ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Тотьма. Церковь Иоанна Предтечи.


Церковь. Не действует.  
Престолы:Иоанна Предтечи
Год постройки:Между 1738 и 1744.
Адрес:
Вологодская обл., г. Тотьма, начало ул. Ленина

Координаты:59.975236, 42.751282




Добавить фотографию
Церковь Иоанна Предтечи - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
Алексей Кротов
28 сентября 2017
Церковь Иоанна Предтечи - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
южный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
13 мая 2012
Церковь Иоанна Предтечи - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
13 мая 2012
Церковь Иоанна Предтечи - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
13 мая 2012
Церковь Иоанна Предтечи - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
восточный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
13 мая 2012
Церковь Иоанна Предтечи - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 марта 2007
Церковь Иоанна Предтечи - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
Фото В.В. Лелецкого
Андрей Агафонов
1 июля 1991
Церковь Иоанна Предтечи - Тотьма - Тотемский район - Вологодская область
Фото В.В. Лелецкого
Андрей Агафонов
1 июля 1991




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы,  3 сентября 2011

Церковь Иоанна Предтечи самая старая из сохранившихся в Тотьме. Строилась церковь по заказу секретаря великоустюжской консистории Фирсова. Сейчас она существует в полуразрушенном виде, сохранился только нижний ярус. Первоначально двухъярусный четверик был увенчан небольшим восьмериком и главкой. С северной стороны к храму примыкал Ильинский придел, который сейчас разобран. Декор характерен для русской архитектуры 17 века.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин,  6 мая 2016

Историческое местоположение: Тотемский уезд, Вологодская губерния.

Иоанно-Предтеченская церковь, 1738 года, каменная. Престолы в честь: Рождества Крестителя Господня Иоанна Предтечи - главный, прор. Илии. В 1788 г. в приходе числилось 554 человека, в 1868 г. - 493.

Входо-Иерусалимская (Николаевская) церковь, 1789 года, каменная. Престолы в честь: Входа Господня в Иерусалим - главный, свт. Николая Мирлкийского. Возобновлённый храм в честь Входа Господня в Иерусалим освящён 8 октября 1872 г.

Параскевинская церковь, 1795 года, каменная. Престол в честь вмц. Параскевы Пятницы.

При Иоанно-Предтеченской церкви возобновленный холодный храм во имя свт. Николая Чудотворца 29 ноября 1864 г. освящён благочинным протоиереем Павлом Арсеньевским, возобновлённый храм во имя Рождества Иоанна Предтечи освящён 27 октября 1868 г. Возобновлённый придельный храм во имя св. прор. Илии освящён 22 июня 1869 г.

http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?sort=1&id=802

Частично сохранившийся храм Тотьмы был освящён во имя Иоанна Предтечи. Это один из самых ранних каменных храмов города, его возвели в 1738-1740 годах. Заказчиком выступил секретарь великоустюжской консистории И.Г. Фирсов. Храм состоял из нескольких ярусов: двухуровневого четверика, невысокого восьмерика, изящного барабанчика, увенчанного луковичной главкой. В этой церкви, построенной в первой половине XVIII века, ещё очень заметны черты древнерусской архитектуры: это и оконные наличники в виде многоступенчатой рамки, и килевидные кокошники. На снимке можно разглядеть портал с полуколоннами по бокам и килевидным архивольтом. Плоские пилястры с опорой на висячие консоли, карниз стены – эти черты характерны для раннего барокко.

Церковь Иоанна Предтечи представляет собой очень интересный образец переходного периода от русской архитектуры к барокко.

http://kraeved1147.ru/totma-hramyi/


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  6 февраля 2017

Местность у Входоиерусалимского храма и начала нынешней улицы Бабушкина раньше звалась в Тотьме несколько, может, неприлично в наше время звучащим сочетанием Саблин Конец. Названа она была так по фамилии тотемских землевладельцев и солепромышленников, построивших на Варницах ещё в начале шестнадцатого века деревянную церковь пророка Ильи, перенесённую позже именно в этот район, являвшийся в то время окраиной посада. Один из Саблиных – Семён – известен также как автор уникального документа по технологии солеварения под названием «Роспись о том, как зачать делать новыя трубы на новом месте». Многие положения из этого документа остались неизменными и до наших дней, широко используясь в горно-инженерных работах.

Именно в этом месте, где стояла та самая, перенесённая с Варниц и после этого несколько раз перестраивавшаяся Ильинская церковь, в 1738 году началось возведение первого в Тотьме каменного храма. Кстати, строили его недолго: всего два года. Средства были выделены секретарём великоустюжской консистории И.Г. Фирсовым. Новое каменное здание также было разделено на два храма: один, с северной стороны, был освящён во имя пророка Ильи (он – храм, а не пророк – был тёплым), а второй стал зваться Предтеченским и являлся, соответственно, летним холодным.

Архитектура первого в Тотьме храма позволяет говорить о начальном периоде развития тотемского барокко. Краевед А.В. Кузнецов, используя игру слов, называет эту церковь Предтечей тотемского стиля. И есть за что. Церковь выглядела довольно интересно и вносила в окружающий её пейзаж замечательный колорит, не потерявшийся и при возведении рядом громадного Входоиерусалимского храма. И так бы мы до сих пор и любовались на это чудо ранней тотемской архитектуры, да не угодила церковь пришедшим к власти в 1917 году большевикам. Верхний ярус с куполом и придел Ильинского храма были безжалостно уничтожены.

https://vk.com/pages?oid=-9368277&p=УТРАЧЕННЫЕ_ХРАМЫ


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  31 декабря 2018

Ближайшими к центральной площади являются два стоящих рядом храма — Входа в Иерусалим и Иоанна Предтечи. Они подчеркнуто контрастны по отношению друг к другу: исключительно эффектный, вытянутый вверх первый и низкий, подчеркнуто скромный второй. Однако именно последний представляет собой один из самых ранних каменных культовых сооружений Тотьмы.

Церковь Иоанна Предтечи была построена в 1738—1740 годах по заказу секретаря великоустюжской консистории И. Г. Фирсова. Сохранилась она с большими утратами (разобраны верхний ярус и придел), однако, несмотря на это, позволяет составить представление о раннем этапе развития тотемской архитектуры XVIII века. Это сравнительно небольшое бесстолпное здание, состоящее из трех частей: основного, первоначально двухъярусного четверика с малым восьмериком и главой, узкого пятигранного алтаря и неширокой паперти. Подобная композиционная схема типична для ранних тотемских церквей. Лишь невысокий Ильинский придел, примыкавший к храму с севера, придавал ей некоторое своеобразие.

Убранство фасадов церкви Иоанна Предтечи свидетельствует о двойственности подхода к архитектуре, который характерен для местных мастеров раннего периода. Плоские, на углах парные пилястры, опирающиеся на оригинальные висячие консоли, членят стены, увенчанные сочным карнизом из простых профилей с раскреповками и выразительными фестончиками под нижним полувалом. Эти элементы в духе раннего барокко соседствуют с деталями, непосредственно восходящими к древнерусским формам XVII века, — с оконными наличниками в виде прямоугольной, многоступенчатой рамки с килевидным кокошником-фронтончиком и порталом в центре западного фасада с полуколонками по бокам и килевидным архивольтом. В дальнейшем эта двойственность убранства ранних тотемских построек полностью преодолевается: декор в 1770-х годах приобретает исключительно пышные, узорчатые барочные формы, которые процветают здесь до конца столетия. Блестящим и, пожалуй, самым эффектным памятником зрелого этапа в развитии местного зодчества является Входоиерусалимский храм — единственная из местных церквей, целиком сооруженная в период расцвета тотемского барокко. Он построен в 1774—1794 годах на средства местных купцов, братьев Г. А. и П. А. Пановых, основателей крупнейшей в то время компании по освоению «Русской Америки».

Высокое, монументальное здание прежде всего поражает своей декоративностью и устремленностью всех форм вверх. Обычный тип бесстолпного и пятиглавого храма в два этажа (внизу — теплый, вверху — холодный), с пятигранной алтарной частью, короткой трапезной с притвором и колокольней трактован здесь с удивительным мастерством и своеобразием. Основной кубический объем с тремя рядами высоких окон свободно взмывает вверх. Венчают его высокая кровля и пять изящных глав на стройных двухъярусных восьмериках, центральный из которых является более крупным и световым. Динамичный взлет форм вверх особенно заметен с востока, где пониженный двухъярусный алтарь, также завершенный главкой с граненым барабанчиком, как бы начинает общее вертикальное движение, передавая его собственно храму. Необычно высокая трапезная во втором этаже имеет дополнительный ряд окон верхнего света вычурной, типично барочной формы. С запада к ней примыкает колокольня с крыльцом, два четверика которой венчает массивный и глухой восьмерик, к настоящему времени потерявший свое прежнее завершение.

Особенно выразителен нарядный декор Входоиерусалимского храма с его характерными для местного барокко формами. Тонкие, ничем не перебиваемые пилястры на углах объемов и между окон вытянуты во всю высоту здания. Широкие завершающие карнизы с зубчиками дополнены полукружиями в центре каждой из сторон основного объема и четверика колокольни. Основной эффект производит живописное оформление оконных проемов, виртуозно выполненное из довольно ограниченного набора специально формованных кирпичных деталей, по-разному скомбинированных и создающих благодаря этому многообразие форм. На фасадах между тремя ярусами окон, заключенных в простые прямоугольные многоступенчатые рамки, расположены фигурные, вычурные картуши и над верхним рядом проемов не менее пышные фронтоны. Особенно роскошны картуши между нижними и средними окнами, а также на гранях колокольни, где они помещены в два яруса. Их рельефный рисунок из дуг, завитков и криволинейных элементов слегка выступает из плоскости стен и, оказываясь как бы наложенными на них, не нарушает четкие и ясные границы объемов здания. Подобный подход к решению внешнего убранства свойствен всем барочным храмам Тотьмы второй половины XVIII века. Они отличаются друг от друга лишь разнообразием комбинаций и сочетаний одних и тех же кирпичных фигурных деталей. Эти формы, явно исходящие в основном из столичной барочной лепнины середины столетия, образовали здесь свой собственный набор декоративных элементов.

Бочаров Генрих Николаевич; Выголов Всеволод Петрович. Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма. - М.: Искусство, 1983.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.