«…В Херсонесе был построен самый большой храм в Крыму. Это так называемая «Уваровская базилика», она была открыта в 1851—1853 годах в ходе раскопок под руководством графа А.С. Уварова. Построен храм в VI—VII веке и являлся самым крупным не только в Херсонесе, но и во всем средневековом Крыму. Длина храма составляла 50 метров, а ширина — 22 метра. Неизвестно, как он назывался в те времена. Предполагаемые названия: храм святого апостола Петра, храм Рождества Богородицы, Софийский и другие.
Войти в храм можно было с западной стороны, здесь фасад здания украшала крытая аркада с мозаичным полом. Три двери вели во внешний притвор — экзонартекс, а затем во внутренний — нартекс. Храм имел три нефа, отделенные друг от друга мраморными колоннами по 11 в каждом ряду. Центральный неф заканчивался полукруглой алтарной апсидой. Пол в нем покрыли мраморными плитами. Боковые нефы были меньших размеров. Здесь не было окон, поэтому царил полумрак, что создавало интересный контраст с ярко освещенным центральным нефом, в котором проводились богослужения. Полы в боковых частях храма украшала мозаика: геометрический рисунок яркого цвета на белом фоне. Пол южного нефа после раскопок перевезли в Петербург, чтобы он не пострадал от обстрелов во время Крымской войны, его можно увидеть в Эрмитаже.
Южную часть здания украшала узкая длинная галерея. Перед храмом находился широкий двор с крытыми галереями по бокам. В центре двора располагался фиал для омовений. Чуть южнее базилики сохранилось здание, в котором, возможно, жил священник. Уваровская базилика неоднократно перестраивалась и просуществовала до XIII века. Уже после раскопок часть апсиды и северного нефа упали в море…»
Источник: Е.М. Литвинова «Крым: православные святыни: путеводитель»
Вдоль берега моря, мимо насыпи артиллерийской батареи XIX в., можно пройти к Уваровской базилике. Над самым обрывом сохранился небольшой участок средневековой приморской крепостной стены. Почти вся стена и часть жилых кварталов некогда обрушились в море, так как берег в этом месте интенсивно размывается. Не избежала этой участи и Уваровская базилика: часть апсиды и северный угол упали уже после раскопок XIX в.
Базилика, крещальня и не сохранившийся до наших дней храм с трехлепестковой апсидой занимали квартал, который, вероятно, был религиозным центром средневекового Херсонеса. Большую часть квартала и занимала базилика, раскопанная в 1853 г. графом А.С. Уваровым и получившая по его имени нынешнее название. Это был самый крупный храм в Крыму. Здание храма имело длину 50 м, ширину 22 м и разделялось на три продольных зала - нефа. С главной улицы к нему можно было подойти по широкой V поперечной улице.
Улица приводила к крытой аркаде с мозаичным полом перед западным фасадом здания. Из нее через три двери входили в притворы - внешний (экзонартекс) и внутренний (нартекс), а оттуда, через центральную и две боковые двери - в средний и боковые нефы базилики, отделанные друг от друга рядами мраморных колонн, по 11 в каждом. Длина центрального нефа достигала 36 м при ширине 11 м; он заканчивался в восточной части храма полукруглой алтарной апсидой. Пол его покрывали прямоугольные мраморные плиты. Боковые нефы уступали центральному как по высоте, так и по ширине (4 м) и были гораздо темнее его, так как не имели окон.
Полы в боковых нефах были сделаны из мозаики: на белом фоне выложен яркий геометрический рисунок из кубиков черного, красного, желтого и белого цвета. Мозаика южного нефа сохранила греческую надпись черными кубиками: "О молитве за Малха и всех его родных". Она была еще в 1853 г. перевезена в Санкт-Петербург, где до сих пор украшает пол одного из залов Государственного Эрмитажа.
К южной стороне базилики была пристроена узкая длинная галерея. Перед экзонартексом находился широкий двор – атриум с фонтаном (фиалом) в центре и крытыми галереями по бокам. С южной стороны (там, где высится решетчатая вышка маяка) находилось здание, соединявшееся с базиликальным комплексом крытой галереей. По-видимому, это был дом священнослужителя.
Базилика, сооруженная в конце V - начале VI вв., впоследствии неоднократно перестраивалась. Капитальная перестройка была осуществлена в Х в. Многие исследователи Херсонеса считают, что именно эта базилика была главным храмом города, посвященным Св. апостолам Петру и Павлу, о котором упоминается в письменных источниках.
Здание крещальни (баптистерия) входило в комплекс Уваровской базилики. Открыто в 1876 г. раскопками Одесского общества истории и древностей, доследовалось в 1901 г. Сооружения, предназначенные для обряда крещения, называют еще баптистериями - от греческого слова baptisterion - купель.
Херсонесский баптистерий в плане имеет крестообразную форму с нишами-экседрами на концах трех ветвей. Западная ветвь с центральным входом оформлена прямоугольником; здание было увенчано сферическим сводом; ниши, крытые полусводами, выступали наружу в виде апсид, из них северная и южная трехгранные, более крупная восточная - пятигранная; на высоте одного метра проложены слои кирпича, чередующиеся с каменной кладкой.
Сразу после раскопок стены были такой хорошей сохранности, что просматривались следы трех окон в алтарной апсиде, имевшие, как и дверные проемы, кирпичные арки. С западной стороны уцелел каменный порог, о котором в 1901 году К.К. Косцюшко-Валюжинич писал: Поверхность порога, сильно потертая, свидетельствует о большом движении через эту дверь.
В скальном полу, строго по центру, была вырублена круглая в плане купель со ступенькой для входа с восточной стороны и крестообразным углублением на дне; внутренняя поверхность купели и нижняя часть стен были облицованы мрамором, верхнюю половину стен покрывали фресковые росписи, центральный свод и своды экседр были выложены смальтовой мозаикой, на которой, судя по преобладавшим темно-синим и золотым мозаичным кубикам, был изображен небесный свод с золотыми светилами. Вода из бассейна, находившегося рядом с крещальней, по трубе, проведенной под полом, поступала в купель, а затем по каналу под полом баптистерия выводилась в яму за пределами здания.
В настоящее время большинство исследователей связывают баптистерий Уваровской базилики с местом крещения князя Владимира. На фотографии, сделанной в 1987 году, крест в купели выложен из лепестков мака. К сожалению, стремление отметить летописное событие в дальнейшем приобрело иную форму: в 1997 г. церковные власти г. Севастополя, несмотря на протест администрации заповедника, установили над купелью (с помощью грузового вертолета) металлическую беседку.
Это исказило вид археологического памятника, в котором, незадолго до того была проведены дополнительные исследования и реставрация. Работы ставили целью более полно представить здание в связи с древним обрядом крещения.
По материалам сайта: О Херсонесе
Производя в продолжении трех осенних месяцев 1853 года раскопки в Херсонесе, граф А.С. Уваров открыл большую базилику в северо-западном углу городища, на высоком берегу моря, частью обрушившемся от действия морских прибоев. Базилика в плане оказалась трехнефной с одной апсидой и ровными плечами. Северный угол здания обвалился в море. В настоящее время этот угол еще более обрушился в море, однако, ясно, что на месте северного угла и плеча не было полукружия боковой абсиды, так как сохранившаяся часть плеча ровная. Боковые нефы отделялись от среднего 11 колоннами, остатки которых, равно как и заложенные бутом простенки между ними, обнаружены при этой первой раскопке и показаны на рисунке, приложенном к отчету о раскопках. В апсиде открыты мраморные пилястры и плиты от алтарной преграды, а в южном нефе — роскошный мозаический пол, снятый с места н перевезенный в Императорский Эрмитаж зимой того же года.
В настоящее время базилика представляет крайне убогую развалину, и потому, прежде чем перейти к подробному исследованию ее, считаем необходимым произвести подлинное описание базилики, сделанное графом А.С. Уваровым по открытии ее. Это описание представляет единственный верный источник сведений о развалинах базилики и состоянии, в котором эти развалины были открыты.
«Церковь, разрытая в прошлое лето», говорит граф А.С. Уваров, «лежит в северной части города, так близко к морю, что обрушившаяся часть берега увлекла за собой угол этого здания. Выстроенная по плану древних базилик, она имеет в длину до внутреннего притвора 16 саж. 2½ арш., а в ширину 10 саж. 1½ арш. Два ряда, в одиннадцать колонн каждый, идут во всю длину храма и разделяют его на три продольные части: срединную или собственно храм и на две боковые галлереи. На колоннах написаны имена граждан, пожертвовавших деньги на устройство их; видно, что жертвовали обыкновенно на несколько колонн по пятисот динарий. Таковых надписей восемь, и только одна из них составляет исключение, относясь, по-видимому, к устройству одной только колонны. Она оканчивается буквами XT, которые, может быть, означают 300 халков. Следующие имена еще более убеждают в этом мнении, потому что носят явные следы римского влияния: Валериан, сын Валерия, Маркиан, сын Гайя. Наконец, последнее доказательство, что колонны сии и надписи принадлежат к IV столетию есть слово динарий (ΔΗΝΑΡΙΟΣ), употреблявшееся повсеместно при Константине Великом.
«Все базы колонн сделаны по одному рисунку; в капителях же находится большое разнообразие, но так удачно согласованное, что при общем взгляде на храм разнообразие это наверно не бросалось в глаза. Некоторые капители, по правильности рисунка и верности ордена, относятся к эпохе, когда еще процветало искусство чисто греческое. Другие же, сделанные в виде опрокинутых трапеций с крестами или с монограммой Христа ясно принадлежат архитектуре византийской. Под византийской трапецией сохранены еще остатки прежней греческой архитектуры. Капители колонн иконостасных размерами своими меньше капителей других колонн.
«Алтарная часть храма оканчивалась полукруглым выступом. Каменная скамья позднейшего устройства служила горним местом. Стены здесь сохранились лучше и выше, чем в прочих частях храма. Алтарный помост и красивая в одну ступень солея у амвона, сделаны из беломраморных плит. Четырехугольная плита обозначала место престола. Под нею оказалась небольшая яма, в которой найдены 22 медные монеты: 19 византийских, царствования Романа I (920—944), одна восточная и две совершенно стертые. Мраморный амвон обнесен шестью колоннами, между которыми помещены мраморные, на ребро поставленные, плиты с византийским крестом. Ряд таких же колонн и с такими же плитами служил иконостасом. Плиты эти вышиной в два аршина; над ними промежутки между колонн закрывались занавесками. Посредине иконостаса устроены царские врата. Подобные иконостасы доселе еще видны в некоторых церквах Греции и до царствования императора Юстиниана были в общем употреблении на востоке. Южные и северные двери находились по бокам алтаря: кроме того, на южной стороне помещался еще клирос».
«Средняя часть церкви, или собственно храм, вымощена плитами из белого мрамора. Средние колонны по обеим сторонам нефа заделаны от самых баз кирпичами почти до трех аршин высоты. Тут найдены гробницы, но скелеты, в них лежавшие, оказались истлевшими и не носили никаких признаков для определения времени их погребения. Подобные склепы нередко устраивались в церквах, большею частию под церковным помостом. Многочисленные примеры тому доселе существуют в Греции, где таковые склепы носят название «кимитирий».
«В боковых галлереях пол, вместо мрамора, устлан мозаикой, которая, судя по красоте ее рисунка, должна, кажется, принадлежать древнейшему зданию. По составу она тверже стекла и сохранила весь блеск красок. В местах, где мозаика эта портилась, ее заменяли неправильными кусками белого мрамора, вероятно, по неумению возобновить в прежнем виде. В южной галлерее сохранилась мозаика в 7 саж. длины: в белом восьмиугольнике изображены черные кресты с красным, между ветвями их, полем, — далее, следует богатый разноцветный узор на средине квадрата в 5 арш. 6 вер. — Остатки такой мозаики находятся и в пристройках к южной галлерее. В северной галлерее не успели совершенно открыть мозаичный пол, по причине наступивших холодов и выпавшего снега.
«Храм и обе галлереи соединяются с внутренним притвором посредством трех дверей. Притвор длиной в 12 арш. 8 вершков, разделяется на три части колоннами. В некоторых местах его также сохранились остатки половой мозаики, которая хотя отделкой уступает предыдущей, однако, по рисунку не менее красива. Сплошные ряды черных кругов ее пересекаются по желтому полю, а площадки, в местах их пересечения, белого цвета. Кругом всего притвора идет мозаичная бахрома тех же красок и того же узора, как самая мозаика.
«У южной стены найдена мраморная плита с обронным изображением. На ней представлен лежащий мужчина с венком в правой руке; у ног его сидит женщина, а у постели стоит седалище самой древней формы. Вообще этот барельеф похож на древние надгробные памятники, и только по находящимся на нем крестам можно признать, что он принадлежит к византийскому периоду. Надпись с тремя большими крестами, высеченная на нижней части его, сделана дурно и писана с ошибками, как писали при совершенном упадке греческого языка. Она гласить: «Господи! помоги всему этому дому. Аминь». Этот барельеф был, вероятно, приношением какого-нибудь Херсонитского семейства. На северной стороне притвора начинается какая-то пристройка, еще не исследованная».
Три двери ведут из внутреннего притвора во внешний. У северной двери найден вделанный лицевой стороной в стену карниз, из дикого камня, с трехстрочной надписью. В ней говорится о каком то гражданине, прославленном за издержанные им, во время бытности агораномом, три тысячи динариев на храм Афродиты».
«Из этой надписи легко объясняется, откуда в византийском храме взялось столько памятников, явно принадлежащих, по чистоте своего искусства, древнейшему зданию. Не подлежит сомнению, что церковь эта, как и все почти Херсонитские церкви, выстроена из остатков языческого капища. Но хотя приведенная надпись относится и к языческой эпохе, однако, из ошибочного ее правописания видно, что она возобновлена или вновь сделана, во II или III столетии. Эта привязанность херсонитов к идолопоклонству подтверждается их историею. В продолжение первых двадцати лет IV столетия они убили четырех своих епископов: свв. Василия, Евгения, Елпидия и Агафодора. Поэтому можно допустить, что, усердствуя к идолопоклонству, херсониты до IV столетия продолжали возобновлять старые капища, или строить новые. Из этой надписи видно также, что храм сей вначале был посвящен Афродите, но в честь какого праздника или святого освящена потом эта церковь — сказать теперь невозможно. — Византийские летописи о Корсунских церквах не говорят ни слова; в летописи Нестора и в рукописи «О перенесении образа св. Николая Зарайского из Корсуни» упоминается только о четырех тамошних церквах. Но одна из них, выстроенная между 320—325 г., епископом Еферием I, совершенно не тех размеров, как настоящая. — Другая, во имя св. Василия, в которой крестился Великий Князь Владимир, стояла в средине города, а открытая церковь выстроена на краю его, на северном приморском береге. — Третья церковь выстроена была св. Владимиром, а о четвертой, во имя свв. Апостолов упоминается в житии св. Климента. Очевидно, что по этим сведениям трудно определить название отрытой церкви».
«Что касается до времени основания сего храма, то, судя по данной ему форме базилики, постройку его должно отнести к царствованию Константина Великого. Это подтверждается и найденными при местных разрытиях медными монетами, которые все позднее его времени: Валентиниана I (384-395), Элии Флакциллы, супруги Феодосия, Аркадия (395-408), Феодосия младшего (408-450), Василия (867-880) и Романа I (920-944). Нужно еще заметить, что здесь найдены куски стеклянной мозаики, украшавшей свод храма, и что на сохранившихся стенах его видны следы живописи, которую, невидимому, несколько раз подновляли».
Видевший базилику после Крымской компании архитектор Авдеев говорит: «Осада Севастополя с ее последствиями была гибельнее для раскопанных развалин (базилики), нежели десять протекших веков, От мраморного помоста не осталось и следов, базы колонн сдвинуты со своих мест и все мраморные детали как наружной, так и внутренней архитектуры здания, носившего на себе отпечаток двух различных эпох искусства и бывшего, как гласит найденная Уваровым надпись, некогда языческим храмом, изменились. Замечательно, что в 1857 году найден был мной в стене этого здания превосходный фрагмент греческой архитектуры самого цветущего времени — капитель анты из известкового камня, украшенная порезками из иоников и листьев, как в афинском храме Минервы-Полиады. Фрагмент этот, сообщенный мной в музей Императорского Московского Университета, принадлежит гораздо ранней эпохе и был употреблен в стенах этого храма, современного первым векам нашей эры, как простой камень для кладки стен». Несколькими строками ранее он пишет: «граф Уваров не только открыл полный план базилики с базами и стержнями колонн на всех местах, с алтарной преградой и предположительно местом для амвона, архитектурные подробности которых имеют высокий художественный интерес для нашего времени, стремящегося к восстановлению древнейших форм иконостаса, но и весь помоет из белых мраморных плит и часть древнейшего пола из александрийской мозаики, в котором господствующие колера весьма различны от находящихся в базиликах Рима и Равенны».
В 1890 году Д.В. Айналовым в земле, покрывавшей пространство главного нефа, найдена была мраморная плита с надписью: ΠΑΣΙΑΔΑΣΑΡΤΕΜΙΔ, ΒΑΕΙΛΕΥΝΨΙΕΡΕΥΣΕ украшенная гирляндами, идущими от головы козла к бараньему черепу. Эта плита представляла угол какого-то фриза. Другая такая же плита, найденная лейтенантом Шемякиным, хранится в Музее Одесского Общества Истории и Древностей, но последняя не имеет надписи. Таким образом устанавливается, что в стены базилики, открытой графом Уваровым, попали части по крайней мере трех разновременных античных храмов.
Раскопка всей площади, на которой открыта базилика вследствие наступивших холодов и выпавшего снега, закончена не была, так что южная часть пристройки к базилике близ алтарной части вполне не обнаружена. Раскопками Одесского Общества Истории и Древностей в 1876-1877 годах, как видно по прилагаемому плану, тогда составленному, установлена несомненная связь базилики через эту южную пристройку с лежащими по близости на юг сооружениями, наиболее важное из которых представляет крестообразное здание крещальни с четырьмя апсидами. Таким образом, обрисовался сложный комплекс сооружений, расположенных вблизи моря, проходивших здесь городских стен и соседних с боковой улицей.
Раскопками Археологической Комиссии в 1901 году связь сооружений упомянутого комплекса не только подтверждена, но и выяснена в деталях. Почва базилики была расследована до скалы, и это обстоятельство выяснило мало оцененный до сих пор факт нивелировки скалы в субструкциях базилики. На прилагаемой фотографии можно видеть, что кладка южной стены базилики лежит на фундаменте или цоколе, вырубленном в цельной скале. Цоколь этот, однако, не достигает абсиды, но оканчивается, будучи обрублен, не доходя южного современного прохода, а нижняя часть стены, идущая от цоколя до упомянутого прохода, оказалась сложенной грубо и неправильно из бутового камня разной величины. Равным образом, идущие по длине базилики каменные плиты, служившие основаниями для баз двух рядов колонн, сделаны из той же материковой скалы, так как материал их по виду, серому цвету и характеру пористости совершенно однороден с цоколем. Прокопав набросанную здесь землю в нескольких местах, мы, в свою очередь, могли убедиться, что плиты эти высечены отдельно каждая и положены на материковую скалу, а не вырублены в той же скале, представляя с ней одно целое, как в базилике с разрушенной апсидой на восточном берегу.
Камень, из которого сложены южная и северная стены — пористый известняк, часто притесанный и отделанный в кубические глыбы. В стене южной части притвора видны лежащие до сих пор на месте плиты Инкерманского камня, правильно тесанные с изящными профилями античного резца, представлявшие, видимо, карнизы античного греческого здания.
Кладка стены апсиды представляет наиболее грубое и, очевидно, позднее наслоение камней. Стена сложена из разнокалиберного камня, часто бута, даже без прослоек и без правильно выдержанных рядов на цемлянке (смеси извести с толченым мелко кирпичом) и только хорошо сохранившийся южный угол апсиды представляет кладку из больших плит значительно более древнего характера, однородных с плитами фундаментальной западной стены на фасаде базилики. Камни этой стены сложены без цемента или какой бы то ни было прослойки, как и камни в кладке башни городской стены.
Осматривая стену апсиды с внешней стороны, можно видеть, что бутовые камни более поздней кладки лежат на нижнем фундаменте более древней апсиды, сохранившем наполовину ясную форму пяти граней, на что исследователями развалин не было обращено должного внимания. На некоторых частях стены абсиды до сих пор сохранились едва заметные следы простейшей раскраски в виде черной, киновари и лазурной полос панели. На обломках штукатурки, по словам Отчета сохранились фрески со следами двукратного и даже троекратного подновления. Особенно ясно видны следы раскраски стены в пазах между стеной абсиды базилики и пристроенной справа капеллой. Остатки, т. е. упавшие кубики стенной мозаики были найдены только в абсиде. У самого входа в южный неф, в котором найдена была большая мозаика пола, перевезенная в Императорский Эрмитаж, сохранился небольшой, сильно поврежденный кусок подобной же мозаики. В северном нефе найдено одно цемянковое основание или подстилка мозаичного пола. Ни в апсиде, ни в южной наиболее высоко сохранившейся стене не встречено прокладки из кирпичей, столь характерной для построек византийской архитектуры до позднейшего времени. В камнях стен не встречено пиронов или гвоздей для прикрепления мраморной облицовки. Массивный мраморный порог лежит при входе из притвора в средний неф. Он сильно вытерт ногами.
Сообщение базилики с окружающими ее окрестными пространствами выяснилось полностью. Кроме трех выходов из притвора на улицу, соответствующих трем дверям из притвора внутрь базилики, внутри этого притвора оказался выход в северной стене его и особый, лежащий насупротив выход из южной части. Этот выход и другой, ведущий из южной стены пристройки служили ближайшими путями сообщения с лежащими на юг от базилики сооружениями. Внутри базилики следует еще отметить два выхода из южного нефа в пристройку, откуда через дверь был кратчайший выход к крещальне из алтаря базилики и капеллы. Эта капелла оказалась выстроенной позднее, так как абсида ее легла частью на абсиду самой базилики, а западная стена ее образована ровным заплечьем базилики с пробитым в нем ходом. Пол этой капеллы был вымощен каменными плитами; от него сохранилась большая часть. Посредине капеллы вокруг центра абсиды прорублены в плитах 5 углублений для устоев алтаря. Из них одно квадратное и 4 круглые. Усыпальниц под полом не оказалось.
Длинная пристройка с юга была переделена двумя простенками с подземной усыпальницей, описанной шике. Третий простенок, сохранившийся лишь отчасти, ограничивал пристройку вблизи притвора. При входе в него у южной стены базилики найден пол, мощенный крупной мозаикой. В левом углу слева от капеллы сохранились остатки мозаичного пола из мелких кусков черного, красного и желтого цвета. Фундаментальность стен, присутствие тонкой мозаики пола, перегородки и выходы свидетельствуют, что это помещение было крытым и представляло как бы второй неф рядом с первым — южным. Под полом этого помещения открыта усыпальница в 3,55 м ширины, 2,85 м длины и 1,78 м вышины с арочным ходом, сложенным из кирпичей с 7 ступенями, вырубленными в скале. В потолке находится круглое отверстие, закрывающееся квадратной плитой в уровень с полом верхнего помещения.
В 11 саженях от наружной алтарной стены базилики, открытой графом А.С. Уваровым, в 1891 г. была найдена развалина часовни с тремя гробницами. В 1904 г. она была уничтожена постройкой батареи, а потому здесь может быть издан только ее план. Часовня была сложена из бута, имела одну апсиду и притвор, а внутри была переделена пополам простенком. Неизвестно, однако, был ли над гробницами свод, так часто встречаемый в подобного рода усыпальницах в Херсонесе. По счету Археол. Комиссии она значится под именем часовни № 1.
Д.В. Айналов. «Памятники христианского Херсонеса. Выпуск I. Развалины храмов» :: § I. Базилика, открытая Графом А.С. Уваровым в 1853 году
Раскопками 1876—1877 гг. обнаружено существование крещальни на юг от базилики, открытой гр. А.С. Уваровым. Раскопки были продолжены в 1901 г., при чем окончательно расследованы не только развалины самой крещальни, но и сооружений, примыкающих к ней по сторонам. Как видно по приложенному плану, изданному в Отчете за 1901 год и в 4-м выпуске Известий, на котором мы позволили себе изменить некоторые частности, крещальня в замысле архитектора представляла четырехапсидное наподобие креста здание. Две боковые апсиды по размерам равны, восточная же апсида меньше западной, но глубже нее и равняется почти 2/3 круга. Здание в основе симметрично, но удаляется от формы равностороннего креста и приближается к типу креста с вытянутым нижним концом, место которого занимает продолговатый притвор. В первоначальном же плане были рассчитаны и четыре входа в крещальню. Из них находятся по сторонам главного, а вход находится в западной нише. Лишь один вход расчищен, остальные два остались заложенными.
Существование четырех ходов в крещальню доказывает, что здание выстроено было с расчетом представлять самостоятельное и независимое в архитектурном отношении целое. Пристройки, облепившие крещальню с юга, должны были возникнуть позже, так как при их появлении наглухо закрыт вход. Пристройка на севере крещальни также кажется более поздним добавлением, так как дверь, ведущая в нее из крещальни, оказалась также заложенной. По плану, изданному Археологической Комиссией, эта пристройка является окруженной глухими стенами с единственным, но заложенным ходом в крещальню. План раскопок Одесского Общества 1876 года, однако, показывает существование на западе этой пристройки входа в нее с площади, что сходится с действительностью. На прилагаемой фотографии виден этот проход в современном полуразрушенном состоянии. На плане раскопок Одесского Общества за 1878, 1879 и 1880 гг. эта дверь также не показана. Взамен ее — ровная стена.
На этой же фотографии можно видеть, что кладка стен пристройки и крещальни имеют много общего. В ряды сложенные известковые камни стен пристройки притесаны и подогнаны под один размер. По величине и виду они такие же, как и камни, из которых выложены северная и южная стены самой крещальни и Уваровской базилики и стена продолговатого помещения рядом с южным нефом. Разница может быть отмечена только в том, что в пазы между камней пристройки во многих местах вложены такие же тонкие кирпичи в один слой, как и в стену крещальни, чего нет в Уваровской базилике. Кроме этих кирпичей в один слой в стенах крещальни проложены на высоте менее человеческого роста такие же кирпичи в четыре ряда, что свидетельствует о назначении этих стен держать своды, какового назначения не имели упомянутые стены Уваровской базилики.
Стены пристройки сохранились на очень незначительной высоте и не определяют назначения ее. Лишь неправильная форма этого помещения и его непосредственная связь со стенами крещальни дают возможность с некоторой вероятностью считать его за открытое место, вроде небольшего двора с выходом на площадь и со входом в крещальню. Сходство в кладке стен этого помещения и крещальни позволяют думать, что оно современно крещальне и что вход у в крещальню заложен позднее. Закладкой этого входа само по себе доказывается существование того выхода на площадь, который обозначен на плане Одесского Общества и пропущен на плане Археологической Комиссии.
Кроме известкового притесанного камня в стенах крещальни во множестве попадаются плиты и другие части античных сооружений. Так внутри крещальни в стенах видны: карниз, кусок известковой античной базы, части известковых колон, а с наружной стороны большие плиты известняка (4 ф. 3 д.×1,6 и 6 ф. 2 д.×1,6). На одной из этих плит сохранился железный гвоздь, служивший для прикрепления мраморной облицовки. Плиты эти хорошо видны на прилагаемой фотографии. Они напоминают близко такие же плиты притвора Уваровской базилики, описанные ранее.
Справа (т. е. на южной стороне) от крещальни и у входа найдены остатки мозаичной настилки пола из очень крупных плиток, раза в четыре больших, чем обыкновенные кубики, употребительные для мозаичных полов внутри помещений. Судя по тому, что при нашей проверочной разведке мозаики этой не оказалось в пороге входа, где она ошибочно показана на плане Археологической Комиссии, а также по тому, что камешки плотными рядами шли около порога и далее, а рисунок из валют лозы с виноградным листом шел параллельно порогу, можно думать, что мозаика эта принадлежит не более древнему зданию базилики, на фундаменте и полу которой построена крещальня, а мозаичному помосту около самой крещальни.
Камешки мозаики, найденной у порога притвора и справа у стены его однородны с теми, которые встречены у входа, рисунок тоже. Эти камешки идут такими же ровными и плотными рядами вдоль южной стены притвора, как и вдоль порога, и, следовательно, мозаика шла по периферии южной части крещальни и главного входа. Заложение входа, таким образом, стоит в прямой связи с появлением пристроек на южной стороне, так как эти пристройки легли частью на упомянутую мозаику и примкнули к стенам крещальни. Образовавшийся вследствие этого угол (между стеной пристроенной капеллы с апсидой и стеной крещальни) близ входа был заложен, как и самый вход, бутом.
Вход, как видно по прилагаемой фотографии, на значительной высоте своих дверных пилонов сохранил остаток арки, сложенной из кирпичей. Такая арка указывает на существование верхнего свода и полусводов апсид. Над арками и апсидами шел, надо полагать, тот мраморный карниз, брусья которого найдены как внутри крещальни, так и в пороге, где они лежат до сих пор и куда положены позднее. Такие же брусья хранятся в Херсонесском музее. В правом углу притвора близ входа внутрь крещальни сохранились остатки более мелкой мозаики, как в Уваровской базилике.
По всему пространству цоколя внутри крещальни видны многочисленные пироны или гвозди с остатками приросшего белого мрамора от облицовки. Выше мраморной облицовки могли быть по закону украшения древних христианских зданий мозаики или фрески. С фасада на входных плитах видны остатки штукатурки и раскраски, подобных таким же в апсиде Уваровской базилики, т. е. видны цветные линии, как бы обозначавшие кладку камней панели или цоколя.
В земле, выброшенной из крещальни еще в 1877 г., найдено было огромное количество кубиков стенной мозаики разных цветов: синей и голубой, светло и темно-зеленой, желтой, красной, темно-коричневой, зеленой и со следами серебра, желтой, оранжевой, розовой, белой. Такое разнообразие цветов свидетельствует о разнообразии орнаментальных и иконографических изображений, а преобладающее количество синих и голубых кубиков указывает на применение обычных голубых и синих фонов.
Существование следов фресок внутри крещальни на ее стенах с полной ясностью устанавливается планом раскопок Одесского Общества и Отчетом Общества с упоминанием о нахождении фресок, а также свидетельством А.Л. Бертье-Делагарда, как очевидца раскопок. Фрески эти, можно думать, явление позднее, так как штукатурка была открыта на поверхности бута, которым было заложено древнее окно. На месте именно этого окна, открытого в 1901 году, обозначены фрески на плане Одесского Общества 1876 года. На этом плане фрески показаны лишь по дуге южной апсиды. Кроме окна, исследователи упоминают еще три окна в восточной апсиде, которые, однако, не сохранились, и следы которых видел А.Л. Бертье-Делагард. На планах Одесского Общества 1876 и 1876—1877 годов эти окна не обозначены, из чего, однако, не следует заключать о неверности показаний очевидцев. В настоящее время убедиться в существовании этих окон трудно, как можно судить по прилагаемой фотографии, но они показаны на плане раскопок Одесского Общества за 1878, 1879 и 1880 годы.
Внутри крещальни находится, говоря словами А.Л. Бертье-Делагарда «большой, круглый бассейн диаметром в 8 футов, имеющий на половине глубины выступы, дающие дну форму креста. Все это выложено белым мрамором на цемянке». Расследованием 1901 года установлены крайне важные особенности этого крещального бассейна или купели. Она представляет круглое углубление в 2,85 м в диаметре и 0,82 м глубины. На дне вырублен в скале четырехконечный крест со слабо расширяющимися концами. Рыхлая скала местами заменена каменной кладкой и весь круг купели выравнен вторым внутренним кругом в виде кирпичной стенки в 34 мм, сложенной на цемянке. Крест внутри и по бокам выложен мраморными плитами, от которых сохранились лишь осколки в правой стороне южного конца». Для входа в купель вырублена была ступенька с восточной стороны, т. е. со стороны стены главной апсиды, выложенная мрамором. От купели идет канал для стока воды до стены, проходя под заделанным северным ходом до поглащательного колодца. Канал был закрыт каменными плитами пола. С противоположной стороны найдена гончарная водопроводная труба, очевидно снабжавшая, купель водой.
Выход из северной апсиды вел к найденной у стены пристройки раковине или приемнику воды, примыкавшему непосредственно к стене с внешней стороны и представлявшему пятигранное по краям, углубление, выложенное внутри мраморными плитками. Раковина была утверждена на тумбе кубической формы, сложенной из бута на цемянке, остатки которой видны на фотографии. Северная дверь заложена в очень отдаленное время, указание на которое, однако, мы относим к нашей заключительной главе.
На планах Одесского Общества справа от крещальни показаны какие-то две параллельные стены. Из них на плане раскопок Археологической Комиссии показана лишь вторая, проходившая перпендикулярно к восточной апсиде и сворачивавшая на северо-восток. Указаний относительно этой стены в печатных источниках нет. Часть ее видна на прилагаемой фотографии слева в углу. Из-под стены крещальни видны выходящие полуразрушенные остатки небольшого полукружия в виде апсиды, принадлежавшей более ранней базилике, на остатках которой возникла крещальня. Этой базилике, по предположению Отчета, принадлежал и описанный ранее мозаический пол из крупных камешков.
На плане раскопок Одесского Общества 1878, 1879 и 1880 годов южнее крещальни показаны остатки мозаичного помоста и пола, сложенного квадратными плитками, вблизи жилых помещений.
Д.В. Айналов. «Памятники христианского Херсонеса. Выпуск I. Развалины храмов»: § II. Крещальня, открытая Одесским Обществом в 1876 году
Многие исследователи Херсонеса считают, что именно эта базилика была главным храмом города, посвященным Св. апостолам Петру и Павлу, о котором упоминается в письменных источниках.
http://www.chersonesos.org/?p=ct_map27&l=rus
С уважением, Ольга