Важнейший архитектурный комплекс города, сохранивший постройки в стиле позднего классицизма и периода эклектики. Силуэт монастыря, в котором господствует монументальный объем собора, играет значительную роль в формировании панорамы Галича, открывающейся со стороны озера.
Монастырь расположен на северо-восточной окраине основной части города, у подножия городища Балчуг, на границе с Рыбной слободой. Возник на месте старого торга, давшего одно из названий обители. По преданию, обитель была устроена преподобным Иаковом Галичским. Время основания монастыря предположительно можно отнести к кон. 15 - нач. 16 в., когда после устройства новых крепости и торга в центре современного Галича, прежняя торговая площадь была заброшена. Первоначально монастырь был мужским, а в 1668 г. обращен в женский. До рубежа XVIII-XIX вв. все постройки в нем были деревянными. Согласно писцовым книгам 1635 г., в монастыре, окруженном оградой, находились две церкви - Никольская и архидиакона Стефана, игуменский и два братских корпуса. В документах 2-й пол. 18 в. упоминаются четыре церкви: одноглавая обшитая тесом Никольская с колокольней над папертью (построена после 1755 г.), надвратная архидиакона Стефана (упразднена из-за ветхости в 1775 г.), Богоявленская (1784 г.) и Борисоглебская. Последняя стояла на кладбище с юго-восточной стороны от монастыря и была разобрана в 1770 г., а вместо трех первых храмов в 1798-1804 гг. в самом центре обители сооружена каменная Богоявленская церковь с приделами Николая Чудотворца и архидиакона Стефана. Она имела продольно-осевую симметричную композицию, включавшую храм с полукруглой апсидой, равную ему по ширине трапезную и колокольню.
Совершенно новый архитектурный облик монастыря, в значительной степени дошедший до нашего времени, сформировался в 19 в. в результате активного каменного строительства, которое велось на протяжении нескольких десятилетий, начиная с конца первой четверти столетия. В 1820-е - 1830-е гг. были сооружены: южнее Богоявленской церкви - келейный корпус (?), на всю длину юго-западной границы комплекса - служебный корпус, а вдоль остальных сторон обители - ограда с тремя круглыми башнями и двумя воротами. Келейный корпус (возможно, по проекту губернского архитектора Н.И. Уткина) был вчерне завершен к 1836 г. Служебный корпус включал трапезную, кухню, скотный двор, сарай, странноприимную, а также жилые кельи. Ограда была завершена к 1826 г., подряд на ее строительство осуществил крестьянин Нижегородской губернии Павел Гурьянович Трухин, крепостной помещицы Блудовой. Две башни были поставлены на углах, фланкируя короткое северо-восточное прясло ограды, обращенное к Рыбной слободе, а третья стояла в линии западной ограды, в нескольких метрах от служебного корпуса. Двое ворот с калитками были устроены на поперечной оси комплекса, примерно соответствующей направлению запад-восток. Западные ворота, располагавшиеся прямо напротив колокольни Богоявленской церкви, выходили к Пробойной улице (ныне ул. Луначарского), шедшей вдоль берега озера, а восточные - к монастырскому кладбищу, где в 1833 г. была сооружена каменная одноглавая церковь Живоносного Источника.
В 1839-1859 гг. построена Троицкая церковь с Покровским и Никольским приделами (подрядчик - упоминавшийся выше крестьянин П.Г. Трухин). Первоначальный проект, составленный в 1838 г. членом губернской строительной комиссии инженером Львовым, был переделан в Комиссии проектов и смет Главного управления путей сообщения и публичных зданий в Петербурге, "дабы придать более благовидности и правильности в архитектуре". Переделанный проект, в котором сохранялись прежние основные размеры, был утвержден в марте 1839 г. Проект, тем не менее, осуществили с рядом значительных изменений. В 1846 г. отказались от сооружения двухъярусной колокольни, которая должна была располагаться между западным притвором и портиком. Позднее вместо нее в нескольких метрах к югу от церкви была возведена отдельно стоящая столпообразная звонница, четверик которой завершался пологим шатром. Очевидно, еще позже в первоначально одноглавом храме были добавлены четыре боковых барабана. Дополнительная конструктивная нагрузка, по-видимому, вызвала необходимость внутри между пилонами выложить стены. После сооружения новой церкви прежнюю Богоявленскую разобрали.
В начале 1850-х и в 1873 гг. обновляли монастырскую ограду. Возможно, тогда же к северной угловой башне пристроили прачечную и баню. Последним крупным сооружением в монастыре стали Святые ворота с колокольней. Согласно первоначальному проекту архитектора А. Мартынова (1879 г.), четырехъярусная колокольня должна была включить уже существовавшие Святые ворота, возведенные, очевидно, в 3-й четв. 19 в. По новому проекту 1891 г. старые ворота должны были быть сломаны, а на их месте предполагалось выстроить трехъярусную колокольню со Святыми воротами в нижнем ярусе, которая и была возведена в 1892-1894 гг. под наблюдением губернского инженера Г. Тидена. При этом первый ярус во многом повторял композицию и отчасти декор прежних Святых ворот. Возможно, тогда же сломали старую отдельно стоящую колокольню. Во 2-й пол. 19 в. были также сооружены сторожка у восточных ворот и хозяйственная постройка (амбар, погребница и погреб) на месте юго-западной башни ограды, а юго-восточнее, за монастырской оградой - школа для дочерей лиц духовного звания, основанная в 1849 г. В нач. XX в. построены хозяйственный корпус на месте деревянной конюшни у восточных ворот и новый корпус (трапезная-?, возведен в 1903 г. по проекту костромского городского архитектора Н.И. Горлицына). В советское время были разрушены церковь Живоносного Источника, два верхних яруса надвратной колокольни, ограда с восточными воротами (от последних сохранился только арочный проем одной из калиток), восточная угловая башня, сильно перестроен служебный корпус, существенно искажен келейный корпус.
Комплекс занимает участок неправильной формы, вытянутый в направлении юго-запад - северо-восток. Его протяженные стороны выходят на красные линии двух улиц - Луначарского, идущей вдоль берега озера, и Гагарина, отделяющей монастырь от территории бывшего кладбища. В настоящее время сохранилась большая часть построек комплекса: расположенный в его восточной части и господствующий в ансамбле
Троицкий собор, стоящий южнее келейный корпус (?), Святые ворота в линии юго-западной ограды, служебный корпус, вытянутый вдоль юго-западной границы территории, примыкающая к нему с севера хозяйственная постройка, находящийся между ней и Святыми воротами новый корпус, угловая северная башня с прачечной и баней, а также фрагменты ограды и два здания по сторонам восточных ворот (новых, устроенных на месте старых) - сторожка и хозяйственный корпус (конюшня?). На ул. Гагарина, напротив основной территории монастыря стоит школа (№ 59). Все сооружения кирпичные (за исключением полукаменной школы), фасады собора оштукатурены, у остальных зданий - покрыты обмазкой.
Троицкий собор, 1839-1859 гг.
Троицкий собор принадлежит к характерному для монастырских церквей в стиле позднего классицизма типу центрического пятиглавого четырехстолпного храма. В его композиции доминирует массивный четверик со слегка скругленными углами, увенчанный пятью главами. Купольный барабан-ротонда центральной главы прорезан арочными окнами. Значительно уступающие ему по размерам угловые восьмигранные барабаны, покоящиеся на квадратных постаментах, — глухие. Малые главы были разобраны в советское время и воссозданы в 1990-х гг. Центрическая основная композиция усложнена небольшими прямоугольными в плане выступами апсиды и западного притвора. Продольную ориентацию усиливает сильно выступающий перед притвором четырехколонный тосканский портик с треугольным фронтоном. Расположенный на высоком подиуме с широким маршем ступеней портик образует паперть перед входом в храм. Остальные фасады решены значительно более сдержанно. Южный и северный фасады в пять окон акцентированы в средней части незначительно выступающими трехосевыми ризалитами с треугольными фронтонами. Аналогичную композицию имеет восточный фасад с алтарным выступом вместо ризалита. Прямоугольные окна, заключенные в тонкие рамочные наличники, увенчаны профилированными сандриками-полочками на фигурных кронштейнах. Верхняя часть основного объема отделена от стены антаблементом, венчающий карниз которого обогащен мутулами. Окна центрального барабана и чередующиеся с ними арочные ниши отмечены архивольтами, которые на уровне пят объединены тягами.
Внутреннее пространство основного объема организовано четырьмя массивными столпами сложной конфигурации со срезанными углами, на которые опираются паруса и стены барабана, перекрытого куполом. Необычным для такого рода пространственных композиций является устройство стен между столпами с южной и северной сторон в подкупольном квадрате и в западной части храма. Пространственные ячейки по сторонам подкупольного квадрата перекрыты коробовыми и крестовыми сводами (часть из них утрачена). В апсиде — коробовый свод с крупной распалубкой, в западном притворе — крестовый. В интерьере сохранились фрагменты монументальной живописи кон. 19 — нач. 20 вв. В куполе изображен Саваоф, на парусах евангелисты, на столпах фигуры святых. На западной стене притвора расположена большая композиция («Страшный суд» ?). В росписях использованы мотивы золотого растительного орнамента, а также орнамент в технике гризайль (на северной стене притвора). Полы выстланы метлахской плиткой.
Келейный корпус, 1820-1830-е гг.
Келейный корпус (?), построенный в стиле позднего классицизма, несмотря на значительные искажения первоначального облика, является важнейшим элементом монастырского комплекса. К двухэтажному Г-образному зданию, завершенному вальмовой кровлей, с обоих торцов примыкают пристройки из силикатного кирпича. Два одинаковых фасада, обращенных в сторону собора, имеют симметричные композиции в пять осей окон. Средние их части выделяются четырехпилястровыми портиками тосканского ордера, которые некогда увенчивались треугольными фронтонами с трехчастными полукруглыми окнами в тимпанах. Окна обоих этажей растесаны: первоначально нижние имели более стройные пропорции, а верхние были близки квадратам. Этажи разделены полочками. Вертикальные членения прежде поддерживались продухами цоколя (ныне заложены). Такую же пятиосевую композицию с пилястровым портиком первоначально имел северо-восточный торец корпуса (а, возможно, и юго-западный).
Новый корпус (трапезная), 1903 г.
Новый корпус — двухэтажное с полуподвалом здание, выделяющееся в комплексе нарядным декором в русском стиле. Прямоугольный в плане объем завершен вальмовой кровлей. На северном торце выступает входной тамбур. Все фасады, равномерно расчлененные окнами и одинаково декорированные, разделены междуэтажным карнизом. На протяженном фасаде в 11 осей, обращенном к монастырскому двору, расположен вход, смещенный относительно средней оси. Все окна имеют лучковые перемычки. На первом этаже они обведены широкими рамочными наличниками с рядами зубцов снизу и поверху. Окна второго этажа оформлены колончатыми наличниками с килевидными завершениями. Венчающий карниз декорирован поясом ступенчатых зубцов. На противоположном фасаде некоторые окна в последнее время получили современные заполнения.
Святые ворота с колокольней, 1892-1894 гг.
Святые ворота, выстроенные в русском стиле, представляют собой двухэтажный нижний объем трехъярусной колокольни. Второй и третий ярусы-восьмерики (верхний со звоном, увенчанный шатром)не сохранились. У основания шатра были поставлены небольшие боковые главы. Арки звона имели висячие гирьки. Сохранившийся объем отличается не совсем обычной для подобного типа сооружений композицией. Четверик, прорезанный проездной аркой (ныне заложена), фланкируют боковые крылья с крупными полукруглыми апсидами на востоке. С обоих торцов примыкают более низкие пристройки с лестницами. Все существующие окна — новые или растесанные. Западный фасад, обращенный к ул. Луначарского, имеет строго симметричную трехчастную композицию с высокой аркой в центре. Среднюю часть выделяют лопатки с ширинками, углы закреплены гладкими пилястрами. Проездная арка оформлена колонками-кубышками и массивным архивольтом. Фланги фасада на уровне первого, цокольного этажа обработаны квадровым рустом, а выше расчленены крупными арочными нишами с архивольтами. Выходящие на монастырский двор апсиды имеют по два окна, обрамленных пилястрами и архивольтами. Единый для всего объема антаблемент включает фриз с квадратными нишками и раскрепованный, многообломный карниз. Все существующие окна — новые или растесанные. Внутри все помещения в настоящее время имеют плоские перекрытия.
Служебный корпус, 1820-1830-е гг.
Служебный корпус, характерный для позднего классицизма, — сильно протяженный прямоугольный в плане объем, от которого полностью сохранились только торцовые двухэтажные объемы. Между ними располагался одноэтажный корпус, от которого уцелели нижние части старых стен на уровне примерно 1,5 м (выше — стены из силикатного кирпича). В средней, повышенной части этого корпуса находилась проездная арка. Центральный объем, завершавшийся граненым (?) барабаном, с внешней стороны был оформлен пилястровым портиком. Сохранившиеся одинаковые торцовые объемы на уличных фасадах имеют симметричные композиции в 4 оси прямоугольных окон (часть из них ложные). Четкие горизонтальные членения выявлены междуэтажным и венчающим карнизами с простыми, но тщательно прорисованными обломами. Высокая цокольная часть с ложными продухами выступает относительно основной плоскости стены.
Северная башня — типичное для монастырских комплексов своего времени одноярусное круглое в плане сооружение. Обладает выразительным силуэтом, который создают фигурная кровля и шпилевидная главка с шаром в основании и яблоком в завершении. С внешней стороны стена расчленена двумя арочными нишами, в которые вписаны круглые медальоны. С обеих сторон в линии ограды к башне примыкают одноэтажные прачечная и баня. Это исключительно простые прямоугольные в плане постройки под вальмовыми кровлями. Их гладкие стены, прорезанные редко расставленными окнами с лучковыми перемычками, с внешней стороны разделены лопатками, рустованными «вперебежку», и завершены многоуступчатым карнизом. Крыльцо со стороны двора пристроено в советское время. В 2000-х гг. южный объем здания был удлинен пристройкой вдоль улицы. Помещение башни перекрыто сводом.
Сторожка, 2-я пол. 19 в.
Сторожка — одноэтажная постройка в скромных формах периода эклектики. Прямоугольный в плане объем под вальмовой кровлей дополнен со двора более низким пятигранным тамбуром. С внешней стороны глухая стена обработана лопатками с рустом «вперебежку» — некогда вся ограда монастыря делилась такими лопатками на прясла. Со двора стены прорезаны окнами с лучковыми перемычками, углы закреплены огибающими лопатками, а венчающий карниз образован нависающими друг над другом рядами кирпича.
Хозяйственная постройка, 1820-1830-е гг.
Двухэтажная хозяйственная постройка, в основном, повторяет характер членений и формы фасадов служебного корпуса, к которому она примыкает. Прямоугольный в плане объем под вальмовой кровлей имеет слегка срезанный восточный угол. Уличный фасад в четыре оси окон четко делится междуэтажным карнизом, а цоколь выделен уступом. В прямоугольные ниши первого этажа заглублены маленькие арочные окна. Верхние окна имеют лучковые перемычки. В отличие от соседнего корпуса, углы фасада закреплены огибающими лопатками. Со стороны двора к внутреннему углу примыкает кирпичное крыльцо с двумя крупными арками (частично заложены).
Хозяйственный корпус, нач. 20 в.
Хозяйственный корпус (конюшня ?) — самое простое сооружение комплекса. Прямоугольный в плане сильно вытянутый вдоль ул. Гагарина объем завершен вальмовой кровлей. С внешней стороны глухая стена (окно здесь пробито заново) делится на прясла сдвоенными лопатками с рустом «вперебежку», подобно всей несохранившейся ограде монастыря.
Школа для дочерей лиц духовного звания, 2-я пол. 19 в.
Школа имеет нижний кирпичный и верхний деревянный этажи. Вытянутый вдоль улицы прямоугольный в плане объем усложнен в средней части главного фасада узким, но сильно вынесенным ризалитом в одну ось, завершенным щипцом. Со двора примыкают деревянные пристройки советского времени.
Библиография: Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. II. СПб., 1892. С. 235. № 1005; Сытин С. Древний город Галич. М., 1905: Репринт. Галич, 1994. С. 46-50; Орлов В. Галичский Староторжский Николаевский женский монастырь. М., 1913; Белов Л. Староторжье // Ленинский путь. Галич, 1984. 28 мая; Авдеев А. Николаевский Староторжский монастырь // Ленинский путь. Галич, 1992. № 101-112; Православные русские обители. СПб., 1910. Репринт, 1994. С. 265-266; Галичский Николаевский Староторжский женский монастырь // Губернский дом. Кострома, 2000. № 2 (39); Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 3. Кострома, 2001. С. 103-111; Рудченко В.М., Щеболева Е.Г. Галичская земля в старых фотографиях. Кострома, 2008. С. 63-69. Архивные источники: ГАКО. Ф. 130. Оп. 2. Ед. хр. 65; Там же. Ед. хр. 1046. Лл. 1-13; Там же. Оп. 4. Ед. хр. 2151. Лл. 1-5; Там же. Ед. хр. 2486. Лл. 78-103; Там же. Ед. хр. 3077. Лл. 1-11; Там же. Оп. 13. Ед. хр. 116. Лл. 1-2об.; Там же. Ф. 708. Оп. 1. Ед. хр. 170. Лл. 2-6; Ед. хр. 382. РГИА. Ф. 796. Оп. 119. Ед. хр. 1270; Там же. Ф. 797. Оп. 16. Ед. хр. 37857; Там же. Ф. 1488. Оп. 2. Ед. хр. 283. Лл. 1-3.
http://svodokn.ru/object/101509914?open=true