Важнейший архитектурный комплекс, расположенный в самом центре города. Включает различные по художественной ценности памятники, среди которых наиболее значительна Богоявленская церковь - самая ранняя сохранившаяся в Галиче постройка. Первое документальное свидетельство о церкви относится к 1-й пол. 17 в. В писцовой книге (около 1635 г.) упоминаются две деревянные приходские церкви: Богоявленская с Никольским приделом и Георгиевская с приделом Зосимы и Савватия на полатях (т.е. на хорах). Разрешение на строительство существующей кирпичной теплой церкви с престолами во имя Николая Чудотворца и Георгия Победоносца в нижнем этаже и Богоявления и Зосимы и Савватия в верхнем было дано в 1683 г. К 1687 г. здание было, видимо, выстроено, так как по указу патриарха "новопостроенныя церкви Богоявления да Николая чудотв." велено было освятить. Однако в 1687 г. была освящена лишь нижняя церковь, отделка верхней не была еще завершена. Освящение последней затянулось и состоялось лишь в 1710 г. Не позднее нач. XVIII в. были переложены стены второго этажа апсиды храма. Западнее храма находилась отдельно стоящая шатровая колокольня, очевидно, одновременная ему. Вторая Богоявленская (холодная) церковь, построенная в 1758 г., располагалась к югу от колокольни. Этот храм отличался развитой ярусной композицией с двумя световыми восьмериками на высоком четверике. Декор, очевидно, тяготел к традиционным формам 17 в. После возведения холодной церкви в него из теплого храма был переведен престол в честь Богоявления, при этом древний храм по-прежнему именовался Богоявленским, не смотря на то, что его главным его престолом стал престол во имя Николая Чудотворца.
В одних литературных источниках 19 - нач. 20 в. упоминается о существовании здесь в 18 в. мужского монастыря, в других - женского с богадельней. Существующее здание женской богадельни, стоящее в линии ограды с южной стороны церковной территории, было построено на средства галичского купца 2-ой гильдии М.А. Редькина в 1839-1842 гг., но открыта богадельня была только в 1855 г. Ее попечителем был назначен галичский купец 1-й гильдии П.Г. Вакорин. В угловой юго-восточной части здания была устроена церковная лавка. Сторожка, расположенная в линии ограды, с северо-западной стороны от церкви, сооружена в кон. 19 - нач. 20 в. В 1930-е гг. сломаны холодная церковь и колокольня. В тот же период значительные искажения претерпела архитектура теплой церкви, но при реставрации КСНРПМ в 1970-1980-х гг. (архит. В.С. Шапошников) ей был в основном возвращен первоначальный облик: восстановлено пятиглавие, выложены проемы и воссоздан декор нижнего яруса.
Проведенные в 2008 г. специалистами ОГУ "Наследие" натурные исследования Богоявленской церкви, а также археологические раскопки под руководством А.Г. Авдеева позволили сделать предположение, что первоначально храм имел несколько иной вид: вдоль северной стены храма размещалась одноэтажная галерея, к ней примыкала апсида, выходившая за грань стены четверика, а на второй этаж храма вела каменная наружная лестница (во время раскопок были вскрыты фундаменты северной апсиды, галереи и часть фундаментов каменного крыльца).
Кирпичная оштукатуренная теплая церковь по своим архитектурным формам характерна для приходских посадских храмов кон. 17 в., но отличается необычной структурой внутреннего пространства. Ядром продольно-осевой композиции является поперечно вытянутый (по оси север-юг) двухэтажный четверик, завершенный небольшим пятиглавием. Цилиндрические глухие барабаны (центральный несколько крупнее угловых) увенчаны луковичными главками. Прямоугольная в плане двухэтажная апсида с востока имеет полукруглый выступ. Одноэтажная трапезная, ширина которой равна длине четверика, завершена вальмовой кровлей с двумя небольшими главами над придельными алтарями. Четверик храма только на южном фасаде сохранил первоначальный облик (частично воссоздан при реставрации). Композиция в две оси окон имеет уравновешенный характер и в целом отличается четкими вертикальными и горизонтальными членениями. Углы фасада закреплены широкими лопатками, стена разделена междуэтажным профилированным карнизом. Отсутствие западной лопатки на первом этаже сообщает композиции асимметричный акцент, который усиливают сдвинутые к центру сдвоенные полуколонки с выпущенным между ними углом. Арочные окна обоих этажей обрамлены колончатыми наличниками с сандриками. На первом этаже один из проемов увенчан треугольным сандриком, другой — лучковым. Оба верхних окна имеют треугольные сандрики, которые прерывают поребрик и врезаются в полукруглые кокошники, завершающие плоскость стены. Аналогичные пояса кокошников и поребрика расположены на всех фасадах четверика. На северном фасаде остальной декор срублен, окна первого этажа растесаны. На втором этаже находится два арочных проема (к одному из них — входу в верхнее помещение храма — ведет деревянная наружная лестница). В апсиде арочные окна второго этажа оформлены наличниками с муфтированными колонками. В трапезной окна имеют аналогичные четверику форму и декор с чередующимися треугольными и лучковыми сандриками.
На первом этаже четверик храма перекрыт лотковым сводом с распалубками над окнами. Три узких проема соединяют помещение с апсидой, перекрытой конхой. В трапезной два прямоугольных в плане столпа несут систему коробовых сводов с распалубками. На втором этаже в храме и апсиде применены своды, аналогичные первому этажу. Убранство интерьеров практически полностью утрачено, фрагментарно сохранилась лишь композиции «Тайная вечеря» на восточной стене второго этажа апсиды, написанная в кон. 19 в.
Богадельня, 1839-1842 гг.
Богадельня — одноэтажное кирпичное оштукатуренное здание в стиле позднего классицизма, надстроенное в 20 в. вторым деревянным, обшитым тесом этажом. Прямоугольный в плане корпус имеет скругленный юго-восточный угол, к западному торцу примыкает пристройка советского времени. Фасады первоначального объема прорезаны прямоугольными окнами — пятью на главном фасаде, тремя на боковом. Проемы на боковом фасаде и три средних окна на главном завершены ступенчатыми сандриками-полочками с кронштейнами. Фасад здания, обращенный в сторону церкви, декора не имеет.
Сторожка, кон. 19 - нач. 20 в.
Одноэтажная кирпичная сторожка, решенная в стилистически нейтральных формах, характерна для построек такого типа. Небольшой прямоугольный в плане объем завершен двускатной кровлей. Окна без обрамлений имеют лучковые перемычки.
http://svodokn.ru/object/101519780?open=true