ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Орехово-Зуево. Собор Рождества Пресвятой Богородицы.

Собор Рождества Богородицы


Орехово-Зуево. Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Собор. Действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Пантелеимона Целителя
Архитектурные стили:Эклектика, Русско-византийский стиль
Год постройки:Между 1872 и 1895. Приделы 1872-1884.
Архитектор:Н.И. Финисов, С.А. Назаров, Н.Д. Струков
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Московская обл, Орехово-Зуевский р-н, г. Орехово-Зуево, ул. Володарского, д. 20/1

Координаты: 55.807899, 38.960996



Сортировка:

Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Орехово-Зуево, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
24 сентября 2020
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Орехово-Зуево, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
14 сентября 2020
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Орехово-Зуево, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
12 сентября 2020
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Вид с запада<br>, Орехово-Зуево, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
2 марта 2018
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Орехово-Зуево, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
27 февраля 2018
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Орехово-Зуево, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
8 апреля 2016
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Орехово-Зуево, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
11 апреля 2007
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Орехово-Зуево, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
15 октября 2006
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Орехово-Зуево, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
15 октября 2006
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Орехово-Зуево, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
15 октября 2006
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Орехово-Зуево, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
15 октября 2006
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Орехово-Зуево, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
15 октября 2006
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Орехово-Зуево, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
15 октября 2006
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Орехово-Зуево, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
15 октября 2006
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Фрагмент шатра колокольни<br>, Орехово-Зуево, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Фрагмент шатра колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
18 июня 2023
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Орехово-Зуево, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
8 апреля 2016
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Орехово-Зуево, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
8 апреля 2016
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Орехово-Зуево, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
16 марта 2014
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Орехово-Зуево, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
11 апреля 2007
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Глава основного объема<br>, Орехово-Зуево, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Глава основного объема
Олег Щёлоков
30 сентября 2006
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Фреска на апсиде<br>, Орехово-Зуево, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Фреска на апсиде
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
18 июня 2023
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Фото 30х-50х годов.<br>, Орехово-Зуево, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Фото 30х-50х годов.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
1930
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Орехово-Зуево, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
22 февраля 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Иванов Дмитрий  30 января 2012

Доподлинно известно, что ещё с начала XIX века, а скорее всего, даже и ранее, деревня Зуево относилась к приходу храма Рождества Богородицы, что на речке Вырке (ныне село Нестерово). Расстояние, отделявшее Зуево от Выркинского погоста, было немалое – двенадцать вёрст, поэтому легко представить, что это составляло для зуевских обитателей определенные трудности. Уже тогда многие зуевцы просто переправлялись через реку Клязьму, в храм рождества Богородицы соседнего села Орехово Покровского уезда Владимирской губернии (история ореховского прихода известна с 1647 года; последний каменный храм постройки середины XIX века уничтожен в 1972 г.).

В 1847-1849 гг. настоятель Выркинской церкви священник Василий Стрельцов возводит на своем погосте новый каменный храм. Старым же, деревянным, заинтересовались жители деревни Дубровка (ныне район Карболита в Орехово-Зуево), и к 1860 году дубровцы совместно с зуевцами исхлопотали себе разрешение устроить собственный приход и перевезли деревянную выркинскую церковь к себе (позднее деревянный Дубровский храм был сменен каменным, ныне – возрождающийся Крестовоздвиженский храм г. Орехово-Зуево). Бедность, неустроенность и малые размеры деревянной Крестовоздвиженской церкви подвигли жителей Зуева к замыслу построить большой каменный храм. Выписка из подлинной шнуровой книги Ожерельского Волостного Правления гласит: «Приговор. 1864 года апреля … дня (день так и не был проставлен – Е.С.), мы, нижеподписавшиеся Московской губернии, Богородскаго уезда, Ожерельской волости, деревни Зуевой, а именно: староста Петр Андреев, Игнатий Егоров и проч. и проч. быв сего числа в общем собрании имели между собою суждение… выстроить каменную церковь в деревне Зуевой… Место для постройки каменнаго храма, мы обсудили при конце селения Зуева в количестве семи десятин, с тем чтобы разрешенный правительством базар… должен существовать в деревне Зуевой, в пользу строящагося храма, мы крестьяне избрали из среды себя для ходатайства и подписи доверенностей по сему делу крестьянина нашей деревни Ивлея Васильева Захарова. В чем сей приговор утверждаем своим рукоприкладством».

31 мая 1871 года Иов Захаров обращается с прошением к «Его Преосвященству, Преосвященнейшему Игнатию, Епископу Можайскому, Викарию Московскому и разных орденов Кавалеру», где пишет: «Православные жители деревни Зуевой всегда имели сердечное желание… иметь свой отдельный храм… Для сооружения храма на первый раз триста тысяч кирпича пожертвовали, до 15 тысяч деньгами, все один перед другим наперерыв заявляют свои пожертвования и с достоверностию можно сказать, что храм будет выстроен вчерне в два лета, на устройство новых иконостасов сейчас зуевские фабричные мастера заявляют желание устроить на свой счет, такоже с построением церкви намерены устроить образцовое училище, дабы не приглашать для обучения детей своих странствующих престарелых дев и вдовиц, которыя… издетства поселяют в них ложныя понятия относительно истин веры и обрядов православной церкви, дома для причта обязуюсь перенести на свой счет и устроить в лучшем виде, не обременяя ничем причт… В деревне же Зуевой, где предполагают построить каменный храм, находится до 450 душ мужскаго пола приходских и до двух сот домов с пятью обширными заведениями бумажными, на которых проживает до 6 тысяч фабричнаго народа. В праздничные и Воскресныя дни по неудобности хождения к службе в приходский деревянный храм фабричный народ остается без службы церковной и волею и неволею влекутся в питейныя и трактирныя заведения… По изложенным причинам благоволите разрешить и тем доставить православным христианам духовную радость – видеть храм в многолюдном селении, где народ остается без церкви и пастыря и предается пьянству и безчинным кличам, а с сооружением храма нашим обществом повелено будет не открывать ни питейных, ни трактирных заведений до окончания Литургии. К сему прошению временно московской купец Иов Васильев Захаров руку приложил».

Ходатайство Иова Захарова поддержали и священник Крестовоздвиженской Дубровской церквих Симеон Страхов, и благочинный Воскресенской церкви Павлова Посада протоиерей Сергий Цветков (поскольку раньше Зуево входило в ведение Павлово-Посадского благочиния), и игумен Спасо-Преображенского миссионерского Гуслицкого монастыря Парфений, который писал епископу Игнатию: «Можно ли такому месту отказать в постройке Церкви? Тут пять Церквей можно выстроить, и все будут полны, выстроены и украшены». По рассмотрении всех ходатайств и прошений последовало решение: «1871 года ноября 5 дня. По указу Его Императорскаго Величества Московская Духовная Консистория слушали дело о постройке каменных церквей… Приказали:… принимая во внимание, что потребность иметь церковь в деревне Зуевой по многочисленности ея населения и для противодействия расколу оказывается действительной… дозволить построить в оной деревне новую каменную церковь… на избранном месте и на имеющияся в виду средства…Подписано: Богоявленский Архимандрит Никодим, Златоустовский Архимандрит Григорий, Покровскаго Собора протоиерей Александр Воскресенский».

Строительство несколько затянулось, и поэтому Иов Захаров исхлопотал в консистории позволение временно установить в Зуеве бездействующую деревянную церковь из села Войново-Гора, что и было исполнено. В целом зуевский пятикупольный храм общей площадью 1240 кв. метров был готов к 1890 году (колокольня была еще временной, деревянной). И в этот год главный придел церкви был освящен епископом Можайским Александром в честь празднования Рождества Божией Матери – как и первый приход зуевцев на речке Вырке. В начале XX века были освящены приделы святителя Николая Чудотворца и Пантелеимона Целителя, затем, наконец, возведена трехъярусная колокольня. Надзор за постройкой осуществляли в разное время инженер Сергей Назаров и священник Феодор Орловский. Есть мнение, что в росписи храма принял участие знаменитый русский художник В. Васнецов. Сложно сказать, действительно ли некоторые росписи принадлежат его кисти, или же это реплика его работ, исполненная иным художником – но в том или ином случае, изображения четырех евангелистов на «парусах» под большим куполом и сцена крещения Руси над свечным прилавком восходят к васнецовским росписям киевского Свято-Владимирского собора. Между тем, в алтарной части храма существует клеймо, гласящее: «Сию живопись русско-византийскаго стиля, картины все и орнамент, исполнил художник Иван Григорьевич Кленов с сыновьями. 1929 год. Ноябрь».

Приход советской власти ознаменовался конфискациями метрических книг и храмовой печати, а также церковного капитала, земли, дома священника Павла Архангельского, приходских школ. Еще до 1926 года в г. Орехово-Зуево создается викарное епископство: викарный епископ должен был исполнять в вверенном ему викариате функции правящего архиерея в случае ареста или гибели действующего. Первым викарным епископом Орехово-Зуевским стал прославленный в лике новомучеников епископ Никита (Делекторский; расстрелян в 1937 г.). Другой новомученик Орехово-Зуевской земли, протоиерей Василий Никольский, до 1934 г. был настоятелем собора Рождества Богородицы и Орехово-Зуевским благочинным (расстрелян в 1937 г.). В период с 1939 по 1943 гг. храм был закрыт, затем богослужения в нем возобновились. Очередная опасность нависла над храмом к 1985 году, когда, к столетию Морозовской стачки, возникла мысль представить Орехово-Зуево как показательный город «большевистской славы», в котором не должно было быть ни одной церкви. К счастью, замыслы нечестивых не стали реальностью, а затем изменилась и политическая обстановка. Прошло всего два десятка лет, и Богородицерождественский собор – центр крупного благочиния, средоточие духовной жизни города и района.

21 июля 1991 года храм стал свидетелем события, ознаменовавшего начало духовного возрождения Руси: вновь обретенные мощи св. преподобного Серафима Саровского на своем пути из Москвы в Дивеево пребывали в соборе; служил литургию сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В память об этом событии в притворе храма помещена мемориальная доска. В 2006 году по благословению Владыки Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского в центральном приделе храма был установлен и освящен четвертый престол – в память Всех святых, в земле Российской просиявших. Так Богородицерождественский собор стал четырёхпрестольным.

Е.В. Старшов, пресс-секретарь Орехово-Зуевского благочиния.
Источник: © 2006-2010 Орехово-Зуевское благочиние Московской епархии Русской Православной Церкви.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  20 марта 2024

Храм был построен в конце XIX столетия, когда население соседних сел Орехово, Зуево и Никольского быстро росло благодаря развитию фабричного производства. 20 июля 1871 года - начало строительства. Возведение здесь собора инициировал купец Иов Захаров, который подписал прошение сельчан и выделил крупную сумму денег, чтобы начать строительство. Руководил строительными работами инженер С. Назаров. Строительство Собора Рождества Пресвятой Богородицы началось в 1872 году и продлилось долгих 18 лет в связи с недостатком денежных средств. На период строительства величественного храма, сюда перевезли из села Войново-Гора деревянную церковь, которая по завершении строительства каменного храма вернулась на прежнее место. В 1890 году строительство было закончено и собор был освящен.

Собор возводился под руководством священника Федора Орловского, инженера по специальности, а освящал его епископ Можайский Александр (Светланов). Пятиглавый храм был построен в так называемом русско-византийском стиле из красного кирпича, а цоколь облицован белым камнем. Барабан центрального купола световой, имеет восемь окон, а остальные четыре барабана — глухие. С западной стороны, над папертью возвышается трехъярусная шатровая колокольня. С восточной, в центре апсиды, помещен образ Богоматери «Нерушимая стена», а справа и слева от нее — изображения святого Пантелеймона и святого Николая Чудотворца. Общая площадь собора составляет 1240 м². С самого начала храм строился как просветительский и миссионерский центр в сложной атмосфере духовного и социального раскола среди жителей этого края.

Картина религиозной жизни Орехово-Зуево отражала сложную историю формирования города. К 1917 году в фабричном поселении было сразу четыре церкви, которые имели одинаковое посвящение Рождеству Богородицы. Этому странному для любого другого подмосковного города совпадению имеется объяснение. Город Орехово-Зуево объединил в себе два села и фабричное место Никольское. Кроме того, в Орехово-Зуево было два крупных предприятия: «Товарищество мануфактур Викула Морозова с сыновьями в местечке Никольском» и «Товарищество Никольской мануфактуры Саввы Морозова сын и Ко», которые являлись отдельными экономическими, социальными и культурными центрами. Вот почему в фабричном городе было по две школы, две больницы, два кладбища, две богадельни и даже два кинотеатра. Православных церквей тоже полагалось две, не считая молелен и церквей для проживавших в этих краях старообрядцев. Река Клязьма стала естественной границей, разделившей села Зуево и Никольское, с одной стороны, и Орехово, с другой. До революции Зуево относилось к Богородскому уезду Московской губернии, а Орехово и Никольское – к Покровскому уезду Владимирской губернии. Таким образом, в церковном отношении соседние села Орехово и Зуево принадлежали к разным епархиям. Жители селений, фактически образующих единый фабричный город, но формально разных епархий и губерний, не могли относиться к одному приходу, поэтому на берегах Клязьмы появилось два православных Богородице-Рождественских храма.

Зуевский храм сохранился, а Ореховская церковь была разрушена в советское время. Она стояла недалеко от вокзала, где сейчас воздвигнут новый храм Новомучеников и исповедников Орехово-Зуевских. Еще две церкви Рождества Богородицы появились по причине религиозной разнородности жителей этой местности. Орехово-Зуево находилось на пересечении не только двух губерний, но и двух подмосковных раскольничьих областей: поповской Гуслицы и беспоповской Патриаршины. Староверы этих двух направлений не могли молиться вместе, поэтому каждое согласие построило для себя свои Богородице-Рождественские храмы. Кстати, по-разному веровали и владельцы двух «градообразующих» предприятий: Викула Елисеевич Морозов был беспоповцем Поморского согласия, а его двоюродный брат Савва Тимофеевич Морозов принадлежал к поповскому Белокриницкому согласию. Сегодня поморский молитвенный дом Рождества Богородицы в Зуево, который находится всего в восьмистах метрах от одноименного православного храма, используют обе общины староверов, хотя и молятся в нем отдельно друг от друга.

В отчетах «Московского братства святителя Петра» за 1897 год сохранились сведения о миссионерской работе среди раскольников в Богородице-Рождественской Зуевской церкви. Местный священник С.Орлов читал публичные лекции, на средства прихожан устроил противораскольническую библиотеку и церковно-приходскую школу. Однако этих усилий было недостаточно. Еще до знаменитого указа «Об укреплении начал веротерпимости» 1905 года в Орехово-Зуево действовали пять благоустроенных староверческих молелен и три школы для детей. Орлов писал: «При посещении одной из них я заметил картины, которые по своему содержанию могут производить в детском впечатлении отвращение от православной церкви. Одна из них, например, изображает православного священника, совершающего проскомидию на пяти просфорах, окруженного демонами, а другая, висящая рядом, изображает старообрядческого священника, совершающего проскомидию на семи просфорах, и окруженного райскими птицами».

Православный собор Рождества Богородицы строился в 1872-1890-х годах в период стремительного роста фабричного населения Орехово-Зуево. Помимо раскола населения на несколько староверческих толков, существовало разделение в социальном отношении: революционные агитаторы, увлекали за собой рабочих не хуже религиозных проповедников. В 1885 году здесь произошла знаменитая Морозовская стачка – одно из первых серьезных выступлений против фабрикантов. 

Фабричный быт конца XIX века ломал традиционные устои жизни, поэтому храм в Зуево призван был стать миссионерским и для того населения, которое не относилось к староверческим толкам. Когда в 1871 году московский купец Иов Васильевич Захаров обращался к церковному начальству с просьбой о постройке храма, он обосновывал его необходимость двумя вещами. Во-первых, храм стал бы просветительским центром, противостоящим расколу: «С построением церкви намерены устроить образцовое училище, дабы не приглашать для обучения детей своих странствующих престарелых дев и вдовиц, которые с детства поселяют в них ложные понятия относительно истин веры и обрядов». Вторая причина, может быть, более важная, касалась искушений фабричного быта: «В праздничные и воскресные дни по неудобности хождения к службе в приходской деревянный храм фабричный народ остается без службы церковной, и волею и неволею влекутся в питейные и трактирные заведения…в многолюдном селении народ остается без церкви и пастыря и предается пьянству, бесчинным кличам».

Есть мнение, что в росписи храма принял участие знаменитый русский художник В. Васнецов. Сложно сказать, действительно ли некоторые росписи принадлежат его кисти, или же это реплика его работ, исполненная иным художником – но в том или ином случае, изображения четырех евангелистов на «парусах» под большим куполом и сцена крещения Руси над свечным прилавком восходят к васнецовским росписям киевского Свято-Владимирского собора. Между тем, в алтарной части храма существует клеймо, гласящее: «Сию живопись русско-византийскаго стиля, картины все и орнамент, исполнил художник Иван Григорьевич Кленов с сыновьями. 1929 год. Ноябрь».

Приход советской власти ознаменовался конфискациями метрических книг и храмовой печати, а также церковного капитала, земли, дома священника Павла Архангельского, приходских школ. Еще до 1926 года в г. Орехово-Зуево создается викарное епископство: викарный епископ должен был исполнять в вверенном ему викариате функции правящего архиерея в случае ареста или гибели действующего. Первым викарным епископом Орехово-Зуевским стал прославленный в лике новомучеников епископ Никита (Делекторский; расстрелян в 1937 г.). Другой новомученик Орехово-Зуевской земли, протоиерей Василий Никольский, до 1934 г. был настоятелем собора Рождества Богородицы и Орехово-Зуевским благочинным (расстрелян в 1937 г.).

В период с 1939 по 1943 гг. храм был закрыт, затем богослужения в нем возобновились. Очередная опасность нависла над храмом к 1985 году, когда, к столетию Морозовской стачки, возникла мысль представить Орехово-Зуево как показательный город «большевистской славы», в котором не должно было быть ни одной церкви. Прошло всего два десятка лет, и Богородицерождественский собор – центр крупного благочиния, средоточие духовной жизни города и района.

21 июля 1991 года наш храм стал свидетелем события, ознаменовавшего начало духовного возрождения Руси: вновь обретенные мощи св. преподобного Серафима Саровского на своем пути из Москвы в Дивеево пребывали в соборе; служил литургию сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В память об этом событии в притворе храма помещена мемориальная доска. В 2006 году по благословению Владыки Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского в центральном приделе храма был установлен и освящен четвертый престол – в память Всех святых, в земле Российской просиявших. Так Богородицерождественский собор стал четырёхпрестольным.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Собор в Орехово-Зуево: среди староверов и фабрик и сайта: Главный храм города. Кафедральный собор Рождества Богородицы (turbinatravels.com)



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.