ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Днепр. Собор Николая Чудотворца.

Брянская, Николаевская церковь


Днепр. Собор Николая Чудотворца
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:Между 1913 и 1915.
Архитектор:Г.И. Туровцев
Адрес:
г. Днепропетровск, проспект Калинина, 66

Координаты: 48.477189, 34.986048



Собор Николая Чудотворца, , Днепр, Днепр, город, Украина, Днепропетровская область
V.Petrovich
12 апреля 2012
Собор Николая Чудотворца, , Днепр, Днепр, город, Украина, Днепропетровская область
Алексей Кротов
11 августа 2013
Собор Николая Чудотворца, , Днепр, Днепр, город, Украина, Днепропетровская область
V.Petrovich
12 апреля 2012
Собор Николая Чудотворца, , Днепр, Днепр, город, Украина, Днепропетровская область
V.Petrovich
12 апреля 2012
Собор Николая Чудотворца, , Днепр, Днепр, город, Украина, Днепропетровская область
varandej
10 июня 2009
Собор Николая Чудотворца, Царские врата, фотография 1915 г.<br>, Днепр, Днепр, город, Украина, Днепропетровская область
Царские врата, фотография 1915 г.
Елена Григорьева
1 июня 1915
Собор Николая Чудотворца, Иконостас, фотография 1915 г.<br>, Днепр, Днепр, город, Украина, Днепропетровская область
Иконостас, фотография 1915 г.
Елена Григорьева
1 июня 1915
Собор Николая Чудотворца, Общий вид, фотография 1915 г.<br>, Днепр, Днепр, город, Украина, Днепропетровская область
Общий вид, фотография 1915 г.
Елена Григорьева
1 июня 1915
Собор Николая Чудотворца, Фото сделано в день освящения собора, 17 мая 1915 г<br>, Днепр, Днепр, город, Украина, Днепропетровская область
Фото сделано в день освящения собора, 17 мая 1915 г
Елена Григорьева
17 мая 1915



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Брянская Николаевская церковь была построена в 1913 - 1915 годах. Иногда ее называют "Брянский собор". Автором проекта был епархиальный архитектор Полтавской губернии Георгий Туровец. Интерьер разработал и выполнил петербургский архитектор Евстафий Константинович.
Находится: г. Днепропетровск, проспект Калинина, 66.

Заводская Николаевская церковь в рабочем поселке на западной окраине Екатеринослава (Днепропетровска) была построена "ударными темпами" - всего за 28 месяцев. В историю она вошла как "Брянская" - по названию местности (Брянская колония). Пять маковок, трехъярусная колокольня с часами. Брянская Николаевская церковь по размерам и великолепию могла конкурировать с главными храмами Екатеринослава (Днепропетровска): Преображенским, Успенским и Троицким.

Брянская Николаевская церковь Днепропетровска выложена из кирпича, крестовая, пятиглавая. Центральный купол - полусферический, перекрытия остальных помещений - сводчатые. Над угловыми камерами - башни, увенчанные куполами, трехъярусная колокольня.

В начале 1915 году строительство Брянской Николаевской церкви в Днепропетровске было завершено. Святониколаевский храм Днепропетровска был торжественно освящен епископом Екатеринославским и Мариупольским Агапитом (Вишневским). Это событие стало знаменательным для Екатеринославского края, Святониколаевский храм стал одним из красивейших архитектурных сооружений города начала 20 столетия.

8 февраля 1929 года Брянская Николаевская церковь была закрыта.

С 1941 по 1961 года Брянский Николаевский храм в Днепропетровске снова был открыт. В 1961 году Святониколаевский храма был снова закрыт и передан городским властям.

В 1979 году благодаря многочисленным ходатайствам общественности и отдела культуры области здание Святониколаевского храма было внесено в реестр памятников архитектуры, охраняемых государством.

22 июня 1982 года облисполком принял решение о том, что после реставрации храмовое строение преобразовать в Дом органной и камерной музыки. К исполнению приступили немедленно. В том же году по проекту днепропетровского архитектора О.Г. Попова начались реставрационные работы, продолжавшиеся до мая 1986 года. Капитальный ремонт с внешней стороны преобразил храм, а с внутренней – полностью его исказил. Интерьер украсили новые росписи стен художников В.Данилова и С.Исаева

В 1988 г. открылся днепропетровский "Дом органной и камерной музыки", который функционирует до настоящего времени. В помещении установили 12-тонный орган фирмы Sauer из Франкфурта-на-Одере, имеющий 30 регистров. Днепропетровский орган занесен в каталоги ЮНЕСКО.

http://www.tourdnepr.com/content/view/586/507/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  12 апреля 2021

В 1913 г. Российская империя отмечала масштабный праздник - 300-летие правящей царской династии Романовых. Торжества продолжались весь год, коснулись они и Екатеринослава (Днепра). Владельцы Брянского завода - первого металлургического гиганта Екатеринослава, также озаботились проблемой празднования. Нужно было представить что-то необычное, под стать масштабам предприятия. Решили соорудить внушительный собор во имя святого Николая Мирликийского, покровителя тогдашнего императора Николая II.

Проект Николаевского собора, который в народе получил устойчивое название «Брянская церковь», был разработан архитекторами Георгием Туровцем и Евстафием Константиновичем. Изначально собор планировали разместить в центре Екатеринослава - в Яковлевском сквере (сейчас на его месте находится театр Оперы и балета). Но потом владельцы решили «подвинуть» строительство поближе к заводу, хотя выполненный проект был рассчитан на другое окружение. Храм был заложен 21 февраля 1913 г., строился 28 месяцев и был освящен 17 мая 1915 г.

Собор стал одним из красивейших архитектурных сооружений города начала XX в. После его открытия со всего Екатеринослава съезжались люди, чтобы лицезреть эту необыкновенную красоту. Смешение разных стилей породило запоминающийся архитектурный образ. Формы здания выполнены в стиле барокко, декор в стиле неоклассицизм, а купола-маковки - дань православной традиции. На колокольне храма имелись башенные часы.

Сохранились сведения, что Туровец проектировал внешний вид храма, а Константинович - интерьер и иконостас. Уникальный иконостас длиной 18 и высотой 7 метров был так красив, что его изображение поместили в «Ежегоднике Императорского общества архитекторов и художников» за 1914 г. Существует информация, что стены храма покрыл великолепной росписью украинский народный художник Иван Ижакевич. По размерам и великолепию эта церковь вполне конкурировала с главными храмами Екатеринослава - Преображенским, Успенским и Троицким.

Несмотря на свою красоту и экстраординарность, храм на фоне одно, двух, максимум - трехэтажных домов, заводских труб, и паровозных гудков западной окраины Екатеринослава выглядел все-таки диковинным строением, к тому же весьма дорогостоящим. Но руководство одного из крупнейших заводов Юга России не смогло не продемонстрировать перед императором престиж своего предприятия возведением «своей» церкви.

В феврале 1929 г. Брянский собор был закрыт. Этому храму-памятнику суждено было перенести испытания безбожных времен и выстоять сохранившись до нашего времени. Историки продолжают удивляться, как же удалось сохраниться культовому сооружению во времена жестоких религиозных гонений. До войны в храме располагались и выставка металлургической продукции завода им. Петровского, и Дом пионеров, и даже детская спортивная школа. С 1941 по 1961 г.г. собор был вновь открыт для богослужения, но затем его снова передали городским властям. Здание пришло в упадок после чего его легче было снести, чем отреставрировать заново.

В 1979 г. благодаря отдельным энтузиастам и многочисленным ходатайствам общественности собор сохранили, внеся его в реестр памятников архитектуры, охраняемых государством. После реставрации было принято решение преобразовать храм в Дом органной и камерной музыки. В том же году по проекту днепропетровского архитектора Л.Г. Попова начались реставрационные работы, продолжавшиеся до мая 1986 г. Капитальный ремонт с внешней стороны преобразил храм, а с внутренней - полностью его исказил. В здании установили 12-тонный орган фирмы «W. Sauer» из Франкфурта-на-Одере, имеющий 30 регистров. В 1987 г. в Доме органной и камерной музыки был дан первый концерт.

В 2011 г. Брянский собор был официально передан в собственность Днепропетровской епархии Украинской Православной Церкви, но Дом органной и камерной музыки не прекратил своего существования - концерты и творческие вечера продолжаются здесь и сейчас. Брянский собор гордо возвышается среди окружающих кварталов. Но это торжественное здание гораздо лучше смотрелось бы на первоначально выбранном месте — в центре города, на месте довольно безликого Театра оперы и балета...

Подготовлено сообществом «Екатеринославъ - Днепропетровск» по материалам краеведа и историка Максима Кавуна и сайта <2010.оrthоdоxy.оrg.uа>

Днепропетровский дом органной и камерной музыки (укр. Дніпропетровський Будинок органної та камерної музики) — концертный зал в городе Днепре, центр музыкальной культуры Днепропетровской области, один из действующих органных залов Украины. С 1987 г. расположен в здании Свято-Николаевского (Брянского) собора, по адресу проспект Сергея Нигояна, дом 66. В помещении зала выступали такие музыканты как Гарри Гродберг, Ольга Басистюк и другие.

По вопросу передачи помещения церкви прошло 21 судебное заседание. В 2006 г. представители органной фирмы посетили город. По их заключению, перенос инструмента на другое место оценивается в 163 тысячи евро.

В марте 2011 г. здание органного зала перешло в собственность общины православной церкви, которая по условиям мирового соглашения, утверждённого Хозяйственным судом Днепропетровской области 26 августа 2010 г., обязуется обеспечивать беспрепятственное функционирование Дома органной и камерной музыки. По заверениям управляющего Днепропетровской епархией митрополита Иринея, орган останется нетронутым в верхней части храма до тех пор, пока в городе не будет построен органный дом музыки, куда его смогут перенести.

С 14 марта 2013 г. совершаются регулярные богослужения в подвальном помещении храма.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  23 июня 2022

Брянская Николаевская церковь характерна для архитектуры начала XX в. отличающейся применением деталей и образов различных стилей. Кирпичная, оштукатуренная, крестовая, с полукруглой апсидой и гранеными камерами по углам креста, пятиглавая. Центральный купол – полусферический на круглом световом барабане, перекрытия остальных помещений – сводчатые. Над угловыми камерами – граненые башни, увенчанные куполами, над западным притвором – трехъярусная колокольня. В обработке фасадов памятников использованы приемы классической архитектуры: стены рустованы, фасады обогащают колонные коринфские портики и колоннады, окна и двери обрамляют пластические декоративные элементы. Стены завершает балюстрада.

«Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Строитель», 1985 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.