Храм Преображения Господня был построен в 1813 г. на средства прихожан на месте обветшавшей деревянной церкви по проекту харьковского архитектора Евгения Алексеевича Васильева. В клировой ведомости 1870 г. сообщается: "Преображенская церковь - двухэтажная каменная с таковою же колокольнею, построена в 1813 году тщанием прихожан и разных благотворителей. Престолов в ней пять: в нижнем этаже главный - в честь и славу Преображения Господня; в южном пределе - во имя пророка Илии; в северном - во имя жен Мироносиц; в верхнем этаже - во славу Богоявления Господня; в южном приделе - к западу - в честь иконы Знамение Пресвятой Богородицы Курския". В конце 1920-х г.г., в связи с закрытием Троицкого собора, Преображенский храм получил статус кафедрального собора.
Летопись собора
Первое упоминание о Преображенской церкви г. Белгорода находим в самом раннем источнике по истории Белгорода - Писцовых книгах В. А. Керекрейского, датированных 1626 годом: "в Стрелецкой слободе церковь Преображения Господня да придел Дмитрея Солунскаго". Точное место расположения этой церкви определить трудно. С полной уверенностью можно только сказать, что находилась она в Остроге, на "ногайской стороне", то есть на территории современного Старого города. Сохранилось краткое описание древней Преображенской церкви: "...древян клецки; а в церкви образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение..." Преображенскому причту принадлежали земли и угодия, - "пашни паханые добрые церковные земли за рекою за Северским Донцом на Крымской стороне, по конец стрелецкие пашни, к лихому ярку дикого поля пятнадцать чети в поле, а в дву потомуж; сена девяносто копен".
Существовала Преображенская церковь и после переноса Белгорода на правый берег Северского Донца. В более поздних источниках - церковных книгах Белгородского Николаевского мужского монастыря упоминается как сама Преображенская церковь, так и некоторые её священнослужители: в 1767 г. - "диакон белоградской Преображенской церкви Иоанн Свешников", в 1772-ом упоминается о "дьячке Преображенской церкви Сергии Васильев", в метриках Тихвинской церкви за 11 февраля 1785 г. называется Преображенский приход. В 1790-1792 гг. называется "пономарь Преображенской церкви Федор Павлов Лавринов". К 1792 г. относится последнее упоминание о несохранившейся деревянной Преображенской церкви. По исследованиям профессора А. И. Ильина, находилась эта церковь ниже нынешнего Государственного академического театра им. М. С. Щепкина со стороны современной улицы Попова.
В начале XIX века начался обсуждаться вопрос о строительстве в Белгороде нового каменного храма. Интересные документы, связанные о его строительством, обнаружил в начале XX века курский историк А. А. Танков. Это было "Дело о постройке в Белгороде вместо двух церквей - Преображенской и Пророко-Ильинской одной каменной трехпрестолъной: Преображения Господня, Св. Пророка Ильи и Св. Благоверного князя Александра Невского".
Приведем некоторые сведения о другой белгородской церкви - Ильинской, придел которой должен был перенесен в новый храм. Деревянная Ильинская церковь в начале XVII века располагалась в Посаде, её земли - "на Ногайской стороне реки Донца под Разумницким лесом". После переноса Белгорода в 1650 г. на новое место перенесли и Ильинскую церковь. В ХVIII веке она была уже каменная, но к началу XIX столетия сильно обветшала и имела неприглядный вид. В связи с этим архиепископ Белгородский и Обоянский Феоктист Мочульский обратился к благочинному протоиерею Иоанну Ильинскому с предписанием следующего содержания: "Ведомства вашего Преображенская церковь и Ильинская находятся не в дальнем расстоянии. Первая - деревянная, приходит в ветхость и малоприходна; на место ея устроить каменную прихожане не в состоянии. Вторая хотя и каменная, но для прихожан невместителъная и стоит не у места. О сем Курский губернатор П. И. Протасов и в бытность свою в Белгороде, и в бытность мою прошлого года в Курске, напоминал мне с таким предположением, чтобы вместо двух устроить одну церковь на приличном и по общему желанию граждан месте. Я изъявил на это согласие; потребно к этому согласие прихожан. Предлагаю возыметь с кем следует сношение и спросить прихожан, пожелают ли они того и о последствиях представить мне. Июля 6-го 1805 года".
Отец Иоанн в своем представлении подтвердил, что "Ильинская церковь - старинная, без всякой архитектуры и не к месту, чем много отнимает красу у города и вид планный..." Белгородский городничий И. П. Леонтьев предложил место для нового храма: "наиприличнейшее место быть церкви на Базарной площади, близ Курской улицы (улица Попова), по плану, сделанному Харьковским господином архитектором". Подготовить проект и возглавить строительство храма в Белгороде было поручено молодому, но перспективному харьковскому архитектору Е. А. Васильеву.
Евгений Алексеевич родился в 1779 г. в Петербурге. Обучался в Петербургском училище под руководством Д. Кварнеги и в студии Порто. С 1803 г. он уже адъюнкт университета в Харькове, с 1817-го - экстраординарный профессор, архитектор университета. Евгений Алексеевич стал автором проектов и руководителем строительства многих зданий города Харькова. В числе сохранившихся до наших дней - несколько бывших университетских корпусов на Университетской улице, колокольня Успенского собора, Николаевская церковь на Цементной улице. Деньги и строительные материалы для нового храма собирали, как принято было издавна на Руси, всем миром. Священник старой Преображенской церкви Шумов доносил, что прихожане обещают доставить "потребное количество материалов из собственного их кошту". Крупную сумму в 2 тысячи рублей жертвовала на строительство церкви вдова белгородского купца Стефанида Тамбовцева со своим семейством. Двое неизвестных прихожан Ильинской церкви передали на строительство 1000 и 200 рублей, "прочие же прихожане и сограждане доброхотным подаянием обещаются тогда, когда онаго храма основание утвердится". Жители слободы Красной "обещались на первый случай доставить извести 300 четвертей или из их общественной суммы 100 р.". Для начала строительных работ этих средств было достаточно. В письме Е. А. Васильеву преосвященный Феоктист предлагал часть денег, предназначенных для строительства колонн, "употребить на построение колокольни великолепной, с часами и курантами для красы и славы всего города, поелику сия церковь будет между присутственными местами и красными рядами..."
В 1813 г. двухэтажная церковь, построенная, как принято считать, в честь победы русских войск над Наполеоном, была открыта и освящена. В первые два десятилетия своего существования она называлась Преображенско-Ильинско-Александра Невского церковью, так как в ней было три придела, два: Преображения Господня и пророка Ильи, перешедшие от старых церквей, и один новый - в честь св. благоверного князя Александра Невского. Впоследствии последний был упразднен, а вместо него созданы три новых придела: в честь жен Мироносиц, Богоявления Господня и иконы Божией Матери "Знамение". Прихожанами новой церкви стали жители Белгорода: купцы, мещане, крестьяне, а также малороссияне пригородной слободы Красной.
Документальных источников XIX века о Преображенской церкви имеется крайне мало. Тем ценнее представляется для нашего современника хранящийся в Белгородском областном государственном архиве документ под заглавием "Ведомость о церкви Преображенской города Белгорода за 1872 год". В этом документе сообщается:
"1. Настоящая построена 1813-го года тщанием прихожан и разных благотворителей; между колокольнею и главною, на втором этаже, находится теплая, иждивением разных благотворителей устроенная.
2. Зданием каменная, имеет повреждение, и свидетельствована архитектором.
3. Престолов в ней пять, в настоящей три: 1-й - во имя Преображения Господня; 2-й - во имя Св. Пророка Ильи и 3-й - во имя Св. жен Мироносиц; в теплой, на втором этаже, - два: 1-й во имя Богоявления Господня и 2-й - в честь Знамения Божией Матери.
4. Утварью достаточна.
5. Причта при ней: два священника, дьякон и причетник.
6. Земли при сей церкви писцовой 56 десятин, на каковую и межевая книга имеется и хранится в церкви; владеют ею священноцерковнослужители.
7. Домы у священноцерковнослужителей собственные, деревянные, на купленных усадьбах устроенные.
8. На священноцерковнослужителей жалованья и постоянного оклада не получается, содержание их посредственно.
9. Здания при сей церкви суть: девять каменных лавок, с коих в пользу церкви получается до 400 рублей в год.
10. Расстоянием церковь сия от консистории в 150 верстах, а от местного благочинного в 1/4 версты.
11. Ближайшая к ней Тихвинская в 100 саженях.
12. Приписной к сей церкви пять.
13. Домовой в приходе сем тоже пять.
14. Опись церковному имуществу есть, составлена 1857 года, свидетельствована, скреплена и утверждена печать консистории, за подписью члена и секретаря оной 1858 года февраля 13 дня.
15. Приходо-расходные книги о суммах свечной и церковной с 1808 года по настоящий, прошнурованные и припечатанные, ведутся исправно и хранятся в целости.
16. Копии с метрических книг с 1810 по настоящий имеются.
17. Исповедные росписи с 1811 тоже имеются.
18. В обнской книге, за шнуром и печатью консистории, выданной 1845 года февраля 2 дня, писанных 169, неписанных 108 листов остается.
19. Тетради для записи доходов священноцерковнослужителей за исправление треб, на основании указного по сему предписания, ведутся исправно и раздел их между причтом производится по надлежащему.
20. Кружка на бедных духовного звания есть и ежемесячно высыпаемые из оной деньги, в тетрадь, за скрепою благочинного, вносятся исправно.
21. Ведомость для прихода и расхода разносортных венчиков и листов разрешительной молитвы, за скрепою благочинного, есть, ведется исправно и хранится в целости.
22. Кружка для улучшения быта для православных паломнников в Палестине имеется и высыпаемые из оной деньги, в скрепленную книгу, вносятся исправно.
23. Кружка для сбора денег в пользу Иерусалимской церкви гроба Господня есть и высыпаемые из оной деньги в скрепленную книгу исправно вносятся.
24. Кружка на восстановление православного христианства на Кавказе имеется и деньги из оной в книгу, скрепленную благочинным, вносятся надлежащим порядком.
25. Кружка на сооружение церквей и школ в западных губерниях есть и деньги, из оной высыпаемые, в скрепленную благочинным книгу вносятся исправно.
26. Кружка на распространение православия между язычниками империи и при ней записная книга за скрепою имеется.
27. Катихизическое учение, быв учреждено в 1838 году, продолжается и ныне.
28. Церковные суммы находятся в церкви и каждомесячно свидетельствуются причтом и старостою.
29. Имущество церковное, на основании указного предписания, в сем 1872 году свидетельствовано причтом и старостою и оказалось в наличности и целости.
30. В церкви сей хранятся четыре государственных 4-х процентных билета непрерывнодоходных, внесенных в кассу 1 ноября 1860 года, 1-й - в 7262 рубля за № 19595; 2-й - в 1139 рублей за № 19596; 3-й - в 1000 рублей за № 19597 и 4-й - в 250 рублей за №1 9598; одно свидетельство Московской конторы Государственного банка по разряду 3-х процентных вкладов в 1000 рублей, 18 октября 1861 года за № 7026 записанные.
31. Дети священнослужителей женского пола обучаются чтению, письму и Закону Божию".
По данным на 1872 г., Преображенская церковь насчитывала 360 прихожан (170 мужчин и 190 женщин) из 69 дворов, проживавших в разных концах города. Из них статских людей насчитывалось 24 человека, купеческого сословия - 114, мещанского - 148 и крестьян - 74 человека. Немалый вклад в просвещение и воспитание белгородцев в духе православной морали внесли священнослужители Преображенского храма.
В августе 1925 г. был закрыт старинный Троицкий собор и Преображенская церковь получила статус кафедрального собора. Чтобы спасти от уничтожения одну из главных святынь земли Белгородской - икону Николая Ратного, верующие тайно взяли ее из Троицкого собора и перенесли в Преображенский. Директор вновь открытого в Белгороде музея краеведения П. И. Барышников докладывал в 1925 г. своему руководству: "В Преображенской церкви находится древняя икона Николая Ратного, имеющая до 400 лет, взятая самовольно из мужского монастыря для крестных ходов в Устинку и подлежащая согласно ст. 5 декрета 7/1, 1924 г. отобранию в музей, как значащаяся в описях".
В конце 1920-х гг. в Белгороде началась кампания по подготовке общественности к закрытию других храмов. В трудовых коллективах по инициативе местного отделения Союза безбожников начали организовываться письма в газеты с требованием закрыть оставшиеся в городе действующие церкви, в том числе и Преображенскую. 20 октября 1929 г. газета "Белгородская правда" поместила на своих страницах гневное письмо воинствующих атеистов: "Почему не закрыты Преображенская и Смоленская церкви, самые удобные для ссыпки хлеба? Дожди начались. Хлеб не может дальше оставаться под открытым небом. Нужны помещения. Надо немедленно не "поднять вопрос" - он уже поднят давно, а попросту закрыть Преображенскую и Смоленскую церкви. Расположенные в самом центре базара, поблизости от ссыпных пунктов, они наиболее удобные для ссыпки хлеба".
И всё же местные власти не решились закрыть главный храм города. Преображенский кафедральный собор действовал в годы советской власти без малого полвека. В нем проповедовалось слово Божие и в тяжелые годы гонения на церковь, и в Великую Отечественную войну, и в послевоенное лихолетье. Закрыли собор в 1962 г. После затянувшегося на целое десятилетие ремонта и перепланировки, существенно изменивших его интерьер, по имевшейся в то время традиции Преображенский кафедральный собор передали "по просьбе трудящихся" под областной краеведческий музей.
В Белгородском областном государственном архиве хранится интересный документ - протокол заседания Белгородского горисполкома от 11 января 1962 г., на котором решалась судьба Преображенского собора. Вот содержание этого документа: "Рассмотрев решение общих собраний педагогического института, асбо-шиферного комбината, завода железобетонных конструкций, котлостроительного, консервного заводов и принимая во внимание, что при наличии в Белгороде трех церквей закрытие Преображенской церкви не лишает верующих возможности удовлетворять свои религиозные потребности, исполком горсовета решил: а) расторгнуть договор от 10 августа 1945 г. на передачу религиозной общине помещения Преображенской церкви; б) изъять помещение церкви у религиозной общины и передать его областному управлению культуры для переоборудования под музей и планетарий, согласно генерального плана реконструкции города; в) взамен собора предоставить общине помещение Кладбищенской церкви, занимаемой под складом Облкниготорга; г) областному управлению культуры до 1 февраля 1962 г. освободить помещение Кладбищенской церкви, предоставив возможность общине произвести необходимый ремонт и переоборудование под культовые цели; д) просить исполком Белгородского облсовета депутатов трудящихся утвердить настоящее решение".
Переоборудование храма шло не так просто, как представлялось. С самого начала стало ясно, что, несмотря на впечатляющие размеры, полезная площадь собора недостаточна, поэтому от первоначальной задумки, кроме музея создать ещё и планетарий, пришлось отказаться. Музей был открыт 22 октября 1973 г. В его шестнадцати залах, занимавших площадь 1116 кв. м на двух этажах, разместилось около четырех с половиной тысяч экспонатов и исторических документов с древнейших времен до начала 1970-х гг. У входа в православный храм, ставший музеем, были установлены каменной изваяние языческой "бабы" и пушка времен Полтавской битвы. С северной стороны храма, по улице Коммунистической, поставили на "вечную" стоянку танк Т-34 и пушку времен Великой Отечественной войны, а с восточной, по улице Попова, - трактор 1930-х гг. и огромную глыбу руды. Семнадцать лет в Преображенском соборе размещался музей. Вряд ди кто из белгородцвв в те годы мог предположить, что пройдет время, и собор снова вернут верующим. Ведь когда в 1973 г. в здании собора торжественно открывался областной краеведческий музей, все полагали, что переселяется он сюда навсегда.
Но вот во второй половине 1980-х гг. начало меняться отношение к церкви. Повсеместно в стране стали раздаваться сначала робкие, а потом всё более настойчивые требования о передаче храмов верующим. В Белгороде в то время часто можно было видеть в самых оживленных местах города группу молодых людей, собиравших подписи с требованием перенести музей из Преображенского собора и вернуть храм верующим. Многие поддерживали этих молодых людей и охотно ставил свои подписи.
19 августа 1990 г., в престольный праздник Преображения Господня, в сослужении архиепископа Курского и Белгородского Ювеналия, у стен Преображенского собора состоялась первая после почти тридцатилетнего перерыва Божественная Литургия. В сентябре 1990 г. собору была передана первая часть Ильинского предела. К сентябрю 1991 г. храм был полностью освобожден в связи со Вторым обретением мощей Святителя Иоасафа, епископа Белгородского. 17 сентября 1991 г. в Преображенский собор, при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, с крестным ходом были торжественно перенесены мощи святителя Иоасафа.
Преображенскому собору требовался срочный ремонт. В 1992-94 г.г. были укреплены стены храма, установлены новые купола, сооружена ограда. Изменилось и внутреннее оформление собора. Группой скульпторов из Одессы (центральная) и бригадой во главе со скульптором А. И. Серпуховым из Белгорода (боковые части) изготовлен новый двухъярусный, трехчастный гипсовый позолоченный иконостас. Иконы для иконостаса написаны белгородскими художниками и мастерами иконописи из Троице-Сергиевой Лавры.
В правом углу храмовой части, возле иконостаса, размещается рака с мощами Святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Резная сень над ракой выполнена резчиком И. В. Олейником. Им же выполнена резная сень над Плащаницей в левом углу храмовой части. В 1999 г. группой художников под руководством Работного А. С. был расписан купол храма. Работы по росписи стен храма продолжались и 2000-2004 г.г.
С сокращениями, http://www.belfavor.ru/history/