Спасо-Суморин монастырь – бывший мужской православный монастырь в городе Тотьме. Расположен на продолговатом мысу между речками Песья Деньга и Ковда. Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176 Ансамбль Спасо-Суморина монастыря, XVIII-XIX вв. отнесен к категории объектов культурного наследия федерального значения.
Монастырь основан в 1554 году. Спасо-Сумориным назван монастырь по главной Спасо-Преображенской церкви и по фамилии его основателя, преподобного Феодосия Суморина, причисленного к лику святых под именем Феодосия Тотемского. Преподобный Феодосий Суморин родился в Вологде около 1530 года. Достигнув совершеннолетия, Феодосий решился посвятить свою жизнь служению Богу, для чего принял монашеский постриг в Спасо-Прилуцком монастыре. Обитель вела большую торговлю солью, которая выпаривалась в Тотьме. Монах Феодосий был направлен в Тотьму для контроля над ее производством. Здесь, на берегу реки Песья Деньга, в 1554 году он основал новый монастырь. Феодосий подал прошение в Москву для отмены налога на соль и в 1555 году получил грамоту от царя Ивана IV. Спасо-Суморин монастырь вскоре стал одной из самых богатых православных обителей вдоль реки Сухона, несмотря на то, что он состоял почти полностью из деревянных сооружений до конца XVIII века. Ныне существующие архитектурные памятники были построены позднее, чем церкви в центре города. Долго ли стояли церковь и другие здания, построенные преподобным Феодосием, неизвестно.
В 1613 году, при нападении поляков и литовцев на Тотьму, монастырь, по-видимому, был разорен. В отписках монахов Прилуцкого монастыря сказано, что убитых старцев и слуг Прилуцкого монастыря «похоронити некому,– нет в Тотьме священников ни черных, ни белых», «а здесе, государи отнюдь некому погребати, нет священников нигде, все высечены». Позднейшие же документы отмечают, что не все белые священники и черные монахи были перебиты, например, часть братии Суморина монастыря успела спастись, скрывшись в ближайших лесах, и после ухода неприятеля возвратилась, чтобы восстановить монастырь. В писцовых книгах за 1685 год указывается на следующие постройки в Спасо-Суморином монастыре: - ветхая деревянная Преображенская церковь, основана была в 1554 году преподобным Феодосием; - строящаяся каменная Преображенская церковь с трапезною и Воскресенским приделом; - деревянная шатровая колокольня с десятью колоколами, с часами и «железным боем»; - семь деревянных келий. В 1693, 1694 и 1702 годах тотемский Спасо-Суморин монастырь посещал Государь Петр Великий.
Каменный Спасо-Преображенский храм строился в период с 1623 по 1689 годы. Он стал первой каменной постройкой в Тотемском уезде. В 1801 году к Преображенской церкви с южной стороны был пристроен придел во имя святого князя Александра Невского, а с западной – помещения для монастырской ризницы и библиотеки. В XIX веке внутри церкви стены и своды были украшены живописью. Пол в храме был чугунным, а в алтаре – из белого камня. В резном золоченом иконостасе в киоте за стеклом хранилась икона св. князя Александра Невского, присланная в монастырь в 1801 году императором Александром I. Золотой оклад иконы был украшен драгоценными каменьями, а венец – алмазами и бриллиантами. В другом киоте также за стеклом находилась чудотворная икона Божией Матери, именуемой «прежде Рождества Дева». Частичные перестройки Преображенского собора проводились в 1876-1880 годы. После закрытия монастыря в здании Преображенского собора располагался лесной техникум.
Наиболее величественной постройкой монастыря является Вознесенский собор. Деревянный Воскресенский собор был срублен после пожара 1690 года. Новый каменный храм на месте деревянного возвели в 1757 году. Освящен собор в 1764 году. Спустя несколько лет, «от слабого грунта земли она во многих местах осела и растрескалась». В 1796 году начались работы по перестройке Вознесенского храма. 2 сентября 1796 года при земляных работах был найден гроб. При поднятии гроба с него упала крышка, взорам строителей предстало покрытое схимою тело, у которого глава, руки, весь состав и одежда целы. По вышитым на схиме словам открылось, что это тело основателя Спасо-Суморина монастыря – преподобного Феодосия Суморина, почивавшее в земле 228 лет. Предположительно автором проекта постройки Вознесенского храма, выполненного в стиле зрелого классицизма, является Р.М. Казаков – сын известного русского архитектора Матвея Казакова. Строительство обновленного Вознесенского собора было завершено в 1825 году, когда к собору пристроили обширную трапезную. Трехэтажный пятиглавый с колоннами храм как снаружи, так и внутри был богато украшен лепниной. В среднем этаже находилось пять престолов, из коих главный – во имя Вознесения Господня, по правую сторону от него – в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а по левую – Феодосия Тотемского чудотворца с мощами святого. Общий вес серебряной раки составлял сто килограммов. На раке по сторонам располагались четыре клейма: блаженного Максима Тотемского, преподобного Вассиана Тиксненского, Прокопия Устюжского, Андрея юродивого Тотемского. Кроме клейм по сторонам раки были вычеканены: молитва, тропарь и кондак преподобному Феодосию, а также сведения, в чье царствование и при каком преосвященном обретены мощи и когда сделана рака. Перед ракою в киоте и за стеклом стояла чудотворная икона Божией Матери, именуемая Суморинскою, принесенная в 1553 году самим преподобным Феодосием Сумориным из вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. По преданию, этой иконой игумен Прилуцкого монастыря благословил преподобного Феодосия в дорогу в Тотьму. При входе в церковь, в трапезе с правой стороны, находился престол во имя Николая Чудотворца, а с левой – Петра,митрополита Московского. В нижнем этаже, в пещере, где обретены мощи преподобного Феодосия – престол во имя всех вологодских чудотворцев. Автором росписей Вознесенского собора, частично сохранившихся до наших дней, считается знаменитый вологодский художник Платон Семенович Тюрин (1816–1882), академик портретной и исторической живописи Императорской академии художеств.
С 1800 года в Спасо-Суморином монастыре началось строение каменной колокольни, которое продолжалось по 1843 год. Во втором этажи ее была устроена церковь Иоанна Златоуста (освящена в 1845 году). Эта колокольня была второй по высоте в Вологодской епархии после колокольни Софийского собора Вологды. Работы по разборке колокольни начались в 1930-ые годы. Окончательно (до основания) она была разрушена в 1950-1960-е годы. В XIX веке между колокольней и Преображенской церковью были выстроены два каменных одноэтажных с мезонинами, корпуса келий. В настоящее время в одном из них расположена гостиница «Монастырские кельи». В другом - располагаются экспозиции Тотемского музея. В стенах монастыря хранится коллекция предметов традиционного быта северных крестьян: прялки, берестяные короба, инструменты для обработки льна, керамика, крестьянская мебель, сани. Монастырские здания были обнесены каменной оградой, построенной после 1829 года. Монастырская ограда с угловыми башенками частично сохранилась до наших дней. В 1870 году в монастыре была возведена встроенная в ограду церковь Успения Пресвятой Богородицы. В настоящее время находится в руинированном состоянии.
После революции 1917 года монастырь был закрыт.
В настоящее время в монастыре ведутся ремонтно-реставрационные работы, в том числе и с участием волонтеров. До революции в монастыре хранились следующие исторические артефакты: серебряный крест с 50 частицами святых мощей, часть крыши с гроба преподобного Феодосия и кожаные сапоги его, обретенные вместе с его нетленными мощами (хранились в ризнице под стеклом), древняя копия с духовной преподобного Феодосия (писана столбцом на свитке), серебряный ковш весом, пожалованный императором Петром Великим (хранился в ризнице). На кресте имелась следующая надпись: «Божиею милостию великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея великие, и малыя, и белыя России самодержец, пожаловал сим ковшом, с ваги приказные избы подьячаго, Павла Турутина за ево радение, что он будучи в 206 (1698) году, на ваге в Шенкурском остроге, у збору его великаго государя, денежныя казны головою таможенных пошлин и питейные прибыли против настоящаго 205 года, у трех сот у пятьдесят у шести рублев, учинил прибору двести восемнадцать рублев, восем алтынь», подлинное императора Павла I собственноручное письмо, железная шапка из двух полос, сложенных крестообразно, с обручем вокруг головы, железные четки и железные вериги преподобного Феодосия.
Феодосий Тотемский – один из самых почитаемых святых в прежней Вологодской епархии. В честь его в епархии было освящено несколько храмов и приделов. Слава преподобного Феодосия как чудотворца выходила далеко за пределы Вологодчины. Престолы, посвященные ему, встречались в Новгородской, Олонецкой и Архангельско-Холмогорской епархиях. Родился Феодосий около 1530 года в Вологде в благочестивой и состоятельной семье Сумориных. Отличаясь в юности религиозным настроением души, Феодор (его мирское имя) мечтал об иночестве. Родители же, находясь в преклонном возрасте, желали передать ему наследство, чтобы обеспечить сыну будущее. Феодор, подчинившись родительской воле, женился на приисканной ему невесте. От этого брака он имел дочь Марину. После смерти жены в Спасо-Прилуцком монастыре под Вологдой он принимает монашеский постриг под именем Феодосий. Послушание монаху определили в монастырской пекарне, где труд считался самым тяжелым. Феодосий принял его с радостью, почитая необходимым для спасения и смирения. Житие повествует, что ночью преподобный молился, прося Бога открыть ему пустыню. И его молитва была услышана. Инока решили отправить в Тотьму, где Спасо-Прилуцкому монастырю принадлежали соляные варницы, и поручить надзирать за соляным двором. Преподобный Феодосий не только не оставил прежних правил строгого подвижничества, но еще более желал поработить плоть свою духу – возложил на себя железные вериги. Прибыв в Тотьму и обойдя окрестности города, Феодосий нашел подходящее для обители место – мыс между речками Ковдой и Песьей Деньгой. Земля эта принадлежала посадской вдове Марье Истоминой, и старец попросил ее: «Да дасть ему место создати церковь и монастырь возградити на собрание монахов». А жители Тотьмы, издавна желавшие иметь в пределах своих монастырь, послали к Ивану Грозному «жалобницу», в которой просили его дозволить старцу Феодосию воздвигнуть церковь во имя Преображения Господня, соорудить монастырь и дать Феодосию благословенную грамоту. 20 февраля 1554 года «во вторник 2-й недели поста» Иван Грозный назначил Феодосия настоятелем новоиспеченной обители. Получив грамоту, Феодосий немедленно приступил к сооружению монастыря. В этом же году была построена деревянная церковь во имя Преображения господня и при ней монашеские кельи. А в 1555 году Феодосию была выдана другая царская грамота, коей дозволялось ему устроить при Тотемских солеварнях на порожнем месте свою соляную трубу и продавать добываемую соль безоброчно, а деньги употреблять на содержании церкви и братии. Впоследствии Спасо-Суморин монастырь ежегодно добывал 12-15 пудов соли. Феодосий сумел создать образцовое и слаженное монастырское хозяйство: земельные угодья, мельницы, амбары, кирпичные печи, четыре соляные варницы с 11 трубами, торговые лавки в городе, речные суда для перевозки соли, и т. п. Все это давало рабочие места сотням людей, служило процветанию тотемской обители, которая постепенно превращалась в крупный центр православной культуры и духовности. Скончался преподобный 28 января 1568 года. Он был погребен близ алтаря сооруженного им деревянного Преображенского собора. Житие сообщает, что через сорок лет после его смерти состоялись первые исцеления на его могиле, а почитание старца как святого началось почти сразу же. Первая икона святого была написана в 1612 году тотемским иконописцем Яковом Поповым. С 1626 года иконы преподобного стали широко распространенными. Мощи преподобного были обретены в 1796 году при копании рва под фундамент Вознесенской церкви (опознаны по шитой надписи на схиме). Через два года Феодосий был канонизирован.
До революции 1917 года мощи преподобного Феодосия находились зимой в Воскресенском соборе под аркой между основным пространством собора и северным приделом во имя Феодосия Тотемского, а весной ежегодно с торжественным крестным ходом переносились в холодный Преображенский собор и здесь покоились в серебряной раке. Мощи были покрыты покровом, за исключением руки преподобного, которую целовали верующие. В 1919 году мощи Феодосия Тотемского, несмотря на протесты верующих, были вскрыты и выставлены на всеобщее обозрение. Опасаясь дальнейшего поклонения святому, власти Тотьмы отправили вскрытые мощи в Вологду для выставления их в антирелигиозном музее. С 1920-х по 1988 год они хранились в запасниках Вологодского музея-заповедника. В 1988 году в честь 1000-летия Крещения Руси мощи были переданы музеем в Лазаревскую Горбачевскую церковь Вологды. 12 сентября 1994 года состоялось торжественное перенесение мощей в Троицкий храм города Тотьмы, где они помещены в раку. С 2001 года мощи находятся в Рождественском храме Тотьмы.
http://cultinfo.ru/