ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Севастополь. Национальный заповедник "Херсонес Таврический".


Севастополь. Национальный заповедник
Прочие объекты.   
Год постройки:1978.
Адрес:
Россия, г. Севастополь, ул. Древняя, д. 1

Координаты: 44.612091, 33.493377





Национальный заповедник "Херсонес Таврический", , Севастополь, Гагаринский район, г. Севастополь
Алексей Кротов
13 октября 2020
Национальный заповедник "Херсонес Таврический", , Севастополь, Гагаринский район, г. Севастополь
Алексей Кротов
13 октября 2020
Национальный заповедник "Херсонес Таврический", , Севастополь, Гагаринский район, г. Севастополь
Алексей Кротов
13 октября 2020
Национальный заповедник "Херсонес Таврический", План-реконструкция<br>, Севастополь, Гагаринский район, г. Севастополь
План-реконструкция
Dmitry N.
7 мая 2014
Национальный заповедник "Херсонес Таврический", Известия ИАК 1904 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Севастополь, Гагаринский район, г. Севастополь
Известия ИАК 1904 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1904
Национальный заповедник "Херсонес Таврический", Известия ИАК 1904 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Севастополь, Гагаринский район, г. Севастополь
Известия ИАК 1904 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1904
Национальный заповедник "Херсонес Таврический", Известия ИАК 1904 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Севастополь, Гагаринский район, г. Севастополь
Известия ИАК 1904 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1904
Национальный заповедник "Херсонес Таврический", Известия ИАК 1904 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Севастополь, Гагаринский район, г. Севастополь
Известия ИАК 1904 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1904



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 марта 2025

«…Крупнейшим политическим и экономическим центром раннесредневекового Крыма был Херсонес, называвшийся в средние века Херсоном. По преобладающему этническому составу и по экономическим и историческим связям Херсонес был тесно связан с Византийской империей и был в определенные периоды её основным форпостом в Крыму. Находясь на перекрестке важнейших путей с юга на север и с запада на восток, Херсонес сыграл значительную роль в культурных связях народов Северного Причерноморья со странами Ближнего Востока.

Мощные укрепления Херсонеса и удобное для обороны местоположение не раз спасали город от вражеских нашествий. Его политическая и экономическая жизнь, а с нею и строительство не прерывались вплоть до конца XIII в. Территория города, занимавшая в античное время площадь около 40 га, в различные периоды средневековья то увеличивалась, то уменьшалась, но в основном город был ограничен древними укреплениями.

Расцвет средневекового Херсонеса относится к концу V и к VI столетию. В этот период город расширился в западном направлении, и была создана мощная система укреплений, в которую вошли на южном и восточном участках старые, античные стены и башни. Особенно сильно был укреплен юго-восточный участок у порта, служивший цитаделью города, где главным бастионом была древняя круглая башня, намного утолщенная и надстроенная в 488 г. при отстройке херсонесских укреплений императором Зеноном. Диаметр башни был увеличен теперь до 19,2 м. Перед боевой стеной юго-западного участка была построена передовая оборонительная стена — «протейхизма». Новая стена с боевыми башнями и воротами была сооружена и с западной стороны города.

Техника строительства раннесредневековых оборонительных укреплений Херсонеса во многом еще отвечает античным традициям; лицевая поверхность стен башен выложена из хорошо обработанных блоков (квадров) камня. Еще в V в. при строительстве крепостных стен Херсонеса применялась несколько упрощенная античная кладка. Квадровая кладка велась с соблюдением системы чередования широких и тонких рядов. Кладка велась не насухо, а на известковом растворе. На известковом же растворе производилась и забутка внутренних частей стен.

В последующие столетия оборонительные укрепления Херсонеса неоднократно ремонтировались и отстраивались. Высота стен и башен средневековых укреплений Херсонеса в настоящее время на уцелевших участках достигает 12—16 м при толщине стен около 4 м. В основе своей планировки Херсонес в средние века сохранил регулярную античную планировку по Гипподамовой системе. Эта планировка определила все основные магистрали города вплоть до конца его существования.

Старые традиции в какой-то степени сохранились и в структуре жилых домов, представлявших собой комплекс помещений, группировавшихся вокруг открытого дворика. Но применявшаяся в жилых постройках техника каменной кладки на известковом или глиняном растворе характерна для средних веков. По античной традиции, удерживавшейся в Крыму до позднего средневековья, крыши домов покрывали широкой плоской черепицей.

Христианство сделалось господствующей религией в Херсонесе во второй половине IV в., хотя и после этого херсонеситы ещё долгое время противились введению христианства. Многочисленные раннесредневековые христианские храмы Херсонеса были воздвигнуты не ранее конца V в. Основным типом херсонесских храмов в раннее средневековье была базилика. Тип базиликального храма распространился по всему Причерноморью и удерживался в Крыму вплоть до IX столетия. В Херсонесе археологическими исследованиями открыто 10 базиликальных зданий. Наиболее ранние из них — базилики на северном берегу, в северо-восточной части города и на западном берегу.

Несколько позднее, во второй половине VI — начале VII в., в северной части города возник комплекс построек с Большой («Уваровской») базиликой, бывшей, как можно предполагать, главным храмом средневекового Херсонеса, крещальней-баптистерием и рядом других построек.

Фундаменты раннесредневековых херсонесских построек выполнялись из бутовой кладки на известковом с примесью цемянки растворе. Иногда основанием здания служила скала, в которой вытесывались неглубокие пазы для нижнего ряда кладки стен. Стены клались из хорошо отесанных блоков местного камня на известковом с примесью цемянки растворе и с перевязкой швов. Иногда через три или четыре ряда каменной кладки шли три или четыре ряда кладки из кирпича-плинфы (византийская смешанная кладка). Размеры херсонесской плинфы в среднем 35×30, 30×26, 29×28,34×16 см при толщине от 2,8 до 3,2 см. Толщина швов раствора колеблется от 3 до 7 см.

При постройке зданий употреблялись лишь внутренние леса: в кладке внутренних поверхностей стен сохранились многочисленные гнезда от концов балок для настила подмостей. Базиликальные постройки перекрывались деревянными стропильными фермами; конхи, апсиды и центральнокупольные постройки перекрывались куполами и полукуполами. В кладке сводов применялись «голосники» — керамические сосуды.

При строительстве херсонесских храмов широко применялся привозной проконесский мрамор, из которого делали косяки дверных и оконных проемов, карнизы, сандрики, полы. Нередко мраморные детали были вторичного использования. Например, в так называемой «базилике 1935 г.» полы частично были вымощены мраморными плитами из античных саркофагов с великолепными барельефами, положенными изображениями вниз.

Полы храмов делались главным образом мозаичными, внутренние стены украшались фресковой росписью, а иногда также мозаикой. Все фресковые и мозаичные настенные росписи херсонесских храмов, известные, правда, лишь по фрагментам, имеют преимущественно орнаментальный характер.

Внешний облик храмов был крайне прост. Поверхности фасадов оживлялись лишь полосами смешанной кладки да мраморными деталями входов и портиков. Зато внутри храмы были богато украшены: мраморные колоннады (преимущественно коринфского ордера) с пышными резными капителями, мраморные предалтарные преграды, многоцветные фресковые росписи и мозаичные полы — всё это создавало торжественный и пышный наряд храмов, соответствовавший византийскому церковному церемониалу.

Большая трёхнефная базилика с двумя нартексами, атриумным двором, южной галереей и крещальней была открыта в 1853 г. А.С. Уваровым на северном берегу Херсонской бухты. Базилика многократно исследовалась в последующее время. Постройка базилики относится к началу VII в.

Размеры храма — 52,25×20,45 м. Центральная часть разделена мраморными колоннадами на три нефа. Средний неф завершается на востоке широкой полуциркульной в плане апсидой. Базилика неоднократно перестраивалась в более позднее время и, в частности, была капитально отстроена в X в. Большинство сохранившихся частей здания относится к перестройке этого времени. Как можно предположить, комплекс Уваровской базилики был главным религиозным центром средневекового Херсонеса.

Несколько меньшие размеры имеет базилика, раскопанная в 1935 г. на северном берегу. Она имела три нефа, одну апсиду и эксонартекс. Базилика была построена в VI в. на месте старой базилики V столетия и подобно Уваровской базилике перестроена в X в.

Аналогичными по типу являются также раннесредневековые базилики на западном берегу, в центральной части города, на восточном берегу, «базилика в базилике» и др. Особый тип базилики представляет собой так называемая «базилика Крузо», завершающаяся на востоке не одной, а тремя апсидами в форме триконха.

Наряду с типом базилики в раннесредневековой архитектуре Херсонеса применялся также и центральнокупольный тип здания. Примером здания этого типа может служить баптистерий, являвшийся вместе с Большой базиликой одним из зданий соборного архитектурного комплекса. В плане здание баптистерия имеет сложную многоугольную форму, в которую вписаны три апсиды, образующие форму триконха, и прямоугольный притвор входа. Стены здания, сложенные смешанной кладкой, сохранились на высоту до 2,5 м. Центральная часть здания была перекрыта куполом, под которым находился высеченный в скале и выложенный мраморными плитками крещальный бассейн с подведенными к нему трубами водопровода и стоком воды. Главная апсида и купол, возможно, были украшены мозаиками, а стены внутри облицованы мраморными плитами.

Исключительный интерес в архитектуре средневекового Херсонеса представляют мозаичные полы, обнаруженные в ряде храмов. Великолепный пол со сложным орнаментальным убором был в Уваровской базилике. Пышными мозаичными коврами были покрыты полы базилик 1889 и 1935 гг. Многие херсонесские памятники названы по годам их открытия или по именам исследователей.

Среди зданий Херсонеса раннесредневекового периода значительный интерес представляют сооружения в портовой части города (склады, казармы и пр.), возведенные техникой смешанной кладки и сохранившие свои стены на значительную высоту.

Остатки раннесредневековых храмов в виде многочисленных фрагментов колонн, капителей, архитектурных деталей находят и на территории бывшего Боспорского царства. Известна и сохранившаяся небольшая (9 × 10,2 м) трёхнефная базилика VI в. в боспорском городке Тиритаке…»

Источник: Глава «Архитектура Крыма V-IX вв.». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Асеев Ю.С.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. - Москва, Стройиздат, 1966

История архитектуры средних веков


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 марта 2025

«…Одной из достопримечательностей Севастополя являются руины древнегреческого города Херсонес, теперь здесь находится национальный историко-археологический музей-заповедник. К самому берегу маленькой бухточки подступают остатки древних оборонительных стен, сложенных из больших, тщательно обтесанных плит. Много веков эти стены защищали торговый город Херсонес Таврический. Он был основан в V веке до нашей эры выходцами из древнегреческого города Гераклеи Понтийской (в Малой Азии) и просуществовал две тысячи лет.

За оборонительными стенами открывается панорама города. От главной площади, там, где теперь стоит собор святого Владимира, идет широкая главная улица, все остальные улицы были узкими: городу, ограниченному оборонительными стенами, приходилось экономно использовать землю. Улицы пересекаются под прямым углом, поэтому кварталы имеют правильную геометрическую форму прямоугольников или квадратов. Когда-то здесь кипела жизнь, в одно- и двухэтажных домах жили и работали люди. В городе были кварталы гончаров, виноделов, пекарей. Богатые и знатные горожане селились в северо-восточном районе, неподалеку от центральной площади и главной улицы, их дома и хозяйственные постройки нередко занимали целый квартал.

Херсонес был крупным экономическим, политическим и культурным центром. Для нас особенно важно, что город стал и духовным центром, откуда началось распространение христианства в Крыму. Церковные предания говорят о том, что еще в I веке Херсонес посетил с проповедью святой апостол Андрей Первозванный. Но Слово Божие еще не коснулось душ горожан, составитель хождений апостола Андрея Епифаний так написал об этом: «Херсаки же народ коварный и до нынешнего дня туги на веру. Андрей, побыв у них несколько дней, воротился в Боспор и, нашедши корабль херсонский, переплыл в Синоп». В 94 году в окрестности Херсонеса был сослан на каторгу и принял мученическую смерть святой папа римский Климент. Возможно, в те времена были тайные общины христиан, но очень малочисленные, поскольку христиане преследовались государственной властью, а Херсонес всегда подчинялся политике Римской империи. Только в IV веке при императоре Феодосии I (379—395 гг.) христианство становится государственной религией, тогда же оно окончательно укрепилось и в Херсонесе. А большинство христианских храмов были построены в городе в V—VI вв. Всего насчитывалось около 60 культовых построек: базилик, крещален, мавзолеев, часовен. Их возводили на площадях, в глубине кварталов, вдоль берега моря. Письменные источники сохранили некоторые названия херсонских храмов: святого Петра, Богородицы Влахернской, апостола Петра, святого Созонта, святого Леонтия, святого Стефана, святого Прокопия.

Как свидетельствуют древние предания, в Херсонесе христианство в тяжелой борьбе одолевало язычество. Семь епископов — Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафор, Еферий и Капитон — один за другим отправлялись в далекую Тавриду, чтобы проповедовать учение Иисуса Христа херсонеситам. Но те еще не готовы были принять Слово Божье, проповеди христианских епископов вызывали народную ярость. В 310 году в Херсонес прибыли Василий и Ефрем. Их проповеди, обличавшие заблуждения язычников, не понравились людям. Они побили епископов палками и выгнали из города. Епископ Василий поселился в пещере в ста стадиях от Херсонеса у горы Парфенон. Спустя некоторое время у херсонесского князя умер единственный сын. Похоронив его, безутешные родители день и ночь проводили у могилы. Однажды умерший сын явился им во сне и сказал: «Что сидите здесь и рыдаете, не могут боги ваши, бездушные идолы, воскресить меня. Если же хотите видеть меня опять живым, умолите выгнанного вами епископа Василия, чтобы он помолился обо мне своему Богу. Ибо Бог, Которого он вам проповедует — Единый Истинный, имеющий Власть над живыми и мертвыми, и лишь Он может восстановить меня из мертвых, молитвами оскорбленного вами человека. Его вы найдете в пещерном храме Парфенон». Обрадованные вещим сном родители нашли Василия и стали умолять его воскресить их сына. Епископ Василий же сказал: «Как я, человек грешный, могу сотворить такое чудо? Но если уверуете в проповеданного мною Бога, получите просимое, ибо Он один силен воздвигать мертвых из гробов». На что родители ответили: «Едва увидим сына живым, то все, что нам повелишь, исполним».

Тогда святой Василий вошел в гробницу, осенил умершего крестным знамением, долго молился, а затем возлил святую воду. Юноша тут же ожил. Тогда все присутствующие припали к ногам святителя, называя проповедующего им Бога Истинным и Всемогущим. Епископа Василия ввели в Херсонес с великой честью. Родители воскресшего юноши и много людей крестились.

Но большинство горожан еще оставались язычниками. Они подняли восстание против христиан, с оружием в руках напали на архиерея Божия, связали ему руки и ноги и так волокли по улицам, побивая камнями и палками. У столба, на котором христиане установили крест, епископ Василий страдальчески скончался. Это случилось 7 марта 310 года. Епископ Василий стал первым херсонесским святым. В западной части Херсонеса археологи обнаружили небольшую церковь, построенную над склепом с кирпичным сводом. Возможно, именно здесь похоронен священномученик Василий, один из первых херсонесских епископов.

Епископ Ефрем, прибывший в Херсонес вместе с Василием, отправился проповедовать скифам на берега Дуная. Многих обратил он в веру Христову, но погиб от меча 7 марта 315 года. После гибели епископа Василия в Херсонес патриархом Германом были присланы в 311 году епископы Евгений, Елпидий и Агафодор. Их тоже ждала мученическая смерть. Язычники привязали всех троих к лошадям и так волокли по всему городу, затем побили палками и бросили за город на восточную сторону.

В царствование императора Константина Великого в Херсонес прибыл епископ Еферий. Увидев жестокость херсонеситов-язычников, не допускавших распространения христианства, святой епископ отправился в Византию просить помощи у императора. Константин издал указ о свободе верования, теперь христиане свободно могли собираться и совершать богослужения. Возвратившись в Херсонес, епископ Еферий обрадовал паству, соорудил церковь, а затем вновь отплыл в Византию благодарить кесаря. Но обратном пути он попал на остров Аос, где в 324 году умер от болезни.

Новому епископу Капитону удалось крестить много херсонеситов, но недоверчивые горожане не сразу поверили святому. Они сказали: «Вот две печи, разожженные для приготовления извести; если ты войдешь в них и останешься неопалим от огня, тогда мы уверуем проповедуемому тобою Богу». Чтобы укрепить в них веру, Капитон с помощью Бога совершил чудо. Сотворив молитву, он вошел в печь и к удивлению всех пробыл в ней довольно долго, и вышел из печи невредим при содействии Духа Божия. Увидев это, многие из херсонеситов крестились, а на том месте построили храм во имя святого апостола Петра. В западном районе Херсонеса в основании одного из храмов археологи нашли остатки печи. Возможно, это та самая печь, в которой Господь явил чудо людям.

Об этом чуде и о крещении херсонеситов сообщили императору Константину. В то время святые отцы собрались на первый Вселенский Собор в городе Никее (325 год). Они прославили Бога и святого епископа Капитона. Еще несколько лет Капитон был епископом Херсонеса. Однажды он предпринял поездку в Константинополь, но разыгравшаяся буря занесла его корабль в устье Днепра. Местные жители захватили всех людей, бывших на корабле, и утопили в реке. Это произошло 21 декабря, но церковь чтит память святого Капитона 7 марта, в день семи святых епископов херсонесских.

Распространение и укрепление христианства в Херсонесе было важным делом для Византийской империи. Еще римский оратор Цицерон сравнивал греческие города-колонии в Тавриде с каймой, подшитой к обширной ткани варварских полей, населенных таврами и скифами, а позже хазарами, половцами и славянами. Поэтому Херсонес был не только крепостью, защищавшей границы империи, но и носителем культуры, в том числе христианства. Отсюда несли Слово Божье в многочисленные местные племена.

В IV веке стараниями святых епископов была основана Херсонесская епархия с центром в Херсонесе. К этому же времени относятся археологические находки, связанные с христианской символикой: нательные кресты, изображения крестов и росписи в погребальных сооружениях, каменные надгробия с эпитафиями. В каждом районе города строятся храмы. Особенно много храмов появляется в V веке, это было связано с политикой императора Юстиниана I (527—565 гг.), который хотел объединить огромную страну единой религией. Теперь христианам не надо было прятаться и молиться в маленьких, вырубленных в скале храмах. «Вместительные храмы в форме базилик начали строить в огромном для того времени количестве: чуть ли не каждый квартал города получил базилику, некоторые из них выделялись размерами и росписью», — писал археолог А.Л. Якобсон…»

Источник: Е.М. Литвинова «Крым: православные святыни: путеводитель»

Крымовед



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.