ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Белозерск. Церковь Петра и Павла.

Петропавловская церковь


Белозерск. Церковь Петра и Павла
Церковь. Действует.  
Престолы:Петра и Павла, "Всех скорбящих Радость" иконы Божией Матери, Космы и Дамиана Римских, Иоанна Златоуста, Похвалы Пресвятой Богородицы, Сорока мучеников Севастийских
Год постройки:1770.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Вологодская область, Белозерский район, г. Белозерск, ул. Фрунзе, д. 22

Координаты: 60.033143, 37.793023



Сортировка:

Церковь Петра и Павла, , Белозерск, Белозерский район, Вологодская область
МОРПЕХ879
9 августа 2023
Церковь Петра и Павла, , Белозерск, Белозерский район, Вологодская область
МОРПЕХ879
9 августа 2023
Церковь Петра и Павла, , Белозерск, Белозерский район, Вологодская область
sasa_1941
8 августа 2022
Церковь Петра и Павла, , Белозерск, Белозерский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
12 августа 2019
Церковь Петра и Павла, , Белозерск, Белозерский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
12 августа 2019
Церковь Петра и Павла, вид с юга<br>, Белозерск, Белозерский район, Вологодская область
вид с юга
Матишо
29 августа 2014
Церковь Петра и Павла, вид с северо-запада<br>, Белозерск, Белозерский район, Вологодская область
вид с северо-запада
Матишо
29 августа 2014
Церковь Петра и Павла, вид с юго-востока<br>, Белозерск, Белозерский район, Вологодская область
вид с юго-востока
Матишо
29 августа 2014
Церковь Петра и Павла, вид с востока<br>, Белозерск, Белозерский район, Вологодская область
вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
29 сентября 2011
Церковь Петра и Павла, вид с юго-востока<br>, Белозерск, Белозерский район, Вологодская область
вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
29 сентября 2011
Церковь Петра и Павла, вид с северо-запада<br>, Белозерск, Белозерский район, Вологодская область
вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
29 сентября 2011
Церковь Петра и Павла, , Белозерск, Белозерский район, Вологодская область
Юрий Моченов
1 августа 2024
Церковь Петра и Павла, , Белозерск, Белозерский район, Вологодская область
МОРПЕХ879
9 августа 2023
Церковь Петра и Павла, , Белозерск, Белозерский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
12 августа 2019
Церковь Петра и Павла, южный фасад (фрагмент)<br>, Белозерск, Белозерский район, Вологодская область
южный фасад (фрагмент)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
29 сентября 2011
Церковь Петра и Павла, , Белозерск, Белозерский район, Вологодская область
Илья Смирнов
9 июля 2006
Церковь Петра и Павла, Вид с пожарной каланчи, фото начала ХХ в.<br>, Белозерск, Белозерский район, Вологодская область
Вид с пожарной каланчи, фото начала ХХ в.
Елена Григорьева
1 июня 1910
Церковь Петра и Павла, Рис. из журнала "Нива".<br>, Белозерск, Белозерский район, Вологодская область
Рис. из журнала "Нива".
Андрей Агафонов
1890
Церковь Петра и Павла, "Церковь во имя Св. Петра и Павла". Фотография С.М. Прокудина-Горского, 1909 год, источник - сайт проекта "Наследие Прокудина-Горского"<br>, Белозерск, Белозерский район, Вологодская область
"Церковь во имя Св. Петра и Павла". Фотография С.М. Прокудина-Горского, 1909 год, источник - сайт проекта "Наследие Прокудина-Горского"
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
Церковь Петра и Павла, Дореволюционное фото<br>, Белозерск, Белозерский район, Вологодская область
Дореволюционное фото
Елена Григорьева
Церковь Петра и Павла, Фотоснимок мз собрания Белозерского областного краеведческого музея с сайта: belozermus.ru<br>, Белозерск, Белозерский район, Вологодская область
Фотоснимок мз собрания Белозерского областного краеведческого музея с сайта: belozermus.ru
Алексей Кротов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  22 января 2014

Белозерский Петропавловский мужской монастырь

Существовал в городе Белоозеро в 16 веке. В настоящее время город Белозерск Вологодской области. Имеются два документа о Петропавловском монастыре. Первый – синодик монастыря, где написано «род Петровского монастыря старицы Анисии» и записаны имена семи схимонахинь. Богословский Н. Г. и вслед за ним Зверинский В. В. на основании этого документа полагали, что Петропавловский - женский монастырь. Второй документ - грамота 1572 года архиепископа Ростовского, Ярославского и Белозерского Корнилия священноиноку Александру. В грамоте сказано, что Алексей Семенов сын (мирское имя Александра) служил 26 лет в Богоявленской церкви города Белозерск, овдовел и постригся в иноческий образ в особном монастыре Петра и Павла на посаде. Грамота архиепископа Корнилия разрешала иеромонаху Александру служение в Петропавловском монастыре. Этот документ - доказательство того, что монастырь в конце 16 века был мужским. Возможно, что монастырь вначале был не женским, а мужеско-женским.

Петро-Павловский мужской монастырь был разорен во время польско-литовского нашествия и упразднен, с 1620 года церковь стала приходской. После польско-литовского разорения города 1612 года проводилась перепись. По её данным в 1617 году на территории бывшего монастыря стояли колоколенка с четырьмя колоколами и две шатровые деревянные церкви: Петро-Павловская и Иоанно-Златоустовская с трапезной. В трех кельях жили нищие. О монахах не упоминается.

По переписи 1676 года церкви и колокольня те же самые, отмечается, что церкви построены приходскими людьми.

Вместо двух деревянных церквей в 1770 году прихожанами построена каменная церковь с колокольней в одной связи. Вначале Петро-Павловская церковь была трехпрестольной. В 1916 году престолов шесть: апостолов Петра и Павла, Похвалы Пресвятой Богородицы, святителя Иоанна Златоуста, 40 мучеников Севастийских, иконы Божией Матери « Всех скорбящих радость», бессребреников Космы и Дамиана. Приход городской. Приписных церквей и часовен не было.

После революции Петропавловская церковь закрыта. В настоящее время в здании бывшей церкви находится Музей истории края.

Православные приходы и монастыри Севера


Заглянуть в прошлое Петропавловской церкви позволяют старинные документы, которые хранятся в музее. Вот что поведал нам «Новгородский сборник» за 1865 год, где были собраны материалы по истории, статистика приходов и волостей Новгородской губернии: «...Народное предание относит существование сего храма еще ко временам самозванцев и говорит, что враги, разоряя храмы в городе, ...несколько раз подступали к сему храму и за каждую попытку наказываемы были слепотою; такую чудодейственную силу приписывают образу (иконе – прим. авт.), и теперь еще существующему, первоверховных Апостолов Петра и Павла...»

Времена самозванцев – это польско-литовское нашествие начала 17 века. Что же происходило в городе Белоозере в то время?

С лета-осени 1612 года, когда основные военные силы северных городов влились в ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского и шли к Москве, чтобы освободить столицу от интервентов, польско-литовские отряды хлынули на Север с целью грабежа и наживы. Первым из северных городов пострадало Белоозеро.

10 июля 1612 г. «...в четверг ...поутру рано... к городу подошли ...литовские люди». «Стояти было противо литовских и русских воровских людей некому...» Из 150 имевшихся на Белоозере стрельцов 100 человек было послано на Череповецкую засеку «для обереганья от воровских же людей». Воевода Степан Чепчугов бежал под защиту стен и гарнизона Кирилло-Белозерского монастыря. Брошенные на произвол судьбы жители города, кто «от страху разбеглись розно...», кто геройски стал оказывать сопротивление, но силы оказались неравными. Город был разорен, значительная часть его выжжена, храмы осквернены, население ограблено, частью перебито. (Враги разоряли край до 1620 года).

В связи с разорением правительство избранного на престол Михаила Романова проводит дозоры и описания Белоозера. Материалы проделанной работы отражены в Дозорной книге 1617-18 годов, наиболее раннем из известных сохранившихся описаний г. Белоозера – Белозерска. Она содержит данные о топографии и структуре как кремля – укрепленной части города (собственно кремль – и именуется в Дозорной книге городом), так и посада – основной части Белоозера, находившейся за пределами кремля. Отмечается деление города на «сорока». Дозорная книга также содержит сведения об управлении, монастырях, церквях, населении и его занятиях.

Из этой книги мы узнаем, что на начало 17 века существовал Петровский монастырь старицы Анисии, в котором находились 7 схимомонахинь. Монастырь располагался в центре посада, в Петровском сороку, на довольно возвышенном месте. В монастыре была деревянная церковь верховных Апостолов Петра и Павла «верх шатром». «На том же монастыре церковь святого Иоанна Златоустого, верх шатром, с трапезою ...на колокольнице четыре колокола. Строенье приходских людей. У тех же церквей служит поп Макарей. На том же монастыре 3 кельи...» (В середине 17 столетия было запрещено строительство шатровых церквей и в патриарших грамотах о строительстве церквей указывалось, чтобы «верх на той церкви был не шатровый». И все же, несмотря на запрет, шатры, ставшие излюбленной формой зодчих и заказчиков, продолжали широко применяться, в частности, на колокольнях).

В 1620 году был основан Петропавловский приход. Более полное описание прихода дает Переписная («Писцовая») книга города Белоозера 1675-1676 годов, где говорится, что «...в Петровской улице церковь во имя верховных апостол Петра и Павла с пределом, шатровая, с трапезою и с папертью, крыта тёсом. ...Подле той же церкви другая церковь с пределы, шатровая, деревянная ж, с трапезою и с папертью, крыта тёсом, во имя Иоанна Златоустого. В церкви: ...на колокольне 4 колокола, по смете 16 пуд. Церкви и образы и всякая церковная утварь и колокола строение приходских людей (т. е. создано на средства прихожан).

Вплоть до конца 17 века город постепенно отстраивается, возводятся новые храмы: каменный собор Спасо-Преображения в валу, деревянная церковь Ильи Пророка.

18 век вносит свои значительные изменения в жизнь города. С 1777 года город именуется Белозерском. А уже в следующем году он радикально меняет свою планировку. В этом столетии повсеместно проводятся описи имеющихся церквей. Обветшавшие храмы предписывалось обновить или, разобрав, на их месте поставить каменные. Но как следует из «...храмозданной грамоты Иосифа Епископа Вологодского и Белозерского...» на месте древней церкви Петра и Павла появляется новая, но снова деревянная церковь Петра и Павла. Существование этого храма подтверждала деревянная доска, которая находилась в притворе (небольшое помещение перед входом в храм) более поздней каменной церкви 1770 года постройки. На доске были вырезаны слова: «1718 года апреля в ... день поставлен сей храм во имя Святых славных и Всехвальных Апостола Петра и Павла, при державе Благоверного и христолюбивого...» («Новгородский сборник», 1865 г.).

Из того же «Новгородского сборника» известно, что каменная церковь Петра и Павла была «...выстроена... в недальнем разстоянии от Белозерского обводного канала и торговой площади... с приделом Похвалы Пресвятой Богородицы и великомученнику Георгию. При ней под колокольней храм Косме и Дамиану...». В приходе службу несли священник, дьяк и пономарь.

О занятиях прихожан документы рассказывают следующее: «... В летнее время мещане ходят на судах по найму от купцов: плата за это не превышает 60 рублей в лето хорошему шкиперу, другие же, приказчиками у купцов». «Жительствующие около Белаозера... всегда весною, летом, осенью и зимою упражняются в рыбной ловле и уловленную ими рыбу: стерлядей, судаков, лещей, щук, чеш, ляпок, соп, язей, подъязков, головлей, палан, плотиц, окуней, налимов, ершей, вашколов, ряпус, пескозобов, белые снетки, осетров, белуг, белых рыбиц, севрюгу, сазанов и и генерально все вологодские рыбы, по Шексне заходящие, хорошею ценою продают своим и приезжающим к ним в домы других городов купцам живую, мороженую, свежую, сухую, соленую, от чего и живут исправно». «...Купцы 3-й гильдии ведут торговлю разным мелочным товаром...»

«В огородах разводятся обыкновенные овощи. Гряды под тыкву и огурцы делают из одного только навоза. Огородные овощи мало и редко у кого продаются а большею частью употребляется для себя только. 1863 г. во всех почти огородах картофель сгнил, так что в других местах не возвратили и того, что было посажено; безвременный холод не благоприятствовал произрастанию тыквы и огурцов. Только в парниках порядочный урожай огурцов, не только для своего хозяйственного употребления, не и на продажу. Яблони в огородах старые, а поэтому мало приносят хозяевам пользы. Женщины, сверх других занятий, плетут очень искусно кружева; только их произведения, как уже вышедшие из моды, в наше время мало приносят дохода».

По преданию, каменная церковь Святых Апостолов Петра и Павла возведена была на средства белозерского купца, имя которого, к сожалению, неизвестно. Строить он ее стал напротив возводившегося уже к тому времени на средства купца из Санкт-Петербурга Мирона Протопопова храма Рождества Богородицы (ныне здесь располагаются магазины «Петрович» и «Нина») с помощью приходских людей.

И это неудивительно. В то время храмы строили «всем миром»: и богатые жители Белозерска тоже собирали деньги. Особенно прославилась благотворительными делами семья Гориных. Купец 1-й гильдии Иван Горин на свои средства построил церковь Иоанна Предтечи (находится на ул. III Интернационала). С его помощью был обновлен полностью иконостас Спасо-Преображенского собора. Его сыновья Михаил, Федор и Дмитрий подарили каменный дом под Белозерское уездное училище и дом для духовного училища. Кроме того, на средства Гориных был крыт железом Спасо-Преображенский собор, игравший в то время роль главного храма города.

Сведения о благотворительной деятельности горожан свидетельствуют о том, что стремление поделиться своим достатком, помочь церкви, неимущим было присуще не только богатой части населения Белозерска, но и рядовым обывателям, а также иногородним лицам. Пример тому – возведение купеческого общественного клуба (ныне это районный Дом культуры) на средства петербургского чиновника Василия Вещезерова.

Петропавловский приход существовал до 1937 года, затем богослужения запретили. Последним священником церкви был Александр Петрович Смирнов, сын священника Каргулинской церкви Белозерского уезда. В 1894 году он окончил Белозерское духовное училище, в 1900 – Новгородскую духовную семинарию. Преподавал Закон Божий в Крохинском приходском училище. 1 августа 1901г. рукоположен в священники. Служил в Кустовской церкви Белозерского уезда, был законоучителем и заведовал церковно-приходской школой. 24 февраля 1905г. он был перемещен в Белозерский собор с назначением (7.10.1905г.) законоучителем 1-2 классов Белозерской женской церковно-приходской школы. В 1907 г. награжден набедренником. Репрессирован в 1930 г. за критические высказывания в адрес Советской власти, отправлен на Соловки, где умер в 1931 году в возрасте 59 лет.

Такова история белозерской Петропавловской церкви: в чем-то обычная, в чем-то трагическая, история многовекая.

Из древней Петропавловской церкви (периода средневековья) происходит икона «Святые Апостолы Петр и Павел», которая датируется началом 13 века. Икона местного ряда (размеры 139,4 см х 90 см), в 1926 году она была вывезена из Белозерска и сейчас находится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.

Источник: Соснина М. Белозерской церкви Святых Апостолов Петра и Павла – 235 лет / М. Соснина // Новый путь. – Белозерск, 2005. – 9 июля. – С. 4; 12 июля. – С. 4.



Комментарии и обсуждение


Белозерск. Церковь во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, построенная в 1770 году.

В настоящее время в церкви находится Белозерский краеведческий музей.

"После революции" - понятие растяжимое. Петропавловская церковь была закрыта через 20 лет после революции, после того как 20 августа 1937 г. был арестован и 9 октября расстрелян в Ленинграде ее настоятель, протоиерей Николай Федотовский. Его обвинили в участии в выдуманной следствием "контрреволюционной повстанческой организации церковников".

Ленинградский мартиролог. Т. 2. СПб., 1996. С. 375.

6 мая 2022.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.