ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Днепропетровск. Тихвинский женский монастырь.


Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Архитектурный стиль:Эклектика
Год основания:1866.
Адрес:
Украина, Днепропетровск, ул. Надежды Алексеенко, 171

Координаты:48.446545, 35.006306
Проезд:Ехать от вокзала на трамвае №11 до остановки "ул. Каверина", идти влево от ул. Рабочей.


Добавить фотографию
Тихвинский женский монастырь - Днепропетровск - г. Днепропетровск - Украина, Днепропетровская область
Тихвинская церковь (год постройки 1875 утрачена) с http://dneprcity.info/?p=321
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1917




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): S.Ovsjannikoff,  19 мая 2015

Основан монастрырь в 1866г. Но в 1925 г. его закрыли. В 1943 г. в нем снова начала возрождаться жизнь. Но только в 1997 г. в Свято-Варваринском храме, который почти 40 лет использовался как спортзал, начались богослужения. Все это время монастырь реконструировался, отстраивался, и свое 140-летие в 2006 году встретил большими преобразованиями.

http://gorod.dp.ua/inf/org/oneplace/?place_id=1399


Статью добавил(а): Титов П.Н.,  12 марта 2016

Возникновение и дальнейшая судьба Тихвинского женского монастыря являют собой живой пример дивного Промысла Божьего. На создание обители была воля Пресвятой Богородицы, которая открылась следующим образом.

В 1862 году монахиня Браиловского монастыря Феонилла (Ефремова) направлялась в одесский монастырь, намереваясь остаться в нем, так как родом она была из тех мест. Путь лежал через город Киев. Здесь она зашла к старцу Феофилу за благословением. Старец благословил путешествие, но сказал, что в одесском монастыре она жить не будет, а при возвращении в город Браилов на полпути остановится и станет трудиться вместе с родственницей в обители, которая будет уделом Богородицы. По неизвестным причинам монахиня Феонилла действительно в одесском монастыре долго не жила, а поехала в Ростов-на-Дону. Через некоторое время, похоронив своих родных, она взяла с собой семилетнюю племянницу-сироту Евдокию Ефремову и направилась в обратный путь, в Браилов. Дорогой девочка заболела, и монахиня Феонилла вынуждена была остановиться на полпути к Браилову, в городе Екатеринославе.

Монашеская жизнь Феониллы привлекла внимание екатеринославских купцов, и у них возникло желание создать в городе девичий монастырь. Узнав об этом, монахиня вспомнила слова старца, поняла их смысл и обратилась к правящему архиерею, епископу Платону (Троепольскому) за благословением на открытие монастыря. Преосвященный Платон ходатайствовал перед Священным Синодом, и вскоре было получено разрешение на открытие в Екатеринославе девичьего монастыря. Таким образом, основание обители в виде общины относится к 1867 году, а в 1877 году община была переименована в монастырь.

Большую помощь при открытии монастыря оказал монах архиерейского дома Трифон (Новгородский). Он вызвал из Золотоноши монахиню Мелетию, председательницу общины, и отдал ей доставшиеся ему после смерти родителей деньги для устройства монастыря. Много жертвовали на монастырь купцы Жировы, Гусевы, Бабушкины, Пчелкины, Ефановы, Алексеенко, Рыбаковы и другие. Из кирпича, который производился на заводе купца Сергея Рыбакова, были построены собор, зимняя церковь и все здания монастыря. После объявления о купле участка земли под монастырь предлагалось множество вариантов, но благодетели решили приобрести землю только вблизи Екатеринослава. Священник кладбищенской церкви Александр Белый жил один в собственном домике. Вот этот участок в 30 десятин с лесом в трех верстах от города и был куплен для обители.

Позднее возник вопрос: во имя кого будет построен монастырь? Одни предлагали — в честь Вознесения Господня, так как основание будущей обители произошло 6 мая 1866 года, в праздник Вознесения. Другие — в честь Казанской иконы Божией Матери, которая был почитаема в Троицкой церкви (ныне кафедральный собор). Третьи — во имя святых, в честь которых они были названы, но, поскольку купцов было много, опять получилось разногласие. Тогда обратились к епископу Платону. Епископ пригласил монахиню Феониллу. Она передала предсказание старца, что поселится в обители, которая будет уделом Богородицы. Осталось решить, в честь какого святого образа или события, связанного с именем Богородицы, будет названа обитель. И опять было множество предложений. Но епископ остановил разногласия следующим решением: он благословил совершить трехдневный пост с молитвой, а затем молебен Царице Небесной и написать записку, в которой было бы указано во имя какого образа или события будет названа обитель. Со страхом и благоговением все разошлись, молясь Царице Небесной открыть Ее волю. К концу трехдневного поста Марии Гусевой во сне представилась неизвестная ей обитель. В ней — образ Владычицы, пред которым иноки воспевали: «Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом заступница». Со страхом и трепетом Мария хотела приложиться к сему святому образу, как вдруг неземной голос ее остановил: «Сим образом хочу пребывать на месте основания обители». Проснувшись, Мария пошла к епископу Платону и поведала о своем сне. Преосвященный Платон принял сие за волю Владычицы и попросил Марию описать увиденный ею святой образ. После долгих поисков узнали, что сей образ Владычицы пребывает в городе Тихвине. Епископ Платон ходатайствовал перед Священным Синодом о взятии копии сего образа для создания обители в Екатеринославе. Благословение было получено, и в город Тихвин были посланы купец Сергей Рыбаков, Мария Гусева и монахиня Феонилла.

Каково же было их изумление, когда они увидели в Тихвинском монастыре множество иноков, предстоящих пред св. образом Богородицы и воспевающих: «Радуйся, Владычица, милостивая о нас пред Богом заступница». Услышали посланные и рассказ о чудесном пребывании св. образа в обители. Образ сей был написан в Царьграде святым апостолом Лукой, но за прегрешения жителей города трижды скрывался и появлялся. Последний раз образ не вернулся в Царьград, а был носим Ангелами на воздусе над Русской землей. Первыми его увидели рыбаки, ловившие рыбу на Волге. Они побежали в город и рассказали о видении священникам и жителям. Быстро собравшись, все духовенство и горожане вышли к берегу, молебно взывая: «Прииди к нам, Царице, сниди, Владычице». Над городом Тихвином св. образ остановился и опустился на место, где ныне устроена обитель. По месту явления св. икона стала называться Тихвинской. Она является главной святыней обители и всего города. При нашествии татар в 1533-1534 годах образ Божией Матери был вставлен в монастырскую стену с маленьким оконцем, перед которым была зажжена лампада. Но в монастырском храме был оставлен его список, написанный на деревянной доске. Татары сожгли многие храмы, пожар коснулся и Тихвинского монастыря, но список образа Богородицы один остался несгоревшим, а только почернел. Этот список и был передан обители города Екатеринослава в благословение.

Икону с пением акафиста иноки внесли на пароход, затеплили пред ней лампады, и под колокольный звон пароход направился по рекам Тихвинке, Волге и Днепру к Екатеринославу. На сретение св. образа вышли преосвященный Платон с духовенством и множество народа.  Архиерей снял с парохода образ Божией Матери. На берегу был отслужен молебен с пением акафиста по чину, совершаемому каждую субботу. Крестным ходом образ, под пение тропаря «Днесь, яко солнце пресветлое возсия…», был перенесен на место основания обители. Здесь также был совершен молебен. Икону временно, до окончания строительства зимнего храма, поставили в Троицкой церкви у первой правой колонны. В 1867 году, к празднику святой равноапостольной Марии Магдалины, образ был торжественно перенесен в храм обители и водворен за правым клиросом. Здесь он находился до окончания строительства собора, а в 1874 году перенесен в собор и также поставлен за правым клиросом. Св. образ Владычицы прославился многими чудесами.

По благословению Святейшего Синода преосвященным епископом Платоном из Золотоношского монастыря были вызваны монахини Олимпиада (Милютина), Людмила (Архангельская), Анисия (Куликова), Анфия (Пойда) и другие. Монахиня Феонилла была деятельной участницей в деле открытия и устройства монастыря и близкой помощницей первой настоятельницы обители монахини Марии (Новгородской). Спустя несколько лет, в 1887 году, настоятельница монастыря монахиня Мария была возведена епископом Платоном в сан игумении и, дожив до старости, приняла схиму с именем Мелетии. После кончины в 1893 году она была погребена в склепе собора.

В «Справочнике Екатеринославской епархии за 1908 год» сохранились о монастыре такие сведения: Екатеринославский Тихвинский общежительный монастырь основан в 1867 году, первоначально был общиною, а в 70-х годах переименован в общежительный. Храмы монастыря: 1. В Варваринской церкви два престола: 1-й — в честь святой великомученицы Варвары, 2-й — в честь святой равноапостольной Марии Магдалины. 2. В Тихвинской церкви три престола: 1-й — в честь Тихвинской иконы Божией Матери, 2-й — в память Вознесения Господня, 3-й (с левой стороны) — в честь Казанской иконы Божией Матери. Обе церкви каменные, с такими же колокольнями. Церковно-приходская школа в собственном доме в г. Екатеринославе, обучается 60 девочек. Помещение для сестер монастыря имеется, а также все необходимые хозяйственные постройки. Угодья монастыря — 500 десятин земли, пожертвованной князем Кудашевым, и другой участок земли в 200 десятин, купленный на собственные средства игумении Олимпиады. Архивные сведения 1910 года подтверждают, что в обители действовали те же два каменных храма с колокольнями. Угодья обители составляли 700 десятин земли. Известно имя еще одной игумении — Евфалия.

Перед окончательным закрытием монастыря, в 1925 году, монахиням удалось вынести святой чудотворный образ; до 1942 года он хранился в квартире монахини Геннадии. Во время оккупации Днепропетровска начали открываться храмы Божии. Монахини, проживавшие в городе, возбудили ходатайство перед правящим епископом Димитрием об открытии монастыря. К счастью, все здания монастыря, кроме сожженного собора, сохранились. Преосвященный Димитрий, выслушав просьбу монахинь, обратился к митрополиту Киевскому и получил благословение на повторное открытие обители. По благословению правящего архиерея, было решено было восстановить зимний храм, а до окончания ремонта проводить богослужения в здании просфорни, в которой была устроена церковь во имя святой великомученицы Варвары. После окончания ремонта Варваринского храма чудотворный образ Божией Матери был перенесен из квартиры монахини Геннадии в монастырский храм, по восстановлении же зимнего храма образ был перенесен на первоначальное место. Это произошло в 1943 году.

Игуменией монастыря была назначена монахиня Геннадия, которая с малых лет несла послушание в Тихвинской обители и 17 лет хранила икону Богородицы в своей квартире. Несмотря на преклонный возраст, игумения много сил положила на восстановление обители и храмов. В 1946 году, по немощи, она была уволена на покой архиепископом Андреем (Комаровым), а управление монастырем было передано монахине Ксении, прибывшей в Днепропетровск из Крымской епархии. Игумения Ксения старалась улучшить состояние монастырских храмов и жизнь самого монастыря. Управляла она монастырем до зимы 1958 года (к этому времени монастырь жил уже полной жизнью) и была уволена на покой по старости и немощи архиепископом Гурием (Егоровым). Новой настоятельницей была назначена монахиня Руфина, находившаяся в обители с молодых лет, и пережившая с сестрами все события смутного времени. Весной 1959 года монахиня Руфина была возведена архиепископом Гурием в сан игумении с вручением жезла. 5 августа 1959 года, неожиданно для всех, монастырь был закрыт, в нем разместили интернат для умственно отсталых детей. Свято-Тихвинский соборный храм, пострадавший во время войны, в 1959 г. был взорван. В начале 1960-х на его месте построили здание детсада-интерната для глухонемых. Насельницы разъехались по частным квартирам, а св. чудотворный образ Божией Матери был снова перевезен и поставлен в Троицком соборе у первой колонны с правой стороны, как в первые дни его прибытия в город.

Духовная жизнь в обители стала возрождаться в 1997 году, когда по благословению архиепископа Иринея сюда были переселены сестры из Самарского монастыря, ставшего мужским. Игумения Марина (Ткачук) с сестрами взялась за восстановление обители. 17 декабря 1997 года в Свято-Варваринском храме обители впервые после многих лет был отслужен молебен. А с февраля 1998 года возобновились богослужения.

9 июля 1999 года после Божественной литургии из Свято-Троицкого кафедрального собора в монастырь крестным ходом была перенесена святыня обители — Тихвинская икона Божией Матери. По благословению архиепископа Иринея с этого времени, как прежде, каждую пятницу пред св. образом Богородицы читается акафист.

В 2000 году, на месте разрушенных стен между келейным и школьным корпусом была восстановлена большая каменная монастырская трапезная, в которой был устроен храм. В нем совершались богослужения во время реконструкции Свято-Варваринского храма. Освящение восстановленного храма совершил митрополит Ириней 16 апреля 2001 года.

На сегодняшний день в монастыре 50 насельниц. При монастыре действует воскресная школа, в которой обучается 50 детей.  В конце 2005 года при монастыре был открыт методический кабинет епархиального управления, основной задачей которого является подготовка учебной программы по христианской этике в общеобразовательных школах и повышение квалификации светских учителей и педагогов воскресных школ.

По благословению высокопреосвященнейшего Иринея, митрополита Днепропетровского и Павлоградского, летом 2005 года монастырь приобрел скит в селе Орловщина, освященный в честь преподобного Серафима Саровского. На территории скита планируется строительство часовни. От воды из источника в скиту совершались исцеления больных. Сейчас там ведутся восстановительные работы и строительство хозяйственных помещений. Осенью 2001 года обитель приобрела скит в селе Волосское под Днепропетровском. Там устроено монастырское кладбище. В настоящее время скит используется приходом храма в честь архистратига Михаила. В мае 2003 года обители был передан еще один скит в поселке Карнауховка.

На территории, ранее принадлежавшей монастырю, сохранились остатки фундамента разрушенного в богоборческое время Свято-Тихвинского собора, восстановление которого будет возможным, когда монастырю возвратят ранее принадлежащие земли и владения.

По материалам сайта pravoslavie.ua

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.