.